Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь


Митрофан (1838-1845 г.), член Духовной Консистории, Благочинный над монастырями, из духовного звания, по окончании курса наук в Полтавской семинарии в 1810 году произведен был в священника и проходил служение сперва в Епархиальном ведомстве, а с 1816 г. поступил в Армейское, но в 1825 г. по просьбе снова определен на священническое место в Полтавской Епархии. За усердное и примерное служение произведен был в Протоиерея. В 1833 г. поступил в Архиерейский Полтавский дом, где принял монашество. Там был Архиерейским духовником и благочинным над монастырями. В 1834 году по прошению определен к Псковскому Архиерейскому дому духовником и экзаменатором, в том же году произведен в Игумена Великолуцкого Троице-Сергнева монастыря, назначен первоприсутствующим в Великолуцком Духовном правлении и смотрителем духовных Уездного и Приходского училищ. В 1836 г. по прошению переведен Настоятелем в Никандровскую Благовещенскую пустынь, а в 1838 г. определен настоятелем Мирожского монастыря. В 1845 г. переведен Настоятелем в Спасо-Елиазаровский монастырь, где и умер в 1853 г.
Нифонт (1845 1850 г.). Протоиерейский сын, обучался в Александро-Невской Семинарии и по увольнении из нее в 1810 г. определен дьяконом в С.-Петербургский Новодевичий Смольный монастырь. В 1815 г. определен в число братства в Зеленецкий монастырь, где принял монашество и произведен в Иеромонаха. В 1817 г. определен в Александро-Неве кую Лавру в число братства, а в 1819 г. послан к Императорской миссии в Мадрид для отправления священнослужения. По вызове миссии из Испании откомандирован был к Лондонской миссии и в 1837 году возвратился в Россию с пенсиею в 300 руб. В 1842 г. указом Св. Синода назначен настоятелем Полтавского Кресто-Воздвиженского монастыря. Присутствовал в Полтавском Духовном правлении и в комитете о снабжении духовенства ружными землями, домами и единовременным пособием. В 1845 г. указом Св. Синода переведен настоятелем в Мирожский монастырь, где и оставался до перевода его. После приписки монастыря Архиерейскому дому в 1850 г. управлял монастырем в качестве Архиерейского наместника. В 1851 году переведен настоятелем в Великолуцкий Сергиев монастырь, где и умер.
Архиепископы:
Платон (1851 1856 г.), ныне Архиепископ Донской.
Евгений (1856-"1862), Архиепископ Псковский н Порховский.
Феогност (с 1862-1864), Архиепископ Псковский и Порховский.
Архимандриты:
Виталии (Вертоградов), Ректор Псковской духовной Семинарии, кандидат Богословия и Кавалер, дьяческнй сын, обучался в Калужской духовной Семинарии и в С.-Петербургской духовной академии. По окончании академического курса в 1833 году, с возведением на степень кандидата, определен в Калужскую Семинарию учителем по классу Церковной, истории и Греческого языка в высшем отделении, а потом Помощником инспектора. В1841 г. произведен в священника к Калужской градской церкви, в 1845 г. пострижен в монашество и определен Инспектором во Владимирскую духовную Семинарию; в 1851 г. по определению Св. Синода в продолжении целого года исправлял должность Ректора Семинарии; в 1855 г. определен настоятелем Юрьевского третьеклассного Архангельского монастыря, а в 1856 г. определен Ректором и учителем Богословских наук в Олонецкую Семинарию. Определением Св. Синода 24 Февраля 1864 г. назначен Ректором Псковской духовной Семинарии, с предоставлением в его управление Спасо-Мирожского монастыря и сохранением за ним лично степени настоятеля второклассного монастыря. В том же году хиротонисан во Епископа Томского, где и умер.
Николай, Ректор Семинарии, Член духовной Консистории, Кавалер.
Примечания: В Воскресенской летописи преподобный Нифонт именуется славным именем поборника всей Русской земли. В Новгороде построил он церковь Богоматери; украсил Софийский собор и покрыл его оловом. Нифонт писал жития некоторых Киево-Пс-черских святых и, по мнению Татищева, продолжал Несторову летопись после Сильвестра, с 1116 до 1157 г. В записках Гербер-штейна о России напечатан латинский перевод ответов Нифонта на многие казуистические вопросы, предложенные ему неким Кириком, а ь Московской Патриаршей библиотеке при харатейном списке книги XIII века находится и славянский подлинник сих ответов под заглавием: Впрашение Кириково еже вопроша Епископа Новгородского Нифонта и других.
2) В изданной 1838 года Псковским губернским землемером Ивановым I алереи видов города Пскова и его окрестностей, снятых с натуры, относительно архитектуры Преображенской церкви замечено: «Хотя в XII веке господствовали вкус и правила ломбардских архитекторов, но, судя по обширному куполу, внешним впадинам и особого рода модулионам, не имеющим ничего общего с ломбардскими, должно предполагать, что в то время русские зодчие имели свой вкус, а общее и главное правило их архитектуры составляла прочность». Но мы видели, что настоящий внешний вид церкви Преображения далеко уклонился от своего первоначального. А потому нет возможности судить о вкусе древнего зодчего, построившего храм Преображения, по настоящему его виду.
' О возобновлениях храма сохранились следующие надписи: а) «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголепного Преображения Спасова в лето 7157 (1649 г.) Сентября 17 дня при державе Царя и Государя Великого Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца и при Архиепископе богоспасаемых градов Пскова и Изборска, на память святых мучениц Веры, Надежды и Любви и матери их Софии, при Игумене тон обители Мирожского монастыря Ионе, иже о Христе с братию»; б) «Лета 7221, от Рождения Христова 1713, Апреля в 3 день, по благословению великого I осподина Преосвященного Иосифа, Митрополита Псковского и Иэборского, освятися алтарь церкви Преображения Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа в Мирожском монастыре при державе благочестивого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великие и малые и белые России Самодержца и сына его благоверного Царевича и Великого Князя Алексея Петровича и при Архимандрите той обители Аароне с братнею».
По описи монастырской эта икона названа явленною, именуемою Спасо- Мирожскою. В рукописном сборнике, хранящемся в монастырской библиотеке, записано следующее сказание, составленное, как значится в надписи, в лето 7103 (1595), т, е. спустя 28 лет после совершившегося от иконы чуда. (Сказание приводится в изложении, доступном для молодых читателей начала XX/ века. — И. Л.) В славном и Богом хранимом граде Пскове есть монастырь между двух рек: большой рекой Великой и малой — Мирожен. В том монастыре соборная церковь во имя святого Преображения, свершившегося на горе Фавор, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и другая церковь — святого первомученика Стефана. В боголепном храме Преображения Господня была икона Матери Божией, местный образ Пречистой Богородицы. На той иконе с молитвою написан слева благоверный князь Домант псковский, нареченный во святом крещении Тимофеем, а на другой стороне от образа Матери Господней — княгиня Мария, супруга того князя Доманта, внучка великого князя Александра Ярославича Невского. От того пречистого образа Матери Господня, заступницы роду Христианскому, показались таинственные чудеса: с обоих глаз Пречистой потекли слезы, как струи. О чудо!..
Игумен честной той обители Мирожской со всеми монахами того монастыря, где стояла многочудная икона, тотчас пошли в город возвещать священникам собора Святой Троицы, а также князю, посадникам и всем Христолюбивым людям. По сему священники, князь с посадниками и со всем народом, взяв честные кресты и святые иконы, со свечами и фимиамом, радуясь душою, пришли в обитель Спасова Преображения, взяли чудотворную икону Матери Господа, Владыки нашего Иисуса Христа и сразу понесли ее в богоспасаемый град Псков, распевая духовные песни Богородице. Радуясь духом, люди прыгали перед образом Матери Господней, как в древности перед киотом завета Господня, и восторженно восклицали «Господи, помилуй!», видя, как свыше показано нам предивное знамение. И поставили ее в соборной церкви святой Живоначальной Троицы возле алтаря у южных дверей. С того времени начались многие и разные исцеления, бывшие с людьми, приходящими с верою к образу Матери Господа.
5) С надписями сохранились три колокола: а) на большом значится: При державе благоверного и христолюбивого великого Князя Василия, Божиею милостию Царя и Государя всея Руси, владимировского и московского и новгородского и псковского и смоленского и тверского и югорского и пермского и вятского и иных, лета 7029 (1521)... месяца сентября 14 дня на Воздвижение Честного Креста Господня слит сей колокол в преименитом и славном граде Пскове в обитель Благолепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа за Мирожею при великого Князя дьяке Мисюре Мунехине повелением раба Божия Игумена Григория и всех его о Христе братии того же лета и месяца в 14 день выгорело Запсковье от Святого Козьмы и Дамиана и до Преподобного Варлаама, а делали мастера Андреевы дети Михайло священник да Ануфрий да Максим дьяк. Слава свершителю Богу; б) На другом: При державе царства благоверного и христолюбивого великого Князя Василия Божиею малолетию царя и I осударя всея Руси владимировского и московского и новгородского и псковского и смоленского и тверского, югорского и пермского н вятского и иных лета 7028 (1520) месяца Января 8 дня слит сей колокол в преименитом и славном граде Пскове в обитель благолепного Преображения Бога и Господа и Спаса нашего Иисуса Христа за Мирожею при Великого Князя Дьяке Мисюре Мунехине повелением раба Божия игумена Григория и всех его о Христе братии, а делали мастера Андреевы дети Михайло священник да Ануфрий да Максим дьяк. Слава свершителю Богу. (Расшифрованы сокращения слое, имевшиеся на надписях. Подлинный текст надписей на колоколах приведен в книге графа М. В. Толстого «Святыни и древности Пскова» (М., 1861), переизданной в 1993 году. — Н. Л.); в) На колоколе заграничного литья с разными изображениями, в верхнем и нижнем венцах надписи латинские: 1) Gloria. In. Excelsis. Deo. Et. In. Terra. Pax 2) Laudate. Dominun. In. Cymbalis. In. Cymbalis. Me. Fundebat. Johan. Meyer. Anno. 1666. По сторонам две надписи шведские. Из дела монастырского архива видно, что существовал еще один колокол с следующей надписью: «лета 7108 (1600) Октября во 2 день Божиею милостию слиты сии колоколы бысть в обитель Боголепному Преображению Мирожского монастыря при державе царя и I осударя и великого князя Бориса Федоровича, а весу в нем три пуда тридцать шесть фунтов». Ко -локол этот в 1820 году передан в Варварннскую церковь по просьбе прихожан на время, но не возвращен еще.

Реставрация и освящение древнего Мирожского храма


Давно-давно, еще в доисторические для Руси времена, на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки, где ныне расположен Мирожский монастырь, находилось поселение одного из племен, составивших впоследствии громадную Российскую империю. Археологические находки медных вещей на этом месте показывают, что поселение это было уже в бронзовый век. Географическое положение этого места очень неудобно. Отделенный от Пскова рекою Великой, этот поселок был со всех сторон открыт для вражеских, очень частых в древнее время, набегов; да и сама почва, на которой он стоял, не имела никаких удобств для поселения, — она представляла известковую скалу, едва прикрытую тонким слоем земли. Основываясь на таких соображениях, археологи предполагают, что с этим местом связано какое-нибудь религиозное воспоминание, которое и привело сюда жителей, — полагают, что здесь стоял языческий храм или жертвенник какому-нибудь идолу. Когда же на Руси распространился свет Христова учения, то на этом же месте, где предки наши привыкли поклоняться языческим богам, был выстроен храм Истинному Богу основан монастырь. Сначала храм был деревянный, а в 1156 году Новгородским епископом Нифонтом был заложен каменный в честь Преображения Господня, существующий и поныне. Можно думать, что монастырь существовал на этом месте еще ранее, так как уже при постройке Нифонтом храма в нем был игуменом преподобный Авраамий. Со времени основания каменного храма в Псковской летописи Мирожскин монастырь упоминается довольно часто. За время такого продолжительного существования монастырь, несомненно, много перенес невзгод. Как составляющий один из посадов, или предместий, Пскова, он должен был переносить все те бедствия, какие вынес Псков, и бедствия эти должны были отражаться на нем еще более, чем на городе, так как он не был защищен и при каждой осаде Пскова был занимаем неприятелем. Так, известно, что при осаде Пскова Польским королем Стефаном Баторием на колокольне монастыря были поставлены неприятельские пушки, из которых стреляли по городу калеными ядрами. (Колокольня эта теперь не существует. Полагают, что она была круглая, вроде башни. Существующая теперь звонница более позднего происхождения.) Но, несмотря на все эти невзгоды, главный храм, построенный Нифонтом, уцелел.
В восьмидесятых годах прошлого столетия секретарем Псковского археологического общества Н. А. Строкиным обращено было внимание членов этого общества на то, что из-под штукатурки древнего Мирожского храма местами проглядывают рисунки, и высказано было предположение, впоследствии оправдавшееся, что это — фрески, современные самому храму. После этого, по ходатайству того же общества. Императорская академия художеств взяла храм под свое покровительство, отпустив 10 тысяч рублей на предварительные изыскания и пообещав отпускать деньги в количестве 10 тысяч рублей ежегодно еще два года на дальнейшую реставрацию храма. Работы, как по изысканию, так и по поручены академику В. В. Суслову. Суслов в 1889 году приступил к работам — снял плитяной пол в церкви, поставил леса, отбил местами штукатурку, покрывавшую фрески, и скопировал эти фрески на кальки. Но этим его работы и закончились, так как академия художеств уже в следующем ~ 1890 году по непредвиденным обстоятельствам прекратила отпуск денег, и древний храм с отбитой местами штукатуркой начал сильно страдать от сырости. Так он простоял до 1892 года, когда епархиальное начальство приказало оштукатурить наружные стены его на монастырские средства. Между тем ходатайства об отпуске средств на реставрацию продолжались, и в 1897 году 6 августа по Высочайшему соизволению Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под председательством М. П. Боткина. Комиссия эта поручила работы по укреплению стен храма архитектору Ф. П. Нестурху, а реставрацию фресок суздальским живописцам под руководством Н. М. Сафонова, известного возобновлением фресок в Московском Благовещенском соборе.
По своей древности фрески Мирожского монастыря составляют замечательную археологическую редкость на Руси, так как таких старых памятников древнерусского искусства сохранилось очень немного. Известны только фрески Киево-Печерского собора XI века и Киево-Кириллова монастыря XII века. Кроме того, на севере России сохранились также два памятника XII и XIII века, а именно фрески Спасо-Нередицкой Церкви близ Новгорода и Старо-Ладожской церкви св. Георгия. По характеру своему фрески Мирожского собора ближе подходят к Спасо-Нередицким. Хотя они и не так хорошо сохранились, но зато среди них есть немало таких, каких нет не только в Спасо-Нередицкой церкви, но и нигде в России. Стиль фресок, по определению профессора Н. В. Покровского, иератический (жреческий, свя¬щенный. — Н. Л.), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника и в котором художник подчиняется установившемуся взгляду на задачи религиозного искусства. Относительно же национальности художников, писавших фрески, нельзя сказать определенно, были ли они греки или русские, хотя характер письма, несомненно, греческий. Все фрес¬ки представляют собою более или менее верные копии с греческих образцов, и даже надписи на них сделаны по-гречески.
В настоящее время все работы по реставрации собора вполне закончены; фрески подновлены, стены, пришедшие было в ветхость, укреплены, иконостас поставлен новый, из белого мрамоpa, сделанный в Италии. 1 данною заботою руководителей при реставрации храма было удержать тот стиль, тот характер, каким отличались древнерусские храмы. Эти заботы увенчались успехом, и теперь древний Мирожский храм, с его драгоценными фресками, вполне похож на храмы первых времен христианства на Руси.
27-го минувшего августа храм этот освящен в честь Преображения Господня Преосвященным Псковским и Порховским Сергием, в сослужении архимандрита Мефодня — настоятеля Пскове-Печерского монастыря, ректора Полтавской духовной семинарии, архимандрита Гавриила, настоятеля Мирожского монастыря архимандрита Николая, ректора Псковской духовной семинарии протоиерея А. И. Лебедева, настоятеля кафедрального собора протоиерея М. И. Лавровского и прочего духовенства. По окончании богослужения Владыка сказал поучение. На торжество освящения собора приезжал из С.-Петербурга товарищ Обер- Прокурора Святейшего Синода, тайный советник Владимир Карлович Саблер. Пел хор архиерейских певчих.
Итак, теперь Псковичи обладают замечательным памятником старины и могут молиться Господу Богу на том месте, где еще задолго до принятия христианства молились их предки-язычники, и в том самом храме, в котором с первых времен христианства на Русн молились их предки-христиане. Сколько мыслей, сколько чувств должен возбуждать в благочестивом Псковиче один вид этого храма, и с каким благоговением и усердием он должен молиться в нем.
А. АЛ
(Из «Псковских епархиальных ведомостей»
Кв 18 за 1902 год)
Страницы: 1 2 3 4 5
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent