Ю.П.Спегальский ПО ПСКОВУ XVII ВЕКА Лениздат, 1974

Содержание

  1. Вступительное слово
  2. Иллюстрации часть 1
  3. Иллюстрации часть 2
  4. Иллюстрации часть 3
  5. Иллюстрации часть 4

Иллюстрации.

часть 3

Двор Меншиковых на Великой улице.
Со стороны двора двухвсходное каменное крыльцо, вело в просторные сени. Из сеней налево был вход в домашние покои, направо - в светлую, богато и нарядно украшенную столовую палату. Лестница, устроенная в толще стены, выходила во двор и в погреб. В "веселые" (или "потешные") палаты из сеней вела лестница, тоже проходящая в толще стены. "Потешные" палаты имели выход на большое деревянное гульбище над крыльцом.





Столовая палата в доме Меншиковых.
Столовая палата здесь имела сводчатое перекрытие. Стол располагался "покоем" (в виде буквы "П") и занимал середину зала. По трем сторонам шли лавки. Ножки стола были врублены о деревянный пол, так же как и ножки лавок, стоявших вдоль стен и заходивших в подоконные ниши. Вблизи входной двери стояли с одной стороны изразцовая печь, с другой - большой, от пола до свода, киот с иконами. Вечером палаты освещались паникадилами - люстрами, подвешенными к кольцам в своде.





"Потешная" палата в доме Меншиковых.
"Потешные", или "веселые", палаты представляли собой два светлых, просторных зала, соединенных открытым проемом. Вдоль стен тянулись врубленные в пол лавки с резными подзорами. Печи изразцовые, с пышным рельефным орнаментом, расписанным блестящими цветными керамическими эмалями. Середина помещений оставалась свободной для игр и плясок.






Большое деревянное гульбище.
Над верхней площадкой крыльца обычно устраивалось деревянное гульбище, куда входили из помещений для приема гостей в третьем этаже. Встречались гульбища и другого типа - в виде деревянных балконов вдоль дворового фасада или каменных галерей в первом этаже.










На гульбище богатых палат.
Один из типов гульбищ - каменная галерея в первом этаже.











Варлаамская наугольная башня.
Неприступность псковских крепостных стен и башен XVI- XVII веков особенно ощущается с наружной их стороны. И хотя башни были неодинаковыми, а стены на разных участках имели различные устройства и размеры, характер и масштаб крепостных сооружений были едиными. На всем протяжении внешней крепостной ограды - от Покровской башни до Верхних решеток, а оттуда вдоль Запсковской стены до Варлаамской башни - между стеной и рвом проходили "слухи", то есть постоянные каменные сводчатые подземные контрминные галереи.




Гремячая башня.
Гремячая башня кроме "слухов" имела еще и каменный подземный "подлаз"; он спускался от башни до уровня воды и использовался в боевое время для обеспечения водой защитников Верхних решеток.









Запсковский большой мост.
На Запсковье с площади Старого торга к мосту вел проезд в высокой Рыбницкой башне. Вид с Запсковского большого моста на Средний город был одним из наиболее интересных в древнем Пскове. Направо от Рыбницкой башни возвышался Довмонтов город с многочисленными церковными главами и позолоченными крестами. За ним, еще выше, поднимался Кром. По левую сторону, над стеной Среднего города, высился храм старого Снетогорского подворья. С 1510 года подворье стало жилищем псковского наместника, а потом воеводы.




Рыбники.
Место на берегу Псковы, где располагались низкие деревянные рыбные ряды, называлось Рыбниками. Неподалеку вздымались белые крепостные стены и башни с шатрами, рядом по реке сновали ладьи с парусами и флажками на мачтах, а над всем этим высились блестящие главы церквей Довмонтова города и грандиозные громады Крома.







Ворота церкви Козьмы и Демьяна с Примостья.
Под щипцом ворот в нише помещалась большая фреска.














Двор Трубинских с сада.
Главными улицами Запсковья были Званица (ныне Леона Поземского) и Большая Запсковская (ныне улицы Герцена и Верхне-Береговая). На них ставили приходские церкви и монастыри. Во второй половине XVII века здесь, особенно на Званице, стали строить дворы псковские богачи. Обе улицы шли по краю или близко от края высоких берегов Великой и Псковы, с которых открывались красивые панорамы. Двор Трубинских на Званице - один из интереснейших памятников псковской гражданской архитектуры периода ее расцвета (последняя четверть XVII века). Главное здание двора - образец богатых жилых палат с встроенным крыльцом и планом в виде "глаголя"- интересно оригинальным сочетанием объемов, живописностью компоновки и тонко продуманной планировкой жилых помещений. Со стороны сада палаты имели в верхнем этаже деревянное гульбище.




Столовая палата в богатом купеческом доме.
Архитектурное решение дома Трубинских предусматривало мужскую и женскую половины не только деревянных спальных помещений, но и палат для приема гостей. Каждая из этих половин имела свое красное крыльцо, свои сени, столовую и "потешную" палаты. Столовая палата обычно выглядела очень нарядной. Стол устанавливался ближе к окнам, и богатая посуда блестела под лучами солнца. Обязательной принадлежностью столовой палаты были огромный киот с иконами и цветная изразцовая печь. Вечером палата освещалась паникадилами, подвешенными к кольцам в своде.




Особая палата для почетных гостей.
Малая столовая для приема особо почетных гостей в доме Трубинских в торце имела две арки, которыми отделялась часть помещения, повышенная на одну ступеньку. В левом пролете стояла изразцовая печь. В затененной глубине была дверь на лестницу, через которую к гостям, когда это требовалось обрядом, выходили из верхних покоев представительницы женской части семейства Трубинских.






В доме Трубинских.
В доме Трубинских при горницах женской половины на южной стороне имелась каменная светлица для дневных занятий и развлечений. Из нее можно было выйти на висячее гульбище, откуда открывалась необычайной красоты картина Крома, Довмонтова города, Рыбников, Завеличья, Нижних решеток, рек Псковы и Великой. Светелка и гульбище были и при мужской половине, над крыльцом.







Двор богатого человека.
В последней четверти XVII века в Пскове двор богатого человека создавался всегда как цельное архитектурное произведение, в котором и главные и подсобные строения, вплоть до колодца, были связаны единым художественным замыслом. Жилые здания компоновали таи, чтобы они были удобно связаны с участком и подсобными строениями, чтобы их внутренние помещения нужным образом освещались солнцем или были в тени и выходили к улице или двору в соответствии с их назначением, чтобы крыльца, гульбища и светлицы не только обращались на солнечную сторону, но и к наиболее красивым местам города, к далеким живописным перспективам Пскова.


На купеческом дворе.
Двор в Песках

Двор на Завеличье.
Крыльцо богатых палат.
Крыльцо богатых палат во дворе на Полонище.
Страницы: 1 2 3 4 5
---
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent