Информация к новости
  • Просмотров: 7179
  • Автор: admin
  • Дата: 3 января 2010
3 января 2010

В.В. Седов ГОЛЯДЬ

Категория: Общество » Персоны » Седов Валентин Васильевич. Археолог.

В.В. Седов
ГОЛЯДЬ


О проживании голяди в Западном Подмосковье свидетельствует Ипатьевская летопись. Под 1147 годом сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий, претендовавший на киевский престол, пошел с войском на Новгород Великий, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел воевать Смоленскую волость. Последний принял это предложение и захватил часть смоленских земель в бассейне р. Протвы, притоке Оки, заселенных голядью - "...и шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве..." -записал летописец (ПСРЛ, 1962, с. 339).
Информация к новости
  • Просмотров: 8828
  • Автор: admin
  • Дата: 3 января 2010
3 января 2010

Седов В.В. Древнерусская народность. Русы

Категория: Общество » Персоны » Седов Валентин Васильевич. Археолог.

Седов В.В.
Древнерусская народность

Русы


В левобережной части Среднего и смежных землях Верхнего Поднепровья до последних десятилетий VII в. существовали две крупные культурные группы. Лесостепные земли принадлежали антам – носителям пеньковской культуры (сахновская стадия), а более северные области (поречье Сейма и Подесенье) заселяли племена колочинской культуры. В конце VII в. развитие этих культур в Среднем Поднепровье было прервано, что обусловлено вторжением крупной массы нового населения. Миграция последнего затронула и небольшой регион лука-райковецкой культуры в Киевском Поднепровье, где проживали поляне.

Пришлое население оказалось более активным как в хозяйственном, так и в иных отношениях. В результате в Днепровском левобережье формируется новая культура – волынцевская (рис. 9). Ранние горизонты напластований на ее памятниках характеризуются присутствием пеньковских и колочинских материалов. Так, на поселениях Ходосовка, Вовки, Беседовка, Хитцы, Роище, Обухов-2 наряду с волынцевскими формами обнаружены округлобокие и биконические горшки, прямыми аналогиями которых являются материалы позднего этапа пеньковской культуры. В ранних слоях поселения Волынцево вместе с волынцевскими встречены сосуды биконических, цилиндро-конических и тюльпановидных форм, вполне сопоставимые с колочинскими [58].
Информация к новости
  • Просмотров: 3480
  • Автор: admin
  • Дата: 3 января 2010
3 января 2010

Валентин СЕДОВ, член-корреспондент РАН. Великое переселение

Категория: Общество » Персоны » Седов Валентин Васильевич. Археолог.

Истоки: Откуда есть-пошли славяне

Валентин СЕДОВ, член-корреспондент РАН
Великое переселение


В конце IV века развитие провинциальноримских культур - пшеворской и черняховской - было прервано нашествием грозных азиатских кочевников - гуннов. Цветущие области Северного Причерноморья и земли севернее Карпат были разорены. Наиболее активные слои населения вынуждены были покинуть обжитые земли. В частности, ушли германские племена. Значительные массы славянского земледельческого населения также покинули ранее плотно обжитые территории.
Ситуация этого времени усугублялась значительным ухудшением климата в землях, прилегающих к Балтийскому морю. Первые века нашей эры, напротив, были весьма благоприятны для жизни и занятий сельским хозяйством. Археологи зафиксировали здесь в III-IV веках увеличение числа поселений, значительный рост народонаселения и бурное развитие земледельческой техники. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Резко возросла увлажненность почвы, заметно повысился уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись вширь болотные пространства. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли - непригодными для сельского хозяйства. Началась великая славянская миграция.
Информация к новости
  • Просмотров: 7216
  • Автор: admin
  • Дата: 3 января 2010
3 января 2010

В. В. Седов ЭТНОГЕНЕЗ РАННИХ СЛАВЯН

Категория: Общество » Персоны » Седов Валентин Васильевич. Археолог.

ЭТНОГЕНЕЗ РАННИХ СЛАВЯН




В. В. Седов
Седов Валентин Васильевич - академик, заведующий отделом Института археологии РАН.


Большой вклад в изучение славянского этногенеза внесло языкознание. Поиски истоков славянства и развития праславянского языка были начаты лингвистами в XIX в. Вообще, язык - надежный признак всякой этнической общности, однако лингвистика изучает глоттогенез, а он далеко не тождествен этногенезу. Языкознанию недостает пространственной и хронологической определенности. Антропология изучает антропогенез, который часто полностью не соответствует этноязыковым процессам. Для освещения сравнительно недавнего прошлого можно привлечь этнографию и фольклористику, но применительно к отдаленным периодам истории данные этих наук имеют ограниченное значение. Вспомогательная роль принадлежит и ономастике. Славяне первых этапов своей истории не отражены в письменных источниках, по ним можно представить историю только от средневековой поры.
Информация к новости
  • Просмотров: 4950
  • Автор: admin
  • Дата: 3 января 2010
3 января 2010

В.В. Седов Древнерусское языческое святилище в Перыни

Категория: Общество » Персоны » Седов Валентин Васильевич. Археолог.

В. В. Седов
Древнерусское языческое святилище в Перыни



Урочище Перынь находится в 4 км южнее г. Новгорода. Оно занимает небольшой плоский холм на левом берегу р. Волхова, около его истоков из оз. Ильменя.1 Господствующее положение над северными низменными и безлесными берегами Ильменя придает Перынскому холму, увенчанному кольцеобразной сосновой рощей, величественность и исключительную живописность. С восточной и северо-восточной сторон Перынский холм омывается водами Волхова, а к южному склону холма подходит приток Волхова р. Веряжья. С запада и северо-запада от коренного берега Волхова холм отрезан заболоченной низиной, которая во время весеннего половодья заполняется водой и превращает Перынь в островок. Местные предания,2 доживший чуть ли не до наших дней обычай бросать в Волхов монету при следовании мимо Перыни («жертва Перуну») и само название связывают урочище с главным языческим богом славян Перуном. По словам третьей Новгородской летописи, в Перыни стояла деревянная статуя Перуна, которая в 988 г. была срублена и сброшена в Волхов 3. Все это давало полные основания предполагать, что здесь был один из центров языческой религии древней Руси.
Информация к новости
  • Просмотров: 4168
  • Автор: admin
  • Дата: 3 января 2010
3 января 2010

В.В. Седов Межевой камень XIV в. из Изборска

Категория: Общество » Персоны » Седов Валентин Васильевич. Археолог.


В.В. Седов
Межевой камень XIV в. из Изборска

В.В. Седов Межевой камень XIV в. из Изборска

В окрестностях Изборска постоянно встречаются межевые камни. Это валуны с плоской или уплощенной верхней поверхностью, на которой обычно высечен простой крест. Такими камнями местные жители до не давнего времени обозначали границы своих земельных владений — пахотных участков и сенокосных угодий.
Обозначение камнями рубежей земельных участков в Северной Руси восходит к древнерусскому времени. В обводной межевой книге 1391 г. на р. Шале близ оз. Онеги упомянуты «три камня большихъ плоскихъ, а на сириднемъ ками насиченъ крестъ» [1]. В Древней Руси межевые камни, как и другие межевые знаки, назывались межниками[2].
В 1972 г. при раскопках Изборского городища (называемом обычно Труворовым) в развале камней от монастырских построек, существовавших здесь в XVI—XVII вв., найден межевой камень с надписью. Его размеры около 30 X 22 см, толщина до 15 см. Сделан межник из светло-серого известнякового камня. Верхняя поверхность его плоская, гладкая, остальные — рваные. Нижний правый угол камня отбит.[3]
На верхней поверхности процарапана надпись, состоящая из двух частей, оконтуренных прямыми линиями в виде прямоугольников. В первой части написано одно слово «меза», т. е. «межа», означающее, что это порубежный знак. Во второй части, состоящей из двух строк, написано «наса чсть воротькова», т. е. «наша часть Воротькова». Часть — участок земельного владения[4]. Владелец участка — Воротько (или Воротков, т. е. сын Воротыш). Это сокращение от имени Воротислав, распространенного на Руси [5].
Смешение ж и з, ш и с (межа > меза, наша > наса) является характерной особенностью псковских говоров. Древнейшие псковские тексты, относящиеся к XIV в., широко отражают переход шипящих ш и ж в свистящие С и З [6]. Эта фонетическая особенность отмечается как в современных псковских, так и в некоторых других северорусских диалектах[7].
Написание слов с частицами жа и ша (межа, наша) с юсом малым находит параллели в памятниках древнерусской письменности. В частности, в Минее служебной за май месяц XII в. межа написана с юсом малым[8]. В новгородских берестяных грамотах ша и жа писались преимущественно через а, что, как отмечает В. И. Борковский, отражает все более закрепляющуюся орфографическую норму[9]. Вместе с тем в грамотах 112, 134, 141, 142, 222, 239, 246, 249 и 292 жа и ша написаны с юсом малым[10]. Самые поздние из них — грамоты 134 (XIV в.) и 249 (рубеж XIV и XV вв.), остальные датируются XI—XIII вв.
Информация к новости
  • Просмотров: 3450
  • Автор: admin
  • Дата: 3 января 2010
3 января 2010

Седов Валентин Васильевич

Категория: Общество » Персоны » Седов Валентин Васильевич. Археолог.

Седов Валентин Васильевич


Седо́в Валенти́н Васи́льевич (21 ноября 1924, Ногинск — 4 октября 2004, Москва) — видный советский и российский археолог-славист, заведующий отделом полевых исследований Института археологии РАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН (1997), действительный член РАН (2003) и академик АН Латвии (1994). Выдающийся исследователь этногенеза и ранней истории славян.

Биография


Родился 21 ноября 1924 в городе Богородске (с 1930 года — Ногинск) Московской области в семье рабочих. Его отец Василий Васильевич Седов и мать Анна Фоминична работали на Истомкинской текстильной фабрике.

После окончания школы в 1941 году поступил в Московский авиационный институт. Но в связи с началом Великой Отчественной войны летом 1942 года был зачислен в Гомельское военно-пехотное училище, а в ноябре попал на фронт. Был командиром стрелкового и пулеметного отделений на Сталинградском, Южном, Степном, 1-м Украинском, 1-м Белорусском и Прибалтийском фронтах, участвовал в боях с Японией. За боевые заслуги был награждён орденом Красной Звезды[2] и медалью «За боевые заслуги».

Историей заинтересовался в конце 1945 года в Харбине, когда ему удалось ознакомится с книгами из библиотек русских эмигрантов, многие из которых не были доступны в СССР.

После демобилизации поступил на исторический факультет МГУ. Окончив обучение на кафедре археологии в 1951 году, принят в аспирантуру Института археологии (в те годы — Института истории материальной культуры).
[править] Научная деятельность

В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Кривичи и словене», в 1967 — докторскую диссертацию «Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья». Основные научные интересы ученого лежали в поле изучения этногенеза славян, финно-угров, балтов и их соседей, истории и культуры Киевской Руси.

С 1947 года участвовал во множестве археологических экспедиций (в центральные, западные и северо-западные регионы России, Беларусь), сам занимался организацией раскопок. В 1971 руководимая им экспедиция начала раскоп­ки Изборского горо­дища.

Был членом Редакционного Совета журнала «Российская (Советская) археология», ответственным редактором ежегодника «Археологические открытия». Являлся ответственным редактором более 80 книг по археологии. Автор более 450 научных работ.

Внёс значительный вклад в исследование этногенеза славян. Кроме того, Седов открыл языческое святилище в Перыни, убедительно интерпретировал конские черепа, лежащие под срубами новгородских построек, как остатки жертвоприношений. Обратил внимание на реальность возможности существования Русского каганата в начале IX века. Известен и своей многогранной издательской деятельностью].


Монографии

* Сельские поселения Смоленской земли VIII—XV вв. М., 1960.
* Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970.
* Новгородские сопки. М., 1970.
* Длинные курганы кривичей. М., 1974.
* Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
* Археология СССР: Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982.
* Очерки по археологии славян. М., 1992.
* Славяне в древности. М., 1994.
* Славяне в раннем средневековье. М., 1995.
* Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 1999.
* У истоков восточнославянской государственности. М., 1999.
* Изборск в раннем Средневековье. М.: Наука, 2007.

Седов Валентин Васильевич
Информация к новости
  • Просмотров: 5839
  • Автор: admin
  • Дата: 14 января 2008
14 января 2008

"Фон Мейеры - история семьи" часть 3

Категория: Общество » Персоны

Работа Ирины Беляевой (Великолукская гимназия имени Софьи Ковалевской) "Фон Мейеры - история семьи" часть 3
Поместье после революции

Весть о победе в Петрограде социалистической революции в Бардове была получена в последний день октября. Её привез нарочный, посланный в село Кудеверским волостным Советом. 12 февраля 1918 года в Бардове проходил волостной сход, на котором присутствовало 690 человек. Обсуждался вопрос об укреплении Советской власти на местах, Сход принял следующую резолюцию: «Стоять всем на стороне интересов Октябрьской революции и власти рабочих и крестьян. Всем жителям волости оказывать полную поддержку Советской власти в центре и на местах».
В Бардове и соседних деревнях не было попыток со стороны кулаков организовать выступление против Советской власти и отдельных её активистов. Но в Дыркине кулацкая верхушка хотела противопоставить себя волостному Совету. В результате столкновения были ранены председатель Кудеверского волостного Совета Богданов и один из нападавших кулаков. В ходе возникшей схватки выступающие были арестованы.
Греченкова Валентина Максимовна (1913-2007 гг.) проучилась в Бардовской школе, размещавшейся тогда в барском доме, четыре года с 1922 по 1926. Она мне много рассказала о тех временах и о том, как выглядела барская усадьба:
«Дом был двухэтажный, большой. Первый этаж был каменный, а второй – деревянный. По бокам стояли флигели, похожие на башенки. В одном из флигелей располагалась учительская. На первом этаже было два зала, в одном стояли койки для учеников, которым было далеко добираться до школы, а в другом – столярная мастерская; также на первом этаже располагались кухня, класс и квартира Грудинкиных Александра Михайловича и Марии Александровны – учителей, работавших в Бардовской школе».
Информация к новости
  • Просмотров: 8059
  • Автор: admin
  • Дата: 14 января 2008
14 января 2008

"Фон Мейеры - история семьи" часть 2

Категория: Общество » Персоны

Работа Ирины Беляевой (Великолукская гимназия имени Софьи Ковалевской) "Фон Мейеры - история семьи" часть 2

Фон Мейеры
Иван Карлович фон Мейер

Иван Карлович (приложение № 1) родился 30 мая 1832 года в имении своего отца Карла Крестьянова фон Мейера и его супруги Амалии фон Мейер (урождённой фон Абт) – имение Дуренгоф (дата и место рождения подтверждены выпиской Паспорта Шванебурга 30 ноября 1833 года из Агофской церковной книги (перевод с немецкого) – дело № 571, лист 18). У Ивана было два брата: Константин (род. 24 сентября 1826 года) и Карл (дата рождения неизвестна); и четыре сестры: Софья, Амалия, Ольга и Наталья. Так как родители были лютеранского вероисповедания, то и дети были той же конфессии. За Карлом Кристиановым числилось 1800 душ крестьян Псковской губернии в Новоржевском, Великолукском и Олонецком уездах и имение в Лифляндской губернии. Воспитывался И. К. фон Мейер в Императорском Александровском лицее на казённом иждивении, по окончании которого выпущен с правом на чин X класса и определён на службу в Канцелярию Военного министерства 13 января 1852 года в возрасте 20 лет. Юноша очень старался и за отличие по службе был произведён в титулярные советники 11 апреля 1854 года. С разрешения господина Военного министра 29 декабря 1855 года назначен Помощником Секретаря в особую секретную экспедицию при Канцелярии, затем был назначен Журналистом отделения свода Военных постановлений. Но согласно прошения отчислен от данной должности с оставлением при 4-ом отделении Канцелярии 26 августа 1856 года. Иван Карлович был военным человеком, поэтому не мог не принять участия в военных действиях 1853-1856 гг. (Крымская война). И также согласно прошения был уволен со службы (высочайший приказ № 49 от 17 ноября 1857 года, Санкт-Петербург) с награждением при отставке чином надворного советника.
Информация к новости
  • Просмотров: 5648
  • Автор: admin
  • Дата: 14 января 2008
14 января 2008

"Фон Мейеры - история семьи" часть 1

Категория: Общество » Персоны

Работа Ирины Беляевой (Великолукская гимназия имени Софьи Ковалевской) "Фон Мейеры - история семьи" часть 1

Вступление

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия…
Б. Пастернак.


Когда мы с моей семьёй едем в деревню Волоково, рас­положенную неподалеку от села Бардово, через Бежаницы Псковской области, то я часто обращаю внимание на дом, находящийся на горе в гуще деревьев. Его темные окна грустно смотрят на машины, проезжающие по дороге. Лёгкий ветер качает листья старых лип, берёз и елей – вокруг дома всё живет, а он стоит в ожида­нии чего-то.
– Папа, а что это за дом на горе? – спросила я, очеред­ной раз проезжая мимо него.
– Дом помещика, – ответил он.
– Как интересно, вот бы мне туда попасть!
Информация к новости
  • Просмотров: 4457
  • Автор: luzer
  • Дата: 10 октября 2007
10 октября 2007

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские

Категория: Общество » Персоны

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские

Память их празднуется 29 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Соборам Псковских святых
Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские

Преподобный Марк подвизался в пещере в горах в окрестностях Пскова. Охотники видели его иногда около трех камней, из которых два еще существуют на реке Каменке, где была его пещера. Там они слышали не раз пение. В этой пещере скрылся в 1472 г. - уже после кончины отшельника - от преследования немцев священник города Юрьева Иоанн с супругой своей Вассой и детьми. Скоро Васса скончалась и была погребена в пещере, а Иоанн постригся с именем Ионы и соорудил в пещере церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Владелец этого места уступил ему его под монастырь. Так начался Псково-Печерский монастырь (см. житие прп. Корнилия). Прп. Иона скончался в 1480 г. На могиле его хранилась кольчуга, которую он надевал для молитвы.
Информация к новости
  • Просмотров: 4226
  • Автор: luzer
  • Дата: 10 октября 2007
10 октября 2007

Преподобные Иоасаф Снетогорский и Василий Мирожский

Категория: Общество » Персоны

Преподобные Иоасаф Снетогорский и Василий Мирожский

Память преподобных празднуется 4(17) марта в день гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.
Преподобные Иоасаф Снетогорский и Василий Мирожский