Спегальский Ю. П. Каменное зодчество Пскова. Л.,1976
Содержание
Экспертиза Успенского собора. Правильность кладки. Камень.
Керамика. Голосники. Раствор, Штукатурка.
Связи. Кровля.
Псковские каменщики были прекрасными мастерами своего дела. Технические способы и приемы постройки из известняка и кирпича на известковом растворе доводились ими до совершенства.
Примитивный способ кладки «в коробку», который применяли и москвичи и новгородцы, никогда не применялся псковичами. Псковичи, по-видимому, достаточно разбирались в силах, действующих в кладке, чтобы понимать негодность кладки, где вся середина заваливается почти случайными прослойками мелкого камня и раствора.
Слова летописца о причинах разрушения московского Успенского собора (построенного Кривцовым и Мышкиным), очевидно, повторяют, может быть, даже довольно точно, мнение псковичей, которые были вызваны для экспертизы в 1474 году: мастера, согласно этим словам, строили собор «по обычаю своему, но не разумеша силы в том деле, известь житко растворяху с песком, ино не клеевито, а внутрь того же малого камения собираху да внутрь стены сыплюща да известью поливаху, якоже раствором тестяным, потому же не крепко дело. Якоже тягиня того камения погнетет вместо и правило стены извихляется».
Псковичи клали свои стены по отвесу и ватерпасу, по причалкам с соблюдением правильной перевязки и правильным заполнением середины стены. В результате многочисленных переделок, разрушений от пожаров, воды и прочих причин теперь в их постройках часто наружные или внутренние стены не представляют правильной плоскости, линии углов не отвесны и неправильны, очертания арок измяты. В большинстве случаев только подвалы остались в более или менее нетронутом виде и по ним можно убедиться, что стены сложены точно, очертание их геометрически правильное, круглые в плане части сложены по воробе или малке.
Примером такой безупречной кладки могут служить подцерковья церквей Василии на Горке, Климента в Пскове и др.
У себя дома псковичи строили обычно из известняковой плиты, в изобилии добывавшейся на Псковщине. Кирпич в Пскове употреблялся до XVIII века очень редко, так как он обходился гораздо дороже плиты.
На Псковщине известняки находятся в громадном количестве, самых разнообразных пород и легко могут добываться вблизи мест строек. Плита как материал для постройки каменных зданий является природным, не требующим переработки материалом, легко доступным, дешевым и имеющим большие достоинства. Неслучайно именно во времена наибольшего развития строительства и высоко развитой строительной техники в Пскове плита совершенно вытеснила кирпич, который употреблялся только лишь на печи и печные трубы. Это было вызвано необходимостью быстрого заготовления большого количества материала, который был бы под рукой, быстрого окончания строек и, при большом размахе строительства, стесненностью материальных средств, необходимостью экономить их.
Использование плиты давало следующие преимущества:
а) подручность, доступность и дешевизну;
б) возможность в короткий срок заготовить громадное количество вполне готового материала;
в) быстроту возведения, несложность и легкость исполнения строительных работ, возможность применять ее в самых разнообразных случаях, в частности для орнамента зданий.
Распространенные на Псковщине породы известняков различаются толщиной слоев (от слоев, измеряющихся сантиметрами, до слоев полуметровой толщины), механической прочностью и податливостью инструменту (от чрезвычайно твердой до мягкой, почти как глина), цветом, характером излома, плотностью и такими важными свойствами, как сопротивляемость влияниям атмосферных воздействий, теплопроводность, способность впитывать влагу.
Древнепсковские каменщики хорошо знали свойства плиты и успешно ее применяли. Примером умелого использования разных пород плиты могут служить жилые здания XVII века в Пскове. Нижние части зданий, подвергающиеся воздействию почвенной влаги,— фундаменты и стены подвалов обычно сложены из очень прочной, твердой, плотной, мало впитывающей влагу и не поддающейся атмосферным влияниям плиты. Стены самого жилья складывались также из прочной и мало впитывающей воду плиты с целью защиты здания от быстрого разрушения в случае утери крыши. Орнаментация делалась из совершенно особых пород известняков, дававших очень чистые плиты одинаковой толщины (обычно 10—12 см, иногда 30—32 см) и очень мягкие, легко поддающиеся обработке режущим инструментом, но довольно устойчивые против влияния атмосферных воздействий.
Различные части орнаментации выполнялись из разных пород плиты. Каждая часть имела свои особенности. Валики, выступавшие за лицо стены и защищавшие более тонкую орнаментацию (а сами не требовавшие никакой обработки, кроме очень легкого подкругления углов), делались из более прочных и крепких пород. Разные детали, помещавшиеся в защищенных валиками углублениях, требующие тонкой обработки режущим инструментом, делались из наиболее мягких и иногда даже не особенно устойчивых пород, так как были защищены от воздействия дождя и снега.
Позднее, в XIX и XX веках, не всегда правильно применяли известняковые плиты, что приводило часто К разрушению зданий. В XIX веке употребляли прочную, но сильно теплопроводную плиту для стен жилых зданий, защищенных крышей и штукатуркой. При реставрационных работах псковского музея в XX веке на облицовку нижних частей башен, не имевших ни крыш, ни штукатурки и подвергавшихся интенсивному воздействию атмосферных условий, употреблялась сильнопористая и впитывающая воду плита, непрочная и пригодная лишь на части зданий, защищенные штукатуркой и крышей и удаленные от почвенной сырости. Понятно, что облицовка начинала разрушаться на следующий год, в то время как облицовка из прочной плиты может существовать сотни лет. Об этом свидетельствует, например, Порховская крепость.
Плиты обрабатывались инструментами, в состав которых входили: основной плитный молоток, универсальный (массой 2,5 кг), кирка для отескн больших плоскостей (3,5 кг), молоток для околки и тески небольших плиток (1,25 кг), кирочка для вырубки орнамента (0,1 кг), резак для камня (мягкого), мастерок для работы под золиво.
Интересно сравнить древние приемы отески плиты с современными. Теперь тешут посредством очень частых ударов по инструменту, направленному перпендикулярно к поверхности плиты, в результате большая затрата сил и времени, отесанная поверхность имеет неприятно сухой вид, В древности тесали, направляя лезвие инструмента вкось, причем количество ударов было намного меньше. Это давало экономию сил и времени. При теске поверхность получалась сочная, с красивым рельефом.
«За рубежом» псковичи употребляли очень часто кирпич и белый камень. С XV века псковичам хорошо было знакомо керамическое производство. Выделывались и употреблялись в строительстве изразцы, сначала неполивные, а в дальнейшем покрытые поливой. О размахе керамического производства в XV веке в Пскове говорят поиски псковскими гончарами новых областей применения керамики.
В то время керамические плитки широко употреблялись для облицовки деревянных поверхностей, а также для иконных киотов, служивших украшением жилищ горожан.
Уже в XV веке в Пскове выделывались украшенные рельефными изображениями поливные изразцовые печи. Для покрытия церковных глав, кроме металла, употреблялась керамическая черепица. В XVII веке керамическими делались сборные части отопительных печей.
В Пскове умели выделывать изразцы и другие керамические изделия из легкоплавкой синей и зеленой глины. Глина эта обжигается и даже плавится при температуре гораздо более низкой, чем температура обжига обыкновенной глины. Изготовлять из нее изделия обычным способом (так же как и из обыкновенной глины) нельзя, так как при обжиге она плавится и течет, теряя свою форму, однако в древности псковичи применяли ее с большим успехом. Изделия из этой глины хорошо противостоят самым сильным атмосферным воздействиям. Единственно, чего они не переносят, так это температуры выше той, при которой они обжигались. В Пскове много таких изразцов, очень хорошо сохранившихся в продолжение нескольких веков, если они находились под землей, на воздухе или в воде, но совершенно разрушенных, если они подверглись горению.
Некоторые соображения наводят на мысль о том, что полива, которой иногда покрывались эти изразцы в древности, изготовлялась из цветных мельчайших кварцевых песков, залегающих такими красивыми слоями на правом берегу Великой, за Снятной горой. Эти пески представляют собой тончайшую кварцевую пыль и окрашены окисями металлов, т. е. являются почти готовой поливой. Добавка тех веществ, которые заставляли плавиться эту кварцевую пыль, возможно и давала самую чудесную, исключительную по красоте поливу псковских изразцов XVII века. Эта полива необычайно прочно держится и на керамических изделиях, изготовленных из легкоплавкой глины.
Керамика употреблялась и для украшения церквей (изразцовые пояса и надписи, сделанные на керамических плитах). Для покрытий церковных куполов в XVI веке употреблялась гончарная черепица.
Из обожженной глины делались голосники — горшки с длинным горлом, которые закладывались в верхних частях стен в своды. Некоторые купола почти сплошь построены из голосников. Здесь они безусловно не могли не иметь конструктивного значения, облегчая нагрузку и уменьшая распор. Л. Б. Альберти в своем трактате рекомендовал закладывать горшки, напоминающие голосники, в стены для предохранения их от сырости, для просушки. Может быть, они выражали именно это назначение. Положение голосников в верхних частях здания нисколько не противоречит такому предположению, так как верхние части больше всего страдали от сырости из-за конденсирования влаги в зимнее время, особенно при большом стечении народа. Можно предполагать также, что они играли и ту роль, о которой говорит их название, — служили для улучшения акустики. Однако следует заметить, что их иногда закладывали в наружные стены горлом наружу (погост Новая Уситва, церковь Николы на Усохе).
Уже в первой половине XIV века псковские каменщики перестали применять раствор из извести с измельченным кирпичом и перешли на кладку только из известняковой плиты на известково-песчаном растворе.
Псковичи обладали большим умением составлять известковые растворы. Они никогда не прибавляли в раствор пеньку и другие волокнистые примеси, для того чтобы компенсировать неудачный состав раствора, как это делали другие русские мастера. Растворы псковичей всегда были удачного состава и обладали достаточной прочностью.
Интересно, что псковские каменщики применяли в кладке из известняковой плиты раствор на мелком глинистом песке. По-видимому, это объясняется тем, что известковый раствор на речном песке в кладке из тяжелой и несильно впитывающей воду плиты неудобен, особенно при быстром производстве работ. Даже очень густо затворенный, он под тяжелой плитой разжижается, сползает и течет по стене. Жидкое золиво прорывается в промежутках между плитами и вытекает наружу, оставляя пустоты внутри кладки. Раствор из мелкого желтого песка и даже только с примесью его не имеет этих недостатков. Он не разжижается даже под сильной тяжестью и не пропускает жидкое золиво. При работе, когда требовалась большая чистота кладки, это имело большое значение. В кладку из кирпича, который быстро сушит влагу, шел раствор, приготовленный на крупном речном песке. Мелкий песок, иногда с содержанием глины, благодаря свойству чрезвычайно хорошо связываться с кладкой стены шел в штукатурку.
Интересен способ обработки штукатурки. Ее накладывали нетолстым слоем (2—10 мм) и не затирали, а заглаживали лопаткой, оставляя поверхность волнистой, но гладкой, даже скользкой на ощупь.
Известняковая плита — сравнительно грубый материал. Кроме того, в нашем климате она подвержена быстрому разрушению под действием мороза, воды и ветра. Потому-то псковичи так любили большие гладкие оштукатуренные и выбеленные плоскости. Поверхностям плитной кладки не старались придавать строгого геометрического очертания — это привело бы к утолщению штукатурки, очень усложнило процесс нанесения и уменьшило прочность. И такая волнистая, не совсем ровная обмазка, сделанная руками древнепсковских мастеров, давала необычайный художественный эффект, выявляя всю весомость каменных сооружений и придавая им скульптурность. Для обмазки употребляли мелкий желтый горный песок, содержащий окислы железа и другие примеси. Побелка делалась обычно псковской известью, тоже нечистой, с примесями глины и окислов металлов. Из-за этого она принимала не чисто белый, а желтоватый цвет, а иногда бывала слегка розоватой. Штукатурка эта интересна свойством «освещать» помещения, отражая и рассеивая лучи света. Внутренние помещения, оштукатуренные таким образом, становятся светлее, чем при обыкновенной современной штукатурке. Это уже проверено автором книги.
В своих постройках псковичи употребляли связи сперва деревянные бревенчатые (со скрепами из полосового железа по углам помещений), а с XV века — железные, однако по возможности они старались обойтись без связей. Из кровельных материалов, употреблявшихся псковичами, нам известны свинец, железо, дерево.
В древнепсковской архитектуре были характерны сравнительно пологие скаты крыш, за исключением крепостных башен, пушечных шатров, караулен. У других построек крутые крыши встречались редко. Покрытия псковских церквей в XV—XVI веках имели умеренную крутизну, а в XVII веке стали еще положе.
Примером может служить сохранявшаяся до 1953 года подлинная тесовая крыша XVII века на церкви Успения у Парома. Прокладка тесовой кровли листами «скалы» (сшитые лыком двойные листы бересты размером 60X20 см) внахлестку устраняла возможность протечки даже при очень незначительном подъеме крыши.
Черепичные крыши в Пскове XVII века, по-видимому, тоже не были особенно крутыми. Найденная на Поганкиных палатах старая черепица с прилипшей подмазкой показывает, что напуск рядов черепичной кровли этих палат равнялся 12 см. При таком большом напуске кровля могла иметь сравнительно небольшой уклон.
- От составителя
- Предисловие
- Часть первая. Зодчество псковских каменщиков и первые шатровые и столпообразные постройки
- Техника псковских каменщиков
- Работа псковских каменщиков "за рубежом"
- Появление псковской школы архитектуры
- Целесообразность в выборе псковского храма
- Происхождение шатровых храмов
- Современное состояние вопроса о происхождении и взаимном влиянии приёмов и форм каменных и деревянных построекЧасть вторая.
- Становление и развитие псковской школы зодчества
- Постройки псковских зодчих XIV и первой половины XV века — эпохи становления самобытных черт древнепсковского искусства.
- Постройки псковских зодчих эпохи зрелости искусства Пскова (вторая половина XV—XVIвеков).
- Постройки псковских зодчих заключительного периода развития древнепсковского искусства (XVII век)
1. ТЕХНИКА ПСКОВСКИХ КАМЕНЩИКОВ.
Экспертиза Успенского собора. Правильность кладки. Камень.
Керамика. Голосники. Раствор, Штукатурка.
Связи. Кровля.
Псковские каменщики были прекрасными мастерами своего дела. Технические способы и приемы постройки из известняка и кирпича на известковом растворе доводились ими до совершенства.
Примитивный способ кладки «в коробку», который применяли и москвичи и новгородцы, никогда не применялся псковичами. Псковичи, по-видимому, достаточно разбирались в силах, действующих в кладке, чтобы понимать негодность кладки, где вся середина заваливается почти случайными прослойками мелкого камня и раствора.
Слова летописца о причинах разрушения московского Успенского собора (построенного Кривцовым и Мышкиным), очевидно, повторяют, может быть, даже довольно точно, мнение псковичей, которые были вызваны для экспертизы в 1474 году: мастера, согласно этим словам, строили собор «по обычаю своему, но не разумеша силы в том деле, известь житко растворяху с песком, ино не клеевито, а внутрь того же малого камения собираху да внутрь стены сыплюща да известью поливаху, якоже раствором тестяным, потому же не крепко дело. Якоже тягиня того камения погнетет вместо и правило стены извихляется».
Псковичи клали свои стены по отвесу и ватерпасу, по причалкам с соблюдением правильной перевязки и правильным заполнением середины стены. В результате многочисленных переделок, разрушений от пожаров, воды и прочих причин теперь в их постройках часто наружные или внутренние стены не представляют правильной плоскости, линии углов не отвесны и неправильны, очертания арок измяты. В большинстве случаев только подвалы остались в более или менее нетронутом виде и по ним можно убедиться, что стены сложены точно, очертание их геометрически правильное, круглые в плане части сложены по воробе или малке.
Примером такой безупречной кладки могут служить подцерковья церквей Василии на Горке, Климента в Пскове и др.
У себя дома псковичи строили обычно из известняковой плиты, в изобилии добывавшейся на Псковщине. Кирпич в Пскове употреблялся до XVIII века очень редко, так как он обходился гораздо дороже плиты.
На Псковщине известняки находятся в громадном количестве, самых разнообразных пород и легко могут добываться вблизи мест строек. Плита как материал для постройки каменных зданий является природным, не требующим переработки материалом, легко доступным, дешевым и имеющим большие достоинства. Неслучайно именно во времена наибольшего развития строительства и высоко развитой строительной техники в Пскове плита совершенно вытеснила кирпич, который употреблялся только лишь на печи и печные трубы. Это было вызвано необходимостью быстрого заготовления большого количества материала, который был бы под рукой, быстрого окончания строек и, при большом размахе строительства, стесненностью материальных средств, необходимостью экономить их.
Использование плиты давало следующие преимущества:
а) подручность, доступность и дешевизну;
б) возможность в короткий срок заготовить громадное количество вполне готового материала;
в) быстроту возведения, несложность и легкость исполнения строительных работ, возможность применять ее в самых разнообразных случаях, в частности для орнамента зданий.
Распространенные на Псковщине породы известняков различаются толщиной слоев (от слоев, измеряющихся сантиметрами, до слоев полуметровой толщины), механической прочностью и податливостью инструменту (от чрезвычайно твердой до мягкой, почти как глина), цветом, характером излома, плотностью и такими важными свойствами, как сопротивляемость влияниям атмосферных воздействий, теплопроводность, способность впитывать влагу.
Древнепсковские каменщики хорошо знали свойства плиты и успешно ее применяли. Примером умелого использования разных пород плиты могут служить жилые здания XVII века в Пскове. Нижние части зданий, подвергающиеся воздействию почвенной влаги,— фундаменты и стены подвалов обычно сложены из очень прочной, твердой, плотной, мало впитывающей влагу и не поддающейся атмосферным влияниям плиты. Стены самого жилья складывались также из прочной и мало впитывающей воду плиты с целью защиты здания от быстрого разрушения в случае утери крыши. Орнаментация делалась из совершенно особых пород известняков, дававших очень чистые плиты одинаковой толщины (обычно 10—12 см, иногда 30—32 см) и очень мягкие, легко поддающиеся обработке режущим инструментом, но довольно устойчивые против влияния атмосферных воздействий.
Различные части орнаментации выполнялись из разных пород плиты. Каждая часть имела свои особенности. Валики, выступавшие за лицо стены и защищавшие более тонкую орнаментацию (а сами не требовавшие никакой обработки, кроме очень легкого подкругления углов), делались из более прочных и крепких пород. Разные детали, помещавшиеся в защищенных валиками углублениях, требующие тонкой обработки режущим инструментом, делались из наиболее мягких и иногда даже не особенно устойчивых пород, так как были защищены от воздействия дождя и снега.
Позднее, в XIX и XX веках, не всегда правильно применяли известняковые плиты, что приводило часто К разрушению зданий. В XIX веке употребляли прочную, но сильно теплопроводную плиту для стен жилых зданий, защищенных крышей и штукатуркой. При реставрационных работах псковского музея в XX веке на облицовку нижних частей башен, не имевших ни крыш, ни штукатурки и подвергавшихся интенсивному воздействию атмосферных условий, употреблялась сильнопористая и впитывающая воду плита, непрочная и пригодная лишь на части зданий, защищенные штукатуркой и крышей и удаленные от почвенной сырости. Понятно, что облицовка начинала разрушаться на следующий год, в то время как облицовка из прочной плиты может существовать сотни лет. Об этом свидетельствует, например, Порховская крепость.
Плиты обрабатывались инструментами, в состав которых входили: основной плитный молоток, универсальный (массой 2,5 кг), кирка для отескн больших плоскостей (3,5 кг), молоток для околки и тески небольших плиток (1,25 кг), кирочка для вырубки орнамента (0,1 кг), резак для камня (мягкого), мастерок для работы под золиво.
Интересно сравнить древние приемы отески плиты с современными. Теперь тешут посредством очень частых ударов по инструменту, направленному перпендикулярно к поверхности плиты, в результате большая затрата сил и времени, отесанная поверхность имеет неприятно сухой вид, В древности тесали, направляя лезвие инструмента вкось, причем количество ударов было намного меньше. Это давало экономию сил и времени. При теске поверхность получалась сочная, с красивым рельефом.
«За рубежом» псковичи употребляли очень часто кирпич и белый камень. С XV века псковичам хорошо было знакомо керамическое производство. Выделывались и употреблялись в строительстве изразцы, сначала неполивные, а в дальнейшем покрытые поливой. О размахе керамического производства в XV веке в Пскове говорят поиски псковскими гончарами новых областей применения керамики.
В то время керамические плитки широко употреблялись для облицовки деревянных поверхностей, а также для иконных киотов, служивших украшением жилищ горожан.
Уже в XV веке в Пскове выделывались украшенные рельефными изображениями поливные изразцовые печи. Для покрытия церковных глав, кроме металла, употреблялась керамическая черепица. В XVII веке керамическими делались сборные части отопительных печей.
В Пскове умели выделывать изразцы и другие керамические изделия из легкоплавкой синей и зеленой глины. Глина эта обжигается и даже плавится при температуре гораздо более низкой, чем температура обжига обыкновенной глины. Изготовлять из нее изделия обычным способом (так же как и из обыкновенной глины) нельзя, так как при обжиге она плавится и течет, теряя свою форму, однако в древности псковичи применяли ее с большим успехом. Изделия из этой глины хорошо противостоят самым сильным атмосферным воздействиям. Единственно, чего они не переносят, так это температуры выше той, при которой они обжигались. В Пскове много таких изразцов, очень хорошо сохранившихся в продолжение нескольких веков, если они находились под землей, на воздухе или в воде, но совершенно разрушенных, если они подверглись горению.
Некоторые соображения наводят на мысль о том, что полива, которой иногда покрывались эти изразцы в древности, изготовлялась из цветных мельчайших кварцевых песков, залегающих такими красивыми слоями на правом берегу Великой, за Снятной горой. Эти пески представляют собой тончайшую кварцевую пыль и окрашены окисями металлов, т. е. являются почти готовой поливой. Добавка тех веществ, которые заставляли плавиться эту кварцевую пыль, возможно и давала самую чудесную, исключительную по красоте поливу псковских изразцов XVII века. Эта полива необычайно прочно держится и на керамических изделиях, изготовленных из легкоплавкой глины.
Керамика употреблялась и для украшения церквей (изразцовые пояса и надписи, сделанные на керамических плитах). Для покрытий церковных куполов в XVI веке употреблялась гончарная черепица.
Из обожженной глины делались голосники — горшки с длинным горлом, которые закладывались в верхних частях стен в своды. Некоторые купола почти сплошь построены из голосников. Здесь они безусловно не могли не иметь конструктивного значения, облегчая нагрузку и уменьшая распор. Л. Б. Альберти в своем трактате рекомендовал закладывать горшки, напоминающие голосники, в стены для предохранения их от сырости, для просушки. Может быть, они выражали именно это назначение. Положение голосников в верхних частях здания нисколько не противоречит такому предположению, так как верхние части больше всего страдали от сырости из-за конденсирования влаги в зимнее время, особенно при большом стечении народа. Можно предполагать также, что они играли и ту роль, о которой говорит их название, — служили для улучшения акустики. Однако следует заметить, что их иногда закладывали в наружные стены горлом наружу (погост Новая Уситва, церковь Николы на Усохе).
Уже в первой половине XIV века псковские каменщики перестали применять раствор из извести с измельченным кирпичом и перешли на кладку только из известняковой плиты на известково-песчаном растворе.
Псковичи обладали большим умением составлять известковые растворы. Они никогда не прибавляли в раствор пеньку и другие волокнистые примеси, для того чтобы компенсировать неудачный состав раствора, как это делали другие русские мастера. Растворы псковичей всегда были удачного состава и обладали достаточной прочностью.
Интересно, что псковские каменщики применяли в кладке из известняковой плиты раствор на мелком глинистом песке. По-видимому, это объясняется тем, что известковый раствор на речном песке в кладке из тяжелой и несильно впитывающей воду плиты неудобен, особенно при быстром производстве работ. Даже очень густо затворенный, он под тяжелой плитой разжижается, сползает и течет по стене. Жидкое золиво прорывается в промежутках между плитами и вытекает наружу, оставляя пустоты внутри кладки. Раствор из мелкого желтого песка и даже только с примесью его не имеет этих недостатков. Он не разжижается даже под сильной тяжестью и не пропускает жидкое золиво. При работе, когда требовалась большая чистота кладки, это имело большое значение. В кладку из кирпича, который быстро сушит влагу, шел раствор, приготовленный на крупном речном песке. Мелкий песок, иногда с содержанием глины, благодаря свойству чрезвычайно хорошо связываться с кладкой стены шел в штукатурку.
Интересен способ обработки штукатурки. Ее накладывали нетолстым слоем (2—10 мм) и не затирали, а заглаживали лопаткой, оставляя поверхность волнистой, но гладкой, даже скользкой на ощупь.
Известняковая плита — сравнительно грубый материал. Кроме того, в нашем климате она подвержена быстрому разрушению под действием мороза, воды и ветра. Потому-то псковичи так любили большие гладкие оштукатуренные и выбеленные плоскости. Поверхностям плитной кладки не старались придавать строгого геометрического очертания — это привело бы к утолщению штукатурки, очень усложнило процесс нанесения и уменьшило прочность. И такая волнистая, не совсем ровная обмазка, сделанная руками древнепсковских мастеров, давала необычайный художественный эффект, выявляя всю весомость каменных сооружений и придавая им скульптурность. Для обмазки употребляли мелкий желтый горный песок, содержащий окислы железа и другие примеси. Побелка делалась обычно псковской известью, тоже нечистой, с примесями глины и окислов металлов. Из-за этого она принимала не чисто белый, а желтоватый цвет, а иногда бывала слегка розоватой. Штукатурка эта интересна свойством «освещать» помещения, отражая и рассеивая лучи света. Внутренние помещения, оштукатуренные таким образом, становятся светлее, чем при обыкновенной современной штукатурке. Это уже проверено автором книги.
В своих постройках псковичи употребляли связи сперва деревянные бревенчатые (со скрепами из полосового железа по углам помещений), а с XV века — железные, однако по возможности они старались обойтись без связей. Из кровельных материалов, употреблявшихся псковичами, нам известны свинец, железо, дерево.
В древнепсковской архитектуре были характерны сравнительно пологие скаты крыш, за исключением крепостных башен, пушечных шатров, караулен. У других построек крутые крыши встречались редко. Покрытия псковских церквей в XV—XVI веках имели умеренную крутизну, а в XVII веке стали еще положе.
Примером может служить сохранявшаяся до 1953 года подлинная тесовая крыша XVII века на церкви Успения у Парома. Прокладка тесовой кровли листами «скалы» (сшитые лыком двойные листы бересты размером 60X20 см) внахлестку устраняла возможность протечки даже при очень незначительном подъеме крыши.
Черепичные крыши в Пскове XVII века, по-видимому, тоже не были особенно крутыми. Найденная на Поганкиных палатах старая черепица с прилипшей подмазкой показывает, что напуск рядов черепичной кровли этих палат равнялся 12 см. При таком большом напуске кровля могла иметь сравнительно небольшой уклон.
---