Фундамент гражданской постройки N 4

Фундамент гражданской постройки N 4

Адрес: Псков г., Кремль
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения

Фундамент гражданской постройки N 5 (остатки крыльца палат)

Фундамент гражданской постройки N 5 (остатки крыльца палат)

Адрес: Псков г., Кремль
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения

Художественно-промышленное училище НФФан-дер-Флита

Художественно-промышленное училище Н.Ф.Фан-дер-Флита
Дата постройки: 1910-1913 гг.
Адрес: Псков г./Некрасова ул, 7
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей
Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

Историческая справка:Художественно-ремесленная школа в Пскове была основана на средства, завещанные для этой цели в 1900 г. Елизаветой Карловной Фан-дер-Флит и получила имя ее мужа, известного земского деятеля, активного члена Псковского археологического общества Николая Федоровича Фан-дер-Флита (1840-1896 гг.). Школа была учреждена ПАО при художественно-промышленном музее и должна была "сообщать обучающимся в ней художественные знания и технические приемы, необходимые для работника по керамике, стеклу, кузнечно-слесарному и столярно-резному делу и другим ремеслам". В марте 1900 г. ПАО получило в свое распоряжение надворные постройки Поганкиных палат, занимаемые до этого времени цейхгаузом Енисейского пехотного полка. Было решено устроить для школы отдельное здание рядом с Поганкиными палатами на месте старых складских построек. Однако, сделать это сразу общество не смогло, т.к. физическая передача всех усадебных построек палат во владение Общества от прежнего их владельца Военного Министерства состоялась лишь 17 декабря 1910 г. В течение 1911 года было составлено несколько проектов предполагаемой постройки, в том числе, проект академика архитектуры А.Н.Бенуа. Одобрение Императорской Археологической комиссии получил проект, составленный в стиле ампир помощником псковского губернского архитектора, гражданским инженером Никитой Николаевичем Клименко (1879-1927 гг.) В строительный сезон 1912 года здание школы было построено вчерне, а летом 1913 года завершена его отделка. Из процентов на капитал Фан-дер-Флита к 1 января 1913 г. ПАО располагало 70784 руб. От государственного казначейства на завершение строительства было получено 58789 руб. Работы велись известным псковским строительным подрядчиком А.Ш.Ильяшевым. В ходе строительства возникли обстоятельства которые значительно увеличили первоначальную смету расходов на возведение здания. Так, пришлось рыть для кладки нового фундамента местами до 5 аршин, а в общем до 4 аршин; вместо извести для некоторых частей здания употреблять цемент; заменить большую часть предполагавшихся деревянных балок железными; увеличить площадь бетонных перекрытий и ввести некоторые железо-бетонные конструкции. В общую стоимость сметы вошло: центральное водяное отопление, вытяжная центральная, частью механическая вентиляция, приспособление здания для приточной вентиляции и канализации по очистке нечистот, а также устройство водопровода как для питьевой воды, так и для промышленных и противопожарных целей. Кроме того, в ходе строительства решено было устроить во втором этаже постройки, обращенном в сторону ул.Губернаторской (ныне ул.Некрасова), большого зала для концертов, лекций и т.п., что вызвало необходимость в преобразовании и расширении лестницы, а также в устройстве особого входа для публики. 23 октября 1913 года состоялось торжественное открытие школы . Вновь построенное здание представляло собой двухэтажную П-образную постройку, расположенную на перекрестке улицы Губернаторской (ныне ул.Некрасова) и Златоустовского переулка (ныне Комсомольский пер.). Главный учебный корпус располагался вдоль Златоустовского переулка. К его северо-западному крылу вдоль ул.Губернаторской примыкала часть с большим залом и входом для публики, а к юго-восточному крылу со стороны двора, через небольшой переход, присоединялся корпус стеклодувной мастерской "Шатер". Вместе с Поганкиными палатами здание художественно-ремесленной школы образовывало замкнутый с четырех сторон комплекс сооружений, принадлежавших ПАО, с единым внутренним двором . Объем здания художественно-ремесленной школы складывался из двух этажей и полуподвального этажа, в которых и предполагались разместить все учреждения школы. Причем все эти учреждения проектировались так, чтобы те из них, которые требовали либо особых предосторожностей, либо очень высокой температуры, либо не обещали покоя и тишины, располагались в нижних этажах. Те же, что требовали света и тишины, размещались в верхних этажах. Так, в полуподвальном этаже располагался гипсово-формовочный класс, токарная мастерская, помещения для хранения материалов и готовой продукции и т.д. В первом этаже помещались классы: общеобразовательный, композиции, резьбы по дереву, лепки, библиотека, учительская. Во втором этаже - рисовальный класс, класс керамической живописи, выставочный зал и квартира заведующего школой. В особой пристройке - "Шатре" - разместилась стеклодувная мастерская. Главный вход в здание школы был устроен со стороны Златоустовского переулка. Здесь же располагался парадный вестибюль, лестница и основные учебные помещения школы. Главный корпус представлял собой двухэтажную постройку на высоком полуподвальном этаже. Центральная часть его была выделена ризалитом, завершение которого в виде пологого щипца, поднималось значительно выше основной линии крыши. Целям декоративного оформления фасада служили немногочисленные лепные детали простого рисунка в виде венков и гирлянд. Главный учебный корпус был разрушен в годы Великой Отечественной войны и к 1947 году разобран. После Великой Отечественной войны сохранились лишь часть корпуса на ул. Некрасова и здание "Шатра" в глубине дворовой территории. В 1971-1979 гг. по проекту архитектора Алексеева Б.Н. на месте разрушенного учебного корпуса и "Шатра" в одной связи с сохранившимся корпусом бывшей художественно-ремесленной школы им.Фан-дер-Флита было построено новое здание, в котором разместились экспозиции и административные помещения Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Архитектурные особенности:Расположено вдоль уд.Некрасова, продолжает фасадную линию Поганкиных палат и входит с ним в единый комплекс зданий, объединенный замкнутым двором. Пространственная композиция разделена на два объема: одноэтажный с парадным входом для публики и двухэтажный, покоящиеся на высоком полуподвальном этаже. Крыша вальмовая, сложной конфигурации . Решение фасада в стиле неоклассицизма, асимметрично, подчинено объемной композиции. Основные ее составляющие подчеркнуты неглубокими ризалитами. Ризалит парадного входа реален как павильон, фланкирован широкими лопатками, увенчанными карнизом с мутулами. Средняя часть стены завершена щипцом. Верх лопаток и щипец украшены венками и гирляндами. Парадный вход вписан в нишу, оформлен в виде дорического портика с нарочито утяжеленными трехчетвертными колоннами и неполным антамблементом с мутулами на карнизе. Над карнизом расположен полуциркульный световой проем с архивольтом, выделенным "жемчужником" и кассетами с пальметтами. Слева от ризалита парадного входа часть фасада одноэтажного объема решена в виде перехода с тремя высокими прямоугольными оконными проемами. Проемы имеют обрамления в виде контррельефа с лучковой перемычкой и объединены поверху тягой простого профиля. Простенки украшены гирляндами. Большой ризалит, значительно доминирующий в размерах, решен на 5 осей. Цокольная часть обработана рустом и прорезана широкими окнами. Уровень первого и второго этажей объединен лопатками большого ордера с полосками меандра на месте капителей. Окна первого этажа сдвоенные, объединены контррельефом с лучковой перемычкой. Для решения окон второго этажа, освещающих большой парадный зал, применен мотив итальянского окна с полуколоннами ионического ордера и полуциркульным верхом, украшенным архивольтом, подобным архивольту парадного входа. Подоконная часть украшена контррельефными ромбами с цветочными вставками. Ризалит завершен щипцом с уступами, который охвачен с флангов разорванным карнизом с мутулами. Со стороны внутреннего двора выделяется объем одноэтажной части с ризалитом парадной лестницы в центре. Ризалит имеет щипцовое завершение, охваченное разорванным карнизом. Оконные проемы дворовых фасадов лишены декоративной обработки . В интерьере здание делится на одноэтажную часть с парадным вестибюлем и лестничной клеткой и двухэтажную часть с двухсветным залом наверху. Планировка всех уровней решена на основе продольного коридора. В полуподвальный этаж ведут два входа со двора. Вся площадь подвального этажа разделена кирпичными перегородками на ряд помещений, расположенных по сторонам коридора. Дверные проемы имеет арочные и плоские перемычки. Планировка первого этажа выполнена аналогично. В оформлении интерьеров выделяется парадный вестибюль входа для публики. Он перекрыт слабо выраженным коробовым сводом с распалубками из монолитного железобетона. Передняя часть вестибюля с центральной парадной лестницей освещена справа двумя боковыми окнами, которым с левой стороны соответствуют ниша и дверной проем (ныне заложен). Над входом - полуциркульное световое окно. Вход был обустроен деревянным тамбуром (утрачен). Стены в нижней части имеют рустовку. Верх стены украшен меандром в виде; кривой линии с завитками. Линия примыкания свода к стенами подчеркнута жемчужником. Две массивные арки, опирающиеся на ионические колонны, выделяют пространство коридора, за которым следует фойе с входом в лестничную клетку (ныне фойе отгорожено от коридора). Арки украшены кассетами с лепными розетками. Потолки коридора с падугами и имеют лепной фриз в виде гирлянды из листьев, перевитой лентой. Легкой декоративной розеткой украшен потолок площадки лестницы. Лестница с ажурными коваными перилами ведет во второй этаж, где расположен большой двухсветный (б. Актовый) зал. Он оформлен очень торжественно. Плоскости стен ритмично разделены спаренными пилястрами, украшенными ионикой, бараньими головами, гирляндами и венками. Капителям соответствуют креповки верхней фасции неполного архитрава и фриза. Карниз с дентикулами утрачен, как и зеркало потолка с лепными розетками и нитями жемчужника. Между капителями на уровне верха дверей и трехчастных окон пропущена широкая тяга с меандром. Архивольты окон и ниш украшены гирляндами и жемчужником. Простенки тройных окон оформлены как пилястры, где роль капители исполняют кассеты с листьями аканта обрамленные жемчужником и увенчанные иониками. Двери оформлены как порталы с карнизами, украшены резным киматием, триглифами, ионикой, жемчужником, розетками. Ствол пилястры обработан гирляндой из листьев лотоса, перевитых лентами. Материал стен крупный кирпич (26.5 х 13 х 7 см). Перекрытие бетонное по железным двутавровым балкам, над вестибюлем -железобетонное сводчатое перекрытие. Крыша стропильная сложной формы. Кровля железо. Основные габариты: 42 х 22 м.
Общие сведения:Часть крупного для Пскова общественного здания - центра образования, культуры и искусства начала XX века. Один из наиболее интересных образцов неоклассицизма в архитектуре Пскова.
Предметы особой охраны: Интерьеры

Состояние объекта: среднее
Персоны: Фан-дер-Флит Николай Федоровичпосвящена памяти Николая Федоровича
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: ГАПО, ф.366, оп.1, д.1070.ГАПО, Ф.50, оп.1, д.1327.Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1912, вып.44., с.83-84.Новикова Н.Н. Архитектура губернского Пскова./ Псков через века. Памятники Пскова сегодня. С-Пб,1994г., с.191.Новикова Н.Н. Н.Н.Клименко - автор постройки здания художественно-ремесленной школы им.Фан-дер-Флита в Пскове.\Тезисы докладов к научно-практической конференции. Псков, 1989,, с.78-79.Новикова Н.Н. Строительство зданий для учебных заведений Пскова во 2 пол. XIX - начале XX в.\"Псков", 1997,, № 7, с.113-119.РГИА, ф.184, оп.3, д.1698.Труды ПАО. Псков,, 1913, с.325.ЦГИАЛ, ф.1158, оп.1-1913, д.229.; ф.565, оп.4, д.16936.

Художественно-промышленное училище НФФан-дер-Флита

Церковь Константина и Елены

Церковь Константина и Елены
Дата постройки: XVI в.
Адрес: Псков г./Красногорская ул, 26,( На кладбище)
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Церковь Константина и Елены находится в восточной части г.Пскова на Запсковье. Расположена на правом крутом берегу р.Псковы. Летописных сведений о церкви нет. В писцовой книге конца ХVI в. упоминается церковь ".. царя Константина изо Пскова с Песку…". Первое известное нам краткое описание церкви относится к 1763 г. Церковь значится во имя святых царя Константина и Елены "...из-за Петровских ворот..." каменная, крыта тесом ветха глава досчатая обита чешуей...". Имела в это время четырехъярусный тябловый иконостас. Колокольня была каменной с двумя небольшими колоколами. По штатам 1764 г. положена с окладным жалованием. Клировне ведомости с начала XIX в. фиксируют бедность прихода и постепенное обветшание церкви; с 1814 г. церковь приписана к Дмитриевской церкви. С 1858 г. к Иоанно-Богословской на Мишариной горе. С XIX в. встречается название ".."царя константиновской слободы…", где была расположена церковь. К ХVIII -начало XIX в. пристройка южного теплого придела во имя священномученика Власия. В 1861 г. вместо прежней совершенно обветшавшей главы (истлела чешуя, внутренние основные части ее сгнили), была устроена новая "… с соблюдением прежнего вида..." В 1862 г. главный храм покрыт тесом, глава обита листовым железом, придельный храм покрыт листовым железом. Когда первоначальная, видимо, восьмискатная кровля, переделана на четырехскатную, неизвестно.
Архитектурные особенности:Четырехстолпный, трехапсидный храм, с основными конструкциями повышенными подпружными арками. Четверик имеет целый ряд конструктивных особенностей; южная апсида служила не диаконником, а самостоятельным престолом.Внутренняя ее часть прямоугольная в плане; на восточной стене три ниши: одна в центре с заложенным во внутренней стене каменным крестом, и две по бокам (жертвенник и диаконник). Над средней нишей (престолом) оконный щелевой проем. Перекрытие этой апсиды - коробовый свод на уровне хор. Возможна над этим перекрытием палатка (тайник) со входом из центральной апсиды, скрытым в натоящее время под штукатуркой. Два западных стоба круглые; восточные: северо-восточный скруглен с восточной стороны, юго-восточный -квадратный. Пилон, соответствующий северо-восточному столбу,скруглен также как и столб. В юго-западном углу палатка (придельная церковка) с дверным проемом на уровне ранее существовавших хор. В четверике три дверных проема в северной, южной и западной стенах четверика. Проем в северной стене говорит о том, что раньше здесь существовал притвор, возможно, с северным приделом. Об этом также говорят две средние лопатки, которые соединены между собой немного ниже оконного проема. Фасады расчленены четырьмя лопатками на три части. Барабан с четырьмя щелевыми оконными проемами декорирован традиционным геометрическим орнаментом, состоящим из двух рядов поребриков и между ними бегунцом, над орнаментом карниз, состоящий из аркатурного пояса, выложенного в отличие от обычных приемов не из плиты, а из керамических изразцов. Глава покрыта железом. Апсиды декорирована геометрическим орнаментом и валиковыми разводами. Южный придел с притвором - имеют плоские перекрытия, сооруженные в XIX в. Четырехугольная в плане, двух ярусная колокольня, сооружена в XIX в. Материал - известняковая плита. Габариты: 18,50 х 16,7м
Общие сведения:Церковь Константина и Елены относится к типу средневековых храмов, сохранивших самобытные черты псковской школы зодчества. Поздние переделки: реконструкция многоскатной кровли на четырехскатную, переделки притвора и придела, не уменьшили художественной ценности памятника. Поставленная на крутом берегу Псковы, за чертой окольного города, церковь определяла границу юлижайшего пригорода, также, как церкви Иоанна Богослова на Мишариной горе. Дмитрия Мироточивого и Никольская в Любятове. В наши дни все эти памятники включены в планировочную структуру города.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: среднее
Персоны: Архитектор не известенпостроено в конце XVI века
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмерконсервационные
Библиография: Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831, ч.III, л 228,233Государственный архив Псковской области, ф 39, оп 1.е.х. 4920 Объездной журнал за 1817 г; ф 39, оп 2, е.х.370 Клировые ведомости за 1862г; ф 39, оп.1,е.х. 1107,1127,1178,1182,5741,1203 Клировые ведомости церкви за 1807,1814,1858,1861,1877 ггЛОИА, ф № 5467 Метрика церкви за 1886 гОкулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с 275-278Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, т V, с 158Спегальский Ю,П. Псков. М., "Искусство", 1963 г., с 287ЦГАДА, ф. 280, оп.3, е.х. 455. Опись церкви за 1763 г.

Церковь  Константина и Елены

Церковь Александра Невского 96-го пехотного полка

Церковь Александра Невского 96-го пехотного полка

Адрес: Псков г./Мирная ул, 1
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: эклектика
Историческая справка:Храм во имя Святого Александра Невского является памятником истории Российской армии в её связи с историей и культурой России. Он был построен для 96-го пехотного Омского полка, в создании которого принимал участие русский полководец М.И.Кутузов. Полк геройски сражался в Отечественной войне 1812 г. и в освобождении южных славян от Османского ига в 1877-1878 г.г. Непосредственное влияние на решение о строительстве храма оказали Президент Российской Академии художеств Великий князь Владимир Александрович и лично Император Николай II. Храм Александра Невского принадлежит последней волне церковного строительства до революции 1917 г. Его сооружение шло в рамках программы военных реформ, которые проводил тогдашний военный министр России - А.Н.Куропаткин - уроженец Псковской Губернии. Автором образцового проекта, по которому возводилась церковь, является надворный советник Фёдор Михайлович Вержбицкий, сведения о котором есть в юбилейном издании Института гражданских инженеров. Ф.М.Вержбицкий был членом Комиссии по устройству казарм при Военном Совете Военного министерства России. Храм Александра Невского строился на средства, отпущенные военным ведомством. Работы вёл Псковский хозяйственно-строительный комитет по постройке церкви, состоявший из офицеров 96-го пехотного Омского полка. "Техником" его в первое время являлся полковник, военный инженер Дмитрий Коронарович Костомаров. 2 июня 1907 г. состоялась закладка церкви, а 4 октября 1908 г. она была освещена Архиепископом Псковским и Новгородским Арсением.
Архитектурные особенности:Церковь Александра Невского находится на Завеличье /на левом берегу р.Великой/ в районе расположения бывших казарм 96-го пехотного Омского полка. Выстроена из кирпича по образцовому проекту полковых церквей в эклектическом стиле. Представляет собой соединение однонефной базилики в плане с объемно-пространственным решением, характерным для определённого типа храмов на Руси: шатровая колокольня над западным входом, трапезная, большая глава со световым барабаном в восточной части храма. Как и в базиликальных храмах над алтарной частью. С северной и южной сторон к алтарной части примыкают пониженные по сравнению с основным четвериком объёмы дьяконника и ризницы. Дьяконник имеет отдельный вход. Из алтарной части выступает шестигранная апсида, равная по высоте дьконнику и ризнице. Притвор разделён на три равные части. Над средней частью была возведена колокольня, над боковыми частями - малые главки (деревянные, обшитые металлом). Входы в церковь акцентированы крыльцами. Для перекрытия трапезной были применены большепролетные металлические фермы из уголков на болтовом соединении. Фермы сохранились в хорошем состоянии. К металлическим фермам подвешан деревянный оштукатуренный потолок в форме коробового свода. Кровля над трапезной двухскатная. Барабан главы и ярус звона колокольни по образцовому проекту Ф.М.Вержбицкого должны были быть перекрыты подвесными деревянными потолками: над барабаном потолок должен был быть в форме восьмигранного сомкнутого свода, над ярусом звона колокольни - плоским. Конструкции главы и шатра колокольни запроектированы были в дереве. В каком материале они были при строительстве храма Александра Невского - выяснить не удалось. Над помещениями ризницы, дьяконника и боковых частей притвора перекрытия плоские деревянные. Над средней частью притвора кирпичный парусный свод. Фасады церкви выполнены в кирпичном стиле, при котором пластика фасадов создаётся за счёт обилия декора из тёсанного неоштукатуренного кирпича. Оконные проёмы обрамлены наличниками, состоящими из архивольт, опирающихся на полуколонки. Тот же мотив использован при обрамлении дверных проёмов. Четверик алтарной части, фронтоны над северным и южным порталами украшены кокошниками. Аттик над притвором, столбики над углами основного четверика и дымовые трубы украшены нитками. Пилястры, расположенные в оконных простенках, заканчиваются также кокошниками, перерезающими фриз и карниз основного четверика. Интерьер храма отличается простотой и строгостью. В трапезной декор интерьера ограничен стрельчатым обрамлением распалубок оконных и дверных проёмов тянутым штукатурным профилем, карнизом того же профиля на уровне пят арок оконных проёмов и лепными зеркалами под оконными проемами. В остальных помещениях лепные тянутые карнизы в уровне потолка и лепная розетка на своде в средней части притвора под колокольней.
Общие сведения:Редкий образец войсковой культовой постройки эпохи эклектики. Интересен оригинальными типологическими особенностями, фасады имеют характерный декор в русском стиле.

Материалы: кирпич
Состояние объекта: хорошее
Персоны: Александр Невскийво имя Святого Александра Невского
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: исследовательские, обмерные, инженерные и реставрационные работы
Библиография: История 96-го пехотного Омского полка. СПб., 1902,ЦГВИА, Ф.400, оп.36, д.1.3,7. Ф.2354, оп.2, д.99.

Церковь Александра Невского 96-го пехотного полка