Ю.П.Спегальский ПО ПСКОВУ XVII ВЕКА Лениздат, 1974

Содержание

  1. Вступительное слово
  2. Иллюстрации часть 1
  3. Иллюстрации часть 2
  4. Иллюстрации часть 3
  5. Иллюстрации часть 4

Иллюстрации

часть 2

Верхние решетки снаружи города.
С востока, у грозной Гремячей башни, бурливая Пскова втекала в город сквозь пролеты с решетками, и здесь шумели колеса и запруды многочисленных мельниц.










Верхние решетки внутри города.
Видны высокая Гремячая гора, Гремячая башня, часть стены с арочными проемами, где были решетки. Вдали - церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы, ближе - палаты Гремяцкого монастыря, еще ближе - часть строений кожевенного завода.








Пскова у Верхних решеток.
На том берегу Псковы - Гремячая гора с Козьмодемьянской башней (теперь ее называют Гремячей). Около нее виден купол церкви Козьмы и Демьяна с Гремячей горы, принадлежавшей Гремяцкому монастырю, а у склона - монастырские палаты (видна верхняя часть их крыши). В отдалении, на склоне горы, - богатые жилые палаты XVII века в Волчьих ямах, ниже, у самой речки, - так называемая "Хлебопекарня" (сохранившаяся часть строения крупного кожевенного завода последней четверти XVII века; в XIX веке в нем помещалась полковая хлебопекарня. Это строение находилось на островке. Проток, отделявший его от запсковского берега, засыпан в XVIII веке).



Церковь Николы на Усохе.
Три церкви - Николы на Усохе, Василия на Горке и Одигитрии на бывшем подворье Псково-Печерского монастыря - были расположены на одной улочке Враговке, которая начиналась от стены Среднего города, около храма Василия на Горке, огибала горку, на которой стоял этот храм, пересекала Великую улицу у церкви Николы на Усохе и шла к воротам Печорского подворья. Древние псковичи провели эту улочку не прямо, а с переломами, открывавшими ряд красивых перспектив. Храмы Василия на Горке и Николы на Усохе, как все приходские церкви, были окружены оградами, за которыми размещались кладбища с зеленью, крестами и часовнями. Кончанский храм древнего Опоцкого конца - церковь Николы на Усохе (или в Опоках) - впервые был построен в 1371 году. В 1535 году на его месте построили новый. Это было в Пскове второе по величине здание после Троицкого собора.




Церковь Василия на Горке.
Храм Василия на Горке (40-50-е годы XVI века) стоял на высокой Васильевской горке, у самой стены Среднего города. Рядом высилась четырехугольная Васильевская башня, над которой была надстроена звонница. По преданию, на этой звоннице висел сполошлый колокол, поднимавший весь город в случае беды. Короткая улица Враговка, шедшая от Печерского подворья и церквей Варвары и Николы на Усохе к Трупеховским воротам Среднего города, огибала храм Василия на Горке, давая возможность любоваться им с разных сторон.




Кстовская башня.
Кстовская башня - угловая башня Среднего города, на самом берегу Псковы. От нее стена шла по берегу к Довмонтову городу. Отсюда были видны две церкви: Богоявление со Кстова и Рождества со Кстова.










Броды.
Один из живописнейших участков старого Пскова у высокого, пробитого рекой в скале левого берега, названного псковичами Подгорьем. Здесь располагались мельницы, бани, разного рода "варницы", трепальни, кожевенные мастерские и маленькие, скромные дворики посадских людей. Среди деревянных построек в XVII веке тут появились каменные здания промышленных мастерских и небольшие подызбицы. Над низкой, дробно измельченной деревянной застройкой Подгорья, изрезанного узкими улочками с переулками, высился скалистый, обрывистый берег, по краю которого возвышались храмы и монастыри с каменными церквами. Здесь же расположился и двор богатого купца Ямского, а северо-восточнее стоял массивный, сложной композиции, богато убранный храм Богоявления. Его главы были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, а приговор - большим резным каменным крестом и наружными фресковыми росписями. Этот храм, построенный в XVI веке на месте более старого (1444), был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили не засыпанным, но в XVII веке и он разрушился.




