Грым
Грым
Для изучающих историю наших мест будет небезынтересной археологическая карта объектов близ сел Большие и Малые Поля. Составлена она в 1898 году археологом Глазовым В.Н.
Старое лютеранское кладбище в д. Большие Поля имело раньше курганы и жальники. Вещественный материал, найденный в могилах Глазовым, сегодня трактуется, как неславянский - водский.
Другое средневековое кладбище, в деревне Малые Поля, состояло из 11 курганов и 5 жальников смешанного типа, - славяно-водского. На момент осмотра археологом по недостатку земли эти курганы и жальники крестьянами распахивались. Особенностью захоронений в Малых Полях являлись остатки гробовищ. Находок было очень мало.
Судя по всему, языческие захоронения на двух кладбищах в двух деревнях не могли производиться позже XV века. В это время в полуверсте от Плюссы, в месте пересечения Самрянского пути и реки Сиженки, на бугорке, был сооружен Никольский монастырь, а следовательно, проведена окончательная христианизация местности. Возле храма хоронили монашествующую братию во главе с игумнами, разного рода благодетелей и простой люд (сегодня район детской библиотеки). По заполнении прихрамовой площадки встал вопрос о новом, уже внехрамовом кладбище. Этот вопрос возникал везде, где церкви существовали столетиями. С момента отвода места под новое кладбище стали хоронить в удалении от храма. Сегодня это место на пересечении улиц Кирова и Ленина, в сторону военкомата и 11 квартала.
Иноверцев, которых в Гдовском уезде было очень немного, хоронили по-прежнему в Больших Полях. Традиция 2-х кладбищ в храмовых селениях у нас повсеместна. Это Ольгин Крест, Скамья, Вейно, Рудно, Старополье, Заручье, Шавково. В Пенино сегодня 3 кладбища.
Глазовым при раскопках в наших местах зафиксирован интереснейший микротопоним, касающийся курганов. Малопольцы отдельную насыпь называли грым.
Ко времени исследования крестьяне использовали большие плиты с обкладок грымов и жальников на нужды изготовления извести. Имевшиеся кресты сносились в Малопольскую часовню. Все они были из камня. В то же время край могильника систематически распахивался. Через территорию древних грымов, датируемых XI веком, пролегла сельская дорога.
Название «грым» крестьяне объясняли, как горка или бугор. Новгородское значение слова «гремок» или «гремушка» - бугорок на дороге, где повозка гремит. Действительно, перед Малыми Полями есть по дороге бугор. На нем, возможно, и были раньше курганы.
Существовала поговорка: «Где гремок, там и сугроб». Другая поговорка: «В поле заду-лина, по дороге ухабина». Здесь существовал т.н. гремячий, гремучий или гремкий путь: «Едешь по гремкам - костями гремишь». Греметь костями - нечто, до смерти относящееся. Гремок - отрывочный стукоток.
Гремит речной перекат, водопад или ручей. Гремяч - народное название ключа или грота. Действительно, под обрывом Плюссы до сих пор существует известный в народе ключ. Многие жители северной окраины приходят сюда за водой. Вытекает он из небольшого грота. К нему ведет довольно крутой спуск. Раньше он мог существовать в виде вырубленных в плите ступеней. Здесь от обжиговых печей спускали готовую плиту на лодки и суда.
Иное название береговых ключей - «подключки», т.е. ключи на «поде», на нижней части обрыва, на самой «плите» - на дне реки. Место купания у телевышки так и называется Плиты; здесь в значении «ровное плитняковое дно».
Была какая-то «громозда» - куча, груда, ворох. Она же громоздень, громоздь. Слово «груда» в значении курган при Дале сохранялось лишь в Ярославской губернии. На Псковщине и Новгородчине существовала груда (в смысле кочковатая грязь) и колея поголу (очевидно, по плите). «Грудок» (псковское) - кочка.
И сегодня еще в селах скажут: «Грымнуть кого - хвост отбросит!», «Грымнет спать, хоть из пушки стреляй - не разбудишь!». Возможно, встарь, слово «грымнуть» имело значение -лечь, умереть. Сегодня иногда говорят: «Загреметь в ящик» - в том же смысле «умереть». «Колька перед тем, как крякнуть, в больницу загремел - перед смертью лежал в больнице». «Загремел в тюрягу - ничего хорошего». Ничего хорошего загреметь в армию или под суд! Все это ужасные периоды в жизни человека, риск для самой жизни.
Святая неделя Пасхи называется Гремяцкая неделя. В это время крестьяне посещали грымы - могилы далеких предков-первопоселенцев, лишь опосредованно связанных с жителями места.
В Пскове есть т.н. Гремячая башня. Она расположена на старых монастырских могилах которые находятся на Гремячей горе. - Интереснейшая аналогия малопольскому топониму! Эта башня стоит над перекатами реки Псковы и над шумливым ручьем с перекатами по плитам.
Беседуя с долгожительницей д. Дворище, Пакетиной Ольгой Максимовной, расспрашивал и о старинных кладбищах. Слово «курган» ей незнакомо, но знакомо слово «гремок» в смысле «горка и могила». Таким образом, сегодня достоверно известно о названии курганов в нашей местности. Они именовались либо грымы (грымки), либо гремы (гремки). В археологической литературе еще известны гремья.
Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005