Спегальский Ю. П. Каменное зодчество Пскова. Л.,1976
Содержание
В Пскове во времена его самостоятельности вопрос хранения жизненно важных запасов государственных и частных был решен в полном соответствии со своеобразными чертами его общественного строя.
Все наиболее существенные запасы города и его жителей сберегались в специальных складских постройках — «клетях», занимавших глубину псковского Кремля или, как называли его псковичи,— Крома.
После присоединения Пскова к Московскому государству Кромские клети были освобождены от имущества, не принадлежавшего государству и в псковских монастырях стали возводиться тогда обширные палаты с погребами, складами, поварнями и трапезными, над которыми были этажи с деревянными кельями.
Ни одно из псковских частных каменных зданий XVI века не дошло до нас. Наиболее богатые псковские купцы, успевшие уже укорениться на новом месте, в 1569 году были высланы из Пскова, брошенные ими здания за последовавшие затем годы запустения Пскова, связанного с разорительными событиями (внутренний кризис, вызвавший падение экономики всей Руси, Ливонская война, осада Пскова), тянувшегося около полувека, обветшали и их разобрали.
В настоящее время в самом Пскове (над землей) существуют только три гражданские постройки XVI века — монастырские палаты с трапезной во втором этаже в Снетогорском монастыре (1518), палаты бывшего подворья Елизаровского монастыря и небольшое здание на Крону, к северу от Троицкого собора.
Больше всего в Пскове сохранилось купеческих жилых домов XVII века. Наиболее старые из них ярко отразили контраст между уровнем благосостояния среднего посадского населения и богачей.
Палаты и хоромы псковских богатейших купцов — «великих гостей» — имели огромные размеры и содержали в себе по три каменных этажа. Два из трех каменных этажей предназначены были для хранения ценностей, а потому имели толстые стены, своды, редкие небольшие окошки, защищенные железными ставнями и решетками.
Жилище псковского богача того времени представляло собой объединенные в одном объеме каменное хранилище, помещения с каменными стенами для приема гостей, оборудованные всем необходимым (большим количеством окон, печами, вытяжными отверстиями для вентиляции, обширными деревянными навесами над крыльцами — «гульбищами») и, наконец, деревянные этажи, заключавшие в себе собственное жилище, устроенное в соответствии со всеми требованиями комфорта и гигиены того времени.
К этому первому периоду развития псковской гражданской архитектуры XVII века относятся такие памятники, как Солодёжня (улица Гоголя, 42), Поганкины палаты (ул. Некрасова, 7), Палаты Подэноевых (ул, Некрасова, 3/5), Первые палаты Меншиковых (улица Советская, 50), Вторые палаты Меншиковых (ул. Советская, 50), Палаты Русиновых (улица Карла Маркса, 10).
Общие черты этих построек позволили не только свести их все в одну группу, но и на основании некоторых различий «расположить» их в хронологическом порядке.
Новый этап развития гражданской архитектуры Пскова начался вслед за подавлением псковского восстания 1650 года. После неудачных попыток псковских «меньших» людей изменить существующий порядок наступила реакция. Сила богатства, власть собственности стабилизировались. Теперь купцы стали тянуться за «гостями». Каждый, кто был в силах, строил каменные палаты. Жилые здания богатейших купцов также изменили свой характер. Их размеры, массивность стен и сводов заметно сократились. Этажи, предназначенные для хранилищ, перестали в этих постройках доминировать над всем остальным, так как упрочнение полицейского аппарата избавляло богачей от необходимости неусыпно следить за своим имуществом — теперь они часть его стали держать в отдельных складских помещениях.
К этому периоду принадлежат такие памятники, как палаты в Волчьих Ямах (Гремячая улица, 7), Третьи палаты Менажковых (улица Некрасова, 10), дом у Сокольей башни (Комсомольский переулок, 5), «Дом Печенко» (ул. Гоголя, 43), Палаты Гурьева (улица Красных партизан, 10).
Наибольшее распространение теперь получили жилые здания с двумя каменными этажами, а не с тремя, как это было прежде. Их размеры изменились. Они отличались от более старых палат не только сокращением этажей каменной части, но и общим уменьшением размеров здания.
В это время талантливыми мастерами — псковскими каменщиками вырабатывались новые приемы, все более облегчавшие и удешевлявшие постройку: например, стены делались более тонкими, нередко они имели толщину менее метра. Были учтены все недостатки прежних палат, и на ограниченные средства, очень экономно, безо всяких излишеств, создавались теперь не менее богатые каменные жилые здания. Причем жилое здание получало теперь связь с окружающим пейзажем. Оно располагалось так, что с его гульбища открывался наиболее красивый вид. Суровая торжественность палат 1-го периода уступила место архитектуре более приветливой, более разнообразной и интимной.
Последняя четверть XVII века была порой наибольшего разнообразия жилых зданий в Пскове и непродолжительной, но яркой вспышкой творчества псковских каменщиков в этой области строительства.
Положение верхушки псковского купечества в это время значительно укрепилось и это сразу же отразилось на характере жилищ. Дом богатого купца окончательно перестал быть хранилищем товаров. Источники доходов его хозяина — лавки, «заводы» и другие предприятия, со складами товаров при них — находились в разных частях города, жилища богачей стали служить главным образом местом отдыха, развлечений, семейных застолий и приемов гостей. Теперь с еще большей тщательностью продумывались планировка и убранство помещений для приема гостей. Большое внимание уделялось и покоевой части жилища, ее удобству и уюту. Теперь богатые купцы старались поселиться не ближе к торгу, как раньше, а подальше от него, на высоких берегах рек с живописными окрестностями. Памятники псковской гражданской архитектуры этого периода развития отличаются разнотипностью жилищ богатейших купцов. Появились различные планировки зданий- Ряд выдающихся по красоте построек принадлежал к типу палат со сложной планировкой, живописной асимметричной композицией. Образцами такого здания могут служить Палаты Трубинских (улица Леона Поэемского, 22).
Не менее характерной для поры расцвета гражданской архитектуры последней четверти XVII века является постройка Палат Ямского (улица Воровского, 6). Это здание построено позднее Палат Трубинских, но отличается еще более совершенными достоинствами как по своей композиции, так и по декоративной обработке.
На ряде другого типа построек этого времени отразилось нарастающее стремление купечества к заимствованию внешних форм культуры Запада. В доме Жуковой (улица Леона Поземского) это выразилось очень ярко в построенном в углу палат эркере, явно заимствованном из немецкой архитектуры.
Не менее сильное влияние немецкой архитектуры нашло свое выражение и в остатках дома Постникова (улица Олега Кошевого, 2). Влияние западной архитектуры чувствуется и в доме Батова (улица Конная, 1). Особенно характерно овальное окно над входом в 1-й этаж этого дома.
Из вновь построенных в XVII веке храмов кроме Троицкого собора до нас дошли церкви: Ильинская на Запсковье (1677 г.), Николы от Торга (1670-е годы), Одигитрии на Печерском подворье (1685 г.), Стефановская в Мирожском монастыре. Первая из них — Ильинская — еще совсем в духе старых традиций псковской архитектуры, а две следующие отражают усиливающееся влияние общерусских приемов, однако этими приемами пользовались в Пскове по-своему.
В прикладном искусстве и в живописи Пскова мало что осталось от былой самобытности. Но в XVII веке псковские иконники и мастера прикладного искусства славились на Руси своим мастерством.
Изучение псковских керамических изделий, в частности изразцовых печей второй половины XVII в., показывает необыкновенное богатство способов их украшения, И в новых условиях псковские ремесленники показали свою исключительную талантливость, свежесть и силу своего ощущения красоты.
Таким образом выработанное народными мастерами уменье владеть архитектурно-художественными и конструктивными приемами, их навыки образования архитектурных форм и декоративного убранства — все это нашло свое яркое воплощение как в церковном, так и в гражданском зодчестве псковских каменщиков. Однако творчество этих народных мастеров в силу своего правдивого глубоко реалистического характера перестало удовлетворять и вступило в прямое противоречие с коренными интересами и потребностями эксплуататорских классов.
Заложенная в архитектуре древнего Пскова вековая мудрость народа-строителя ярко выразилось в ее самобытности форм, связанных более со свойствами материалов и особенностями процесса строительного труда, чем с «изображением форм» — как самоцелью, в глубоком чутком понимании красоты русской природы, любви к контрастам и использовании их при решении архитектуры.
Веками опираясь на опыт многих поколений, вырабатывал народ свое представление о красоте, свои понятия о соотношении искусства и жизни и сумел воплотить их в произведениях своих рук с необычайной талантливостью.
Что представляет собой любое из самых прекраснейших произведений древнепсковского зодчества?
Небольшую постройку из бутовой плиты, немного подтесанной и сложенной на известковом растворе. Отделка ее выполнена из самых дешевых подручных материалов, наиболее экономными способами. Но с каким великим искусством найдены ее формы и линии, ее силуэт!
Псковская архитектура с особенной наглядностью и убедительностью свидетельствует о том, что эстетическая ценность архитектуры достигается не затратами больших средств, не употреблением дорогих материалов, не величиной сооружений, не богатством отделки, и даже не размахом фантазии зодчего, а лишь его искусством, его художественным чутьем. Творчество древнепсковских зодчих — пример мудрости в решении таких очень важных в наше время и сложных вопросов, как вопрос соотношения художественных приемов и форм архитектуры с ее технической и практической стороной, с требованиями гигиены и быта.
- От составителя
- Предисловие
- Часть первая. Зодчество псковских каменщиков и первые шатровые и столпообразные постройки
- Техника псковских каменщиков
- Работа псковских каменщиков "за рубежом"
- Появление псковской школы архитектуры
- Целесообразность в выборе псковского храма
- Происхождение шатровых храмов
- Современное состояние вопроса о происхождении и взаимном влиянии приёмов и форм каменных и деревянных построекЧасть вторая.
- Становление и развитие псковской школы зодчества
- Постройки псковских зодчих XIV и первой половины XV века — эпохи становления самобытных черт древнепсковского искусства.
- Постройки псковских зодчих эпохи зрелости искусства Пскова (вторая половина XV—XVIвеков).
- Постройки псковских зодчих заключительного периода развития древнепсковского искусства (XVII век)
Постройки псковских зодчих заключительного периода развития древнепсковского искусства (XVII век)
В Пскове во времена его самостоятельности вопрос хранения жизненно важных запасов государственных и частных был решен в полном соответствии со своеобразными чертами его общественного строя.
Все наиболее существенные запасы города и его жителей сберегались в специальных складских постройках — «клетях», занимавших глубину псковского Кремля или, как называли его псковичи,— Крома.
После присоединения Пскова к Московскому государству Кромские клети были освобождены от имущества, не принадлежавшего государству и в псковских монастырях стали возводиться тогда обширные палаты с погребами, складами, поварнями и трапезными, над которыми были этажи с деревянными кельями.
Ни одно из псковских частных каменных зданий XVI века не дошло до нас. Наиболее богатые псковские купцы, успевшие уже укорениться на новом месте, в 1569 году были высланы из Пскова, брошенные ими здания за последовавшие затем годы запустения Пскова, связанного с разорительными событиями (внутренний кризис, вызвавший падение экономики всей Руси, Ливонская война, осада Пскова), тянувшегося около полувека, обветшали и их разобрали.
В настоящее время в самом Пскове (над землей) существуют только три гражданские постройки XVI века — монастырские палаты с трапезной во втором этаже в Снетогорском монастыре (1518), палаты бывшего подворья Елизаровского монастыря и небольшое здание на Крону, к северу от Троицкого собора.
Больше всего в Пскове сохранилось купеческих жилых домов XVII века. Наиболее старые из них ярко отразили контраст между уровнем благосостояния среднего посадского населения и богачей.
Палаты и хоромы псковских богатейших купцов — «великих гостей» — имели огромные размеры и содержали в себе по три каменных этажа. Два из трех каменных этажей предназначены были для хранения ценностей, а потому имели толстые стены, своды, редкие небольшие окошки, защищенные железными ставнями и решетками.
Жилище псковского богача того времени представляло собой объединенные в одном объеме каменное хранилище, помещения с каменными стенами для приема гостей, оборудованные всем необходимым (большим количеством окон, печами, вытяжными отверстиями для вентиляции, обширными деревянными навесами над крыльцами — «гульбищами») и, наконец, деревянные этажи, заключавшие в себе собственное жилище, устроенное в соответствии со всеми требованиями комфорта и гигиены того времени.
К этому первому периоду развития псковской гражданской архитектуры XVII века относятся такие памятники, как Солодёжня (улица Гоголя, 42), Поганкины палаты (ул. Некрасова, 7), Палаты Подэноевых (ул, Некрасова, 3/5), Первые палаты Меншиковых (улица Советская, 50), Вторые палаты Меншиковых (ул. Советская, 50), Палаты Русиновых (улица Карла Маркса, 10).
Общие черты этих построек позволили не только свести их все в одну группу, но и на основании некоторых различий «расположить» их в хронологическом порядке.
Новый этап развития гражданской архитектуры Пскова начался вслед за подавлением псковского восстания 1650 года. После неудачных попыток псковских «меньших» людей изменить существующий порядок наступила реакция. Сила богатства, власть собственности стабилизировались. Теперь купцы стали тянуться за «гостями». Каждый, кто был в силах, строил каменные палаты. Жилые здания богатейших купцов также изменили свой характер. Их размеры, массивность стен и сводов заметно сократились. Этажи, предназначенные для хранилищ, перестали в этих постройках доминировать над всем остальным, так как упрочнение полицейского аппарата избавляло богачей от необходимости неусыпно следить за своим имуществом — теперь они часть его стали держать в отдельных складских помещениях.
К этому периоду принадлежат такие памятники, как палаты в Волчьих Ямах (Гремячая улица, 7), Третьи палаты Менажковых (улица Некрасова, 10), дом у Сокольей башни (Комсомольский переулок, 5), «Дом Печенко» (ул. Гоголя, 43), Палаты Гурьева (улица Красных партизан, 10).
Наибольшее распространение теперь получили жилые здания с двумя каменными этажами, а не с тремя, как это было прежде. Их размеры изменились. Они отличались от более старых палат не только сокращением этажей каменной части, но и общим уменьшением размеров здания.
В это время талантливыми мастерами — псковскими каменщиками вырабатывались новые приемы, все более облегчавшие и удешевлявшие постройку: например, стены делались более тонкими, нередко они имели толщину менее метра. Были учтены все недостатки прежних палат, и на ограниченные средства, очень экономно, безо всяких излишеств, создавались теперь не менее богатые каменные жилые здания. Причем жилое здание получало теперь связь с окружающим пейзажем. Оно располагалось так, что с его гульбища открывался наиболее красивый вид. Суровая торжественность палат 1-го периода уступила место архитектуре более приветливой, более разнообразной и интимной.
Последняя четверть XVII века была порой наибольшего разнообразия жилых зданий в Пскове и непродолжительной, но яркой вспышкой творчества псковских каменщиков в этой области строительства.
Положение верхушки псковского купечества в это время значительно укрепилось и это сразу же отразилось на характере жилищ. Дом богатого купца окончательно перестал быть хранилищем товаров. Источники доходов его хозяина — лавки, «заводы» и другие предприятия, со складами товаров при них — находились в разных частях города, жилища богачей стали служить главным образом местом отдыха, развлечений, семейных застолий и приемов гостей. Теперь с еще большей тщательностью продумывались планировка и убранство помещений для приема гостей. Большое внимание уделялось и покоевой части жилища, ее удобству и уюту. Теперь богатые купцы старались поселиться не ближе к торгу, как раньше, а подальше от него, на высоких берегах рек с живописными окрестностями. Памятники псковской гражданской архитектуры этого периода развития отличаются разнотипностью жилищ богатейших купцов. Появились различные планировки зданий- Ряд выдающихся по красоте построек принадлежал к типу палат со сложной планировкой, живописной асимметричной композицией. Образцами такого здания могут служить Палаты Трубинских (улица Леона Поэемского, 22).
Не менее характерной для поры расцвета гражданской архитектуры последней четверти XVII века является постройка Палат Ямского (улица Воровского, 6). Это здание построено позднее Палат Трубинских, но отличается еще более совершенными достоинствами как по своей композиции, так и по декоративной обработке.
На ряде другого типа построек этого времени отразилось нарастающее стремление купечества к заимствованию внешних форм культуры Запада. В доме Жуковой (улица Леона Поземского) это выразилось очень ярко в построенном в углу палат эркере, явно заимствованном из немецкой архитектуры.
Не менее сильное влияние немецкой архитектуры нашло свое выражение и в остатках дома Постникова (улица Олега Кошевого, 2). Влияние западной архитектуры чувствуется и в доме Батова (улица Конная, 1). Особенно характерно овальное окно над входом в 1-й этаж этого дома.
Из вновь построенных в XVII веке храмов кроме Троицкого собора до нас дошли церкви: Ильинская на Запсковье (1677 г.), Николы от Торга (1670-е годы), Одигитрии на Печерском подворье (1685 г.), Стефановская в Мирожском монастыре. Первая из них — Ильинская — еще совсем в духе старых традиций псковской архитектуры, а две следующие отражают усиливающееся влияние общерусских приемов, однако этими приемами пользовались в Пскове по-своему.
В прикладном искусстве и в живописи Пскова мало что осталось от былой самобытности. Но в XVII веке псковские иконники и мастера прикладного искусства славились на Руси своим мастерством.
Изучение псковских керамических изделий, в частности изразцовых печей второй половины XVII в., показывает необыкновенное богатство способов их украшения, И в новых условиях псковские ремесленники показали свою исключительную талантливость, свежесть и силу своего ощущения красоты.
Таким образом выработанное народными мастерами уменье владеть архитектурно-художественными и конструктивными приемами, их навыки образования архитектурных форм и декоративного убранства — все это нашло свое яркое воплощение как в церковном, так и в гражданском зодчестве псковских каменщиков. Однако творчество этих народных мастеров в силу своего правдивого глубоко реалистического характера перестало удовлетворять и вступило в прямое противоречие с коренными интересами и потребностями эксплуататорских классов.
Заложенная в архитектуре древнего Пскова вековая мудрость народа-строителя ярко выразилось в ее самобытности форм, связанных более со свойствами материалов и особенностями процесса строительного труда, чем с «изображением форм» — как самоцелью, в глубоком чутком понимании красоты русской природы, любви к контрастам и использовании их при решении архитектуры.
Веками опираясь на опыт многих поколений, вырабатывал народ свое представление о красоте, свои понятия о соотношении искусства и жизни и сумел воплотить их в произведениях своих рук с необычайной талантливостью.
Что представляет собой любое из самых прекраснейших произведений древнепсковского зодчества?
Небольшую постройку из бутовой плиты, немного подтесанной и сложенной на известковом растворе. Отделка ее выполнена из самых дешевых подручных материалов, наиболее экономными способами. Но с каким великим искусством найдены ее формы и линии, ее силуэт!
Псковская архитектура с особенной наглядностью и убедительностью свидетельствует о том, что эстетическая ценность архитектуры достигается не затратами больших средств, не употреблением дорогих материалов, не величиной сооружений, не богатством отделки, и даже не размахом фантазии зодчего, а лишь его искусством, его художественным чутьем. Творчество древнепсковских зодчих — пример мудрости в решении таких очень важных в наше время и сложных вопросов, как вопрос соотношения художественных приемов и форм архитектуры с ее технической и практической стороной, с требованиями гигиены и быта.
---