Информация к новости
  • Просмотров: 10693
  • Автор: spas
  • Дата: 13 января 2007
13 января 2007

Чудская Гора, Чутка

Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

Чудская Гора, Чутка

Этнические названия района - в ряду многих и многих прочих, встречающихся в регионе. Свейск - деревня на р. Луге, близ Ямбурга (свей - одна из больших племенных групп в Швеции; прошлое тысячелетие). Пруссово - деревня на Гдовщине (здесь возможны мигранты из районов северной Польши; это могли быть как христиане, так и язычники; начало нашего тысячелетия).
Кареловщина - деревня на озере Белом, недалеко от Долгого озера (миграция православных карел в результате притеснений шведов в допетровщину). Старая Русса - город в Новгородской области (русы - этнос, народ, племя, очевидно, варяги; по словарю Брокгауза и Ефрона, от названия этого города произошло название нашего государства; эта версия сегодня отметается, но зря). Сюда же можно отнести другие названия с основой «рус-рос»: Русско-Высоцкое - поселение по дороге Нарва - С- Петербург, Руско - деревня в Сланцевс-ком районе (были дворяне Руско, имевшие датские корни, что не противоречит версии о варягах - русах), Россонь - река-протока между реками Нарова и Луга (важное стратегическое место для русов, в некоторых источниках они называются «народ рос»).
Нарова - река (очередное племенное название; неровы или норовы - племя, упоминающееся в русских летописях). Водская земля, Водская пятина, Водский конец, Водская улица -все в Новгородской земле или в самом Новгороде (водь - племенное название). Ижорская возвышенность - опять племенное название. Река Веряжа, возможно, имеет название от варягов. Примечательно, что Ямбург тоже этническое название, происходящее отнюдь не от ямов дорожных, которые утверждать стали едва в XV веке. Ямь - этноним народа, отмеченного в XVIII веке на территории к востоку от Наровы, включая Ямбург. В летописях же писали, что тот-то и тот-то пошел в Ямь или в Емь (к финнам). Куда он пошел, не конкретизируется, но вероятие, что ямь жила к югу от Финского залива, очень большое. Не случайно, залив называется Финским в целом," а не в какой-то его части. Подразумевается, что финны жили на обоих берегах залива.
Однокоренные топонимы региона - Чудская Рудница (район Кобыльего Городища, Гдовщина) и Чудское озеро. Топоним «Чудиново» имеется близ Осьмино.
Распространение топонимов с основой «чудь» - интереснейшая задача для начинающего исследователя. Тут каждый может с картой в руках убедиться, что «чудь» - типовой этноним средневековья и вряд ли принадлежит одному народу. Это видно из огромного ареала распространения названий с топонимической основой «чудь», простирающегося на территории множества современных областей - Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской и прочих (см. нашу статью «Чудь»).
В добавление к этому отметим, что в Москве был т.н. митрополичий Чудов монастырь, основанный в 1365 году, а в Пермской губернии была известна т.н. Чудская гора (при речке Озерной), под которой, по преданию, «закопался чудской народ, живший здесь». По карте это около 1000 км.
Из летописей известна на севере какая-то «чудь белоглазая», долго сопротивлявшаяся новгородцам. Так же «чудью» звали и соседних нам эстов. Чудское озеро имеет название отчасти от них, отчасти от местных водцев. Водь и эсты - родственные народы северо-запада Руси и Ливонии, которые когда-то в наших местах проживали чересполосно, влияя друг на друга и смешиваясь между собой. При этом надо учесть влияние и проникновение со временем в межэтнический процесс этноса «русь», который в свою очередь отнюдь не был однородным.
Применительно к нашему микрорегиону (Сланцевский район) следует учесть, что в какое-то время до XIX века в присамрянских волостях жили ижоры. Косвенные данные дают об этом изыскания этнографов по соседнему Ямбургскому уезду (см. нашу статью «Ижоры - жители самрянской волости»). Именно с ижорского, а не с водского специалисты переводят название озера, которое означает «гверезду» - крупный песок. Примечательно, что согласно нарвской легенде дочь водяного, проживавшего под водопадом Иоала, звали Ингер. Ингрия же - племенное место ижоры, самоназвание которых - инкери. Отсюда Ингерманландия.
Интересно, что у эстов и води антропологи усматривают общий монголоидный компонент, которого нет у ижор и карел. Когда этот компонент появился в этой части европейского континента, никто не скажет. И тут нет ничего удивительного. (В истории человечества всегда было место великим переселениям народов, когда те или иные этнические группы преодолевали значительные территориальные пространства по каким-либо причинам, о которых нам предстоит лишь догадываться).
Этнические изыскания краеведов в присамрянских местностях сегодня ничего практически не дают. Местники (и то кое-кто из них, что пограмотней и памятливее) трактуют только об этническом различии новгородских великороссов и псковичей. Псковичей (не без исторического обоснования) они приближают к чуди. Косвенно тут можно увидеть расхожий намек на то, что псковичи, как этнос (если такое допустить), нация нечистая, прошедшая в своем развитии какой-то этап метисации. (Надо отдать должное народной памяти и наблюдательности.)
По данным антропологов, псковичи действительно тяготеют к эстам. Между псковичами и новгородцами есть «антропологическая рознь», если так можно выразиться.
Само название Псков до сих пор не могут убедительно вывести из одного какого-то языка (а ведь он был наверняка). Именно этот топоним вводит в заблуждение многих исследователей. Объяснения его с точки зрения русского языка весьма запутанны, так всегда бывает с «межэтническими» названиями. Само существование множества межэтнических и дославянских названий говорит о могучем «дорусском компоненте» в наших местах северо-запада России.
Первый и последний исследователь т.н. финских элементов в Гдовском уезде - Г.Г. Трус-ман исследовал эту проблему в последней четверти XIX века.
Его изыскания отчасти касались местных финских названий. В чем-то их можно назвать спорными, но надо учесть, что Трусман владел наряду с русским и эстонским языком (фактически родным). Также им были исследованы некоторые финские названия, что вообще уникально по топонимике северо-запада.
Этнические вопросы в истории - самые сложные, и, вдобавок, они почти не освещаются средневековыми источниками. В начале XX столетия ученые дискутировали по вопросу т.н. «чудских древностей» - археологических находок разных мест и времен, абсолютно не связанных между собой (это понятно с позиций сегодняшнего дня). В начале века их пытались как-то объединять, не учитывая, очевидно, этнические различия. Эти различия были слишком упрощены: русский - нерусский. Сегодня объединять разрозненные предметы в одну «чудскую группу» представляется неправомочным.
О древности поселения Чудская Гора свидетельствовали некогда местные курганы (не сохранились). Кстати, располагались они на всхолмлении, именовавшемся тоже Чудская Гора. И в месте бывшей деревни Чутка жители рассказывают о неком большом кургане. Некоторые говорят о Шведских могилах, т.е. о группе курганов (о размере их неизвестно, но, очевидно, что это обычные насыпи; большой же курган имел якобы 100 метров в длину).
Разговор о большом кургане может свительствовать о древности места. В больших курганах хоронили, по преданиям, больших людей. Кости таковых, по рассказам, имеют большой размер, - больше обычного.
Чудь - новгородское прозвание огромной группы племен финно-угорского этноса. Впоследствии славяне стали подразделять финно-угров более конкретно - водь, ижоры, вепсы, весь, прочие. Чудцы, обитавшие в наших местах, собственно, - водцы. Чересполосно с ними жили эсты и ижоры.
Чудь имела свои языки и диалекты, неведомые нам сегодня. Водцы обрусели достаточно давно. В последний раз водь возле Гдова упоминается при Иване Грозном, когда Адашев брал у нее присягу на верность московскому государю (при взятии Сыренца).
В районе Гдова «очень обруселые фины» (так у автора), очевидно, последние носители финского языка (какого, неясно) отмечены в XIX веке. Финнами огульно тогда называли всех, не относившихся к русской национальности: водь, ижору, саваков и эвремейсов.
В Кингисеппском районе остатки водцев фиксировались переписями еще в советское время. Они подвергались этническим репрессиям (равно и другие местные народы неславянской группы).
По води соседних районов имеется обширнейшая литература зарубежья, (в Эстонии и Финляндии), но переводить ее на русский никто не собирается. Здесь явно присутствует политика.
Об ижоре в библиотеке Кингисеппа есть огромные папки-исследования, т.н. Пласт I, Пласт II и т.д. Они еще ждут своего издателя. Есть и ижорский музей, равно был частный музей-собрание води (там же, в районе), но недавно он сгорел.
Отдельно можно проанализировать упоминание о финнах в приходе Рудно, известное нам по трудам Ефима Андреева. Он так же локализует людей особого языка на Самро, по Долгому озеру и реке Долгой. Эти люди впоследствии стали называться сомряками.
Трусман находил на Гдовщине (присамрянский регион) финские элементы в языке и одежде отдельных жителей. Он отметил как неславянскую повсеместную традицию возведения четырехскатных крыш. Таких и теперь много, старых и новых.
Потомки обруселой води (отчасти чудь русских летописей) почти не помнят сегодня своей богатой истории. Это естественно с утратой языка.
Некогда, еще до прихода в регион славян и балтийцев (VII в.), это были воинственные племена, не имевшие письменности. У води существовала богатейшая устная традиция зафиксированная в XIX и XX веках. Составлены богатые словари водского языка (в Эстонии). Водцы отличались быстрой речью и светлым цветом волос. Женщины славились красотой. Новгородцы впервые конкретизируют (выделяют) водь из массы чуди в 1069 году.
Археологи датируют первые водские (чудские) могильники начальными веками нашей эры. Водцы - народы автохтонтной группы, т. е. коренные. Они пришли сюда с Востока, возможно, с Урала. Селились чересполосно с местными аборигенами, потомками людей, пришедших с юга, вслед за отступившим ледником.
Сведения о води имеются в западноевропеских хрониках V века. Вплоть до XVI века водь сохраняла языческие верования. Рудименты их отмечены до времен атеизма. Последние столетия народность была двуязычной, ибо основным языком был русский. Самоназвание народа - ватьялайсет. В XV в. новгородцы конкретизировали «местную» землю Чудь - это участок от Котлов и Ополья до Нарвы.
Чудь старопольская (у Старополья есть деревня Чудская Гора), очевидно, этническое поселение чуди в русской толще. Это же касается и жителей деревни Чутка (на карте 1938 года д. Чутка).
В писцовых книгах 1498 года деревни указаны: «Чюдская Гора (одна обжа обрабатываемой земли; очевидно, проживала одна семья) и Чюдка (помещичий двор)».
Сегодня сложно говорить о демографии средневековья. В Кингисеппском районе (на его территориях) встарь, по тем же писцовым книгам Великого Новгорода (т.е. до экспансии Москвы), водцы жили в деревнях и селах с абсолютно славянскими прозваниями -Кустово, Бабино, Тютицы, Березняки и др. Были и водские топонимы там, где водцы жили с «дославянских времен». Славянские названия водских деревень обусловлены новым поселением водцев в русских пустошах после войны или мора.
Иногда писцы указывали некоторых жителей в Ямбургском уезде и других местах проживания народов с этническими кличками: вожанин, ижерлнин (ижорянин) или лопец (в XV веке была еще маленькая народность лопь; ареал ее южнее Ладожского озера, но есть деревня Лопь близ реки Луги и деревня Лопанец близ Вревского озера в Лужском районе).
В XIX веке, возможно, чудь определяли правильнее. Тогда ее считали древним финским населением нашего и других краев, излишне не детализируя ее по национальным признакам, хотя словарь Брокгауза и Ефрона о чуди толкует весьма смутно и не имеет на это специальной статьи.
Сегодня чудь и ее компоненты исследуют серьезно, но с оговорками. Так, некоторые исследователи, особенно Е.А. Рябинин, активно изучают и указывают нам согласно новгородским источникам т.н. «погосты в Чуди». Центр погостов локализуется в селе Котлы (финское Катилла). Очевидно, Котлы - сакральный центр народов этого места. Была ли здесь какая-то администрация, сказать трудно.
Котлы - племенной центр догосударственного периода, когда городов еще не существовало, ибо они были уязвимы и не было экономических условий их возникновения (еще не встали международные торговые пути).
Первым городом в этой части Европы стала Ладога (с подачи пришлых, от их культуры, стесняться тут нечего). Местники в Ладоге играли вторичную роль.
Они управлялись каким-то неизвестным нам способом племенных собраний и объездом властителями своих подданных. И так год за годом. Больших поселений (городов) в Чуди попросту не было.
Определяющим звеном, повествующим о первоначальном нахождении в наших землях неславянского элемента, является археология. Раскопки на северной Гдовщине велись В.Н. Глазовым. По итогам его экспедиций в 1903 году вышел специальный труд о т.н. «гдовских курганах» (особой, как сразу же выяснилось, группе могильников). С тех пор в районе почти никто раскопками не занимался. Мало того, курганы и жальники варварски уничтожались кем ни попадя, в т.ч. и мелиораторами, строителями, колхозниками, дачниками и невежественными кладоискателями. Последние с недавних пор ищут при помощи металлоискателей. Эти безродные гробокопатели (правильно называть их так) думают, кому бы и что бы получше запродать (неважно что). Правоохрана в этом случае удивительно невежественна. По невежеству и неуважению к прошлому наши отцы и деды с воодушевлением рушили могилы и храмы предков.
Поразительно, но рушили каменные кресты и даже разбивали поклонные камни.
Специалисты недавних времен исследовали коллекции Глазова, которые, на счастье, сохраняются в Эрмитаже. Из них стало ясно, что некоторые могильники в деревнях района носят разноэтничный или смешанный характер. Из этого следует, что на момент возведения т.н. «русских курганов» (приблизительно в XII - XIV вв.) на наших территориях сосуществовало минимум два этноса, при подавляющем компоненте славянства. Меньший, но коренной этнический компонент (назовем его так) однозначно признан водским, поскольку имел идентичный материал находок с водскими местностями там, где водь жила на исторической памяти и до последнего времени.
Не деля неведомые нам деревни средневековья на «национальности», приведем сведения о водских находках в сохранившихся могильниках при них. Прочие находки однозначно славянские, но надо учитывать, что местники при любой этнопринадлежности могли носить иноэтничные вещи, например, обереги.
Водские находки были при Глазове в курганах деревень: Б.Поля, Горбово, Горки, Гости-цы, Зажупанье, М. Руя, Загорье, Куричек и Ольгин Крест. В д. М. Поля водская этнопринад-лежность курганов определена была по обряду, а не по находкам (водь иначе клала усопших, по другому ориентируя их, иначе оформляла насыпь и т.д.).
От далекого средневековья в Больших Полях сохранилась память о неславянских захоронениях на тамошнем кладбище. Со временем оно стало зваться лютеранским. Лютеране появились у нас значительно позже других конфессий, и об их этнической принадлежности еще предстоит проводить изыскания. Возвращаясь же к води, можно утверждать, что именно ее в совокупности с немногими эстами русские и звали у нас «чудью».
Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *