Смысловые подходы к определению толерантности

Третий вопрос - о принятии половых ролей и влиянии гендерных стереотипов – это наиболее часто встречающийся предмет исследований. Отмечается, что в связи с возрастанием социальной активности женщин и повышением уровня их участия в общественной жизни их социальные роли становятся все более маскулинными. В одном из наших исследований мы обнаружили, что современные девушки склонны в содержание женских половых ролей включать такую характеристику как мужественность (объяснение: «Иначе не сделаешь карьеру»), а в содержание мужских – женственность (объяснение: «Муж должен быть мягким и женственным, чтобы понять и поддержать меня, когда я буду уставать на работе»).
Отдельного рассмотрения заслуживают эмпирические исследования проявлений толерантности в детской среде. Мы много писали о том, что исследовательские парадигмы и подходы, применяемые к детям, должны обладать целым рядом специфических особенностей. В случае, когда предметом исследования является толерантность, применяя к детям стандартные методики, легко получить декларируемую толерантность. Вероятно, в связи с этим, несмотря на обилие программ развития толерантности у детей, собственно исследовательских программ нет.
Еще один важный аспект исследований толерантности - это исследование толерантности к неопределенности. Как отмечает Е.Г.Луковицкая, эта тема в отечественной психологии мало разработана, хотя значение ее велико. Известны недавние исследования, в которых изучались такие компоненты толерантности к неопределенности, как новизна, сложность и неразрешимость ситуации. Известны исследования толерантности к неопределенности в контексте таких характеристик как страстность, находчивость, оптимизм, предприимчивость, адаптивность.
Таким образом, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день накоплен достаточно богатый, но пока очень трудно сопоставимый эмпирический материал, в частности, в области политической, этнической и межкультурной, межконфессиональной, гендерной толерантности, толерантности в детской среде и толерантности к неопределенности.
Нам представляется, что, поскольку критерии для обобщения такого обилия эмпирического материала пока не выработаны, целесообразным становится разработка единого методического инструментария, объединяющего в себе все перечисленные виды толерантности. Единый инструментарий также помог бы решить и проблему с множественностью выделения разными авторами также пока трудно сопоставимых компонентов толерантности. В частности, среди таких компонентов ранее мы уже в рамках теоретического анализа выделяли аффективный, когнитивный и конативный компоненты толерантности; толерантность как ценность, морально-этическая норма, потребность личности, личностный смысл.
[attachment=4]
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent