Археологические памятники Гдовского района
К 80-летию музея
Среди памятников истории археологические занимают особое место. К ним относятся курганы и жальничные могильники, укрепленные (городища) и неукрепленные (селища) поселения, святилища, культовые камни, святые источники и ручьи. В нашем районе известно более ста таких памятников.
Заселение территории вдоль восточного побережья Чудского озера началось в III-II в. до н.э. Это были ранние поселения, относящиеся к эпохе каменного века, когда люди использовали орудия труда, изготовленные из камня и кости. Стоянки древнего человека обнаружены на Городишенской горе, у деревни Скамья. Отдельные предметы находили и в Гдове.
Камень в Трутнево.
Около 1,5 тысячи лет тому назад на нашей территории проживали славяне, о чем свидетельствуют курганы, селища и городища у деревень Светлые Вешки, Жеребятино, Сторожинец, Сорокина Гора и др. Длинные курганы-насыпи, в которых хоронили умерших по способу сожжения, как и во всей лесной зоне Восточной Европы, существовали в дохристианское время. Каждый из них — своеобразный склеп. Вещей в них очень мало — только у д. Сторожинец найдены наконечник для дротика, бронзовая накладка от ремня и бронзовый же перстенек. Но зато имеется возможность изучить обряд захоронения, по которому можно сделать вывод о населении края.
Наряду с длинными имеются и круглые курганы — они появляются в IV-X вв. С принятием христианства умерших перестали сжигать. Жальники — невысокие круглые насыпи с каменной обкладкой по окружности — появились в XIII-XV вв. На них делались каменные кресты. В курганах XIII в. находят многочисленные украшения из бронзы, стеклянные бусы и браслеты, бытовые предметы, большое количество керамики. Часть вещей, найденных археологами в этих курганах, можно увидеть в экспозиции нашего музея.
Городища служили людям укрытием в случае опасности. На нашей территории насчитывается их около десятка. Они имеют различную площадь и датировку. Так, городище-убежище у деревни Крапивно датируется 1000 г. до н.э. — середина первого тысячелетия н.э. и является одним из крупнейших.
В XIX веке началось изучение археологических памятников. Раскопки проводились под руководством археолога А.А. Спицина. Они занимались изучением курганов у деревни Залахтовье, Калихновщина, Кятицы, Безьва и другие. Крупные исследования курганных могильников у деревень Залахтовье, Кятицы, Безьва были проведены в 1973 году археологом Н.В. Хвощинской. Изучением городища Сторожинец с 1983 года занимался археолог С. Попов. Гдовский район является одним из самых изученных районов области, хотя многие страницы его прошлого остаются неясными.
Крест во Гдове.
Каменные кресты являются па мятниками монументального искусства. Они свидетельствуют о наличии высокого уровня резьбы по камню в те далеки времена. Только на территории нашего района каменные кресты находятся более чем в 30 населенных пунктах. Их можно встретить в самых разнообразных местах. Чаще всего они встречаются в составе курганно-жальничных могильников. Такую картину можно увидеть у деревень Крюково, Малые Горбы, Островня, Марьино, Гверездка, Кареловщина, Горка и ряде других мест. Каменные кресты имеются на обочинах дорог у деревни Шепилино, Чудская Рудница, за огородами д. Дедино.
Объектами поклонения выступают каменные кресты в деревне Раскопель и Кола. В Раскопели кресты находятся внутри часовни Воздвижения. Кроме того, они встречаются по берегам наших рек — Каменка, у деревни Малая Каменка, Плюсса и Гдовка. Кресты имеют различную высоту надземной части. Почти все имеют высеченный на них семиконечный крест на Голгофе в средокрестии и традиционную надпись «Царь Славы Иисус Христос. Ника». Данных для хронологии каменных крестов очень мало. Только один крест в г. Изборске имеет точную дату— 1492 г. В псковских писцовых книгах XVI в. (1585 г.) при описании Гдова упоминаются «огороды ко кресту». Основная часть крестов датируется XIV-XVII вв. К концу XVI века идет процесс совершенствования в изготовлении крестов — их делают более искусно, изящно, и крест, стоящий на берегу реки Гдовки (на снимке), является тому примером.
Единого мнения о назначении крестов нет.
У восточных славян широко известно почитание священных камней. Данное явление характерно и для нашей местности. О древних истоках этого культа свидетельствует то, что почитаемые камни часто находятся рядом с останками языческих святилищ. Священными камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы. Подобный культовый камень находится у деревни Ветеря (Ремдовская область). Он датируется первым тысячелетием н.э.
Особую группу камней составляют так называемые следовики - валуны с углублениями, напоминающими отпечаток ступни. Некоторые из них имеют естественное происхождение, в создании других мог принимать участие человек. Часто камни отличаются большим размером, как бы говоря о том, что их оставили великаны, герои или человекоподобные боги. Отпечатки следов на камнях относят к Христу, Богородице или святым (Зосиме, Кириллу Белозерскому, Александру Невскому и др.) Один из таких камней находится в пещере деревни Трутнево (на снимке справа) и является местом поклонения. Принято считать, что след, оставленный на камне, принадлежит Богородице. На протяжении многих лет сюда приходят люди, совершают омовения. В христианские праздники совершаются крестные ходы. Датируется данный камень-следовик первым тысячелетием н.э. Камни-следовики встречаются в различных местах района, но не всегда они являются объектом поклонения. Интересный камень находится к северу от деревни Первомайская. Этот валун получил название «Кругляк». Он имеет ледниковое происхождение и является памятником природы и геологии.
Особое отношение у людей к святым источникам и ручьям. Каждый такой источник имеет свою историю происхождения и, конечно, легенду.
В западной части деревни Верхоляне у крутого берега р. Чермы находится святой источник. Легенда рассказывает о том, что проживавшая в имении княгиня тяжело заболела и врачи предвещали ей скорую кончину. Надежды на выздоровление не было. Однажды экономка пошла в подвал дома управляющего и обнаружила там икону Казанской Божией матери. Икона та очень понравилась княгине, , и она велела оставить ее в покоях. Княгиня начала очень усердно молиться и наступило исцеление. С тех пор икона стала почитаемой в имении. У родника была выложена из кирпича стела, на верху которой находился крест, а под ним в стеле сделали нишу, в которой помещалась икона Казанской Божией Матери. Время разрушило кирпичную стелу, родник был почти полностью засыпан. Стараниями жителя Верхолян И.В. Петрова, все приведено в порядок. Сейчас можно увидеть часть старой кирпичной кладки, сохранившийся дубовый сруб.
В праздник осенней Казанской к роднику совершается крестный ход из Кяровской церкви.
Святыми принято считать источники у часовни д. Крутое, Волошно, Кроксово. Эти места поклонения датируются XVIII-XX вв.
Мало изученными остаются пещеры, находящиеся в нашем районе. Огромный интерес вызывает пещера у деревни Ужово, состоящая из нескольких залов, соединенных узкими проходами. Тут же находится исток ручья. Много легенд существует о пещере в д. Трутнево. Наш древний гдовский край таит в себе еще много неизвестного, является источником информации для науки. На его территории находится более 100 памятников археологии, все они под охраной государства. За разрушение курганов предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности. Всем нам нужно бережно относиться к памятникам археологии, истории, культуры и природы, чтобы сохранить все для потомков.
В. ФЕДОРОВА,
старший научный сотрудник
Гдовского музея истории края
Археологические памятники Гдовского района
Среди памятников истории археологические занимают особое место. К ним относятся курганы и жальничные могильники, укрепленные (городища) и неукрепленные (селища) поселения, святилища, культовые камни, святые источники и ручьи. В нашем районе известно более ста таких памятников.
Заселение территории вдоль восточного побережья Чудского озера началось в III-II в. до н.э. Это были ранние поселения, относящиеся к эпохе каменного века, когда люди использовали орудия труда, изготовленные из камня и кости. Стоянки древнего человека обнаружены на Городишенской горе, у деревни Скамья. Отдельные предметы находили и в Гдове.
Камень в Трутнево.
Около 1,5 тысячи лет тому назад на нашей территории проживали славяне, о чем свидетельствуют курганы, селища и городища у деревень Светлые Вешки, Жеребятино, Сторожинец, Сорокина Гора и др. Длинные курганы-насыпи, в которых хоронили умерших по способу сожжения, как и во всей лесной зоне Восточной Европы, существовали в дохристианское время. Каждый из них — своеобразный склеп. Вещей в них очень мало — только у д. Сторожинец найдены наконечник для дротика, бронзовая накладка от ремня и бронзовый же перстенек. Но зато имеется возможность изучить обряд захоронения, по которому можно сделать вывод о населении края.
Наряду с длинными имеются и круглые курганы — они появляются в IV-X вв. С принятием христианства умерших перестали сжигать. Жальники — невысокие круглые насыпи с каменной обкладкой по окружности — появились в XIII-XV вв. На них делались каменные кресты. В курганах XIII в. находят многочисленные украшения из бронзы, стеклянные бусы и браслеты, бытовые предметы, большое количество керамики. Часть вещей, найденных археологами в этих курганах, можно увидеть в экспозиции нашего музея.
Городища служили людям укрытием в случае опасности. На нашей территории насчитывается их около десятка. Они имеют различную площадь и датировку. Так, городище-убежище у деревни Крапивно датируется 1000 г. до н.э. — середина первого тысячелетия н.э. и является одним из крупнейших.
В XIX веке началось изучение археологических памятников. Раскопки проводились под руководством археолога А.А. Спицина. Они занимались изучением курганов у деревни Залахтовье, Калихновщина, Кятицы, Безьва и другие. Крупные исследования курганных могильников у деревень Залахтовье, Кятицы, Безьва были проведены в 1973 году археологом Н.В. Хвощинской. Изучением городища Сторожинец с 1983 года занимался археолог С. Попов. Гдовский район является одним из самых изученных районов области, хотя многие страницы его прошлого остаются неясными.
Крест во Гдове.
Каменные кресты являются па мятниками монументального искусства. Они свидетельствуют о наличии высокого уровня резьбы по камню в те далеки времена. Только на территории нашего района каменные кресты находятся более чем в 30 населенных пунктах. Их можно встретить в самых разнообразных местах. Чаще всего они встречаются в составе курганно-жальничных могильников. Такую картину можно увидеть у деревень Крюково, Малые Горбы, Островня, Марьино, Гверездка, Кареловщина, Горка и ряде других мест. Каменные кресты имеются на обочинах дорог у деревни Шепилино, Чудская Рудница, за огородами д. Дедино.
Объектами поклонения выступают каменные кресты в деревне Раскопель и Кола. В Раскопели кресты находятся внутри часовни Воздвижения. Кроме того, они встречаются по берегам наших рек — Каменка, у деревни Малая Каменка, Плюсса и Гдовка. Кресты имеют различную высоту надземной части. Почти все имеют высеченный на них семиконечный крест на Голгофе в средокрестии и традиционную надпись «Царь Славы Иисус Христос. Ника». Данных для хронологии каменных крестов очень мало. Только один крест в г. Изборске имеет точную дату— 1492 г. В псковских писцовых книгах XVI в. (1585 г.) при описании Гдова упоминаются «огороды ко кресту». Основная часть крестов датируется XIV-XVII вв. К концу XVI века идет процесс совершенствования в изготовлении крестов — их делают более искусно, изящно, и крест, стоящий на берегу реки Гдовки (на снимке), является тому примером.
Единого мнения о назначении крестов нет.
У восточных славян широко известно почитание священных камней. Данное явление характерно и для нашей местности. О древних истоках этого культа свидетельствует то, что почитаемые камни часто находятся рядом с останками языческих святилищ. Священными камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы. Подобный культовый камень находится у деревни Ветеря (Ремдовская область). Он датируется первым тысячелетием н.э.
Особую группу камней составляют так называемые следовики - валуны с углублениями, напоминающими отпечаток ступни. Некоторые из них имеют естественное происхождение, в создании других мог принимать участие человек. Часто камни отличаются большим размером, как бы говоря о том, что их оставили великаны, герои или человекоподобные боги. Отпечатки следов на камнях относят к Христу, Богородице или святым (Зосиме, Кириллу Белозерскому, Александру Невскому и др.) Один из таких камней находится в пещере деревни Трутнево (на снимке справа) и является местом поклонения. Принято считать, что след, оставленный на камне, принадлежит Богородице. На протяжении многих лет сюда приходят люди, совершают омовения. В христианские праздники совершаются крестные ходы. Датируется данный камень-следовик первым тысячелетием н.э. Камни-следовики встречаются в различных местах района, но не всегда они являются объектом поклонения. Интересный камень находится к северу от деревни Первомайская. Этот валун получил название «Кругляк». Он имеет ледниковое происхождение и является памятником природы и геологии.
Особое отношение у людей к святым источникам и ручьям. Каждый такой источник имеет свою историю происхождения и, конечно, легенду.
В западной части деревни Верхоляне у крутого берега р. Чермы находится святой источник. Легенда рассказывает о том, что проживавшая в имении княгиня тяжело заболела и врачи предвещали ей скорую кончину. Надежды на выздоровление не было. Однажды экономка пошла в подвал дома управляющего и обнаружила там икону Казанской Божией матери. Икона та очень понравилась княгине, , и она велела оставить ее в покоях. Княгиня начала очень усердно молиться и наступило исцеление. С тех пор икона стала почитаемой в имении. У родника была выложена из кирпича стела, на верху которой находился крест, а под ним в стеле сделали нишу, в которой помещалась икона Казанской Божией Матери. Время разрушило кирпичную стелу, родник был почти полностью засыпан. Стараниями жителя Верхолян И.В. Петрова, все приведено в порядок. Сейчас можно увидеть часть старой кирпичной кладки, сохранившийся дубовый сруб.
В праздник осенней Казанской к роднику совершается крестный ход из Кяровской церкви.
Святыми принято считать источники у часовни д. Крутое, Волошно, Кроксово. Эти места поклонения датируются XVIII-XX вв.
Мало изученными остаются пещеры, находящиеся в нашем районе. Огромный интерес вызывает пещера у деревни Ужово, состоящая из нескольких залов, соединенных узкими проходами. Тут же находится исток ручья. Много легенд существует о пещере в д. Трутнево. Наш древний гдовский край таит в себе еще много неизвестного, является источником информации для науки. На его территории находится более 100 памятников археологии, все они под охраной государства. За разрушение курганов предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности. Всем нам нужно бережно относиться к памятникам археологии, истории, культуры и природы, чтобы сохранить все для потомков.
В. ФЕДОРОВА,
старший научный сотрудник
Гдовского музея истории края