Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь
Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь
Один из древнейших в России и, в настоящее время» беднейших монастырей Псковской Епархии — Спасо-Мирожский монастырь — стоит на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, от которой и получил свое название. (Думают, что слово Мирожа происходит от «Мрежи». Действительно, около монастыря издавна существуют рыбные ловли.) Скромный вид древ¬них зданий этой обители невольно переносит зрителя к тем давно минувшим временам, когда церковный порядок, укореняясь в сердцах народа, становится наконец силою русской гражданственности и началом общественного устройства, когда основанием церкви полагалось вместе и основание общественного и гражданского устройства.
История Мирожского монастыря так же скромна, как и сами его здания. Основанный в то время, когда Псковская страна толь¬ко еще приняла Евангелие Царствия Божия и юная церковь еще не совершенно рассеяла своим светоносным учением языческий мрак невежества и суеверия, — он первый должен был представить образцы истинно христианской жизни. Такими представля¬ются преподобные Лврамий и Василий — Игумены Мирожского монастыря. Затем вторжение Католиков в страну Лифляндс-ких Эстов, основание на берегах Балтийского моря ордена меченосцев с целью распространения католичества во вновь приобретаемых землях, стремление Литовского народа к распространению своих пределов были причиною того, что история Мирожской обители становится историей постоянных ее разорений. Более чем шесть веков обитель была первым предметом нападении и хищничества со стороны сопредельных с Псковскою страною Ливонских немцев и Литовского народа. Ни одно из бедствий, пронесшихся от них над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители, и при каждом нападении враждебных соседей она подвергалась или разграблению или была истребляема пожаром, а нередко даже служила самим лагерем для неприятелей. Но замечательно, при всем открытом положении для неприятелей, монастырь никогда не был укреплен, и после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения не только сохранила нам свои стены, но даже древние и, по всей вероятности, современные основанию храма писанные на стенах изображения святых — первые предметы христианского почитания - и теперь еще могут поразить каждого любителя древности своею яркостью и живостью красок. Мало сего, сохранились некоторые священные вещи основателя первого храма.
Устройство монастыря тесно связано с именем одного из зна¬менитых русских святителей.
Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский и Псковский, современник Псковского Благоверного князя Гавриила, — ревностный н неутомимый распространитель православия, созидая повсюду святые храмы, в 1156 году основал храм Преображения в княжение во Пскове Святополка Мстиславича, родного брата князя Гавриила. Но есть основание думать, что обитель существовала еще ранее, потому что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже Игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители два года спустя после основания первого ее храма. (Есть даже предание, что первое заселение Пскова было около этого монастыря и что блаженная Ольга останавливалась на этом месте.) Возникшая вражда Пскова с Ливонским орденом, частые нападения последнего на Псковскую страну, во время которых и сами обители не представляли никакого убежища для спасающихся от неприятелей, не позволяли монастырю увеличивать своих строении и заботиться об их украшении. Они были, за исключением церкви Преображения, деревянные и состояли из ограды, внутри которой построены были для братии небольшие кельи. Другая каменная церковь построена уже в 1404 году, а каменные кельи для братии только в конце прошедшего столетия, когда пределы русского Государства далеко отошли от Псковской страны. Тем не менее эти оставшиеся здания священны: в них жили, молились за спасение утесняемых Псковичей и восприяли мученическую кончину за веру святые ее подвижники, каким в истории известен преподобный Василий, Игумен Мирожского монастыря, убиенный в 1299 году при нашествии на Псков Ливонцев. Память его соверииется 4-го марта.
В настоящее время Мирожская обитель состоит из каменной невысокой ограды с двумя воротами на Север и на Юг. Северную сторону ее занимают церковь св. Архидиакона Стефана и здание бывших братских келий. Внутри ограды на восточной стороне стоит древний храм Преображения, против западных ворот его деревянный на каменных погребах для братии флигель, по обеим сторонам которого расположен древний фруктовый сад, а в юго-восточном углу небольшой флигель для братской трапезы. За южными воротами вне ограды расположены каменные строения, приспособленные для уборки с полей хлеба. (Несколько далее этих строений существуют и ныне развалины, которые, по преданию, были некогда монастырскими воротами.)
I) Церковь Преображения построена из плиты и состоит: 1) из навеса на западной стороне, к которому пристроена коло¬кольня; навес этот заменяет собою паперть, 2) из притвора, 3) главного храма и 4) алтаря ('точнее, алтарных апсид. — Н. Л.), состоящего из трех полукругов — среднего для алтаря и двух боковых для жертвенника и диаконника; последние наполовину ниже среднего. Храм завершается широким куполом с восемью окнами. Внешний вид храма, за исключением широкого купола, в настоящее время почти совершенно похож на обыкновенный вид Псковских церквей XV века. Но при внимательном рассмотрении нельзя не заметить одной особенности, именно: купол церковный построен не посреди церкви, а ближе к восточной стороне, так что один бок утвержден на восточной стене храма, а противоположные стороны утверждены на арках, опирающихся своими сторонами на две другие арки, Между тем в других Псковских церквах купол церковный возвышается посреди храма и утвержден на четырех внутренних столбах, из которых два отделяют алтарь от храма, а другие два находятся внутри него. Таким образом, в храме Преображения по первоначальному плану не было предназначено особого места для иконостаса в том виде, в каком он устрояется доныне, состоя из деревянной перегородки, уставленной иконами. Вместо иконостаса восточная стена храма была украшена изображениями святых. Эта живопись, закрытая впоследствии иконостасом, и хотя отчасти испорченная последующими перестройками, сохранилась до настоящего времени.
Внешних украшений, за исключением небольших полукругов, никаких нет, церковь вся побелена известкой. По оставшейся в некоторых местах древней штукатурке, на которой из-под новейшей побелки показывается древняя живопись, можно думать, что вся церковь извне была расписана. До настоящего времени сохранились не раз, впрочем, возобновляемые две иконы «Спасителя» с предстоящими над воротами притвора и «Преображения» на западной стороне храма. Кровля в настоящее время на храме деревянная на четыре ската, а купол обит белым железом. На древнем же рисунке Пскова, сохранившемся в Псково-Печерском монастыре, крыша храма изображена с тремя на за¬падную сторону фронтонами, издали представляющимися в виде зубцов. Такие же фронтоны устроены были и на притворе. Купол был покрыт деревянной чешуей, так что храм Преображения не имел той простой фигуры, в каком он представляется ныне, лишенный всех его прежних украшений. Древний же вид храма может быть восстановлен отнятием навеса и колокольни, двух приделов в притворе и двух надстроек на юго-западном и севе¬ро-западном углах самого храма. Все эти пристройки — позднейшие, хотя и делались не в одно время. Описанное изображение храма сохранилось и на древней монастырской печати.
Внутренний вид храма совершенно сходен с видом других древних церквей Псковских. Особенность замечается в устройстве алтаря, которого средняя часть, собственно алтарь, совершенно отделен от других двух частей и соединяется только узкими дверями. Открытое положение жертвенника и оставшаяся дверь в северной стене указывают на обычай, по которому миряне могли делать свои приношения, приходя прямо к жертвеннику. Внутренность церкви была расписана изображениями святых, а западная стена украшена была аллегорическими изображениями. Хоры, существующие в настоящее время и закрывающие эти изображения, — позднейшего устройства. Особенно хорошо сохранились изображения в алтаре над восточным окном: Деисус, с западной стороны которого сохранились со всей яркостью красок лик Спа¬сителя, восседающего на престоле и с благословляющей рукой, и образ Предтечи в молитвенном положении. Ниже его, по правую руку сохранился целый ряд изображений святых.
Иконостас нынешний XVI века, несколько раз возобновляемый, в последний раз в 1859 году тщанием Наместника Печерского монастыря Игумена, а впос¬ледствии Архимандрита, Анатолия. В иконостасе замечательны по своей древности две иконы: храмовая Преображения Господня и Богоматери Одигидрии, обе, впрочем, поновлены. Поля обеих икон обложены басменным вызолоченным серебром, а риза на первой кованая серебряная и тоже вызолоченная; на ней надпись, показывающая, что она сделана по усердию Псковского Бургомистра Александра Трубинского при Архимандрите Иоасафе в 1754 г. По левую сторону северных дверей в иконостасе находит¬ся главная драгоценность храма и обители — образ Знамения Божьей Матери). По мнению некоторых, эта икона напоминает собою Новгородские письма XV века. Божья Матерь изобра¬жена с воздетыми к небу руками; по сторонам ее вверху изображены Архангелы Гавриил и Михаил, а под ними св. князь Довмонт Псковский и его супруга княгиня Марья Дмитриевна, внучка Благоверного князя Александра Невского. Икона эта прославлена чудесным излиянием слез из очей Богородицы во время большого мора, бывшего во Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, напечатанная в Московской Сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году. Празднование в честь этой иконы каждого дня совершается 24 Сентября. Основание храма Новгородским Епископом Нифонтом и прославление Новгородской иконы Знамения указывают на бывшую связь Мирожской обители с Новгородскими Владыками.