Наш священный долг

В пятницу, 21 июня, накануне Дня памяти и скорби, на кладбище в деревне Крекшино Выборской волости прошел торжественный ритуал перезахоронения воинов Советской Армии, погибших в 1944 году при освобождении района. На территории волости,
рассказывает глава администрации СП «Выборская волость» Нина Владимировна Иванова, расположено несколько братских могил, в которых захоронены погибшие в боях с оккупантами партизаны и воины Советской Армии. К сожалению, некоторые захоронения расположены в отдаленных деревнях, в которых уже нет жителей, и дорога туда, можно сказать, исчезла. Ухаживать за такими могилами стало очень затруднительно. Одно из таких захоронений было возле заброшенной деревни Ульяненки в Вишлевской стороне. Было принято решение перенести прах воинов на новое место – на кладбище возле деревни Крекшино. По просьбе администрации эксгумацию тел погибших провели члены поисковой группы «Пламя» (руководитель А.В. Яковлев). На митинге, посвященном торжественному ритуалу перезахоронения павших героев, выступили Глава района М.А. Пашков, глава администрации Выборской волости Н.В. Иванова, ветеран войны Е.И. Хоботов, член партии «Единая Россия» Т.А. Мишанева. Торжественную литию по воинам, убиенным на поле брани и за Отечество жизнь свою положившим, провел о. Пимен, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Выборе.
Подробнее

Фестиваль «Театральная мозаика»

В последнее воскресенье мая на сцене районного Дома культуры проходил фестиваль-конкурс «Театральная мозаика». В нем принимали участие театральные коллективы сельских Домов культуры и клубов. Представленные на суд зрителей и жюри постановки оказались разнообразными. Коллектив Жадрицкого СДК показал новогоднее представление для детей. Вескинский клуб привез кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки «Теремок». Интересное прочтение сказки «Влюбчивая ворона» получилось у артистов Литовского клуба. Театральные исполнители из Макарова мастерски представили стилизованную сказку «Как Баба Яга дочек замуж отдавала». Самым многочисленным по составу оказался театральный коллектив из Выбора. Пожалуй, самым длительным стало и их выступление. Артисты смогли обыграть несколько старых известных сказок на новый современный лад. Были на конкурсе и отдельные исполнители. Школьница Дарья Дмитриева, представлявшая Зареченский сельский клуб, прочла сказку «Красная Шапочка».Нужно отметить, что буквально каждый коллектив к выступлению готовился продуманно и тщательно. Это было видно по декорациям, костюмам, музыкальному и звуковому оформлению. К сожалению, зрителей в зале было немного. В основном, это были группы поддержки самих выступающих. Но аплодисментами встречался каждый коллектив, выходящий на сцену. Как и в любом конкурсе, были среди коллективов и победители.
Подробнее

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова
Дата постройки: XVIII в.
Адрес: Новоржевский район/Новоржев г, на городском кладбище
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Церковь Троицы с колокольней

Церковь Троицы с колокольней
Дата постройки: 1751 г.
Адрес: Новоржевский район/Гривино д, Заборьевская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: провинциальный классицизм
Историческая справка:Каменная церковь в селе Гривино Новоржевского района построена в 1751-1757 гг местным помещиком Евдокимом Алексеевичем Щербининым с двумя престолами главным - Троицким и вторым - Владимирской Богоматери. Разобран восьмерик, бывший над основным объемом церкви, когда неизвестно.
Архитектурные особенности:Церковь с погостом расположена на возвышенном месте окраины деревни Гривино. К югу у подножья протекает река Льста, к западу - долина. Объем храма параллелепипед, лишь основная его двухсветная часть возвышается над общим объемом. С востока примыкает полуцилиндр апсиды, с запада - трех ярусная колокольня. Основа плана прямоугольная, выступают лишь незначительно боковые фасады основного объема/вытянутого по оси юг-север. Это четырех столпный крестово- купольный храм. К квадратным в плане столбам примыкают пилястры. Эти столбы несут на себе подпружные арки, на которых покоился световой восьмигранный барабан и своды перекрытий. Переход к разобранному восьмерику осуществлялся посредством двухступенчатых тромпов. Южная и северные стены основного объема имеют по одной двери и оконному проему /второй свет/. Перекрыты эти части коробовыми сводами. Предалтарная часть имеет два оконных проема в южной и северной стенах, в восточной стене большой арочный проем ведущий в алтарь. К этой стене примыкал иконостас. Центральная часть перекрыта коробовым сводом с распалубками над подпружными арками, боковые помещения перекрыты крещатыми сводами. В апсиде три оконных проема, /центральный заложен/. Шкафчики /два/ в нишах в простенках между окон. Две нишки в северной части апсиды. Перекрыта апсида полусферическим сводом, распалубки над южным и северным окнами. Западная часть храма внутри состоит из пяти частей: 1. Северная отделена стеной, в ней разместилась придельная церковь. Это помещение имеет три оконных проема в северной стене. Во внутренней / южной/ стене дверной и оконные проемы. Из притвора арочный проем. Перекрыта придельная церковь двумя коробовыми сводами, смыкающимися в северо-западном углу. 2. центральная часть и южная представляют общее помещение, в южной стене два оконных проема, между ними лопатка. перекрыты эти помещения двумя коробовыми сводами ( параллельными) и распалубными над подпружной аркой. 3. Притвор перекрыт полулотковым сводом. 4. В юго-западном углу палатка, с малым оконным проемом, перекрытая коробовым сводом. 5. Колокольня построена одновременно с церковью и конструктивно связана с нею. Первый ярус состоит из двух пилонов, несущих вместе с западной стеной храма своды перекрытия. В северном пилоне лестница , ведущая на второй ярус. Фасады декорированы пилястрами, оконные проемы оформлены наличниками с фронтонным завершием. Выступающая часть основного объема по бокам оформлена рустованными пилястрами. Порталы оформлены пилястрами. Дверные проемы с лучковыми перемычками углублены от плоскости стены и как бы обрамлены рамками. Фасады объема второго света оформлены рустованными пилястрами, оконные проемы с арочными перемычками оформлены наличником. Центральные части этих фасадов имеют лопастное завершие. Углы церкви раскрепованы пилястрами. Апсида декорирована также как и фасады. Завершает фасады антаблемент. Фасады колокольни имеют те же элементы декора. Покрытие колокольни граненый купол, который несет на себе шпиль, завершенный яблоком и металлическим крестом. Материал - кирпич, габариты 16 х 30 м.
Общие сведения:По своим формам храм относится к раннему провинциальному классицизму. В его основных конструкциях используются приемы древнерусских (крестово-купольных) храмов. В оформлении фасадов чувствуется влияние нарышкинского барокко. На Псковской земле такие храмы строились во второй половине XVIII в. И Троицкая церковь в Гривино ранняя из сохранившихся. Представляет большую научно-историческую и художественную ценность. Храмы аналоги: в д.Столбюушино, Новоржевского района, д.Залесье Печорского района, церковь Сорока мучеников в Печорах.

Материалы: кирпич
Состояние объекта: плохое
Персоны:
  • Щербинин Евдоким Алексеевичпостроил на собственные средства
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: не проводились
    Библиография: ГАПО, ф.39, оп. 1, е.х. 479,478,481,742,570 -Клировые ведомости церкви ха 1790,1795,1797,1800,1876 гг.; оп. 8. е.х. 8 - Клировые ведомости церкви за 1895 г
  • ЛОИА, ф Р-III, д. 5338. Метрика церкви за 1887 г

    Церковь Троицы с колокольней
  • Церковь Успения с колокольней

    Церковь Успения с колокольней
    Дата постройки: 1787 г.
    Адрес: Новоржевский район/Столбушино д, Жадрицкая волость
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
    Современное использование: Не используется
    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
    Архитектурный стиль: барокко
    Историческая справка:Церковь сооружена в 1787 г на средства помещика подполковника Николая Савича Бороздина. Была построена с двумя приделами - Никольским - южным и Сергиевским - северным, которые были устроены при западных дверях главного храма, на месте притвора, отделены от главного храма каменными стенами. На колокольне висело 6 колоколов. На большом колоколе была следующая надпись: " Лит в Москве на колокольном заводе московского купца Никифора Калинина старанием майора Николая Саввина Бороздина на церковные деньги. Вес 43 пуда, 1795 год, мая 15 мая ......". Церковь была холодной. Рядом с этой церковью была построена в 1790 г. деревянная теплая Михайловская церковь, которая не сохранилась. Церковь не перестраивалась.
    Архитектурные особенности:Церковь стоит в исключительно живописной местности на возвышенном берегу, огибаемом с трех сторон Столбушинским озером. Бесстолпная, крестообразная в плане церковь, с ограненными северным и южным концами. С запада к основному объему примыкают: прямоугольная в плане трапезная, с двумя приделами и трехярусной колокольней. Тип храма восьмерик на четверике. Четверик основного объема сильно вытянут в направлении юг-север, верхний световой восьмерик, меньший по объему, повторяет вытянутость нижнего четверика, несет на себе восьмигранный купол с четырьмя люкарнами, расположенными по странам света и декоративным восьмигранным барабаном, главою с перехватом. В навершии яблоко с металлическим крестом. Интерьер основного объема имеет сложное перекрытие: центральная его часть имеет восьмигранный сомкнутый свод с четырьмя круглыми оконными проемами, расположенными по странам света, над окнами распалубки, остальные грани имеют аналогичные распалубки, но без окон. Выступающие части основного объема перекрыты трехгранными сомкнутыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Своды эти примыкают к подпружным аркам /северный и южный/, несущими грани светового восьмерика. В двух ризалитах по два оконных и по одному дверному проемам. 3 световом восьмерике шесть оконных проемов, /восточная и западная грани имеют ложные проемы/. В западной стене один дверной проем, ведущий в трапезную. В восточной стене три дверных проема ведущих в алтарь. Помещение алтаря: его прямоугольная часть перекрыта лотковым сводом, с распалубками над оконными проемами /в северной и южной стенах по одному/. Лотковый свод сопрягается с полусферическим сводом апсиды, здесь два оконных проема. Трепаная с приделами - единое четырехстолпное помещение. От восточных столбов к западной стене четверика и от западных столбов к западной стене трапезной - подпружные арки. Алтари придельных церковок отделены стенками. Эти стены под восточными подпружными арками разделяют восточную часть трапезной на три помещения - два алтаря и между ними проход в основную церковь. Перекрытие всей трапезной - сопряженные коробовые своды с распалубками над оконными проемами. Трех ярусная колокольня квадратная в плане. Все ярусы имеют по четыре арочных проема. Проемы 2-го и 3-го ярусов проемы звона, верхний ярус несет граненый купол с декоративным барабаном и главою, в навершии яблоко с крестом, сбить в шестидесятые годы нашего века молнией. Фасады декорированы пилястрами, оконные проемы наличниками в виде широких полос, огибающих весь оконный проем и опускающихся до цоколя здания, завершают объемы антабламенты. Переход от восьмерика к куполу осуществлен посредством парапета, над которым карниз. Пилястрами декорированы углы ярусов колокольни. Ярусы имеют карнизы в основании 2-го и 3-го ярусов парапеты. Длина 30 м, ширина - 16. Материал - кирпич с расшивкой швов без обмазки. В церкви сохранилось внутреннее убранство XYIII-XIX вв. Значительную историко-художественную ценность представляют иконостасы ХYIII в. главной и придельных церквей. Иконостас Успенской церкви 3-ярусный, в виде сплошной стены, пирамидально сужающийся кверху, с основанием и развитым навершием, увенчанным резным Распятием с предстоящими. Украшен золоченой резьбой рокайльного характера хорошего профессионального исполнения. Малые одинаковые иконостасы придельных церквей соединены между собой аркой с навершием, расположенной над проходом /коридором/ в четверик. Они в виде сплошной стены, завершенной антибламентом, с выступающей 3-х гранной центральной частью, скромно украшены золоченной резьбой. Живопись икон отличает тонкость письма, изысканность колористических решений и выразительность одухотворенных лиц. Отдельные иконы производят впечатление почти портретных изображений /напр. изображение архиепископа Андрея/. Большой интерес представляет также резная деревянная скульптура композиции /в четверике/ из 2-х ангелов в рост, ряд икон XYIII в. /Богоматерь Казанская в серебряном чеканом окладе. Иоанн Предтеча/ и несколько больших медных подсвечников ХYIII в, украшенных чеканным узором. Материал - кирпич, кладка с расшивкой швов, без обмазки. Габариты: 30х16м
    Общие сведения:Один из уникальных памятников времени Екатерининского барокко, он может быть поставлен в ряд с лучшими образцами провинциальных культовых построек второй половины XYIII века, его значение выходит за пределы архитектурного наследия земли псковской - это произведение архитектуры национального значения

    Материалы: кирпич
    Состояние объекта: плохое
    Персоны:
  • Семенов Михаил Ивановичруководил выполнением работ по консервации кровли
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: консервационные
    Библиография: ГАПО, ф 39, оп.1 е.х. 479,483,489 - Клировые ведомости церкви за 1790, 1805, 1812, 1813 гг; оп. 8. е.х. 15, л.1-8 - Клировые ведомости церкви за 1834 г.
  • ЛОИА, ф. Р-III, д. 5348. Метрика церкви, 1888 г.

    Церковь Успения с колокольней