Неуловимый погребальный обряд
АРХЕОЛОГИЯ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
СОСТАВИТЕЛЬ В.И. БУДЬКО Н.И. Платонова
СОСТАВИТЕЛЬ В.И. БУДЬКО Н.И. Платонова
А.А. Александров
Неуловимый погребальный обряд
Неуловимый погребальный обряд
Для целого ряда близкородственных археологических культур раннего железного века в лесной зоне Восточной Европы — культуры штрихованной керамики, днепро-двинская, юхновская, верхнеокская — погребальные памятники остаются неизвестны. «В этой северной культурной зоне преобладали какие-то похоронные обряды, не оставляющие для археологов почти никаких следов», — писал в 1976 г. Д.А. Мачинский. И продолжал: «Не являются ли венеты Тацита пришельцами из южных областей этой зоны, принесшим с собой и археологически неуловимый погребальный обряд?» Так было сформулировано понятие «археологически неуловимого погребального обряда», предполагающее неплохую обследовнность территории, а нечто такое, что выходит за пределы традиционных методов археологического исследования.
Известно, что поклонение водным стихиям широко распространено у многих народов. Так, славяне по Густынской летописи «кладезям, езером, рощениям жертвы приношаху». Здесь же упоминаются и обряды с бросанием человека в воду и обливание водой. По этнографическим данным (Л.Н. Виноградова, 1981) воду первоначально представляли как стихию, через посредство которой можно связаться с миром умерших. Перед свадьбой ходили к воде, чтобы узнать, будет ли одобрен союз умершими предками. В память об умерших наполняли сосуд водой и выливали ее обратно. При гаданиях в воду бросались разогретые камни, камни из камен-ки — в прорубь, угольки из печи — в воду. Существовали поверья, что после смерти душа погружается в воду, находящуюся в доме. Были поверья, связанные с печью и водой — крошки с рождественского стола бросали в печь или в колодец, реку.
В литературе указывалось на полный параллелизм обрядов, связанных с сожжением в огне и потоплением в воде (В.В. Иванов, О.Н. Трубачев, 1974). Существовал даже купальский обряд с последовательным сожжением и потоплением конского черепа. В восточно-славянских погребальных обрядах потопление чучела Купалы сопровождалось возжиганием костра. Даже само имя «Купало» связано с одной стороны с водой — «купанье», с другой — с огнем — «костер», т.е. в нем присутствуют оба элемента противопоставления огонь — вода. Видимо, подобные представления отразились также и в обряде очищения сожженных костей в воде. Сог-ласно поверьям, славянский рай — вирий, вырий, ирий — где живут умершие предки, может быть достижим разными путями. Птицы туда могут улететь, а могут спрятаться «в криницах, реках и озерах», т.е. в воде. Гадюки и змеи лезут в вырей по деревьям. По тем же поверьям, осенью ласточки прячутся в воде, а весной возвращаются по воздуху (А.А. Афанасьев, 1983). В свою очередь, слово «вир», «вирий» имеет любопытные параллели. Это соответствующие старинные редкие имена Вир, Вирий и многочисленные народные обозначения словом «вир», водоворота, омута в глубоких местах рек и озер и тому подобные значения, связанные с водой. В диалектах это родник, озерцо, колодец, исток реки, источник, ручей, окно в болоте, топь, болото и т.д., а также в значении «вихор на голове». Существует целая серия пословиц со словом вир с теми же значениями. Поговорки и сказки связывают реки, озера, болота, омуты также с обитанием чертей, имеющих много золота, серебра.
Таким образом, с водной стихией связан ряд поверий и обрядов. Из них наиболее интересен обряд последовательного сожжения и потопления в воде сожженных костей. На мой взгляд, он отражает законсервированный традицией весьма архаичный погребальный обряд. Этнографические параллели этому обряду существуют поныне. Так, в Индии останки умершего после сожжения на костре собирают в глиняную посуду и бросают ее в воду (М. Гангулова, 1969).
Погребения в воде VIII-XI вв. были найдены в Литве в 10 м от берега оз. Обяляй. Захоронения совершались в урнах: в воде был найден бугор из пепла, угля, сожженных костей, перемешанных с обожженными вещами и фрагментами сосудов. В.Ф. Урбанавичюс (1987) полагает, что такой обряд был характерен для всей культуры штрихованной керамики, но изучение памятников этого типа затруднено толстым — до 10-15 м — слоем придонного ила, который имеется и на оз. Обяляй.
Некоторая возможность для прогнозирования такого рода могильников дает гидронимия: так, в Печорском районе Псковской обл. имется озеро с двойным наименованием — Таглицкое или Мёртвое. Кроме того, представляются перспективными для поиска места слияния рек, которые по представлениям славян особенно благоприятны в противоположность местам раздвоения реки. У места слияния рек имеются и курганные группы.
Погребения в воде специально никогда не искались: они были встречены случайно. Работа в этом направлении представляется весьма перспективной,
Литература.
Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков. 1988.
Комментарии 6