Арестантские роты (Псковский централ)

"Арестантские роты" ("Псковский централ").

Адрес: Псков г./Октябрьский пр-кт, 50

Категория охраны: выявленный объект культурного наследия



Историческая справка:История появления арестантских рот в России относится к началу XIX века. В 1827 году было принято решение устроить в губернских городах арестантские роты гражданского ведомства, с целью уменьшить расходы по пересылке арестантов в Сибирь и содействовать развитию губернских городов помощью подневольного арестантского труда. Первые арестантские роты гражданского ведомства были открыты в Новгороде и Пскове. Срок содержания в них определялся только для бродяг, остальные заключенные считались всегдашними; последние, однако, после 10-летнего заключения перемещались в разряд срочных на 5 лет, а потом в военно-рабочие роты, неспособные же к работе оставались на 10 лет, а затем получали свободу. Арестанты подвергались военной дисциплине, употреблялись на публичные работы, такие как мощение улиц, рытье канав, сооружение мостов и т. п. Арестантские роты гражданского ведомства до 1863 года были подчинены Главному управлению путей сообщения и публичных зданий, а с 1864 года переданы в ведение губернаторов. В 1870 году арестантские роты гражданского ведомства переименованы в "Исправительные арестантские отделения гражданского ведомства". Военный режим в них был упразднен, и наружные работы, прежде практиковавшиеся, заменены работами внутренними, в самом здании тюрьмы(1). В период 1870-х - 1917 годов бывшие арестантские роты в Пскове существовали попеременно как исправительное арестантское отделение и временная каторжная тюрьма ("Псковский централ"). Постройка зданий для арестантской роты гражданского ведомства в г. Пскове производилась по проекту псковского губернского архитектора Ф.И.Уткина, составленному в декабре 1840 года и утвержденному Советом Главного Управления Путей Сообщений и Публичных зданий 3 февраля 1841 года (2). На строительство было отпущено 71.346 рублей серебром. Работа разрешена к производству по Высочайшему повелению 9 апреля 1842 года. Для возведения комплекса зданий арестантской роты был выделен участок шириной 40 и длиной 50 саженей на 2 версте от г. Пскова по Санкт- Петербургскому соединительному шоссе рядом с недавно построенным военным городком полковых штабов (3). 11 мая 1842 года губернская Строительная Комиссия заключила контракт на строительные работы с псковским помещиком статским советником Евгением Александровичем Окуневым (4). Руководителем работ назначили псковского губернского архитектора Шевцова И.К.. Работы, начатые 14 августа 1842 года, окончили 22 сентября 1846 года (5). Комплекс построек арестантской роты в Пскове включал в себя 4 каменных здания: главный 3-х этажный корпус для содержания арестантов, 2-х этажный офицерский дом, баню и служебный флигель. Главное здание стояло вдоль красной линии шоссе, параллельно ему в глубине территории находился офицерский жилой флигель, два 2-х этажных служебных корпуса были поставлены по бокам отведенного участка. От городской территории постройки арестантских рот отделял каменный забор. Территория арестантских рот в пределах ограды была замощена. Во дворе у здания бани был вырыт колодец. По проекту Ф.И.Уткина, главный корпус представлял собой каменную трехэтажную постройку в 13 окон по уличному фасаду. Стены первого этажа обрабатывались ленточным рустом, двух верхних этажей - гладко штукатурились. Оконные проемы нижнего и верхнего этажей имели прямоугольную форму, среднего этажа - арочную. Композицию фасада завершал ступенчатый аттик (6). По утвержденному проекту, в главном корпусе здания арестантских рот предполагалось устроить только одну входную дверь со стороны шоссе. Однако, в ходе строительства, учитывая то, что в здании должна была находиться кухня, пекарня и мастерские, требовавшие подвоза материалов и вывоза отходов производства, было принято решение устроить два дополнительных входа по концам коридора с торцов здания (7). Перед началом работ участок предполагаемого строительства, расположенный на краю высокого оврага, был выровнен. Под основной корпус заложили фундаменты из бутовой плиты на глубину 2 ? саженей шириной ? сажени. Стены трех этажей здания возводились из кирпича. Кладка стен укреплялась кованными металлическими связями. Кровля выполнялась из листового железа. В первом этаже постройки были установлены 4 пекарских печи, обложенные с одной стороны изразцами и 3 русские изразцовые печи в помещениях кухни и мастерских. На двух верхних этажах была установлена 21 голландская печь. Полы первого этажа были выложены из кирпича "в елку", двух верхних этажей- деревянные. Первый этаж здания занимали пекарня, кухня и мастерские, в которых работали заключенные. Камеры заключения (общие, одиночные и карцеры) находились на двух верхних этажах. Одиночные камеры размещались у дворового фасада: пять на среднем этаже и две на верхнем. Там же на верхнем этаже находилась и тюремная больница (8). В начале ХХ века над всем трехэтажным объемом главного корпуса был надстроен четвертый этаж и мезонин. Тогда же, по-видимому, на верхнем этаже главного корпуса было оборудовано помещение для домовой Успенской церкви (9), а в одном из помещений первого этажа разместили часовню (10).Окна коридоров на торцах здания были растесаны. Все оконные проемы получили новую расстекловку. В здании была установлена система парового отопления и водопровод. После революции псковский "Централ" упразднили. Весной 1919 года были разрушены каменные заборы, окружавшие территорию комплекса. Осенью того же года в помещениях бывшей тюрьмы после проведенной реконструкции оборудовали центральный деревообрабатывающий цех завода "Металлист". Тюремные решетки, спиленные с окон, были переданы в фонды местного краеведческого музея (11). Здание значительно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Восстановлено к концу 1940-х годов для Машзавода. В послевоенный период в здании в разные годы размещалось заводоуправление, телефонная станция, заводская типография, лаборатории, архив и жилые помещения. В 1992 году государственное предприятие "Псковмаш" было приватизировано. В 1996 году АО "Псковмаш" продал здание АО "Спецмаш". В настоящее время "Спецмаш" занимает второй этаж постройки. Остальные помещения арендуют различные учреждения г. Пскова (12). Уткин Федор Иванович (ок. 1780 - ?) - выпускник Санкт- Петербургской Академии Художеств (1802 г.). Служил при кабинете архитектора Чарльза Камерона. С 1836 по 1841 год состоял в должности псковского губернского архитектора. Шевцов Иван Кириллович (1814 - ?)- выпускник Санкт- Петербургской Академии Художеств (1836 г.). С 1841 по 1860-е годы состоял в должности псковского губернского архитектора.
Архитектурные особенности:Здание расположено на перекрестке Октябрьского проспекта и Иркутского переулка. Парадным фасадом ориентировано вдоль красной линии Октябрьского проспекта. Здание каменное, четырехэтажное с мезонином, прямоугольное в плане с небольшим боковым ризалитом со стороны двора. Крыша вальмовая. Композиция главного фасада симметрична. Решена в 13 осей. Центральная ось акцентирована парадным входом в здание. По обе стороны от центральной оси на всех этажах постройки равномерно расположены четыре ряда окон. Горизонтальные элементы композиции фасада представлены ступенчатым карнизом простого рисунка, венчающим все фасады здания. Боковой северо-западный фасад со стороны Иркутского переулка симметричен. Решен в 7 осей. Центральная ось акцентирована объемом мезонина и широкими окнами коридора. По обе стороны от центральной оси в уровне всех этажей расположены ниши. Ниши второго этажа имеют арочные завершения, характерные для первоначальных оконных проемов парадного фасада. Ниши трех других этажей повторяют форму и размеры расположенных рядом окон. Горизонтальные элементы композиции фасада дополнены частично сохранившейся междуэтажной тягой между первым и вторым этажами. Композиция дворового фасада, изначально симметричная, решена в 13 осей. Центральная ось акцентирована оконными проемами парадной лестницы. Крайней оси справа соответствует объем ризалита (первоначально вмещавшего туалеты "свободного падения"). Окна ризалита располагаются поэтажно на стенах, перпендикулярных основной плоскости фасада. Основную плоскость фасада между двумя крайними осями прорезают четыре ряда двухстворчатых оконных проемов. Боковой юго-восточный фасад решен в 7 осей. Центральная ось выделена рядом широких коридорных окон и небольшим объемом мезонина. Справа от центра по соседней оси располагается композиция из окон и ниш, близкая к проектному решению 1840-х годов, зафиксированному на противоположном боковом фасаде. Плоскость стены слева от центра по трем осям в уровне трех верхних этажей прорезана оконными проемами прямоугольной формы одинакового размера. В нижнем этаже окна заменяют ниши, по форме близкие к квадрату. В основе планировки лежит коридорная система. Продольный коридор делит пространство каждого этажа на две равных части. В коридор выходят двери всех помещений этажа. На трех первых этажах здания в коридорах в качестве перекрытий использованы коробовые своды с распалубками. Четвертый этаж, построенный в начале ХХ века, имеет плоское железобетонное волнообразное перекрытие. Каменная парадная лестница расположена в центре здания со стороны дворового фасада. До площадки третьего этажа лестница положена на своды. Четыре марша лестницы, ведущие на четвертый этаж и в мезонин, поддерживают металлические косоуры. Ширина лестничных маршей между третьим этажом и мезонином меньше, чем на нижних этажах, площадки между маршами - железобетонные. Мезонин располагается над коридором центральной части здания. Боковые стены мезонина скрыты скатами кровли. Пространство мезонина разделено на две части: в помещении, ориентированном в сторону Иркутского переулка, сохраняются каменные полы из больших отшлифованных известняковых плит размером 0,7 х 0,7 м и железобетонное волнообразное перекрытие потолка начала ХХ века. Высота помещений: первый этаж - 3,45 м; второй этаж - 4,2 м; третий этаж - 4,45 м; четвертый этаж - 3,35 м; Фундаменты - ленточные бутовые; стены - кирпичные; перегородки - деревянные; перекрытия - железобетонные; крыша - деревянные стропила; кровля- железо; полы - дощатые, линолеум, керамическая плитка, цемент; окна - двустворные, трехстворные; двери - филенчатые, металлические; отделка наружная - штукатурка, окраска; отделка внутренняя - штукатурка, побелка, окраска, обои. Общие габариты в плане: 43,8м х 23,22 м.
Общие сведения:Образец крупного общественного здания в архитектуре Пскова периода зрелого классицизма. Занимает важное место в градостроительной истории губернского Пскова, как одна из первых построек, возведенных за пределами окольного города.
Предметы особой охраны: 1. Объемно- пространственная композиция здания. 2. Композиция фасадов (симметрия, размеры и форма первоначальных оконных проемов, ритм оконных проемов) 3. Первоначальные конструкции и материалы стен, лестницы, междуэтажных перекрытий; каменные известняковые плиты на полу мезонина; отдельные сохранившиеся элементы инженерного оборудования начала ХХ века.

Состояние объекта: удовлетворительное

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: ГАПО, ф.31, оп.1, д.7, 123, 160, 162, 163Псковские епархиальные ведомости, 1911, № 8, с. 197Филимонов А.В. "Псков в 1920- 1930-е годы. Очерки социально- культурной жизни", Псков, 2005,ЦГИАЛ, ф.1488,оп.3, д. 805.Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Эфрон. СПб., 1895,

Арестантские роты (Псковский централ)

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря
Дата постройки: XV - XIX вв.
Адрес: Псков г./Советская ул, 62, 62-а, 62-б, 64
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Ц.Рождества Богородицы - планетарий Ц.Старое Вознесение - действующая церковь Кельи и дом настоятельницы - жилые дома
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Комплекс Старо-Вознесенского монастыря складывался на протяжении ХV-ХIХ веков. Первой постройкой являлась древняя посадская церковь Старое Вознесение, окруженная тыном, которая впервые упоминается в летописи под 1420 годом, где повествуется о встрече всеми жителями Пскова чудотворной Чирской иконы Богоматери и строительстве церкви в память этого события в женском монастыре. Об этом пишет и Окулич-Казарин: "До ограждения Полонища деревянными стенами в 1465 г. здесь был посад, в котором находилась Вознесенская церковь. Когда она была построена и из какого матерьяла - неизвестно, но уже в 1419 г. она звалась старою. В этом году здесь была построена вторая церковь Знаменская". Сведения о строительстве церкви Знамения Пресвятой Богородицы в память принесения в Псков Чирской чудотворной иконы Богоматери в 1420 году имеются и в книге " Старо-Вознесенский женский монастырь в г. Пскове". Однако, место ее расположения относительно церкви Старое Вознесение и время упразднения неизвестны. Старо-Вознесенская церковь, располагавшаяся у Великих ворот упоминается в летописи под 1460, 1468, 1472, 1486 гг. по случаю встреч и проводов именитых гостей Пскова: князя Юрия, Владыки Ионы, царевны Софьи (Палеолог), архиепископа Новгородского, Владыки Геннадия и других. Время строительства каменной церкви Старое Вознесение на этом месте доподлинно не установлено. В библиографической справке на церковь Вознесения в Пскове на Полонище у Великих ворот, составленной архитектором Романовым К.К. на основании Полного собрания русских летописей (ПСРЛ) под 69975 г. (1467 г.), хранящейся в рукописном архиве ЛОИА написано: "… церковь Вознесения Господня основана в 1467 году" - основание датировки из другого источника - "Истории княжества Псковского". На основании этих материалов датой закладки каменной церкви Старое Вознесение считается 1467 год, В летописи встречаются записи о пожарах, от которых неоднократно пострадала церковь Старое Вознесение в 1539, 1544 гг. У Окулич-Казарина приводятся сведения: "На колокольне находится 3 старинных колокола 1549, 1550 и неизвестного времени с надписью: ".,, верном цари государи великом князи Иване Васильевичем всея Руси лил мастер Игнатий Оръевъ сын Псковитин..На монастырском дворе висит древнее железное било". Современными и исследованиями, проведенными Вл.В.Седовым на основе анализа имеющихся документов, а также архитектурных форм и их эволюции в архитектуре культовых зданий, сохранившаяся ныне каменная церковь Старое-Вознесение относится ко второй половине 1530-1540-х гг. Время зарождения монастыря при этой церкви также неизвестно. Ю.П.Спегальский предполагает, что монастырь мог быть основан еще в первой половине XV в. : "В 1467 г. его старый храм заменили новым, который, однако, в следующем столетии был сломан и построен заново". Сведения приведенные Окулич-Казариным также не имеют точных дат: "Полагают, что в 1650 году устроен был тут Знаменский девичий монастырь, переформированный потом в Вознесенский мужской, а затеям снова в женский". В конце XVII - начале XVIII вв. монастырь находится в бедственном положении, количество приписанных к нему крестьянских дворов резко сокращается. К 1765 г. обитель за неимением средств не была даже ограждена и терпела притеснение со стороны сильных и богатых соседствующих владений. Число монахинь вместе с игуменьей составляло 5-10 человек, которые вынуждены были сами добывать себе пропитание выполнением мелких заказов для горожан. После пожара 1772 г. на выделенные "экономические суммы" была возобновлена Старо-Вознесенская церковь, построены 2 "игуменных кельи на каменном фундаменте, 5 монашеских келий на фундаментах и 2 без фундаментов" и другие постройки. В 1778 г. составлено подробное описание монастыря после пожара 1777 г. : "В том монастыре церковь с сводом каменная во имя Вознесения, при ней на правой стороне, другая церковь придельная с сводом каменная во имя Рождества. При тех церквах притвор и паперть с сводом каменных. На левой стороне церкви две палатки с сводом, каменные ж… окна церкви и притвор и палатки все крыты тесом. При той церкви на паперти колокольня круглая, , , Крыта тесом. .." "...по левую сторону церкви настоятельницы две кельи на каменном фундаменте, в том числе одна с перерубом, между ими сени. Крыта дранницами мерою длиннику восьми сажен с аршином по поперечнику три сажени с половинкою, . . . . .На той же левой стороне монашеские две келии на каменном ж фундаменте с сенями. В них два чулана мерою длиннику девять сажен с аршином, крыта драницами. . - ... По правую сторону оной церкви монастырских 3 келии на каменном же фундаменте с сенями." …Вокруг того монастыря ограда деревянная, забрана в столбы. В подробной описи монастырского имущества 1789 г. говорится, что монастырских келий 10. В 1805 г. на деньги гр.Апраксиной реконструируются строения монастыря и строятся "Гостиные кельи". С 1814 по 1817 гг. игуменья Агния I построила с восточной и западной сторон монастыря каменную ограду и новые деревянные на каменном фундаменте кельи. Расцвета монастырское строительство достигло при игуменье Агнии II (1823-1860 гг.), которая сумела подобающим образом организовать быт монахинь и производство работ, приносивших доход монастырю. Привлекая крупные добровольные пожертвования и собственные средства монастыря Агния II, по сути, заново создала монастырь. Благодаря постройкам, возведенным в этот период, он приобрел черты ансамбля. В 1833 г. сооружена однопрестольная каменная церковь Рождества Богородицы (вместо снесенного в 1825 г. ветхого одноименного придела Старо-Вознесенской церкви) в стиле ампир с центральной главой и 4-мя главками по углам крыши. В 1835 г. вдоль северной границы участка, на пожертвования были построены деревянные кельи на каменном фундаменте, а также каменные и деревянные монастырские службы, в которых помещалась и пекарня, тут же был и колодец. С 1836 по 1839 гг. велось строительство каменной ограды монастыря, которая на юго-западной и юго-восточной сторонах прерывалась расположенными на углу улиц Великолуцкой и Стенной принадлежащими монастырю деревянными одноэтажными домом и флигелем со службами. С северной стороны примыкала к частным владениям. В строительстве ограды использован камень от упраздненной каменной церкви Иоанна Златоуста, бывшей в мужском Медведеве монастыре (что на Сокольей улице) поблизости от Старо-Вознесенского монастыря. Вход в монастырь был один в юго-западной стене через Святые ворота, построенные в 1838 г. на добровольные пожертвования. Ворота были сложены из камня, оштукатурены и покрыты листовым железом. С правой стороны к. воротам примыкала каменная оштукатуренная часовня, имевшая вход с улицы и из монастыря. Она освещалась одним окном со стороны двора, была покрыта тесом, на крыше были яблоко и четвероконечный крест с сиянием, деревянные, обиты жестью, окрашены. По левую сторону ворот внутри обители была устроена каменная сторожка, наружный вид которой был подобен часовне. В 1845 г. устроена (или возобновлена) каменная колокольня над папертью Старо-Вознесенской церкви. В 1847 г. к северу от Вознесенской церкви на суммы, отпущенные из казны по ходатайству игуменьи Агнии II построено каменное двухэтажное здание, в котором размолотились Тихвинская домовая церковь, апартаменты игуменьи, трапезная с кухней и погребом, монашеские кельи. В 1854 г. отстроено заново здание деревянных сестринских келий. В 1854 же году сооружена каменная 4-х ярусная отдельно стоящая колокольня к Рождественской церкви. В 1857 г. при Рождественской церкви на добровольные пожертвования строится деревянное здание келий. Оно было покрыто тесом, стены оштукатурены изнутри и снаружи и окрашены. 15 келий отделялись одна от другой капитальными стенами, а между ними был длинный теплый коридор. Вход был с трех сторон, а с северной по наружному крыльцу. За колокольней, в восточном направлении построены одноэтажные деревянные на каменном фундаменте кельи, именовавшиеся "просфорническими". Они снаружи были обшиты тесом, а внутри оштукатурены и окрашены. Число монахинь к этому времени достигло 80-100 человек, поэтому при следующей игуменье Евгении ( с 1861 г.) реконструируются и достраиваются деревянные кельи. В 1862 г. составлен подробный план строений монастыря: каменные здания - Вознесенская церковь с колокольней, Рождественская церковь, каменная отдельно стоящая колокольня, 2-х этажные здания келий с Тихвинской церковью, часовня, сторожка, ограда, хозпостройки; деревянные здания - 1-этажные кельи, 1-этажная просфорня, хозпостройки, ледник. Монастырь украшен тремя небольшими садами, расположенными в восточной, северо-западной и юго-западной сторонах, с фруктовыми деревьями и плодовыми кустарниками. Сады ограждены деревянными на каменных фундаментах палисадами с каменными 4-хугольными столбами. В 1876 г. к Рождественской церкви пристроен огромный деревянный на каменном фундаменте притвор, в котором разместились ризница и библиотека по сторонам притвора. В 1880 г. по обе стороны паперти Старо-Вознесенской церкви устроены две деревянные палатки, а в 1881 г. с юга к этой церкви пристраивается огромный каменный теплый придел во имя всех Святых. Монастырь владел земельными угодьями в Псковском уезде, в городе ему принадлежали 2 каменных дома с флигелем и лавкой. В период между 1862 и 1892 годами на месте ледника построено полукаменное здание кладовых, которое в 1892 г. было перестроено под кельи. В неустановленный период ( но после 1862 г.) в саду близ алтаря церкви Старое Вознесение была воздвигнута часовня (видна на открытках конца XIX - начала XX вв. с видом монастыря). Дальнейшая судьба ансамбля в письменных источниках отражена менее подробно и может быть описана по устным сведениям, После 1917 г. на территории монастыря располагались службы ОГПУ, НКВД, позже милиции. После 1944 г. здания монастырских келий, частично уцелевшие, приспособлены под жилье сотрудников милиции. В 1972 г. в Рождественской церкви устроен городской Планетарий, а в колокольне обсерватория.
Архитектурные особенности:Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря, расположенный в западной части Окольного города, близ Великих ворот, поставлен на небольшом возвышении, и является важным градостроительным узлом в планировке квартала древнего города в районов улиц Советской и Свердлова. Ансамбль состоит из разновременных культовых и гражданских построек. Наиболее древней постройкой является церковь Старое Вознесение, расположенная в центре территории монастыря. Она представляет собой четырехстолпный трехапсидный храм с повышенными подпружными арками, несущими световой барабан. Внутреннее пространство зального типа. Четверик обстроен с южной и северной стороны приделами, а с западной - притвором, над которым сохранилось основание двухпролетной звонницы. К западному фасаду древней Старо-Вознесенской церкви с юга примыкает еще одна культовая постройка ансамбля - Рождественская церковь. Это прямоугольный в плане храм, объемно-пространственная композиция которого складывается из основного четверика, покрытого полусферическим куполом с декоративным барабаном и шпилем, выступов алтаря и притвора и северного и южного дорических портиков, завершенных фронтонами. Близ юго-восточного фасада Рождественской церкви у спуска с возвышенности находится бывшая колокольня от которой остался лишь первый ярус. Она представляет собой квадратный в плане объем. Фасады яруса обработаны однотипным декором, стилистически близким декору Рождественской церкви. В северной части монастыря напротив северного фасада Вознесенской церкви находится дом настоятельницы. Это каменный двухэтажный дом, вытянутый в плане прямоугольный объем под четырехскатной крышей. Главный южный фасад постройки выделен небольшим ризалитом. Рядом с домом настоятельницы, юго-западнее, находится здание сестринский келий. Это полукаменная двухэтажная постройка прямоугольная в плане с вальмовой крышей. Первый каменный этаж отделан лопатками и рустом. Территория монастыря, представляющая в плане неправильной формы многоугольник, была ранее ограничена довольно высокой каменной оградой, от которой в настоящее время сохранился частично переложенный фрагмент восточного прясла в виде подй стенки по линии ул.Свердлова. В местах наиболее крутого подъема на холм в склонах устроены две небольшие каменные лестницы (поздние): одна со стороны ул.Советской, вторая к ул.Свердлова. Остальные постройки на бывшей территории монастыря, которая в несколько раз превышала по площади нынешнюю, поздние, к монастырю не имеющие отношения. Площадь территории, на которой размещены собственно монастырские здания равна 6000 кв.м.
Общие сведения:Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря, сложившийся на протяжении XV (?) - XIX веков, один из немногих сохранившихся в Пскове культовых комплексов, является важным градостроительным узлом в планировке древнего города у Великих ворот. Его главную художественную ценность представляет Старо-Вознесенская церковь - образец Псковской школы зодчества второй четверти XVI в. Церковь Рождества Богородицы - редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм памятник эпохи ампир.


Состояние объекта: среднее
Персоны: Агния IIрасцвет монастыря
Доступность: доступен для осмотра



Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря

Ансамбль церкви Михаила и Гавриила Архангелов

Ансамбль церкви Михаила и Гавриила Архангелов
Дата постройки: 1339 г.
Адрес: Псков г./Советская ул, 18
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:О ранней истории церкви Михаила архангела сведений очень мало. О построении церкви летопись сообщает следующее: "В лето 593:7 /13д9г./... заложена бысть церковь камена святого архангела Михаила и Гаврила...", по другому списку - "в городце..." Церковь находилась в пределах крепостной стены посадника Бориса 1309г., в части города наиболее густо заселенной. Во время больших пожаров Пскова ХVI в. церковь уцелела. В писцовых и оброчных книгах 1585-87 гг. она неоднократно упоминается, как "...архангела Михаила из Среднево города с Великие улицы.. . По некоторым данным с 1439г. была соборной церковью. В ряде документов первой половины ХVIII в. называется "...-Михаила архангела, что на Большой улице, соборная..." Первое, известное нам, описание церкви -"...архангельского собора зъ Большой улицы..." относится к 1753г. В это время церковь значится каменной с двумя казенными же приделали -во имя Положения ризы и пояса Богоматери и Успения Богоматери. В описании, упоминаются притвор главной церкви, притворы придельных церквей и паперть. Кровли все были покрыты тесом /весьма ветхим/. Глава большая обита листовым железом, а на придельных церквях главы были деревянные, обиты чешуею и выкрашены зеленою краскою. В главной и придельных церквях были деревянные резные позлащенные иконостасы, иконы древнего письма и другие предметы прикладного искусства. С 1796г. церковь Михаила архангела, была приписана к Космодемианской церкви с Примостья. В клировых ведомостях XIX в. отмечается ее постепенное ветшание, особенно правого придела, во имя Успения Богоматери, которые во второй половине XIX в. был "по ветхости" упразднен. В нач. XIX в. церковь служила полковою церковью енисейского пехотного полка. Спегальский Ю.П. считал, что в ц. Михаила архангела к первоначальной постройке относятся, хотя и переделанные, четверик и западный притвор, которые были покрыты по закомарам, а подкупольные арки, возвышающиеся над сводами, были выражены снаружи в виде постамента под барабаном. Он же считает, что в конце XIVв - начале ХV в. был пристроен южный придел и, вероятно, северный. Из надписи на каменное плите, вделанной в южную стену четверика /плита не древняя/ мы узнаем о значительных переделках церкви в 1694-1695 гг. Эта надпись воспроизведена у Е.Болховитинова, И. Васильева и Н.Ф. Окулич-Казарина. В ней говорится, что в эти годы "... построена тажь церковь архистратига Михаила вновь, внутрь и около обветшавшие места, и своды верхние, а глава железная лужена, и на главе кресть золоченый..., а освящена бысть в 7204 / 1694/ году". Видимо, в это время сделан на барабане цветистый изразцовый поясок, переделана на 4-х скатную кровля. В 1896 г. был возобновлен левый придел. В 1946 г. восстановлена глава церкви с покрытием ее деревянным лемехом.
Архитектурные особенности:О ранней истории церкви Михаила архангела сведений очень мало. О построении церкви летопись сообщает следующее: "В лето 593:7 /13д9г./... заложена бысть церковь камена святого архангела Михаила и Гаврила...", по другому списку - "в городце..." Церковь находилась в пределах крепостной стены посадника Бориса 1309г., в части города наиболее густо заселенной. Во время больших пожаров Пскова ХVI в. церковь уцелела. В писцовых и оброчных книгах 1585-87 гг. она неоднократно упоминается, как "...архангела Михаила из Среднево города с Великие улицы.. .н По некоторым данным с 1439г. была соборной церковью. В ряде документов первой половины ХVIII в. называется "...-Михаила архангела, что на Большой улице, соборная..." Первое, известное нам, описание церкви -"...архангельского собора зъ Большой улицы..." относится к 1753г. В это время церковь значится каменной с двумя казенными же приделали -во имя Положения ризы и пояса Богоматери и Успения Богоматери. В описании, упоминаются притвор главной церкви, притворы придельных церквей и паперть. Кровли все были покрыты тесом /весьма ветхим/. Глава большая обита листовым железом, а на придельных церквях главы были деревянные, обиты чешуею и выкрашены зеленою краскою. В главной и придельных церквях были деревянные резные позлащенные иконостасы, иконы древнего письма и другие предметы прикладного искусства. С 1796г. церковь Михаила архангела, была приписана к Космодемианской церкви с Примостья. В клировых ведомостях XIX в. отмечается ее постепенное ветшание, особенно правого придела, во имя Успения Богоматери, которые во второй половине XIX в. был "по ветхости" упразднен. В нач. XIX в. Церковь служила полковою церковью енисейского пехотного полка. Спегальский Ю.П. считал, что в ц. Михаила архангела к первоначальной постройке относятся, хотя и переделанные, четверик и западный притвор, которые были покрыты по закомарам, а подкупольные арки, возвышающиеся над сводами, были выражены снаружи в виде постамента под барабаном. Он же считает, что в конце XIVв - начале ХV в. был пристроен южный придел и, вероятно, северный. Из надписи на каменное плите, вделанной в южную стену растесанных проема и по бокам два заложенных оконных щелевых проема, Фасад южной придельной церкви также имеет трехчастное членение. Четыре лопатки упираются в карниз крыши. Здесь один оконный проем с арочной перемычкой, к южной стене придела примыкает гладкая стена /южная/ притвора. В этой стене оконный и дверной проемы с плоской перемычкою и скругленными углами. На западном фасаде притвора - две двери - центральная -с арочной перемычкой и дверь, ведущая на чердак с плоской перемычкою. К этой двери ведет деревянная лестница. По бокам этого фасада следы лопаток, соединяющихся между собой пологой аркой. Притвор северного придела симметричен южному. Северный фасад северной придельной церкви имеет трех частное членение лопатками, соединяющимися между собой двухлопастными ползучими арочками. Верх фасадов срезан поздней крышей. В центре фасада одна дверь /поздняя/ с арочной перемычкой. Северный фасад притвора северной придельной церкви имеет одну дверь с арочной перемычкой и неглубокую нишку /видимо для керамиды/. Дверь заложена. К апсиде северной церковки примыкает прямоугольная в плане ризница, на ее северном фасаде один оконный проем с лучковой перемычкой и ниша заложенного дверного проема. Все оконные проемы четверика, приделов и притворов имеют металлические решетки. Интерьер храма просторный. Западная пара квадратных в плане столбов и восточная - чуть скругленная со стороны алтаря на высоту до 1,9 м, поддерживают повышенные подпружные арки. Рукава креста и угловые участки между ними перекрыты коробовыми сводами, которые при помощи парусов несут барабан. В апсиде между окон - ниша с арочной перемычкою. В жертвеннике ниша в северной стене, в ней круглая печь /поздняя/. В восточной стене четверика поздний растесанный оконный проем с плоской перемычкою. В жертвеннике окно заложено. У восточных столбов сохранился остов деревянного пятиярусного иконостаса с фрагментами резьбы XVIII в.. В верхних ярусах сохранился горизонтальные антаблимент с накладной резьбою XIX в, растительного характера по красному фону цветы, плоды винограда, кресты в круге, вертикальные членения иконостаса - это балясник, который несет килевидное завершение икон. В верхней части четверика сохранилась роспись клеевой краской (на парусах евангелисты). На арках, столбах, основании барабана роспись в технике "гризайль", Все своды перекрытий четверика, подпружные арки и своды перекрытий нефов имеют архивольты. В барабане под сферическим сводом две металлические связи, расположенные перпендикулярно друг к другу. Под пятами подпружных арок также металлические стяжки. Притвор четверика состоит из трех частей: центральной, перекрытой коробовым сводом на подпружных арках и боковых помещений, также перекрытых коробовыми сводами параллельных центральному своду. Южная подпружная арка имеет металлическую стяжку, на северной остались лишь петли от стяжки, западная стена четверика /она же восточная притвора/ имеет большой растесанный дверной проем с арочной перемычкой. В западной стене притвора древние дверной проем, его внутренняя часть со стрельчатой перемычкой, наружная - с арочной. Здесь сохранились подставы /крюки/ от двухпольной двери. В двух боковых помещениях притвора в западной стене два растесанных оконных проема. К югу от двери - керамида XVII в. Южная придельная церковка /Успения Богоматери/ - одноапсидная, бесстолпная, ранее была одноглавая со световым барабаном. Имеет перекрытие единственное среди псковских бесстолпных церквей: две параллельно идущие подпружные арки опираются на северную и южную стены. Между ними своды перекрытия перпендикулярные к аркам, к восточной и западной стенам-ползучие своды и между ними, по центру, коробовые сводики. По своим формам это наиболее архаичное перекрытие не было реконструировано и потому оно более древнее, чем переделанные в XVII в. своды перекрытия четверика. На южной и восточной стенах сохранились голосники. В притворе южной церковки свод сомкнутый. Северная придельная церковка /Во имя положения риз и пояса Богоматери/ подвергалась значительным переделкам. Сооружено плоское перекрытие. В южной стене церковки /она же северная четверика/ большая ниша для раки с лучковым кирпичным сводом и кирпичной облицовкой. На северной стене растесанный оконный проем с арочной перемычкой. Жертвенник и дьяконник в нишах. В западной стене большой проем с лучковой аркой и к северу от него ниша с арочной перемычкой. В притворе северное церковки перекрытие - коробовый свод с распалубками над оконными проемами. В северной и западной стенах по одному окну с арочными перемычками /поздние/. Откосы этих окон кирпичные. Тамбур. Имеет пологий свод перекрытия. В западной стене два окна с арочными перемычками по бокам от двери. Полы в четверике, притворе и приделах - деревянные. В северном приделе под деревянным полом - метлахские плитки. Все кровли металлические. Храм выложен из известняковой плиты, обмазан и побелен. Габариты: четверика 15х15м Южного придела 7х8 м Северного придела 7х7 м Притвора 5х8 м Общие габариты 28-29 м.
Общие сведения:Церковь Михаила Архангела - один из ранних памятников псковской школы зодчества. Несмотря на поздние реконструкции не утратил своего художественного значения. Вместе с колокольней и пристройками к ней создает ансамбль , связанный с объемно-пространственной композицией с башнями и Троицким собором Кремля, образуя неповторимые силуэты центра города. В этом памятнике сохранились строительные и декоративные приемы разных эпох (XVI-XVII вв).

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: среднее

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: консервационныепротивоаварийные работы
Библиография: Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831, с 135Василев И.И. Историко-статистический указатель Пскова и его окрестностей. Псков,1898, с 43Васильев А. и Я.Н. Янсон. Древний Псков. Л., 1929, с 105Голунова И.К. К топографии средневекового Пскова. М.1963, Советская археология, № 4, с 109Государственный архив Псковской области, Ф 74, оп.2, е.х.8,л.177 - историческое и географическое описание Псковского наместничества, 1790; ф 39, оп 1, е.х. 416,1159,1178,1202,1230 - клировые ведомости церкви за 1810,1837,1858,1877,1900 гг.; ф 1767, оп. 1, е.х. 19,лю3 - Из отчета по сохранению памятников архитектуры Псковской области. 1946 г.ЛОИА, фотоархив, ф.р. III, д.5440. Метрика ц. Михаила, 1889 гОкулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с 122-125Псковская летопись П.М. 1955, с 24,92,242Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с 393Спегальский Ю.П. Псковские каменные жилые здания XVII в. Л.-М., 1963., с 25-26ЦГАДА, ф 280, оп.3,е.х. 452. Опись Михайло-Архангельского собора,1764

Ансамбль церкви Михаила и Гавриила Архангелов

Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря
Дата постройки: 1156, 1546, 1789, 1820 гг.
Адрес: Псков г./Мирожская наб, 2
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: По первоначальному назначению
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Мирожский монастырь один из самих древних памятников архитектуры, древнерусской монументальной живописи и культуры Пскова. С монастырем связывают один из первых летописных центров псковской вечевой республики /ХII-ХIV вв./, по предположениям некоторых исследователей здесь был переписан протооригинал Мусин-Пушкинского списка "Слова о полку Игореве" и был создан ряд произведений древнерусской литературы (один из древнейших - "Послание Есифа к детям" конца XIII века). Первые летописные упоминания о монастыре относятся к середине ХII столетия. I-я и IV-я Новгородские летописи сообщая под 1156 г. о кончине новгородского архиепископа Нифонта перечисляют его последние деяния, в том числе: - " … а в Пскове св.Спаса церковь зда каменну". В житие Нифонта сообщается о том, что архиепископ наделил монастырь землями. Можно предположить, что Нифонт и приказал расписать собор фресками /летописных сообщений о росписи собора до нашего времени не дошло/. История монастыря, который не был никогда укреплен и жестоко страдал от вражеских набегов, богата кровавыми событиями. Уже под 1299 г. Псковские летописи сообщают о набеге немецких рыцарей на Псков и смерти игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа исследователь Л.А.Творогов связывает "Послание Есифа к детям" и считает его возможным заказчиком псковского списка "Слова о полку Игореве". В 1404 г. летопись сообщает, о построении Карпом Стефановской церкви, которая выстроена заново /или перестроена/ в камне в 1546 г. Святые ворота относятся к тому же времени. В ХV-ХVI вв. В ансамбле монастыря, кроме собора и Стефановской церкви, существовали еще какие-то постройки. Летопись сообщает под 1463, 1471, 1474 гг. о расквартировании стрельцов московского войска (до 100 человек), в стенах Мирожского монастыря. В ХVII в. появляются кельи, видимо, деревянные, на каменных подклетах дошедшие до наших дней. В экономическом отношении монастырь переживал спады и подъемы, связанные с войнами. Сильно подорвали благосостояние монастыря осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 и шведами в 1615 гг. Некогда богатый монастырь к концу ХVIIIв. приходит в постепенный упадок. Сохранилось подробное описание ансамбля на 1766 г. Кроме Преображенского собора, покрытого тогда тесом, в нем рассказывается о всех остальных многочисленных постройках и службах монастыря. Из каменных зданий существует лишь Стефановская церковь (также крытая обветшавшим тесом). 2 настоятельские кельи (одна на каменном "погребе"), братские кельи на 8 "апартаментов", амбары - "магазеины", мельница, конюшна, каретная, пивоварня, кузница, бойня, солодежня - все постройки деревянные, пришли в ветхость и нуждаются в ремонте. Однако перечисление построек, садов, огородов монастыря, прудов для "посажения ценной рыбы", говорит о том, что еще в первой половине ХVIII в. монастырь жил полнокровной, самостоятельной жизнью. В 1789 г. выстроено было здание Братского корпуса. В 70-х годах XIX столетия между Братским корпусом и Стефановской церковью встраивается колокольня. После Великой Октябрьской революции в 1922 г. монастырь прекратил свою деятельность, памятники архитектуры стали объектом музейного показа. В настоящее время ансамбль находится в стадии исследования и реставрации. Спасо-Преображенский собор недолго простоял в своем первоначальном виде, Позакомарное покрытие в условиях Пскова вызывало скопление снега и воды в пазухах и, как следствие, протечки и намокание кладки. Поэтому очень скоро собор получил пощипцовую тесовую кровлю. Однако, и в таком состоянии /с низкими угловыми помещениями/ собор простоял очень недолго. Не позднее XIII в. были надстроены палатки над угловыми помещениями. Позднейшие переделки еще больше исказили облик здания. Шестнадцатискатное покрытие было сменено на восьмискатное, глава вместо шлемовидной стала луковичной, Точной даты пристройки притвора не сохранилось, но по характеру кладки, можно датировать его ХV-ХVI вв. Звонница была пристроена к собору еще позднее. Вероятно, к этому времени фрески собора были уже забелены. В течение ХVII-XIX вв., собор неоднократно переделывался и ремонтировался. В документах конца ХVIII в. кровля его описывается четырехскатной, тесовой. Только в 1877г. Спасо-Преображенский собор покрыли железом, С западной стороны была пристроена (ныне уничтоженная) деревянная паперть на кирпичных столбах. Неоднократно ремонтировался сменивший фресковую живопись иконостас (сам иконостас, ныне утраченный, относился к XVI в.). В 1858 г. в соборе были обнаружены древние фрески. О переделке теплой Стефановской церкви, пока не проведено ее тщательное исследование, можно говорить только приблизительно. Первоначально вход в нее был, очевидно, с запада, а сама церковь была 2-этажной. Но описанию конца ХVIII в. она имеет тесовую кровлю, главу крытую деревянной чешуею. В 1786 г. отпускаются средства на ее ремонт. В начале XIX столетия к Стефановской церкви пристроили деревянную паперть. Все здание было отремонтировано и крыто железом (купол был еще ранее обит железом) в 1878 г. В конце XIX в. в храме была устроена библиотека, в связи с чем были подрублены пяты сводов церкви и между притвором и приделом пробиты арки. Братский корпус стал перестраиваться после первого же наводнения, затопившего его первый этаж. В первом этаже размещались настоятельские кельи. После наводнения 1800 г. настоятельские кельи перевели во флигель напротив собора, а в первом этаже сделали трапезную, кухню и 2 кладовые. Братские кельи переведены во 2-й этаж. В связи со строительством колокольни в 70-х годах XIX столетия двусветная часть центра братского корпуса была сломана, и корпус был подведен под одну кровлю. В связи с приспособлением корпуса под жилье, помещения корпуса в 1945 г. разделили перегородками на мелкие помещения. Колокольня встроенная между Братским корпусом и Стефановской церковью снаружи практически не потеряла первоначального облика, интерьер колокольни потерял свою первоначальную отделку. В 1887 г. Спасо-Преображенский собор было предложено осмотреть академику архитектуры З.В.Суслову, которой ходатайствовал перед Академией художеств о его реставрации. С 1887 г. по 1893 г. Суслов провел исследование собора, раскрыл все фрески, с которых в 1893 г. художники Блазнов и Фомин под руководством Суслова сняли кальки и несколько цветных выкрасок. В том же году Академия художеств прекратила ассигнования на реставрацию и работы были остановлены. В 1897 г. по ходатайству монастырских властей Николай II приказал "возобновить" собор из монастырских средств. Собор отремонтировали, сделали бетонное основание с каналами для отвода полых вод. В 1899-1903 г.г. группой палехских иконописцев под руководством Н.М.Сафонова фрески были зачищены, промыты и прописаны заново клеевыми красками. Часть сюжетов была раскрыта в 1927-29 гг. группой реставраторов под руководством А.И. Анисимова, в настоящее время бригада художников-реставраторов ВСНРПМ под руководством Д.Е.Брягина проводит работы по полному раскрытию древней живописи от записей. С 1861 г. собор Мирожского монастыря привлекал к себе внимание многих историков древнерусского искусства, таких как М.В.Толстой, И. И. Василев, А.М.Павлинов. С 1886 по 1902 г. проводились частичные архитектурные реставрации памятника. Больше других вложил в дело исследования собора в эти годы академик В.В.Суслов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сгорела луковичная глава собора и кровли на четверике, апсидах и притворе. В 1946 г. покрытия собора и глава были восстановлены в формах 1902 г. Архитектурные исследования собора 1947-1948 гг. были проведены архитектором-реставратором Алферовой Г.В. Исследования Романова К.К. хранятся в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Архитектурные особенности:Ансамбль Мирожского монастыря находится на левобережном мысу, омываемом с востока рекой Великой, с севера и запада - рекой Мирожкой, впадающей в Великую. Окруженный невысокой оградой, он занимает площадь около 1.6 га. Доминирующее положение в центре ансамбля занимает Спасо-Преображенский собор, выходящий апсидами на р.Великую. С запада от собора расположены бывшие настоятельские кельи, сохранившие древний /ХVII в./ подклет. На северной границе монастыря возвышается веками формировавшийся объем, состоящий из трех разновременных сооружений - Стефановской церкви, братского корпуса и колокольни. В юго-западной части территории расположен плодовый сад. Второй вход в монастырь сохранился с южной стороны. Длина ограды монастыря около 400 м. Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию Стефановская церковь - надвратные, Святые ворота, расположенные в первом ее этаже издавна служили главным входом в монастырь. Южнее Спасо-Поеображенского собора находятся бывшие кельи монастыря /ныне жилой дом/, стоящий на подклете XVII в. Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию из древнего четверика и более позднего притвора /ХVI в./ увенчанного в северной части звонницей. Основной объем - крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада - небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м). Здание не имеет внутренних столбов, поэтому барабан покоится на стенах внутренних концов креста /на пониженных подпружных арках/. Концы креста различны по длине, хотя все имеют почти одинаковую ширину. Диаметр апсиды шире основания восточного конца креста. Возможно, что это сознательный прием, связанный с задачей усиления впечатления от фресок на стенах алтарной части и показа их в более сложном ракурсе для подчеркивания значения центральной композиции "Деисуса". Фрески в алтаре были хорошо видны входящим в храм, т.к. древняя алтарная преграда не превышала по высоте 2,5 м и не закрывала апсиду. Концы креста перекрыты полуцилиндрическими сводами. В древности покрытия собора были разнообразными по форме. Западные помещения между концами креста имели позакомарные покрытия, дающие симметричное завершение этим объемам. Восточные помещения, т.е. диаконник и жертвенник, были перекрыты полусферами. Над ними возвышались повышенные объемы креста, имевшего также позакомарное покрытие. Барабан с восемью окнами был увенчан в ХII в. шлемовидной главой покрытой свинцом; в ХVI в. она была крыта желтой черепицей. Окна в соборе располагались в два света. В настоящий момент храм имеет четырехскатное покрытие с железной кровлей. Современная глава сделана в форме луковицы, покрытой деревянным лемехом. Часть оконных проемов растесано, некоторые превращены в двери, ведущие в угловые палатки хор. Окна барабана широкие и высокие. Из всех псковских памятников культового зодчества только Ивановский собор имел такие окна. Спасо-Преображенский собор первоначально не имел ни крылец, ни притвора. Существующий в настоящее время притвор представляет собой трехчастное в плане длинное, узкое помещение, разделенное двумя арками. Арки опираются своими пятами на лопатки западного фасада. Перекрыт притвор цилиндрическими сводами, перекинутыми перпендикулярно аркам. На северной стене притвора стоит двухпролетная звонница неодновременная притвору. Звонница имеет Фронтончики над каждым пролетом; сами пролеты образованы круглыми столбами, поставленными на кубические базы и увенчанные квадратной формы плитами. Здесь висели большие колокола, а под ними находился другой ярус звона для более мелких колоколов, состоящих из трех различных по величине арочных пролетов. Декоративной обработки фасадов памятника практически нет. Ложные закомары, отвечающие конструктивной схеме здания, составляют его единственное украшение. Широкий барабан увенчан аркатурным поясом. Ближе всего к своему первоначальному облику восточный фасад с мощным полуцилиндром главной апсиды, выходящей к обрыву на берегу реки Великой. Материалом стен собора является псковская известняковая плита чередующаяся с рядами плинфы. В качестве связующего употребляется известковый раствор с добавлением кирпичной крошки - цемянка. Первоначально здание было обмазано бледнорозовым цемяночным раствором. В настоящее время оно побелено. Весь собор кажется несколько приземистым за счет того, что он врос в землю /мощность культурного слоя около 1.5 м/. Основные габариты храма по оси зап.-вост.- 23 м, по оси север-юг - 16.5 м. Фресковая живопись собора. Временем исполнения росписи Спасо-Преображенского собора условно считается 1156 г. - год смерти епископа Нифонта. Фресковые композиции храма сохранились почти полностью /окончательное определение степени утрат уточнится после расчистки живописи от записей Сафонова/, и их размещение на стенах собора следует той системе распределения религиозных композиций, которая в XI -XII веках сложилась в странах православного Востока. На Руси лишь фрески Спаса на Нередице в Новгороде /ХII в./ почти полностью сохраняли сюжетные циклы, но они разрушены в годы Великой Отечественной войны, большая же часть древних росписей дошла до наших дней лишь в небольших фрагментах. Поэтому Мирожские росписи, представляющие классический образец живописи ХII в. и сохранившие почти все композиции приобретают огромную художественную ценность. Были ли авторами Мирожских фресок византийские художники, или это были русские мастера, определить пока трудно. Но композиционные схемы близки греческим образцам: византийские типы лиц, одежды. Уцелевшие надписи сделаны на греческом языке - Стиль Мирожских росписей условен. Фигуры развернутые на плоскости почти лишены моделировки и тяжеловесны. Складки одежд, лица прочерчены линиями. Отсюда известная сухость живописи. Распределение композиций на стенах храма строго канонично. Они следуют одна за другой в виде непрерывного фриза. В центральной апсиде - алтаре изображена Евхаристия, над Евхаристией - Деисус. Христос восседает на троне с книгою судеб в руках, по сторонам от него Богоматерь и Иоанн Предтеча. Живопись жертвенника почти вся новая. В диаконнике - древнее изображение ангела с жезлом. Росписи в средней части храма выражают идею торжества христианства. В куполе представлена композиция Вознесения. В барабане Богоматерь, два ангела и двенадцать апостолов, ниже 16 пророков со свитками. В парусах сводов - четыре евангелиста. На восточном склоне предалтарной арки изображен храмовый праздник - Преображения, в южном своде - Сретение. На северном и западном сводах фрески были в очень плохой сохранности и написаны заново. На стенах и верхних частях столбов, поддерживающих арки, изображены Новозаветные события. На стене Распятие, Исцеление слепого, Положение во гроб, Суд у первосвященника, Жена помазывает ноги Христа миром, Беседа с самаритянкою, Сошествие во Ад. На предалтарных столбах - Благовещение, фигуры Архангела Гавриила /композиция расчищена/. В нижних частях стен и столбов изображение мучеников, мучениц и преподобных. В западной части стен южного нефа был представлен сильно поврежденный богородичный цикл, сейчас он почти заново переписан. Живопись выполнена в технике фрески на однослойном грунте беловато-кремоватого оттенка, приготовленного из извести с примесью истолченного кирпича. Подготовительный рисунок групповых композиций и отдельных изображений нанесен на верхний слой грунта желтой охрой. Все изображения, за исключением нимбов, писаны без графьи. Фоны нанесены по зеленовато-серой рефти. Колористический строй Мирожских фресок основывается на изысканных сочетаниях холодных синих, зеленых, фиолетовых тонов. Стефановская надвратная церковь, братский корпус и колокольня представляют собой единый объем, состоящий из различных по высоте и архитектурным формам зданий, создающих гармоничное по силуэту сооружение. Стефановская церковь в настоящий момент делится на 3 этажа, в древности была двухэтажной. Первый этаж - трехчастный в плане - на западе Святые ворота с несимметрично расположенными столбами, с востока два прямоугольных помещения перекрытых цилиндрическими сводами с распалубками. Оконные проемы подклета обращены на юг. Вход в подклет также с юга. 2-й этаж состоит из основного объема храма и притвора. Апсидная часть четверика снаружи трехчастная, однако дьяконник и жертвенник изнутри выражены слабо развитыми нишами. 2 столба четверика скрыты в поздней перегородке. Притвор храма также разделен поздними перегородками, перекрыт притвор цилиндрическим сводом с распалубками. Перекрытие основного объема четверика - крестовый свод находится в объеме третьего этажа и завершается световым барабаном. На барабане глава в форме луковицы. Колокольня четырехъярусная, в 1-м ярусе застроенные ныне ворота. 2-ой ярус представляет собой небольшое помещение, через которое попадали из братского корпуса в Стефановскую церковь, на 4-м ярусе открытом с четырех сторон висели колокола. Братский корпус двухэтажный, хотя имел первоначально во втором этаже повышенную двусветную часть и симметричную композицию. Перекрытия братского корпуса и колокольни - плоские. 2 поздних пристройки к югу от всего объема здания - двухэтажные, не представляют интереса. Декор здания разностилен : московские формы наличников и украшений Стефановской церкви, типичная для XIX в. классическая ордерная схема колокольни с рустованными пилястрами в первом этаже. Архитектурный декор братского корпуса очень скромен - это наличники 2-го этажа, карнизы украшенные сухариками, междуэтажная тяга. Основным материалом стен всего объема является известняковая плита. Колокольня и братский корпус построены с применением кирпича в отделке деталей. Все здания обмазаны и побелены.
Общие сведения:Ансамбль Мирожского монастыря самый древний, и уже по одному этому, самый бесценный памятник псковской культуры. Спасо-Преображенский собор является единственной хорошо сохранившейся постройкой архиепископа Нифонта на Руси. Прообразом собора послужили византийские провинциальные крестовые постройки. Кроме того, архитектура его своими корнями - приемами композиции, техникой кладки, тесно связана с каменным строительством Киева и Новгорода, предшествующего периода. Собор отличается строгостью лаконичностью, характерной для культовых построек XI-ХIIвв. В архитектурных формах собора были заложены элементы дальнейшего развития культовых построек Пскова. Простота объемов, асимметрия в их расположении, живописная лепка стенных плоскостей - вот призмы, которыми будут пользоваться псковские зодчие еще на протяжении четырех столетий.
Предметы особой охраны: Земельный участок, сформированный по адресу г.Псков, Мирожская наб., д. 2, не соответствует существовавшему ранее монастырскому землевладению. Межевание произведено, исходя из сложившейся в конце XX - начале XXI веков градостроительной ситуации. В связи с этим предлагаемые к установлению на основании архивных, библиографических, иконографических, фотографических и графических источников XVIII-XX вв. границы территории памятника не совпадают с границами земельного участка, сформированного в 2009 году. Границы территории объекта культурного наследия «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря», ХII-XVII вв., расположенного по адресу: г. Псков, Мирожская наб., д. 2, зафиксированы поворотными точками, имеющими координаты, которые даны в местной системе координат.
Материалы: К.К.Романова. д.402, с.13.Павлинов А.М., История русской архитектуры. М., 1894, с.30-37.Псковские летописи. М.,1955, т.I-II.Суслов В.В. Материалы и истории древней Новгородско-Псковской архитектуры. СПб,1887, с.7Толстой М. Святыни и древности Пскова. М., 1851., с.65-69, рис.16.Успенский А., Фрески церкви Спаса-Мирожского монастыря. М., 1910.Ушаков Ф.А. Материалы для истории Псковского кадетского корпуса. Псков, 1901,, Спасо-Мирожский монастырь в Пскове. Псков, 1902.ЦГАДА, Ф.280, Офицерские описи. оп. III. № 535 л.11.ЦГИА, Ф. Академии художеств. д.48, л.48-59 об. Пояснительная записка, смета и 9 чертежей исп. В.В.Сусловым.ЦГИА, Ф. Академии Художеств. д.48. Альбом ПАРМ ЛОИА фотоархив д.355.3.
Состояние объекта: среднее
Персоны: Аведпохоронен
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: восстановительные работыобследованиерасчистка живописи и укреплениерасчистка живописи и укреплениеремонтрасчистка живописи и укреплениеобследованиеконсервация фресковой живописи
Библиография: Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря. Архивное наследство,№ 10,1953, с.3-32.ЛОИА, ф.1, д.63,ч.1, лл.6,27-32, 38,39 и сл. 20 чертежей, 34 фото и 4 сметы на реставрацию исп. В.В.Сусловым. ч.II-V, VII.ЛОИА, Ф.29, Материалы К.К.Романова. д.402, с.13.Павлинов А.М., История русской архитектуры. М., 1894, с.30-37.Псковские летописи. М.,1955, т.I-II.Суслов В.В. Материалы и истории древней Новгородско-Псковской архитектуры. СПб,1887, с.7Толстой М. Святыни и древности Пскова. М., 1851., с.65-69, рис.16.Успенский А., Фрески церкви Спаса-Мирожского монастыря. М., 1910.Ушаков Ф.А. Материалы для истории Псковского кадетского корпуса. Псков, 1901,, Спасо-Мирожский монастырь в Пскове. Псков, 1902.ЦГАДА, Ф.280, Офицерские описи. оп. III. № 535 л.11.ЦГИА, Ф. Академии художеств. д.48, л.48-59 об. Пояснительная записка, смета и 9 чертежей исп. В.В.Сусловым.ЦГИА, Ф. Академии Художеств. д.48. Альбом ПАРМ ЛОИА фотоархив д.355.3.

Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

Анастасиевская часовня

Анастасиевская часовня
Дата постройки: 1911 г.
Адрес: Псков г./Ольгинская наб, 5-б,у моста Советской Армии (Ольгинского) на левом берегу реки Великой
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624
Архитектурный стиль: Псковская архитектура
Историческая справка:Часовня построена на всходе к Ольгинскому мосту в 1911 г. по проекту знаменитого русского архитектора А.В.Щусева. До нее, примерно, в этом же месте, стояла древняя Анастасьевская часовня. В связи со строительством Ольгинского моста она была снесена, а новая построена на высоком Фундаменте, засыпанным земляным холмом. Вход в часовню был с севера непосредственно с моста. Интерьер часовни был расписан клеевыми красителями по эскизам художника Н.К Рериха /вероятно, самим художником/, Заказчиком часовни являлось управление внутренних водных путей к шоссейных дорог. Как свидетельствует мемориальная доска на часовне, строительство часовни велось под наблюдением начальника работ по постройке моста инженера Блавина Л.П. и помощника его Леонтьева З.Д. и Тихомирова В.П. В строительстве часовни принимали участие: строительно-хозяйственный комитет под председательством инженера Орловского В.К. и управление Псковской контрольной палаты. После революции 1917 года часовня была закрыта и утеряла главу и барабан. Она использовалась для хозяйственных целей, а ее настенная живопись была забелена. В связи с реконструкцией моста Советской Армии /бывшего Ольгинского/ часовня в 1970 году была снята с высокого фундамента и установлена на берегу реки Великой возле берегового устоя моста.
Архитектурные особенности:Маленькая часовня, размером 3,7х3,7 м, построена в подражание древним формам псковской архитектуры. Однако время постройки /1911г./ наложило печать эклектичности на художественные формы этой постройки. Материал стен: псковская лещадная известковая плита в сочетании с кирпичом. Стены оштукатурены и побелены. Квадратная в плане, часовня не имеет апсиды и покрыта сомкнутым сводом. Входная дверь и два оконных проема с решетками, угловые пары пилястр, да мемориальная доска - вот и все архитектурные формы памятника. Завершается часовня небольшим барабаном с главкой. На барабане традиционный орнамент из треугольничков. Барабан, глава, цоколь, входная дверь - вновь реконструируемые части появились в 1971 году. В связи с переносом часовни была изменена ее ориентация - она поставлена алтарем на восток, как и положено христианским храмам. Текст мемориальной доски: "В лето от сотворения мира 7419 и от рождества Христова 1911, в царствование благочестивейшего государя императора Николая Александровича сооружена бысть сия святая часовня во имя святой великомученицы Анастасии на средства управления внутренних дел водных путей и шоссейных дорог. Под наблюдением начальника работ по постройке моста через реку Великую инженера А.П.Блавина, помощников его В.Д. Леонтьева и В.П.Тихомирова, при участии строительно-хозяйственного комитета под председательством инженера В.К.Орловского и членов онаго. Управляющего псковской контрольной палатой И.Г.Арсентьева, М.П.Михайлова, С.И.Зубьянинова, Л.Б.Крейтера, А.К. Альбова, Г.Д.Герца и П.Д.Батова под фактическим контролем Я.П.Оглоблина. По проекту академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева". Настенная живопись. В 1913 году Н.К.Рерихом было создано четыре эскиза росписи часовни во Пскове /Эскиз плафона хранится в Гос. Русском музее, инв. № 1972, картон, темпера 47х47,5. У часовни расписаны 3 стены; западная северная и южная, свод. Сюжеты росписи: спас на убрусе, 4 архангела, Богоматерь и Никола в крепостных стенах.

Предметы особой охраны: Фрески по эскизам Рериха Н.К.

Состояние объекта: среднее
Персоны: Щусев Алексей Викторовичавтор проекта, выполнен в 1911 г.
Доступность: музеефицирован
Реставрационные работы: обследование, проект реставрации, восстановительные работы
Библиография: Государственный Русский музей, эскиз плафона ( темпера, картон 47х47.5 инв. № 543Ж 1972г.)Эрнст С., Н.К.Рерих М., 1913, с.124

Анастасиевская часовня