Козья Гора

Козья Гора

Самое простое объяснение - на этой горе водились лесные олешки, по-местному козы.
Козел или Коза - языческие имена, не вошедшие в христианский именослов. Козел (соврем., - кличка; оскорбление в уголовной среде), а раньше Козлок - прямик, прямой и честный, но упрямый человек (Даль). Козиться - сердиться и выходить из себя. Коза - ссора. Пошла у них коза. Говорят и сегодня: «Я тебе сейчас козу сделаю».
Названия растений с основой «коз»: козловика (тмин), козыль (бессмертная трава, божье дерево), козелье (ежевика), козий рост, он же козья морда (малая ибунка), а также: козлобородник, козья жимолость, козья нога, козий язык, козий шарик; козельник - известная повсеместно у нас пижма. Козляк - гриб.
Козик - шалаш. В козиках после войны жили. Козик - ночлег, питание, иногда и одежда для пастуха, когда ходили по очереди к хозяевам. В козике живу, как пастух, т.е. ночую и питаюсь у людей, а то и в шалаше.
Кровать ставилась на козлы, на козлах были качели и мосты. Встарь стропила называли козлы. Их покрывали стружкой или тесом. Козулина - отдельная стропила (стропилина). Сушилка для сена делалась в виде козлов. Козлы же - приспособление для пилки дров. Говорили: «На козы дрова-то пилим». На приспособлении типа козы, по лесам да за спиной носили кирпичи, когда строили храм. Носить было высоко. Козловня - заведение по выделке козловой шкуры - сафьяна. Низшие сорта сафьяна делали из овечьих и телячьих шкур.
В музее Загривской школы есть лодочный светец из металла - коза. Он подсвечивал во время ночного лова (т.н. лучение рыбы). Для подсветки использовалась лучина. Коза ставилась на носу лодки. Такой же козой пользовались и на Долгом озере для ночного лова снетка. Доложского снетка (очень крупного по сравнению с чудским) ловили в первой трети мая, когда снеток выходил на т.н. сусмень - мель возле острова. Иногда с помощью козы и лучины подсвечивали при молотьбе. Жать в темноте считалось грехом. Ночная жатва оправдывалась только, если в доме не хватало рук, где семью поднимала вдова.
Козелки, они же козенки и козанки - игральные кости (они же бабки), кости, оставшиеся от скотины после варки студня. Козанки из костей ставили в ряд и сбивали - играли. Козелки - суставы ног. Козна - бита для игры. Кознь - водящий в игре. «Кто кознь, тот и козни строит» (отсюда известная поговорка). Козны ставят парам (парами). Кто не выбил, тот и наварил. - Кон кончился. Кознов нету - деньги ставили в заменку. Специально возили кознов. Казны - косточки от животных, которые находились в ногах. Козни ставят колодцем, и если он их сшиб, значит они его. Даль: «Козлок, козон, коэк, коэанок м. (козны, козанки), альчик, бабка, костыга, для игры в бабки. Сиб. кисть руки, завить, запястье или сустав, суставчик пальца. Козенник м. пек. бабочник, алечник, костыжник».
Коза - древнейшее слово праславянского происхождения. По изысканиям этнографов и фольклористов, на северной Псковщине, в т. ч. Гдовском районе, понятия коза и нива идентичны. Большое вероятие, что Козья Гора - это нива на горе.
Гдовичи раньше отстающей жнице кричали: «Тяни козу-то свою! Бе-е-е!» Это значило: «Дожинай скорее полосу свою, дожинай клок поля». «Зинка осталась на козы», - все уж выжали свои полосы, а она нет. Быть на козы - быть отстающим в работе. Коза - клок хлеба, покинутый на пашне несжатым.
Сегодня специалисты считают, что в средневековье в наших местах был некий зооморфный мифологический персонаж коза, ассоциативно связанный с нивой. Началом, объединяющим ниву и козу является плодовитость. Не случайно снопы в Чудском поозерье называются козленята. Молочение ржи обычно осуществляли не цепами, а вручную, на приспособлении типа скамейки, - на козлах.
Некогда был вид народной пляски «козел». Участники пляски стояли и мычали, похлопывая в ладоши, а два парня плясали: один за козла, другой за козу. Возможен забытый языческий ритуал.
И пляска, и игра не исключают память о неких приношениях в виде животных или их копыт. Могли быть жертвы в виде ног или мосталыг.
След ноги, лапы, копыта и руки издревле имел сакральную суть. В деревню Лужки предки нынешних жителей принесли т.н. Божий камешек со следами коз и других животных. Первоначальное нахождение камня было где-то у Доложской пещеры. Камень могли унести ввиду его языческой сути. Сегодня об этом камне понятия весьма смутные. В археологическом смысле это камень-следовик. Говаривали о козьих следах на неком камне в воде у Пещеры. Обнаружить его пока не удалось.
Под Козьей Горой в низинке через вязь, частенько звавшуюся встарь козьим бродом, имеется чтимый камень со следом Илии Пророка. К нему до сих пор приносятся цветы, деньги, свечи. На камне поставлен крестик. Рядом непременный колодец.
Этот камень, неизвестный археологам, представляет собой валун ледникового происхождения. Природная лентообразная выемка в верхней части напоминает длинный подработанный след. О локализации камня и о его датировке сегодня никто не скажет. До некоторых пор он лежал у часовни, что стояла на Ожевском повороте. Жительница д. Кошелевичи сказала, что камень лежал на Ожевской повертке.
Кроме камня, других археологических объектов в Козьей Горе неизвестно. Между тем, в Поречье, у начала лесной дороги, которая была вымощена приличными лесинами, лежит уникальный стрелообразный камень, указующий путь паломникам к храму и погосту. По этой дороге еще недавно можно было проехать на телеге. Мне приходилось ездить по ней на мотоцикле. Сегодня дорога заросла, а в церковь едут по другому пути, отсыпанному для машин.
Просто так указатели из камня никто не вырубал. Это единственный стрелообразный камень в присамрянском регионе. Археологическая ценность его в том, что он находится на своем исконном месте. Со временем археологи могут заняться его исследованием, чего нельзя сделать в отношении камня Илии Пророка. Поклонные камни представляют археологический интерес только в местах своей исконной локализации, когда возле них имеется т.н. культурный слой земли.
Деревни при Самро раньше имели т.н. погребальные камни. Они используются до сих пор при похоронах местников. Гробы по обычаю ставят около камней. На камни поставляются кутья и иконы. При камнях жители деревень прощаются с усопшими и далее скорбный груз везут на телеге. Место погребального камня называется в народе кутейник. Могли ли быть кутейники без камней, не знаю. Возможно, жители помнят о кутейнике, но не помнят о существовании на нем особого камня (д. Каменец).
Все известные мне камни располагались при часовнях или на выезде из деревень. В деревне Бор I камень находился при часовне. Камень удалось осмотреть. Он представляет собой колотый валун теской кверху. Диаметр камня около 60 см. При часовне и камне на престольный праздник существовал обычай катать яйца. Яйцо победителя должно было укатиться дальше других и при счастливом варианте попасть в этот камень. Выигравший забирал яйца проигравших.
Два погребальных камня имеются на западном и восточном выездах из деревни Овсище. Т.н. Большое Овсище (западная часть) относится к приходу Старополье, а Малое Овсище (восточная часть) относится к приходу Козья Гора. В соответствии с этим и расположены камни. Кроме этого, при сохранившейся часовне в восточной части деревни имелся известный камень. Камень имел некий указующий смысл (в части географии). Легенды овсищен-ского камня еще предстоит зафиксировать.
Есть сведения о погребальных камнях в Кошелевичах и Буряжках. Последний камень куда-то исчез. Жители предполагают, что его забутили в новую дорогу, - где-то на перекрестке. Камень в Кошелевичах пытались по незнанию использовать в строительстве, но намерение не осуществили. Его судьбу тоже надо исследовать.
Слышали о существовании кутейника в деревне Каменец. Теперь в этом месте выстроена новая часовня во имя Пророка Илии. Расположена она на старинном месте, где когда-то протекал ручей. На сегодняшний день ручей иссяк, т.е. благодать исчезла. Хорошо, что хватило сил и средств возвести часовню. Это первая часовня, построенная у нас после богоборческих времен.
Козьегорский храм (1904-1908 гг. архитектор В.А. Косяков) поставлен на древнем намоленном месте, которое (не исключено) могло быть каким-то языческим капищем (кала -истукан). Поставление храмов на древних местах - рядовая практика христианизации.
Со временем на горе расположился монастырь, закрытый в 1928 году. Храм закрыли в 1937 году, а возобновили службы уже в 1942-м. История монастыря, к сожалению, пока не написана. По этой теме идет лишь накопление материала. Оно осложнено недоступностью части архивов XX века.
Огромная фольклористика связана с козой и козлом. Приведем данные В. Даля. «В девках засиделась, так на том свете козлов паси. Девки не люди, коза не скотина. Девки все как козы смотрят (девки дичатся, скромничают). Коза - шустрая девка Ну ты коза. Эта девка, как брянская коза, вверх глядит. Та не коза, что за волком пошла. Не учи козу - сама стянет с возу. Овец не стало и на коз честь пала. Коза на горе выше коровы в поле. И козлу недосуг: надо коней на водопой проводить. Коза на двор, а козел через тын глядит. Подкуй козла, коням легче. Охотой пошел, как коза на веревочке. Коза сыта и капуста цела. Как дело бывало - коза волка съедала. Кони на козлах, кучера в хомутах. Козьи рога в мех не идут. Бабы - козий род. В семи бабах -половина козьей души. Тверичи через забор козу пряниками кормили, думали что девка».
В ближнем Поречье была часовенка, где стоял чтимый народом крест. В престольный праздник к нему приходил Крестный ход. Крест и часовню уничтожили атеисты, а в боголю-бивую и небедную деревню населили ссыльных. Память о монастыре, сестрах и лучших духовниках должна была умереть, но изверги просчитались. Именно козьегорский храм радует нас первозданной красотой. В нем сохранилось достаточно первоначальной утвари, хотя воры неоднократно наведывались сюда.
В 1964 г. археологами в Поречье отмечен жальник, по-нашему, кладбище или коломище средневековья.
Не секрет, что домашняя коза сегодня относится к разряду экзотов. Приведем некоторые сведения и о козе. Коза - обыкновенная европейская или домашняя, принадлежит к числу животных, содержание которых весьма выгодно в сельском хозяйстве: по довольству скудной растительностью пастбищ, молочности (до 45 ведер молока в год), богатому содержанием жира (41/2%) и доставляющему хорошее масло и сыр молоку и ценности мяса, сала, кожи или шкуры, волоса и пуха. К. может быть даже поставлена, при известных условиях, выше овцы. По фон-Миддендорфу, К. дает в Фергане, при однократной стрижке весной, около 11/2 фунта волоса и 1/4 фунта пуха (или пуши); последний ценится очень дорого и из него приготовляют известные оренбургские платки.
В западных и юго-западных губерниях коз содержат преимущественно евреи; в общем, число К. не превышает в России 2000000 штук.
В лесном хозяйстве К. очень вредное животное: при пастьбе в лесу козы не довольствуются подножным травяным кормом, но предпочитают поедать листву, почки, ветви и даже вершинки молодых деревьев и обгладывают кору у старых деревьев, поэтому в большинстве европейских государств закон запрещает пасти К. в лесу.
Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005

    Комментарии 1

    Фил
    Фил от 17 сентября 2008 20:03
    Спасибо за интересную и полезную информацию!!
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent