Первая обитель (Нестор Летописец и печерские старцы)
ФЕОДОСИЙ И ЮНЫЙ НЕСТОР
содержание:
Князь Изяслав приказал построить в Киеве каменный храм в честь святого великомученика Димитрия, потому что при крещении был назван его именем. А при храме он решил создать монастырь и взял туда игуменом Варлаама. И тогда иноки снова пришли к Антонию.
— Мы не стали бы нарушать твоё уединение, но пойми нас: мы остались без пастыря. Поставь нам игумена.
— Пусть будет у вас игуменом тот, кто отличается послушанием и кротостью, тот, кто добрей и заботливей всех. А кто он — подумайте сами.
— Такой есть только один у нас. Он духовным обликом подобен тебе, а зовут его — Феодосии.
И тогда Антоний благословил Феодосия на игуменство. К тому времени уже несколько лет Феодосии по повелению Антония был поставлен священником и заменял великого Никона, исполняя божественную службу.
Теперь стал Феодосии игуменом. Осмотрел он окрестности и повелел разбить огород. Иноки питались скудно: принесут им иногда ржаной хлеб — вот и есть пища, а не принесут, особенно зимою,— так и голодают. Зато вода была поблизости в достатке. Теперь иноки стали выращивать овощи, а овощ всякому человеку полезен.
Телом Феодосии пошёл в родителей, был могуч и крепок. И много лет, даже став игуменом, носил на высокий берег воду и дрова для братьев. Вечером каждый из иноков получал свою порцию зерна. Зерно это надо было растереть в ступе, чтобы днём испечь из него хлеб. По ночам Феодосии незаметно брал зерно у самых слабых и растирал его. Утром же слабые просыпались и удивлялись чуду: у них была намолота мука. А Феодосии к этому времени уже находился в церкви, готовился к служению.
Однажды у входа в пещеру появился семнадцатилетний юноша. Со слезами на глазах стал он умолять Феодосия принять его в обитель.
“Чадо, жизнь инока трудна, она полна невзгод и лишений, — сказал Феодосии те же слова, которые говорил ему когда-то Антоний.— Сможешь ли ты, живя здесь, снести наши трудности?” Он спрашивал так, но уже понимал, что пришёл один из тех, кто продолжит их молитву за Русскую землю. И повелел постричь этого юношу в иноки. Звали его — Нестор.
С годами к его имени добавилось ещё одно — Летописец. Так его и будут звать в следующие века: Нестор Летописец.
Нестор в юные годы сам выучил греческий и потому мог читать многие книги, которые на Руси не успели перевести. А ещё он умел слушать. И ему любили рассказывать. Сядет с ним рядом древний старик, который когда-то, во времена князя Владимира, был воином, и рассказывает о своих походах. А Нестор затаённо слушает и запоминает.
“Ты бы записывал эти предания,— посоветовал юноше Феодосии.— Тебя Господь наградил редким даром: люди тебе о своём прошлом рассказывают — нельзя, чтобы этот дар пропал попусту. Записывай, чтобы и внуки сегодняшних жителей помнили о героях своей земли”.
И тогда Нестор, смущаясь, показал Феодосию первые свои записи, что делал на отдельных листах.
Игумен прочитал их и одобрил.
Однажды Феодосии собрался в Киев и сказал: “Пойдём со мною, Нестор, в один дом. Что услышишь там, то и записывай”.
И пришли они в терем к знаменитому боярину Иоанну. Был Иоанн отцом того самого Варлаама, который ушёл без княжеского позволения в Печерскую обитель, а со временем стал игуменом.
“Иоанн тебе многие тайны истории русской откроет,— говорил ещё по дороге Феодосии,— он — сын Вышаты, воеводы Ярослава Мудрого. А Вышата помнил предания о земле Русской от самого Добрыни. А Добрыня мужал в доме великой княгини Ольги. Сестра Добрыни, Малуша, была женою самого Святослава. Иоанн мне друг, но человек он молчаливый, сам больше любит слушать, а не рассказывать. Тебе же — расскажет, хотя ты и юн. И тогда перед тобою раскроется, откуда есть пошла земля Русская. А то ведь многие уже небылиц насочиняли”.
Терем Иоанна отличался и размерами, и красой. Феодосия с юным Нестором хозяева встретили уважительно, с почтением. Сам боярин был ещё не дряхл и крепок. А жена его, Мария, сразу захотела угостить юного Нестора сдобными пирогами. Инок засмущался: как быть? С одной стороны, неловко отказываться, когда такие знаменитые люди тебя угощают. А с другой — не положено ему есть столь роскошную еду, да он и сам не желает.
Феодосии его сразу и выручил. Сокрушённо покачал головой и рассмеялся подружески:
— Ох, Мария, Мария, оставь инока, не смущай его вашей пищей. Инок живёт в посте и воздержании, а ты его пирогами потчуешь. Прикажи-ка принести свежей воды, вот и будет ему угощение.
В первый раз беседовал в основном Феодосии. Наставлял хозяев в православном образе жизни, а те слушали со вниманием. А когда кончился разговор, Мария вдруг и спросила:
— Скажи, Феодосий, правду ли говорят, что тебе не только прошедшая жизнь видна, но и будущая? Сколько лет я проживу, ты можешь мне предсказать?
Нестору от такого вопроса боярыни даже страшно сделалось. А Феодосии взглянул на неё спокойно и ответил:
— Знаю я и год, и день твоей кончины, но тебе не скажу: ни к чему тебе это ведать пока. Скажу лишь одно: живи в спокойствии, а кончина твоя не скоро. И ещё вижу: где тело моё будет похоронено, там и тебя через несколько дней погребут.
Прошло много лет, а Нестор не мог забыть это пророчество. И однажды, когда уже года Нестора подходили к старости и были написаны им многие страницы летописи, а мощи святого Феодосия покоились в пещере, закралось к нему в душу сомнение: неужели ошибся святой старец в своём предсказании? Боярыня Мария жива, хоть и дряхлая совсем. И как же станут её хоронить в пещеру к Феодосию?
Но в августе 1091 года иноки Печерского монастыря, собравшись вместе, порешили перенести мощи великого старца в каменную церковь Пресвятой Богородицы, которая была построена его трудами, как и весь монастырь. А почётное дело — раскопать мощи — поручили они самому Нестору Летописцу. В ту ночь произошло немало чудес, о них Нестор тоже написал. Но главное чудо случилось через два дня. Восемнадцать лет мощи Феодосия покоились в пещере. А когда 14 августа 1091 года были перенесены в храм, то через два дня скончалась боярыня Мария. И тело её было положено напротив гробницы Феодосия.
Но то было много лет спустя. А пока Иоанн и Мария так же уважительно, как и встретили, прощались с Феодосием. Потому что считали они его своим духовным наставником. А ещё пригласил Иоанн Нестора приходить к ним для разговоров о преданиях древности.
содержание:
- ИЛАРИОНОВА ПЕЩЕРА
- АНТОНИЙ
- ФЕОДОСИЙ
- ПЕЧЕРСКИЕ ИНОКИ
- ЧУДЕСА СВЯТОГО АНТОНИЯ
- ФЕОДОСИЙ И ЮНЫЙ НЕСТОР
- НОВАЯ ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ
- ЗАСТУПНИК
- ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Князь Изяслав приказал построить в Киеве каменный храм в честь святого великомученика Димитрия, потому что при крещении был назван его именем. А при храме он решил создать монастырь и взял туда игуменом Варлаама. И тогда иноки снова пришли к Антонию.
— Мы не стали бы нарушать твоё уединение, но пойми нас: мы остались без пастыря. Поставь нам игумена.
— Пусть будет у вас игуменом тот, кто отличается послушанием и кротостью, тот, кто добрей и заботливей всех. А кто он — подумайте сами.
— Такой есть только один у нас. Он духовным обликом подобен тебе, а зовут его — Феодосии.
И тогда Антоний благословил Феодосия на игуменство. К тому времени уже несколько лет Феодосии по повелению Антония был поставлен священником и заменял великого Никона, исполняя божественную службу.
Теперь стал Феодосии игуменом. Осмотрел он окрестности и повелел разбить огород. Иноки питались скудно: принесут им иногда ржаной хлеб — вот и есть пища, а не принесут, особенно зимою,— так и голодают. Зато вода была поблизости в достатке. Теперь иноки стали выращивать овощи, а овощ всякому человеку полезен.
Телом Феодосии пошёл в родителей, был могуч и крепок. И много лет, даже став игуменом, носил на высокий берег воду и дрова для братьев. Вечером каждый из иноков получал свою порцию зерна. Зерно это надо было растереть в ступе, чтобы днём испечь из него хлеб. По ночам Феодосии незаметно брал зерно у самых слабых и растирал его. Утром же слабые просыпались и удивлялись чуду: у них была намолота мука. А Феодосии к этому времени уже находился в церкви, готовился к служению.
Однажды у входа в пещеру появился семнадцатилетний юноша. Со слезами на глазах стал он умолять Феодосия принять его в обитель.
“Чадо, жизнь инока трудна, она полна невзгод и лишений, — сказал Феодосии те же слова, которые говорил ему когда-то Антоний.— Сможешь ли ты, живя здесь, снести наши трудности?” Он спрашивал так, но уже понимал, что пришёл один из тех, кто продолжит их молитву за Русскую землю. И повелел постричь этого юношу в иноки. Звали его — Нестор.
С годами к его имени добавилось ещё одно — Летописец. Так его и будут звать в следующие века: Нестор Летописец.
Нестор в юные годы сам выучил греческий и потому мог читать многие книги, которые на Руси не успели перевести. А ещё он умел слушать. И ему любили рассказывать. Сядет с ним рядом древний старик, который когда-то, во времена князя Владимира, был воином, и рассказывает о своих походах. А Нестор затаённо слушает и запоминает.
“Ты бы записывал эти предания,— посоветовал юноше Феодосии.— Тебя Господь наградил редким даром: люди тебе о своём прошлом рассказывают — нельзя, чтобы этот дар пропал попусту. Записывай, чтобы и внуки сегодняшних жителей помнили о героях своей земли”.
И тогда Нестор, смущаясь, показал Феодосию первые свои записи, что делал на отдельных листах.
Игумен прочитал их и одобрил.
Однажды Феодосии собрался в Киев и сказал: “Пойдём со мною, Нестор, в один дом. Что услышишь там, то и записывай”.
И пришли они в терем к знаменитому боярину Иоанну. Был Иоанн отцом того самого Варлаама, который ушёл без княжеского позволения в Печерскую обитель, а со временем стал игуменом.
“Иоанн тебе многие тайны истории русской откроет,— говорил ещё по дороге Феодосии,— он — сын Вышаты, воеводы Ярослава Мудрого. А Вышата помнил предания о земле Русской от самого Добрыни. А Добрыня мужал в доме великой княгини Ольги. Сестра Добрыни, Малуша, была женою самого Святослава. Иоанн мне друг, но человек он молчаливый, сам больше любит слушать, а не рассказывать. Тебе же — расскажет, хотя ты и юн. И тогда перед тобою раскроется, откуда есть пошла земля Русская. А то ведь многие уже небылиц насочиняли”.
Терем Иоанна отличался и размерами, и красой. Феодосия с юным Нестором хозяева встретили уважительно, с почтением. Сам боярин был ещё не дряхл и крепок. А жена его, Мария, сразу захотела угостить юного Нестора сдобными пирогами. Инок засмущался: как быть? С одной стороны, неловко отказываться, когда такие знаменитые люди тебя угощают. А с другой — не положено ему есть столь роскошную еду, да он и сам не желает.
Феодосии его сразу и выручил. Сокрушённо покачал головой и рассмеялся подружески:
— Ох, Мария, Мария, оставь инока, не смущай его вашей пищей. Инок живёт в посте и воздержании, а ты его пирогами потчуешь. Прикажи-ка принести свежей воды, вот и будет ему угощение.
В первый раз беседовал в основном Феодосии. Наставлял хозяев в православном образе жизни, а те слушали со вниманием. А когда кончился разговор, Мария вдруг и спросила:
— Скажи, Феодосий, правду ли говорят, что тебе не только прошедшая жизнь видна, но и будущая? Сколько лет я проживу, ты можешь мне предсказать?
Нестору от такого вопроса боярыни даже страшно сделалось. А Феодосии взглянул на неё спокойно и ответил:
— Знаю я и год, и день твоей кончины, но тебе не скажу: ни к чему тебе это ведать пока. Скажу лишь одно: живи в спокойствии, а кончина твоя не скоро. И ещё вижу: где тело моё будет похоронено, там и тебя через несколько дней погребут.
Прошло много лет, а Нестор не мог забыть это пророчество. И однажды, когда уже года Нестора подходили к старости и были написаны им многие страницы летописи, а мощи святого Феодосия покоились в пещере, закралось к нему в душу сомнение: неужели ошибся святой старец в своём предсказании? Боярыня Мария жива, хоть и дряхлая совсем. И как же станут её хоронить в пещеру к Феодосию?
Но в августе 1091 года иноки Печерского монастыря, собравшись вместе, порешили перенести мощи великого старца в каменную церковь Пресвятой Богородицы, которая была построена его трудами, как и весь монастырь. А почётное дело — раскопать мощи — поручили они самому Нестору Летописцу. В ту ночь произошло немало чудес, о них Нестор тоже написал. Но главное чудо случилось через два дня. Восемнадцать лет мощи Феодосия покоились в пещере. А когда 14 августа 1091 года были перенесены в храм, то через два дня скончалась боярыня Мария. И тело её было положено напротив гробницы Феодосия.
Но то было много лет спустя. А пока Иоанн и Мария так же уважительно, как и встретили, прощались с Феодосием. Потому что считали они его своим духовным наставником. А ещё пригласил Иоанн Нестора приходить к ним для разговоров о преданиях древности.
---