Ансамбль Снетогорского монастыря

Ансамбль Снетогорского монастыря
1309-1990

Ансамбль Снетогорского монастыря расположен на высоком обрыве правого берега излучены реки Великой. Территория монастыря делится практически на две части - нижний парк и верхнюю террасу, на которой и расположены все сооружения ансамбля. Святые ворота расположены в северо-западной части верхней террасы; собор Рождества Богородицы юго-восточнее ворот в 25 метрах от них. Южнее собора Никольский храм, севернее руины Вознесенской церкви. Верхняя терраса по периметру обстроена более поздними зданиями. Вся территория монастыря обнесена каменной оградой длиной 420 м. Собор Рождества представляет собой сложную композицию из четверика и 2-х приделов, притворов, трапезной и крыльца. Схема четверика храма полностью повторила в ХIV в. композицию перестроенного к тому времени Преображенского собора Мирожского монастыря. Собор Рождества Богородицы крестовокупольный трехабсидный храм. Его основной объем образуется взаимно пересекающимися нефом и трансцептом. Центральная апсида - в высоту нефа, две боковые понижены и примыкают к трансцепту. Диаконник и жертвенник отделены от поперечного нефа глухими стенами и образуют замкнутые помещения, соединяющиеся с центральной апсидой и четвериком узкими сквозными арками. В юго-западном и северо-западных углах храма помещения в два света с палатками на 2-м этаже, имеющими выход на хоры (дошедшие до нас каменные хоры построены не ранее ХV века). Вход на хоры из притвора по внутренней лестнице. Перекрыты концы креста полуцилиндрическими сводами. Барабан покоится на пониженных подпружных арках. Почти все оконные проемы четверика растесаны. Хорошо сохранились лишь щелевидные окна барабана. Покрытие четверика четырехскатное, скрывающее следы первоначального позакомарного покрытия. Барабан надложен, глава в форме луковицы. Фасады храма представляют собой свободные от декора плоскости, сохранившие частично свои первоначальные формы, в частности, декоративные арки в восточной части северного и южного фасада. Барабан украшен 5-ю рядами орнамента, нижние треугольные арочки относятся к ХIV в.,геометрический орнамент остальных рядов - к ХVI в. (бегунец, поребрик, бегунец, аркатурный пояс). Притворы и трапезная храма перекрыты системой полуцилиндрических сводов (с распалубками в притворе). Приделы перекрыты крестовыми сводами. В обоих приделах видны следы от заложенных кирпичей световых барабанов. Крыльцо ХVII в. почти полностью утратило украшавшие его прежде муравленые печные изразцы. Декор поздних пристроек храма сохранил формы ХVIIIв. с характерными для того времени мелкими членениями стен и наличниками окон. Материал стен - известняковая плита, кровля металлическая. Размер памятника 32х24 м. Роспись собора Древние росписи сохранились почти на всех стенах. Они выполнены в технике фрески. Первоначальный вид фресок нарушен. Колорит росписи весьма далек от первоначального. На поблекшем лазурном фоне преобладает кирпично-красный цвет типа сиены жженой, на одеждах грязно-белый оттенок с пробелами. В сюжетном отношении росписи центральной апсиды, парусов, подпружных арок каноничны. В северном и южном рукавах помещаются праздничные сюжеты и композиции Богородичного цикла. 12 протоевангельских богородичных композиций расположены в три регистра по четыре фрески в каждом. Всю поверхность северной стены занимает "Успение" в апокрифических изводах. На южной стене композиции, помещенные в люнете свода и на верхних участках стены, отделены друг от друга разгранкой. Нижняя часть южной стены и примыкающая к ней западная стена содержат ряд эпизодов из цикла Рождества Христова. Отдельные эпизоды не имеют самостоятельного обрамления. На восточной стене фрески располагаются в три регистра. В нижнем представлены стоящие в рост святители, во втором и третьем, отделенные друг от друга разгранкой многофигурные композиции: четыре композиции в северном и четыре в южном рукавах. Самой примечательной росписью храма является композиция "Страшного суда". Она дает не только самую подробную для ХII-ХIV вв. картину страшного суда, но и содержит в себе ряд деталей, не встречающихся более ни в каком другом памятнике. Изображение князей Бориса и Глеба, расположенное в диаконнике относится скорее к концу ХV - началу ХVI в. В целом иконография снетогорской росписи обнаруживает ряд существенно новых тенденций. Это использование апокрифических источников и применения в росписи специфических русских иконографических сюжетов ("Покров", "О тебе радуется"). Никольская трапезная церковь Очень сильно перестроена и надстроена. Основной объем храма читается только с восточной и северной стороны. Внутри интерьер собора разделен на мелкие объемы служебных помещений детского санатория. Под кровлей храма (четырехскатной) обнаружено основание древнего барабана. Над ним в настоящее время надстроен ложный барабан с луковицей. Надложены и стены четверика. Стены храма сложены из плиты. Вознесенский храм восьмиугольный в плане, сохранился в руинах. Два этажа- подклет и надземный этаж имеют изолированные входы. В надземной части восьмигранное помещение перекрытое коробовым сводом с распалубками. Подклет представляет собой подобный объем. Спуск в подклет по внутри стенной лестнице. Стены выложены из известняковой плиты. Толщина стен 5-5.5м. Размер храма 18 м( по большой диогонали восьмигранника).
Первое упоминание о монастыре относится к 1299 году, когда обитель была разорена лифляндцами и при этом был убит ее первый игумен Иосааф вместе с 16 иноками. В монастыре была распространена система денежного вкладничества. Эта система искажала суть иночества и уподобляла монастырь городской общине. Благодаря этой системе обитель считалась первою из четырех больших псковских монастырей: Мирожского, Великопустынного и Елизарова. Главным промыслом монастыря была рыбная ловля. Уже в ХIVв. монастырь имел свое подворье в Пскове и проезжий двор в Гдове. Монастырь владел значительными земельными угодьями. Каменное строительство ведется в монастыре с начала ХIVв. В 1310г. -"... заложена бысть церковь святыя Богородицы Снятные горы, камена при игумене Иове; и свершена быть в лето в 6819(1311)"./ В 1313г. церковь во имя Рождества Богородицы была расписана фресками, о чем свидетельствует памятка на полях псковского паримейника: -"А на Горе церковь печати писати..." В 1493 году во время пожара в монастыре пострадал храм Рождества Богородицы. В конце ХVIв. роспись забелили, т.к. она была испорчена во время осады Пскова войсками Стефана Батория. В 1909 году роспись случайно обнаружена под осыпавшейся побелкой. Вторым значительным сооружением в ансамбле Снетогорского монастыря была церковь Николы Чудотворца. Упоминание об этом есть в первой Псковской летописи: "... Того же лета (7027) свершена бысть церковь каменная святый Николы, на Снетнои горы с трапезною, теплая церковь на погребах". Впоследствии церковь была объединена с домом архиерея. В ХVI в. в монастыре была построена Вознесенская церковь "под колоколы". Ее изображение есть на клейме иконы с житием Саввы Крыпецкого. Церковь имела форму правильного восьмиугольника и делилась на 3 этажа. Увенчана она была шатровой колокольницей с колоколами и "боичными" часами. В ХVIIв. построены Святые ворота монастыря. О дате их сооружения письменных источников не найдено, но архитектурные формы ворот позволяют отнести их к этому времени. Первые кельи монастыря были деревянными. В течение ХVI-ХIXвв. монастырь богатеет и расстраивается. Появляется трапезная, каменные кельи, архиерейские покои, всевозможные хозяйственные постройки: конюшенный двор, амбары. Со Снетогорским монастырем связаны различные исторические события. Он является 1-м оборонительным рубежом на подходах к Пскову с севера. Не имея крепостных сооружений, монастырь не мог надолго задержать врагов. В конце ХVIв. войска Стефана Батория заняли и разграбили монастырь. В 1615 г. Снетогорский монастырь был занят войсками шведского короля Густава Адольфа. В 1805 г. монастырь упразднен и превращен в загородный архиерейский дом. На протяжение ХIX-XX вв. на территории монастыря появился ряд построек, не представляющих архитектурной ценности. Территория монастыря получила невысокую каменную ограду с маленькими угловыми башнями. В 1933 году была разобрана колокольня. От нее сохранились частично лишь 2 этажа. В 1941 году немецко-фашистские захватчики устроили на территории дом отдыха офицеров. В Рождественском соборе была конюшня. С 1947 года в бывшем монастыре находится детский соматический санаторий. В течении XVI-XVIII вв. собор Рождества Богородицы, который первоначально имел четверик с притвором, перестраивается. К западу объем храма увеличивается за счет трапезной, которую соединили с собором, пробив его западную стену. С севера и юга пристраиваются два теплых придела ( Иоанна Предтечи и Иоанна Крестителя). Вероятно вместе с пристройкой указанных объемов было перестроено на четырехскатное первоначальное закомарное покрытие храма. В пользу существования изначального притвора говорит следующая запись: ... В лето 6925 (1417) того же лета крестивися князь Григории на Снятной Горе постригся, и положен бысть в притворе на лесной стороне... (Пск.лет. П. М.,1955.) и целый ряд особенностей архитектурной композиции собора. Перестройка покрытия повлекла за собой надстройку барабана (т.к. при новой кровле он стал казаться коротким) и изменение формы главы. В конце ХVIIв. было пристроено украшенное изразцами крыльцо, которое впоследствии оказалось встроенным в пристройки ХVIIIв. Оконные проемы четверика все расширены, за исключением щелевидных окон барабана. Письменных источников о перестройках храма не сохранилось, они сгорели во время пожара 1710г., поэтому датировка всех перестроек собора требует уточнения. Никольская трапезная церковь очень сильно пострадала от переделок. Даты переделок также пока не известны, можно лишь предполагать, что памятник потерял свой первоначальный облик в 1805 г. при пристройке к нему архиерейского дома. О перестройках Вознесенской церкви - колокольни в связи с ее утратой мы можем судить лишь по известным нам архивным источникам. Первый раз колокольня была перестроена в ХVIII столетии. В описи 1802 года она описана как двухэтажный объем на погребах увенчанный главой с деревянным лемехом. Кровля колокольни тесовая. На ней 13 колоколов. В ноябре 1904 года все деревянные части колокольни сгорели и по проекту епархиального архитектора Назимова в 1907 г. ее вновь увенчали шпилем. В 1932-1935 гг. колокольня была разобрана. Уцелели лишь два нижних яруса ХVI в. Святые ворота были искажены переделками и частично разрушены в ХVIII-ХХ вв. Проезжая часть и палатка были приспособлены под хозяйственные и жилые помещения.

Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку
  • 15 001
  • 5

    Комментарии 5

    Денис
    Денис от 10 мая 2008 20:04
    Очень красивые фото и живописные места. Был там однажды, правда роездом. Всегда любил географию и историю России.

    Спасибо автору за красивые фото и интересный рассказ!
    vikariy
    vikariy от 16 июля 2008 11:40
    Обогатить такими чудными фотографиями Интернет - вот настоящая любовь к России и своему краю. Это и есть патриотизм. Профессионализм фотографа неоспорим. Спасибо!
    елена
    елена от 19 июля 2011 23:42
    очень скучаю по пскову и снетогорс

    кому монастырю

    так господу было угодно что я и моя дочь катюшка проживали

    и трудились

    во славу Божию в 2010 году архимандр

    иту Гермогену

    матушке людмиле и с сестрами низкий поклон и Божьева благослов

    ения
    Андрей
    Андрей от 20 декабря 2014 06:56
    К сожалению, статья содержит большое количество ошибок и неточностей, а допущеные опечатки затрудняют чтение и понимание. Почему-то не указан автор.
    Евгения от 31 августа 2015 17:29
    Здравствуйте! Вы пишете, что к Рождественскому собору были пристроены два придела с севера и юга (Иоанна Предтечи и Иоанна Крестителя). Может я и ошибаюсь, но упомянутые вами святые - одно лицо. Спасибо, Евгения.
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent