Этносоциальная характеристика поколений сету
Этносоциальная характеристика поколений сету
Самое старое из ныне живущих поколений сету (в возрасте 80 лет и более) родилось до 1920 года, то есть до подписания между Россией и Эстонией Тартуского договора, согласно которому Печорский уезд стал частью Эстонской Республики. Все сету этого поколения получили русские имена, а вот школьное образование это поколение сету получало, уже оказавшись на территории Эстонской буржуазной республики. Средний уровень образованности этой возрастной группы сету - 3 класса, хотя некоторые сету получили и 6-летнее образование (на эстонском языке).
Ставя язык на первое место в отличиях сету от русских, 80-летние респонденты часто называли также в качестве различий одежду, обычаи и традиции. Первое место в отличиях сету от эстонцев получила религия. Это вполне закономерно, так как в эстонский период истории Печорского края еще не проводилось активной атеизации населения. Поэтому традиции и обычаи 80-летние сету считают вторым (после религии) признаком, отличающим этот народ.
В 20-30-е годы началось осуществление политики эстонизации сету, в частности сету получили эстонские фамилии. Не случайно у 80-летних сету-респондентов язык занял только третье место по частоте упоминаний в числе отличий от эстонцев.
Сейчас 80-летние сету составляют лишь 9% всех сету, живущих в сельской местности Печорского района. Однако среди 80-летних сету женщины составляют 80%, что вызвано двумя причинами: 1) последствиями Великой Отечественной войны, основная тяжесть которой пришлась именно на мужчин этого поколения; 2) большей продолжительностью жизни женщин по сравнению с мужчинами. В данной возрастной категории сету меньше всего желающих переехать в Эстонию, так что судьба уготовила этому поколению родиться и умереть в России.
Самое многочисленное поколение сету, составляющее сейчас 22% всего сетуского населения, родилось в период с 1920 по 1929 год (70-79-летние). В этом поколении также большой перевес женщин над мужчинами - примерно в 2,5 раза. Почти все сету в этой возрастной категории получили русские имена, так как принудительная эстонизация сету осуществлялась только во второй половине 1930-х годов и потому захватила лишь школьный период жизни этого поколения. Средний уровень образованности 70-летних сету - 4 класса. При этом среди 75-79-летних респондентов примерно равны доли вообще не получивших образования и успевших окончить 6-летку до войны, тогда как среди 70-74-летних повышена доля получивших среднее общее образование (вероятно, преимущественно в послевоенное время).
Набор отличий сету от русских у 70-79-летних респондентов мало отличается от 80-летних. Среди основных отличий сету от эстонцев треть 70-79-летних респондентов назвала одежду. Хотя язык и религия сохранили свою роль главных дифференцирующих признаков, упоминание одежды не случайно. После войны, особенно в 50-е гг., подавляющее большинство женщин сету надевало национальную одежду на религиозные праздники. Городскую одежду на праздниках носило только 10-20% женщин сету (Рихтер, с. 101). Нынешние 70-79-летние женщины сету составляли тогда значительную часть собиравшихся на религиозных празднованиях.
Вторым по численности является поколение сету, родившихся в 1930-1939 годы (60-69-летние). Их доля среди всего населения сету составляет 16%, притом что женщин среди них в три раза больше, чем мужчин. Последствием эстонизации 30-х гг. можно считать появление у сету эстонских имен, доля которых составила 13% в данной возрастной группе. Поколение 1930-х годов получало образование уже в советское время, но зачастую в эстонских школах. Средний уровень образованности 60-69-летних сету - 6 классов. Часть сету этого поколения получила среднее специальное образование. Данное поколение сильно сократилось в послевоенные годы в результате миграций в Эстонию.
Религия, по мнению 60-69-летних сету-респондентов, является главным отличительным признаком сету от эстонцев. Однако язык по числу упоминаний лишь незначительно уступает религии. Примерно каждый четвертый респондент назвал в числе отличительных признаков одежду, и столько же - традиции и обычаи. Вместе с тем, впервые среди лиц пенсионного возраста встретились единичные ответы, что различий между сету и эстонцами не существует (результат эстонизации). Тем не менее, более заметными являются последствия русификации сету в послевоенное время: 16% респондентов данной возрастной группы (в основном мужчины) считают, что сету ничем не отличаются от русских.
Сравнительно малочисленным является поколение сету, родившихся в 1940-1949 годах (50-59-летние). Доля сету данной возрастной группы составляет 14%. При этом наблюдается небольшой перевес мужчин над женщинами, особенно в возрасте 50-55 лет. Средний уровень образованности 50-59-летних сету - 7 классов, но уже более половины составляют получившие среднее общее образование. Большая часть сету данной возрастной группы получила образование на эстонском языке, как и их родители. Эстонские имена составляют свыше трети имен 50-59-летних сету.
Религия и язык сохраняют роль основных признаков, отличающих сету от эстонцев. Одежда заняла третью позицию в ответах респондентов, которые, будучи детьми, могли присутствовать на религиозных праздниках 1950-х годов, отмечаемых их родителями. Вместе с тем, в данной возрастной группе впервые были встречены ответы, что сету по всем признакам отличны от эстонцев. О продолжающейся русификации свидетельствует мнение 18% респондентов, что не существует различий между сету и русскими.
В поколении сету, рожденных в 1950-1959 годах (40-49 лет), наблюдается уже почти двукратный перевес мужского населения. Эта возрастная категория численно немного уступает рожденным в 40-е гг. (13,5%), что свидетельствует о миграционных потерях этого поколения в 1960-1970-е годы. Безусловно, ведущую роль в этом сыграли безвозвратные миграции в Эстонию на учебу. Средний уровень образованности 40-49-летних сету - 9 классов, в том числе немало мужчин, получивших среднее специальное образование, и женщин - высшее образование.
Данная возрастная категория замыкает группы старших поколений по многим этносоциальным характеристикам: религия пока еще остается главным признаком отличия сету от эстонцев, также нередко называется респондентами и одежда. Доля эстонских имен у 40-49-летних сету составляет около трети, как и в следующей старшей возрастной категории. Остается примерно такой же доля респондентов, не видящих различий между сету и русскими (около пятой части).
Не в меньшей степени пострадало от миграционных потерь поколение сету, рожденных в 1960-1969 годах (30-39 лет). На малочисленности этой возрастной группы (9% от всех сету) сказался не только выезд в Эстонию на обучение, но и отъезд в соседнюю республику в 1950-1960-е годы потенциальных родителей сету этого поколения. Почти все 30-39-летние сету получили среднее общее образование. Наиболее заметным в этом поколении стал отрыв молодых сету от православных традиций: каждый пятый затруднился с ответом на вопрос о вере; религия уступила сетускому языку место главного признака отличия от эстонцев; значительно уменьшилось число упоминаний одежды как этнодифференцирующего признака (как относительно эстонцев, так и русских).
По своим именам сету-респонденты 30-39-летнего возраста оказались самой «эстонизированной» возрастной группой: только четверть из них носит русское имя. Но остальные признаки свидетельствуют скорее о большей русификации, чем эстонизации данного поколения сету. В частности, почти половина 30-39-летних респондентов использует в быту вместе с сетуским русский язык, и лишь единицы - эстонский язык.
Самые малочисленные возрастные группы сету открывают 20-29-летние (родившиеся в 1970-1979 годах), составляющие лишь 6% всех сету. Причины их малочисленности следует искать в демографической истории Печорского района в 40-50-е годы, в том числе в массовом оттоке сету в Эстонию в послевоенные годы. Все 20-29-летние сету получили среднее общее или среднее специальное образование. Доля эстонских имен у респондентов почти такая же высокая (73%), как и у 30-39-летних сету.
Отношение к религии у 20-29-летних сету еще более прохладное, чем у 30-39-летних: только две трети считают себя верующими людьми. Религия почти в два раза реже называлась в качестве отличительного признака от эстонцев. Данную возрастную группу сету характеризуют одновременно русификация и эстонизация. С одной стороны, треть 20-29-летних респондентов по паспорту значатся русскими, две трети из них называют себя русскими и пользуются в быту только русским языком (считая его родным). С другой стороны, более трети респондентов назвали в качестве родного эстонский язык, что является следствием их обучения в школе на эстонском языке. Но в быту эстонский язык используется значительно реже - лишь четвертой частью респондентов, да и то в сочетании с русским или сетуским языками. Обрусевшие и обэстоненные респонденты дали принципиально разные ответы на вопрос об этнических различиях: первые считают, что ничем не отличаются от русских, вторые видят только свои различия с русскими, но не эстонцами.
Самая молодежная категория сету-респондентов (15-19 лет) представляет поколение рожденных в 1980-1984 годах. Все они получили (или получают) среднее общее образование. Причем заметна переориентация сету на русскую школу и Россию в целом: две трети 15-19-летних респондентов получили русские имена, и почти половина из них считается официально русскими по национальности. Каждый пятый из 15-19-летних респондентов относит себя к русским, считает русский язык и родным, и бытовым, не владея другими языками. При проведении опроса был единичный случай, когда молодой респондент признался, что хотел бы выучить эстонский язык, чтобы получить возможность общаться с родственниками, живущими в Эстонии. Треть молодых респондентов не видит различий между сету и русскими. Около половины молодых сету не относит себя к верующим людям, не ходит в церковь, хотя почти все отмечают религиозные праздники вместе с родителями.
Опрос среди самых молодых групп сету показал, что установление государственной границы с Эстонией вынуждает молодых сету делать выбор: или в пользу России и русского языка, или в пользу эстонского языка с целью последующей эмиграции из России.
Комментарии 1