УСТАВ (Общества изучения Псковского Края)

Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.


[center]УСТАВ
[/center]

Общества изучения Псковского Края,

I. Общие положения.
Общество имеет целью всестороннее изучение местного края, содействие своим членами в их научной деятельности и широкое распространение сведений о'местном крае,, пробуждение среди населения творчества во всех областйх жцзни.
Подробнее

Хроника

Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.


Хроника


Музей Революций во Пскове. В ознаменование посещения и временного пребывания во Пскове гениального вождя пролетариата В. И Ленина, также ввиду того что Псков и его губерния ’ являлись не тоЛько свидетелями, но и участниками многих великих революционных событий, во Пскове учреждается Музей Революции. Находясь в общем ведении ГубмуЗея, Музей Революции в идеологическом отношении состоит в непосредственной сйязи с Центральным Музеем Революции и руководствуется его ди-рективами. При музее учрежден музейный совет, в который входят представители от Губкома РКП и Губполитпросвета. Почетным председателем Музея Революции избран председатель Губисполкома, тов. Климович, заместителем председателя тов. Степанов от Hcnjapfa. Задача Губернского Музея Революции состоит во всестороннем выявлении революционною движения. Музей ведет работу по собиранию материала, относящегося к революционному движению, обрабатывает этот материал, демонстрируя его в обрабо¬танном виде для обозрения и ведет просветительную работу, организуя экскурсии, лек¬ции, диспуты и проч.
Подробнее

Краеведческие учреждения в Псковской губернии. (1924)

Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.


[center]Краеведческие учреждения в Псковской губернии.
(1924)[/center]

Порхов, Псков, губ. В мае 1921, в Порхове открылось .Общество изучения местного края*. Инициатором и первым руководителем его был проф. И. Е. Евсеев, Опытный организатор местных научных обществ в Подольской и Орловской губерн. и общепризнанный авторитет в русской археологии. Программа Об-ва была разработана по всем вопросам краеведения, при чем особое внимание было уделено изучению условий сельского хозяйства и экономического состояния края. Но, считаясь с наличием сил, О-во на первое время ограничилось задачами этнографии, археологии, истории и географии края. Ближайшей целью Об-ва было создание краевого исторического музея и архива. Неожиданная смерть руководителя (июль того же года) сократила широту плана, но не остановила развития основной задачи. В течение 21, 22 и 23 года Об-во имело сбыте 20 научных собраний и до Ю собраний выделившейся из Об-ва .Литературной ассоциа¬ции". Количество активных членов, выступавших в разное время с докладами, доходит до 30 человек в О-ве и до 10 в ассоциации. В результате такого под'ема энергии яви¬лась мысль о собственном издании, которая н осуществилась в 22 г. в выпуске первой книжки .Известий Об-ва изучения местного края гор. Порхова", с иллюстрациями, на 33,стр. Содержание этого номера составляют доклады членов Об-ва: Н. Г. Павлова — Некролог И. Е. Ейсеева, Лебедев — Из прошлого г. Порхова, И. Е. Евсеев — Кокшин городок (археологическая заметка), Набойкин — Задачи Порховского О-ва краеведения, Кронбер — О собирании памятников народной сло
Подробнее

Краткий очерк истории возникновения и деятельности Псковского Общества Краеведения.

Автор статьи: А. Гладкий
Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.


Краткий очерк истории возникновения и деятельности Псковского Общества Краеведения.


Наш седой Псков, или в старину поэтически называвшийся Плесков, является почти в целом археологическим памятником, а в первые дни революции он был об'явлен „городом-музеем“ и Действительно, здесь на каждом почти шагу можно натолкнуться на памятники глубокой И седой старины, без слов говорящие о славном прошлом этого города. Уже самое возникновение Пскова восходит ко временам основания и образования русского государства, или даже к эпохе до- русской государственностям Вот что говорится в летописи об основании Пскова: „А о Плескове граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми; только ведомо,' что был уже в то время, как приехали князья Рюрик с братьями от Варяг к славянам княжити" Возникший, таким образом, с незапамятных времен, будучи пограничным городом и считаясь „млад¬шим братом* Новгорода, Псков имеет за собой многовековую историю и славное прошлое. Он хранит на себе следы многих славных битв и побед, когда он сра¬жался с иноземцами, когда он отстаивал свою „вольницу*, когда он воевал с Новгородом и Москвой и в этой неравной борьбе пал, потеряв свою самостоя¬тельность, будучи присоединен к Московскому государству. Далее, он носит на себе очень заметные и яркие следы старинного русского города с его кремлем (кромом), древними стенами, церквами, разными сооружениями и постройками в древнем стиле.
Подробнее

1503 г. июль—август. — Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом о перемирии на шесть лет

1503 г. июль—август. — Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом о перемирии на шесть лет

LUB, II, 2, № 509

Основание датировки: LUB, II, 2, № 509.

По воле божией и по указу великого государя царя русского Ивана, божией милостью царя и государя всея Руси и великого Владимирского, и Московского, и Новгородского, и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского и иных, и сына его великого князя Василия Ивановича, царя всея Руси. Приехали к великих государей русских царей наместнику новгородскому, князю Данилу Васильевичу из великих государей русских царей отчины, из Пскова, от великих государей русских царей наместника, от князя псковского Димитрия Владимировича, и от степных посадников псковских и от старых посадников, ...
Подробнее

Грамота великого князя Александра и посадника Твердила Лочку, Ивану и всем рожитчанам на мох, спорный с Радишею, Кузьмою и спасовскими чернецами

[center]Грамота великого князя Александра и посадника Твердила Лочку, Ивану и всем рожитчанам на мох, спорный с Радишею, Кузьмою и спасовскими чернецами

Список XVI в.; озаглавлен: Списокъ с указнои харатеинои грамотЪ (зачеркнуто: великого) князя Александра (зачеркнуто: Васильевича Оболенского) и посадниковъ псковскихъ и Рожитцкого исаду; после текста: А у грамоты печать свiнчатая, а на неи на конЪ человЪкъ. ГПБ, собр. Погодина, № 1912, л. 133. — Список XIX в.; после текста: А у грамоты печать свiнчатая, а на неи на конЪ человекъ. ЛБ, собр. Румянцева, № LIV, л. 20.

Серебрянский, с. 573; Сборник Псковской губернской ученой архивной комиссии, вып. I, Псков, 1917, с. 45.

Твердило известен как псковский изменник, правивший с немцами в Пскове в 1240—1242 гг. и изгнанный оттуда с немцами в 1242 г. Александром Невским; ...
Подробнее

XV в. — Ободная вастечских сябров на Вастечскую землю

XV в. — Ободная вастечских сябров на Вастечскую землю

Список — воспроизведение подлинника от руки; рукою П. И. Кеппена: Подлинная граммата сия, писанная на пергамене, находится у его высокопр. архиеп. Евгения въ Пскове. БАН, собрание воспроизведений, Кеппен, № 93.

Се розапсашь сябри вастечкии ободъ Вастечьскои земли съ старыхъ грамотъ. А заводъ тои земли по деревяныи мостекъ, да по Верхуискую мЪжю, да по Дувъскую мЪжю, да по Твердислали Кроеве, да в Торошину рЪку, да в БЪлую реку; из рЪкя по Вязовиикъ по ручеи, а по ручьеви в мохъ, а с другои сторонЪ от деревянного мостька в Любтову реку, да по Верхуискую мЪжю, да по Шестькови КроевЪ, да по Черомъскыи путь, да в Каменку реку; из рЪкя по Любови же ожеро, да по Кодеткину мЪжю, да по Остричитое ожерце, а от ожерце по речки, промЪжи Вастечкыхъ пожень и Кодедькине позни, а в Толъву реку; от рекя по Востъ, от Въста в Толовечьно, ис Толовечьна по Р.силовиць (В пергаменте была дырка.) КроевЪ да по Речьковьскую мЪжю, а о[т] мЪжа по Великыи Олсягъ. А на то послуши: АртемЪи Осиповиць, Остапья Насаковиць, Павша, брать его, Дмитръ Домашиниць, Захарья Зобановичь, Губа Тарасьевъ сынъ.
Подробнее

XV в. — Раздельная Спасо-Мирожского монастыря и Семена Жаворонка с сябрами на землю Подграмскую

[center]XV в. — Раздельная Спасо-Мирожского монастыря и Семена Жаворонка с сябрами на землю Подграмскую

Список 1694 г. в выписи из дела на владения Спасо-Мирожского монастыря. После текста: А у подлиннои поряднои харатЪинои данои в конце печать свинцовая. Псковский музей, столбец № 27 на 6 сставах; сст. 2—3.

СЪ порядисеся Тимофеи игуменъ и чернцы святаго Спаса с Семеномъ с Жаваранкомъ, и с Кузмою, i сь Якуномъ, и с МатвЪемъ, и з Домахаю, и с Селиловою, и с Колядою, и с Василемъ и со всЪми сябры ихъ, кому часть у Подграмьи, про землю Подграмскую. И положиша мЪжу чернъцы святаго Спаса и Жаворанке i с сябры ево от дубу черезъ селище мЪжи дву камени и до Волотовице, а от Волотовице да Пiрошковичь нивЪ, а от Пирошковичь нивЪ да Сененское мЪжи, а по СенЪнъскои мЪжи да Подграмского пути. А что пожня чернеческая на Иворовицы вошло у Сменову сторону, та пожня Смену i сябромъ ево не надобЪ. А межа орамои земли и болоту Грамскои путь. А что пожня чернеческая подъ Сменовымъ дворомъ, а та Смену с сябры i чернцемъ не надобЪ. А мЪжа пожни по дубъ да по крою на колъ да Пирошковичь пожне. ...
Подробнее

XV в. — Духовная Никиты Хова на двор в Завеличье и села, завещанные семье и псковским монастырям

XV в. — Духовная Никиты Хова на двор в Завеличье и села, завещанные семье и псковским монастырям

Список 1696 г. в выписи из писцовых книг и грамот на владения Николаевского Каменоградского монастыря. Перед текстом: Да в харатеинои данои прошлыхь лЪтъ написано. Псковский музей, книга № 76 на 195 листах; л. 5—5 об.

Во имя отца и сына и святаго духа. Рабъ божиi Никита Ховъ даетъ (В списке: даютъ.) село свое на Выбуте, Кукасово сиденье, сыну своему Марку i внуку Июды; а дворъ свои и огородъ на Завеличеве у Изборскои улице даетъ сыну ж своему родному Ивану; а что село ево в Смолинахъ Махново сиденье, то даетъ святые Богородицы на Завеличье; а село ж свое в Нитничи, то даетъ жене своеи Катерины и дочери Ксенье и внуки Зеновье; а какъ не станетъ в животе ихъ, жены и дочери и внуки ево, и то село святому Николы на Могилникъ; а клеть на огороде и село Кустово сиденье в монастырь Иоанна Предтечи, что на Завеличье, себЪ и родственникомъ своимъ на память. А иному никому в то подание ево не вступатца ни во что. А на то послухъ богъ и отецъ ево духовнои Харитонъ попъ.
Подробнее