Научно-практический, историко-краеведческий журнал "Псков"


На территории современного Плюсского района располагались земли пяти древних погостов новгородской земли: Которского, Вельского, Хмерского, Лядского, Лосицкого. Возможно, что возникли они не одновременно, а в течение X-XI вв. в результате постепенного заселения осваиваемых пойменных и лесных земель. Расселение словен в бассейне Плюссы осуществлялось с территории Верхней Луги. Первой была заселена будущая территория Которского погоста, а уже в 40-х гг. X в. городище Которска было превращено в административный центр — Которский погост. Можно предположить, что в Которске был и местный культовый центр — языческое капище, где стояли идолы и приносились жертвы. Вообще же русское слово «погост» аналогично чешскому слову «погостина» — съезжее место. На погосте могло быть и поселение, но здесь мог быть и только окружной центр.
В результате продвижения словен вниз по течению Плюссы возникли и другие погосты. Достаточно взглянуть на карту плюсских погостов, чтобы убедиться в направлении славянской колонизации. Вельский и Хмерской погосты находятся у своих восточных границ, а сами территории погостов вытянуты в направлении на северо-запад. Как показала Н.И. Платонова, переселенцы в X-XI вв. сначала основали окружной центр — погост, а затем осваивали территорию округа, менее удобную для занятий сельским хозяйством.1 Освоив бассейн Плюссы, основав погосты в Лядах и Лосицах, славянское население двинулось дальше на запад и во второй половине XI в. начало колонизацию восточного побережья Чудского озера — «Гдовщины».
С древнейших времен судьба Плюсского края оказалась связана с Великим Новгородом. Во время нападений врагов на новгородские земли Поплюсье подвергалось разорению, как, например, в 1240-1241 гг. Господствующим видом поселения была одно-двухдворная деревня, и поэтому крестьянская община территориально совпадала с погостом. Население погостов в бассейне Плюссы — черносошные крестьяне — находилось под юрисдикцией князя и новгородского веча и должно было платить дань Великому Новгороду. В новгородской берестяной грамоте № 640, относящейся ко второй половине XII в., отмечена подать — поногатное, которую должны были выплачивать Новгороду которяне — жители Которского погоста: «[А у таких-то] которян две ногаты поногатного…»2 После принятия христианства к прежним структурам, запрашивавшим дань, добавилась церковь.
В XII-XIII вв. общинные земли начали скупать новгородские бояре. Активная деятельность бояр по сбору налогов сочеталась с ростовщическими операциями, охватывавшими порой почти всю территорию новгородской земли. Так складывалась новгородская феодальная вотчина. Местом жительства всех крупных землевладельцев был город, а в вотчинах представителями бояр были их приказчики. Берестяная грамота № 23, представляющая собой челобитную приказчика Карпа, красноречиво изображает его обязанности: «Поклон от Карпа господину моему Фоме. Я был, господин, на Пусто-перже, разделил рожь с Олексой и с Гафанком. Не много, господин, ржи пришлось на твою долю — два овина четвертного оброка; а Пянтелик тому свидетель».3 Деревня Пустопержа располагалась в Которском погосте на территории Плюсского района. Из грамоты следует, что именно ключники собирали боярский доход и организовывали собственно боярское хозяйство.
Крестьяне платили вотчинникам четвертной оброк в виде хлеба. Единственное письменное свидетельство о сельском хозяйстве нашего района, относящееся к времени за 100 лет до составления писцовых книг, подтверждает преимущественно натуральный характер крестьянских платежей. Ныне не существующая деревня Пустопержа располагалась в конце XV в. в вотчине посадника Василия Казимира к северу от современного районного центра Плюсса между деревнями Луг и Кошелевицы. В конце XV в. деревня уже запустела, но до запустения в ней было трехпольное хозяйство: в писцовой книге отмечено «пашни во всех трех полях на 8 коробей»*.
Рассмотрим состояние землевладения в конце XV в. Новгородские монастыри: Юрьев, Антонов, Щилов Благовещенский — имели в Плюсском крае крупные вотчины. Как известно, расширению монастырских вотчин способствовал целый ряд факторов. Во-первых, на Руси существовал обычай вкладов в монастырь по душе умершего, во-вторых, монастыри активно занимались ростовщичеством, и многие землевладельцы были их должниками; в-третьих, монастырские имущества не подвергались разделам и практически не отчуждались.
Крупнейшим церковным землевладельцем в Поплюсье был новгородский Антониев монастырь, возникший еще в веке XII. Антониеву монастырю принадлежали 42 обжи земли в Которском погосте, на востоке нынешнего Плюсского района. В вотчину Антониева монастыря входили деревни Заплюсье, Замошье, а также несохранившиеся деревни Подгорье, Репное, Клобуки. Изначально оброки в пользу монастыря отличались большим разнообразием. Приведем перечень повинностей по «старому письму» писцовых книг (1470-1480-х гг.) в волостке Антониева монастыря в Которском погосте: «А дохода с них шло монастырю, игумену** и с по-сельником*** соха**** без четверти, а с сохи шло денег в казну 5 гривен*****, по-ралвскому 2 гривны, попом 6 денег, а за рыбу и масло 1,5 гривны, омерного****** 4 деньги, подлазного 2 деньги; а хлеба с сохи пол-одиннадцаты коробьи овса, коробья пшеницы и жита, а постоанье игуменское варят на игумена пива, а зоби конем с сохи, 2 коробьи с четверткою овса, а дару игумену пол коробьи ржи, четвертка пшеницы, масленику полкоробьи ржи, столнику и чашнику и кунщику 3 четвертки ржи, повару и верховником и конюху 3 четвертки ржи, медовару полчетвертки ржи, поселником 1,5 коробьи ржи, и овса, и жита. И всего дохода с двунадцати сох без четверти, монастырю, и игуменом, и всем пошлинником, 7 рублев и 2 гривны без трех четвертей. А хлеба всего 300 и 30 и 6 коробей и 1,5 четвертки».4
Прежде всего вызывает удивление разветвленный аппарат управления монастырской вотчиной, те, кто в заключении назван «пошлинниками»: масленник, стольник, чашник, кунщик, повар, конюх, медовар, верховники, подлазники, поральские и посельники. Видимо, первоначально повинности крестьян действительно должны были идти на удовлетворение потребностей вотчинного аппарата, однако в дальнейшем все многообразие повинностей было заменено двумя их видами: «доходом» в виде денежного оброка и «послом» в виде фиксированного оброка хлебом. Все мелкие натуральные повинности («рыба», «масло») были переведены на деньги.

Новость отредактировал: admin - 17-08-2008, 20:16
Причина: так надо было

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Комментарии 6

    gibizkus
    gibizkus от 9 ноября 2008 03:00
    Не плохая публикация. Благодарю пана автора :)
    ang3l0chek
    ang3l0chek от 12 ноября 2008 16:10
    Благодарю winked
    Pilipupz
    Pilipupz от 18 ноября 2008 02:10
    Мне понравилось
    maks
    maks от 2 декабря 2008 16:56
    помогите найти свои корни
    nekromant1074
    nekromant1074 от 8 января 2009 13:41
    Материал лаконично изложен, интересен, познавателен, спасибо.
    InterCor
    InterCor от 12 января 2009 07:06
    Классный сайт! Обожаю! С новым годом авторов!
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent