Спегальский Ю. П. Каменное зодчество Пскова. Л.,1976
Спегальский Ю.П. Каменное зодчество Пскова. Л., 1976.
В книге рассматриваются замечательные памятники древнерусской архитектуры и творчество создателей этих памятников, чей труд помог раскрыть и развить особые приемы и формы псковской архитектуры. Выявляется народный подход и мудрость в решении сложных архитектурных форм и приемов каменного зодчества.
источник текста:Edapskov | Археология Псковского края
Содержание
- От составителя
- Предисловие
- Часть первая. Зодчество псковских каменщиков и первые шатровые и столпообразные постройки
- Техника псковских каменщиков
- Работа псковских каменщиков "за рубежом"
- Появление псковской школы архитектуры
- Целесообразность в выборе псковского храма
- Происхождение шатровых храмов
- Современное состояние вопроса о происхождении и взаимном влиянии приёмов и форм каменных и деревянных построекЧасть вторая.
- Становление и развитие псковской школы зодчества
- Постройки псковских зодчих XIV и первой половины XV века — эпохи становления самобытных черт древнепсковского искусства.
- Постройки псковских зодчих эпохи зрелости искусства Пскова (вторая половина XV—XVIвеков).
- Постройки псковских зодчих заключительного периода развития древнепсковского искусства (XVII век)
Ю.П. Спегальский
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ПСКОВА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ПСКОВА
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ.
В настоящей работе Юрий Павлович Спегальский выдвигает новую теорию о самостоятельном формировании шатрового храма в камне. Автор, занимаясь исследованием этого вопроса в течение многих лет, уже и 1938г. после тщательного анализа конструктивных особенностей сводчатых покрытий бесстолпных одноглавых псковских храмов наметил общие выводы о прямой связи псковской архитектуры с первыми шатровыми и столпообразными храмами в Москве. Автор убедительно доказывает, что вся дальнейшая работа псковских каменщиков над конструкциями и формами архитектуры привела к развитию этого типа псковского храма, послужившего основой для создания шатрового храма в камне, и тем самым отвергает существующую теорию непосредственного переноса форм деревянных построек в каменное зодчество. Кроме этой работы, Ю. П. Спегальский написал несколько книг и много научных статей.
Исследование памятников древнепсковской архитектуры началось позже, чем изучение древнерусских построек в других крупных городах Руси. «Среди тех, кто самоотверженно работал над проблемами истории псковского зодчества, имя Ю. П. Спегальского — историка архитектуры и древнего быта Пскова, реставратора и художника, человека яркой индивидуальности — несомненно занимает первое место». Наиболее крупная работа Ю. П. Спегальского — фундаментальное и на сегодняшний день исчерпывающее исследование псковских каменных жилых домов XVII в. Этой работой введен в научное обращение обширный ряд памятников, до того времени не изученных или плохо изученных, о которых существовали ошибочные представления. Создана научная основа для дальнейшего изучения, охраны и реставрации этих памятников, дана их новая общая характеристика, показано, что они занимают в истории русской архитектуры более значительное место, чем это было принято считать. Эта работа по своему значению выходит за пределы псковской тематики. Она сыграла большую роль для изучения древнерусской архитектуры в целом. Ю. П. Спегальский не только монографически исследовал фактический материал, но и блестяще доказал наличие у каменных зданий XVII века верхних деревянных этажей, являвшихся собственно жилищем псковичей. После его открытия подобные надстройки были обнаружены на каменных домах того же времени и в других русских городах.
Самостоятельное значение имеют выполненные в ходе изучения жилых Домов исследования о печах и печных изразцах, о керамических киотах.
Ю. П. Спегальский выполнил также ряд исследований об отдельных памятниках псковской церковной архитектуры. Уточнена строительная История отдельных сооружений, высказано немало общих соображений об эволюции псковских храмов, в частности о формах их покрытий. Этим вопросам посвящены несколько статей и соответствующие разделы в историко-архитектурном путеводителе по Пскову, а также в научно-популярной работе «Сокровища древней архитектуры».
В небольшой, но принципиально важной статье Ю. П. Спегальский затронул один из центральных вопросов истории русской архитектуры вообще, обоснованно выступив против упрощенных представлений об одностороннем влиянии деревянной архитектуры на каменную или наоборот.
Другая крупная работа Ю. П. Спегальского, не вполне законченная и изданная посмертно, — исследование деревянных городских жилых построек Северо-западной Руси IX—XIII веков по археологическим материалам (главным образом новгородским и староладожским). Выполнены новые реконструкции, существенно отличающиеся от тех, которые ранее предлагались археологами. В работе наряду с вполне убедительными выводами есть и спорные, поскольку имеющийся археологический материал допускает различные толкования. Но уже сама возможность таких различных толкований является заслугой Ю. П. Спегальского. Есть основания думать, что некоторые мысли, высказанные в этой книге, будут должным образом поняты и оценены лишь в процессе дальнейших исследований и может быть еще не в самое ближайшее время. Таково мнение ученых, считающих также, что это исследование Ю. П. Спегальского в истории изучения древнерусского деревянного жилища, несомненно, относится к ряду выдающихся явлений.
Можно отметить также участие Ю. П. Спегальского в выполнении реконструкций построек, раскопанных И. И. Ляпушкиным на Новотроицком городище.
Ю. П. Спегальский — признанный мастер научно-популярного жанра. К специальным его работам этого рода относятся две его книги об истории
архитектуры и памятниках Пскова и работа «Сокровища древней архитектуры». Кроме того, работы, рассчитанные на специалистов, фактически также написаны в форме, доступной для широких кругов читателей.
Наряду с литературной популяризацией своей работы, Ю. П. Спегальский выступал и как художник-график, не только блестяще иллюстрировавший и оформлявший свои научные труды, по и создавший самостоятельную серию рисунков на псковские историко-архитектурные темы — своеобразный пример научно обоснованного художественного творчества . В этом произведении наиболее ярко раскрывается счастливое сочетание в одном лице исследователя архитектуры и тонкого художника.
«Кроме обогащения исторической науки новыми фактами и постановки многих дискуссионных вопросов, бессй заслугой Ю. П. Спегальского является усовершенствование общих принципов и методов историко-архитектурного исследования. Счастливо сочетая в себе историка с архитектором, инженером и художником, Ю. П. Спегальский не ограничивался изучением истории архитектуры только в археологическом, в искусствоведческом или в проектно-реставрационном аспектах (как это делается в большинстве случаев). Для него эти и другие частные аспекты были лишь средствами, лишь источниками материала, который обязательно переосмысливался с точки зрения собственных, внутренних, объективных закономерностей развития строительства и архитектуры. В этом отношении он много сделал для того, чтобы поднять историю архитектуры на уровень самостоятельной научной дисциплины, имеющей свои специфические принципы и средства исследования. Этот синтез разнородных методов в работах Ю. П. Спегальского еще не везде доведен до конца, — этого трудно и требовать от исследователя, впервые вставшего на такой путь, но возврат к прежним устаревшим методам после работ Ю. П. Спегальского уже невозможен».
Ю. П. Спегальскому не удалось реализовать все свои замыслы и, может быть, самый главный, самый дорогой его сердцу замысел — закончить и издать настоящую работу. Все, что было сделано Ю. П. Спегальским по изучению древнепсковской архитектуры, должно было получить четкое логическое завершение. В год смерти материал уже был весь собран и Ю. П. Спегальский предполагал приступить к окончательному литературному оформлению книги. Внезапная смерть (17 января 1969 года) не дала осуществиться его замыслу. Вдовой автора — О. К. Аршакуни все оставшиеся материалы и отдельные записи и заметки были сведены вместе и расположены в необходимом порядке, т. е. создана композиция книги. Мы надеемся, что шероховатости в расположении материала не помешают читателю воспринять основные идеи книги и подкрепляющий их широкий фронт фактов. Данное издание несомненно представляет большую научную ценность для изучения не только псковского, но и древнерусского каменного зодчества в целом.
О. К. Аршакуни выражает глубокую благодарность за помощь в работе над завершением книги А. А. Шенникову, В. А. Булкину, О. В. Овсянникову, А. Н. Кирпичннкову, М. И. Семенову.
---