Древний Псков: История. Искусство. Археология. Новые исследования - Ямщиков С.В. 1988
Содержание
- О древнем Пскове
- Древний Изборск
- "И бысть тишина в рустеи земли..." К вопросу о датировке Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове
- Довмонтов город
- Росписи церкви Покрова
- Икона середины XV века "Воскресение" (псковский извод)
- Миниатюры Псковского апостола начала XVI века
- О псковской иконописи первой трети XVI века
- Художественные памятники Псково-Печерского монастыря (материалы к исследованию)
- Иностранцы о Пскове XVI века. Новые исследования
- Псковская школа живописи в XVI веке
- Псковская Приказная палата XVII века (проблема воссоздания интерьеров и музеефикации памятника)
- План Пскова конца XVII века ("икона Жиглевича")
- Приложение. Ю. П. Спегальский - теоретик и организатор охранно-реставрационного дела (Псков. Система архитектурных заповедников)
Миниатюры Псковского апостола начала XVI века
Э. С. Смирнова
Известный ленинградский исследователь древнерусской письменности В. И. Малышев в письме от 25 марта 1975 года сообщал в Москву профессору В. Н. Лазареву о том, что Древлехранилищем Института русской литературы АН СССР (Пушкинского дома) приобретен Апостол псковского происхождения "с фигурками на полях", и спрашивал, не заинтересуется ли кто-нибудь из искусствоведов этой рукописью. В. Н. Лазарев вплоть до своей кончины (1 февраля 1976 года) не сумел заняться новым памятником. Настоящая заметка - отклик, хотя и запоздалый, на предложение Владимира Ивановича.
Псковских лицевых рукописей мы знаем очень мало. Так, от XV века сохранились только Евангелие 1409 года (ГИМ, Син. 71) с миниатюрами с изображениями Матфея, Луки и Марка (См.: Щепкина М. В., Протасьева Т.Н., Костюхииа Л. М., Голышенко B.C. Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея. Ч. 1: Русские рукописи // Археографический ежегодник за 1964 год. М., 1965, С. 203; Лазарев В. Н. Живопись Пскова // История русского искусства. М., 1954. Т. 2. С. 369, воспр. с. 366; Popova O. Les miniatures russes du XI-e au XV-e si?cles. L?ningrad, 1975. PI. 77; Попова О. С. Русская книжная миниатюра XI - XV вв. Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 68, Ил. С. 61.), Евангелие 1463 года (ГПБ, Погод. 18) с миниатюрой с изображением Матфея (См.: Бетин Л. В. Псковская миниатюра 1463 года и проблемы истории псковской живописи середины XV века // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 196 - 217, воспр. на вклейке к с. 198.) и Палея 1477 года (ГИМ, Син. 210), в которой ко времени создания рукописи относится лишь часть миниатюр (См.: Протасьева Т. Н. Псковская Палея 1477 года // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968. С. 97 - 108, воспр. на с. 98 - 99.). Лицевые рукописи Пскова XVI века вообще не становились предметом внимания исследователей и даже не выявлены.
Апостол, находящийся в Древлехранилище Пушкинского дома (Новгородско-Псковское собрание, № 21) (В лист, 170 л, 28,5 * 19, полуустав, переплет XIX в. Листы слегка обрезаны, много подклеек и чинок. На л. 42 об. - 52 - полистная запись скорописью XVII в.: "Сию книгою аз поп Лукьян Неклюдов сын Черепнин благословил Симиона Ермиивича Нащокина, а денег аз поп Лукьян взял все по договору все сполна". На л. 162 не вполне разборчивая запись о продаже коня.), приобретен в 1975 году у М. А. Епифанова, наставника старообрядческой общины в Пскове. Филиграни бумаги позволяют отнести рукопись приблизительно к первому десятилетию XVI века (Филиграни изучены Г. В. Маркеловым.). О создании Апостола в Пскове или прилегающих землях свидетельствуют особенности языка (Консультация Т. В. Рождественской.).
Рукописи, содержащие Апостол, иллюстрировались на Руси, как и в Византии, значительно реже, нежели Евангелия. В древнерусском искусстве XV - XVI веков можно выделить две основные традиции иллюстрирования Апостола, причем обе восходят к более раннему времени и имеют истоки в византийской культуре. В одних случаях апостолы бывают представлены по типу сидящих евангелистов, изображенных в процессе сочинения, писания или размышления, за столиками, со свитками и книгами. Таковы, например, московские рукописи - первой трети XV века из Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ, гр. 20) (См.: Popova О. Op. cit. Р. 128, 130. PL 63; Попова О. С. Указ. соч. С. 60, 62. Ил. С. 55; Вздорное Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - начала XV века. М., 1980. № 68. С. 111-112.); 1470-1480-х годов (ГБЛ, ф. 173, МДА, № 4) (См.: Ухова Т. Б. Миниатюра, орнамент и гравюра в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки Отдела рукописей ГВЛ. М., 1960. Т. 22. С. 162 - 163. Воспр. миниатюры с Павлом; Владимиров М., Георгиевский Г. Древнерусская миниатюра. М., 1933. № 33 с Петром: Popova О. Altrussische Buchmalerei. Abb XVIII.); конца XV - начала XVI века (ГИМ, Чуд. 46) (См.: Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980. С. 30-31.), Новгородский апостол XV в. (ГИМ, Чертк. 167) (Описание рукописей собрания Черткова. Сост. М. М. Черниловская, Э. В. Шульгина. Новосибирск, 1986. С. 38.). Среди памятников XVI века - неизданные рукописи (ГИМ, Забел. 20; ГПБ, Кир.-Бел. 96-101, 1515 года). В византийском искусстве один из примеров данного иконографического типа - известная рукопись Нового завета с Псалтырью 30 - 40-х годов XIV века (ГИМ, Син. гр. 407) (См.: Copies pliotographiques des miniatures des manuscrits grecs conserv?s ? la Biblioth?que Synodale, autrefois Patriarcale de Moscou. Moscou, 1865. Vol. 3. PI. 11-26; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 166, 251, 252. Табл. 524 - 533.). В этих изображениях подчеркивается роль апостолов как авторов, составителей своих Деяний и Посланий.
В других вариантах апостолы представлены в рост, поодиночке, а иногда - с народом или со своими учениками. В таких случаях выявляется роль апостолов как проповедников евангельского учения, как ораторов. Такова, например, неизданная миниатюра Апостола XIV века (ГИМ, Встр. 789) с фигурами в рост на одном листе, где композиция напоминает иконы "северных писем". Разновидность этого типа - поясные или погрудные изображения апостолов в заставках, например в московской рукописи начала XVI века из Иосифо-Волоколамского монастыря (ГБЛ, ф. 113, № 79) (См.: Розанова Н. В. Об одной группе миниатюр первой четверти XVI века // Древнерусское искусство. Рукописная книга, 1972. С. 252 - 255; Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра (иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого - памятник белозерского периода деятельности артели художника) // Там же. С. 260.). В подобных вариантах особенно выделяются рукописи, где миниатюры расположены не на отдельных листах и не в обрамлении заставок, а на полях. Эта иконографическая схема (с маргинальными иллюстрациями) также восходит к византийским прототипам, которые от XI - XIII веков сохранились в изобилии, а в византийском наследии XIV-XV веков редки. Укажем лишь греческую рукопись Нового завета XV века (Национальная библиотека в Афинах, № 150) с фигурами Петра, Иуды, Павла на полях (Buberl P. Die Miniaturenhandschriften der Nationalbihliothek in Athen. / Kaiserliche Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophisch-historische Klasse. Denkschriften. Wien, 1917. Bd. 60. N. 29. S. 25-26.).
Апостол из Пушкинского дома украшен именно такими маргинальными иллюстрациями. Фигуры апостолов расположены на полях у начала каждого из разделов рукописи. Авторы посланий держат свитки, чаще всего развернутые, с начальными строками соответствующего текста. Правая рука у каждого из них то сложена в жесте благословения или ораторства, с двумя выпрямленными пальцами, то находится перед грудью, в знак адорации или сосредоточенной молитвы. Если апостол изображен не фронтально, а в повороте к тексту, то он рукой или указывает на строки текста и как бы благословляет их, или простирает к ним ладонь, словно в позе предстояния.
48. Апостол Петр. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома, Новгородско-Псковское собрание. № 21. л. 44 об. (начало первого послания Петра) |
49. Апостол Иоанн. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома, Новгородско-Псковское собрание, № 21. л. 55 об. (начало третьего Послания Иоанна) | 50. Апостол Иоанн с Прохором. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома, Новгородско-Псковское собрание. № 21, л. 55 (начало второго Послания Иоанна) |
51. Апостол Павел. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома. Новгородско-Псковское собрание, № 21. л. 58 об. (начало Послания Павла к римлянам) | 52. Апостол Павел. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома, Новгородско-Псковское собрание. № 21, л. 72 об. (начало первого Послания Павла к коринфянам) |
53. Апостол Павел. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома, Новгородско-Псковское собрание, № 21. л. 101 об. (начало Послания Павла к ефесянам) | 54. Апостол Павел и Тимофей. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома, Новгородско-Псковское собрание, № 21, л. 106 об. (начало Послания Павла к филиппийцам) |
55. Апостол Павел. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома, Новгородско-Псковское собрание, № 21, л. 110 об. (начало Послания Павла к коринфянам) | 56. Апостол Павел со своими учениками Силуяном и Тимофеем. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома. Новгородско-Псковское собрание, № 21, л. 118 (начало второго Послания Павла к солунянам) |
Точное иконографическое соответствие маргинальным изображениям Псковского апостола обнаруживается в миниатюрах Апостола из собрания И. В. Паузе первой половины XVI века (БАН, 34.7.13) из какого-то неизвестного провинциального центра, отражающего московскую или среднерусскую традицию (ил. 12-16) (См.: Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук. XVIII век. М.; Л., 1956. Вып. 1. С. 209. Примеч. 15.). Совпадают позы персонажей, почти всегда - жесты, схема рисунка драпировок, содержание текста на свитках.
57. Апостолы Петр, Павел, Лука. Выходная миниатюра Апостола. Первая половина XVI в. Собрание Паузе, БАН, 34.7.13, л. 4 об. |
58. Апостол Петр. Миниатюра Апостола. Первая половина XVI в. Собрание Паузе. БАН, 34.7.13, л. 109 (начало первого послания Петра) | 59. Апостол Иоанн с Прохором. Миниатюра Апостола. Первая половина XVI в. Собрание Паузе, БАН, 34.7.13, л. 137 (начало второго послания Иоанна) |
60. Апостол Иаков. Миниатюра Апостола. Первая половина XVI в. Собрание Паузе, БАН, 34.7.13, л. 99 (начало Послания Иакова) | 61. Апостол Иаков. Миниатюра Псковского апостола. Начало XVI в. Древлехранилище Пушкинского дома. Новгородско-Псковское собрание, № 21, л. 41 (начало послания Иакова) |
62. Апостол Иоанн. Миниатюра Апостола. Первая половина XVI к. Собрание Паузе, БАН, 34.7.13, л. 138 об. (начало третьего Послания Иоанна) | 63. Апостол Павел. Миниатюра Апостола. Первая половина XVI в. Собрание Паузе. БАН, 34.7.13, л. 146 (начало Послания Павла к римлянам) |
Прозрачные тонкие красочные слои, равно как и повышенная роль контурного рисунка, сообщают изображениям тот особый характер "акварельных" иллюстраций, которые в русской книжной миниатюре на протяжении XV - первой половины XVI века постепенно одерживают верх над "иконными" изображениями, написанными более основательно, корпусно и пастозно.
В стиле и образе миниатюр Апостола из Пушкинского дома не сразу улавливаются те особенные интонации, которые характерны именно для псковской живописи. В них нет ярко выраженной системы чисто псковских приемов. Изображения напоминают скорее памятники далекой новгородской провинции, "северных писем". В них своеобразно сочетаются грубоватость с мягкостью, простодушие с одухотворенностью, архаизм и традиционность с живым творческим началом. Композиции даются крупным планом в отличие от живописи Москвы и Новгорода, где в конце XV и особенно в XVI веке изображения представлены как бы чуть издали и формы очерчиваются обобщенным очерком (ср. миниатюры Апостола Паузе). В псковской рукописи фигуры словно приближены к зрителю, в их построении есть свои градации, заставляющие нас проследить взглядом развитие формы: торс изображается фронтально, колени и ступни - чуть сверху. Этот композиционный принцип, сохраняющийся в псковском памятнике, пожалуй, еще от XIV века, сообщает движению контура внутреннюю жизнь, а изображению в целом - монументальность. Своеобразна трактовка пространства. Господствует плоскостной подход к композиции, это особенно заметно в изображении групп, где нет пространственных цезур и фигуры словно срастаются друг с другом, образуя некое единое тело, а жест одного персонажа воспринимается как жест всей группы (л. 106 об., 118). Плоскостность подчеркнута и отсутствием архитектурных или пейзажных фонов. Но постановка фигур, резкие жесты, широко расставленные ноги, откинутые драпировки, размашистый контур - это придает пространственность разворотам фигур и заставляет воспринимать белый фон бумаги вокруг изображений как условную пространственную среду.
Широкая импульсивность и какая-то своеобразная мощь присущи рисунку фигур. Его линии грузные, "оплывающие", то выпрямленные и угловатые, то словно набухающие тяжелой массой. Упрощенно строится рельеф: не светотеневой или красочной лепкой, а лишь сгущением тона в затененных местах и темным контуром, выполняющим роль глубоких теней. Любопытно, что контур этот, хотя и нанесен кистью, имеет нажимы и утончения, как штрихи в первом рисунке. Почти столь же просто, на сопоставлении оливковых санкирных теней и розовых пятен охры, с черными штрихами по контуру черт, строится и рельеф ликов. Лишь в первых четырех миниатюрах (л. 41, 44 об., 55. 55 об.) лики написаны тщательно, с постепенными переходами от легких коричневатых теней к розовым полутонам с растушеванными белильными бликами.
Скупостью и согласованностью отличается цветовой строй. Использовано лишь несколько цветов: изумрудно-зеленый, голубой, лиловый и несколько теплых как в чистом, так и в смешанном виде (красный, желтый, оранжевый, коричнево-оранжевый). Нимбы золотые, но покрыты сероватой краской, имеющей оттенок олова или серебра (возможно, этот слой нанесен при каком-то поновлении). У учеников апостола Павла (л. 106 об., 118), нимбы цветные - желтый, оранжевый, красный. Все эти оттенки, несмотря на их яркость и насыщенность, не контрастны друг другу, а мягко гармонизованы.
В псковской живописи XV - начале XVI века господствующим было то художественное направление, в котором продолжались экспрессивные традиции позднепалеологовского искусства, данные в своеобразной, чисто местной интерпретации. Памятникам этого направления присущи напряженный композиционный строй, острые линии рисунка, контрасты теней и световых бликов. Типы ликов, характерные для псковской живописи, с нахмуренными бровями, резкими взорами небольших глаз, треугольными подглазными тенями и чуть припухшим носом сохраняются и в росписи Мелетова (1465) и в иконах раннего XVI века, например в "Сошествии во ад" с избранными святыми из города Острова (ГРМ), хотя к рубежу XV - XVI веков образы псковских икон становятся мягче и спокойнее. Другие произведения, мало привлекающие к себе внимание историков искусства, не имеют характерной псковской "формульности". Так, икона "О тебе радуется" начала XVI века (ГТГ) (См.: Антонова В. П., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи. М.. 1963. Т.1. № 157. Ил. 111, 112.) отчасти напоминает новгородские памятники, но позы и лики святых наделены большей экспрессией. Истоки стиля, выразившегося в миниатюрах Апостола, можно встретить уже в произведениях рубежа XIV - XV веков. Так, фигуры целителя Кира и святителя Василия Великого, представленные на полях псковской иконы "Богоматерь Одигитрия" из церкви Успения с Пароменья (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник) (См.: Сорокатый В. М. Псковская икона конца XIV - начала XV в. // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М., 1984. С. 226-242. Ил. на с. 232, 233.) исполнены без стилизации. Как и апостолы в рукописи Пушкинского дома, они нарисованы крупно, размашисто, в их облике соединены величие и простодушие.
Псковское в иллюстрациях Апостола сказывается в элементах формы, в частности в колорите, где большую роль играет любимый псковичами зеленый цвет, но прежде всего - во внутреннем тоне образа. Взволнованные позы, встревоженные лики с глазами, то пристально глядящими, то широко раскрытыми, передают не только ораторский, проповеднический подвиг апостолов, но и их визионерство, созерцание высшей истины, открывающейся "духовным очам". Их мир строится не на тишине и гармонии, как в московском искусстве, и не на холодноватой, чуть церемонной упорядоченности, как в живописи Новгорода конца XV - начала XVI века, а на вдохновении, на широте душевных движений и большой непосредственности переживания. Неуклюжесть художественного выражения, безусловно, присущая этим миниатюрам, словно искупается активным внутренним напором образа. Несмотря на то что художественный строй миниатюр в Апостоле из Пушкинского дома впитал в себя и опыт живописи XV века, и характерность искусства начала XVI века, несмотря на провинциальность исполнения миниатюр, в них чувствуется традиция той самой местной культуры, в которой двумя столетиями ранее были созданы фрески Снетогорского монастыря.
Таким образом, в годы, когда подготавливалось и осуществлялось присоединение Пскова к Московскому государству (1510), в псковской живописи развивались неоднородные направления, в том числе и такие, в которых воспроизводились общерусские художественные образы, получавшие, однако, специфически местную интерпретацию. Из слияния различных художественных импульсов и традиций постепенно сформировался стиль псковской живописи зрелого XVI века - яркое и самобытное, хотя еще очень мало изученное явление.
---