Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома 1500-1550

Церковь Покрова и рождества Богородицы или как принято ее называть: Покрова от Пролома, Покрова в Углу, расположена в юго-западном углу Окольного города у Покровской башни. Храм состоит из двух бесстолпных церковок, каждая имеет по одной апсиде и притвору. Четверики церковок и притворы имеют общие стены. Своды перекрытий церковок опираются на южную стену Покровской церкви и на северную Рождественской. Средняя стена несет на себе своды перекрытий двух церковок. Между сводами перекрытий перпендикулярные лучковые арочки к средней общей стене. Общая стена говорит о единовременной постройке всего комплекса. В связи с чем напрашивается вывод о сооружении комплекса после 1581г. До этого времени церковь Рождества не упоминается. Фасады четвериков и притворов не имеют декора, лишь главы и апсиды декорированы поясами, состоявшими из поребриков и " бегунцов".
Подробнее

Церковь Покрова Богородицы от Нового Торга 1600-1650

Церковь представляет композиции, вытянутую по оси запад-восток, состоящую из четверика, притвора и колокольни. Четверик кубической формы с четырехскатной кровлей одноглавый /с несветовым барабаном/, перекрыт сомкнутым сводом. Две его апсиды - прямоугольные в плане, по высоте ниже четверика, перекрыты коробовыми сводами, соединяются с четвериком двумя малыми и центральным большим проемами с арочными перемычками. Освещается четверик большими оконными проемами с арочными перемычками. Притвор 3-частный перекрыт в центральной части коробовым сводом, покоящимся на двух перпендикулярных к нему тоже коробовых сводах /без подпружных арок/ боковых частей. К притвору примыкает двухъярусная колокольня, первый ее ярус в плане прямоугольной формы, второй ярус- звона восьмигранный, завершается колокольня деревянной шатровой кровлей, покрытой железом. Западный и восточный фасады церкви без орнаментовки, а северный и южный членятся лопатками на три части, завершающимися сверху двулопастными арочками /частично утраченными/.
Подробнее

Церковь Покрова 1450-1500

Церковь Покрова датируется ХV в. по архитектурным формам и основным конструкциям. Впервые о Покровской церкви Знахлицкого погоста упоминается в псковских писцовых и оброчных книгах 1585-1587 гг. В документе 1725 г. за церковью значится 112 приходских дворов. В синодике церкви нач. ХVIIIв. в поминальной записи указаны среди... создателей храма и давших милостыню в сей храм: "... Егор Семенов сын Еремеева". Первое, известное нам, краткое описание Покровской церкви относится к 1764 г. Она состояла в это время в Псковском уезде Рожницкой засады Знахлицкой губы, в 30 верстах от Пскова. Церковь описывается каменной, однопрестольной с главой, обитой чешуею и с железным крестом. Церковь имела колокольню, на которой висело два медных колокола. Около церкви было кладбище /"буевое место"/ и ограда деревянная. В клировых ведомостях конца ХVIII-ХIХ вв. кратко фиксируется состояние церкви, в метрике церкви 1887 г. дается ее подробное описание.
Подробнее

Церковь Петра и Павла Сереткина монастыря XV

Сереткин мужской монастырь упоминается в документах XVI-XVII вв. Упразднен был в 1764 г., после чего церковь стала приходской. Рядом с церковью были сооружены палаты и хозяйственные помещения. В настоящее время у самого берега р.Великой к юго-западу от храма видны остатки каменных построек. В южной части алтаря погребен Псковский архиепископ Арсений, бывший монахом монастыря в последние годы своей жизни. В клировых ведомостях конца XVIII в. имеется краткое описание петропавловской церкви под 1798 г., в котором упоминается придел Успения Богоматери: "...особливо построенный, каменный, но весьма ветхий...".
Подробнее

Церковь Петра и Павла с Буя 1373 г., 1540 г.

Церковь Петра и Павла с Буя сооружена в 1504 г. на месте кончанского храма 1373 г. в Среднем городе Пскова в Боловинском конце, о чем повествуют летописи: "В лето 7048…того же лета совершиша 4 церкви камены: св.апостол Петра и Павла в Старом Застенье". Небывалый по своей величине и принесенным бедствиям пожар Пскова 1552 г. миновал, в числе немногих, церковь Петра и Павла с Буя. Последнее упоминание о ней в летописи связано с пожаром в Пскове в период восстания 1609 г.: "Того же году много смуты было и кровопролитие по правде и понеправде… и у Петра и Павла на Бую палату полну насажали всяких людей". Буй, буевище - кладбище - ориентир не случаен. Возможно, он отражает существование рядом древнерусского курганного кладбища. Ю.П.Спегальский считает, что ныне существующий храм представляет собой остатки постройки 1540 г.
Подробнее