Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь


Ризница


Она устроена на хорах в юго-западном углу храма Преображения и состоит из небольшой палатки с двумя маленькими окнами. Ризница монастыря весьма не богата утварью; но в ней хранятся следующие священные предметы, замечательные по своей древности:
1) Чаша св. Нифонта. Она вырезана из корня неизвестного дерева и окрашена в позднейшее время красной краской. В средине чаши на дне ее находится серебряная позлащенная бляха с изображением распятия и следующей надписью: «в лето 6664 Апреля 8 дня в пречестную обитель Спасова Мирожского Монастыря». Края чаши обложены тонкою серебряною полосою рабо¬ты 170/ г. с следующей надписью: «Святой Епископ Нифонт рож-- дение имея града Киева от благочестивых родителей и монаше¬ство восприять в Киево-Печерской обители и на престоле Епископства в Великом Новгороде 25 лет и будучи на престоле мно¬гие святые обители и церкви устрой, с благоверным князем Всеволодом Псковским и по преставлении князя Всеволода приидет Святой Нифонт во Псков и созда между рек Великою и Миро-жею церковь Преображения Господня и обитель преславную украси, и братию собра и игумена постави и села многия вдаде на устроение церкви и обители». Серебряная обложка по краям сделана в предупреждение от распадения чаши по причине ее значи¬тельной ветхости. С боку чаши приделано маленькое серебряное кольцо. (В старой монастырской описи значится, что с сею чашею и с посохом Св. Нифонт делал сбор на построение Мирожского монастыря.)
2)Панагия черная из неизвестного вещества весьма древняя с разным изображением Спасителя с предстоящими; до 1839 года она была обложена скалым серебром с несколькими вставками из перламутра и каменьев. По указу Псковской Духовной Консистории от 12 ноября 1839 года разрешено было обложку эту употребить на переделку церковных сосудов.
3)Панагия небольшая (в квадратный дюйм) деревянная с изображением Богоматери с Младенцем, обложена серебряной обкладкой чеканной работы. Живопись от времени значительно повреждена, но чеканная работа самого оклада обращает на себя внимание по искусству н древности.
4)Крест наперстный (должно быть, княжеский) медный, величиною в один вершок, разделяется на две половины; внутри устроены пять отделений для вложения мощей. Крест этот замечателен своей грубой работой, по которой ясно можно видеть, что он сделан в то время, когда искусство резьбы на металлах было еще в младенческом состоянии. Художнику потребовались громадные усилия, чтобы нарезать на кресте простые дорожки по краям и самой грубой работы изображение распятого человека, в которое нужно очень пристально всмотреться, чтобы заметить подобие человека. Прицепка к ушку креста серебряная и хотя не современная кресту, но древней работы. Крест этот едва ли по времени не раньше самого монастыря.
5)Крест наперстный, малахитовый, древний, но рбкладка с него снята и употреблена на устройство церковных сосудов.
6)Крест наперстный, пожертвованный Епископом Геннадием (1608 г.).
7)Евангелие напрестольное, печатанное на Александрийской бумаге, обделанное с обеих сторон чеканным вызолоченным серебром. По краям сего Евангелия изображено резьбою: «лета Господня 1703 индикта 16 месяца июля устроено сие святое Евангелие при Иосифе Митрополите Псковском и Изборском в обитель Боголепного Преображения, что над Мирожею рекою близ града Пскова по вере и обещанию той обители Архимандрита Аарона, который ныне в Печерском монастыре Архимандритом, от его даяния и подаянием христолюбцев той обители при Архимандрите Киприане с братнею и сему Евангелию в той святой обители впредь быть во веки не искосно».
8)Потир серебряный позолоченный, чаша его позднейшей работы, а пьедестал и поддонок с резными изображениями като¬лических святых весьма изящной работы в готическом вкусе. На поддоне небольшое за стеклом изображение Богоматери. Должно полагать, что пьедестал сделан был для католической церкви. Есть на нем несколько букв; но что они означают, разобрать нельзя.
9) Напрестольный крест 1703 года, серебряной чеканной работы.
10) Ковш серебряный, местами вызолоченный. В средине его государственный герб, а по краям на внешней стороне в четырех кругах надпись: «Божьею милостью Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея Великая и Малая и Белая России Самодержец; и в стороне: пожаловал сим ковшом Псковитянина посадского человека Фадея Гурьева за прибор свой Великого Государя денежной казны, что он в 701 году, будучи в Пскове на кружечном дворе с бурмистром Иваном Печеневым Ларечным против настоящего 700 году». Весу в нем один фунт.
До 1805 года хранился в монастыре посох Преподобного Нифонта. По описанию он имел следующий вид: в длину мерою аршин и шесть вершков; золоченный по дереву и вверху обложенный серебром гладким, на нем камни — хрустальный белый и лазоревый. На нем была следующая надпись, вырезанная на серебре старинным письмом: «лета 6664 сей посох Святителя Нифонта Епископа Новгородского чудотворца, создателя Мирожского монастыря построения (обложения серебром) Михаилы Сарпукова». В 1805 году во время чтения Евангелия над умершим Архимандритом Иаковом неизвестно кем похищен, и самое дело о розыскании его в том же году предано суду Божью.
До 1839 года были три блюда серебряные: Крестовое, Богородичное и Предтечево. На Крестовом по бокам была надпись: «во смирение его суд его взяться, род же его кто исповеегь, яко вземлется от земли живот его, всегда и ныне, яко овца на заколение ведеся и яко агнец прямо стригущего его безгласен, сиде не отверзает уст своих». На Богородичном: «бысть чрево твое Святая трапеза, имеющая небесного хлеба Христа Бога нашего, от него же всяк ядый не умирает, яко же рече всяческая Богородица питательница жизни нашея; честнейшую Херувим н славнейшую во истинну Серафим без нетления».
Кроме сих вещей сохраняется древняя железная алебарда. По виду своему она должна быть отнесена не далее как к XV веку- До прибытия настоящего отца казначея, Иеромонаха Амвросия, с нею обыкновенно ходил ночной дозор вокруг монастыря; а в настоящее время сохраняется в ризнице.
Страницы: 1 2 3 4 5
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent