Ансамбль Кремля

Ансамбль Кремля
Дата постройки: VIII - XVII вв.
Адрес: Псков г./Кремль ул
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Зона отдыха
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Узкий скалистый мыс при впадении реки Псковы в реку Великую, где расположен Кремль, считается местом рождения г.Пскова, развившегося на основе более древнего славянского поселения. ( Ю.П.Спегальский полагает, что на Городце, где ныне стоит церковь Михаила Архангела, было древнее поселение одновременное, или даже более раннее, чем Кромское). В летописи XII в. сказано: "...а о Плескове граде от летописания не обретается вспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми; только уведохом, яко был уже в то время, как наехали Князи Рюрик с братьею, из Варяг в Словене княжити." Данные археологических раскопов в северном углу современного Кремля говорят о наличии там в VIII в. дерево-земляных укреплений по западной границе мыса, и о каменной стене, датируемой Х-ХIII вв. (Предположение о наличии каменной стены подтверждается летописным упоминанием под 1065 г. о безуспешноq осаде Крома полоцким князем, не сумевшем разрушить стену камнеметными орудиями - "пороками"). Во второй половине ХII в. в Кремле был построен каменный Троицкий собор взамен деревянного Х в. По логике и мнению исследователей (Ю.П.Спегальский, С.А.Тараканова и др.) с южной стороны Кремля не позднее ХII в. существовала стена, защищавшая Кром с "напольной" стороны, но в летописях до начала ХIV в. данных о строительстве кремлевских стен не имеется. Впервые под 1337 г. в летописи упоминается о строительстве кремлевской стены, персей: "Шелога посадник с мужи псковичи учиниша перси у детинца.", а под 1393 г.: -"…заложиша псковичи перси у крома стену каменную." На западной оконечности персей в это же время была построена Смердья башня. С юга у основания стены пролегал овраг, который был расширен и углублен, образовав канал от р.Псковы дор.Великой, названный "греблей". "Напольная" сторона персей" во время паводков неоднократно подмывалась полой водой и осыпалась, её приходилось часто восстанавливать. В летописи неоднократно упоминается: под 1424 г.: "начаша делати перси у крому"; под 1424 г.: - "Того же лета кончана бысть стена камена, перси кромскыа, а делаша полчетверть года 200 мужь, а найма взяша 1000 и 200 рублей; и потом поставиша на персях колокольницю, и колокола повесиша, и том года стоявше, распадашася перси". И, наконец, под 1463 г.: - "Того же лета перси совершиша у крму месяца августа в 30...; и колокольницу на стене на персех поставиша ко святой Тгоици". В 1399-1400 гг» на северной оконечности мыса был построен "костер" - башня "в куту Крома" (в углу Крома-Кремля), одновременно построили второй костер - Снетную башню над р. Псковой "напротив Лубянского всходу": - "В лето 6908... приехал владыка Иван во Псков и повеле Захарье посаднику наняти наймитов ставити костер над Псковою,...а псковичи того же лета поставиша дроугий костер в коуту Крома на стрелици." Обследование западной и восточной стен кремля в натуре показало, что строились они одновременно с возводимыми башнями в XIV-XV вв. и впоследствии стены только достраивались и усиливались вплоть до ХVII в. В 1416-1419 гг. на восточной стене Кремля была выстроена Средняя башня. Таким образом, в ХV в. Кремль был окружен кольцом каменных крепостных стен с башнями. Кроме уже описанных Смердьей, Кутекромы, Снетовой и Середней башен, в описях 1644, 1655, 1699 гг. говорится о Троицкой (Часовой) башне: - "... и над теми Троицкими вороты сделана наугольная круглая башня.., да на той же башне сдела ны городовые часы". Но через 25-26 лет в описях упоминается только 4 башни в Кремле: - "Город Кром камен, а на городе четыре башни каменные да трои ворота каменные, Троицкими ходят в Домантову стену, а другие Троицкие да Смердьи ворота заперты, другие Троицкие ж меньшие ворота заперты, что на Пскову реку. Кругом по городк Крому по стене и з башнями 442 сажени с локтем а внутри города от колокольницы, что на городе до другой городовой стены вдоль 170 сажен, поперег 49 сажен". Троицкий собор XII в. рухнул в 1363 г. Посадники Ананий и Павел на его месте выстроили новый собор в 1367 г., сильно пострадавший от взрыва в Пороховых погребах в 1609 г. Однако, после "исправления", он еще простоял до 1682 г., когда митрополит Маркел начал сооружение Троицкого собора из тесаной плиты, который также вскоре обрушился, и лишь в 1699 г. постройка Троицкого собора была благополучно завершена. Постоянная забота псковичей об усилении Крома была не случайной: военная опасность, грозившая не только Пскову, но и всей Русской земле с запада, держала город в состоянии боевой готовности. С глубокой древности Псков - самый сильный северо-западный форпост Руси, успешно сдерживал натиск иноземных захватчиков. В 1240 г. псковичи, укрывшись за стенами Кремля, самоотверженно оборонялись против немецких рыцарей, но немцы обманом овладели крепостью и были выбиты лишь в марте 1242 г. Успешно сражались псковичи за свой город при князе Довмонте (Тимофее). Все псковские летописные своды начинаются с повести о Довмонте - сами псковичи с именем князя-воина связывали начало независимости своей земли. Последним сражением под предводительством Довмонта был бой с отрядом немецких рыцарей - у стен Кремля в 1209 г., окончившийся разгромом захватчиков. Положение Пскова в составе Новгородской республики заметно отличалось от положения других пригородов Новгорода. Фактически еще в XII в. Псков действовал самостоятельно в решении внутренних и внешних вопросов. Отдавая должное силе Пскова, Новгород признавал За "младшим братом" право на самостоятельность. Общественным и политическим центром Пскова в древности был Кремль: там на вечевой площади собирался главный орган управления - вече. До ХII в. на территории Кремля были еще жилые здания. С ростом городского посада в ХIII-XIV вв. из Кремля исчезают жилые здания и он становится только административным и общественным центром. Вход в Кремль вел через Малые Троицкие ворота и узкий коридор "захабня" между двумя стенами на вечевую площадь. Южнее собора стоял вечевой помост, у северо-западного участка Персей близ Смердьих ворот была выстроена Благовещенская церковь и позднее митрополичий двор. Троицкий собор и "сени" место "сидения" бояр, где хранился архив, казна и печати, и собирались "господы", были обнесены забором. На Персях стояла "колокольница" - звонница, напоминающая Пароменскую. Большой колокол Звонницы служил для сбора веча, а малый, установленный на "сенях'', приглашал бояр на совет. Хозяйственные постройки - клети с продовольствием, боезапасом, товарами, располагались за Троицким собором. Во время осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 г. в Кроме было 1000 клетей с хлебом и боезапас. Таким образом, в Кремле было сосредоточено и светское и духовное управление. На вече решались гражданские и военные дела, утверждались законы, торговые договоры, приглашались князья. Князь был военачальником и ведал судом, власть его была ограничена. В Троицком соборе происходило освещение оружия, в ниж нем этаже хоронили псковских князей. Здесь погребены Всеволод-Гавриил, Довмонт-Тимофей, Юрий, Даниил Ростовский, Ярослав Стрига-Оболенский и др. Несмотря на демократическую форму правления, в Пскове практически власть принадлежала узкому кругу боярских семей (господ), умело руководивших мало организованным вече. Однако, история знает случаи, когда вече "спихнуло со степени" князя Владимира, назначенного Москвой "не по псковской старине, псковичи не зван, а на народ не благ" (1462 г.). В 1483 г. псковичи "всем Псковом на вече" убили посадника Гаврилу и составили "мертвую грамоту" (смертный приговор) трем другим посадникам, бежавшим под защиту московского царя, за то что посадники и князь Ярослав вынули из "ларя смердью грамоту" и заменили её другой, закрепляющей смердов в полную зависимость от бояр. Болотовский договор 1348 г. узаконил самостоятельность Псковской республики. Отмена вечевой республики и присоединение Пскова к Московскому государству произошло в 1510 г. Вечевой колокол был снят и отправлен в Москву. Значение Псковского кремля, как военной крепости в ХV-ХVI вв. оставалось весьма значительным. Несмотря на то, что к этому времени Псков был окружен кольцом крепостных стен Окольного города, были отстроены стены Среднего города и могучие дозорные боевые башни. Псковичи успешно отражали многочисленные нападения рыцарей Ливонского ордена, войска польского короля Стефана Батория, отряды шведов, литовцев, немцев. Стены Крома росли в высоту, утолщались. В 1537 г. в устье р. Псковы соорудили деревянные Нижние решетки, закрывшие русло реки. В 1631 г. стены решеток выложены из камня. В 1615 г. несмотря на значительное превосходство вооружения и численности войска, армия Густава-Адольфа не смогла взять Псковскую крепость, и после 2-х безуспешных штурмов, осада города была снята. Артиллерия Густава- Адольфа нанесла большой урон крепостным сооружениям: в Кремле отнее пострадали башня Кутекрома и Смердья. К концу XVII в. разрушилась Снетная башня. Середняя башня (1419 г.) представляла собой руины. На месте Снетной башни (на её основании) в конце ХVII - начале XVIIIвв. выстроили соборную колокольню с шатровым покрытием. В 1701 г., готовясь к войне со шведами, Петр I приказал укрепить и модернизировать Псковскую крепость. В Кремле были возведены земляные валы в форме подковы, в вершине которой была башня Кутекрома. Верхние ярусы башни обрушили до уровня бастиона. Большие участки восточной и западной стен засыпали землей до уровня ходовых площадок. Деревянные покрытия во избежание пожара убрали; на земляных бастионах установили пушки. В Пскове размещалась штаб-квартира русской армии, содержался гарнизон, сюда привозили раненых. Но непосредственных военных действий во время Северной войны не было. После Ништадтского мира западные границы России отдвинулись от Пскова. Крепостные сооружения Кремля и всего города устарели, и не поддерживаемые более стали интенсивно разрушаться. В 1787 г. Псков был исключен из числа действующих крепостей. Засыпанные землей участки восточной и западной стены Кремля от башни Кутекрома постепенно разрушались. В 1701 г. были засыпаны остатки Митрополичьего двора, а в 1835 г. разобрана ветхая Благовещенская церковь, и вместо неё выстроен собор, простоявший до 1930 г. В 80-х годах XVIII в. была разобрана Рыбницкая башня, в 1787 г. сгорел верх соборной колокольни, разрушилась Часовая башня, стоявшая над Троицкими воротами. В 1824 г. упала часть западной стены от крыльца собора до Смердьей башни, в 1928 г. обрушился центральный участок западной стены. Восточная стена дважды отстроенная после взрывов в Пороховых погребах ( в 1582 и 1609 гг.), также осыпалась а на участке у Тёмных ворот (Троицких) сравнялась с проезжей частью. Каменная постройка за Середней башней потеряла завершение, сохранился лишь нижний ярус. К Троицкому собору в конце ХVIII в. были пристроены контрфорсы; нижние галереи собора заложили, т.к. на основном объеме появились трещины, вызванные, вероятно, неравномерной осадкой. В ХIХ в. перестроили крыльцо собора, заменив крутую лестницу пологой, и крыльцо удлинилось до стены. Обработка фасадов собора переделана по рисункам архитектора Ф.П.Нестурха. Соборная колокольня в XIX в. получила новое завершение и в 1950-х годах к ней пристроили деревянное крыльцо. В XIX в. за Троицким собором было построено 4 жилых дома на старых фундаментах: 3 одноэтажных и 1 двухэтажное. Одноэтажные дома и все хозяйственные постройки разобрали в 1971 г. В XIX в. Темные ворота получили новые формы и архитектурную обработку: свод, наличники и киот. Над ними надстроили одноэтажное здание. В 1840 г. архитектором К.А.Тоном был составлен проект реставрации кремлевской крепости в формах не имеющих ничего общего с псковской крепостной архитектурой, который не был воплощен в жизнь. В 1862-1866 гг. губернским архитектором Ранвид по собственному проекту произведена "реставрация" персей и Смердьей башни, вследствие которой были утрачены древние конструкции стены, изменен её наклон и форма зубцов; круглая Смердья башня была разобрана и на её основании выстроена 8-ми угольная, напоминающая башни прибалтийских крепостей, получившая название Довмонтовой. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 1108 от 22-го августа 1952 г. "0 восстановлении и благоустройстве древних русских кремлей Новгорода и Пскова" Центральные научно-реставрационные мастерские (ЦНРМ) Академии Архитектуры СССР, приступили в 1953 г. к составлению проекта реставрации Псковского кремля. В 1954 г. проект был согласован в установленном порядке и утвержден Коллегией Управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР и исполкомом Псковского областного Совета депутатов трудящихся. Проектом предусматривалось восстановление крепостных сооружений Кремля на полный профиль, благоустройство территории и музеефикация памятника. Автор проекта - архитектор ЦНРМ - А.И.Хамцов. В 1953 г.-1954 гг. начались работы по выведению из аварийного состояния и реставрации участков западной и южной стен-персей. В 1955-1959 гг. восстановлена Низкая стенка до башни Кутекрома, затем прясло западной стены до Довмонтовой башни; к 1961 г. была закончена реставрация башни Кутекрома. Затем последовало восстановление восточной стены Кремля, от башни Кутекрома до колокольни Троицкого собора. В 1966-1968 гг. были обследованы сохранившиеся каменные помещения (т.н. Пороховых погребов) и основание Середней башни. Реставрация Средней башни закончена в 1972 г.; Пороховые погреба находятся в стадии восстановления. Автор проекта реставрации Средней башни и "Пороховых погребов" - Воробьев А.Б. ( гл.архитектор проекта Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината - ВПНРК). Стены и башни восстанавливались на полный профиль с устройством ходовых площадок и покрытием стен; башни восстановлены с шатрами, на завершениях поставлены металлические прапоры. Документация хранится в архивах ВПНРК и ПСНРПМ. В 1973 г. проведены исследования остатков прясла восточной стены от Тёмных (Троицких) ворот до колокольни, основания башни у Троицких ворот, реставрация которых началась в 1973 г.
Архитектурные особенности:Кремль расположен в центре современного города на узком высоком скалистом мысу при впадении р.Псковы в р.Великую и занимает площадь размером 3 га формой, напоминающую сильно вытянутый треугольник в направлении север-юг. Территория Кремля обнесена каменными крепостными стенами с ходовыми площадками перекрытыми деревянной кровлей высотою 6-8 м и толщиною от 2.5 м до 6.О м (перси).На северной оконечности Кремля стоит 5-ти ярусная башня Кутекрома высотою 30 м., её средний диаметр - 10.5 м. Завершается башня деревянным шатром со сторожевой вышкой, на коньке которой установлен металлический прапор. Протяженность восточной стены Кремля 435 м; западной - 345м. В центре западной стены на наружном фасаде сохранился орнамент (треугольные впадинки - "бегунец"). Восточная стена огибает Кремль по параболической кривой со стороны р.Псковы, следуя рельефу кромской возвышенности. На расстоянии 268 м от башни Кутекрома стена делает выступ внутрь на 5 м. В этом месте стоит 5-ти ярусная Средняя башня высотой З5 м., средний диаметр - 11 м. Башня завершается шатром со сторожевой вышкой, на которой укреплен металлический прапор со стилизованным изображением креста - для прапора использован орнамент с крестом, находящийся на стене Старо-Изборской крепости. В 25 м севернее Средней башни находятся "Пороховые погреба". В настоящее время - это 2-х ярусное здание из известняковой плиты; нижний, древний, этаж со сводчатыми перекрытиями, трехчастный в плане. Верхний этаж с плоскими перекрытиями. Оконные проемы на уровне 2-го этажа - прямоугольные отверстия размером 50х50 см. Размер здания в плане - ЗО х 15 м. За Средней башней восстановлено прясло крепостной стены протяженностью 92 м до колокольни. Колокольня Троицкого собора стоит на основании древней башни и представляет собой 2-х этажный четырехугольный объем с плоскими перекрытиями. Колокольню венчает 4-хгранный ярус, где подвешены колокола, завершающийся кровлей с фронтонами и шпилем с крестом. В 1-м этаже окна прямоугольные без украшений. В 1-м и 2-м ярусах звонов - арочные проемы. Основной объем завершается карнизом с горизонтальными тягами. Прясло стены за колокольней к югу разрушено до дневной поверхности и в настоящее время находится в стадии исследования. Южная стена Кремля - Перси со стороны Кремля имеет высоту 6 м, со стороны Довмонтова города - около 15 м. вследствие резкого перепада рельефа. На Персях также устроена ходовая площадка и покрытие. Протяженность Персей - 88 м. На западной оконечности Персей стоит 8-ми угольная Довмонтова башня, восстановленная без соблюдения древних форм. Башня 3-х ярусная, перекрыта 8-ми скатной кровлей. С восточной стороны к Персям примыкают "Тёмные ворота", над которыми в XIX в. построено одноэтажное здание. В 100 м к северу от Персей стоит Троицкий кафедральный собор 1699 г. Это-2-х этажный, 4-хстолпный трехапсидный пятиглавый храм, перекрытый 4-х скатной кровлей. Три световые главы расположены ближе к западной части. С севера и юга в основном объеме - придельные одноапсидные церкви (Александра Невского и Ольги Российской), переходящие в гульбище, опоясывающее основной храм с 3-х сторон. С запада - пологая крытая лестница, ведущая на паперть. Четверик перекрыт цилиндрическими и сомкнутыми сводами; барабаны - на подпружных арках. На наружных стенах четверика - декоративный керамический фриз с многоцветными поливными изразцами ХVIII в. С юга к наружным стенам поставлены 3 контрфорса, с севера и востока - по 2 контрфорса. В интерьере 7-ми ярусный деревянный резной позолоченый иконостас ХVIII в. и 10 древних икон ХV-ХVII вв. Основные размеры храма в плане 37 х 43.5 м. Высота до яблочка центральной главы 60м. В 44-х м севернее Троицкого собора имеется 2-х этажный деревянный дом на каменном подвале (Дом причта). Мощеная булыжная мостовая ведет от Тёмных ворот к площади перед собором. За собором до башни Кутекрома - зеленая, заросшая травой, площадь. У восточной стены - остатки земляного вала - Петровских бастионов. В стене у башни Кутекрома открытый проем для выхода из Кремля на смотровую площадку; второй воротной проем в восточной стене в 88 м от первого. Все крепостные сооружения, собор и колокольня возведены из местной известняковой плиты; собор и колокольня обмазаны и побелены.



Состояние объекта: среднее
Персоны: Захарийприказал построить две башни в 1399 - 1400 гг.
Доступность: доступен для осмотра

Библиография: Архитектура СССР. Журнал., 1957, N 1.Вестник Академии Наук СССР. М., Изд-во АН СССР, 1947., N 6.Гедимин В. Прошлое Пскова и его исторических памятников. Псков., 1903.Грабарь И. История русского искусства. 1910., т.I.Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.Захаренко А.Г. Создание оборонительных сооружений вокруг каменных стен Новгорода, Пскова и Печерского монастырей в начале XVIII в. //Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959., вып. 9.Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях ИИМК. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950, вып.33,35.Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях ИИМК. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1947, вып.21, 17.Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях ИИМК. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1956, вып.62, т.13.Куликова И.А. Псковский Кремль. Л., Лениздат, 1972Лабутина И.К. историческая топография Пскова XIV-XV вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., АН СССР, 1971.Научный отчет о проведенных научно-исследовательских, и ремонтно-восстановительных работах (с 1953-1964 гг.) Псковский Кремль. Автор Хамцов А.И.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.Прозоровский Д. Новгород и Псков по летописям с дополнением по другим источникам. С.-Пб., 1887.Псковские летописи. М.,1955, вып.2.Псковский музей.Древлехранилище., Ф.Годовикова. Чертежи стен и башен Кремля, выполненные инженером-полковником Годовиковым в 1866 г.Соболев П.Г. Спутник по Пскову и его окрестностям. С.-Пб., 1914.Спегальский Ю.П. Псков. Архитектурные памятники. Л., Ленииздат, 1972.ЦГАДА, Чертеж укреплений Пскова 1694 г. (N 4)ЦГИА, План Кремля 1740 г.

Ансамбль Кремля

Ансамбль Снетогорского монастыря

Ансамбль Снетогорского монастыря
Дата постройки: Около 1299 г. - 1804 г. XVII 1805 г. - ок. 1930 гг., 1994 г.
Адрес: Псков г./Снятная Гора ул, 1
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Снетогорский женский монастырь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Первое упоминание о монастыре относится к 1299 году, когда обитель была разорена лифляндцами и при этом был убит ее первый игумен Иосааф вместе с 16 иноками. В монастыре была распространена система денежного вкладничества. Эта система искажала суть иночества и уподобляла монастырь городской общине. Благодаря этой системе обитель считалась первою из четырех больших псковских монастырей: Мирожского, Великопустынного и Елизарова. Главным промыслом монастыря была рыбная ловля. Уже в ХIVв. монастырь имел свое подворье в Пскове и проезжий двор в Гдове. Монастырь владел значительными земельными угодьями. Каменное строительство ведется в монастыре с начала ХIVв. В 1310г. -"... заложена бысть церковь святыя Богородицы Снятные горы, камена при игумене Иове; и свершена быть в лето в 6819(1311)"./ В 1313г. церковь во имя Рождества Богородицы была расписана фресками, о чем свидетельствует памятка на полях псковского паримейника: -"А на Горе церковь печати писати..." В 1493 году во время пожара в монастыре пострадал храм Рождества Богородицы. В конце ХVIв. роспись забелили, т.к. она была испорчена во время осады Пскова войсками Стефана Батория. В 1909 году роспись случайно обнаружена под осыпавшейся побелкой. Вторым значительным сооружением в ансамбле Снетогорского монастыря была церковь Николы Чудотворца. Упоминание об этом есть в первой Псковской летописи: "... Того же лета (7027) свершена бысть церковь каменная святый Николы, на Снетнои горы с трапезною, теплая церковь на погребах". Впоследствии церковь была объединена с домом архиерея. В ХVI в. в монастыре была построена Вознесенская церковь "под колоколы". Ее изображение есть на клейме иконы с житием Саввы Крыпецкого. Церковь имела форму правильного восьмиугольника и делилась на 3 этажа. Увенчана она была шатровой колокольницей с колоколами и "боичными" часами. В ХVIIв. построены Святые ворота монастыря. О дате их сооружения письменных источников не найдено, но архитектурные формы ворот позволяют отнести их к этому времени. Первые кельи монастыря были деревянными. В течение ХVI-ХIXвв. монастырь богатеет и расстраивается. Появляется трапезная, каменные кельи, архиерейские покои, всевозможные хозяйственные постройки: конюшенный двор, амбары. Со Снетогорским монастырем связаны различные исторические события. Он является 1-м оборонительным рубежом на подходах к Пскову с севера. Не имея крепостных сооружений, монастырь не мог надолго задержать врагов. В конце ХVIв. войска Стефана Батория заняли и разграбили монастырь. В 1615 г. Снетогорский монастырь был занят войсками шведского короля Густава Адольфа. В 1805 г. монастырь упразднен и превращен в загородный архиерейский дом. На протяжение ХIX-XX вв. на территории монастыря появился ряд построек, не представляющих архитектурной ценности. Территория монастыря получила невысокую каменную ограду с маленькими угловыми башнями. В 1933 году была разобрана колокольня. От нее сохранились частично лишь 2 этажа. В 1941 году немецко-фашистские захватчики устроили на территории дом отдыха офицеров. В Рождественском соборе была конюшня. С 1947 года в бывшем монастыре находится детский соматический санаторий. В течении XVI-XVIII вв. собор Рождества Богородицы, который первоначально имел четверик с притвором, перестраивается. К западу объем храма увеличивается за счет трапезной, которую соединили с собором, пробив его западную стену. С севера и юга пристраиваются два теплых придела ( Иоанна Предтечи и Иоанна Крестителя). Вероятно вместе с пристройкой указанных объемов было перестроено на четырехскатное первоначальное закомарное покрытие храма. В пользу существования изначального притвора говорит следующая запись: ... В лето 6925 (1417) того же лета крестивися князь Григории на Снятной Горе постригся, и положен бысть в притворе на лесной стороне... (Пск.лет. П. М.,1955.) и целый ряд особенностей архитектурной композиции собора. Перестройка покрытия повлекла за собой надстройку барабана (т.к. при новой кровле он стал казаться коротким) и изменение формы главы. В конце ХVIIв. было пристроено украшенное изразцами крыльцо, которое впоследствии оказалось встроенным в пристройки ХVIIIв. Оконные проемы четверика все расширены, за исключением щелевидных окон барабана. Письменных источников о перестройках храма не сохранилось, они сгорели во время пожара 1710г., поэтому датировка всех перестроек собора требует уточнения. Никольская трапезная церковь очень сильно пострадала от переделок. Даты переделок также пока не известны, можно лишь предполагать, что памятник потерял свой первоначальный облик в 1805 г. при пристройке к нему архиерейского дома. О перестройках Вознесенской церкви - колокольни в связи с ее утратой мы можем судить лишь по известным нам архивным источникам. Первый раз колокольня была перестроена в ХVIII столетии. В описи 1802 года она описана как двухэтажный объем на погребах увенчанный главой с деревянным лемехом. Кровля колокольни тесовая. На ней 13 колоколов. В ноябре 1904 года все деревянные части колокольни сгорели и по проекту епархиального архитектора Назимова в 1907 г. ее вновь увенчали шпилем. В 1932-1935 гг. колокольня была разобрана. Уцелели лишь два нижних яруса ХVI в. Святые ворота были искажены переделками и частично разрушены в ХVIII-ХХ вв. Проезжая часть и палатка были приспособлены под хозяйственные и жилые помещения.
Архитектурные особенности:Ансамбль Снетогорского монастыря расположен на высоком обрыве правого берега излучены реки Великой. Территория монастыря делится практически на две части - нижний парк и верхнюю террасу, на которой и расположены все сооружения ансамбля. Святые ворота расположены в северо-западной части верхней террасы; собор Рождества Богородицы юго-восточнее ворот в 25 метрах от них. Южнее собора Никольский храм, севернее руины Вознесенской церкви. Верхняя терраса по периметру обстроена более поздними зданиями. Вся территория монастыря обнесена каменной оградой длиной 420 м. Собор Рождества представляет собой сложную композицию из четверика и 2-х приделов, притворов, трапезной и крыльца. Схема четверика храма полностью повторила в ХIV в. композицию перестроенного к тому времени Преображенского собора Мирожского монастыря. Собор Рождества Богородицы крестовокупольный трехабсидный храм. Его основной объем образуется взаимно пересекающимися нефом и трансцептом. Центральная апсида - в высоту нефа, две боковые понижены и примыкают к трансцепту. Диаконник и жертвенник отделены от поперечного нефа глухими стенами и образуют замкнутые помещения, соединяющиеся с центральной апсидой и четвериком узкими сквозными арками. В юго-западном и северо-западных углах храма помещения в два света с палатками на 2-м этаже, имеющими выход на хоры (дошедшие до нас каменные хоры построены не ранее ХV века). Вход на хоры из притвора по внутренней лестнице. Перекрыты концы креста полуцилиндрическими сводами. Барабан покоится на пониженных подпружных арках. Почти все оконные проемы четверика растесаны. Хорошо сохранились лишь щелевидные окна барабана. Покрытие четверика четырехскатное, скрывающее следы первоначального позакомарного покрытия. Барабан надложен, глава в форме луковицы. Фасады храма представляют собой свободные от декора плоскости, сохранившие частично свои первоначальные формы, в частности, декоративные арки в восточной части северного и южного фасада. Барабан украшен 5-ю рядами орнамента, нижние треугольные арочки относятся к ХIV в., геометрический орнамент остальных рядов - к ХVI в. (бегунец, поребрик, бегунец, аркатурный пояс). Притворы и трапезная храма перекрыты системой полуцилиндрических сводов (с распалубками в притворе). Приделы перекрыты крестовыми сводами. В обоих приделах видны следы от заложенных кирпичей световых барабанов. Крыльцо ХVII в. почти полностью утратило украшавшие его прежде муравленые печные изразцы. Декор поздних пристроек храма сохранил формы ХVIIIв. с характерными для того времени мелкими членениями стен и наличниками окон. Материал стен - известняковая плита, кровля металлическая. Размер памятника 32х24 м. Роспись собора Древние росписи сохранились почти на всех стенах. Они выполнены в технике фрески. Первоначальный вид фресок нарушен. Колорит росписи весьма далек от первоначального. На поблекшем лазурном фоне преобладает кирпично-красный цвет типа сиены жженой, на одеждах грязно-белый оттенок с пробелами. В сюжетном отношении росписи центральной апсиды, парусов, подпружных арок каноничны. В северном и южном рукавах помещаются праздничные сюжеты и композиции Богородичного цикла. 12 протоевангельских богородичных композиций расположены в три регистра по четыре фрески в каждом. Всю поверхность северной стены занимает "Успение" в апокрифических изводах. На южной стене композиции, помещенные в люнете свода и на верхних участках стены, отделены друг от друга разгранкой. Нижняя часть южной стены и примыкающая к ней западная стена содержат ряд эпизодов из цикла Рождества Христова. Отдельные эпизоды не имеют самостоятельного обрамления. На восточной стене фрески располагаются в три регистра. В нижнем представлены стоящие в рост святители, во втором и третьем, отделенные друг от друга разгранкой многофигурные композиции: четыре композиции в северном и четыре в южном рукавах. Самой примечательной росписью храма является композиция "Страшного суда". Она дает не только самую подробную для ХII-ХIV вв. картину страшного суда, но и содержит в себе ряд деталей, не встречающихся более ни в каком другом памятнике. Изображение князей Бориса и Глеба, расположенное в диаконнике относится скорее к концу ХV - началу ХVI в. В целом иконография снетогорской росписи обнаруживает ряд существенно новых тенденций. Это использование апокрифических источников и применения в росписи специфических русских иконографических сюжетов ("Покров", "О тебе радуется"). Никольская трапезная церковь Очень сильно перестроена и надстроена. Основной объем храма читается только с восточной и северной стороны. Внутри интерьер собора разделен на мелкие объемы служебных помещений детского санатория. Под кровлей храма (четырехскатной) обнаружено основание древнего барабана. Над ним в настоящее время надстроен ложный барабан с луковицей. Надложены и стены четверика. Стены храма сложены из плиты. Вознесенский храм восьмиугольный в плане, сохранился в руинах. Два этажа- подклет и надземный этаж имеют изолированные входы. В надземной части восьмигранное помещение перекрытое коробовым сводом с распалубками. Подклет представляет собой подобный объем. Спуск в подклет по внутри стенной лестнице. Стены выложены из известняковой плиты. Толщина стен 5-5.5м. Размер храма 18 м( по большой диогонали восьмигранника).
Общие сведения:Наиболее значительным памятником в ансамбле Снетогорского монастыря является собор Рождества Богородицы - единственный сохранившийся на Псковщине памятник начала XIV в., несущий в своих архитектурных формах характерные черты более ранних памятников. Снетогорская же роспись является выражением принципов псковской школы, сложившейся к началу XIV века. По мнению исследователей пальма первенства в начале XIV века в искусстве русской фрески принадлежит Пскову.
Предметы особой охраны: Собор Рождества Богородицы с фресковой живописью
Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: среднее
Персоны: Болховитинов Евгенийисследовал
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурно-археологический обмерпроект приспособленияобследование, проект реставрацииобследование, проект реставрации, восстановительные работы
Библиография: Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря. Архивное наследство,№ 10,1953, с 29-30Государственный архив Псковской области, ф 500, д.1,св.1,1803г; ф.59, оп 1,д.5056; св.33.д 321,323; оп.1,е.х.1246,д.16 Дневник Романова К.К. 1928г; ф.74,д.29,св.10,л.164,169 Клировые ведомости за 1790 г.; Клировые ведомости за 1780г, № 4, св.80.Лазарев В.Н. Снетогорские росписи. Сб.Сообщения Института истории искусств АН СССР, в.8,1957ЛОИА, Ф 29,д.172, с 33Мацулевич Л. Фрагменты стенописи в соборе Снетогорского монастыря. Пг.,1914, с 25Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с 285Псковские летописи. М.,1941, т.1,стр 21,81,100; т.II, с 27-37,43,44,224,278Псковский музей.Древлехранилище., Рукопись 295/49 лл 178-181. Боярские и городовые книги г. Пскова, кн 19а, л.10Спегальский Ю.П. Памятники культуры. Л.,1960Филатов В.В., Особенности техники и состояние Снетогорских росписей.( Сообщение Института Истории Искусства Академии Наук СССР, вып.8,1957)ЦГАДА, № 830,л 370-371, Писцовая книга 1585-87гг;Чернышев Н.М. Искусство фрески и древней Руси.М.,1954, с 31-60

Ансамбль Снетогорского монастыря

2 дом Сутоцкого

2 дом Сутоцкого
Дата постройки: кон. XVII в.
Адрес: Псков г./Советская ул, 50-а
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Предварительная датировка - последняя четверть XVII в, История дома практически неизвестна. Заказчик и первые владельцы не выявлены. С фамилией Меншиковых история дома не связана. В 1860 году Екатерина Ивановна Леонова (урожденная Порозова) получила в наследство от отца Ивана Игнатьевича Порозова дом, известный как первые палаты Меншиковых. Настоящий дом в завещании не упомянут. В 1877 году Леоновы владеют уже двумя домами, причем живут именно в этом доме. По-видимому, между 1860-1877 годами он был приобретен у неустановленных пока владельцев. В 1873 г. упоминается К.Г.Евлентьевым как памятник древности: " . . .небольшая полуразрушенная палата с остатками изразцовых печей и с подвалом, вход в который завален". В начале XX века (известно по документам с 1909 года) владелец дома - псковский купец Илья Иванович Сутоцкий, проживавший в верхнем этаже здания. К этому времени дом уже в значительной степени перестроен - нижний этаж его плитяной, а верхний - кирпичный, кровля - из толя. Длина дома 12 саженей, ширина 6, высота 4 сажени. В доме 33 двери, 42 окна, 2 пристройки для парадных крылец, 1 каменная и 1 деревянная лестница. После 1917 г. дом оставался жилым. В 90-е годы освобожден для исследования и реставрации.
Архитектурные особенности:Расположен в пределах Окольного города. Является частью комплекса памятников гражданского зодчества XVII века на Романовой горке. Здание каменное двухэтажное с подвалом и двухскатной крышей. В плане прямоугольное. Западным фасадом обращено к стоящим рядом первым палатам Меншиковых. Северный и западный фасады имеют древние каменные крыльца, с поздними легкими надстройками. На восточном фасаде раскрыт дверной проем сеней в кладке XVII в., позже превращенный в окно. Арка дверного проема переложена, северный простенок выложен из кирпича. В первоначальных формах XVIII века сохранились только два окна палатки крыльца западного фасада. Они имеют коробовые перемычки, четверти для ставень и кованые решетки. Все фасады в уровне второго этажа имеют отделку в стиле классицизма с профилированной междуэтажной тягой (профиль утрачен), на западном, южном и северном фасадах сандриками над окнами, венчающим профилированным карнизом. Несколько окон западного фасада имеют арочное обрамление, частично закрытое надстройкой над крыльцом; крайнее левое окно южного фасада выделено нишками с креповками карниза и арочкой сверху. Торцовые фасады завершены треугольными фронтонами с небольшими прямоугольными окнами. Подвал расположен под частью дома с восточной стороны. Вход в него по внутристенной лестнице, устроенной в средней продольной стене. Состоит из двух помещений, объединенных большим арочным проемом. Первое помещение, расположенное под восточной палатой, побольше, оно перекрыто коробовым сводом с распалубками. Его шелыга ориентирована в направлении север-юг. Второе помещение поменьше, расположено под восточной частью сеней. Перекрыто коробовым сводом с направлением шелыги восток-запад. Первый этаж сохранил древнюю планировку, по мнению Спегальского, примечательную тем, что в ней два разных планировочных приема сведены в общую композицию. Большая часть (южная) имеет трехчастный план: с каждой стороны "сеней" - по два помещения; меньшая часть (северная) состоит из двух помещений. Каждая из этих двух самостоятельных частей дома имеет свое "красное" крыльцо. В средней стене продольного направления сохранились две внутристенные лестницы: одна, имеющая вход из "сеней", вела во 2-й этаж (ныне заложена); другая идущая из подвала, выходит в проем между помещениями. Перекрытия плоские по деревянным балкам. В северо-восточном от "сеней" помещении имеется основание большой печи, выложенное на своде подвала. В северо-восточном и юго-восточном помещениях в восточной стене сохранились откосы первоначальных (возможно XVII века) оконных проемов с большими "рассветами", которые частично заложены кирпичом в XIX веке. В юго-восточном помещении в южной стене сохранился закладной шкафчик, из досок, в которых видны штрабы для полок. Этот шкафчик находится в руинированной зоне и частично пострадал при обрушении стены. В западной стене в интерьере северо-западного и юго-западного помещений в простенках между окнами сохранились фрагменты оконных проемов (заложенных) с арочными каменными перемычками. В западных помещениях по сторонам сеней сохранились деревянные закладные колоды дверных проемов с горизонтальными элементами (вершник и порог), выступающими на 0.2 м за габарит колоды в обе стороны "уши" для более прочного крепления в кладке. В одном из оконных проемов палатки западного крыльца сохранилась оконная колода с решеткой и петлями для ставень. Эти дверные и оконные колоды были установлены при реконструкции в XVIII веке. Вход на второй этаж по каменным ступеням устроен с западного фасада (над крыльцом XVIII в.) скорее всего в XIX в. Планировка второго этажа частично повторяет композицию первого этажа но часть несущих стен здесь отсутствует. Легкие перегородки разделяют помещения на узкие комнаты. В угловой юго-восточной комнате и в помещении лестницы в юго-западном углу дома сохранились профилированные тяги потолков. Старейшая часть дома сложена из местной плиты на известковом растворе с добавлением цемянки. Перестройки из мелкой плиты и кирпича. Стены изнутри и снаружи имели обмазку. Второй этаж сложен из мелкой плиты и кирпича, оштукатурен. Крыша по деревянным стропилам, крыта жестью. Общие габариты в плане: 26 х 15.6 м.
Общие сведения:Оригинальное планировочное решение палат с разделением на две неравные автономные части, каждая из которых имеет свое каменное "красное" крыльцо, делает этот памятник древнепсковского жилища особенно интересным и ценным для исследования.
Предметы особой охраны: 1 .Объемно- пространственная композиция здания. 2. Архитектурная композиция фасадов: формы крыльца XVII века; габариты, форма и местоположение оконных и дверных проемов. 3. Конструктивные особенности: внутристенные ниши; внутристенные лестницы; своды в помещениях подвального этажа; деревянные колоды дверных проемов первого и подвального этажей. 4.Архитектурный декор фасадов: оконные наличники второго этажа; профилированная междуэтажная тяга; венчающий ступенчатый карниз. 5. Планировочная композиция подвального и первого этажей здания. 6.Фундаменты. Кладка стен.

Состояние объекта: аварийное
Персоны: Леонова Екатерина Ивановна ( урожденная Порозова )владела
Доступность: доступ затруднен
Реставрационные работы: архитектурный обмер планареставрационные работы не проводились
Библиография: Евлентьев Г.К. Указатель памятникам древности. Псков, 1873Рыльский И.В. Гражданское зодчество в Пскове. М., 1915Спегальский Ю.П. Псковские каменные жилые здания XVII в. Л.-М., 1963.

2 дом Сутоцкого

Ансамбль Снетогорского монастыря

Ансамбль Снетогорского монастыря
1309-1990

Ансамбль Снетогорского монастыря расположен на высоком обрыве правого берега излучены реки Великой. Территория монастыря делится практически на две части - нижний парк и верхнюю террасу, на которой и расположены все сооружения ансамбля. Святые ворота расположены в северо-западной части верхней террасы; собор Рождества Богородицы юго-восточнее ворот в 25 метрах от них.
Подробнее
  • 15 062
  • 5

Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь

Пред нами один из самых древних храмов родного города. Более семи веков храм Преображения Мирожского монастыря был безмолвным зрителем всего, что вокруг него совершалось. Он видел Псков, когда еще в нем полагались только зачатки Христианства. Он был свидетелем того, как враги зарождавшейся силы Русского народа то подступали к нему, то отходили посрамленные. Он вместе с ним разделял тяжелые времена общественных бедствий. Его прошедшее тесно связано с прошедшею жизнью города и его народа. Но это прошедшее не есть ли вместе и наше собственное прошедшее? Да, если кто хочет сознательно пользоваться настоящим, тот не может отрешиться от своего прошедшего, пройти мимо него. Мало сего, оно-то доставляет всю прелесть настоящему при одном воспоминании, что пережитое нами не прошло бесследно для нас. Глядя на кривые, неправильные линии древних зданий, на уродливые фигуры некоторых изображений, на отсутствие симметрии в очертаниях фигур и сравнивая все это с настоящим, мы невольно переходим к мысли о тех великих трудах, понесенных нашими предками для того, чтобы прошедшее сделать нашим настоящим; чтобы то, что прежде раздражало только наши чувства, в настоящее время успокаивало их, что прежде наводило страх, то теперь доставляло нам удо¬вольствие. Предметы древности убеждают нас, что только громадные усилия, масса труда, завещанного нам предками, упрочили наше настоящее. Действительно, чем предмет древнее, тем он священнее для нас: он яснее представляет то громадное различие между положением человека прежде и теперь. В предметах древности рассказывается история нас самих, мы живо представляем, чем были бы мы за несколько веков назад.
Эти мысли невольно родятся при одном взгляде на вековой памятник, каким представляется для нас Спасо-Мирожский монастырь.
Подробнее