Персоны, сборник

1. . ВЛАДИМИР 1 (ВЛАДИМИР СВЯТОЙ) (? - 15 июля 1015)— князь новгородский (с 969 или 970 года), великий князь киевский (с 980 года), в крещении Василий, святой и равноапостольный. Креститель Руси. Младший сын великого князя киевского Святослава 1 и ключницы княгини Ольги Малуши. По мнению ученых, родился в селе Будник (Будитин) под Псковом и провел здесь детские годы (ныне деревня Будник Ядровской волости Псковского района). Владимир 1 покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжско-Камской Болгарией, Византией и Польшей. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и другим, за ново укреплен и застроен каменными зданиями го род Киев. В 988 — 989 годах ввел в качестве государственной религии Руси христианство. При Владимире 1 древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился его международный авторитет. В русских былинах Владимира 1 называют Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.

2. ВСЕВОЛОД-ГАВРИИЛ (? — 24 февраля 1138) — святой, благоверный князь и чудотворец Псковский, сын великого князя Мстислава I, внук Владимира Мономаха, в крещении Гавриил. Князь Новгородский (в 1117— 1136 годах, с перерывами), князь псковский с 1137 года и до кончины. В 1136 году после новгородского возмущения был осужден на изгнание в Вышегород. В 1137 году псковичи пригласили Всеволода на княжение. В древнем Пскове почитался как покровитель, заступник и защитник города, его патрональный святой. Похоронен в церкви Дмитрия Солунского. В 1192 году мо щи князя Всеволода были обретены и перенесены в Троицкий храм, где хранятся и ныне. Псковичи считали его своим первым князем, небесным за щитником и покровителем наряду со святым Довмонтом-Тимофеем. Всеволод- Гавриил канонизирован, общерусское празднование которому установлено на соборе в 1547 году. Ему посвящены древнерусские тексты: «Жития Всеволода-Гавриила» и «Слова на явление и перемещение его мо щей». Память совершается 24 февраля и 5 мая.

3. НИКОЛАЙ САЛОС (? —28 февраля 1576) — блаженный, псковский юродивый. В 1570 году во время похода царя Ивана Грозного на Псков встретил его у ворот города и обличил в кровожадности, угрожая возмездием. Устрашенный царь оставил Псков, не разоряя его, лишь опричники пограбили богатые дворы да взяли казны монастырской. погребен в Троицком соборе Пскова. Канонизирован Русской православной церковью. Память совершается 28 февраля.

4. ВЕНИАМИН (КАЗАНСКИЙ ВАСИЛИЙ ПАВ ЛОВИЧ) (1874 — 1922) — митрополит Петроградский и Гдовский с 1917 года В 1922 году арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей По приговору Петроградского революционного трибунала расстрелян в том же году. В 1991 году реабилитирован. Канонизирован Русской право - славной церковью.

5. ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА (1864— 1918) Святая преподобномученица, великая княгиня, сестра российской императрицы Александры Федоровны. Известна своей благотворительностью. 1918 году была арестована и отправлена в ссылку в Екатеринбург, где сброшена заживо в шахту под Алапаевском. Впоследствии нетленные мощи перенесли в русскую духовную миссию в Китае, затем в Иерусалим, где они находятся в право- славном монастыре святой Марии Магдалины Гефсимании. Была одной из духовных чад старца Спасо-елеазаровского монастыря, схиархимандрита Гавриила (Зырянова). Почти ежегодно посещала Псковскую землю и дарила монастырю богатые вклады. Частица ее святых мощей находится псковском храме во имя святого князя Александра Невского в городе Пскове. В 1992 году была при числена к лику святых новомучеников России преподобомучениц. Память ее православная церковь празднует 18 июля и в воскресенье после 7 февраля.

6. МАРФА (Мария) Псковская (?- 1300) - преподобная, благоверная княгиня, инокиня Марфа, дочь вел. кн. Дмитрия Александровича и внучка Св. Александра Невского. Была супругой Св. кн. Довмонта. По кончине его постриглась в обители, Иоанна – Предтечи монастыре, и здесь же представилась. В Спасо-Мирожском м-ре на иконе Знамения Божьей Матери, именуемой Спасо-Мирожской, со стороны Богоматери изображены молящимися Святой Благоверный кн. Довмонт (Тимофей) и супруга его княгиня Мария.

7. ДОВМОНТ (?- 1299) - пск. князь (1266-1299) литовского происхождения, в крещении Тимофей. На своей малой родине имел Нальщанский удел. После убиения Миндовга, к которому, вероятно, был причастен и д., он в 1265, спасаясь от гнева своих соплеменников, бежал под защиту Пскова, прихватив с собой 300 литовских семей. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», и д. принял крещение с именем Тимофей. За доблесть и доброту псковичи избрали его своим князем. Через брак с внучкой благоверного кн. Александра Невского породнился с русским вели ко княжеским родом. Защищал Псков как от Литвы, так и от ливонских рыцарей. В 1268 участвовал в Раковорской битве. В 1269 от- стоял Псков. В 1299 разбил подступавших к Пскову рыцарей. Вел. кн. Ярослав I Ярославич (Афанасий), неоднократно выражавший недовольство самовольным избранием д., вся кий раз пытался изгнать его из порубежного города. Но добиться своей цели не сумел. Мешали новгородцы. Точная дата смерти благо- верного кн. д. неизвестна. Все исследователи сходятся на том, что князь-воин отошел в мир иной вскоре после одержанной им победы над рыцарями Ливонского ордена в Пскове в преддверии 1300-летия. Вскоре после смерти он был причислен к лику святых. Мощи - в Троицком соборе в Пскове, здесь же - его меч и одежда. Д. укрепил Псков новой каменной стеной, которая называлась Довмонтовой.

8. АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ Невский (ок. 1220- 14.11.1263) - русский гос. деятель, полководец, князь. новгородский(1236-1251), вел. кн. владимирский с 1252. Возглавлял русские войска, отстоявшие сев.-зап. земли Руси от шведских и немецких завоевателей. Почетное прозвище Н. получил за победу над шведами 15.07.1240. В 1241 освободил Псков от немецких захватчиков и наголову разгромил их в «Ледовом побоище» 5.04.1242 на льду Чудского оз., в результате чего агрессия немецких рыцарей на Русь была приостановлена. А.Я. был выдающимся дипломатом и политиком. Канонизирован православной церковью как Св. благоверный кн. Александр Н. Псковичам дал святой наказ привечать в своем городе своих потомков. Внучка А.Я., Мария Дмитриевна, была женою пск. кн. Довмонта - Тимофея.

9. НИКАНДР (1507?, с. Виделебье - 1581) - преподобный, основатель Никандровой пустыни близ Порхова. Сведения о жизни Н. содержатся в его Житии разных редакций, которые расходятся в изображении некоторых деталей его биографии. Мирское имя Никон. дата рождения, указанная в Житии Н. 1507 (7015), вероятнее все го, является поздним (нач. ХVII в.) добавлением, что заставляет сомневаться в ее достоверности. Мать Н. Анастасия и брат Андрей после смерти отца Филиппа уходят в монастырьрь, Н. же отправился в Псков, служил у купца Филиппа, который отдал его учиться грамоте. Никон мечтал об уединенной жизни и служении Богу. Узнав о пустынном месте между Псковом и Порховом, он поселился в пустыни на р. Демянке. Соорудив себе хижину, Н. жил в одиночестве 12 (по другим редакциям - 15) лет, изредка посещая Псков. Купец Филипп дал за Н. вклад в пск. Крыпецкий монастырь, где Н. и принял постриг с именем Никандр., после чего вновь поселился в пустыни и жил уединенно 15 лет. Уединение Н. стали нарушать паломники, узнавшие о его праведном пустынном жительстве. Не желая мирской славы, Н. покинул пустынь и ушел в Крыпецкий монастырь, где служил более трех лет, превосходя всех строгостью своего жития. Из-за недовольства братин он вынужден был покинуть Крыпецкий монастырь и вернуться в прежнюю пустынь на оз. Демяно, где прожил в уединении последние 39 лет (согласно поздним редакциям 32 года), лишь раз в год покидая пустынь, чтобы исповедаться и причаститься в Демьянском монастырь, здесь же он принял схиму за 8 лет до своего преставления. Еще при жизни Н. прославился исцелениями больных и даром прозрения, помогая людям в их бедах. Умер Н. в одиночестве во время осады Пскова Стефаном Ба торием, тело Н. нашел пришедший к нему для духовной беседы крестьянин из Боровичей И. долгий, он и известил жителей Порхова о преставлении Н. Канонизация Н. состоялась на соборе 1687. Память Н. совершается церковью 24 сентября. Одному из немногих Никандру удалось в ХVI в. полностью осуществить идеал пустынного безмолвия.

10. КОРНИЛИЙ Псково-Печёрский (ок. 1500 - 1570) - игумен, книжник, писатель, церковный деятель. Пскович, вероятно, знатного происхождения. Стал игуменом монастырь в 1529 (в 29 лет) и был им до 1570. В эти годы монастырь превратился в один из самых крупных на Сев.-Западе России и приобрел широкое гос. значение. Его владения расширялись при поддержке дьяка вел. кн. в Пскове Мисюря-Мунехина, архиепископа новгородского Макария, будущего митрополита, а также Ивана Грозного. При К. велось строительство церквей в самом м-ре, на Печерском посаде, на подворье монастырь в Пскове. Во время Ливонской войны вокруг монастырь была возведена каменная стена с девятью башня ми и тремя воротами, превратившая монастырь в грандиозное оборонительное сооружение. К. был крупным писателем, которого занимали не только церковные, но и полит. проблемы. Им были написаны «Повесть о на чале Печерского монастыря» и пск. летопись, продолжавшая прерванное пск. лето писание, знаменитый Строевский список, подлинник, написанный рукою старца Вассиана, отразившая оппозиционные к поли тике Москвы в Пскове настроения псковичей, вместе с тем включавшая сведения об общерусских, гл. образом военных событиях. К. была создана библиотека богослужебных книг, исторических сб. и школа, собиравшая и переписывающая старые рукописи. В иконописной мастерской работал и сам К. В 1570 игумен К., хорошо известный царю и неоднократно его поддерживавший, был казнен Иваном Грозным.

11. ТИХОН (Беллавин Василий Иванович) (19.01.1865, с. Клин Торопецкого у. Пск. губ. - 7.04.1925, Москва) - святитель, Патриарх Российский. Сын священника. Окончил духовное училище в г. Торопце. В 1878-1883 обучался в С.-Петербургской ДА, по окончании ее в 1888, получив степень канд. богословия, вернулся в Псков, где в ДС преп. догматическое и нравственное богословие и франц. язык. 14.12.189 1 в семинарской церкви пострижен в монашество с именем Т. Через З месяца иером. Т. переведен инспектором в Холмскую ДС, где вскоре стал ректором в сане архимандрита. В 1898 возведен в сан епископа люблинского с назначением викарием Холмской епархии. 14.09.1898 назначен епископом алеутским и аляскинским. 19.05.1905 возведен в сан архи епископа. В 1907 назначен на Ярославскую кафедру. Избран почетным гражд. Ярославля. 22.12.1913 переведен на Литовскую кафедру. В 1914 поселился в Москве, а затем в м. Десне, на краю своей епархии. 21.06.1917 Моск. епархиальный съезд духовенства и мирян из брал его своим правящим архиереем. В ходе работы Поместного Собора в августе 1917 воз веден в сан митрополита, а затем избран предс. Собора. 5.11.1917 по жребию был избран Патриархом Московским и всея России. 23.09.1919 Т. издал Послание с требованием к духовенству не вступать в полит. борьбу. Отказался благословить вождей Белого движения, считая это вмешательством Церкви в политику. В августе 1921 Т. обратился с Посланием о помощи голодающим и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. По постановлению ВЦИК от 23.02.1922 изъятию подлежали все драгоценные предметы, и Послание расценивалось как саботаж, в связи с чем он находился в заключении с апреля 1922 по июнь 1923. 26.11.1924 было совершено покушение на Т., был убит его келейник Я.О. Полозов. Скончался Т. в донском м-ре, 9.10.1989 причислен к лику святых.

12. ОЛЬГА (Елена) (ок. 890 - 969) - Вел. Равноапостольная Св. Киевская княгиня, жена Игоря. После убийства мужа древлянами (945) жестоко их на казала. В 945-947 установила размеры да ней для древлян и новгородцев, организовала адм. центры-погосты. Значительно расширила территорию Киевского государства. Во время посещения Константинополя (955 или 957) приняла христианство. В «Повести временных лет» указано, что О. была от «Плескова» (Пскова), и Игорь, киевский князь, взяв ее в жены в 903, стал «виновником» первого летописного известия о Пскове, В народе со хранилось множество легенд и преданий о происхождении О., о ее делах по укреплению Руси, о том, что она после посещения Пскова, где ей явилось чудодейственное сияние трех лучей, собран много «злата и серебра», повелела построить храм Живоначальной Святой Троицы. С этого времени и начинается традиция именовать Псков «домом Святой Троицы».

13. Васса Псково-Печёрская ( ? – ок. 1473 ) – преподобная, жена священника Иоанна (ИОНЫ), родившегося в Московской земле, но пришедшего в Изборск из немецкого города Юрьева Ливонского (Дерпта), где он был миссионером и служил в Никольской церкви. Священник полюбил места, где в долине Каменца уже возникал пещерный монастырь, и стал копать вместе со своей женой Марией и двумя сыновьями в горе церковь. До окончания строительства церкви жена его заболела, перед смертью приняла, впервые в Псково-печёрском монастырь, монашеский постриг под именем В. и была погребена в пещерах монастырь. С кон. XV в. её могила является местом поклонения, а В. считается покровительницей трудолюбивых благочестивых жён и любящих матерей.

Информация взята у Людмилы Фёдоровны Русановой. Заведующая краеведческой библиотеки им. И.И.Василёва в г.Пскове.
Василёвка рулит!!! :)
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent