Зажупанье, Пананицы

Зажупанье, Пананицы

Макс Фасмер (немецкий энциклопедист) приводит объяснение этого слова на многих языках. Некогда слова имели определенное значение, которое могло утеряться. К примеру, слово пан исчезло из обихода в наших местах, но осталось на Украине и в Польше. Пан - это боярин или владетель. У нас же известна деревня Пананицы. По дороге в С.-Петербург есть селение Старопаново (не случайно указание, что пан - это что-то старое, забытое или выбывшее вовсе из обихода).
Слово «жупа» имеется у русских, украинцев, сербохорватов, словен, чехов, лужан. Оно имеет значение округ, иногда - община. Кроме того, поляки и украинцы подразумевают под этим рудник или соляную копь, сербохорваты - семью, челядь, словене - приход. Есть древнейшее понятие - могила, надгробие.
Жупан - начальник округа - старое русское и церковнославянское. Оно же у сербов, хорватов, словен, чехов. Почти современная дешифровка - должностное лицо. Даже в тюркских языках имеется к этому слову понятие - помощник сельского старосты.
Даль дает несколько другое толкование. У него жупа - селенье, деревня, курень, дым. Оно же - рудник, копь, рудокопный завод. Жупан - род одежды, шуба, тулуп, охабень, зипун, кафтан, сермяга. Пан, обобщенно, - господин. Жупан - род губернатора, правитель жупанства или округа.
Поговорки: «Каков пан, таков на нем жупан, Не жупан пана красит, а пан жупан».
У Брокгауза и Ефрона:
«Жупан - князь или старшина у южных славян, правитель какого-нибудь округа. По Константину Порфирородному, придунайские славяне -хорваты и сербы - управлялись жупанами - старцами. У него же говорится, что страна хорватов была разделена на жупанства (zupania), а жупанами у сербов, венгерцев и повсюду у славян назывались начальники какой-либо провинции или государства. У далматов жупаны составляли особый класс вельмож-советников государя. Мадьяры изменили это слово в ишпан (ispan), т. е. граф. У поляков жупан - весьма древний костюм, род сюртука; на Украине жупан - теплая верхняя одежда, род охабня, на народном языке зипун - короткий кафтан, полукафтанье. Это может быть и подземная труба для впуска воздуха в юрту во время топки (у камчадалов)».
Сходный Зажупанью топоним отмечен в Новгородской земле (XV век) - Жупаново (Фасмер).
По всему, Зажупанье может дешифроваться по-разному: Запогостье, Замогилье, Заокру-жье, Захолмье, Заселенье, Зарудник и т. д.
Зажупанье - село, в котором сегодня зимует один человек. Оно расположено в верхней горловине озера Долгое, раньше говорили Долгое Верховье (в XV веке была и одноименная деревня). Здесь устье реки Долгой-Словицы, что вытекает из озера Спас-Которского. Слева в нее впадает речушка Жупанка. В 1891 г. раскопаны 48 курганных комплексов XII-XIV вв. Интересно, что в древнейшем кургане обнаружили западноевропейский талер (монету) XVII века. Очевидно, это позднейшая треба - подношение суеверных шведов своим гипотетическим землякам-варягам (шведы бывали здесь при Густаве Адольфе в 1614 - 1617 годах, когда ненадолго захватили Гдов и его земли).
Не случайно, множество старых могильников у нас именуются шведскими могилами. Это типовое название на северной Гдовщине. Один раз встречено название Финское кладбище. В урочище Донск есть Донское кладбище, которое связывают с воинами некоего Просовицкого, но Донь или Донья (древнерусское) - Дания.
Память о шведах во многом негативна, ибо они пытались во всех местах своего пребывания насадить католичество. Можно представить себе суеверный ужас православных ортодоксов, абсолютно неграмотных в большинстве, когда они увидели военного католического священника в окружении вооруженных воинов. Источники сообщают, что толпы православных в таких случаях бежали вслед за русским войском. В наши места люди смогли вернуться к пепелищам (на памяти одного поколения) минимум через три года. Очевидно, увиденное ужаснуло их: дома и церкви были сожжены, чтимые иконы поруганы, а колокола увезены в Швецию (реальный факт; см. нашу статью «Отчие колокола»). Что говорить, если шведы бесчинствовали в самом Великом Новгороде, а Ивангород, Ям, Копорье и Орешек на многие-многие годы захватили и включили в особую губернию Ингерманландию. В этой губернии русских кое-где вообще не было (возле Орешка к приходу Петра было едва 5%, возле Ивангорода 20 - 40 %). Многие селения были ввиду запустения заселены подневольными финнами (отсюда у нас под С.-Петербургом финская диаспора).
Так уж получилось, что после ухода шведов (очевидно, в 1617 году) местные курганы новые поселяне ошибочно стали называть шведскими могилами, хотя в них мог быть похоронен кто угодно (вовсе даже не швед), и он мог быть похоронен за тысячу лет до шведов. Только в исключительных случаях это могли быть редкие на северо-западе Руси варяги, каковых шведы считали своими предками. Вот они превратности истории.
В деревне Замошье (Старопольской волости) был могильник, называвшийся турецкие рвы. Это некий аспект мусульманства, что, вероятно, со времен царей Иванов. Тогда в наши местности присылали лояльных Москве жителей Средней Руси, в том числе из Поволжья. Их, наверняка, хоронили вне православных погостов. Кроме того, при Иване Грозном в его войске воевали мусульмане Поволжья и Кавказа.
Пан - нечто польское. Дело в том, что и поляки у нас были (псковско-литовское нашествие времен Смуты). Известен и разрушитель наших церквей на Долгом озере -Лисовский, авантюрист, дошедший до Валаама и Подмосковья. Это был лютый ненавистник православной веры. Вот, что о нем написано в словаре Брокгауза и Ефрона: «Lisowski-Janowicz - западно-русский шляхтич герба Еж, известный польский наездник. Во время Рокоша Зебржидовского Лисовский со своим отрядом стоял против Сигизмунда III, за что был осужден на изгнание. С появлением тушинского вора он стал играть видную роль в событиях Смутного времени, разграбил Коломну, вместе с Сапегою осаждал Троицкий монастырь, долго опустошал разные русские области. Умер в 1616 г.».
Ефим Андреев в своем труде о Долгом озере курганы северной Гдовщины считает литовскими, да и само бедственное время называет литовским (акцент на поляков в местной традиции тогда не делался; описывать перипетии столь неявных дел здесь неуместно).
Храм села Зажупанье не древний, освящен в 1909 году во имя Архангела Михаила. Закрыт в 60 годы (при Хрущеве), когда возобновили атеистическое поветрие.
Древний храм в верховье оз. Долгое возводился еще в XV веке.
Располагался он в некой деревне Выскатка. Возможно, это современное Филево, где есть следы старинного погоста. На него же, как на центр погоста, указывает доброхот XIX века Ефим Андреев, проживавший в Выскатке и оставивший архиважную нам книгу «Предания о Погосте Доложском» (СПб, 1863).
На Долгом озере существует богатейшая легендарная канва. Не случайно река Долгая (часть ее между Которским и Долгим озерами) в XV веке писалась Долгая - Словица. Словене новгородские - племенное прозвание славян новгородских, поскольку были и другие словене; в южных землях имеется Словения. Эта река сегодня называется просто Долгая. Вытекает она из Спас-Которского озера (непонятно, почему на современной карте написано «спасе»). В XV веке место указано: «деревня на Которске над Долгим озером (двор помещичий)». Впоследствии здесь были церкви Преображения и Святого Николая и сельцо стало - село Спас.
Спас-Которск - название двусоставное. Спас - слово, ясно указывающее на храмовую принадлежность места.
Которы - княжеские и господские раздоры. По Далю: «Котора - ж. перм. род барки, речного судна, ж. стар, и перм. вражда, ссора, раздор, смута, распря. Котораться, вологодск. кориться, вздорить, враждовать; зазнаваться. Которливый прил., которник сущ. м. -ница ж. сварливый, вздорливый человек. Котоситься вологодск. то же, ссориться, браниться; | гордиться, ломаться, чваниться; упрямиться. Две невестки завсе котосятся. Не ломайся, ковер, не котосайся, песня.; не зазнавайся».
Ефим Андреев отмечает, что на холме против Погоста жил встарь некий владетель этого края. Очевидно, это и был жупан - должностное, официальное лицо. Погостом Андреев указывает конкретно Филево, где и сегодня остатки кладбища.
Недавно дачники унесли с погоста каменные намогильные кресты, чтобы забутить в фундаменты. Это пример современного варварства.
В самой деревне зимует лишь пожилая пара.
Населенный и зажиточный до 1917 года приход Зажупанье сегодня обезлюдел, а ведь до Советов, в начале XX века, он испытывал бурный экономический рост. Храм было на что строить. Основной храмоздатель, по рассказам, жил в д. Перегреб. Бурный рост отмечается и в других приходах, там где храмы обновлялись и возводились новые. Это села Пенино Ложголово, Козья Гора, Доложск, Шавково, Поля, Рудно, где были новоделы из камня и кирпича. В Иван Ручье, Новоселье, Криушах и Низах храмы сделали из дерева (все в начале XX века).
По данным 2002 года, в окрестных деревнях, тяготеющих к верховью Долгого озера, проживало, согласно прописке, совсем немного жителей. Для сравнения приведем данные 1864 года (после отмены крепостного права):
2002 1864
Зажупанье
1 119
Филево
4 45
Перегреб 1 142
Намежки 0 87
Жаворонок 3 124
Жилино 7 67
Растило 1 112
Столбово 17 123
Каменец 0 215
Из приведенного списка видна скорбная статистика деревни российской.
Кладбище при храме, скорее всего, единовременно храму. На нем, по рассказу Е.Н. Петрова, было 3 каменных креста, т.е. старинных. На моей памяти крест был уже один. Где-то и часовня была с каменными же крестами, к которым приходил народ. Об этом поминает Ефим Андреев. В Филево кресты украдены. Кому-то они нужны? Новым нерусям, говорят.
Сегодня (в 2004 году) бригада реставраторов ведет восстановительные работы по храму. Заделана рухнувшая кровля при входе, выметываются разбухшие от воды кирпичи. Возводятся стропила, по которым идет обивка резиной местного изготовления (производства завода «Полимер»). Работают практически только приезжие - молдаване, украинцы и русские. Из сланцевчан - только один дачник пристал.
Рабочие живут в половине дома, а за стеной единственный житель села (в прошлом году он схоронил хозяйку). Он говорит, что с рабочими ему спокойней и веселей.
Летом же дачники понаедут. Они любят подкармливать рабочих овощами. Многие же безвозмездно помогают в работе. Люди ждут восстановления храма. У храма и село оживет.
Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent