Первая обитель (Нестор Летописец и печерские старцы)
ЧУДЕСА СВЯТОГО АНТОНИЯ
содержание:
Каждое утро к Антониевой пещере собирались с разных земель Руси больные люди.
“Старче, умоляем тебя, исцели нас от наших болезней!” — просили они.
Антоний не желал мирской славы и потому скрывал, что обладает силой врачевания. Все знали, что питался он только хлебом с водой да травами, которые собирал поблизости, и потому не удивлялись, когда старец говорил, протягивая несколько листьев: “Ешь эту травочку, я и сам ею питаюсь, она поможет”.
Антоний тем временем возлагал руки на голову больного.
И страждущие излечивались. Они возвращались домой уже полные сил и рассказывали соседям о чудесном старце. И соседи, если у кого был дома больной, сразу отправлялись с ним к Антониевой пещере.
Но пришли однажды и князья — великий князь Изяслав, его братья Святослав и Всеволод. А с ними — знаменитый варяжский воин Шимон. Лица их были серьёзны и строги.
— Знаю, за благословением вы ко мне пришли,— сказал Антоний, выйдя из пещеры.
— Ты прав, старче,— отвечал великий князь.— Идёт на Русь несметными толпами новый народ. У него уже и прозвище есть — половцы. Хотим ему дать битву на реке Альте.
— Хотел бы я вам обещать лёгкой победы, да вижу другое,— отвечал им Антоний.— Идите, князья, на битву, ибо нельзя отдавать родную землю на поругание.
— Скажи, что с нами будет? Победим ли? — спросил хмуро Изяслав.
— Сражайтесь, князья, ибо другого пути у вас нет. Однако знайте: в этой битве дружины ваши будут разбиты, а вы разбежитесь по разным городам. И с того дня разгорятся княжеские междоусобицы. Буду за вас молить Господа, но моей молитвы достанет лишь на то, чтобы сохранить ваши жизни. Ты же, воин,— и Антоний повернулся к варягу Шимону,— ты очнёшься на поле битвы среди груды мёртвых тел и проживёшь ещё долго, а потом будешь первым, кого похоронят в каменной церкви, что воздвигнут рядом с этим холмом.
— Хорошо же твоё благословение! — сказал Изяслав с усмешкой.— Мы пришли к тебе за подмогой, а ты нам пророчишь поражение.
— То не я пророчу, то правда говорит. В этом и есть моя подмога. Идите. Мне тоже пора идти, буду молить Господа за вас и за воинов ваших.
Прошло немного времени, и слова старца сбылись полностью. Битва с половцами на реке Альте произошла ночью. Много воинов было побито тогда. Князья с остатками дружин бежали — кто в Чернигов, кто в Киев. Шимон же очнулся среди дня, заваленный телами убитых бойцов.
И с тех пор начались на Руси печали. То князя Изяслава свергали с престола и прогоняли из Киева. Потом он приходил с войсками польского короля Болеслава. Потом его снова изгоняли. Одни братья и племянники объединялись против других. А те воины, которые недавно сражались вместе, теперь рубили головы друг другу. И страдали русские земли от бесконечных княжеских распрей.
Однажды после общей трапезы Антоний собрал в пещере иноков и объявил им: “Хочу покинуть вас, братья, и жить один, как когда-то в прежние годы. Я поставлю вам игумена, а сам выкопаю себе келью неподалёку, в соседнем холме”.
Он поставил игуменом Варлаама, того, что из рода Добрыни. О богатыре Добрыне к этому времени народ уже складывал былины. Сам же Антоний выкопал себе новую пещеру и затворился в ней, так что многие иноки не видели уже более его никогда, только рассказывали о нём легенды. А он жил в постоянном посте и молитвах за Русскую землю.
Скоро в старой пещере стало совсем тесно. И тогда Варлаам с монахами решили построить церковь снаружи. Пришли они к святому Антонию, рассказали ему о решении, и он благословил их на этот труд. Поставили иноки своими руками церковь из брёвен и назвали её в честь Успения Пресвятой Богородицы.
содержание:
- ИЛАРИОНОВА ПЕЩЕРА
- АНТОНИЙ
- ФЕОДОСИЙ
- ПЕЧЕРСКИЕ ИНОКИ
- ЧУДЕСА СВЯТОГО АНТОНИЯ
- ФЕОДОСИЙ И ЮНЫЙ НЕСТОР
- НОВАЯ ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ
- ЗАСТУПНИК
- ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Каждое утро к Антониевой пещере собирались с разных земель Руси больные люди.
“Старче, умоляем тебя, исцели нас от наших болезней!” — просили они.
Антоний не желал мирской славы и потому скрывал, что обладает силой врачевания. Все знали, что питался он только хлебом с водой да травами, которые собирал поблизости, и потому не удивлялись, когда старец говорил, протягивая несколько листьев: “Ешь эту травочку, я и сам ею питаюсь, она поможет”.
Антоний тем временем возлагал руки на голову больного.
И страждущие излечивались. Они возвращались домой уже полные сил и рассказывали соседям о чудесном старце. И соседи, если у кого был дома больной, сразу отправлялись с ним к Антониевой пещере.
Но пришли однажды и князья — великий князь Изяслав, его братья Святослав и Всеволод. А с ними — знаменитый варяжский воин Шимон. Лица их были серьёзны и строги.
— Знаю, за благословением вы ко мне пришли,— сказал Антоний, выйдя из пещеры.
— Ты прав, старче,— отвечал великий князь.— Идёт на Русь несметными толпами новый народ. У него уже и прозвище есть — половцы. Хотим ему дать битву на реке Альте.
— Хотел бы я вам обещать лёгкой победы, да вижу другое,— отвечал им Антоний.— Идите, князья, на битву, ибо нельзя отдавать родную землю на поругание.
— Скажи, что с нами будет? Победим ли? — спросил хмуро Изяслав.
— Сражайтесь, князья, ибо другого пути у вас нет. Однако знайте: в этой битве дружины ваши будут разбиты, а вы разбежитесь по разным городам. И с того дня разгорятся княжеские междоусобицы. Буду за вас молить Господа, но моей молитвы достанет лишь на то, чтобы сохранить ваши жизни. Ты же, воин,— и Антоний повернулся к варягу Шимону,— ты очнёшься на поле битвы среди груды мёртвых тел и проживёшь ещё долго, а потом будешь первым, кого похоронят в каменной церкви, что воздвигнут рядом с этим холмом.
— Хорошо же твоё благословение! — сказал Изяслав с усмешкой.— Мы пришли к тебе за подмогой, а ты нам пророчишь поражение.
— То не я пророчу, то правда говорит. В этом и есть моя подмога. Идите. Мне тоже пора идти, буду молить Господа за вас и за воинов ваших.
Прошло немного времени, и слова старца сбылись полностью. Битва с половцами на реке Альте произошла ночью. Много воинов было побито тогда. Князья с остатками дружин бежали — кто в Чернигов, кто в Киев. Шимон же очнулся среди дня, заваленный телами убитых бойцов.
И с тех пор начались на Руси печали. То князя Изяслава свергали с престола и прогоняли из Киева. Потом он приходил с войсками польского короля Болеслава. Потом его снова изгоняли. Одни братья и племянники объединялись против других. А те воины, которые недавно сражались вместе, теперь рубили головы друг другу. И страдали русские земли от бесконечных княжеских распрей.
Однажды после общей трапезы Антоний собрал в пещере иноков и объявил им: “Хочу покинуть вас, братья, и жить один, как когда-то в прежние годы. Я поставлю вам игумена, а сам выкопаю себе келью неподалёку, в соседнем холме”.
Он поставил игуменом Варлаама, того, что из рода Добрыни. О богатыре Добрыне к этому времени народ уже складывал былины. Сам же Антоний выкопал себе новую пещеру и затворился в ней, так что многие иноки не видели уже более его никогда, только рассказывали о нём легенды. А он жил в постоянном посте и молитвах за Русскую землю.
Скоро в старой пещере стало совсем тесно. И тогда Варлаам с монахами решили построить церковь снаружи. Пришли они к святому Антонию, рассказали ему о решении, и он благословил их на этот труд. Поставили иноки своими руками церковь из брёвен и назвали её в честь Успения Пресвятой Богородицы.
---