Первая обитель (Нестор Летописец и печерские старцы)
ЗАСТУПНИК
содержание:
Однажды подъехал к монастырю великий князь Изяслав. Только время было неурочное для посетителей. Иноки были заняты работами и молитвой, а в такие часы Феодосии запретил привратнику впускать посетителей.
Изяслав сошёл с коня, сел поблизости у ворот и терпеливо дожидался, пока выйдет к нему Феодосии.
А потом вместе вошли они в храм, вместе молились о спасении родной земли и вели душеполезные беседы.
Феодосий пригласил князя отужинать.
А когда принесли монастырскую пищу, князь изумился:
— Отчего еда у тебя так вкусна, ни с какими моими дорогими яствами не сравнится!
— Да оттого и вкусна,— ответил Феодосии,— что иноки, работающие на кухне, строго соблюдают устав и делают своё дело без греха.
— Прикажу-ка я своих поваров выпороть.
— Пороть их не надо, князь, лучше пришли их к нам в учение — кого помоложе да посовестливей. И ещё вот что, князь.— И тут протянул Феодосии список.— Здесь у меня записаны вдовы и сироты, они бедствуют, и никто им помочь не хочет, а мужья и отцы их погибли, сражаясь за тебя. Ты только один и поможешь.
— Давай твой список,— отвечал князь,— никого из них не обижу, всем помогу.
Так и получалось, что при каждой встрече с князем Феодосии выступал не просто управителем монастыря, но и советчиком князю, и заступником за всех бедствующих.
А монастырь благодаря Феодосию зажил по новому уставу.
Когда иноки ещё только переселялись в новые кельи, Феодосии грустил, что нет у них устава: “Устав, он в жизнь монастыря божественный распорядок вводит. В уставе всё должно быть расписано: когда посты, а когда праздники, как службу вести, как поклоны держать, как стоять в церкви, как общую трапезу соблюдать. Устав — основа жизни в монастыре. А у нас всякая обитель по-своему живёт”.
В те дни приехал из Византии поставленный на Русь митрополит Георгий. А с ним был грек, инок главного византийского монастыря. Он и привёз устав.
Феодосии этот устав изучил и одобрил.
“Переведи его на русский язык и перепиши его, Нестор”,— попросил он своего юного друга.
С тех пор по этому уставу и зажил Печерский монастырь. А от него устав разошёлся и по другим монастырям Руси.
содержание:
- ИЛАРИОНОВА ПЕЩЕРА
- АНТОНИЙ
- ФЕОДОСИЙ
- ПЕЧЕРСКИЕ ИНОКИ
- ЧУДЕСА СВЯТОГО АНТОНИЯ
- ФЕОДОСИЙ И ЮНЫЙ НЕСТОР
- НОВАЯ ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ
- ЗАСТУПНИК
- ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Однажды подъехал к монастырю великий князь Изяслав. Только время было неурочное для посетителей. Иноки были заняты работами и молитвой, а в такие часы Феодосии запретил привратнику впускать посетителей.
Изяслав сошёл с коня, сел поблизости у ворот и терпеливо дожидался, пока выйдет к нему Феодосии.
А потом вместе вошли они в храм, вместе молились о спасении родной земли и вели душеполезные беседы.
Феодосий пригласил князя отужинать.
А когда принесли монастырскую пищу, князь изумился:
— Отчего еда у тебя так вкусна, ни с какими моими дорогими яствами не сравнится!
— Да оттого и вкусна,— ответил Феодосии,— что иноки, работающие на кухне, строго соблюдают устав и делают своё дело без греха.
— Прикажу-ка я своих поваров выпороть.
— Пороть их не надо, князь, лучше пришли их к нам в учение — кого помоложе да посовестливей. И ещё вот что, князь.— И тут протянул Феодосии список.— Здесь у меня записаны вдовы и сироты, они бедствуют, и никто им помочь не хочет, а мужья и отцы их погибли, сражаясь за тебя. Ты только один и поможешь.
— Давай твой список,— отвечал князь,— никого из них не обижу, всем помогу.
Так и получалось, что при каждой встрече с князем Феодосии выступал не просто управителем монастыря, но и советчиком князю, и заступником за всех бедствующих.
А монастырь благодаря Феодосию зажил по новому уставу.
Когда иноки ещё только переселялись в новые кельи, Феодосии грустил, что нет у них устава: “Устав, он в жизнь монастыря божественный распорядок вводит. В уставе всё должно быть расписано: когда посты, а когда праздники, как службу вести, как поклоны держать, как стоять в церкви, как общую трапезу соблюдать. Устав — основа жизни в монастыре. А у нас всякая обитель по-своему живёт”.
В те дни приехал из Византии поставленный на Русь митрополит Георгий. А с ним был грек, инок главного византийского монастыря. Он и привёз устав.
Феодосии этот устав изучил и одобрил.
“Переведи его на русский язык и перепиши его, Нестор”,— попросил он своего юного друга.
С тех пор по этому уставу и зажил Печерский монастырь. А от него устав разошёлся и по другим монастырям Руси.
---