Кологриво, Коколок

Кологриво, Коколок

Двусоставный топоним сложной дешифровки. Если взять коло как наречие, то получается по русским диалектам: около или близко, а также подле, на околице, по соседству, в округе какой-нибудь гривы. Грива, соответственно, - продолговатая горушка в низинке. Таковая действительно в деревне есть и занята она не чем иным, как жальником XV века.
Парадокс в том, что «жальник» не местное (но привнесенное археологами) название кладбища с крестами и каменьями. Наши жальники называли коломищами (см. у Е. Андреева о погосте Сижно). К примеру, Водское коломище - внецерковное кладбище в Сижно (Е.Н. Петров; очевидно, гипотеза). Здесь положение усопших на запад и восток, по-славянски и по-водски. Аналогично кладут усопших в селе Горка близ Кривиц и в других местах. В Ложголово не по-православному (наоборот) положили повешенного белыми землемера-коммуниста Василевского, - пришлого, очевидно, иноверца (1919). На Гдовщине, при одном из храмов, усопших кладут головой к храму, и крест ставят в головах.
Говорили: «Деревня коло бору стоит, коло Манькиной избы стригли овец, кол Нюшки дивлюсь, - забила голову не тем».
Был способ перевозки сена - колом. «Как сено возить будем: на колу или волокушей?»
Способ измерения холста тоже назывался кол. Равнялся он сажени (2,13 м). Кол - это «только обоим рукам захватить» - длина. В конце (холста) было 8 колов, т.е. в стандартной мере домотканого полотна было более 16 метров.
Иносказательно могли сказать: «Добра в его много, - колом не намеришь!» - стандартной аршинной мерой (как сегодня метром).
О плохом человеке могли сказать: «Колом его в землю, другим его сверху». О непонятливом, глупом и одновременно настырном: «Хоть кол на голове теши ему».
В Нагинщине отдельно стоящий курган называли колок, а совокупность курганов (группу насыпей) колки. Близ Ольгина Креста есть бывшая деревня Коколок. Там некогда были курганы. Приставка «ко» может означать около, - «кола колка» (около колка).
В устье реки Желчи (Гдовский район) есть старинная деревня Кола. В ней имеется часовня и какие-то курганы. Местные толкователи пытались название деревни объяснять из того, что якобы когда-то здесь поселились некие выходцы с Кольского полуострова. Это в корне неверно. В данном случае надо учитывать, что топооснова «kolo» является универсальной составляющей множественных топонимов финского происхождения. Ареал распространения названий на «kolo» очень обширен, от Прибалтики до Урала. На Кольском же полуострове до сих пор живут племенные группы финнов. Южная граница распространения финской топонимики - среднее Поволжье. В отношении наших мест еще Е. Андреев отмечал в одном из наших погостов наличие финнов. Г.Г. Трусман усматривал в наших местностях финские элементы одежды, языка, обычаев и сельской архитектуры.
Интересен генезис слова колокол. В нем несомненно основа «кол». Близ Гдова есть деревня Колоколово, но вряд ли в ней отливали колокола. Скорее всего, название имело какое-то отношение к слову колок. Получается аналог названию Коколок: Колоколово, коло коло, коло кола, около коло или около кола. - Очень неудобное в произношении слово. Оно могло трансформироваться в Колоколово по созвучию. Не секрет, что и колокол круглый.
Коломище - сугубо древнерусское слово, имеющее финно-угорские аналоги: «kalmisto» (кладбище) и «kalma» (смерть, могила). Близкие слова и у балтийцев. Это свидетельствует об общем наидревнейшем источнике топоосновы «kolo»; значит тысячи лет назад мы все балтийцы, славяне и финно-угры были едины, называясь индоевропейцами.
Кроме гривы, село Кологриво смежно Дедину. Другой аспект «коло» - круг; отсюда круглая грива, вокруг или около гривы.
В южных славянских ареалах «коло» до сих пор обозначает хоровод. Раньше родители ругали девок за то, что те каждый вечер ходят на «коло», - не могут без этого жить (девки ходили на гулянье). Хоровод, как известно, ходит вокруг и около чего-то.
Вот что пишет о хороводе старый, проверенный Даль: «Хороводными называются в Великорусски весенние игры-пляски с песнями. Этимология слова указывает как будто на греческое его происхождение, хотя у южных славян, которые наиболее подверглись греческому влиянию, название аналогичной обрядности чисто славянского происхождения («коло»). Нет названия «X.» и у малороссов, кроме случаев, объясняющихся легче всего заимствованием. Современные X. и аналогичные обрядности иного названия представляют собой остатки первобытного синкретизма поэзии, предшествовавшего ее дифференциации.
В X. элементы песни, драматического действия и пляски соединены еще неразрывно. Содержанием игры бывает как символизация явлений природы (напр. перелет птиц), так и подражание явлениям обыденной жизни (земледельческие работы, сватанье, брак). Великорусский X. водится во всякое время года, даже зимой (в избах), но более всего весной и летом».
П.В. Шейн дает несколько описаний хоровода.
Девушки и мужчины, взявшись за руки, составляют круг и двигаются в одну сторону; потом под ту же песню вожак или чаще вожачка входит в круг. За ней двигаются все и составляют при движении цифру 8. Потом снова составляется круг.
Крест. Образуется круг, внутри которого становятся две пары. С притоптыванием и помахиванием платками пары сходятся каждая между собой, потом В так называемых «заиньках» парень, изображающий заиньку, выходит в середину круга и под песню исполняет то, что в песне поется. Когда поют «заинька, поцелуй», он целует одну из участвующих в хороводе девушек».
Другой словарь кратко вещует, что коло - это круговая пляска славян, что «коло» - это колесо и что «коло» - это то же, что «ronde» у французов. Далее отмечается, что скорая и веселая музыка коло имеет двухдольный размер.
Было коло в смысле совет, сход круга сельчан, околотка, сход округи, Когда-то граница княжеств Псковского и Новгородского проходила по реке Долгой и именно в этом месте существовала стратегическая переправа. Могли и тут сходиться на «коло» или раду (совет; ср. Радовель) для каких-то переговоров. Из истории известно, что не всегда Псков и Новгород жили мирно. Москва инициировала в свое время войну Пскова и Новгорода, младшего и старшего городов-братьев. Между вхождением в московскую юрисдикцию обоих городов прошло около ста лет.
По фольклорным данным, кологривыми в переносном смысле могли называть заросших донельзя поселенцев (гривастые, со стоящей колом гривой - иносказательно, волосами). Кологривыми (с какими-то особенностями гривы) были редкие породы коней - казанки.
Кологривовы - дворянский род, берущий начало от легендарного Радши, вышедшего из венгров задолго до времен Александра Невского. Родоначальник собственно Кологривовых был Иван Тимофеевич Пушкин, прозванный Кологривом. Возможно, он был служителем, ходившим при княжеском коне во время торжественных выездов (ходил коло гривы коня - завидная должность). Один из Кологривовых был убит при взятии Казани в 1552 г., другой служил в 1639 г. судьей Холопьего приказа; Иван Петрович Большой-Кологривов был воеводой в Кетске (1625 - 1627); Григорий Александрович - воеводой в Стародубе (1604), а брат его Лаврентий - в Ряжске и Владимире (1616 - 1618); Андрей Семенович (умер в 1825 году) был генералом от кавалерии, Дмитрий Михайлович (умер в 1830 году) - обер-церемонемейстером. Род Кологривовых внесен во II, III и VI части родословных книг Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Орловской и Пензенской губерний. Владели ли они нашим селом, сказать трудно.
Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent