ЧУДСКОЕ ОЗЕРО И НАРОВА
Сегодняшние рыбаки-любители по особым правилам глав администраций Гдовской, Доб-ручинской, Юшкинской и Спицынской волостей имеют право удаляться лишь на 4 мили, не используя при этом автотранспорт и средства передвижения (2001). Им разрешено выходить на участке от с. Козлов Берег до д. Подборовье. Отметка на ближайшей погранзаставе обязательна.
Рыболовецким звеньям разрешено ловить не ближе 500 м к государственной границе, о которой (если захотеть) можно говорить долго.
Средства передвижения рыболовецких организаций должны быть оформлены в соответствии с постановлением № 172 (2001). Выход рыболовецких звеньев разрешен только после оформления судовых ролей в пограничной комендатуре Гдова. О выходе звена в озеро необходимо уведомить не позднее, чем за 4 часа органы пограничного контроля. При этом необходимо указать район лова и время предполагаемого возвращения.
Средств от рыбацкого промысла в старину обычно не хватало, да и дружинник не умел сидеть на месте. В свободное время он уходил в отход - в город. При этом некоторые промышляли извозом.
К хищническому озерному лову относился лов рыбной молоди, т.н. «хохликов и собольков». В один только Псков рыбной молоди отправлялось до 10 тыс. бочек (1860-е гг.).
Последнее поселение, где делали озерные лодки - д. Подлипье. Пик производства их в советское время пришелся на 50-е годы. Сегодня, к сожалению, мастера-лодочники почти все ушли в вечность и навыки производства практически забыты за ненадобностью. Последние судоплотники Подлипья - О.М. Костромин и Г.Н. Харитонов. Троенка, сооруженная ок.
2000 г. Харитоновым, имеет грузоподъемность ок. 1,5 т. На ее изготовление мастер потратил три недели. В Подлипье известны «ладьи» (лодки), называемые - «одноклю-чинки, троенки и пятерни». Лодки назывались по тому, сколько они вмещали людей. Крупная барка носила название «будар». Иные лодки на озере назывались «семерки». В Скамье известно производство лодок-пятерок вместимостью 300-500 пудов. Их строили в прошлом.
Озерные лодки при попутном ветре оснащались в носовой части мачтой, на которую поднимался косой «шпрюйтовый» парус. Уплотнение бортов производили с помощью «дорожения». Для этого края досок обстругивали наискось, прикладывая их одна к другой. Образовавшуюся канавку уплотняли просмоленной паклей и уделывали полосами щепы, которые крепили металлическими скобами. Смолу и деготь в промышленных масштабах производили на русской стороне озера, и эстонцы приобретали их для нужд судостроения и сапожного промысла у торговцев с востока.
Для ночного лова на лодке существовал металлический «светец», в который вставляли факел или лучину. Экземпляр подобного осветительного устройства имеется в музее Загривской школы. Доложского снетка ловили тоже ночью.
Вот земская статистика за 1886 год. Согласно ей, суда в Подлипье строили 22 су-доплотника. Промысел осуществлялся с ран-Сыренец неи весны и до поздней осени. В это вре-
мя в поле трудились женщины (пашня в Подлипье, как и в Скамье была незначительна). Мастера из Подлипья трудились согласно заказам по всему озеру и рекам Желча и Нарова. Заходили они и в Эстонию. Суда для перевозки дров (беспалубные ладьи) отличались от судов для перевозки хлеба и товаров, которые имели палубу, а иногда и палубные надстройки. Кроме Подлипья, суда строили мастеровые Сыренца. Плоскодонные наровские суда до 4000 пудов водоизмещением строили в Омуте. По одному мастеру-лодочнику жили в Маленцове и Жилино (д. Жилино на оз. Долгом). Заработки судоплотников простирались в то время до 100 рублей в год. Ладьи вместимостью 15-20 тыс. пудов стоили ок. 2000 руб.
В 1917 году на озере известна Чудская база, моряки которой принимали участие в первом праздновании 1 Мая (еще при Керенском). Праздник проводился в с. Спицыно-Рудно, причем, сначала отслужили молебен в храме, а лишь потом митинговали длительное время, - пока дождь не пошел. Об этом писала газета «Гдовский голос» в № 2 от 18 апреля 1917 года (очевидно, месяц редактор перепутал).
В 1944 году для помощи советским войскам в Гдов были переброшены несколько судов 25-й отдельной речной флотилии. Возле деревни Колоколово воины по пояс в воде учились десантированию на вражеский берег. В деревню Еврейно из-под Нарвы перебросили часть под командованием генерала А.А. Гречкина.
За рыбный промысел в Чудском озере в XIX в. оброк не брался. С эстонской стороны на 3 версты прибрежная зона считалась помещичьей. На Самро говорили: «Рыба - дар Божий» (там лов тоже был общинный). Существовала поговорка: «Чудское озеро кормит .
округу на 200 верст, а Самро - на 50». Особенно гордились тем, что на Самро было 70 неводов. Это говорило о достатке сомряков и о наличии в озере больших запасов рыбы
По свидетельству историков, эстонцы долго не владели навыками озерного лова и учились ему у русских. Ввиду этого на западном берегу Чудского озера исстари существовали русские рыболовные и раскольничьи деревни (Нина и др., всего 28 деревень в 1860-е гг 1 Жители их к сословию крестьян не принадлежали, а числились записанными при разных городских обществах. Примечательно, что снасти лова у эстонцев часто имеют русские названия (та же сежа и проч.).
Курение табака рыбаками на Чудском озере отмечено с 1830 года.
Сегодняшний чудской лов распределен между многими предприятиями - большими и малыми. Большие (числом менее десяти) приобретают (возможно) протекционистские рыболовные квоты. Малые, не сумевшие эти квоты приобрести, попадают к большим в экономическую зависимость. В 2001 году к крупным предприятиям относились: ЗАО «Гдовинвест», АО «Приозерное», ЗАО «Маяк», ЗАО «Гдовский рыбозавод», ЗАО «Ветвеник» и другие. Малые предприятия (а их насчитывается более двадцати и они исправно платят налоги; многие имеют грамотный персонал) объединились в ассоциацию, в которую в это время входили: ООО «Реванш», ООО «Ринг», ООО «Строитель», 000 «Надежда», 000 «Прибой», 000 «Алла», 000 «Лиман», 000 «Причал», филиал колхоза имени Залита, фермерское хозяйство «Луч» и др. Условия «сотрудничества» тех и других (эксплуатация снастей, судов и рабочих ресурсов малых предприятий большими), мягко говоря, некорректны (монополистами диктуются кабальные условия и низкие расценки на выполнение работ).
Администрация Псковской области преследует цели борьбы с незаконным ловом рыбы, теневыми скупкой и перепродажей. В рамках этой борьбы сети метят бирками, а выход в озеро разрешается только с пяти пристаней (возврат - строго туда же, там и госпроверка). Выход из других мест считается браконьерским, равно браконьерскими считаются сети без бирок.
Недалеко от Сыренца, в Чудском озере, в XIX столетии существовал остров, на который сельчане гоняли пасти скот. Этот остров размыло и сегодня его нет. Озеро постоянно изменяет свои берега. Здесь постоянно появляются и исчезают косы, проливы, мели и острова.
Уровень вод озера и Наровы не постоянен. Ввиду этого на исторической памяти некоторые прибрежные деревни приходилось переносить. Некоторые из них лишались пахотных земель, которые затапливались или смывались. Иногда, чтобы получить сено с затопленного покоса, траву срезали с лодок.
В Скамье рассказывали, что в ледоход большие озерные льдины, заходившие из озера в Нарову, сносили прибрежные строения и лодки. Для борьбы с ними в 1930-е гг. выстроили т.н. дамбу. На эстонском берегу имеется четыре дамбы меньшего размера.
Рассказывали, что ледяные заторы на Нарове вызывали кое-где затопление берегов, и что, якобы, когда-то заторы приходилось даже взрывать.
Гдовщина исстари известна огородничеством. Все знают экологически чистые гдовские огурцы. Хозяйки предпочитают их всем другим в сезон заготовки. До 1917 года мастерицы -огородницы ходили на огородный промысел, в т.н. «капорки».
В 1857 г. полковник Тимофеев представил проект канала для понижения вод Чудского озера. Канал должен был начинаться в двух верстах к западу от Сыренца и заканчиваться близ Ольгина Креста. Это позволило бы осушить многие заболоченные места. Длина канала предполагалась в 14,5 версты (15,37 км). По нему можно бы было, минуя пороги, проводить суда старинным бурлацким способом, наладив т.н. «бичевник».
Течение р. Нарова очень быстрое. При д. Ольгин Крест оно составляло 3,3 м/сек. Некто Зейдлиц предлагал обратить силу воды на службу человеку, обустроив по реке фабрики и заводы, использующие силу речной воды.
И сегодня на региональном межгосударственном уровне имеется стремление преобразовать строптивый нрав Наровы путем создания на ней системы шлюзов. Обитателей нашего края не оставляет вековая мечта сделать плавание от Балтики до Пскова и Тарту комфортным и экономически выгодным. Кому-то все может показаться фантастикой (и новинкой), но в недавнюю пору (2001) о проекте «Река - море» заговорил губернатор Псковской области Евгений Михайлов. -
Чрезвычайную заинтересованность проявляет в этом вопросе эстонская сторона. Эстония принимает сегодня миллионы приезжих (туристов и прочих) только из Скандинавии. Финская компания «Hansatee», монополист паромных перевозок из Финляндии в Эстонию, в 2001 году перевезла сюда 2 600 000 человек. Это сопоставимо с цифрами по Санкт-Петербургу (если не больше). Эстония становится европейской туристической страной. Власти ее разумно стараются залучить к себе различные международные собрания и форумы, что в экономическом плане очень выгодно. Большим туристическим городом становится Нарва. Там прекрасно и давно отделали замок, завели трехэтажный музей в старинном доме, мало-помалу создается сервисная структура европейского уровня (у нас не так).
Эстонцы составили смету, по которой стоимость всего комплекса сооружений по Наро-ве оценивается в один миллиард двести миллионов эстонских крон. Проект должен осуществляться русской и эстонской сторонами. Для серьезного рассмотрения его необходимо представить в Европейскую комиссию и Евросоюз (могут найтись заинтересованные силы на европейском инвестиционном рынке).
Попутно заметим, что существует проект - возвести в Сторожинце (на берегу Чудского озера) международный пропускной пункт. Дело за политиками, а они работают медленно. В настоящее время человеку, желающему пересечь реку Нарову надо делать круг через Нарву, посетив перед этим консульство.
Кроме этого, давно назрела необходимость реанимировать в полном объеме популярный в прошлом озерный маршрут Псков-Тарту. По нему когда-то ходили современные многопалубные теплоходы. Реализация проекта возрождения пароходного сообщения между двумя городами включит Псков в сферу полноценного европейского туризма.
Один из старейших работников псковского пароходства рассказывал, что какое-то судно в Чернево тоже принадлежало этому пароходству (удивительно). Как известно, с Чудским озером Плюсса напрямую не связана, но связана через залив и Нарову.
Нарова имеет пороги - Верхние и Нижние (при Ольгином Кресте и Омуте). Некто Ольденбург еще в XIX столетии предлагал левый рукав при Ольгином Кресте заключить плотиной для накопления воды и устроить в ней шлюз. Аналогичный проект существовал и в отношении Омутских порогов. Планы Ольденбурга хранились в Дерпте (совр. Тарту). Осуществление их дало б возможность наладить по Нарове полноценное судоходство, а не перетаскивание мелкосидящих судов.
В пределах городов Нарва и Ивангород существует Нарвский водопад, по-эстонски Йоа-ла (была и одноименная деревня). Собственно отсюда и пошла Нарва, город начал строиться в виде крепости еще в XIII столетии (датчанами). По легенде на месте города была некая деревенька Нарвия.
Русские называли Нарву «Ругодив». «Руга» - отсыпной хлеб и деньги, полагавшиеся от княжеской казны монастырю или церкви, своего рода небольшое жалованье. Впоследствии ругу причтам назначали сами прихожане как деньгами, так и хлебом.
Слово «див», возможно, от слова - диво, дивный народ, чудной народ - чудо или чудь, фактически, эсты и родственные им «водь» и «ижора». Название может расшифровываться, по нашей версии, как руга с дивных людей, т.е. с чуди (руга в значении дань).
О водском компоненте близ Нарвы исследователи знают достаточно. Меньше известно об ижорах. А между тем, одна из нарвских легенд рассказывает о том, что в водах (или под ними) нарвского водопада жило грозное чудище - водяной, у которого была красавица-дочь Ингер. Ее полюбил кузнец Ильмарине, сумевший приковать сияющие звезды на небесный свод. Этим он стал угоден Богу, который, невзирая на козни водяного, смог устроить счастье влюбленных.
Из этого сказания явствует, что Ингер - что-то близкое названию древней страны Инг-рии. Отсюда пошло название Ингерманландия. Именно здесь проживали ижоры.
И Ильмарине очень близко названию Ильмень, отнюдь не редкому на просторах России. Ильменка (ручей) даже у Старополья есть.
Шум Нарвского водопада был такой, что людям, находящимся вблизи друг друга, едва было слышно. Источники свидетельствуют, что гул был слышен за несколько верст. Гул воды был естественным фоном в городе.
Высота падения воды на одном из уступов водопада составляла около 4 метров. Ширина водопада в этом месте была 32 метра. Водопад был одним из крупнейших в Европе и привлекал путешественников. Особенно возрастал поток воды в паводок. По сведениям словаря Брокгауза и Ефрона, под стеной воды водопада существовал проход Всего водопад имеет 5 уступов и 2 рукава - Кренгольм-ский и Крамерский. На Крен-гольмском острове (12,5 га) при водопаде существует одноименная Кренгольмская мануфактура, в прошлом гордость России. С правого берега к реке теснились предприятия Штиглица и компаньонов.
По сведениям в 1870-е гг., водопад низвергал ежесекундно 60 000 куб. футов воды. В описанное время левобережное производство использовало от его мощи 7000 л/с, а правобережное 3000. После строительства Нарвской гидроэлектростанции русло реки обрамили в бетон и отвели.
Это место постоянно упоминается в литературных источниках, начиная с XVI века. Неоднократно водопад воспевали поэты и писатели. Здесь бывали Карамзин, Вяземский, Грибоедов, Державин, Кюхельбеккер, Северянин, Павлов, Пирогов, сестры Шумана и даже Георг Отс. Можно сожалеть, как говорил поэт и журналист Константин Случевский, о дикой пустынной красоте водопада, навсегда утраченной (корреспондент сопровождал встречу двух государей в имении Штиглица и сожалел, что по берегам понастроили фабрик и лесопилок).
Кренгольм в переводе с варяжских языков - Зеленый остров (ср. Хольмгард - Город Холм - Новгород). Всего на Нарове имеется 48 островов (4 ниже водопада). Часть из них на исторической памяти меняла конфигурацию.
Более тысячи лет назад, еще во времена варягов, на водопаде был волок. Местная братия имела обыкновение не только таскать суда, но и грабить проезжающих купцов-воинов. Очевидно, такая же ситуация складывалась и в Ольгином Кресте.
Когда-то на Кренгольме был замок Эслинген (по имени рыцаря; XIII в.), - четырехугольное каре с четырьмя башнями. Высота стен достигала трех саженей. Сообщение с берегом было посредством подъемного моста.
После на нем была дача купца Карла Сутгофта. Ее дважды посетила Екатерина II.
Осматривали водопады и прочие царственные особы, например, Петр I и дочь его Елизавета (все в сопровождении свиты и сановников).
Россонь - полноводная протока между рекой Луга и устьем реки Нарова. Течение в ней бывает поочередно - то в Лугу, то в Нарову. Очень своеобразная протока. К слову сказать, что в верховье от нее отходит рукав Мертвица. В низовьях же Россони много заводей и болот.
Ширина Наровы на всем протяжении (от 100 до 200 метров) близко к устью, после протоки Россонь - 600 метров, при впадении в Финский залив - ок. 140 м.
Глубины очень различны: у Кукина Берега и Переволока - 1,5 м, у Яма - 1,8 - 5,4 м, у Скарятиной Горы - 1,8 - 3,9 м, у Степановщины - 2,7 м. В устье Плюссы - 7,2 м. Рассказывали, что и в Омуте есть подобные большие глубины, Омутские пороги бывали всего 0,6 метра, как и пороги после Ольгина острова (дореволюционные данные). В этих условиях участок выше Нарвы не считался судоходным в действительном понимании вопроса. Местные плоскодонные суда доходили до Кульги. Всего на изломе веков Нарова насчитывала 7 пристаней,
В районе впадения протока Россонь глубина достигает 20 метров, но к устью река мелеет, образуя в Финском заливе бар - нанос. Интересно, что прибрежная отмель в Нар-вском заливе (против устья реки, имеющая ширину 1200 м) усеяна плитняковым щебнем. Это, очевидно, бывшая суша. Глубина отмели против устья 2 с небольшим метра, поэтому раньше суда с большей осадкой в устье Наровы не входили.
Наровский рейд имеет протяженность 2,5 версты (опасный рейд, но с хорошим якорным грунтом). Его указывает маяк. Фарватер чистит земснаряд.
Справа от устья берег залива низменный и с камнями, а влево на 8 верст песчаный, после чего переходит в обрыв, т.н. «клинт», - до самого Балтийского моря.
Нарва, по немецким хроникам, основана в 1223 году, по русским - в 1256. Первоначально город находился на правом берегу, но в 1294 году новгородцы сожгли его, и строительство перенесли в левобережье.
До 1347 года Нарвой владели датчане, до 1558 года - меченосцы, до 1581 года -русские, до 1704 года - шведы. С петровского времени и до 1918 года Нарва была городом в составе России, пока большевики (Ленин и Троцкий), дабы сохранить жизнь и власть свою, раздали многое, не ими приобретенное. В 1940 году Прибалтика насильственно была присоединена к СССР и входила в его состав до времен очередной смуты российской - до перестройки.
К 1917 году Нарва насчитывала ок. 15 тыс. населения, из которых православных было наравне с протестантами - более 6 тыс. каждых, католиков ок.1 тыс., а евреев ок. 0,5 тыс. чел. Православных церквей было 5 (считали и ивангородские церкви). Примечательно, что на освящении собора в 1708 году присутствовал царь Петр. Он особо почитал Нарву, ибо'тут ему была представлена военная «конфузия» (поражение), и здесь же была первая знаковая победа. Петр умалил военное значение Нарвы (граница откатилась на запад), но возрождал ее значение как торгового города. Тут был и его путевой дворец (фактически дом).
Неправославных церквей было 4.
Нарвская ратуша построена в 1683 году. В советский период в ней находился Дом пионеров, куда часто приезжали члены сланцевского Клуба юных моряков (головной КЮМ был в Нарве). Улицы довоенной Нарвы были узкие, как в старых немецких городах. Город подразделялся на Петровский и Нарвский форштаты.
В Нарве до 1917 года были 2 гимназии, городское училище, 2 двухклассных, несколько начальных училищ, эстонская школа и мореходный класс Петра I. Кроме этого, при предприятиях училось в школах более 800 детей.
Кренгольмская мануфактура, по Брокгаузу и Ефрону, имела до 400 тыс веретен и производила ок. 60 тыс. пудов бумажной пряжи. Суконная фабрика производила более 12 тыс. кусков суконного и шерстяного полотна. Льнопрядильная фабрика выделывала ок. 60 тыс. кусков парусины и 70 тыс. кусков джутового полотна. На ней было более 1500 рабочих.
Кроме фабрик, в Нарве имелись лесопильный и машиностроительный заводы, 2 паровых мельницы, 2 фотографии, 2 типографии, 5 книжных магазинов и лавок, таможня, театр (без постоянной труппы), несколько клубов, сберкассы и отделения банков. Здесь же были богадельня и приют. С 1898 г. издавался (с периодикой 3 раза в неделю) «Нарвский листок» -литературная и торгово-промышленная газета.
По имени города были поименованы 2 воинских части: Нарвский 36-й драгунский полк (образован в 1705 г., отличился в Турецкую войну 1877 - 1878 гг.) и Нарвский 3-й пехотный полк (сформирован в 1703 г., отличился в ту же войну и в сражении при Лаоне - 1814 г.).
Через Нарвский водопад шли в озеро угорь, минога и лосось. Они достигали и пределов современного города Сланцы. Минога (по легендарным рассказам знаменитых нар-вских рыбаков) взбиралась по камням при помощи ротовой присоски, а угорь легко переползал посуху (по ночной росе). Для прохода лосося рачительный барон Штиглиц сделал в абход водопада т.н. «лососевую лестницу» - ряд разноуровневых бассейнов, чтобы рыба могла прыгать поочередно - из одного в другой, пока не достигнет чистой воды. По некоторым сведениям (точнее, байкам), в Нарве даже существовал угревод. Что сие значит, неведомо, только угря теперь в нашем рационе нет.
Сегодня место прохождения рыбы отдано на откуп браконьерам, а устье Плюссы сплошь уставлено рыболовными сетями (копеечными китайками, которые стоят сопоставимо даже с небольшим уловом; китайку не жалко потерять, или отказаться от нее ввиду работников органов рыбоохраны).
Рыболовецким звеньям разрешено ловить не ближе 500 м к государственной границе, о которой (если захотеть) можно говорить долго.
Средства передвижения рыболовецких организаций должны быть оформлены в соответствии с постановлением № 172 (2001). Выход рыболовецких звеньев разрешен только после оформления судовых ролей в пограничной комендатуре Гдова. О выходе звена в озеро необходимо уведомить не позднее, чем за 4 часа органы пограничного контроля. При этом необходимо указать район лова и время предполагаемого возвращения.
Средств от рыбацкого промысла в старину обычно не хватало, да и дружинник не умел сидеть на месте. В свободное время он уходил в отход - в город. При этом некоторые промышляли извозом.
К хищническому озерному лову относился лов рыбной молоди, т.н. «хохликов и собольков». В один только Псков рыбной молоди отправлялось до 10 тыс. бочек (1860-е гг.).
Последнее поселение, где делали озерные лодки - д. Подлипье. Пик производства их в советское время пришелся на 50-е годы. Сегодня, к сожалению, мастера-лодочники почти все ушли в вечность и навыки производства практически забыты за ненадобностью. Последние судоплотники Подлипья - О.М. Костромин и Г.Н. Харитонов. Троенка, сооруженная ок.
2000 г. Харитоновым, имеет грузоподъемность ок. 1,5 т. На ее изготовление мастер потратил три недели. В Подлипье известны «ладьи» (лодки), называемые - «одноклю-чинки, троенки и пятерни». Лодки назывались по тому, сколько они вмещали людей. Крупная барка носила название «будар». Иные лодки на озере назывались «семерки». В Скамье известно производство лодок-пятерок вместимостью 300-500 пудов. Их строили в прошлом.
Озерные лодки при попутном ветре оснащались в носовой части мачтой, на которую поднимался косой «шпрюйтовый» парус. Уплотнение бортов производили с помощью «дорожения». Для этого края досок обстругивали наискось, прикладывая их одна к другой. Образовавшуюся канавку уплотняли просмоленной паклей и уделывали полосами щепы, которые крепили металлическими скобами. Смолу и деготь в промышленных масштабах производили на русской стороне озера, и эстонцы приобретали их для нужд судостроения и сапожного промысла у торговцев с востока.
Для ночного лова на лодке существовал металлический «светец», в который вставляли факел или лучину. Экземпляр подобного осветительного устройства имеется в музее Загривской школы. Доложского снетка ловили тоже ночью.
Вот земская статистика за 1886 год. Согласно ей, суда в Подлипье строили 22 су-доплотника. Промысел осуществлялся с ран-Сыренец неи весны и до поздней осени. В это вре-
мя в поле трудились женщины (пашня в Подлипье, как и в Скамье была незначительна). Мастера из Подлипья трудились согласно заказам по всему озеру и рекам Желча и Нарова. Заходили они и в Эстонию. Суда для перевозки дров (беспалубные ладьи) отличались от судов для перевозки хлеба и товаров, которые имели палубу, а иногда и палубные надстройки. Кроме Подлипья, суда строили мастеровые Сыренца. Плоскодонные наровские суда до 4000 пудов водоизмещением строили в Омуте. По одному мастеру-лодочнику жили в Маленцове и Жилино (д. Жилино на оз. Долгом). Заработки судоплотников простирались в то время до 100 рублей в год. Ладьи вместимостью 15-20 тыс. пудов стоили ок. 2000 руб.
В 1917 году на озере известна Чудская база, моряки которой принимали участие в первом праздновании 1 Мая (еще при Керенском). Праздник проводился в с. Спицыно-Рудно, причем, сначала отслужили молебен в храме, а лишь потом митинговали длительное время, - пока дождь не пошел. Об этом писала газета «Гдовский голос» в № 2 от 18 апреля 1917 года (очевидно, месяц редактор перепутал).
В 1944 году для помощи советским войскам в Гдов были переброшены несколько судов 25-й отдельной речной флотилии. Возле деревни Колоколово воины по пояс в воде учились десантированию на вражеский берег. В деревню Еврейно из-под Нарвы перебросили часть под командованием генерала А.А. Гречкина.
За рыбный промысел в Чудском озере в XIX в. оброк не брался. С эстонской стороны на 3 версты прибрежная зона считалась помещичьей. На Самро говорили: «Рыба - дар Божий» (там лов тоже был общинный). Существовала поговорка: «Чудское озеро кормит .
округу на 200 верст, а Самро - на 50». Особенно гордились тем, что на Самро было 70 неводов. Это говорило о достатке сомряков и о наличии в озере больших запасов рыбы
По свидетельству историков, эстонцы долго не владели навыками озерного лова и учились ему у русских. Ввиду этого на западном берегу Чудского озера исстари существовали русские рыболовные и раскольничьи деревни (Нина и др., всего 28 деревень в 1860-е гг 1 Жители их к сословию крестьян не принадлежали, а числились записанными при разных городских обществах. Примечательно, что снасти лова у эстонцев часто имеют русские названия (та же сежа и проч.).
Курение табака рыбаками на Чудском озере отмечено с 1830 года.
Сегодняшний чудской лов распределен между многими предприятиями - большими и малыми. Большие (числом менее десяти) приобретают (возможно) протекционистские рыболовные квоты. Малые, не сумевшие эти квоты приобрести, попадают к большим в экономическую зависимость. В 2001 году к крупным предприятиям относились: ЗАО «Гдовинвест», АО «Приозерное», ЗАО «Маяк», ЗАО «Гдовский рыбозавод», ЗАО «Ветвеник» и другие. Малые предприятия (а их насчитывается более двадцати и они исправно платят налоги; многие имеют грамотный персонал) объединились в ассоциацию, в которую в это время входили: ООО «Реванш», ООО «Ринг», ООО «Строитель», 000 «Надежда», 000 «Прибой», 000 «Алла», 000 «Лиман», 000 «Причал», филиал колхоза имени Залита, фермерское хозяйство «Луч» и др. Условия «сотрудничества» тех и других (эксплуатация снастей, судов и рабочих ресурсов малых предприятий большими), мягко говоря, некорректны (монополистами диктуются кабальные условия и низкие расценки на выполнение работ).
Администрация Псковской области преследует цели борьбы с незаконным ловом рыбы, теневыми скупкой и перепродажей. В рамках этой борьбы сети метят бирками, а выход в озеро разрешается только с пяти пристаней (возврат - строго туда же, там и госпроверка). Выход из других мест считается браконьерским, равно браконьерскими считаются сети без бирок.
Недалеко от Сыренца, в Чудском озере, в XIX столетии существовал остров, на который сельчане гоняли пасти скот. Этот остров размыло и сегодня его нет. Озеро постоянно изменяет свои берега. Здесь постоянно появляются и исчезают косы, проливы, мели и острова.
Уровень вод озера и Наровы не постоянен. Ввиду этого на исторической памяти некоторые прибрежные деревни приходилось переносить. Некоторые из них лишались пахотных земель, которые затапливались или смывались. Иногда, чтобы получить сено с затопленного покоса, траву срезали с лодок.
В Скамье рассказывали, что в ледоход большие озерные льдины, заходившие из озера в Нарову, сносили прибрежные строения и лодки. Для борьбы с ними в 1930-е гг. выстроили т.н. дамбу. На эстонском берегу имеется четыре дамбы меньшего размера.
Рассказывали, что ледяные заторы на Нарове вызывали кое-где затопление берегов, и что, якобы, когда-то заторы приходилось даже взрывать.
Гдовщина исстари известна огородничеством. Все знают экологически чистые гдовские огурцы. Хозяйки предпочитают их всем другим в сезон заготовки. До 1917 года мастерицы -огородницы ходили на огородный промысел, в т.н. «капорки».
В 1857 г. полковник Тимофеев представил проект канала для понижения вод Чудского озера. Канал должен был начинаться в двух верстах к западу от Сыренца и заканчиваться близ Ольгина Креста. Это позволило бы осушить многие заболоченные места. Длина канала предполагалась в 14,5 версты (15,37 км). По нему можно бы было, минуя пороги, проводить суда старинным бурлацким способом, наладив т.н. «бичевник».
Течение р. Нарова очень быстрое. При д. Ольгин Крест оно составляло 3,3 м/сек. Некто Зейдлиц предлагал обратить силу воды на службу человеку, обустроив по реке фабрики и заводы, использующие силу речной воды.
И сегодня на региональном межгосударственном уровне имеется стремление преобразовать строптивый нрав Наровы путем создания на ней системы шлюзов. Обитателей нашего края не оставляет вековая мечта сделать плавание от Балтики до Пскова и Тарту комфортным и экономически выгодным. Кому-то все может показаться фантастикой (и новинкой), но в недавнюю пору (2001) о проекте «Река - море» заговорил губернатор Псковской области Евгений Михайлов. -
Чрезвычайную заинтересованность проявляет в этом вопросе эстонская сторона. Эстония принимает сегодня миллионы приезжих (туристов и прочих) только из Скандинавии. Финская компания «Hansatee», монополист паромных перевозок из Финляндии в Эстонию, в 2001 году перевезла сюда 2 600 000 человек. Это сопоставимо с цифрами по Санкт-Петербургу (если не больше). Эстония становится европейской туристической страной. Власти ее разумно стараются залучить к себе различные международные собрания и форумы, что в экономическом плане очень выгодно. Большим туристическим городом становится Нарва. Там прекрасно и давно отделали замок, завели трехэтажный музей в старинном доме, мало-помалу создается сервисная структура европейского уровня (у нас не так).
Эстонцы составили смету, по которой стоимость всего комплекса сооружений по Наро-ве оценивается в один миллиард двести миллионов эстонских крон. Проект должен осуществляться русской и эстонской сторонами. Для серьезного рассмотрения его необходимо представить в Европейскую комиссию и Евросоюз (могут найтись заинтересованные силы на европейском инвестиционном рынке).
Попутно заметим, что существует проект - возвести в Сторожинце (на берегу Чудского озера) международный пропускной пункт. Дело за политиками, а они работают медленно. В настоящее время человеку, желающему пересечь реку Нарову надо делать круг через Нарву, посетив перед этим консульство.
Кроме этого, давно назрела необходимость реанимировать в полном объеме популярный в прошлом озерный маршрут Псков-Тарту. По нему когда-то ходили современные многопалубные теплоходы. Реализация проекта возрождения пароходного сообщения между двумя городами включит Псков в сферу полноценного европейского туризма.
Один из старейших работников псковского пароходства рассказывал, что какое-то судно в Чернево тоже принадлежало этому пароходству (удивительно). Как известно, с Чудским озером Плюсса напрямую не связана, но связана через залив и Нарову.
Нарова имеет пороги - Верхние и Нижние (при Ольгином Кресте и Омуте). Некто Ольденбург еще в XIX столетии предлагал левый рукав при Ольгином Кресте заключить плотиной для накопления воды и устроить в ней шлюз. Аналогичный проект существовал и в отношении Омутских порогов. Планы Ольденбурга хранились в Дерпте (совр. Тарту). Осуществление их дало б возможность наладить по Нарове полноценное судоходство, а не перетаскивание мелкосидящих судов.
В пределах городов Нарва и Ивангород существует Нарвский водопад, по-эстонски Йоа-ла (была и одноименная деревня). Собственно отсюда и пошла Нарва, город начал строиться в виде крепости еще в XIII столетии (датчанами). По легенде на месте города была некая деревенька Нарвия.
Русские называли Нарву «Ругодив». «Руга» - отсыпной хлеб и деньги, полагавшиеся от княжеской казны монастырю или церкви, своего рода небольшое жалованье. Впоследствии ругу причтам назначали сами прихожане как деньгами, так и хлебом.
Слово «див», возможно, от слова - диво, дивный народ, чудной народ - чудо или чудь, фактически, эсты и родственные им «водь» и «ижора». Название может расшифровываться, по нашей версии, как руга с дивных людей, т.е. с чуди (руга в значении дань).
О водском компоненте близ Нарвы исследователи знают достаточно. Меньше известно об ижорах. А между тем, одна из нарвских легенд рассказывает о том, что в водах (или под ними) нарвского водопада жило грозное чудище - водяной, у которого была красавица-дочь Ингер. Ее полюбил кузнец Ильмарине, сумевший приковать сияющие звезды на небесный свод. Этим он стал угоден Богу, который, невзирая на козни водяного, смог устроить счастье влюбленных.
Из этого сказания явствует, что Ингер - что-то близкое названию древней страны Инг-рии. Отсюда пошло название Ингерманландия. Именно здесь проживали ижоры.
И Ильмарине очень близко названию Ильмень, отнюдь не редкому на просторах России. Ильменка (ручей) даже у Старополья есть.
Шум Нарвского водопада был такой, что людям, находящимся вблизи друг друга, едва было слышно. Источники свидетельствуют, что гул был слышен за несколько верст. Гул воды был естественным фоном в городе.
Высота падения воды на одном из уступов водопада составляла около 4 метров. Ширина водопада в этом месте была 32 метра. Водопад был одним из крупнейших в Европе и привлекал путешественников. Особенно возрастал поток воды в паводок. По сведениям словаря Брокгауза и Ефрона, под стеной воды водопада существовал проход Всего водопад имеет 5 уступов и 2 рукава - Кренгольм-ский и Крамерский. На Крен-гольмском острове (12,5 га) при водопаде существует одноименная Кренгольмская мануфактура, в прошлом гордость России. С правого берега к реке теснились предприятия Штиглица и компаньонов.
По сведениям в 1870-е гг., водопад низвергал ежесекундно 60 000 куб. футов воды. В описанное время левобережное производство использовало от его мощи 7000 л/с, а правобережное 3000. После строительства Нарвской гидроэлектростанции русло реки обрамили в бетон и отвели.
Это место постоянно упоминается в литературных источниках, начиная с XVI века. Неоднократно водопад воспевали поэты и писатели. Здесь бывали Карамзин, Вяземский, Грибоедов, Державин, Кюхельбеккер, Северянин, Павлов, Пирогов, сестры Шумана и даже Георг Отс. Можно сожалеть, как говорил поэт и журналист Константин Случевский, о дикой пустынной красоте водопада, навсегда утраченной (корреспондент сопровождал встречу двух государей в имении Штиглица и сожалел, что по берегам понастроили фабрик и лесопилок).
Кренгольм в переводе с варяжских языков - Зеленый остров (ср. Хольмгард - Город Холм - Новгород). Всего на Нарове имеется 48 островов (4 ниже водопада). Часть из них на исторической памяти меняла конфигурацию.
Более тысячи лет назад, еще во времена варягов, на водопаде был волок. Местная братия имела обыкновение не только таскать суда, но и грабить проезжающих купцов-воинов. Очевидно, такая же ситуация складывалась и в Ольгином Кресте.
Когда-то на Кренгольме был замок Эслинген (по имени рыцаря; XIII в.), - четырехугольное каре с четырьмя башнями. Высота стен достигала трех саженей. Сообщение с берегом было посредством подъемного моста.
После на нем была дача купца Карла Сутгофта. Ее дважды посетила Екатерина II.
Осматривали водопады и прочие царственные особы, например, Петр I и дочь его Елизавета (все в сопровождении свиты и сановников).
Россонь - полноводная протока между рекой Луга и устьем реки Нарова. Течение в ней бывает поочередно - то в Лугу, то в Нарову. Очень своеобразная протока. К слову сказать, что в верховье от нее отходит рукав Мертвица. В низовьях же Россони много заводей и болот.
Ширина Наровы на всем протяжении (от 100 до 200 метров) близко к устью, после протоки Россонь - 600 метров, при впадении в Финский залив - ок. 140 м.
Глубины очень различны: у Кукина Берега и Переволока - 1,5 м, у Яма - 1,8 - 5,4 м, у Скарятиной Горы - 1,8 - 3,9 м, у Степановщины - 2,7 м. В устье Плюссы - 7,2 м. Рассказывали, что и в Омуте есть подобные большие глубины, Омутские пороги бывали всего 0,6 метра, как и пороги после Ольгина острова (дореволюционные данные). В этих условиях участок выше Нарвы не считался судоходным в действительном понимании вопроса. Местные плоскодонные суда доходили до Кульги. Всего на изломе веков Нарова насчитывала 7 пристаней,
В районе впадения протока Россонь глубина достигает 20 метров, но к устью река мелеет, образуя в Финском заливе бар - нанос. Интересно, что прибрежная отмель в Нар-вском заливе (против устья реки, имеющая ширину 1200 м) усеяна плитняковым щебнем. Это, очевидно, бывшая суша. Глубина отмели против устья 2 с небольшим метра, поэтому раньше суда с большей осадкой в устье Наровы не входили.
Наровский рейд имеет протяженность 2,5 версты (опасный рейд, но с хорошим якорным грунтом). Его указывает маяк. Фарватер чистит земснаряд.
Справа от устья берег залива низменный и с камнями, а влево на 8 верст песчаный, после чего переходит в обрыв, т.н. «клинт», - до самого Балтийского моря.
Нарва, по немецким хроникам, основана в 1223 году, по русским - в 1256. Первоначально город находился на правом берегу, но в 1294 году новгородцы сожгли его, и строительство перенесли в левобережье.
До 1347 года Нарвой владели датчане, до 1558 года - меченосцы, до 1581 года -русские, до 1704 года - шведы. С петровского времени и до 1918 года Нарва была городом в составе России, пока большевики (Ленин и Троцкий), дабы сохранить жизнь и власть свою, раздали многое, не ими приобретенное. В 1940 году Прибалтика насильственно была присоединена к СССР и входила в его состав до времен очередной смуты российской - до перестройки.
К 1917 году Нарва насчитывала ок. 15 тыс. населения, из которых православных было наравне с протестантами - более 6 тыс. каждых, католиков ок.1 тыс., а евреев ок. 0,5 тыс. чел. Православных церквей было 5 (считали и ивангородские церкви). Примечательно, что на освящении собора в 1708 году присутствовал царь Петр. Он особо почитал Нарву, ибо'тут ему была представлена военная «конфузия» (поражение), и здесь же была первая знаковая победа. Петр умалил военное значение Нарвы (граница откатилась на запад), но возрождал ее значение как торгового города. Тут был и его путевой дворец (фактически дом).
Неправославных церквей было 4.
Нарвская ратуша построена в 1683 году. В советский период в ней находился Дом пионеров, куда часто приезжали члены сланцевского Клуба юных моряков (головной КЮМ был в Нарве). Улицы довоенной Нарвы были узкие, как в старых немецких городах. Город подразделялся на Петровский и Нарвский форштаты.
В Нарве до 1917 года были 2 гимназии, городское училище, 2 двухклассных, несколько начальных училищ, эстонская школа и мореходный класс Петра I. Кроме этого, при предприятиях училось в школах более 800 детей.
Кренгольмская мануфактура, по Брокгаузу и Ефрону, имела до 400 тыс веретен и производила ок. 60 тыс. пудов бумажной пряжи. Суконная фабрика производила более 12 тыс. кусков суконного и шерстяного полотна. Льнопрядильная фабрика выделывала ок. 60 тыс. кусков парусины и 70 тыс. кусков джутового полотна. На ней было более 1500 рабочих.
Кроме фабрик, в Нарве имелись лесопильный и машиностроительный заводы, 2 паровых мельницы, 2 фотографии, 2 типографии, 5 книжных магазинов и лавок, таможня, театр (без постоянной труппы), несколько клубов, сберкассы и отделения банков. Здесь же были богадельня и приют. С 1898 г. издавался (с периодикой 3 раза в неделю) «Нарвский листок» -литературная и торгово-промышленная газета.
По имени города были поименованы 2 воинских части: Нарвский 36-й драгунский полк (образован в 1705 г., отличился в Турецкую войну 1877 - 1878 гг.) и Нарвский 3-й пехотный полк (сформирован в 1703 г., отличился в ту же войну и в сражении при Лаоне - 1814 г.).
Через Нарвский водопад шли в озеро угорь, минога и лосось. Они достигали и пределов современного города Сланцы. Минога (по легендарным рассказам знаменитых нар-вских рыбаков) взбиралась по камням при помощи ротовой присоски, а угорь легко переползал посуху (по ночной росе). Для прохода лосося рачительный барон Штиглиц сделал в абход водопада т.н. «лососевую лестницу» - ряд разноуровневых бассейнов, чтобы рыба могла прыгать поочередно - из одного в другой, пока не достигнет чистой воды. По некоторым сведениям (точнее, байкам), в Нарве даже существовал угревод. Что сие значит, неведомо, только угря теперь в нашем рационе нет.
Сегодня место прохождения рыбы отдано на откуп браконьерам, а устье Плюссы сплошь уставлено рыболовными сетями (копеечными китайками, которые стоят сопоставимо даже с небольшим уловом; китайку не жалко потерять, или отказаться от нее ввиду работников органов рыбоохраны).
Комментарии 4