Первая обитель (Нестор Летописец и печерские старцы)
ПЕЧЕРСКИЕ ИНОКИ
содержание:
Антоний был ещё не стар. Лишь юному Феодосию казался он пожилым мужем. Но возраст души не высчитывают годами. А душою был Антоний мудр и зрел.
“Чадо, жизнь инока трудна, она полна невзгод и лишений,— проговорил он те слова, которые когда-то сказал ему афонский игумен.— Сможешь ли ты, живя здесь, снести наши трудности?”
Но внутренним взором своим он уже разглядел того человека, который создаст в Киевской Руси главную обитель. А уж от неё, как от ствола ветви, будут расти и другие монастыри.
Поднял Антоний с колен юного Феодосия, благословил его и отвёл к Никону, которого уже тогда называли великим. Был Никон священником и начал первое на Руси летописание.
“Это Феодосии. Постриги его в иноки и облеки в монашескую одежду,— попросил Антоний.— Таков наш новый брат”.
Мать Феодосия искала сына, не могла найти и плакала о нём, как о покойнике. Потом соседи надоумили её объявить награду тому, кто сообщит хоть что-то о сыне.
Скоро пришли люди из Киева и сказали, что видели отрока там. Мать не убоялась долгого пути и поспешила в Киев. Много пристанищ она обошла, пока не узнала, где теперь обитает сын.
Долго она стояла у пещеры Антония, чтобы спросить его о Феодосии. А как заговорила, как получила подтверждение от мудрого старца, что сын здесь, так стала кричать рыдая:
— Не выведешь моего сына наружу — сейчас же погублю себя, умру страшной смертью перед твоей пещерой!
Антоний ушёл в пещеру и стал просить Феодосия выйти к матери. Феодосий послушался. И мать, увидев сына, зарыдала вновь.
— Ты же у меня сытый был, гладкий, румяный, а теперь — бледный, худой, умученный. Одни глаза на теле! До чего довели тебя твои моления. Вернись домой, делай всё что угодно, только не покидай меня! Я ж тебя дорогими сластями буду потчевать, лучшую боярскую одежду тебе куплю, самую красивую невесту отыщу, только вернись!
Покачал головой в ответ Феодосии, а потом проговорил:
— Если и вправду хочешь видеть меня чаще, есть монастырь святого Николая, он неподалёку, туда женщин берут, пойди и стань там монахиней.
Всю ночь молился Феодосии о матери. И та впервые поступила, как просил сын: раздала имущество бедным, стала монахиней.
Она часто приходила для бесед со святым Антонием и сыном.
Сердце её, прежде гневливое, успокоилось, и она жила долго и счастливо.
Антоний был уже знаменит по всей Русской земле. Когда умер великий князь Ярослав Мудрый, киевский престол занял его сын, Изяслав. Со всею своею дружиной подошёл Изяслав к Антониевой пещере, чтобы испросить благословения у великого старца.
Прославленные воины окружали князя, знаменитые бояре. Одежды их были расшиты золотом, сверкали дорогие доспехи, внизу у подножия холма ржали их кони. И все они робко стояли у входа в пещеру, а когда Антоний к ним вышел, опустились перед ним на колени, смиренно склонили головы. Старец же был в скромных иноческих одеждах и стоял над ними тих и задумчив. Печально было лицо Антония, потому что предвидел он череду мрачных событий на Русской земле, когда братья пойдут войною на братьев. Благословил он князя с дружиной, отпустил их, а сам так же печально вернулся в пещеру.
— Отче, скажи нам, почему ты так грустен, почему слёзы текут из глаз твоих? — подступили к нему с вопросом Никон и Феодосии.
— Плачу я за всю Русскую землю. Ибо даже те воины и бояре, что сегодня пришли сюда вместе с князем, скоро начнут убивать друг друга. И молитва моя не в силах остановить их злые страсти.
...А к пещере приходило всё больше людей, молили они Антония принять их иноками. Но пещера была тесна. Её постоянно раскапывали вширь, делали новые кельи.
Жил в обители древний инок по имени Иеремия. Он хорошо помнил даже те далёкие дни, когда крестилась Русь.
Иеремия обладал даром предвидения. Однажды подошёл он к Антонию и сказал:
— Едут к нам два знатных молодых человека, будут просить тебя постричь их в иноки. Однако много скорбей принесёт тебе это пострижение.
— Нет, Иеремия, ты предвидишь только близкие печали. Но мы их переживём, а потом наступят добрые дни. Один из тех молодых людей, что спешат сюда, станет нашим игуменом.— И Антоний пошёл к выходу из пещеры.
По склону холма верхом на статных конях поднимались два молодых человека, два княжеских приближённых.
Первый, Варлаам, был внуком самого Вышаты. А происходил Вышата из рода знаменитого Добрыни. Богатырь Добрыня был дядей и воспитателем великого князя Владимира, крестителя Руси. Не раз он спасал юного князя. А сын Добрыни, новгородский посадник Константин, спасал Ярослава Мудрого от войска Святополка Окаянного. И потому заслугами своими род Добрыни считался на Руси близким роду великих князей. Знаменитый воевода Вышата, внук Добрыни, не оставил в беде — не кинул когда-то в чужой земле — шесть тысяч русских безоружных воинов. Их выбросило на берег штормовое море, потопив корабли. Остались они без доспехов, без еды, в чём были — беспомощные, словно дети.
Многие знатные бояре покинули их, уплыли в Киев. Один Вышата добровольно присоединился к ним, прошёл через позорный вражий плен вместе с ними, был ослеплён, но вызволил беззащитных бойцов и привёл их на родину. В Киеве его уважал каждый житель. Молодого Варлаама считали продолжателем славы этого рода.
Второй молодой человек, Ефрем, был любимцем великого князя Изяслава.
А теперь они спрыгнули с коней, сбросили у ног Антония дорогие свои одежды, заморские украшения и встали на колени.
Варлаам сказал просительно: “Прими нас в свою обитель, святой отец! Не нужны нам богатства этого мира, а хотим просветления души”.
Антоний не сразу дал согласие. Он долго с ними беседовал, уговаривал не спешить, испытывал многими вопросами. Потом отвёл их, как отводил и Феодосия, к Никону и сказал; “Постриги их, одень в иноческое платье”.
День не успел кончиться, а уже стояла перед Антониевой пещерой вся великокняжеская дружина. Из пещеры навстречу им вышел Никон.
Его схватили, увезли в Киев.
“Зачем бояр моих, да ещё самых знатных, сманиваешь к себе в иноки! — гневался великий князь Изяслав.— Я на твоё не посягаю — и ты моего не тронь! Ты постригал их, ты и верни им воинское обличье! Иначе заточу в темницу всех монахов, а пещеру велю засыпать! ”
Пришлось тогда Антонию вместе с иноками поспешно и тайно уходить от княжеского гнева в другое, безопасное место. И так получалось, что прав оказывался древний старик Иеремия. Но жена князя, дочка польского короля Болеслава, усмирила своего супруга, усовестила.
Три дня посланники княжеские разыскивали святого Антония. Князь просил простить его и вернуться назад в пещеру.
Так Варлаам и Ефрем остались в иноках, и стало сбываться предвидение Антония.
содержание:
- ИЛАРИОНОВА ПЕЩЕРА
- АНТОНИЙ
- ФЕОДОСИЙ
- ПЕЧЕРСКИЕ ИНОКИ
- ЧУДЕСА СВЯТОГО АНТОНИЯ
- ФЕОДОСИЙ И ЮНЫЙ НЕСТОР
- НОВАЯ ЖИЗНЬ ОБИТЕЛИ
- ЗАСТУПНИК
- ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Антоний был ещё не стар. Лишь юному Феодосию казался он пожилым мужем. Но возраст души не высчитывают годами. А душою был Антоний мудр и зрел.
“Чадо, жизнь инока трудна, она полна невзгод и лишений,— проговорил он те слова, которые когда-то сказал ему афонский игумен.— Сможешь ли ты, живя здесь, снести наши трудности?”
Но внутренним взором своим он уже разглядел того человека, который создаст в Киевской Руси главную обитель. А уж от неё, как от ствола ветви, будут расти и другие монастыри.
Поднял Антоний с колен юного Феодосия, благословил его и отвёл к Никону, которого уже тогда называли великим. Был Никон священником и начал первое на Руси летописание.
“Это Феодосии. Постриги его в иноки и облеки в монашескую одежду,— попросил Антоний.— Таков наш новый брат”.
Мать Феодосия искала сына, не могла найти и плакала о нём, как о покойнике. Потом соседи надоумили её объявить награду тому, кто сообщит хоть что-то о сыне.
Скоро пришли люди из Киева и сказали, что видели отрока там. Мать не убоялась долгого пути и поспешила в Киев. Много пристанищ она обошла, пока не узнала, где теперь обитает сын.
Долго она стояла у пещеры Антония, чтобы спросить его о Феодосии. А как заговорила, как получила подтверждение от мудрого старца, что сын здесь, так стала кричать рыдая:
— Не выведешь моего сына наружу — сейчас же погублю себя, умру страшной смертью перед твоей пещерой!
Антоний ушёл в пещеру и стал просить Феодосия выйти к матери. Феодосий послушался. И мать, увидев сына, зарыдала вновь.
— Ты же у меня сытый был, гладкий, румяный, а теперь — бледный, худой, умученный. Одни глаза на теле! До чего довели тебя твои моления. Вернись домой, делай всё что угодно, только не покидай меня! Я ж тебя дорогими сластями буду потчевать, лучшую боярскую одежду тебе куплю, самую красивую невесту отыщу, только вернись!
Покачал головой в ответ Феодосии, а потом проговорил:
— Если и вправду хочешь видеть меня чаще, есть монастырь святого Николая, он неподалёку, туда женщин берут, пойди и стань там монахиней.
Всю ночь молился Феодосии о матери. И та впервые поступила, как просил сын: раздала имущество бедным, стала монахиней.
Она часто приходила для бесед со святым Антонием и сыном.
Сердце её, прежде гневливое, успокоилось, и она жила долго и счастливо.
Антоний был уже знаменит по всей Русской земле. Когда умер великий князь Ярослав Мудрый, киевский престол занял его сын, Изяслав. Со всею своею дружиной подошёл Изяслав к Антониевой пещере, чтобы испросить благословения у великого старца.
Прославленные воины окружали князя, знаменитые бояре. Одежды их были расшиты золотом, сверкали дорогие доспехи, внизу у подножия холма ржали их кони. И все они робко стояли у входа в пещеру, а когда Антоний к ним вышел, опустились перед ним на колени, смиренно склонили головы. Старец же был в скромных иноческих одеждах и стоял над ними тих и задумчив. Печально было лицо Антония, потому что предвидел он череду мрачных событий на Русской земле, когда братья пойдут войною на братьев. Благословил он князя с дружиной, отпустил их, а сам так же печально вернулся в пещеру.
— Отче, скажи нам, почему ты так грустен, почему слёзы текут из глаз твоих? — подступили к нему с вопросом Никон и Феодосии.
— Плачу я за всю Русскую землю. Ибо даже те воины и бояре, что сегодня пришли сюда вместе с князем, скоро начнут убивать друг друга. И молитва моя не в силах остановить их злые страсти.
...А к пещере приходило всё больше людей, молили они Антония принять их иноками. Но пещера была тесна. Её постоянно раскапывали вширь, делали новые кельи.
Жил в обители древний инок по имени Иеремия. Он хорошо помнил даже те далёкие дни, когда крестилась Русь.
Иеремия обладал даром предвидения. Однажды подошёл он к Антонию и сказал:
— Едут к нам два знатных молодых человека, будут просить тебя постричь их в иноки. Однако много скорбей принесёт тебе это пострижение.
— Нет, Иеремия, ты предвидишь только близкие печали. Но мы их переживём, а потом наступят добрые дни. Один из тех молодых людей, что спешат сюда, станет нашим игуменом.— И Антоний пошёл к выходу из пещеры.
По склону холма верхом на статных конях поднимались два молодых человека, два княжеских приближённых.
Первый, Варлаам, был внуком самого Вышаты. А происходил Вышата из рода знаменитого Добрыни. Богатырь Добрыня был дядей и воспитателем великого князя Владимира, крестителя Руси. Не раз он спасал юного князя. А сын Добрыни, новгородский посадник Константин, спасал Ярослава Мудрого от войска Святополка Окаянного. И потому заслугами своими род Добрыни считался на Руси близким роду великих князей. Знаменитый воевода Вышата, внук Добрыни, не оставил в беде — не кинул когда-то в чужой земле — шесть тысяч русских безоружных воинов. Их выбросило на берег штормовое море, потопив корабли. Остались они без доспехов, без еды, в чём были — беспомощные, словно дети.
Многие знатные бояре покинули их, уплыли в Киев. Один Вышата добровольно присоединился к ним, прошёл через позорный вражий плен вместе с ними, был ослеплён, но вызволил беззащитных бойцов и привёл их на родину. В Киеве его уважал каждый житель. Молодого Варлаама считали продолжателем славы этого рода.
Второй молодой человек, Ефрем, был любимцем великого князя Изяслава.
А теперь они спрыгнули с коней, сбросили у ног Антония дорогие свои одежды, заморские украшения и встали на колени.
Варлаам сказал просительно: “Прими нас в свою обитель, святой отец! Не нужны нам богатства этого мира, а хотим просветления души”.
Антоний не сразу дал согласие. Он долго с ними беседовал, уговаривал не спешить, испытывал многими вопросами. Потом отвёл их, как отводил и Феодосия, к Никону и сказал; “Постриги их, одень в иноческое платье”.
День не успел кончиться, а уже стояла перед Антониевой пещерой вся великокняжеская дружина. Из пещеры навстречу им вышел Никон.
Его схватили, увезли в Киев.
“Зачем бояр моих, да ещё самых знатных, сманиваешь к себе в иноки! — гневался великий князь Изяслав.— Я на твоё не посягаю — и ты моего не тронь! Ты постригал их, ты и верни им воинское обличье! Иначе заточу в темницу всех монахов, а пещеру велю засыпать! ”
Пришлось тогда Антонию вместе с иноками поспешно и тайно уходить от княжеского гнева в другое, безопасное место. И так получалось, что прав оказывался древний старик Иеремия. Но жена князя, дочка польского короля Болеслава, усмирила своего супруга, усовестила.
Три дня посланники княжеские разыскивали святого Антония. Князь просил простить его и вернуться назад в пещеру.
Так Варлаам и Ефрем остались в иноках, и стало сбываться предвидение Антония.
---