Три псковских легенды
Автор статьи: Е. Испопатов
Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.
Еще в первобытные времена, когда люди не имели постоянных селений, а вели кочевой образ жизни, пробираясь в дремучих лесах, покрывавших тогда большую часть Псковского края, по еле заметным тропинкам в поисках пушного зверя, рыбы и диких пчел, — уже в те времена они давали названия различным урочищам, особенно тем, которые имели для них какое-нибудь значение своим красивым видом, в особенности же природными богатствами. Впоследствии на некоторых из таких урочищ образовались поселения, которые Получили от них свои названия. Значительно позже первоначальный смысл таких имен забылся, особенно если они были даны на языке Того племени, которое раньше здесь жило, но затем исчезло, уступив место другому народу, или подвергшись ассимиляции его. Но пытливый человеческий ум не мирился с таким явлением и старался дать свое об‘яснение относительно происхождения того или иного возникли легенды. Некоторые легенды сложены были на месте, другие были заимствованы от чужих народов. Таких легенд немало в городе Пскове и его окрестностях. Одна из них пытается объяснить название часовни Красный Крест, находящейся йа углу бывш. Великолуцкой и Георгиевской улиц.
Во многих сочинениях, касающихся древнего Пскова, говорится, что в древности на месте этой часовни была страшная битва, вся Земля была залита кровью, причем на земле найден был окровавленный „красный" крест. Легенда не заключает в себе ничего невероятного, так как почти вся площадь нынешнего Пскова, как известно, была залита кровью, пролитою в разные времена при сражениях и народных волнениях. Однако, об‘яснение названия „Красный Крест" следует искать другое. Вернее всего будет предположить, что на Месте теперешней часовни в древности был "красный", т. е. красивый перекресток двух дорог. Такое об‘яснение подтверждается многими фактами.
Великолуикая (ныне Советская) улица, направляясь к югу, продолжалась в древнюю Смоленскую дорогу. С другой стороны, вполне возможно, что около теперешней часовни красный Крест эту Смоленскую дорогу пересекала другая, скорее всего, Новгородская, направлявшаяся от Мирожи, одного из древнейших поселений, из слияния которых образовался впоследствии город Псков. Таким образом произошел перекресток дорог, „крест“, который за свое красивой Местоположение назван был „Красным" Место было, действительно, красивое, так как отсюда открывался не стесненный впоследствии построенными зданиями вид на р. Великую и на Завеличье. Вообще, берега Великой и в настоящее время богаты красивыми видами. Неподалеку от Красного Креста, около нынешнего Педагогического Техникума, находилась в древности церковь Пантелеймона „на Красном Дворе“. И этот факт также может служить подтверждением высказанного предположения
Еще более веское доказа!ельство обнаружим мы, если обратим внимание на мистическое значение перекрестков в древности и в
- настоящее время. И теперь еще темный народ считает, что на перекрестках обитает нечистая сила; в древности же значение перекрестков было неизмеримо большее. Даже богатыри, приехав „на распутие", приходили в смущение и не знали, куда направить свой путь. Здесь чаще всего можно было подвергнуться нападению разбойников, которы, будучи пойманы, предавались смертной казни на этих же местах. „На распутиях" же древние народы погребали покойников, могилы которых, так,называемые курганы (по-народному, сопки) можно видеть и в наши дни.
Отголоском этого явтяется существующий в глухих селениях обычай после смерти человека ходить на перекресток, сжигать там стружки от гроба и разбивать глиняный горшок, из которого обмывали покойника. Как известно, в древности труп нередко сжигали на костре и в могилу ставили глиняный горшок с золою, или просто пустой, иногда разбитый.
В виду всего сказанного, неудивительно, что перекрестки дорог считались нечистым местом, населенным злыми духами, с которыми здесь не могли совладать дажечуры, боги домашнего очага.
И вот, как оказывается, рядом с часовнею Красный Крест; около бывшего дворянского собрания, находилось некогда кладбище, существовавшее уже в древнейшие времена, как об этом свидетельствуют некоторые бронзовые вещи, выкопанные из древней могилы и хранящиеся в местном археологическом музее.
Не лишним будет добавить, что близ Красного Креста находилась в древности Ропатая Лавица. Под именем лавиц разумелись мостки, устроенные для перехода через ручей или болото, а также места торговли — лавки. Последнее свидетельствует о том, что место здесь было „бойкое", скорее всего перекресток дорог. Слово жеРопатая происходит от слова ропать, что значитязыческий храм,, капище. Это в свою очередь дает повод предположить, что земля около Красного Креста бывала в древности обагрена не только кровью воинов, погибших в бою, но также кровью обреченных в жертву богам животных и, может быть, людей. При введении христианства, надо думать, на месте капища, или по соседству с ним, с целью освящения места, был поставлен крест, получивший название „Красного" как от красоты местоположения (и от названия перекрестка), так и от пролитой здесь некогда крови. Позже на этом же месте была построена часовня.
Если об'яснение легенды о Красном Кресте может оставить хоть какое-нибудь сомнение в правильности, то об'яснение другой легенды о Гремячей башне не должно, мне кажется, оставить места никакому сомнению. Об этой величественной башне, расположенной на правом берегу Псковы, существует следующее сказание, попавшее к нам, повидимому, из Западной Европы. Рассказывают, что под Башнею есть склеп, в котором лежит в гробу девица в венчальном платье. В том же склепе много бочек с золотом и другими богатствами, составляющими приданое этой невесты, которая не мертва, но спит непробудным сном, пока не найдет себе достойного жениха. Иногда в башне слышится таинственный звон: это звенит хранящееся в ней золото. Оттого и башня будто бы названа Гремячей 1).
Во всей этой легенде для об‘яснения названия „Гремячая“ есть только два слова „золото звенит“ ; но тогда башня должна была называться „Звенячей". Очевидно, таким об‘яснением нельзя удовлетвориться, тем более, что подобную же легенду мне случалось слышать о древнем здании Поганкиных Палат, которое имеет с башнею то общее, что являлось некогда домом-крепостью. Относительно же Происхождения названия „Гремячая" можно дать весьма, простое об‘яснение. Около башни протекает небольшая речка, впадающая в Пскову, Весною эта речка переполняется водою, которая, стекая по крутому уклону, сильно шумит, „гремит", почему речка, по всей вероятности, называлась ;;Гремячая“; от речки получила название соседняя гора, и от горы расположенная на ней башня.
Такое об‘яснение можно подтвердить тем, что та же башня носила название „Кислинская". Очевидно, речка Гремячая имела второе название „Кисла" ; такое название народ дает речкам, имеющим, подобно нашей Гремячей, топкие, болотистые берега. Название „Гремячая" и „Кисла“ встречаются довольно часто в местной географии.
Нельзя, кстати, не заметить, что Свинорская башня, развалины которой находятся около Братской могилы, получила свое название ют речки Свинорки.
Аналогичный факт мы наблюдаем в Новгороде. Там существует башня Кукуй. Про нее рассказывают, что здесь держали заключенных преступников, которых нередко пытали, и те от нестерпимой боли куковали. Однако, более правдоподобно предположить, что башня получила название от ручья „Кукуй", точнее „Кукко-Ойя“, что на финском языке означает „цветочный ручей'“. По всей вероятности, здесь протекал ручей, в котором красовались пышные цветы кувшинок, или других водяных растений.
Так или иначе, а предполагаемое название „ Гремячая"следует, мне кажется, считать наиболее правильным.
Скажем еще несколько слов о легенде, связанной с погостом Выбута, расположенном на берегу р. Великой в 12 верстах выше Пскова. Этот погост, считаемый родиною княгини Ольги, называется также Лыбута (или Лыбуты). Последнее название вернее, так как это есть измененное Любута. Подобных названий, происходящих от корня „люб", немало в Псковской губ. Про погост Лыбуту существует легенда, что в том краю охотился некогда князь Игорь. Его перевозила через реку Великую Ольга, которая очень понравилась Игорю, и тот на ней женился.
Хотя к легендам следует относиться с недоверием, однако, данная легенда правдоподобнее, чем многие другие. Любовь, как известно, во все времена имела и имеет громадное значение в жизни всех народов. Неудивительно, что особыми названиями могли быть отмечены места, ознаменованные любовными увлечениями знатных лиц давно прошедших времен. Так, на западном берегу Псковского озера есть местечко Лыбoвкa, которое жители Гдовского уезда называют Лю6овка. Рассказывают, что здесь какой-то князь влюбился в местную жительницу; а неподалеку отсюда, к северу, находится селение Изменка, где тот же князь изменил своей симпатии!.. Что Лыбутаесть измененное Любута, это можно подтвердить тем, что в Холмском уезде есть селение Егорьевские Любуты.
Конечно, приведенные факты не вполне еще доказывают достоверность сказания об Ольге и Игоре; однако нельзя и отрицать правильность его. Иначе нам будет непонятно, почему Ольгу, супругу киевского князя Игоря, так влекло под туманные небеса Псковской области.
1) Н. Ф. Окулич-Казарин. „Спутник по древнему Пскову". 1-е издание
Е. Испопатов.
9 мая 1924 года.
Псков.
Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.
Три псковских легенды.
Еще в первобытные времена, когда люди не имели постоянных селений, а вели кочевой образ жизни, пробираясь в дремучих лесах, покрывавших тогда большую часть Псковского края, по еле заметным тропинкам в поисках пушного зверя, рыбы и диких пчел, — уже в те времена они давали названия различным урочищам, особенно тем, которые имели для них какое-нибудь значение своим красивым видом, в особенности же природными богатствами. Впоследствии на некоторых из таких урочищ образовались поселения, которые Получили от них свои названия. Значительно позже первоначальный смысл таких имен забылся, особенно если они были даны на языке Того племени, которое раньше здесь жило, но затем исчезло, уступив место другому народу, или подвергшись ассимиляции его. Но пытливый человеческий ум не мирился с таким явлением и старался дать свое об‘яснение относительно происхождения того или иного возникли легенды. Некоторые легенды сложены были на месте, другие были заимствованы от чужих народов. Таких легенд немало в городе Пскове и его окрестностях. Одна из них пытается объяснить название часовни Красный Крест, находящейся йа углу бывш. Великолуцкой и Георгиевской улиц.
Во многих сочинениях, касающихся древнего Пскова, говорится, что в древности на месте этой часовни была страшная битва, вся Земля была залита кровью, причем на земле найден был окровавленный „красный" крест. Легенда не заключает в себе ничего невероятного, так как почти вся площадь нынешнего Пскова, как известно, была залита кровью, пролитою в разные времена при сражениях и народных волнениях. Однако, об‘яснение названия „Красный Крест" следует искать другое. Вернее всего будет предположить, что на Месте теперешней часовни в древности был "красный", т. е. красивый перекресток двух дорог. Такое об‘яснение подтверждается многими фактами.
Великолуикая (ныне Советская) улица, направляясь к югу, продолжалась в древнюю Смоленскую дорогу. С другой стороны, вполне возможно, что около теперешней часовни красный Крест эту Смоленскую дорогу пересекала другая, скорее всего, Новгородская, направлявшаяся от Мирожи, одного из древнейших поселений, из слияния которых образовался впоследствии город Псков. Таким образом произошел перекресток дорог, „крест“, который за свое красивой Местоположение назван был „Красным" Место было, действительно, красивое, так как отсюда открывался не стесненный впоследствии построенными зданиями вид на р. Великую и на Завеличье. Вообще, берега Великой и в настоящее время богаты красивыми видами. Неподалеку от Красного Креста, около нынешнего Педагогического Техникума, находилась в древности церковь Пантелеймона „на Красном Дворе“. И этот факт также может служить подтверждением высказанного предположения
Еще более веское доказа!ельство обнаружим мы, если обратим внимание на мистическое значение перекрестков в древности и в
- настоящее время. И теперь еще темный народ считает, что на перекрестках обитает нечистая сила; в древности же значение перекрестков было неизмеримо большее. Даже богатыри, приехав „на распутие", приходили в смущение и не знали, куда направить свой путь. Здесь чаще всего можно было подвергнуться нападению разбойников, которы, будучи пойманы, предавались смертной казни на этих же местах. „На распутиях" же древние народы погребали покойников, могилы которых, так,называемые курганы (по-народному, сопки) можно видеть и в наши дни.
Отголоском этого явтяется существующий в глухих селениях обычай после смерти человека ходить на перекресток, сжигать там стружки от гроба и разбивать глиняный горшок, из которого обмывали покойника. Как известно, в древности труп нередко сжигали на костре и в могилу ставили глиняный горшок с золою, или просто пустой, иногда разбитый.
В виду всего сказанного, неудивительно, что перекрестки дорог считались нечистым местом, населенным злыми духами, с которыми здесь не могли совладать дажечуры, боги домашнего очага.
И вот, как оказывается, рядом с часовнею Красный Крест; около бывшего дворянского собрания, находилось некогда кладбище, существовавшее уже в древнейшие времена, как об этом свидетельствуют некоторые бронзовые вещи, выкопанные из древней могилы и хранящиеся в местном археологическом музее.
Не лишним будет добавить, что близ Красного Креста находилась в древности Ропатая Лавица. Под именем лавиц разумелись мостки, устроенные для перехода через ручей или болото, а также места торговли — лавки. Последнее свидетельствует о том, что место здесь было „бойкое", скорее всего перекресток дорог. Слово жеРопатая происходит от слова ропать, что значитязыческий храм,, капище. Это в свою очередь дает повод предположить, что земля около Красного Креста бывала в древности обагрена не только кровью воинов, погибших в бою, но также кровью обреченных в жертву богам животных и, может быть, людей. При введении христианства, надо думать, на месте капища, или по соседству с ним, с целью освящения места, был поставлен крест, получивший название „Красного" как от красоты местоположения (и от названия перекрестка), так и от пролитой здесь некогда крови. Позже на этом же месте была построена часовня.
Если об'яснение легенды о Красном Кресте может оставить хоть какое-нибудь сомнение в правильности, то об'яснение другой легенды о Гремячей башне не должно, мне кажется, оставить места никакому сомнению. Об этой величественной башне, расположенной на правом берегу Псковы, существует следующее сказание, попавшее к нам, повидимому, из Западной Европы. Рассказывают, что под Башнею есть склеп, в котором лежит в гробу девица в венчальном платье. В том же склепе много бочек с золотом и другими богатствами, составляющими приданое этой невесты, которая не мертва, но спит непробудным сном, пока не найдет себе достойного жениха. Иногда в башне слышится таинственный звон: это звенит хранящееся в ней золото. Оттого и башня будто бы названа Гремячей 1).
Во всей этой легенде для об‘яснения названия „Гремячая“ есть только два слова „золото звенит“ ; но тогда башня должна была называться „Звенячей". Очевидно, таким об‘яснением нельзя удовлетвориться, тем более, что подобную же легенду мне случалось слышать о древнем здании Поганкиных Палат, которое имеет с башнею то общее, что являлось некогда домом-крепостью. Относительно же Происхождения названия „Гремячая" можно дать весьма, простое об‘яснение. Около башни протекает небольшая речка, впадающая в Пскову, Весною эта речка переполняется водою, которая, стекая по крутому уклону, сильно шумит, „гремит", почему речка, по всей вероятности, называлась ;;Гремячая“; от речки получила название соседняя гора, и от горы расположенная на ней башня.
Такое об‘яснение можно подтвердить тем, что та же башня носила название „Кислинская". Очевидно, речка Гремячая имела второе название „Кисла" ; такое название народ дает речкам, имеющим, подобно нашей Гремячей, топкие, болотистые берега. Название „Гремячая" и „Кисла“ встречаются довольно часто в местной географии.
Нельзя, кстати, не заметить, что Свинорская башня, развалины которой находятся около Братской могилы, получила свое название ют речки Свинорки.
Аналогичный факт мы наблюдаем в Новгороде. Там существует башня Кукуй. Про нее рассказывают, что здесь держали заключенных преступников, которых нередко пытали, и те от нестерпимой боли куковали. Однако, более правдоподобно предположить, что башня получила название от ручья „Кукуй", точнее „Кукко-Ойя“, что на финском языке означает „цветочный ручей'“. По всей вероятности, здесь протекал ручей, в котором красовались пышные цветы кувшинок, или других водяных растений.
Так или иначе, а предполагаемое название „ Гремячая"следует, мне кажется, считать наиболее правильным.
Скажем еще несколько слов о легенде, связанной с погостом Выбута, расположенном на берегу р. Великой в 12 верстах выше Пскова. Этот погост, считаемый родиною княгини Ольги, называется также Лыбута (или Лыбуты). Последнее название вернее, так как это есть измененное Любута. Подобных названий, происходящих от корня „люб", немало в Псковской губ. Про погост Лыбуту существует легенда, что в том краю охотился некогда князь Игорь. Его перевозила через реку Великую Ольга, которая очень понравилась Игорю, и тот на ней женился.
Хотя к легендам следует относиться с недоверием, однако, данная легенда правдоподобнее, чем многие другие. Любовь, как известно, во все времена имела и имеет громадное значение в жизни всех народов. Неудивительно, что особыми названиями могли быть отмечены места, ознаменованные любовными увлечениями знатных лиц давно прошедших времен. Так, на западном берегу Псковского озера есть местечко Лыбoвкa, которое жители Гдовского уезда называют Лю6овка. Рассказывают, что здесь какой-то князь влюбился в местную жительницу; а неподалеку отсюда, к северу, находится селение Изменка, где тот же князь изменил своей симпатии!.. Что Лыбутаесть измененное Любута, это можно подтвердить тем, что в Холмском уезде есть селение Егорьевские Любуты.
Конечно, приведенные факты не вполне еще доказывают достоверность сказания об Ольге и Игоре; однако нельзя и отрицать правильность его. Иначе нам будет непонятно, почему Ольгу, супругу киевского князя Игоря, так влекло под туманные небеса Псковской области.
1) Н. Ф. Окулич-Казарин. „Спутник по древнему Пскову". 1-е издание
Е. Испопатов.
9 мая 1924 года.
Псков.
---