КУШЕЛКА
КУШЕЛКА -РЕКА МОЕГО ДЕТСТВА
Много копий по поводу прозвания наших местностей не ломали. О Кушелке говорили, что топоним мог произойти от старого псковского и новгородского понятия кушевая вода. Кушевая вода - вода болотная. Старики говорили: «Пить нечего, а кушевая вода плохая».
Эта гипотеза имеет под собой основание, т.к. истоком собственно реки Кушелки является совершенно заиленное Рыжиково озеро. Далее река проходит низинным (фактически болотным) местом к юго-востоку от деревни Борки (правильно Борок, от бор - брать; здесь когда-то на Рождество Богородицы была ярмарка). Болото близ Борков образовано некой плотиной. Тут и деревня была - Мельничище.
Г.Г. Трусман в исследовании XIX века отмечает, что в Эстонии существует деревня «Kuusala». Очень близкое по звучанию название. Название Кушелка Трусман производит от финского «kuusi-la» - еловник. Он же отмечает, что в Эстонии XIII века существовала река того же наименования.
С большой долей вероятности можно констатировать, что Трусман прав. Правы и другие топонимисты, объясняющие одни и те же названия по-разному. Такова наука топонимика. Немного далее дадим и мы свою версию объяснения древнего гидронима Кушелка. Он, очевидно, старше названия деревни Кушела.
Гидронимы - самые древние из названий. Они доносят нам несказанный колорит ушедших эпох и частички давно забытых языков.
В бывшем Щепецком Погосте, что в ареале рек Крапивенки, Веенки, Руи, Яны и Плюссы, была некогда деревенька Кусёлкино. Затем жители переименовали ее в Кушелкина.
В Кингисеппском районе есть место и речка Солка. По созвучию очень похоже на Кушелка, если допустить, что «ку» - это какая-то приставка чужого языка (на сколько он нам чужой, можно спорить).
Разделив слово «Кусолкина» на составляющие, получаем «Ку-солки-на» (Трусман разделял «kuusi-la»). Солка в новгородских наречиях - это соль или соли. Отсюда многочисленные производные: Сольцы, Солонь, Солкова, Соловец, Солоницко, Соль Новая, Солца. Действительно, встарь по берегам реки Шелони новгородцы черпали из некоторых колодцев соляной раствор, т.н. выварную соль. Соль попросту выпаривали.
В псковской же традиции в подобных словообразованиях было обычаем заменять букву «с» на букву «ш». Поэтому гипотетическая река Солонь с десятками варниц могла обратиться в Шелонь. Попутно заметим, что берег Шелони когда-то был магистральным путем из Пскова в Новгород.
По аналогии наши гипотетические Кусолки можно смело обратить в Кушолки, а Солки в Шолки. Мы ж на псковской земле квартируем.
Какие же соли есть у нас? Вопрос не очень сложный. Край богат древнейшим ископаемым - известняком. Известь от греческого «асбест» (asbestos). Соединение металла (или металлоида) с кислородом дает окись. Известняк (древн.) - здесь: кальций.
В средние века к соли относили такие вещества, которые ничего общего с солью не имели, например, сахар. Ньютон даже воду поместил в разряд солей.
Пережженный в течение 3-х дней известняк становится легким продуктом - известью, которую гасят водой. Далее с примесью песка и других веществ ее можно применять в строительном деле. Что до строительства, то округа целые крепости возводила. Это Ивангород, Нарва, Гдов, Копорье и проч. Не будем приводить все наши топонимы по камню, но это серия Каменок, Порховок и т.п. По берегам Луги, Наровы, Плюссы, Великой, Гдовки множество т.н. «приямок» -карьеров и карьерчиков известняковой плиты, все плитоломки.
Не стоит завидовать адовой работе добытчиков камня. Их орудия были просты, как мир, -лом, кирка, клин. Ломали и возили плиту только летом. Зимой разработки замерзали и камни намертво спаивались льдом.
Дрова заготавливали всю зиму. Обжиг располагался строго у воды. Один из карьеров у Иван-родника, т.н. Теплые воды.
Мой дед по матери был потомственный плитолом. Именно по своей профессии, по комсомольской путевке, он приехал из Пскова на строительство Гдовских сланцев в 1934 году. Ломали они на Плюссе, слева от Кировского моста, у родничка. Есть в семье и знаковая фамилия - Подплитниковы.
Между ул. Малопольской и д. Малые Поля расположены некие округлые и продолговатые сооружения, т.н. «печи». В них и обжигали плиту. О технологии напишем в иной статье (это довольно интересно).
Три-четыре совмещенные полусферические печи имеют срезанный верх. Диаметр отдельной печи - до 3-х метров. Нужно было со знанием дела загружать такую махину, которую жгли три дня. Интересно, что полуциркульные стены печного комплекса были обмазаны связующим, чем-то на основе глины. Этот состав до сих пор сохранился.
Другие печи (их основное количество, более дюжины) имеют прямоугольную форму. В основной массе печи порушены огнем и временем. Известняк - материал не прочный, не гранит. Между тем, в сторону деревни Малые Поля сохранилась одна не работавшая ни разу печь. Она сегодня превращена в сарайчик (над ней возведена крыша). Печь-сарайчик очень напоминает киево-печерскую келью, а все сооружение - собрание келий - монастырь. Была ли здесь «кино-вия» (общежитийный монастырь), - выяснить, очевидно, не удастся, но топоним «Подкино» (деревня расположена невдалеке) содержит формант «кино» (возможно, что не случайно).
Попутно отметим, что в ареале села Ложголово, в правобережье реки Луга, есть деревня с тем же топонимическим формантом «кино» - Киноши. В левобережье же, напротив Кино-ши, устье ручья или речки Киношки. Место расположено недалеко от знаковых деревень, сегодня сведенных: Муравейно и Поречье. Располагались они при старинной переправе, которой в XIX веке владели помещики Шкляревичи.
Возможно, формант «кино» имет какое-то древнефинское происхождение, К сожалению, местной финской топонимикой мало занимаются специалисты. Можно сказать, вообще никто не занимается финской, ижорской, водской и эстонской топонимикой в нашем регионе. - Нет финансирования, как нет его вообще на региональную историю.
Возвращаясь к теме киновии, следует упомянуть, что, по сведениям Ефима Андреева, когда-то какие-то монахи поставили часовню между Малыми и Большими Полями. Возникает закономерный вопрос, где она могла находиться и почему ее поставили монахи? Другой вопрос: в честь чего была поставлена часовня пришлыми монахами?
Сегодня представляется, что между Малыми и Большими Полями это могло быть у какого-то моста-переправы, у т.н. «кошелей», в которые ловили сплавляемые дрова и бревна. Кошели (название запони, слышано не от стариков) являлись местной особенностью, своеобразным наплавным мостом. Их могли делать достаточно широкими, из многих рядов бревен, чтобы лошадь с телегой могла перейти Плюссу.
Сегодня о переправах вспоминают весьма смутно, но можно воспользоваться справочным материалом. Источники по поводу запоней (запонов) сообщают, что на спокойной реке запонь была в 2-3 бревна, а на быстрой до 12 бревен. Одна из долгожительниц сообщила, что больше-польские детишки бегали в школу деревни Кривая Лука через наплавной мостик из пары бревен.
Из приведенного видно, что часовня вполне могла когда-то находиться у переправы. То, что переправу могли содержать монахи того же польского монастыря, - без сомнения. Монастырь и был поставлен для фискально-контрольных целей в месте переправы. Монастыри активно занимались коммерческой деятельностью. Жаль, что легенды о монастыре на сегодняшний день забыты. Были ли какие-то монахи где-то на берегу, были ли они в месте обжига (для контроля или для работы), остается гадать.
Переписные книги вещают, что прихрамовые деревни Карповщина и Свиридово принадлежали той или иной церкви. Сами монахи обязаны были работать там, куда пошлет игумен. Настоящий игумен мимо прибыли не пройдет. На то он и игумен.
Брокгауз и Ефрон:
«Киновия
От греч. kolvog - общий, и Bio§ - жизнь - название нынешних так называемых общежительных монастырей, в которых братия не только стол, но и одежду и т.п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а, со своей стороны, весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. Не только простые монахи, но и настоятели таких монастырей ничем не могут располагать на правах собственности; их имущество не может быть ими ни завещаемо, ни раздаваемо. Настоятели в таких монастырях избираются братией монастыря и лишь утверждаются в должности, по представлению епархиального архиерея, Св. синодом».
Печи, а это целый комплекс индивидуальных к XIX веку производств, расположены достаточно высоко, над рекой. Отсюда, чтобы транспортировать продукцию, нужно было спускать облегченные плиты к воде, на специальные транспортные суда-лодки. Делали это в редкопле-теных мешках. Основной потребитель был в Нарве (около 15 тысяч населения в ней до 1917 года). В это же время Никольский храм собирал на праздник едва 100-200-300 человек. Все уходили в город, Все жили Нарвой, так тогда говорили.
Примечательно, что о каких-то монастырских пещерах упоминают в связи с монастырским прудом. Они располагались за общежитием техникума, но сейчас не видны. От пруда осталась низина, а пещеры засыпаны. Были ли это печи или какие-то добычные места, сегодня никто не скажет.
Является ли известь солью? С точки зрения химии, да. Это соединение щелочи и кислоты в одно. Наши предки прекрасно знали это. Солью прозывались не только всякие купо-росы и незаменимая NaCI, но и ГИПС, ИЗВЕСТЬ, МЕЛ (Даль; см. соль).
О непонятной сегодня приставке «ку» следует сказать особо. Это древнейший, вышедший из современного словообразования элемент. Поэтому лингвистические аналоги следует искать в таких же древних рудиментах. Приведем здесь слова: кубышка, кубарь (волчек), кубас (буй), кузло (кузня), кузов, кукушка, кукан, кулак, кулейка (обрез ткани). Абсолютное большинство их говорит нам о чем-то малом возле чего-то большого, о малом, которое стремится приблизиться к большому. Свидетельствует о нахождении чего-то возле чего-то:
Кубышка - узкогорлая посуда.
Кубарь - шар на ножке, волчок.
Кубарь - шар на привязи, буй или якорный поплавок.
Кулак - большее на меньшем, основное на второстепенном.
Кузло - деньги; большое и малое кузло, кузло новгородское (XVI в.). Была поговорка: «Кузнец, что ни стукнул, то гривна».
Кузло - кузня (второе значение) - кузнецы считались сродни колдунам; по поверьям, они были причастны к темным злым силам, были как бы возле них.
Глаголы «кувылять (ковылять), кувырять (ковырять), кувякать (вякать), кудакать (кудахтать), куковать, кудесить» и т.д. Все действия как бы полудействия, неполноценно-ущербные, стремящиеся к истинным.
По логике, приставка «ку» - это современное «к». Можно реконструировать первооснову понятия: к-солка (новг.), к-шолка (пек.). Связующие буквы в древности были не те, что сейчас. Мы бы сказали, скорее Кашелка или Кошелка. Такие слова сегодня у нас есть. Предки предпочитали букву «у». В данном случае образовалось известное слово Кушелка.
«К» - предлог, обозначает направление в сторону чего-либо. Здесь к соли. Таких мощных разработок ископаемого в бассейне речушки попросту не было.
Плюсса была издревле экономическо-транспортной артерией. Оно и понятно. Менталитет тогдашнего населения обусловил приниженное положение жителей бассейна Кушелки относительно жителей на берегах большой реки. По Плюссе формировались издревле какие-то городища, к примеру, Крапивно и Курея. В город могла перерасти группа деревень при Никольском монастыре. Другой вопрос, что они не выросли в большое поселение -город (для этого были свои причины).
«Ка» на конце слова Кушелка - обычный словообразующий элемент, но опять же свидетельствующий о некоем приниженном значении самого прозвания (ср. дурилка, картонка, бумажка, букашка).
Поскольку любой топоним образуется сложно, правомерно рассмотреть и корень «сел».
Сел-село-сёла. Село - большое поселение, с церковью. Сельцо - поселение поменьше, но с усадьбой землевладельца Они тяготели к водной артерии, к матушке Плюссе. Она кормила, она и поила. Сел больше на Плюссе, их меньше по Кушелке. Единственное село по Кушелке - Кушела. В нем многие века часовня была. В остальном схема построения слова Кушелка та же.
Если разобраться, то кто-то может гордиться тем, что наша соль (известь) навеки скрепила камни древнейших храмов и крепостей округи.
Ближайшая местность у устья Кушелки изобиловала деревнями. Многокилометровое ожерелье поселений практически непрерывно опоясывает Плюссу на всем протяжении водного неудобья. Это быстрина, пороги и броды. Здесь непроходимая водная артерия. Собственно, отсюда и повелось бы наше градообразование в стародавние времена, не изменись исторические условия. Когда-то река была важна как путь миграции, войны и торговли. Но это следующий рассказ, не столь спешный.
Кушелка пересекает в своем течении три важных в прошлом района. Это Никольский административно-хозяйственный узел (современный город Сланцы), нагищенская фискально-военная система тысячелетней давности (она существовала более 500 лет) и ландшафт-но-исгорическая жемчужина озер Рыжиково и Кушельское. Здесь был когда-то административный центр Кушельской губы - село Кушела.
Жаль, но в низовьях река утеряла свой заключительный эстетический аккорд. Людским нерадением уничтожен Гавриловский пруд, а также усадьба. Ухоженное место и хозяйство у водопада многие годы радовало глаз радетельных хозяев. Пруд и сегодня мог бы кормить город рыбой, но для этого нужны желание, средства и люди. Где их взять?
Соль (известь) относится к разряду наиважнейших строительных материалов. Ее до сих пор производят на цементном заводе. Можно сказать, что старинное производство разрослось и стало заводом. Сегодня известь - компонент цемента. Камня у нас в достатке, производственники не уродуют берег реки и берут его в близлежащем карьере Печурки. Само название карьера, по названию деревни, говорит о старинном промысле местников. А рядом деревня Каменка. Опять название говорит о добыче плиты. Интересно, что встарь добывающие плиту деревни конкурировали. Чья-то известь была лучше, а чья-то хуже. Одна плита шла на обжиг, а другая нет. Плита разделялась по цвету: белая и серая, но все это вопросы технологии.
Аспект пищевой соли достаточно широк. Соль пищевая раньше иногда служила амулетом. Солью кое-где обрызгивали новорожденных, молодых, дойных и тельных коров. Кусочки соли бросали в печь от сглаза. Просыпать соль - к ссоре. Чтобы предотвратить ссору, надо посыпать просыпанной солью голову. Поговорки: «Любящий соль да запьет», «Без попа, что без соли».
Действие по производству соли раньше называлось «сольба». Промысел по добыче плиты мог быть чьим-то кормлением. В какой-то период ломками мог владеть монастырь или частник. Кормление первоначально означало способ содержания должностных лиц. Лица эти могли получать от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей. Надо было лишь завладеть ломками. До самых революций частные ломки сдавали в аренду.
Понятия, могущие касаться до промысла: соляное правление, держание дела, получение соответствующей подати, в т.ч. за провоз рекой. Соляные села, деревни - касающееся до работ. Солевозы - люди и транспорт. Солевозные пути-дороги и солеродные ключи. Солепромышленников пятьсот лет назад не было, но могли быть соленосцы. Могли быть копи и буды для хранения. Очевидно, существовало производство соответствующего транспорта и тары.
Сегодня мы знаем таблицу Менделеева и тысячи производных от солей. В древности такого разнообразия не было. Трудно представить, но некогда и железа не знали. В те времена и образовалось множество названий. Можно предположить, что промысел извести мог называться «солка» или «соление» (ср. кормление).
Солка - имя собственное, возможно, прозвание местности (вспомним д. Солка близ Кингисеппа; она тоже на берегу реки, и там существуют берега с выходами известняка). Малый водный поток Кушелка или Кусолка (финны всегда говорили на «с») бежал именно к Солке - к Шолке.
Топонимы на «ш» от шолки (они тоже во множестве) следующие: Шолова, Шоловское, Шолоно, Шолонское, Шолодково, Шолайкова. Через «е»: Шелонское, Шелоня. Очень многие по реке Шелонь (названия конца XV века).
Наконец, все наши предки жили в обширной Шелонской пятине Великого Новгорода, иначе в Солонской пятине, богатой солью пищевой и солью-известью.
Такие вот коллизии в нашей повседневной заземленности. Не все очевидное нам зна-емо нами. История вымывается из сознания сама по себе. Плохо, но иногда этому способствуют некие высшие понятия и новоявленные мессии. Давно пора писать историю края, не к штыку приравняв перо, а толково, обстоятельно, вдумчиво. Соседи наши в Ямбурге уже учебник краеведческий выпустили. Дело за нами.
Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
Много копий по поводу прозвания наших местностей не ломали. О Кушелке говорили, что топоним мог произойти от старого псковского и новгородского понятия кушевая вода. Кушевая вода - вода болотная. Старики говорили: «Пить нечего, а кушевая вода плохая».
Эта гипотеза имеет под собой основание, т.к. истоком собственно реки Кушелки является совершенно заиленное Рыжиково озеро. Далее река проходит низинным (фактически болотным) местом к юго-востоку от деревни Борки (правильно Борок, от бор - брать; здесь когда-то на Рождество Богородицы была ярмарка). Болото близ Борков образовано некой плотиной. Тут и деревня была - Мельничище.
Г.Г. Трусман в исследовании XIX века отмечает, что в Эстонии существует деревня «Kuusala». Очень близкое по звучанию название. Название Кушелка Трусман производит от финского «kuusi-la» - еловник. Он же отмечает, что в Эстонии XIII века существовала река того же наименования.
С большой долей вероятности можно констатировать, что Трусман прав. Правы и другие топонимисты, объясняющие одни и те же названия по-разному. Такова наука топонимика. Немного далее дадим и мы свою версию объяснения древнего гидронима Кушелка. Он, очевидно, старше названия деревни Кушела.
Гидронимы - самые древние из названий. Они доносят нам несказанный колорит ушедших эпох и частички давно забытых языков.
В бывшем Щепецком Погосте, что в ареале рек Крапивенки, Веенки, Руи, Яны и Плюссы, была некогда деревенька Кусёлкино. Затем жители переименовали ее в Кушелкина.
В Кингисеппском районе есть место и речка Солка. По созвучию очень похоже на Кушелка, если допустить, что «ку» - это какая-то приставка чужого языка (на сколько он нам чужой, можно спорить).
Разделив слово «Кусолкина» на составляющие, получаем «Ку-солки-на» (Трусман разделял «kuusi-la»). Солка в новгородских наречиях - это соль или соли. Отсюда многочисленные производные: Сольцы, Солонь, Солкова, Соловец, Солоницко, Соль Новая, Солца. Действительно, встарь по берегам реки Шелони новгородцы черпали из некоторых колодцев соляной раствор, т.н. выварную соль. Соль попросту выпаривали.
В псковской же традиции в подобных словообразованиях было обычаем заменять букву «с» на букву «ш». Поэтому гипотетическая река Солонь с десятками варниц могла обратиться в Шелонь. Попутно заметим, что берег Шелони когда-то был магистральным путем из Пскова в Новгород.
По аналогии наши гипотетические Кусолки можно смело обратить в Кушолки, а Солки в Шолки. Мы ж на псковской земле квартируем.
Какие же соли есть у нас? Вопрос не очень сложный. Край богат древнейшим ископаемым - известняком. Известь от греческого «асбест» (asbestos). Соединение металла (или металлоида) с кислородом дает окись. Известняк (древн.) - здесь: кальций.
В средние века к соли относили такие вещества, которые ничего общего с солью не имели, например, сахар. Ньютон даже воду поместил в разряд солей.
Пережженный в течение 3-х дней известняк становится легким продуктом - известью, которую гасят водой. Далее с примесью песка и других веществ ее можно применять в строительном деле. Что до строительства, то округа целые крепости возводила. Это Ивангород, Нарва, Гдов, Копорье и проч. Не будем приводить все наши топонимы по камню, но это серия Каменок, Порховок и т.п. По берегам Луги, Наровы, Плюссы, Великой, Гдовки множество т.н. «приямок» -карьеров и карьерчиков известняковой плиты, все плитоломки.
Не стоит завидовать адовой работе добытчиков камня. Их орудия были просты, как мир, -лом, кирка, клин. Ломали и возили плиту только летом. Зимой разработки замерзали и камни намертво спаивались льдом.
Дрова заготавливали всю зиму. Обжиг располагался строго у воды. Один из карьеров у Иван-родника, т.н. Теплые воды.
Мой дед по матери был потомственный плитолом. Именно по своей профессии, по комсомольской путевке, он приехал из Пскова на строительство Гдовских сланцев в 1934 году. Ломали они на Плюссе, слева от Кировского моста, у родничка. Есть в семье и знаковая фамилия - Подплитниковы.
Между ул. Малопольской и д. Малые Поля расположены некие округлые и продолговатые сооружения, т.н. «печи». В них и обжигали плиту. О технологии напишем в иной статье (это довольно интересно).
Три-четыре совмещенные полусферические печи имеют срезанный верх. Диаметр отдельной печи - до 3-х метров. Нужно было со знанием дела загружать такую махину, которую жгли три дня. Интересно, что полуциркульные стены печного комплекса были обмазаны связующим, чем-то на основе глины. Этот состав до сих пор сохранился.
Другие печи (их основное количество, более дюжины) имеют прямоугольную форму. В основной массе печи порушены огнем и временем. Известняк - материал не прочный, не гранит. Между тем, в сторону деревни Малые Поля сохранилась одна не работавшая ни разу печь. Она сегодня превращена в сарайчик (над ней возведена крыша). Печь-сарайчик очень напоминает киево-печерскую келью, а все сооружение - собрание келий - монастырь. Была ли здесь «кино-вия» (общежитийный монастырь), - выяснить, очевидно, не удастся, но топоним «Подкино» (деревня расположена невдалеке) содержит формант «кино» (возможно, что не случайно).
Попутно отметим, что в ареале села Ложголово, в правобережье реки Луга, есть деревня с тем же топонимическим формантом «кино» - Киноши. В левобережье же, напротив Кино-ши, устье ручья или речки Киношки. Место расположено недалеко от знаковых деревень, сегодня сведенных: Муравейно и Поречье. Располагались они при старинной переправе, которой в XIX веке владели помещики Шкляревичи.
Возможно, формант «кино» имет какое-то древнефинское происхождение, К сожалению, местной финской топонимикой мало занимаются специалисты. Можно сказать, вообще никто не занимается финской, ижорской, водской и эстонской топонимикой в нашем регионе. - Нет финансирования, как нет его вообще на региональную историю.
Возвращаясь к теме киновии, следует упомянуть, что, по сведениям Ефима Андреева, когда-то какие-то монахи поставили часовню между Малыми и Большими Полями. Возникает закономерный вопрос, где она могла находиться и почему ее поставили монахи? Другой вопрос: в честь чего была поставлена часовня пришлыми монахами?
Сегодня представляется, что между Малыми и Большими Полями это могло быть у какого-то моста-переправы, у т.н. «кошелей», в которые ловили сплавляемые дрова и бревна. Кошели (название запони, слышано не от стариков) являлись местной особенностью, своеобразным наплавным мостом. Их могли делать достаточно широкими, из многих рядов бревен, чтобы лошадь с телегой могла перейти Плюссу.
Сегодня о переправах вспоминают весьма смутно, но можно воспользоваться справочным материалом. Источники по поводу запоней (запонов) сообщают, что на спокойной реке запонь была в 2-3 бревна, а на быстрой до 12 бревен. Одна из долгожительниц сообщила, что больше-польские детишки бегали в школу деревни Кривая Лука через наплавной мостик из пары бревен.
Из приведенного видно, что часовня вполне могла когда-то находиться у переправы. То, что переправу могли содержать монахи того же польского монастыря, - без сомнения. Монастырь и был поставлен для фискально-контрольных целей в месте переправы. Монастыри активно занимались коммерческой деятельностью. Жаль, что легенды о монастыре на сегодняшний день забыты. Были ли какие-то монахи где-то на берегу, были ли они в месте обжига (для контроля или для работы), остается гадать.
Переписные книги вещают, что прихрамовые деревни Карповщина и Свиридово принадлежали той или иной церкви. Сами монахи обязаны были работать там, куда пошлет игумен. Настоящий игумен мимо прибыли не пройдет. На то он и игумен.
Брокгауз и Ефрон:
«Киновия
От греч. kolvog - общий, и Bio§ - жизнь - название нынешних так называемых общежительных монастырей, в которых братия не только стол, но и одежду и т.п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а, со своей стороны, весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. Не только простые монахи, но и настоятели таких монастырей ничем не могут располагать на правах собственности; их имущество не может быть ими ни завещаемо, ни раздаваемо. Настоятели в таких монастырях избираются братией монастыря и лишь утверждаются в должности, по представлению епархиального архиерея, Св. синодом».
Печи, а это целый комплекс индивидуальных к XIX веку производств, расположены достаточно высоко, над рекой. Отсюда, чтобы транспортировать продукцию, нужно было спускать облегченные плиты к воде, на специальные транспортные суда-лодки. Делали это в редкопле-теных мешках. Основной потребитель был в Нарве (около 15 тысяч населения в ней до 1917 года). В это же время Никольский храм собирал на праздник едва 100-200-300 человек. Все уходили в город, Все жили Нарвой, так тогда говорили.
Примечательно, что о каких-то монастырских пещерах упоминают в связи с монастырским прудом. Они располагались за общежитием техникума, но сейчас не видны. От пруда осталась низина, а пещеры засыпаны. Были ли это печи или какие-то добычные места, сегодня никто не скажет.
Является ли известь солью? С точки зрения химии, да. Это соединение щелочи и кислоты в одно. Наши предки прекрасно знали это. Солью прозывались не только всякие купо-росы и незаменимая NaCI, но и ГИПС, ИЗВЕСТЬ, МЕЛ (Даль; см. соль).
О непонятной сегодня приставке «ку» следует сказать особо. Это древнейший, вышедший из современного словообразования элемент. Поэтому лингвистические аналоги следует искать в таких же древних рудиментах. Приведем здесь слова: кубышка, кубарь (волчек), кубас (буй), кузло (кузня), кузов, кукушка, кукан, кулак, кулейка (обрез ткани). Абсолютное большинство их говорит нам о чем-то малом возле чего-то большого, о малом, которое стремится приблизиться к большому. Свидетельствует о нахождении чего-то возле чего-то:
Кубышка - узкогорлая посуда.
Кубарь - шар на ножке, волчок.
Кубарь - шар на привязи, буй или якорный поплавок.
Кулак - большее на меньшем, основное на второстепенном.
Кузло - деньги; большое и малое кузло, кузло новгородское (XVI в.). Была поговорка: «Кузнец, что ни стукнул, то гривна».
Кузло - кузня (второе значение) - кузнецы считались сродни колдунам; по поверьям, они были причастны к темным злым силам, были как бы возле них.
Глаголы «кувылять (ковылять), кувырять (ковырять), кувякать (вякать), кудакать (кудахтать), куковать, кудесить» и т.д. Все действия как бы полудействия, неполноценно-ущербные, стремящиеся к истинным.
По логике, приставка «ку» - это современное «к». Можно реконструировать первооснову понятия: к-солка (новг.), к-шолка (пек.). Связующие буквы в древности были не те, что сейчас. Мы бы сказали, скорее Кашелка или Кошелка. Такие слова сегодня у нас есть. Предки предпочитали букву «у». В данном случае образовалось известное слово Кушелка.
«К» - предлог, обозначает направление в сторону чего-либо. Здесь к соли. Таких мощных разработок ископаемого в бассейне речушки попросту не было.
Плюсса была издревле экономическо-транспортной артерией. Оно и понятно. Менталитет тогдашнего населения обусловил приниженное положение жителей бассейна Кушелки относительно жителей на берегах большой реки. По Плюссе формировались издревле какие-то городища, к примеру, Крапивно и Курея. В город могла перерасти группа деревень при Никольском монастыре. Другой вопрос, что они не выросли в большое поселение -город (для этого были свои причины).
«Ка» на конце слова Кушелка - обычный словообразующий элемент, но опять же свидетельствующий о некоем приниженном значении самого прозвания (ср. дурилка, картонка, бумажка, букашка).
Поскольку любой топоним образуется сложно, правомерно рассмотреть и корень «сел».
Сел-село-сёла. Село - большое поселение, с церковью. Сельцо - поселение поменьше, но с усадьбой землевладельца Они тяготели к водной артерии, к матушке Плюссе. Она кормила, она и поила. Сел больше на Плюссе, их меньше по Кушелке. Единственное село по Кушелке - Кушела. В нем многие века часовня была. В остальном схема построения слова Кушелка та же.
Если разобраться, то кто-то может гордиться тем, что наша соль (известь) навеки скрепила камни древнейших храмов и крепостей округи.
Ближайшая местность у устья Кушелки изобиловала деревнями. Многокилометровое ожерелье поселений практически непрерывно опоясывает Плюссу на всем протяжении водного неудобья. Это быстрина, пороги и броды. Здесь непроходимая водная артерия. Собственно, отсюда и повелось бы наше градообразование в стародавние времена, не изменись исторические условия. Когда-то река была важна как путь миграции, войны и торговли. Но это следующий рассказ, не столь спешный.
Кушелка пересекает в своем течении три важных в прошлом района. Это Никольский административно-хозяйственный узел (современный город Сланцы), нагищенская фискально-военная система тысячелетней давности (она существовала более 500 лет) и ландшафт-но-исгорическая жемчужина озер Рыжиково и Кушельское. Здесь был когда-то административный центр Кушельской губы - село Кушела.
Жаль, но в низовьях река утеряла свой заключительный эстетический аккорд. Людским нерадением уничтожен Гавриловский пруд, а также усадьба. Ухоженное место и хозяйство у водопада многие годы радовало глаз радетельных хозяев. Пруд и сегодня мог бы кормить город рыбой, но для этого нужны желание, средства и люди. Где их взять?
Соль (известь) относится к разряду наиважнейших строительных материалов. Ее до сих пор производят на цементном заводе. Можно сказать, что старинное производство разрослось и стало заводом. Сегодня известь - компонент цемента. Камня у нас в достатке, производственники не уродуют берег реки и берут его в близлежащем карьере Печурки. Само название карьера, по названию деревни, говорит о старинном промысле местников. А рядом деревня Каменка. Опять название говорит о добыче плиты. Интересно, что встарь добывающие плиту деревни конкурировали. Чья-то известь была лучше, а чья-то хуже. Одна плита шла на обжиг, а другая нет. Плита разделялась по цвету: белая и серая, но все это вопросы технологии.
Аспект пищевой соли достаточно широк. Соль пищевая раньше иногда служила амулетом. Солью кое-где обрызгивали новорожденных, молодых, дойных и тельных коров. Кусочки соли бросали в печь от сглаза. Просыпать соль - к ссоре. Чтобы предотвратить ссору, надо посыпать просыпанной солью голову. Поговорки: «Любящий соль да запьет», «Без попа, что без соли».
Действие по производству соли раньше называлось «сольба». Промысел по добыче плиты мог быть чьим-то кормлением. В какой-то период ломками мог владеть монастырь или частник. Кормление первоначально означало способ содержания должностных лиц. Лица эти могли получать от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей. Надо было лишь завладеть ломками. До самых революций частные ломки сдавали в аренду.
Понятия, могущие касаться до промысла: соляное правление, держание дела, получение соответствующей подати, в т.ч. за провоз рекой. Соляные села, деревни - касающееся до работ. Солевозы - люди и транспорт. Солевозные пути-дороги и солеродные ключи. Солепромышленников пятьсот лет назад не было, но могли быть соленосцы. Могли быть копи и буды для хранения. Очевидно, существовало производство соответствующего транспорта и тары.
Сегодня мы знаем таблицу Менделеева и тысячи производных от солей. В древности такого разнообразия не было. Трудно представить, но некогда и железа не знали. В те времена и образовалось множество названий. Можно предположить, что промысел извести мог называться «солка» или «соление» (ср. кормление).
Солка - имя собственное, возможно, прозвание местности (вспомним д. Солка близ Кингисеппа; она тоже на берегу реки, и там существуют берега с выходами известняка). Малый водный поток Кушелка или Кусолка (финны всегда говорили на «с») бежал именно к Солке - к Шолке.
Топонимы на «ш» от шолки (они тоже во множестве) следующие: Шолова, Шоловское, Шолоно, Шолонское, Шолодково, Шолайкова. Через «е»: Шелонское, Шелоня. Очень многие по реке Шелонь (названия конца XV века).
Наконец, все наши предки жили в обширной Шелонской пятине Великого Новгорода, иначе в Солонской пятине, богатой солью пищевой и солью-известью.
Такие вот коллизии в нашей повседневной заземленности. Не все очевидное нам зна-емо нами. История вымывается из сознания сама по себе. Плохо, но иногда этому способствуют некие высшие понятия и новоявленные мессии. Давно пора писать историю края, не к штыку приравняв перо, а толково, обстоятельно, вдумчиво. Соседи наши в Ямбурге уже учебник краеведческий выпустили. Дело за нами.
Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005