Спегальский Ю. П. Каменное зодчество Пскова. Л.,1976

Содержание
  1. От составителя
  2. Предисловие
  3. Часть первая. Зодчество псковских каменщиков и первые шатровые и столпообразные постройки
  4. Техника псковских каменщиков
  5. Работа псковских каменщиков "за рубежом"
  6. Появление псковской школы архитектуры
  7. Целесообразность в выборе псковского храма
  8. Происхождение шатровых храмов
  9. Современное состояние вопроса о происхождении и взаимном влиянии приёмов и форм каменных и деревянных построек
    Часть вторая.

  10. Становление и развитие псковской школы зодчества
  11. Постройки псковских зодчих XIV и первой половины XV века — эпохи становления самобытных черт древнепсковского искусства.
  12. Постройки псковских зодчих эпохи зрелости искусства Пскова (вторая половина XV—XVIвеков).
  13. Постройки псковских зодчих заключительного периода развития древнепсковского искусства (XVII век)


3. ПОЯВЛЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ШКОЛЫ АРХИТЕКТУРЫ.

Мирожский и Снетогорскии соборы. Ивановский собор. Отделение Пскова от Новгорода. Сравнительная демократичность Пскова. Время перелома в архитектуре. Денежная расплата. Значение денежной расплаты.


В XII—XIII веках Псков не имел еще того, что можно было бы назвать псковской школой архитектуры. Однако в начале XIV века появляются уже характерные местные особенности, которые можно найти в ранних постройках Пскова.
Наличие в Пскове превосходного естественного материала для каменного строительства — обильных залежей известняков разнообразных пород — уже в 18 веке, вероятно, успело отразиться на технических приемах каменной стройки и привести к некоторым, не очень значительным, но заметным местным особенностям. Именно это характерно для сохранившейся до нашего времени ранней постройки XIV века — собора Снетогорского монастыря (1310 г.). Собор Снетогорского монастыря повторяет формы еще XII века (Мирожский собор). Очевидно, псковский тип храма выработался после 1348 года, вероятнее всего в конце века.
Собор Мирожского монастыря в его первоначальном состоянии ничего псковского не имеет. Это главное здание старейшего Псковского монастыря, построенного около 1150 года по заказу новгородского архиепископа Нифонта — верховного владыки церковной жизни Новгорода и Пскова. Мирожский собор — памятник не только древней архитектуры, но и монументальной живописи. Собор подвергался переделкам: надстройка «палаток» над юго- и северо-западными углами (сделанная еще в XII веке), наружная штукатурка, неоднократные изменения покрытий, пристройка .притвора, колокольни, поднятие полов. Вокруг здания нарос значительный культурный слой. О первоначальном виде собора можно судить по схематическому рисунку его реконструкции.
Собор Ивановского монастыря — постройка псковских князей, основавших монастырь. В древности храм служил местом погребения княгинь, а иногда и других членов семейств псковских князей. Дата его возведения неизвестна. Впервые он упоминается в летописи как существующий под 1243 годом.
Архитектурные особенности, тесно роднящие его с новгородскими храмами XII века, убеждают в том. что он относится к тому же времени. До нас собор дошел сильно измененным. Многочисленные переделки, надстройки и отложения толстого слоя культурных напластований вокруг здания изменили его первоначальный облик.
Конечно, не могли не существовать местные отличия. Приезжие мастера тоже вынуждены были считаться с условиями Пскова и вносить некоторые изменения в привычные приемы. Ивановский собор, конечно, не точное повторение новгородских соборов — сравнительная бедность заказчика сказалась хотя бы в его небольшой высоте. Но до XV века это только местные особенности.
Появление псковской школы архитектуры связано с тем переломом в хозяйственной и политической жизни Пскова, который привел к отделению Пскова от Новгорода.
Псков еще в XII веке обнаруживал склонность к самостоятельности, причем были случаи, когда он служил убежищем для стороны, терпевшей неудачу в Новгороде. «В лето 1138 выгнаша Новгородцы Всеволода Мстиславовича из Новгорода князя своего... В том же лете приндоша плесковичи и позвали Всеволода княжнти к собе». Но есть серьезные основания считать, что к XIV веку, когда в Новгороде политическая власть бесповоротно укрепляется в руках феодальной аристократии, а вече делается игрушкой в ее руках, Псков становится местом, где противостоящая на вече «бесправдивым боярам» группа находит более благоприятные условия и где эта демократическая партия восторжествовала. Это неизбежно привело к антагонизму между Псковом и Новгородом и к официальному разрыву, признанному в 1348 году. Псковская летопись не раз упоминает о «немирье» и арагозе» между Псковом и Новгородом.
«Новгородцы приведоша себе князя из Литвы... а все то псковичам в перечину... не помогаша ни словом ни делом» (1407 г.).
«Псковичи много челом биша Новгороду, не помогаша Псковичем не мало» (1409г.).
«Тогоже лета псковичи быша рагозии с Новгородцами» (1417 г.).
Трудно с уверенностью сказать, когда этот перелом отразился на архитектуре Пскова, но нужно думать, что это связано со знаменательным для Пскова 1348 годом.
До 1370 года строительство храмов в Пскове было довольно немногочисленно. Постройки каменных храмов падают лишь на 1310, 1339, 1341, 1345, 1352 и 1367 годы, причем только по одному в год. В 1370 году — также одна постройка, в 1371 — три, 1374 и 1376 — по одной, в 1377 — две, 1385 — одна, и, наконец, в 1386, 1388, 1395, 1398, 1399 — по одной. Это только в самом Пскове. К сожалению, почти ни одна из этих построек до нашего времени не дошла. Храм Михаила Архангела, относящийся к этому времени, в верхних частях переделан.
Только после середины XIV века (с 1364 г.) появляются в псковских летописях сведения об уплате мастерам за работу по постройке храмов и укреплений. Появление денежных расчетов несомненно повлияло на введение новых приемов в постройках, рационализацию их. Естественно предполагать, что именно в этот период (от 1370 по 1410 гг.) и выработались основные типические особенности псковской архитектуры.
Чрезвычайно трудно судить конкретно о том, какова была прослойка, которая руководила псковским вечем, ибо, конечно, вече не могло являться представителем и защитником интересов всего населения города. Но все-таки очень важен тот факт, что торговцы и ремесленники хотя бы юридически не были лишены прав на вече и что в хозяйстве Пскова весьма большую роль играли деньги.
Чрезвычайно характерно, что Псковская летопись зачастую упоминает о денежной расплате со своими же местными мастерами, что никогда не встречается в других летописях.
«В лето 1364 псковичи даша наймитам 200 рублев истребити им стена святые Троицы».
«В лето 1365 года заложиша церковь святую Троицу, и даша мастером Делу мзды 400 рублев дара и добре потчиваху их».
«В лето 1400 года приехал владыка Иван во Псков и повеле Захарьи посаднику наяти наймитов ставити костер над Псковою, а владыка серебро свое дал...»
1417 г. «Псковские посадники Федос и Сильверст и весь Псков наяша мастеров, и сделаша стену от костра на Незнанове горе и до Сысоевых ворот, а других наймитов наяша и поставиша костер на Крону от Пскова, в Петрово говение кончаша... а поймаша то серебро на корчмитех».
1420 г. «Псковичи наяша мастеров Федора и дружину его побивати церковь святая Троица свинцом, новыми досками... и даша мастером 40 и 4 рубли».
.1424 г. «Того же лета кончана бысть стена камена, перси кромские, а делаша полчетверти года 200 муж, а найма взяша 1000 и 200 рублев».
1431 г, «Того же лета по весну наяша псковичи 300 мужей, а заложиша город нов на Гдове на берегу, камену стену... а земцы бережские даху тогда 300 рублев Пскову в камену стену...».
1435 г. «Того лета наяли Псковичи наймиты на новый мост на Пскове-реке... а даху найма от того 70 рублев, а наймитов было 40 человек...».
1456 г. «Того же лета и мост намостиша и Запсковский через реку Пскову, а даша мастером мзду 60 рублев и потом придаша 20 рублев».
«В лето 1462 заложиша псковичи новый городец на обидном месте над Великим озером... А делаша его мастера Псковские и Волощаны 60 человек псковских мастеров, а взяша от него тако же и от церкви дела своего мзду у всего Пскова 60 рублев, а потом прндаша 30 рублев...»
1465 г. «Того же лета перси совершиша у Крому месяца августа в 30 день, а делаша 80 мужей наймитов по три лета, а взяша дела своего 175 рублев».
«В лето 1468 заложиша в монастыре на Красном дворе церковь камену святого Пантелеймона... а взяша от нея дела своего мзду 30 рублев у чернцов».
1469 г. «Того же лета заложивши сделаша великие врата каменные и костер (башня) на верху большой, выше старых, по конец мосту запсковского. А взяша у Пскова мастеры дела своего мзду от них 30 рублев сребра» .
1471 г. «Того же лета намостиша мост нов на новом месте на Черехе реке, а даша мастером мзду дела полдевята десять рублев» то через Пскову и даща мастером 60 рублев, а платиша то серебро мясники».
Мастера работали за «мзду», по найму — факт очевидный, который имел весьма большое значение для развития их деятельности. Очень многие черты псковского зодчества объясняются тем, что его творцы работали за заранее обусловленную денежную оплату. Это обстоятельство способствовало техническому совершенствованию псковских мастеров, выделяющему их из среды других русских зодчих того времени. Это же обстоятельство способствовало развитию предприимчивости и изобретательности, которыми отличались псковичи.
Техническое уменье, предприимчивость и изобретательность в дальнейшем позволили псковичам работать «за рубежом» Псковщины. Пока еще трудно судить окончательно о том, насколько глубоко было проникновение наемного труда и денежной формы оплаты в хозяйство Пскова и насколько сильно это сказалось на его культуре, но бесс одно, что и то и другое имело место.
Торговые сношения псковичей с «заморскими» странами, личное общение с иноземцами также не могли не сказаться на псковичах и их культуре. Чрезвычайно интересно свидетельствует об этом отзыв иностранца барона Герберштейна, хорошо знавшего Россию, который в 1526 году так писал о псковичах: «Иоанн Васильевич совершенно умалил свободу жителей Пскова. От этого вместо общительных и даже утонченных обычаев псковитян почти во всех делах введены были гораздо более порочные обычаи московитов».
В этой сравнительной культурной высоте, которую Герберштейн даже считает за утонченность, несомненно причина того, что псковские зодчие оказались способными понять и достаточно мастерски воспроизвести те детали итальянской архитектуры, которые были для них полезны.
Весьма сильно сказывались на зодчестве также особенности заказа. Псковская интимность и практичность — следствие того, что псковичи строили для практических нужд городских «концов», улиц, монастырей, не обладавших большими средствами, и поэтому вынуждены были соблюдать строгую экономию, которая в дальнейшем отразилась не только на обработке, но и на плане конструкций, всей архитектуре и вызвала появление ступенчатых сводов, приделов, бесстолпных храмов и т. д.
В Москве, где заказчик был иной, создавалась более богатая обработка, а новые приемы, появившиеся до того в Пскове, были использованы по-иному и развиты, в результате чего появились совершенно новые формы.
Конец XIV века — время довольно крупной и самостоятельной деятельности псковских зодчих, при том, по-видимому, исключительно у себя дома, на Псковщине. Сведений о работах псковичей «за рубежом» в этот период нет. За XIV век в самом только Пскове построено 25 храмов и большое количество укреплений. Окруженная врагами Псковщина нуждалась в крепостях для защиты от частых нападений. Кроме того, «Господин Псков» держал в подчинении эксплуатируемое им бесправное земледельческое население Псковщины. Для этой цели незаменимым орудием служила церковь, задача которой заключалась в том, чтобы поднять псковские «старины» и «пошлины» на степень неприкосновенных святынь и окружить «дом святой Троицы» ореолом, на который не смели бы посягать смерды. Отсюда понятно то внимание, которое уделял Псков церковным делам и, в частности, постройке храмов. Но специфической чертой Пскова было то, что он стремился соблюсти возможную экономию, не выходить за пределы крайне необходимого, проявляя в своих заказах расчетливость, чуть ли не скупость. Соседство с сильным врагом заставляло напрягать все силы, чтобы сохранить свое существование. Этим объясняется псковская практичность и характерная простота в искусстве. Расчетливость «Господина Пскова» в своих заказах и такое положение мастера, при котором он работает за сдельную денежную оплату, — основа, на которой выросли все местные специфические черты псковского искусства и воспитались псковские мастера. Сдельная форма оплаты, когда мастер заранее уславливается о размере вознаграждения за постройку (причем в тех случаях, когда заказчик был особенно доволен выполненной работой, было еще особое вознаграждение — придача после окончания работы), становится источником стремления самих мастеров к возможной рационализации постройки для достижения нужного эффекта с возможно меньшими затратами сил и материала без снижения качества работы. Это стремление становится причиной развития высокой строительной техники, источником изобретения новых конструкций и архитектурных форм. Стремясь к наиболее рациональному и экономически выгодному, с тем чтобы сохранить свои силы, мастера стремятся и к достаточной художественной выразительности и к технической безупречности и прочности постройки. Они кровно заинтересованы показать свое умение и высокое качество работы, обеспечивая себя лучшими, наиболее выгодными заказами. Этим объясняется внимательная обработка и как результат, приятный с эстетической стороны облик памятников псковской архитектуры наряду с простотой.
Сравнительно свободное положение мастеров, руководивших артелями, сказалось, наконец, и в той смелости, с которой они подходили к ломке официальных канонов. Их не столько интересовали каноны, сколько возможность улучшить типы построек, внести новшества, облегчающие труд мастеров и вместе с тем обогащающие архитектуру.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 13
---
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent