Которск
Упоминание о вояже княгини Ольги на Мсту и Лугу отмечено цветом
Которск
http://www.nwae.spb.ru/
Которской погост находится неподалеку от города Луга, в бывшем Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии, на территории современной Псковской области. Первоначальный центр Которского погоста возник на рубеже IX-Х веков на притоке реки Плюссы – речке Городоньке, само название которой указывает, что этот центр был небольшим городком – укрепленным местом. Со всех сторон его окружали кладбища местного населения – в терминах археологии: могильники культуры длинных курганов, бескурганные могильники с трупосожжениями и сопки. Позднее, после христианизации Новгородской земли, языческие могильники сменились древнерусскими курганными кладбищами, где умерших хоронили уже по христианскому обряду.
В середине Х века Которское поселение сгорает в пожаре, вызванном военной катастрофой. Такие же пожары в это время происходят и на соседних укрепленных поселениях – так называемых локальных центрах. Вполне вероятно, что это следы похода княгини Ольги, в 947 году "уставлявшей" по Луге оброки и дани. С этого времени поселок включается в новую, более широкую систему связей: среди находок этого времени резко возрастает количество прежде малочисленных бус и предметов из цветного металла, сюда начинают привозить изготовленную на гончарном круге посуду, другие предметы городского ремесла. Резко возрастает количество импортов.
В XII веке здесь вновь происходят изменения, и центр Которского погоста переносится на противоположный берег реки Городоньки. В это время жители погоста и его округи уже сознают себя особой общиной – в одной из найденных в Новгороде берестяных грамот упоминаются "которяне". Тогда же, по всей вероятности, строится и первая погостская церковь. Древнейшее описание Которского погоста и его округи сохранилось в писцовой книге 1498/9 года. В нем описано центральное поселение с церковью во имя св. Николая Чудотворца. В XVI в. рядом с ней строится другая, также деревянная церковь Покрова. Но уже в 1581 году отряды польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков, разрушают Которской погост, и с этого времени нам известна только небольшая деревня Которск, существующая и по сей день.
Которский погост
http://www.nwae.spb.ru/
“В лето 6455 (947). Иде Вольга Новугороду, и установи по Мсте погосты и дани и по Луге оброки и дани...” – гласит “Повесть временных лет”. Погосты были основными административно-территориальными единицами в средневековой Новгородской земле. Сюда свозили дань и здесь вершили суд. Однако сведения письменных источников о погостах очень скупы, необходимо обратится к данным археологии. Г.С. Лебедев и Н.И. Платонова, изучая памятники Верхнего Полужья, логично предположили, что совпадение расположения центров погостов, известных по Писцовым книгам, и больших комплексов археологических памятников конца I - начала II тыс. н.э. не случайно. Там, где около 1500 года Писцовые книги фиксируют погосты Петровский, Дремяцкий, Передольский, Косицкий, в Х-ХI вв. стояли укрепленные городки. К ним примыкали неукрепленные посады, окруженные некрополями из сопок и древнерусских курганов. Как показали раскопки, жители поселков были связаны с ремеслами, ближней и дальней торговлей. Поселения вытянулись цепочкой вдоль р. Луги и далее в верховья р. Плюссы, в сторону Пскова. Они удалены друг от друга на 15-25 км, т.е. на расстояние дневного перехода, и явно составляли единую систему. Которский погост, о котором пойдет речь, был крайним звеном в этой цепочке.
На 186-м км Киевского шоссе есть поворот на районный центр Псковской области, поселок Плюссу. В 10 км от поворота, близ усадьбы Вечаша, принадлежавшей Н.А. Римскому-Корсакову, к северу от озера Песно находится комплекс средневековых археологических памятников у д. Которск. На отроге коренного берега реки Городоньки располагалось городище-убежище, прикрывавшее брод-переправу. К югу от него раскинулось большое селище. По левому берегу реки, через южную оконечность древнего поселка проходила дорога и вдоль нее расположились разнотипные могильники – места последнего упокоения обитателей поселения. Напротив городища, на другом берегу Городоньки стояли три кургана-сопки, до наших дней сохранилась самая большая, достигающая высоты 6 м. Комплекс памятников у д. Которск впервые попал в поле зрения археологов во время работ по составлению археологической карты Санкт-Петербургской губернии, позднее часть памятников комплекса описаны во время т.н. палеоэтнологического обследования территории Ленинградской области в 1920-х гг. С 1988 г. планомерные раскопки здесь ведет наша экспедиция. Результатом этих работ явилась реконструкция истории древнерусского погоста Х-ХII вв. Она как бы в миниатюре копирует и отражает историю Новгородской земли этих столетий.
Государственному освоению территорий Северной Руси, в большинстве случаев, предшествовала славянская колонизация, сопровождавшаяся распространением пашенного земледелия, торгово-промысловой и военно-даннической деятельностью. Возникновение Которского поселения непосредственно связано с расселением исторического славянства из первоначальной зоны, из округи озера Ильменя на более широкую территорию. Места, ставшие впоследствии древнерусскими административными центрами, часто представляли собой изначальные пункты славянского освоения новых земель.
До проникновения в верховья Плюссы на рубеже IХ-Х вв. людей, основавших Которское поселение, здесь обитали носители т.н. “культуры длинных курганов”. У исследователей нет единой точки зрения на их этно-лингвистическую принадлежность. Многие связывают с ними первую волну славян-мигрантов, проникших на Северо-Запад в V-VI вв., и образовавших объединение кривичей. Нам же представляется более вероятным, что люди оставившие на огромных просторах севера лесной зоны Восточной Европы могильники с валообразными насыпями ни политического, ни этнического, ни языкового единства не составляли. Их территориальные группировки остались вне поля зрения русского летописания, сравнительно рано исчезнув. Возможно, в известиях о событиях IХ-Х вв. они выступали под общим обозначением “чуди” противопоставленной “словенам”.
В Верхнем Поплюсье население “культуры длинных курганов” было сравнительно многочисленным. Вероятно, благодатные места на берегах озера Песно, находившиеся на пути из Полужья к устью р. Великой, к Изборску и Пскову достались пришельцам не без боя. Верховья и низовья р. Городоньки были блокированы хорошо укрепленными городищами, настоящими крепостями. Остатки их валов высятся у дд. Городище и Курея. Здесь, на водоразделе Луги и Плюссы начиналась территория плотного расселения носителей “культуры длинных курганов” и быть может не случайно родился славянский топоним, обозначивший местность и поселение в ней основанное - “Которою”. Слово “котора” в древнерусском языке обозначало вражду, распрю, междоусобицу. Осев на удобном для пашенного земледелия пятачке плодородных суглинистых почв к северу от озера Песно, захватив важный перекресток местных коммуникаций и, вероятно, обложив данью окрестную “чудь” основатели Которска, а их мы можем без особой натяжки отождествить с летописными “словенами”, до конца в безопасности себя не чувствовали. Не случайно сразу был возведен “градок”-убежище. Произошло это где-то на рубеже IХ-Х вв., в эпоху Олега Вещего.
Тесно связанное с градками Верхнего Полужья, а через них с Новгородом, Ладогой и далекими странами Балтики и Востока, удобно расположенное на пути во Псков, это поселение с первых лет существования стало центром Верхнего Поплюсья. Некоторые обитатели Которска, как показали находки сделанные на селище, принадлежали к верхушке общества и, вероятно, участвовали в торговых и военных предприятиях первых русских князей. Уже в самых древнейших слоях найдена бронзовая шумящая подвеска-планка, украшенная утиными лапками. Такие изделия характерны для финно-угров Поволжья. Массивные застежки-фибулы с гранеными головками широко бытовали у народов побережья Балтики. Всеобщим же торговым эквивалентом той эпохи выступали стеклянные бусы и арабские серебряные монеты (дирхемы) И те и другие тоже найдены при раскопках поселения.
В 1988-90 гг. нами исследована усадьба Х в. Ее центром был большой срубный дом, размером примерно 6х8 м. Он отапливался печью-каменкой, находившейся в одном из углов; имел обширное глубокое подполье. Деревянная ограда окружала усадьбу. В ее пределах найдены коромысло складных весов, набор гирек-разновесов, уже упомянутые дирхемы. Не исключено, что перед нами главная усадьба поселения, где проживал человек несомненно знатный. Погибла: она в огне пожара, связанного с каким-то военным конфликтом. В слое пожара разбросаны предметы вооружения и конского снаряжения. Многие крупные ценные предметы так и не были подобраны. Наиболее вероятная археологическая дата этого события - середина Х в.
Кто же напал и сжег поселок? Для середины Х в, только одно событие на севере Руси получило отражение в летописи. Это поход княгини Ольги, отнесенный летописцем к 947 г. Заметим, что как и все ранние даты русского летописания, она весьма условна и служит для нас лишь примерным временным ориентиром.
После убийства восставшим племенем древлян мужа Ольги князя Игоря, непрочная молодая держава Рюриковичей могла вот-вот распасться. Ольге, правившей при малолетнем Святославе, понадобилось фактически повторно завоевывать земли и покорять племена, подчиненные Рюриком и Олегом Вещим. Необходимо было либо истребить, как у древлян, либо смирить местную знать. Летопись указывает две цели похода Ольги на север - Мcту и Лугу. В середине Х в. это не просто реки, а наиболее густо заселенные области Новгородской земли, где активно шло формирование местных центров (Любытино на Мсте и Передольский погост на Луге). Против этих и более мелких центров сепаратизма был направлен удар княжеских дружин. Следы пожаров середины Х в. отмечены на ряде лужских поселений. Двигаясь с Луги на Псков, Ольга не могла миновать Которска. Любопытно, что в слое пожара в Которске найден ланцетовидный наконечник стрелы, располагавшийся вертикально. Стрела была пущена явно кем-то из нападавших; древко сгорело, а наконечник так и остался в земле. Ланцетовидные наконечники пользовались популярностью у скандинавов, составлявших значительную, если не большую, часть дружины русских князей Х в.
Но Ольга не уничтожила местные центры раз и навсегда. Она каким-то образом изменила систему управления и контроля, превратив их в княжеские погосты. Что стало с местной знатью, можно только гадать, но, судя по всему, продемонстрировав силу и уничтожив наиболее строптивых, княгиня привлекла выходцев из нее к сбору даней, что по мнению академика В.Л. Янина заложило основу сословия средневекового новгородского боярства. Не случайно в своих исторических границах Новгород возник именно в это время и культура его нижних слоев чрезвычайно близка культуре локальных центров Новгородской земли, в том числе и Которска (правда, это уже отдельная тема). Поскольку административное значение местных центров сохранилось, поселения с ними связанные продолжали процветать.
Которск
http://www.nwae.spb.ru/
Которской погост находится неподалеку от города Луга, в бывшем Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии, на территории современной Псковской области. Первоначальный центр Которского погоста возник на рубеже IX-Х веков на притоке реки Плюссы – речке Городоньке, само название которой указывает, что этот центр был небольшим городком – укрепленным местом. Со всех сторон его окружали кладбища местного населения – в терминах археологии: могильники культуры длинных курганов, бескурганные могильники с трупосожжениями и сопки. Позднее, после христианизации Новгородской земли, языческие могильники сменились древнерусскими курганными кладбищами, где умерших хоронили уже по христианскому обряду.
В середине Х века Которское поселение сгорает в пожаре, вызванном военной катастрофой. Такие же пожары в это время происходят и на соседних укрепленных поселениях – так называемых локальных центрах. Вполне вероятно, что это следы похода княгини Ольги, в 947 году "уставлявшей" по Луге оброки и дани. С этого времени поселок включается в новую, более широкую систему связей: среди находок этого времени резко возрастает количество прежде малочисленных бус и предметов из цветного металла, сюда начинают привозить изготовленную на гончарном круге посуду, другие предметы городского ремесла. Резко возрастает количество импортов.
В XII веке здесь вновь происходят изменения, и центр Которского погоста переносится на противоположный берег реки Городоньки. В это время жители погоста и его округи уже сознают себя особой общиной – в одной из найденных в Новгороде берестяных грамот упоминаются "которяне". Тогда же, по всей вероятности, строится и первая погостская церковь. Древнейшее описание Которского погоста и его округи сохранилось в писцовой книге 1498/9 года. В нем описано центральное поселение с церковью во имя св. Николая Чудотворца. В XVI в. рядом с ней строится другая, также деревянная церковь Покрова. Но уже в 1581 году отряды польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков, разрушают Которской погост, и с этого времени нам известна только небольшая деревня Которск, существующая и по сей день.
Которский погост
http://www.nwae.spb.ru/
“В лето 6455 (947). Иде Вольга Новугороду, и установи по Мсте погосты и дани и по Луге оброки и дани...” – гласит “Повесть временных лет”. Погосты были основными административно-территориальными единицами в средневековой Новгородской земле. Сюда свозили дань и здесь вершили суд. Однако сведения письменных источников о погостах очень скупы, необходимо обратится к данным археологии. Г.С. Лебедев и Н.И. Платонова, изучая памятники Верхнего Полужья, логично предположили, что совпадение расположения центров погостов, известных по Писцовым книгам, и больших комплексов археологических памятников конца I - начала II тыс. н.э. не случайно. Там, где около 1500 года Писцовые книги фиксируют погосты Петровский, Дремяцкий, Передольский, Косицкий, в Х-ХI вв. стояли укрепленные городки. К ним примыкали неукрепленные посады, окруженные некрополями из сопок и древнерусских курганов. Как показали раскопки, жители поселков были связаны с ремеслами, ближней и дальней торговлей. Поселения вытянулись цепочкой вдоль р. Луги и далее в верховья р. Плюссы, в сторону Пскова. Они удалены друг от друга на 15-25 км, т.е. на расстояние дневного перехода, и явно составляли единую систему. Которский погост, о котором пойдет речь, был крайним звеном в этой цепочке.
На 186-м км Киевского шоссе есть поворот на районный центр Псковской области, поселок Плюссу. В 10 км от поворота, близ усадьбы Вечаша, принадлежавшей Н.А. Римскому-Корсакову, к северу от озера Песно находится комплекс средневековых археологических памятников у д. Которск. На отроге коренного берега реки Городоньки располагалось городище-убежище, прикрывавшее брод-переправу. К югу от него раскинулось большое селище. По левому берегу реки, через южную оконечность древнего поселка проходила дорога и вдоль нее расположились разнотипные могильники – места последнего упокоения обитателей поселения. Напротив городища, на другом берегу Городоньки стояли три кургана-сопки, до наших дней сохранилась самая большая, достигающая высоты 6 м. Комплекс памятников у д. Которск впервые попал в поле зрения археологов во время работ по составлению археологической карты Санкт-Петербургской губернии, позднее часть памятников комплекса описаны во время т.н. палеоэтнологического обследования территории Ленинградской области в 1920-х гг. С 1988 г. планомерные раскопки здесь ведет наша экспедиция. Результатом этих работ явилась реконструкция истории древнерусского погоста Х-ХII вв. Она как бы в миниатюре копирует и отражает историю Новгородской земли этих столетий.
Государственному освоению территорий Северной Руси, в большинстве случаев, предшествовала славянская колонизация, сопровождавшаяся распространением пашенного земледелия, торгово-промысловой и военно-даннической деятельностью. Возникновение Которского поселения непосредственно связано с расселением исторического славянства из первоначальной зоны, из округи озера Ильменя на более широкую территорию. Места, ставшие впоследствии древнерусскими административными центрами, часто представляли собой изначальные пункты славянского освоения новых земель.
До проникновения в верховья Плюссы на рубеже IХ-Х вв. людей, основавших Которское поселение, здесь обитали носители т.н. “культуры длинных курганов”. У исследователей нет единой точки зрения на их этно-лингвистическую принадлежность. Многие связывают с ними первую волну славян-мигрантов, проникших на Северо-Запад в V-VI вв., и образовавших объединение кривичей. Нам же представляется более вероятным, что люди оставившие на огромных просторах севера лесной зоны Восточной Европы могильники с валообразными насыпями ни политического, ни этнического, ни языкового единства не составляли. Их территориальные группировки остались вне поля зрения русского летописания, сравнительно рано исчезнув. Возможно, в известиях о событиях IХ-Х вв. они выступали под общим обозначением “чуди” противопоставленной “словенам”.
В Верхнем Поплюсье население “культуры длинных курганов” было сравнительно многочисленным. Вероятно, благодатные места на берегах озера Песно, находившиеся на пути из Полужья к устью р. Великой, к Изборску и Пскову достались пришельцам не без боя. Верховья и низовья р. Городоньки были блокированы хорошо укрепленными городищами, настоящими крепостями. Остатки их валов высятся у дд. Городище и Курея. Здесь, на водоразделе Луги и Плюссы начиналась территория плотного расселения носителей “культуры длинных курганов” и быть может не случайно родился славянский топоним, обозначивший местность и поселение в ней основанное - “Которою”. Слово “котора” в древнерусском языке обозначало вражду, распрю, междоусобицу. Осев на удобном для пашенного земледелия пятачке плодородных суглинистых почв к северу от озера Песно, захватив важный перекресток местных коммуникаций и, вероятно, обложив данью окрестную “чудь” основатели Которска, а их мы можем без особой натяжки отождествить с летописными “словенами”, до конца в безопасности себя не чувствовали. Не случайно сразу был возведен “градок”-убежище. Произошло это где-то на рубеже IХ-Х вв., в эпоху Олега Вещего.
Тесно связанное с градками Верхнего Полужья, а через них с Новгородом, Ладогой и далекими странами Балтики и Востока, удобно расположенное на пути во Псков, это поселение с первых лет существования стало центром Верхнего Поплюсья. Некоторые обитатели Которска, как показали находки сделанные на селище, принадлежали к верхушке общества и, вероятно, участвовали в торговых и военных предприятиях первых русских князей. Уже в самых древнейших слоях найдена бронзовая шумящая подвеска-планка, украшенная утиными лапками. Такие изделия характерны для финно-угров Поволжья. Массивные застежки-фибулы с гранеными головками широко бытовали у народов побережья Балтики. Всеобщим же торговым эквивалентом той эпохи выступали стеклянные бусы и арабские серебряные монеты (дирхемы) И те и другие тоже найдены при раскопках поселения.
В 1988-90 гг. нами исследована усадьба Х в. Ее центром был большой срубный дом, размером примерно 6х8 м. Он отапливался печью-каменкой, находившейся в одном из углов; имел обширное глубокое подполье. Деревянная ограда окружала усадьбу. В ее пределах найдены коромысло складных весов, набор гирек-разновесов, уже упомянутые дирхемы. Не исключено, что перед нами главная усадьба поселения, где проживал человек несомненно знатный. Погибла: она в огне пожара, связанного с каким-то военным конфликтом. В слое пожара разбросаны предметы вооружения и конского снаряжения. Многие крупные ценные предметы так и не были подобраны. Наиболее вероятная археологическая дата этого события - середина Х в.
Кто же напал и сжег поселок? Для середины Х в, только одно событие на севере Руси получило отражение в летописи. Это поход княгини Ольги, отнесенный летописцем к 947 г. Заметим, что как и все ранние даты русского летописания, она весьма условна и служит для нас лишь примерным временным ориентиром.
После убийства восставшим племенем древлян мужа Ольги князя Игоря, непрочная молодая держава Рюриковичей могла вот-вот распасться. Ольге, правившей при малолетнем Святославе, понадобилось фактически повторно завоевывать земли и покорять племена, подчиненные Рюриком и Олегом Вещим. Необходимо было либо истребить, как у древлян, либо смирить местную знать. Летопись указывает две цели похода Ольги на север - Мcту и Лугу. В середине Х в. это не просто реки, а наиболее густо заселенные области Новгородской земли, где активно шло формирование местных центров (Любытино на Мсте и Передольский погост на Луге). Против этих и более мелких центров сепаратизма был направлен удар княжеских дружин. Следы пожаров середины Х в. отмечены на ряде лужских поселений. Двигаясь с Луги на Псков, Ольга не могла миновать Которска. Любопытно, что в слое пожара в Которске найден ланцетовидный наконечник стрелы, располагавшийся вертикально. Стрела была пущена явно кем-то из нападавших; древко сгорело, а наконечник так и остался в земле. Ланцетовидные наконечники пользовались популярностью у скандинавов, составлявших значительную, если не большую, часть дружины русских князей Х в.
Но Ольга не уничтожила местные центры раз и навсегда. Она каким-то образом изменила систему управления и контроля, превратив их в княжеские погосты. Что стало с местной знатью, можно только гадать, но, судя по всему, продемонстрировав силу и уничтожив наиболее строптивых, княгиня привлекла выходцев из нее к сбору даней, что по мнению академика В.Л. Янина заложило основу сословия средневекового новгородского боярства. Не случайно в своих исторических границах Новгород возник именно в это время и культура его нижних слоев чрезвычайно близка культуре локальных центров Новгородской земли, в том числе и Которска (правда, это уже отдельная тема). Поскольку административное значение местных центров сохранилось, поселения с ними связанные продолжали процветать.
Комментарии 6