Двор Ямского в Бродах.
Двор богатого псковского купца Никифора Ямского (80-е годы XVII века). Главные палаты возвышались на углу, у Луцкой улицы (ныне улица Красных партизан). Комплекс очень красивых каменных зданий, выдвинутых из общей массы застройки к реке, стал одним из важнейших архитектурных акцентов северной стороны Окольного города. Главные палаты Ямского, относящиеся ко времени расцвета псковской гражданской архитектуры, отличались совершенством композиции и декоративной обработки.





Двор Ямского с сада.
Каменный вид здания превосходно увязав с деревянным верхом. Деревянное гульбище (крытый балкон), устроенное вокруг больших выступов здания, позволяло любоваться прекрасными перспективами Завеличья и Запсковья.









Островок.
Если от бывшей Луцкой улицы (ныне улица Красных партизан) спуститься вниз и пройти по бывшему Подгорью, то можно выйти на Островок. Эта часть города не утратила черты старинного, очень поэтичного облика и в наши дни: тесные дворики в густой зелени деревьев, ограды со старыми тесовыми воротами, калитки с коваными железными узорными кольцами. На высоком берегу здесь стояли монастырские храмы: Пятницы в Бродах, или в Песках (1534), и Благовещения в Песках на Бугру (впервые был построен в 1421 году, но разобран и выстроен заново в XVII веке; ныне оба храма засыпаны землей). Здесь же, недалеко от крепостной стены, возвышается земляная петровская батарея (Лапина горка), под ней скрыт засыпанный в 1701 году храм Никольского "из Песок" монастыря.




Церковь Пятницы в Песках.
Монастырский храм - церковь Пятницы в Песках (1534)- стоял за оградой с воротами на высоком берегу Псковы. Внизу видна часть стены с Верхними решетками.










Двор на Никольской улице.
Богатое жилое здание первой половины XVII века (получившее название Солодежни). Три этажа постройки были каменными: два нижних служили для хранения имущества и товаров, в третьем располагалась повалуша - зал для сбора всей семьи, приема гостей и увеселений. Над повалушей размещались деревянные, рубленные из бревен, хоромы, в которых находились спальные горницы, а над ними располагались вышки, чердаки, сенники. (В этом здании сохранились только два нижних каменных этажа.)






Повалуша в богатых купеческих палатах.
Повалуша - очень просторное, светлое помещение с деревянным потолком. Вдоль стен - скамьи с резными подзорами. Обогревалась повалуша печами.











Никольская улица.
На Никольской улице стоял в XVII веке и дом Печенко. Рядом с ним - изба на каменном основании (вторая половина XVII века), принадлежавшая посадскому человеку среднего достатка.









Дом Печенко.
Древние палаты на Никольской улице, названные по последнему владельцу "домом Печенко", состояли из двух частей. Более старая, в углублении двора, с одноэтажным каменным низом, - единственная в своем роде постройка с очень интересными интерьерами. Новая часть - крупное жилое здание с двумя каменными этажами и рублеными деревянными горницами над ними. Дом имел крыльцо и деревянную светлицу над ним с висячим балконом. Дворик этих палат был небольшим. На правой стороне его размещались низкие деревянные подсобные строения, а на левой, освещенной солнцем, входившего во двор встречало лаконично и скромно украшенное, но очень приветливое крыльцо палат. Для гражданского зодчества XVII века Пскова было характерно при сравнительно простой отделке достигать большой выразительности интерьера с помощью эффекта освещения. (Старейшая часть дома Печенко находится в развалинах. От новых палат сохранились лишь два каменных этажа.)




Повалуша в старой части дома Печенко.
Повалуша в доме Печенко была перекрыта сводом, в стенах сделаны стенные шкафы, вдоль стен стояли скамьи с резными подзорами.












Вид на северо-западный торец повалуши.
Изразцовая печь повалуши отличалась пышным растительным орнаментом и яркостью расцветки. Роспись была сделана синей, белой и зеленой поливами по сиреневому, а местами по красному фону. Некоторые части печи расписывались синей, белой, желтой и красной поливами по травянисто-зеленому фону.








Сени в новых палатах дома Печенко.
Новые палаты представляли собою жилище более богатого типа. Нижний этаж отводился под склады, второй служил для приема гостей. По обе стороны входных сеней, перекрытых сводами, помещались столовая и "веселая" палаты. Из сеней можно было подняться через внутристенную лестнипу в деревянные верхние хоромы.







Внутристенная лестница в старой части дома Печенко.
Из сеней в верхние деревянные хоромы вела внутристенная лестница с высокими каменными ступенями.










Столовая палата в новой части дома Печенко.
Столовая палата была обращена в сторону улицы, перекрыта деревянным потолком. Стол в ней располагался "глаголем", то есть в виде буквы "Г". Вдоль двух стен шли скамьи. В столовой палате стоял большой, от пола до потолка, киот. Круглая орнаментированная печь была сложена из изразцов белого, розоватого, а местами желтоватого и бледно-сиреневого оттенков. Орнамент растительный, лишь кое-где изображены птицы, клюющие ягоды. Роспись выполнена изумрудно-зеленой и темно-зеленой поливами.





"Веселая" палата в новой части дома Печенко.
Обращенная в сторону дворового участка, "веселая" палата также была перекрыта деревянным потолком. Над ней, в деревянных этажах, находилась женская половина. "Веселая" палата была очень просторной. Ее украшала цветная изразцовая печь, основной фон которой был нежно-бирюзовый. Низ и верх печи опоясывали орнаментальные полосы с узорами из фантастических растений и птиц на белом фоне. Остальные части покрыты густым растительным орнаментом, и лишь по фризу шли изразцы с изображением единорогов и львов. Роспись была выполнена синей, голубой, желтой, зеленой и бирюзовой поливами. Красновато-коричневую поливу мастера клали как дорогое украшение. Она действительно походила на драгоценный камень: в глубине ее слоя поблескивали золотистые искорки.



Кабинет хозяина (Дом Печенко).
Рядом со столовой палатой был кабинет, в котором хозяин занимался делами и развлекался в обществе друзей. (В этом помещении в 1927 году найдены очиненные гусиные перья, чернильница XVII века и целая колода игральных карт западноевропейской работы конца XVI - начала XVII века.)

В кабинете хозяина.












Поганкины палаты.
Поганкины палаты (20 - 30-е годы XVII века) входили в комплекс двора псковских купцов Поганкиных. Со второй половины XVII века двор занимал целый квартал, На другой стороне Большой (ныне Некрасовской) улицы, ширина которой в старину в этом месте была около 6 метров, стояла приходская церковь Похвалы богородицы с большой четырехугольной, отдельно стоящей, звонницей. Здесь, в очень оживленной, многолюдной части города, сходились Большая улица, представлявшая собой продолжение Большого ряда Нового торга, и Великая улица, являвшаяся во все времена одной из основных дорог города. Место их пересечения называлось "красным крестом", то есть красивым перекрестком.




Вторые палаты Меншиковых на Великой улице.
Вторые палаты Меншиковых имели трехэтажный каменный низ и деревянные этажи над ним. Особенность этого здания - богатая орнаментация оконных наличников, не полу-чившая в Пскове большого распространения, поэтому палаты являются, в своем роде, неповторимой постройкой. (Здание сохранило всего лишь два каменных этажа.)
Страницы: 1 2 3 4 5
---
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent