Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь
Библиотека
Монастырская библиотека помещается в ризнице. Она весьма не велика и состоит из богослужебных книг и рукописных бого¬словских и философских систем, частию на Латинском языке. Последние книги, вероятно, оставлены настоятелями монасты¬ря, бывшими Префектами и Ректорами Семинарии. Особенного внимания заслуживают следующие две рукописные книги:
1)Книга в осьмую долю листа рукописная без заглавия, писанная полууставом с большими против ударений погрешностями. Она содержит в себе: а) службу на 24 день Сентября: «празднуем по Бозе пречудное знамение Пресвятой Богородицы, иже есть над Мирожею рекою в обители боголепного Преображения Христа Бога нашего»; 6) «Слово похвально Пресвятой Владычицы Богородицы и приснодевы Марин. Сложено от божественных писаний; сказание, как и конм образом бысть знамение от образа Матери Господня Святой иконы честного его воплоще¬ния. Быша слезы яко струй течаше, из очей ея, в приснослову-щей обители, у боголепного Преображения Господа Бога и спаса нашего Иисуса иже есть иад Мирожею рекою». Слово это, как значится в конце его, «поставлено и сложено в лето 713» (1595 г.), следовательно, вскоре после совершения самого чуда; в) Сказание о том же чуде; г) служба Святителю Нифонту на 28 день Сентября; д) «Житие и жизнь преподобного отца нашего Нифонта, бывшего в пощении в велицей Лавре Киевския пещеры. В начальстве преподобных отец Антония и Феодосия. По сем бывша Епископом в великом Нове-граде. И достойно память не -правившд дело. Списано священноиноком Варлаамрм, благослови отче».
2)Синодик, писанный в 1699 году. (В монастырской описи написание его отнесено к 1207 году; вероятно потому, что на одном из заглавных листов обозначено СЗ (107) года. Но к этой цифре следует прибавить не тысячу, а семь тысяч.) Он содержит: а) заглавный лист следующего содержания: «изложение Святых Апостол и Святых отец семи Соборов, како православным Хре-стианам жити в вере Христове: и како поминаемым быти душам Христианским». Но вместо сего следующие два листа заняты перечислением дней смерти некоторых князей русских;
6)Предисловие просвещению Святого Духа, предзнаменне синодика, по Вознесении Христове, еже на небеси сиде». Следует сказание о времени установления делать поминовение по усоп¬шим, и каким образом священник должен совершать помин ова-ние на проскомидии. Затем несколько извлечений из слов отцов и Учителей Церкви, а также и Священного Писания. «Вопрошение о умерших душах, будет ли познание тамо, братии с братнею и друг со другом». Повесть о Макарии Александрийском; в) Двадцать восемь картинок, писанных акварелью, следующего содержания; 1) Господь Вседержитель. 2) Иаков, брат Господень, представлен сидящим за столом и пишущим на хартии: «по Вознесении Господни, на небеса сошедшимся Святым Апостолом, вкупе Петру Верховному, Иакову, брату Господню, н прочим, и многое Божественное писание изъявиша, изложиша и церкви придаша в пользу умершим». 3) Апостол Петр, крестящий народы, при нем надпись: «по воли Божий рассеяни быша Апостолы по вселенной, проповедающе закон Христов, и неверныя языки в веру приводя и крещаху их во имя Отца и Сына и Свя-таго Духа, и учаху, како им во плоти чисто жить и закон Божий хранити». 4) Представлены Священник и дьякон во время совершения проскомидии. 5) Представлены Священник и дьякон слу¬жащими панихиду. 6) Изображена смерть праведного человека. 7)Изображение умершего человека и Ангела, показывающего отошедшей душе различные места, где она обитала. 8) Ангел Господень проводит душу по воздушным мытарствам. 9) Ангел показывает душе рай. 10) Ангел показывает душе ад. 11) Ангел приводит душу на поклонение Христу. 12) Изображение богатого лежащим на постели и около нея стоящим его друга. 13)Изображение друга сидящим за сундуком с сокровищами. 14)Изображение друга перед женою, а за ним беса, внушающего мысли о сребролюбии. 15) Изображение друга лежащим на постели, а пред ним стоящими жены и двух детей. 16) Изображена смерть друга, два дьявола принимают душу. 17) Изображение матери и детей по смерти друга. 18) Повесть о лихоимце умершем: изображен человек, лежащий в огне, из чрева его выросло дерево и на нем вниз головами повешены его дети, пред ними монах. 20) Изображена смерть бражника, пред ним дочь его. 21) Изображено состояние бражника по смерти. Дочь его узнает, что отец по смерти пьет чашу с огнем. 22) Изображена смерть мздоимца: тело мздоимца лежит в церкви, дьявол тащит его вон, причем присутствуют два сторожа. 23) Изображение того же мздоимца, найденного на другой день в пропасти. 24) Изображение смерти верхом на лошади, за плечами у ней разного вида оружия, в одной руке коса, а другою рукою касается грешника. 25) Повесть о девице блуднице. Девица представлена на огненном змее, в ушах ее стрелы, в глазах жабы, огонь пылает из уст, змеи сосут груди, а собаки рвут руки. Перед нею священник. 26) Повесть о мирянине умершем. Изображена внутренность церкви. Богородица, перед нею священник, а за ним народ. 27) Представлена внутренность церкви, посох прозябший, священник и народ. 28) Изображен священник в огне, а дети его духовные бросают в него каменьями. Изображения эти дают наглядное понятие об образе древних одежд, монашеской, священ¬нической, мирян — мужчин и женщин. Особенно обращает внимание головной убор женщин н то, что священники все представ¬лены в маленьких шапочках вроде скуфьи.
6 конце книги собственно начинается синодик, где записаны имена Патриархов, Князей н Царей Московских, Цариц, Царевичей, Царевен, Митрополитов Московских, Псковских, Вселенских Патриархов, Митрополитов Новгородских и т. д.
Архив
Помещается в ризнице и состоит из собрания указов Псковской Духовной Консистории настоящего столетия и только некоторых от прошлого века. Из дел его видно, что собрание указов по годам началось только вследствие настоятельного требования Епархиального Начальства в 1820 году, а до того времени о сбережении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, как предписано было полученные указы и другие документы переплести в книги, то картоны на них были сделаны из указов XVIII века; чему обязаны сохранением некоторых сведений о настоятелях прошлого столетия. В настоящее время все сохранившееся документы тщательно подобраны по годам н хра¬нятся в ризнице под ведением Казначея.
Хронологический список настоятелей, о которых сохранились известия
Игумены:
Преподобный Авраамнй, первый игумен Монастыря, скончав-шийся в 1158 году. Мощи его хранятся под спудом в монастыре.
Преподобный Василий, игумен, убиенный в 1299 году при нашествии на Псков Ливонских немцев.
Карп, упоминается при построении Церкви Св. Архидиако¬на Стефана в 1404 году.
Григорий, упоминается в надписях двух колоколов под 1650 и 1521 годами.
Митрофан, упоминается в первой Псковской летописи под 1589 годом; впоследствии Архимандрит Псково-Печерского Монастыря.
Архимандриты:
Аарон, упоминается в надписи на Евангелии, значащемся по описи под № 23.
Киприан, упоминается там же под 1703 годом.
Маркелл, упоминается под 1721 годом в надписи на потире, значащемся по описи под № 16.
Герасим. На его имя сохранились два указа 1736 и 1744
года Стефана, Епископа Псковского н Нарвского.
Иоасаф, им надписана триодь цветная в 1754 г., принадлежавшая Архиепископу Симону Тодорскому и хранящаяся ныне в библиотеке Псковского Кафедрального Собора, а также упоминается в надписи на ризе храмовой иконы Преображения.
Иринарх, на его имя сохранился указ 1764 года.
Сверх сего в монастырском диптихе, писанном в конце XVII в., записаны имена Архимандритов Мирожских: Иоакима, Парфения, Дионисия, Митрофана, Изосимы, Порфнрия, Иакова и Корнилия.
Игумены:
Стефан, из Тверских учителей, сперва Префект Псковской Духовной Семинарии (1766~1774 г.) и потом ректор той же Се¬минарии.
Варлаам, (1774 1778 г.) Ректор Семинарии, в 1778 году переведен Архимандритом в Псково-Печерскин монастырь: а в 1792 г. Св. Синодом переведен настоятелем в Воскресенский ново-Иерусалимский Ставропигиальный монастырь.
Иустин, (1778-1784 г.) Префект Семинарии. В 1781 году Св. Синодом назначен был в Голштинию, но отказался по болезни, в 1784 году переведен в Белгородский Николаевский монас¬тырь.
Адриан, (1784-1786 г.) префект Семинарии.
Венедикт, (1786-1792 г.), дьячевский сын, обучался вТвер-ской Семинарии и в 1780 г. принял монашество в Тверском Отрочем монастыре. В 1782 г. был определен учителем Новотор-жской Гимназии и Казначеем Борисо-Глебского монастыря. В 1782 г. назначен учителем Тверской Семинарии, а в 1786 г. переведен в Псковскую Семинарию Префектом и Игуменом Ми-рожского монастыря. В 1792 году переведен Игуменом в Торо-пецкий Небин монастырь.
Исайя, Префект Семинарии (1792~1796 г.), на его имя сохранился указ Духовной Консистории от 1793 года.
Архимандриты: Венедикт, (1796 1799 г.) Член Консистории и Благочин¬ный над монастырями. Из Игуменов Торопецкого Небина мона¬стыря (см. выше Игумен Венедикт) с 1796 г. Игумен Мирожского монастыря, а с 1798 г. Архимандрит того же монастыря. Из Префектов в 1799 г. Ректор Псковской Семинарии. В 1800 г. переведен Архимандритом в Псково-Печерский монастырь, где и умер. В продолжение своего ректорства и настоятельства был под судом по девяти следственным делам; из них по некоторым был штрафован, а по другим от суда освобожден по Всемилостивейшему Манифесту.
Иаков, (1799 1805 г.) Член Духовной Консистории и Благочинный монастырей. В1805 году при обозрении вверенных его смотрению монастырей умер в Иоанно- Богословском Крыпецком монастыре; тело погребено в Мирожском монастыре.
Арсений, (180в 1818 г.) переведен из Тверской Епархии Николаевской Теребенской пустыни, в 1805 году произведен в Архимандрита, сделан Благочинным над монастырями и членом Духовной Консистории. В1806 году был вызван в Петербург на проповедание Слова Божия. В 1807 году, во время отсутствия Ректора семинарии Архимандрита Аоанасия, он назначен был исправляющим должность Ректора. В продолжение своего благочиния имел многие столкновения с настоятелями других монастырей. Таким образом, находился под судом по жалобе на него Настоятельницы Псковского Вознесенского монастыря Игумений Феофании об оскорблении ее бесчестными словами и по делу об оскорблении бесчестными же словами Игумена Святогорского монастыря Петра Лаврова, впоследствии Архимандрита Мирожского же монастыря. Находился также под судом по делу с Игуменом Великолуцкого монастыря Игнатием об оклеветании последним его пред Великолуцким Городничим. По Всемилостивейшему Манифесту 30 Августа 1814 г. от суда освобожден. Но еще прежде сего по делу с Игуменией Феофанией с 1813 г. уволен был от благочиния. 28 Апреля 1818 г. умер н погребен в Мирожском монастыре. По смерти его не оказалось в наличности монастырской суммы 1076 р. 53 к. и вещей на сумму 852 р. 47 к., всего же на 1929 р., которые пополнены из оставшегося имущества.
Петр Лавров (1818 1825), Опочецкого священника сын, обучался в Псковской Духовной Семинарии; из риторического клас¬са был вытребован в С.-Петербургскую Медико-Хирургическую Академию, но по просьбе снова уволен был в Псковскую Семина¬рию. Из философского класса отправлен былв С.-Петербургскую Духовную Академию для образования к учительской должности. В 1804 г., по окончании курса с званием кандидата богословских наук, определен учителем в Псковскую Семинарию. В 1805 году вместе с учительской должностью занимал должность Префекта, в 1808 г. пострижен в монашество и сделан Игуменом Святогорско-го монастыря. В 1818 г. произведен в сан Архимандрита. В 1819 г. исправлял во время отсутствия Ректора Семинарии Архимандрита Афанасия его должность и в том же году сделан Членом духовной Консистории, а в 1820 году Благочинным над Крыпецким монастырем. Умер 2 июля 1825 года и погребен в монастыре. По смерти его не оказалось в наличии денег и вещей на сумму 752 р. 51 к. Деньги эти частию пополнены с оставшегося по смерти его имущества, а частию прощены по Всемилостивейшему Манифесту 1826 г., по безнадежности.
По смерти Архимандрита Петра управляли монастырем Иеромонахи: Анатолий, после него Василий и затем Мелхиседек. Указом 31 Мая 1826 года назначен настоятелем Архимандрит Афанасий (1826-1827 г.) из малороссийских казаков, в учебных заведениях не обучался. В 1798 г. поступил послушником в Софрониеву пустынь и пострижен в монашество. В 1807 г. вытребован в Александре-Невскую Лавру; в 1813 г. произведен в Иеромонахи и откомандирован на бывшую в то время в Прусских портах флотилию для исправления священнослужения. В следующем году во время действия той флотилии против неприятельских французских батарей у Данцига и Кенигсберга отправлял Христианские требы при военном госпитале. В 1816 г. по просьбе перемещен в Полтавский Архиерейский дом, где исправлял различные должности: Эконома домоправления, Благочинного и Эконома Семинарий и по преобразовании семинарской Бурсы, члена и казначея попечительства о бедных духовного звания.
В 1824 г. переведен строителем в Астраханский Покрово-Болдинский монастырь. В 1826 году определен в число братства при Псковском Архиерейском доме; но в том же году указом Святейшего Синода произведен в Архимандрита Мирожского монастыря н сделан членом Консистории и Благочинным над монас¬тырями. В1827 г. переведен настоятелем в Никандровскую Благовещенскую пустынь для исправления братин.
Афанасий же, (1827-1828 г.) инспектор семинарии, дьяческий сын Костромской Епархии, по окончании курса философских наук в 1821 году поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию и по окончании там курса в 1825 году комиссею духовных училищ определен Бакалавром Богословия в Петербургской Академии, в том же году утвержден в степени кандидата, а через два года после нового испытания - в степени Магистра. В 1825 году произведен в Иеромонахи и в 1826 году определен Инспектором Псковской Духовной Семинарии, а в следующем году посвящен в Архимандрита Мирожского монастыря. Два раза исправлял должность Ректора Семинарии. В 1828 году переведен Ректором в Харьковский коллегиум; но настоятельство Мирожским монастырем оставлено за ним до назначения его в 1830 году Ректором Черниговской Семинарии и Настоятелем первоклассного Елецкого монастыря. Во время его отсутствия управ¬ляли монастырем Иеромонахи: Виталий, а потом Афанасий. Архимандрит Афанасий впоследствии был Архиепископом Казанским, ныне на покое. Указом Святейшего Синода от 26 Ноября 1830 года назначен Настоятелем Архимандрит Спирндон (1830 1833 г.). Инспектор Семинарии, член Консистории и Благочин¬ный над монастырями, священнический сын, обучался в Нижегородской семинарии, а с 1824 г. (в формулярном списке значится 1814 г. Должно быть, ошибка) в Московской Академии. По окончании курса в ней, в 1828 году, произведен в Иеромонаха и в следующем году определен Ректором Псковских училищ, а в 1830 г. произведен в Архимандрита Мирожского монастыря. В том же году поручено ему исправление должности Ректора. Во время его управления в Мирожском монастыре был устроен карантин в предупреждение распространившейся в то время холеры. В июле месяце 1831 года карантин был закрыт, и вещи обратно были приняты от Комиссара Псковского Карантина Лапинского. В 1833 г., по указу святейшего синода, Архимандрит Спиридон назначен Ректором Саратовской Духовной Семинарии.
По отбытии его управляли монастырем Иеромонахи: Владимир и Иннокентий. В1834 г. переведен по просьбе из Никандров-ской пустыни прежде бывший Архимандрит Афанасии, страдавший там от сырого климата и болотистой местности. Но в следующем году Архиепископ Мефодий, потеряв зрение, просил у Св. Синода увольнения от управления делами Епархии с назначением ему места пребывания в Кнево-Печерской Лавре; но как настигшая слепота препятствовала этому, то он просил предоставить ему в управление Мирожский монастырь с разрешением, чтобы настоятель сего монастыря сил ему подчинен по примеру наместников. Что и было ему дозволено на условии, чтобы Архимандрит монастыря был к нему в таком отношении, в каком находился доселе у Епархиального Архиерея, и чтобы, впрочем. Архиепископ Мефодий, имея в заведывании монастырь и пользуясь по избранию своему кельями, отоплением, освещением, прислугой, экипажем и распоряжаясь употреблением сумм на потребности монастыря, как хозяин, сверх получаемого им пенсиона, не участвовал уже лично в штатной и не окладной монастырской сумме и других доходах. Такое управление монастырем продолжалось до 1838 года, когда преосвященным Мефодием была подана просьба о переводе его в Лубенский монастырь. Туда же указом синода переведен в то время и Архимандрит Афанасий. Управление монастыря на время поручено было Иеромонаху Иннокентию.