Лен, как краеведческая тема для проработки в школе
Автор статьи: А. Семенов
Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.
А. Семенов.
Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.
Лен, как краеведческая тема для проработки в школе
Тезис ы,
- Тема „лен“ чрезвычайно обширная и сложная тема. Она может быть распределена по всем годам обучения семилетней школы.
- С точки Зрения программа Гуса, это-одна из самых удобных для проработки тем, так как удовлетворяет всем решительно требованиям, пред'являемым программами к каждой теме.
- Огромное значения льна несомненно и бесс для местного края, где урожаи хлебов всегда плохи, где необходим переход к многополью, а в этом случае урожай льна повышаются, И его посевы не истощают почву. „Лен—наше золото, наша золотая валюта,“ так в свое время оценивал лен местный печатный органа. Тема, следовательно, краеведческая.
- При изучении льна ребенок в первую очередь стакивается с трудовою деятельностью человека, что является необходимою принадлежностью каждой комплексной темы. Мало того, он и сам участвует в этой работе. Наряду, следовательно, - с изучением труда взрослого человека, он будет изучать и осмысливать и свой собственный труд.
- Особенно удобно И легко, при проработке данной темы, и выполнение основной задачи школы: через занятия ребят общественно- полезным трудом, подходить к культурным приемам работы (пропо- ганда многополья, введение технических усовершенствований при обработке льна и т. п.)
- При выполнении всей этой работы метод исследовательский, или метод йсканий, как его теперь называют, по праву займет надлежащее ему место.
- Все, так называемые, предметы вполне естественно, без всякой натяжки группируются в стройный комплекс.
Природоведение, обединяющее батанику, зоологию, физику, химию и пр., география при рассмотрении площади посевов льна, история, начиная с (Псковской летописи, через всероссийское значение льноводства, снова в Псков к эстонцам и Балаховичу, когда они лихорадочно вывозили лен из Пскова, математика и, наконец, литература в виде Псковских песен о льне, псковских словечек (названий различных орудий обработки льна, продуктов обработки и пр.). - Городской: школе, для удовлетворения всех методических требований, необходимо начать проработку (в гр. В—напр ) с обледова- ния тех промышленных предприятий, которые имеются в городе: фабрика „Шпагат,“ маслобойный завод. Обследование не ограничивается только изучением производства, а захватывает также и рабочих, условия их работы, быт, культ-работу, деятельность партийных организаций, ячеек Р. К. С. М. и пр.
- В деревне основанием работы послужит подробное знакомство с процессами первичной обработки льна, с орудиями обработки, с процессом изготовления тканей из льна, влияние этой: работы на здоровье человека (напр, трепка льна).
- Но, конечно, разработка данной темы не должна ограничиваться лишь одной группой Тема настолько важна и настолько богата материалом, что, как упоминалось в 1 тезисе, для всех семи групп семилетней школы может быть подобран соответствующий материал. Такое расположение материала особенно важно для сельской школы.
А. Семенов.
---