Церковь домовая двора Батова

Церковь домовая двора Батова

Адрес: Псков г./Конная ул, 3
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Кукольный театр
Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

Историческая справка:Построена в 1906 г. в юго-западной части дворового участка купца Батова как домовая церковь - Моленная Поморского беспоповского согласия. Архитектор неизвестен. После 1917 г. в здании размещались: с 30 декабря 1944 г. - театр эстрады и областной дом народного творчества. Послевоенные восстановительные работы проведены Псковской областной филармонией к 1955 г. На первом этаже с 1958 г. располагалась киноремонтная мастерская отедла кинофикации Псковского областного отдела культуры. На втором этаже с 4 агуста 1956 г. по 7 октября 1963 г. - кинотеатр повторного фильма. 7 октября 1963 г. здание передано областному театру кукол.
Архитектурные особенности:Входит в комплекс построек двора Батова, занимая его юго-восточную часть. Главный фасад развернут к р.Великой и выходит на ул.Конную /быв. Изборскую/. В объемно-пространственной композиции и системе декора отражены приемы "русского" стиля конца XIX в. с характерным сочетанием древнерусских форм и принципов итальянской архитектуры. Здание решено в простых формах параллелепипеда с незначительным повышением алтарной части и выступающим с юго-западной стороны объемом вспомогательной лестницы. Характерно распределение насыщенности богатого лепного декора фасадов, рельефно выделяющегося на фоне кирпичной кладки. Основное внимание уделено поверхностям стен собственно моленной на северо-восточном и юго-западном фасадах. В идентичной композиции их декора заложена информация о функциональном назначении внутренних помещений. Вертикальные членения - рустованные и филенчатые лопатки, оформленные поясом "ширинок", соответствуют несущим поперечным стенам. В горизонтальных членениях карнизной тягой простого профиля четко выделена служебная часть в уровне 1-го этажа с оштукатуренной поверхностью стен, оконными и дверными проемами с лучковыми перемычками без обрамлений. Двухсветное пространство моленной обозначено трехчастным арочным окном /в алтарной части/ и группой из трех арочных окон с архивольтами и трех круглых ложных окон над ними. Стены увенчаны многоступенчатым карнизом с двумя рядами дентикул и поясом "ширинок" над алтарной частью. Гораздо скромнее убранство главного фасада. В его асимметричной композиции основную роль играет ризалит главного входа, фланкированный рустованными лопатками, завершенный ступенчатым карнизом с дентикулами и увенчанный прямоугольным аттиком. Своеобразен прием решения главного входа. Его декоративное оформление с характерными элементами русской архитектуры середины ХVII в. несколько выступает из объема ризалита. Трехэтажному делению внутреннего пространства соответствуют ряды окон различные по размерам и оформлению в зависимости от функционального назначения помещений, карниз повторяет профиль верхней части карниза боковых фасадов. Часть фасада слева от ризалита, соответствующая вспомогательной лестнице, выходящей и на юго-западный фасад, решена с предельной аскетичностью. В объемно-планировочной композиции выделены: первый этаж с помещениями служебного назначения, двухсветная часть собственно моленной, к которой со стороны главного входа примыкает два этажа вспомогательных помещений. Очертание плана всех этажей одинаково, близко к прямоугольному с несколько скошенной стеной главного фасада, параллельной красной линии застройки улицы. Планировка первого этажа продиктована основной функцией, решенной в вышележащем уровне и образована, продольными и поперечными стенами, несущими перекрытие. Вход в первый этаж из двора с северо-восточного фасада, сообщение с верхними этажами - по вспомогательной лестнице. Основную роль в пространственной композиции играют помещения 2-го уровня. Сюда в небольшой зал, предваряющий вход в моленную, ведет широкая и довольно крутая одномаршевая лестница парадного. Двухсветное пространство моленной композиционно разделено на две части: собственно моленную и алтарную. Моленная перекрыта цилиндрическим сводом. Алтарная часть выше, перекрыта сомкнутым сводом с распалубками над срединной частью тройных арочных оконных проемов. В уровне третьего этажа, куда можно попасть по вспомогательной лестнице, расположены хоры и две небольшие комнаты повторяющие композицию помещений второго этажа /ныне здесь установлены временные перегородки/. В системе декоративного убранства интерьера основная роль отведена помещению парадной лестницы, где верхняя часть стен украшена лепным орнаментальным фризом, и моленной с богатым и хорошо сохранившимся лепным декором. Пространство моленной отделено от алтаря своеобразным "порталом" - балкой, опирающейся на продольные несущие стены, что подчеркнуто двумя каннелированными пилястрами с "'композитного ордера". Дополнительно балка поддерживается двумя чугунными колонками с шестигранными базами и лотосовидными капителями. Балкон хор с кованой ажурной решеткой поддерживается четырьмя кронштейнами, завернутыми в форме волют. Особую парадность интерьеру придает лепное убранство. В алтарной части свод украшен орнаментальным поясом из цветов и иоников, оконные проемы - лепными архивольтами, опирающимися на изящные кронштейны. По верху стен проходит лепной фриз с растительно-геометрическим орнаментом. В моленной сохранились две печи, облицованные глазурованными плитками, создающими рельефный орнамент. Полы в моленной и на лестничных: площадках из полихромной метлахской плитки. На одной из плиток сохранилась марка фирмы: Виллеруа и Бохъ метлахъ представители Косъ и Дюрръ С-Петербургь. Деревянные резные двери моленной сохранились частично. Вспомогатель-ная лестница имеет чугунные орнаментальные перила. Здание построено из красного кирпича. Габариты в плане: 28 х 12.5 м.
Общие сведения:Играет очень важную роль в истории архитектуры г. Пскова, т.к. является единственным и хорошо сохранившимся представителем "русского" стиля конца XIX в. Активно воспринимается в застройке набережной р. Великой.


Состояние объекта: аварийное
Персоны: Батов Петр Денисовичпостроил на собственные средства в 1906 г.
Доступность: доступ затруднен
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.257.

Церковь домовая двора Батова

Церковь Жен Мироносиц со скудельниц

Церковь Жен Мироносиц со скудельниц
Дата постройки: 1546 г.
Адрес: Псков г./Коммунальная ул, 13,на Мироносицком кладбище, по периметру Мироносицкого кладбища
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:"В лета 7045-го (1537) поставиша церков деревяную на скудельницах святых Жен Мироносиц." "...В лето 7054. Поставиша церковь каменную на Еванском лугу, на Завеличье, а другую церковь святых Жен Мироносиц на скудельницах". Клировые ведомости добавляют, что построена каменная церковь иждивением Московского митрополита Макария (до 19 марта 1542 г.) бывшего митрополита Псковского и Новгородского, и указывают на существование в ней двух престолов. Около 1844 г. вокруг кладбища построена каменная ограда на средства церковного старосты мещанина Ивана Клементьева. В 1848 г. пристроен северный теплый придел во имя Пророка Ильи Псковским купцом Евфимием Алексеевым Хиловским им же и тогда же в этом приделе деервянные полы сменены каменными. В 1878 г. южный придел переделывался. В 1881 г. над воротами ограды была сооружена каменная колокольня. В 1885 г. в южном приделе деревянные полы заменены на каменные.
Архитектурные особенности:Церковь Жен Мироносиц со Скудельниц крестовокупольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. основные конструкции - своды без подпружных арок. Конструкция перекрытий в сравнении с другими псковскими церквями упрощены. Западные столбы круглые до верха, восточные скурглены к востоку. В южной, западной и северной стенах четверика по одному дверному и оконному проемам. Северный дверной проем заложен. Западный и южный сохранили древние металлические двухпольные двери. Северный придел с плоским перекрытием. В южном приделе (с переделанной галерей) сохранились сомкнутые своды и под кровлей основание древнего барабана с остатками оконных проемов и горшками в кладке. Южная галерея перекрыта бревенчатым накатом. Западная галерея крыльца и лестница с плоскими перекрытиями сооружены в XX в. Фасады четверика декорированы четырьмя лопатками, позднее четырехскатное покрытие сменило,очевидно, позакомарное, т.к. сохранились основания арочек соединяющих между собой лопатки. Барабан гладкий, без декора: видимо, последний сбит или заштукатурен, оконные проемы барабана заложены, но следы их видны изнутри. Глава полусферическая с надстроенной шарообразной главкой. Апсиды четверика декорированы геометрическим орнаментом и валиковыми разводами. На апсиде южного придела в стене под оконным проемом закладной каменный крест. Под четвериком и южным приделом сохранился древний подклет. Дверной проем, ведущий к сходу в подцерковье в западной стене притвора. Подцерковье четверика не имеет апсид, оконные проемы в западной и северных стенах заложены. Материал известняковая плита. Памятник обмазан и побелен. Габариты: 18 х 16 м (Ширина с северным приделом 22 м.) Двухъярусная надвратная колокольня с пристроенными сторонами обветшала.
Общие сведения:Церковь Жен Мироносиц со Скудельниц относится к периоду расцвета псковской школы зодчества. Этот храм имеет ряд особенностей, отличающих его от других церквей: упрощенная система перекрытия храма и подцерковье четверика не имеющее апсид. В планировочной структуре города также как и церковь Николы от Каменных оград, церковь Жен Мироносиц определила границу города с запада.
Предметы особой охраны: 1. Объемно- пространственная композиция храма. Ступенчатая пирамидальная композиция, складывающаяся из повышенного объема четверика с примыкающими к нему тремя полуциркульными апсидами ( центральной –повышенной и двумя боковыми – пониженными), барабана, притвора и пониженных объемов северного придела и южного придела (с одной полуциркульной апсидой и притвором). Пропорции основных объемных составляющих храма. 2. Композиция и декор фасадов. Четверик: вертикальное членение стен лопатками; габариты и местонахождение первоначальных окон, ниш и дверных проемов; орнаментальный пояс из бегунка и поребрика на барабане и апсидах; валиковые разводы центральной апсиды. Северный придел: лопатки с канелюрами, фронтон и гладкий фриз в оформлении западного фасада; рамочные профилированные наличники окон; профилированный венчающий карниз; закладная гранитная (?) доска на северном фасаде. 3. Материал и конструкции. 1) фундаментов: глубина заложения, связующие, техника кладки.2) стен: связующие, техника кладки; конструкции дверных и оконных проемов, ниш. Габариты и форма столбов четверика. Голосники.3) перекрытий: своды цилиндрические в четверике и подцерковье; конхи в апсидах; в южном приделе сомкнутый свод с распалубками и плоское перекрытие; в северном приделе и притворе плоское перекрытие. Деревянная связь между восточными столбами в четверике храма. 4) каменные плиты пола северного придела; конструкция каменной лестницы с забежными ступенями (в подцерковье). 4. Детали.Кованные металлические двупольные двери в западном и южном дверных проемах четверика.

Состояние объекта: среднее
Персоны: Хиловский Евфимий Алексеевичзаказал строительство в придельной церкви во имя Пророка Ильи г.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмерреставрационные работы не проводилисьКомплексные реставрационные работы
Библиография: Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. Санкт-Петербург, 1898, т.X, с.280.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.1230, л.170, 1900. д.1241, л.61.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.271-272.Псковские летописи. М.,1955, т.II, Строевский список, с.229,230.Спегальский Ю.П. Псков. Художественные памятники. Л.-М., "Искусство", 1963,, с.268.

Церковь Жен Мироносиц со скудельниц

Церковь Ильи Пророка с Мокрого луга

Церковь Ильи Пророка с Мокрого луга
Дата постройки: 1677 г.
Адрес: Псков г./Волкова ул, 9-а
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Впервые в летописях Ильинский монастырь упоминается под 1465г. в связи с пожаром на Запсковье: - ".,. В лето 6973… Того же лета бысть пожар на Запсковьи, месяца мая в 16 день, в понедельник, погоре дворов много и монастырь и церковь святого Ильи…" В псковских писцовых и оброчных книгах 1585-1587 г.г. монастырь упоминается неоднократно и называется: "...Ильи пророка Мокрово девича монастыря з Запсковья…" или - "...Ильинский девич монастырь з Запсковья." В ряде документов XVIIв. опять упоминается Ильинский монастырь. Но какой была в это время церковь Ильинская, пока не известно. На северной стене южного придела церкви сохранилась до наших дней надгробная плита ( где раньше была усыпальница игуменьи монастыря Феодоры), сообщающая о смерти игумений Феодоры в 1677 г. и об основании в том же году каменной церкви во имя пророка Илии по ее повелению, которая- "… и зделана з землею наровне при ее бытии..." Эта надпись /сделанная вязью/ пока единственный материал для датировки начала строительства каменной церкви. Первое известное нам описание Ильинского девичьего монастыря и церкви относится к 1763г. Церковь в это время была каменной с приделом во имя Богородицы Тихвинской, двухпрестольная /придельная церковь теплая/. По обеим сторонам церквей имелись две палатки каменные. Крыта тесом, под церковью находилось шесть погребов каменных "... все в одном портаменте..." Все остальные монастырские постройки деревянные - "две настоятельских келии с сеньми на подклетах и чуланами и двором, сараи, с сеном, три житницы, одиннадцать монашеских келий с сеньми и чуланами." Монастырь был обнесен деревянной оградой с двумя въездными воротами, при которых находились караульные избы. По древним установлениям келии настоятельницы с двором и сараями строились и починялись крестьянами /кирпич, железо и стекло покупались из монастырской казны/, а монашеские келии строились и починялись самими монахинями из получаемого ими от монастырской казны жалованья. В монастыре в это время находилось 8 монашествующих, все постриженные… "рукоделия прясть и простое точиво ткать дознают…" Монастырь упразднен в 1764г., а церковь Ильи Пророка обращена в приходскую. С 1786г. она приписана к Козьмодамианской с Примостья. С начала XIX в, в клировых ведомостях начинает упоминаться колокольня, а сама церковь вплоть до конца XIX в. описывается, каменной, твердой с двумя престолами. В 1868г, по Указу Синода церковь вновь сделана самостоятельной, а в 1873г., за неимением средств, вновь приписана к Козьмодамианской церкви и в 1899г. снова сделана самостоятельной с содержанием от общин. После Великой Отечественной войны и по настоящее время церковь приспособлена для складского помещения. В 1888г. в главной церкви, в притворе и усыпальнице игуменьи Феодоры выбраны плитяные полы и заменены досчатыми. Из притвора в усыпальницу проделана входная дверь, а в стене окно с железною решеткою. В 1890г. открытая входная лестница превращена в закрытую: сделаны боковые каменные стены с круглыми оконцами и тремя дверьми на нижней площадке. В 1893г. расписаны арки и устроены железные печи. В 1948г.- восстановление местами кладки и в последующие годы проводился текущий ремонт.
Архитектурные особенности:Церковь Ильи мокрого во Пскове представляет собой сложную композицию, состоящую из четверика, притвора, северного придела, южной галереи, колокольни, к которой с юга и севера примыкают паперти с большими открытыми приемами, а с запада крылцо. Четверик храма четырехстолпный одноапсидный. Основные конструкции-перекрытия особого типа. Здесь подпружные арки опираются не на столбы, а на своды перекрытия четверика, две арки-восточная и западная, опиираются на своды трансепта, а две другие-южная и северная на восточную и западную арки; переход к барабану осуществлен посредством тромпов. Строители этого храма применили здесь известные в псковском зодчестве приемы: типа храмов без подпружных арок /Церковь Ильи в Выбутах, Георгия со Взвоза церковь Жен Мироносиц во Пскове, бесстолпный храм перекрыт коробовыми сводами со взаимно перпендикулярными арками в церкви Петра и Павла в Сереткином монастыре /. Четыре столба прямоугольный в плане, восточные столбы в нижней части срезаны. Между столбами и стенами арочные перемычки. Арки между западными столбами и стенами имеют архивольты, здесь в западной части четверика устроены хоры, на которые ведет чугунная винтовая лестница. На южной стене в трансепте , под сводом перекрытия, оконный проем с лучковой, арочной перемычкой. В западном нефе этой стены дверной проем с арочной перемычкой, ведущий в южную галерею. В северной стена оконный проем (в трансепте) с лучковой арочной перемычкой. Под окном большой проем с арочной перемычкой, ведущий в северный придел. К восточной стене примыкает полуцилиндр апсиды, перекрытый полусферическим сводом, здесь два оконных проема, апсида примыкает к большому проему, перекрытому аркой. Жертвенник в северо-восточном углу четверика в нишах. Здесь в восточной части оконный проем. В западной стене, в центральном нефе один оконный проем и под ним дверной с арочными перемычками. Только южный и северный фасады декорированы лопатками, соединенными между собой двухлопастными арочками по бокам и в центре одной аркой. Лопатки разделяют фасады на три равные части, что не соответствует членениям интерьера /восточный неф уже западного/. Световой барабан имеет четыре щелевых оконных проема с арочными перемычками , размещенных по странах света. Барабан декорирован традиционным геометрическим орнаментом, состоящим из двух поясков- поребрика и между ними пояса- "бегунца". Глава полусферическая металлическая, карниз профилированный. Кровля четырехскатная металлическая. Четверик имеет подцерковье, перекрытия-коробовые с распалубными сводами, покоится на четырех столбах /пилонах/ прямоугольных в плане. Вход в подцерковье через малую пристройку к апсиде с двухскатной крышей. Притворы и приделы так же имеют подклеты, перекрытие коробовыми сводами. К западному фасаду четверика примыкает притвор, центральная часть которого перекрыта коробовым сводом, опирающимся на два перпендикулярных боковых коробовых свода. Два дверных проема ведут в северный и южный приделы, в центральной части западной стены дверной проем с двухпольной металлической дверыо. Южный придел разделен на два помещения перекрытых коробовыми сводами: в первом большем помещении над оконными и дверным проемами распалубные своды. В этом помещении сохранилась масляная живопись XIX в. / На стенах и сводах/. На стенах плохой сохранности живопись имитирующая полотенце, выше горизонтальные ленты с геометрическими орнаментом и растительными мотивами по зеленому и синему фону и над ними роспись, покрывающая верхнюю часть стены и свод: по желтому фону зеленые круги, пересекающиеся друг с другом, внутри которых в центре и по сторонам красные цветочки с веточками. В распалубках в кругах поясное изображение святых, обрамленных вьющимся стеблем с цветами и листьями; на северной стене около ниши, надпись XIX в., кратко излагающая содержание надписи на известняковой керамиде ХVII в. в боковой стенке северной ниши. Поскольку текст керамиды, выполненный вязью, является пока единственным материалом для датировки церкви, приводим текст полностью: -"Лета 7185 /1677г/ февраля в 21 день в сыропусню суботу в память светлого пророка и крестля дня Иоана обретение и славы его преставися сего Ильинского девичьего монастыря игуменья Феодора -схимница и повелением тоеи бывшей игуменьи Феодоры в ныне в во 185 году сентября в 14 день основана бысть сия каменная церковь во имя светлого пророка Илии и сделана землею на равне при ее бытии в славу Божию". В южной стене такая же, как и в северной стене, большая ниша. Снаружи над оконным проемом бровка в виде арочки. Северный придел без апсиды; в восточной его части потолок плоский деревянный, в западной- коробовый свод с распалубками над оконным и дверными проемами. К притвору примыкает 2-ярусная колокольня, нижний ярус- прямоугольной формы, верхний восьмигранник с арочными проемами для колоколов в каждой грани. К западной стене притвора, к югу и северу от колокольни примыкают паперти также с подклетом / погребом/ с большими открытыми проемами, заключенными в настоящее время досками. Высота церкви до креста 18.94. Крест 1.43 м
Общие сведения:Памятник архитектуры церковь Ильи Мокрого по своим формам и конструкциям близка к культовым постройкам псковской школы зодчества XIV-XVI вв. Однако, построенная в конце XVII века, она имеет ряд конструктивных особенностей, которые позволяют отнести ее к интересным памятникам, заслуживающим особого внимания. Здесь, используя большой опыт псковских зодчих, строители применили приемы не встечающиеся на других памятниках: перекрытия четверика, подцерковье с упрощенным перекрытием. Погреба под притвором, галереями- изолированные помещения, имеющие отдельные входы, паперть с большими проемами. Памятник дошел до наших дней с незначительными переделками.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: хорошее
Персоны: Феодораповелела основать каменную церковь
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмер
Библиография: Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831, с 197Государственный архив Псковской области, ф 39, оп.1, е.х. 1084, 1127,1131,1159,1163,1178,1202,1241,1246. Клировые ведомости Ильинской церкви за 1798,1814,1816,1858,1877,1914 гг.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с 211-218Псковская летопись П.М. 1955, с 160Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, т.VСпегальский Ю.П. Псков. Художественные памятники. Л.-М., "Искусство", 1963,, с 240-241ЦГАДА, ф 280, оп.3, е.х. 198. Опись Ильинского монастыря,1763 г.

Церковь Ильи Пророка с Мокрого луга

Церковь Иоакима и Анны

Церковь Иоакима и Анны
Дата постройки: XVI - XVII вв.
Адрес: Псков г./Калинина ул, 18
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Церковь Иоакима и Анны на Полонище является монастырским храмом. История и время его возведения неизвестны. Якиманский "девичь" монастырь впервые упоминается в грамоте 1308-1312 гг., которая записана в свитке Якиманского монастыря 1673 г. В грамоте говорится о том, что Яков Голутвинич и брат его Прокопий отдали свою землю, "селище пустух", рыбные ловли за Великою рекою на Великом озере на Ревице малой, да пожни и сенные покосы..." в Якиманский монастырь. Время передачи не известно. В 1544 г., по свидетельству 1-й Псковской летописи, монастырь горел во время пожара на Якиманской улице: "Лето 7052 (1544 г.)... того же лета в великий пост, апреля в 1, на полонище погоре Якиманская улица и монастырь Аким и Анна..." Девичий монастырь был упразднен в конце ХVIII - начале XIX веков. С 1833 г. в "Клировых ведомостях" церковь упоминается как приписанная к церкви Николы со Усохи. В конце XIX в. состоит в ведении Псковской учительской семинарии. После Великой Отечественной войны была приспособлена под склад. В настоящее время не используется. В 1896-97 гг. церковь подверглась значительным переделкам, исказившим ее древний облик. Были растесаны окна, имевшие до этого щелевидную форму; сильно расширен древний портал четверика; пол четверика опущен на 1 аршин, вследствие чего оказалась повышенной солея; заложены пролеты древнего крыльца; в северной пристройке свод заменен плоским перекрытием. Тогда же в западной части четверика были устроены хоры, а над барабаном поставлен маленький глухой купол.
Архитектурные особенности:Храм Иоакима и Анны находится на соединении улиц Калинина и Красных Просвещенцев, западным фасадом обращен к улице Калинина. Прямоугольный в плане, имеет притвор с двухпролетной звонницей, пристройку без алтаря с северной стороны, придел с южной стороны и паперть в виде крыльца традиционных псковских форм. Трехапсидный четверик перекрыт коробовыми сводами с повышенными подпружными арками. Западные столбы четверика круглые, восточные округлены со стороны алтаря. Подпружные арки на уровне пят образуют напуск: нижние - на столбы у северной и южной стен, верхние - с обеих сторон угла. Барабан изнутри обведен валиком, расположенным у его основания над парусами. Окна барабана сохранили изначальную щелевидную форму. Следы таких же окон частично сохранились на растесанных окнах северной и южной апсид четверика. Южная стена четверика имеет нишу, расположенную на высоте около 2 м. Солея четверика также сильно повышена, т.к. отметка пола ниже первоначальной на 1 аршин. Западный неф четверика увеличен за счет восточного, т.к. глава храма сдвинута ближе к апсидам. На западной стороне столбов четверика сохранились выпуски-опоры под деревянные хоры. Древний портал четверика ныне расширенный, имел ширину 1 аршин 2 вершка, высоты 2.5 аршин. Притвор ХVII века перекрыт коробовым сводом. Портал выдается внутрь притвора. Его размеры (ширина и толщина стены в этом месте) совпадают с размерами основания звонницы. Два дверных проема соединяют притвор с приделом и пристройкой. Южный придел церкви во имя пророка Наума апсиды не имеет. В его южной стене есть две ниши с душниками, расположенные рядом. Четверик соединился с приделом посредством дверного проема, в настоящее время заложенного, следы которого видны из четверика. При реставрации 1949 г. в южном приделе не найдено следов сводчатых перекрытий. В северной пристройке следы сводов зафиксированы, но сами своды не восстановлены. Судя по заложенному дверному проему в северной стене четверика, который упирается в стену пристройки, а также по высоко законченным лопаткам на этой стене, пристройка и южный придел заменили в ХV11 веке галереи храма. Звонница и паперть типичны для псковского зодчества ХV11 века. Двухпролетная звонница расположена на западной стене притвора на одной оси с главой четверика. Крыльцу реставрацией 1949 г. возвращена древняя форма в виде арок, опирающихся на два массивных столба. В настоящее время церковь имеет восьмискатную крышу и главу, крытые железом. Барабан и апсиды украшены "бегунцом" и поребриком. Барабан увенчан аркатурным поясом. Стены четверика разделены на три части лопатками, образующими вверху двухлопастные и трехлопастные арки. Средняя апсида украшена валиковыми разводами в виде трех арок. Окна барабана закончены бровками. Церковь сложена из местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазана и побелена. Основные габариты: 23 х 20 м, высота 16 м.
Общие сведения:Церковь Иоакима и Анны с Полонища бывшего Якиманского монастыря представляет собой характерное звено в совокупности псковских культовых зданий XVI-XVII вв. Строгая почти симметричная композиция храма с приделами и звонницей, придают зданию определенное художественное своеобразие.


Состояние объекта: среднее

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: ремонтремонтно-ресставрационные работы
Библиография: Васильев А. и Я.Н. Янсон. Древний Псков. Л., 1929, с.110.ГАПО, ф.20, оп.1, д.649, ф.74, оп.1, д.55, ф.22, оп.1, д.328, ф.548, оп.1, д.7, ф.39, оп.1, д.1241.Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949,, с.318.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.Псковские летописи. М.,1955Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913Спегальский Ю.П. Псков. Художественные памятники. Л.-М., "Искусство", 1963,, с.219.ЦГАДА, Ф.280, оп.11.

Церковь Иоакима и Анны

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе (на Милявице)

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе (на Милявице)
Дата постройки: 1547 г.
Адрес: Псков г./Аллейная ул, 14
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Первое и единственное упоминание о церкви в Псковских летописях под 1547 г. "Лета 7055...да того же поставлена церковь каменная святыи Иоан Богослов на Милявицы". До начала XVIII века, что следует из отчетов благочинных Псковской епархии, церковь была монастырской - Костельникова мужского монастыря; в дальнейшем кладбищенская приписная ко градским церквам - Георгия со Взвоза, затем Николая со Усохи. Из монастырских построек ничего не сохранилось, если не считать небольшого фундамента размерами 2.5 х 2.5 м на северо-востоке от церкви, который мог быть основанием древней звонницы. Подтверждение тому - изображение на иконе Сретения из часовни Владычного креста и на изображении Пскова И.Годовиковым. Как следует из клировых ведомостей 1827 года: "Оная церковь...Иоана Богослова с приделом Иоана воина каменная, твердая, кроме кровли на большой церкви..." Под 1841 годом читаем "зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка"... А в 1846 году по указу Синода заводится дело об исправлении ветхой Иоанно Богословский на Мишариной Горе церкви. Дело ведется на протяжении 10 лет (1846-1856 гг.) и связано с бьольшими перестройками на памятнике. Под 1861 г.впервые упоминается о каменной ограде: "Около церкви и кладбища каменная из плиты ограда, покрыта тесом, на четырех углах оной по каменному столбу, сделанных в виде небольших башен"... Из сведений 1882 г. следует: псковским купцом Петром Михайловым Стехновским перед входом в церковь сделана каменная крытая железом пристройка, вроде довольно поместитетльного притвора. В пристройке две двери - с южной и северной сторон..." В 1892 г. был окрашен и позлащен иконостас и возобновлены иконы в придельной церкви." В 1893 г. - перекрашена внутри главная церквоь, окрашена масляною зеленою краскою церковная крыша и вся церковь выбелена снаружи". В 1895 -1896 гг. сделаны новые рамы в окнах главной церкви. Переделаны входные двери и увеличено помещение храма "через вынутые из арки перегородки". В 1897 г. главная церковь вновь окрашена. Внутри стены... украшены рисунками, а панели разделены под мрамор, полы окрашены масляною краскою". В 1900 г. в обеих церквях переложены печи, промыты иконостасы, покрашены полы, отбелены стены." Исследование памятника в антуре, сопоставление кладок и растворов, привязка их к датированным фрагментам - все это позволило довольно четко проследить хронологию создания и изменения памятника. Первоначальный объем храма - четырехстолпный трехапсидный четверик на высоком подклете, слоежнный с ним "вперевязь" малый четверик - южная придельная церковь во имя Иоана Воина также на высоком подцерковье, каменный сход в подклет с небольшим притвором -приделом над ним, 2 деревянных крыльца - всхода в четверик с западной и северной сторон и отдельно стоящая звонница на северо-востоке от церкви. Следы древнего деревянного крыльца найдены в натуре на северном фасаде четверика. Следы западного скрыты позднейшими наслоениями. Первоначальный объем церкви - первый строительный период относится к 1547 году. 2-й строитеьный период на памятнике связан с пристройкой в начале XVII в. каменного крыльца с папертью перед западным фасадом четверика. В застроенном виде крыльцо дошло до нашего времени. В результате зондирования штукатурки и кладки было устанровлено, что всход - марш состоял из 12 ступеней, следы из шести из них четко читаются в натуре. Крыльцо содержало в себе два рундука: нижний с входом с западной стороны, ограниченный с севера и юга двумя арками на столбах и верхний, также ограниченный с севера и юга арками на полустолбах с входом на паперть. Под верхним рундуком - помещение, перекрытое ползучим сводом с входом в него с южной стороны крыльца. Тогда же во второй строительный период, т.е. в начале XVII в. была встроена в промежуток между малым четвериком - приделом Иоана Воина и спуском и подклет четверика с южной стороны церкви - палатка, закрывшая собою щелевидный оконный проем, освещавший нижнюю площадку первоначального схода в подклет. Вход в палатку нач. XVII в. мог быть устроен с восточной стороны от придела Иоана Воина. 3-й строительный период на памятнике относится к концу XVII - нач. XVIII вв. - времени строительства над средней частью западного каменного крыльца каменной же 6-ти пролетной скругленной в плане колокольни на кубическом оосновании - надстройке над крыльцом. След надстройки хорошо читается в натуре и по разности растворов и по характеру кладок. Устройство всхода на колокольню в ее северной стене несколько видоизменило ширину крыльца под колокольней, внеся иссиметрию в инттерьер крыльца - паперти. В результате IV строительного периода в середине XVIII в. паперть нач. XVII в. была обстроена с севера и юга палатками, перекрыта коробовыми сводами. Таким образом, перед четвериком появился трехчастный притвор. Верхняя надстройка южного схода в подклет тогда же была разобрана в плане до малой придельной церкви Иоанна Воина и вместо нее на подклете же был возведен новый придел за одну связь со вновь устроенным притвором церкви. Алтарем нового придела стал служить первоначальный придел Иоанна Воина. В нем была разобрана лишь западная стена, на месте которой был устроен иконостас (гнезда от тябл сохранились). 5 строительный период на памятнике относится к середине XIX века. В это время памятник преттерпел значительные изменения. "Был разобран за малой вместимостью первоначальный придел Иоанна Воина, который с середины XVIII в. служил алтарем нового придела. Разобран он был до отметки солеи нового приедла, поэтому в результате раскопок, проведенных в интерьере нового придела, первоначальный плане сооружений с южной стороны четверика хорошо прослеживался. Новый алтарь воздвигнут по ширине нового придела при глубине до алтарной стены первоначальной придельной церкви, т.е. поставлен на ее основание, что было открыто в интерьере при хзондировании новой кладки под вновь устроенными оконными проемами нового алтаря. Границы новой и первоначальной кладок хорошо прослеживаются и в экстерьере - на вотсочном фасаде церкви. Южная часть стен нового алтаря покоится на своде устроенной в это же время палатки, которая выступает из пределов плана церкви и находится на промежуточной отметке между уровнями подклета и интерьера храма. В месте опоры стены нового алтаря на свод палатки - устроена разгрузочная арка. Западная стена палатки закрыла собою восточный вход в палатку XVII в. таким образом она стала замурованной камерой с единственным щелевидным оконцем из интерьера нижней площадки схода в подклет четверика. Тогда же в XIX в., с севрной стороны притвора была пристроена еще одна палатка, сохранившаяся лишь в фундаментах. Большие работы наиболее исказившие облик памятника были произведены в интерьерах храма. Здесь были разобраны столбы, своды и барабан с главкой. Утрачены и шипцы древнего покрытия четверика. В результате тщательных исследований удалось найти столбы в плане - западный круглые, а восточные плоские в месте примыкания иконостаса и скругелнные с востока. зондирование штукатурного слоя в каждом из углов четверика в местах предполагаемых пят нижних подпружных сводов, а точнее под ними, позволило обнаружить все пяты перекидных арок-сводов со столбов на стены. Они четко прослеживались под толстым слоем изветскового намета до 10 см толщиной. Соединения столбов со стенами в уровне хоров не оказалось. Таким образом столбы западные и восточные оставались скругленными до пят нижних подпружных сводов, где столбы перекрывались широкими плитами и выше переходили в квадратные устои, работая вместе со стенами под вышеллежащей нагрузкой подпружных сводов, барабана и главы. Древняя кладка люнетов, образованных сводами планового креста четверика - отлично сохранилась на значительную высоту почти до вершин арок с тремя рядами голосников каждая. К 6 строительному периоду конца XIX в. относится строительство к западному торцу крыльца нач. XVII в. кирпичного длинного "притвора" с двумя входами с южной и северной сторон, сооруженного по ширине крыльца. Со строительством этого притвора было значительно нарушено единство кладки крыльца XVII в.: каменные ступени крыльца, его верхняя площадка, свод над палаткой под крыльцом были разобраны, что лишало конструкции крыльца поперечных связей между стенами с северной и южной. загруженных тяжелой колокльней. Одна из поперечных металлических связей была выпилена. Все это не замедлило сказаться на состоянии древнего крыльца. Стены под колокольней стало распирать; тогда же в конце XIX в. с севера и юга они были подперты контрфорссам. Арки крыльца верхние и нижние были заложены. Однако, несмотря на принятие этих мер, угроза распора осталась и на сегодняшний день. Исследование памятника проводилось в 1970 г. автор исследований, обмеров и эскизного проекта реставрации архитектора ПСНРПМ В,А,Лебедева. Отмывка - В.Никитина и Т.Саковой. Все материалы хранятся в архиве ПИ "Спецпроектреставрация". В 1984-1985 гг. АРМ-4 выполнил рабочий проект архитектурно-строительной части памятника (архитекторы Н.А.Петрова, А.М.Лебедев при участии и под руководством В.А.Лебедевой). В 1987 г. выведены из аварийного состояния колокольня и крыльцо XVII в. Сооружены временные, а местами постоянные кровли над памятником.
Архитектурные особенности:Церковь Иоанна Богослова бывшего Костельникова монастыря расположена на Запсковье на старом Иоанно-Богословском кладбище на Мишариной Горе, у подножья которой протекает речка Милявица, впадающая в р.Пскову неподалеку у Гремячей Горы. В настоящее время композицию памятника составляет четверик на подклете, обстроенный с южной стороны приделом и палаткой под ним, с западной - притвором и колокольней над крыльцом ХVII в. С северной стороны первоначальное деревянное крыльцо не сохранилось. От палатки середины XIX века сохранились лишь фундаменты. Подклет храма значительно заглублен по отношению к уровню окружающей поверхности кладбища. В настоящее время это заглубление до 3,5 м. Подклет основного объема храма - четверика - четырехстолпный, трехапсидный. 4 столпа по нефам перекрыты полуцилиндрическими сводами, перекинутыми со столпа на столп в средней части интерьера и со столпов на примыкащие стены в углах интерьера. Вход в подклет четверика с южной стороны под придельной церковью, где размещается сход в два марша с площадкой между ними. Перекрыт сход полуциркульными понижающимися в сторону подклета четверика арками. На нижней площадке схода рядом со входом в подклет основного четверика расположен вход в сохранившийся подклет древней маленькой придельной церковки, сложенной "вперевязь" с основным четвериком. Основной объем храма расположен высоко над землей. Ныне существующая отметка земли от пола интерьера храма 2.00 м. В настоящее время интерьер безстолпный. Перекрытие - деревянный накат из бревен 22-24 см , оформлено в виде зеркального свода, падуги которого устроены посредством кружал с обшивкой. Свод был оштукатурен, на накат поставлена рубленая конструкция, переходящая выше в глухой обшитый железом барабан с главою. В результате исследований были обнаружены основания столбов в интерьере храма и пяты соединений их со стенами, а так же были обнаружены сохранившиеся люнеты с тремя рядами голосников, образованные сводами планового креста. Декор фасадов четверика обычный для псковских памятников этого периода. Стены храма обработаны лопатками, образующими прясла стен, завершенных под кровлей полукружиями 2-х-З-частного деления. Выступающие из плоскости фасадов лопатки в плане отвечают стенам и столбам четверика, т.е. внутренней планировке храма. Пояски характерного псковского орнамента сохранились на 3-х апсидах четверика. Алтарная апсида под орнаментом имеет валиковые разводы. Характерной особенностью храма является крест из валика, очерченный вокруг центрального, повышенного щелевидного оконного проема алтарной апсиды. Ныне существующий притвор церкви имеет трехчастное деление в плане. Средняя часть его, бывшая паперть ХVII в. перекрыта коробовым сводом по оси восток-запад. Южная его часть перекрыта так же. Северная разрушена. Существующий придел перекрыт полуцилиндрическим сводом с распалубками над оконными и дверными проемами. Пяты свода стянуты 2-мя металлическими связями. Алтарь придела также перекрыт сводом с распалубками над оконными проемами и нишами. Крыльцо на столбах дошло до нашего времени значительно видоизмененным. Арки заложены, за исключением западной, соединенной со вновь пристроенным притвором конца XIX в. Крыльцо перекрыто сводами-арками, взаимно повышающимися к четверику. Каменные ступени по ползучему своду сохранились лишь под северной стеной, встроенной над средней частью крыльца колокольни. Остальная часть свода разобрана. Кровли над четвериком, притвором, приделом, колокольней - металлические, вновь устроенные. Колокольня круглая шестипролетная, перекрытая сомкнутым сводом с металлическими связями. Завершение колокольни, относящееся к XIX в., не сохранилось в натуре. В обмерах 1970г. это-8-гранная призма, завершенная шпилем с крестом.
Общие сведения:Церковь Иоанна Богослова является интереснейшим памятником Пскова XVI в. Ее живописное положение на горе, у подножия которой протекает речка, композиционно-пространственные объемы, неповторимые фрагменты - все это ставит ее в один ряд со значительными по художественной ценности памятниками Пскова XVI в.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: среднее

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: обследование, проект реставрациипротивоаварийные работы
Библиография: Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. Санкт-Петербург, 1898ГАПО ф. 39, оп. 1, дд.1155,1163,1227,1178,1230. Клировые ведомости с 1827 по 1897 гг.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.5815, св.1729. 1846-1856 гг.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.372, л.18. Описи имущества.Грабарь И.Э. О русской архитектуре.,1969 Зодчество Новгорода и ПсковаОкулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.Псковские летописи. М.,1955, с.231,241. Строевский список.Спегальский Ю,П. Псков. М., "Искусство", 1963 г.

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе (на Милявице)