Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь


Икона св. Нифонта, основателя монастыря, очень древняя, в недавнее время обложена серебряною ризой, в ней над главою Святителя по левую сторону вставлена серебряная овальной формы коробочка, в которой помещается часть мощей сего Святите¬ля. Замечателен серебряный оклад этой коробочки древней, но изящной работы в виде герба и, вероятно, пожертвованный каким-нибудь князем. Надпись на коробочке и на гербе следующая: мощи Преподобного Нифонта Епископа Новгородского Чудотворца Киево-Печерского, ~ создателя Мирожского мона¬тыря, еже в Пскове.
Кроме сего, замечательны своей древностью иконы небольшие: Николая Чудотворца — древняя, не поновленная, Александра Свирского и Знамения Божьей Матери.
2) Колокольня пристроена к западной стене храма, но фасадом обращена на северную сторону к монастырским воротам.
О времени построения ее ничего не известно. Должно думать, что она постро¬ена гораздо после самого храма. Она состоит из стены в два яруса, в нижнем из них для вешанья колоколов три окна, а в верхнем два. Всех колоколов 8-мь. Древнейший из них лит в 1520 году.
Кровля на колокольне деревянная на два ската с небольшим посредине шпилем; в прежние времена шпиц покрывал собой всю колокольню. На этой колокольне во время осады Пскова Польским Королем Стефаном Баторием по приказанию его были поставлены пушки, из которых бросались раскаленные ядра на Псков, чтобы произвести в нем пожар.
3) Церковь Св. Архидьякона Стефана каменная, постро¬енная в 1404 году Игуменом Карпом на севере от главного храма. В 1546 году она вновь, вероятно после пожара, перестроена каменным зданием - теплая, трехэтажная, при ней вверху и внизу находятся кладовые палатки. Она имеет вид продолговатой четырехугольной призмы; наверху небольшой с фальшивыми окнами купол, обитый белым железом, а прежде покрытый деревянной чешуей. Иконостас в ней весьма простой столярной рабо¬ты с золоченой резьбой на столбиках, а в прочих местах окрашенный желтой краской.
Близ этой церкви на Западной стороне существовала деревянная Николаевская церковь над святыми воротами, за которыми стояли деревянные настоятельские покои. В 1789 году Игумен Венедикт донес преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои, по крайней ветхости, угрожают паде¬нием, а потому они должны быть срыты, но, так как эта сторона обращена к городу и покои эти составляли украшение монасты¬ря, просил построить на месте их каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колоколь¬ней построить на запад от Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена и трапеза для братии. На эту просьбу последовало Архипастырское благословение. (Митрополит Евгений постройку корпуса при церкви архидиакона Стефана относит к 1788 году. Но указ Д. Консистории, разрешающий произвести постройку, подписан 3 Декабря 1789 года.) Корпус этот двухэтажный существует и доныне. Но первоначальное предположение было изменено: Церковь не была устроена, ве¬роятно, по неимению к тому средств. Внизу были кельи Настоятеля, а верх оставался не занятым. В 1800 году во время разлития рек в нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка.
Почему настоятельские кельи оказались совсем негодными для жилья, вследствие чего нижний этаж был обращен в кухню и здесь же устроена трапеза. Братские кельи помещены в верхнем этаже, а настоятельские в особом деревянном флигеле, против церкви Преображения. В 1820 году столбы, бывшие под святыми воротами для предполагаемой колокольни, разрушены и оба здания соединены вместе. В этом же году внизу сделаны деревянные перегородки для братских келий. В настоящее время здание это, за ветхостью и по неимению в монастыре средств к поддержанию, находится без всякого употребления. Братские же кельи находятся в настоятельском флигеле.
Кроме сих зданий в ограде монастыря существуют развалины бывшей церкви на юге от главной церкви. Она ясно видна на древнем изображении Пскова; но когда и кем строена и когда разрушена, не известно.
До настоящего века монастырская ограда была деревянная, на западной стороне из кольев, а в прочих местах бревенчатая. При Архимандрите Иакове, в начале нынешнего века, построена вокруг всего монастыря каменная ограда.

Образ жизни монастырской и число братии


С самого начала основания монастыря образ жизни монашеской был общий всем монастырям Псковской страны, потому что в исторических памятниках нет известий, чтобы в Мирожс-ком монастыре когда-нибудь проявлялись обычаи, обращавшие на себя особенное внимание Псковитян. Настоятель заведовал монастырем во всех отношениях, не давая никому отчета. Выбор его часто зависел от братии, но утверждение в должности зависело сперва от Новгородских Владык, потом от Псковских, а с изданием духовного Регламента утверждение в должности настоятеля принадлежит Святейшему Синоду. Какое в древности имел отношение Игумен к белому духовенству Пскова и его соборам — не известно. Из летописей видно, что игумены вместе со старшими священниками стояли во главе народа и во многих случаях являлись представителями его; но должно полагать, что белое духовенство, тяготившееся сборами на подъезд Новгородс¬ких Владык и стоявшее за независимость от них Псковской цер¬кви, не могло иметь тесной связи с монастырями, находившимися в непосредственной зависимости от Новгородских Владык. Так, встречается несколько заметок, подобных тому, что при построй¬ке, например, двора для Новгородского владыки духовенство белое отказалось от участия в этом, между тем как монахи мшили строенные для его приезда комнаты.
О жизни монахов известно, что под общим управлением Игумена каждый брат жил в особой келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание. С изданием штатов послушание каждого определено особенною должностью казначея, ключника, чашника, просфорника и других. Но и по издании штатов каждый брат располагал своими средствами жизни и имел от¬дельную трапезу. В конце прошлого века вменено в обязанность всей братии иметь общую трапезу, а по кельям рассылать пищу тольк больным.
Со времени учреждения монастыря и до учреждения в Рос¬сии Патриаршества настоятелями в Мирожском монастыре были игумены. С конца XVI века, со времени учреждения особой Псковской Епархии, до издания штатов в 1764 году — Архимандриты. По штатам Мирожский монастырь причислен к третьему классу и считается 32 по счету монастырей этого класса. Настоятельство положено было Игуменское, но в 1798 году, на основании Высочайшего указа 1797 года, учреждена Архимандрия 3-го класса. С 1850 года по 1864 год монастырь был приписан Архи¬ерейскому дому и управлялся Архиерейскими наместниками, а с 1864 года снова учреждена Архимандрия.
Что касается до числа братии, то должно полагать, что в прежнее время Мирожская обитель была многолюдною, потому что она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертый Великопустынский).
По штату 1764 года положено: Игумен, четыре Иеромонаха, два Иеродьякона, четыре послушника, один подьячий и восемь служителей. Но число братии редко доходило до положенного штатами; притом вместо монашествующих были или вдовые священники или другие священно- и церковнослужители, присланные в монастырь в подначалие за какие-нибудь проступки. Число последних было весьма немало сравнительно с общим числом братии. В 1798 году налицо состояло братии: три иеромонаха, вдовый священник, два иеродьякона, пономарь, ключник, чашник и просфорня; в 1879 году: иеромонах, два священника, иеродьякон, послушник и подьячий, в 1820-м: иеромонах, священник, иеродьякон и четыре послушника. В 1830 г.: иеромонах, два священника, дьякон и пять послушников. В1841 году: два иеромонаха, иеродьякон, монах, четыре послушника.
Вообще, впрочем, должно заметить, что монашествующих, за исключением в последнее время настоятелей, весьма мало было из духовного сословия, большей частью монашество принимали лица из военного звания, мещан и крестьян. В настоящее время братии состоит налицо: два иеромонаха, священник, иеродьякон и два послушника, всего же с настоятелем семь человек.
Средства к содержанию монастыря
Первоначальные средства монастыря, как значится в одной из древних надписей, состояли в приписке к монастырю сел. Приписанные к нему села обеспечивали монастырь, доставляя натурой все необходимое для поддержания монастыря и содержания братии. Со временем закрепления крестьян за владельцами их, в том числе и за монастырями, за Мирожским монастырем в XVIII веке считалось 952 человека. По указу Императрицы Екатерины II в 1764 году крестьяне были отобраны от монастырей и приписаны к казне, на содержание же монастырей назначены были штатные суммы, а вместо приписных крестьян определены штатные служители с положенным на содержание их жалованьем и подушным окладом. По штатам на содержание монастыря положено всей суммы 1481 руб. 28 коп. на ассигнации, а по указу 1768 года сверх того прибавлено в жалованье братии 150 р.
Всего же с прибавочными в год 1631 р. 28 к.
Из них:, Настоятелю 200 р.
4 Иеромонахам по 24 р. каждому 96 р.
2 Иеродьяконам по 24 р. каждому 48 р.
4 Послушникам по 20 р. каждому 80 р.
1 Подьячему 34 р.
8 Служителям по 23 р. 66 к. 189 р. 28 к.
На церковные потребы и просфоры 40 р.
На починку церквей, монастыря и поддержание ризницы 400 р.; на конюшенные припасы, железо и уголь 80 р.; властям для при¬езда и праздников: на рыбу 100 р., на вино 60 р., на пиво 30 р. Дополнительного оклада 150 р.
Последняя сумма делилась на две равные части, из которых одна поступала настоятелю, а другая братии. До 1824 года оста¬ток от некомплекта служащих сдавался обратно в казначейство; но с втого времени, по докладу Святейшего Синода от 6 августа. Высочайше конфирмованному, остаток от штатной суммы оставался в пользу монастыря, о чем последовал от 25 августа 1824 года указ на имя Евгения, Архиепископа Псковского, Лифлянд-ского и Курляндского. С 1842 года, по переложении на серебро, Мирожский монастырь получает штатного содержания 412 руб. 38 коп. Со времени же освобождения крестьян из крепостной зависимости монастырским служителям предоставлены права дворовых людей, вышедших из зависимости помещика, и вместо них Мирожскому монастырю назначено содержание в 400 р. сер. из общественного сбора государственных крестьян.
Кроме денежного вспоможения от казны монастырь имеет следующие угодья:
Земли:
1) Выгонная земля, данная от Коллегии экономии, с пашен-ною землею, сенокосом и прочими угодьями, состоящая в городе Пскове, 1781 года межевания. В ней пашенной земли 17 дес. 245 квадр. сажень, под дорогами 351 саж., под речкою Мирожею 4 дес. 1670 с.
2)Почетной гражданки Развозовой на 1000 руб. ассигна¬циями.
3)Графини Орловой на 5000 руб. сер.
Все эти билеты с другими жертвованными суммами ныне заменены билетами Государственного Банка непрерывно-доходными, которых числом четыре и сверх того расчетная книжка Государственного Банка, всего на сумму 8851 рубль.
Сверх постоянных доходных статей монастырь пользуется также единовременными пожертвованиями и доходами от продажи свеч. Но эти средства монастыря весьма скудны. В 1806 году, напр.. Казначей доносил настоятелю, бывшему в то время в Петербурге, что в храмовый праздник Преображения продано свеч на 21 руб. 3 коп., на свечу собрано от доброхотных дателей 19 р. 50 коп., в кружку доходных денег поступило 7 р. 5 коп., (счет на ассигнации). Из отчетности монастыря за разное время видно, что свечная продажа в начале нынешнего века простира¬лась в год на сумму от 150 руб. до 300 руб. ассигнациями.
Так, в 1815 г. продано свеч на 304 р. 5 к., в 1816 году на 267 руб. 18 коп., в 1817 г. на 267 руб. 18 к., в 1818 г. на 164 р., 82 коп., в 1820 году продано свеч и собрано в кошелек на 185 руб. ассигнациями.
(Далее следует длинный, в три страницы, рассказ о тяжбе по поводу мельницы, назначенной в 1803 году к передаче монастырю, но так и не поступившей в его владение. - Н. Л.)
Страницы: 1 2 3 4 5
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent