Церковь Варвары Великомученицы

Церковь Варвары Великомученицы
Дата постройки: 1618 г.
Адрес: Псков г./Плехановский Посад ул, 14
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Первое упоминание о Варваринском монастыре найдены в "Новых псковских грамотах ХIV-ХVвв.", а именно : выписка из духовной посадника Федора на землю и воду в Лисьях, завещание монастырю св. Варвары. Упоминается строительница " старица Агафья с сестры". Имеется также точная дата, указывающая о существовании памятника -1531г. В псковских летописях читаем: " Лето 7069 ... того же лета погоре от Пскова за Петровские вороты от Михайловского схода до ямского двора, и монастыри погоре и церкви Иоанна Милостивого и мученицы варвары..." Церковь, дошедшая до нас построена в 1618 г. В начале ХХв. памятник перстраивался и получил над трапезной колокольню квадратную в плане с шатровым покрытием и крыльцо с двухскатной кровлей. При частичной реставрации в 1946г. и то и другое было разобрано как явно поздние и уродующие памятник переделки. В годы войны 1941-45гг. в трапезной и четверике были растесаны волоковые окна. Все здание за время существования утратило 3-4 сгнивших нижних венца. "Церковь святой Варвары Великомученицы однопрестольная, деревянная, в 1779 год устроенная, расстоянием от города Пскова в 56 верстах". (1) В собственности церкви находились погосты Тайловский, Зачеренский, Паниковский. Пашенной земли церковь не имела. Прихожанами церкви были военные, купцы, мещане, экономические и помещичьи крестьяне. (2). В 1817 году церковь значится приписной к церкви Святых Сорока Великомучеников в Севостии. "Впрочем - на находящейся при оной вроде придельной Варваринской церкви кровля ветха и около ее состоящия перилы с правой стороны ветхи, а с левой и совсем упали". О плачевном состоянии церкви было доложено епископу псковскому. (3). Еще один документ за 1825 год говорит, что Варваринская церковь была теплая. (4). После Октябрьской революции 1917 года, когда Печеры вошли в состав Эстонской республики, в храме велись службы на двух языках - русском и эстонском. В 1927 году конфессия разделилась по национальному признаку и храм Варвары Великомученицы стал эстонским. Эстонский приход был довольно большой. Епископ Печерский - Николай Лейсман, был настоятелем Псково-Печерского монастыря и ректором Печерской семинарии, также был эстонцем по национальности. Поэтому храм святой Варвары великомученицы при нем стал Кафедральным храмом. С середины 70-х годов службы стали вестись на русском языке и в настоящее время храм является русскоязычным. (5).
Архитектурные особенности:Церковь представляет собой небольшую прямоугольную клеть, разделенную на две части - собственно четверик и притвор с крыльцом, с востока прорублен меньшей ширины алтарь . Сруб четверика крыт двухскатной щеповой кровлей, в центре которого возвышается барабан, увенчанный главкой, обитой жестью. Трапезная крыта щепой, алтарь-жестью. Основные размеры: 7х11,5, высота-11м. Хорошо сохранились детали: волоковое окно, круглое окно в алтаре, перекрытия на врубках без гвоздя. Ряд художественных особенностей церкви - ясное членение основных масс, живописно уравновешенный силуэт, тонко прорисованные детали декора ( наличники) со всей очевидностью говорят, что перед нами произведение искусства
Общие сведения:Единственная сохранившаяся деревянная церковь в Пскове

Материалы: дерево
Состояние объекта: плохое
Персоны: Агафьяпостроила с сестрами церковь
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: восстановительные работывосстановительные работы
Библиография: Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. Санкт-Петербург, 1898, с.281Марасинова М.Л. Новые псковские грамоты ХIV-ХVвв. М. Изд. Московского университета, 1966 г., с.59Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.272ЦГАДА, ф. 280,оп.3, ед.хр. 124

Церковь Варвары Великомученицы

Церковь Варлаама Хутынского на Званнице

Церковь Варлаама Хутынского на Званнице
Дата постройки: 1495 г.
Адрес: Псков г./Леона Поземского ул, 53,( Запсковье)
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Церковь поставлена на улице "Званица" во имя Варлаама Новгородского подвижника основателя Хутынского (под Новгородом) монастыря. Первое известие о церкви имеется в летописях под 1466 г., когда в один день была сооружена деревянная церковь. Под 1495 годом говорится о построении каменной церкви: "... В лето 7003 поставиша церковь камену святой Варлаам на Запсковье". Позднее летописи не раз упоминают об этой церкви по случаю бывших близ нее пожаров. Под 1521 г. имеется сообщение о том, что церковь... "сгорела". Храм связан с военными событиями 1615 года. В рукописи церковного архива, в которой была изложена повесть о прихождении шведского короля Густава Адольфа ко граду Пскову, сообщалось о стрельбе по неприятелю из главы Варлаамовской церкви. В 1698 г. церковь владела 14 крестьянскими и бобыльскими дворами, и по "сказке" 1745 г. при ней числилось 105 приходских дворов. В 1788 г. к ней приписана церковь во имя Воскресенья Христова "со стадищ". В конце XVII в. надложен барабан при переделке крыши и сделан поясок из двух рядов зеленых поливных изразцов. Южный придел церкви, существовавший во второй половине XVIII в. был сильно перестроен в 1858-1859 гг. В 1860 г. в четверике были скруглены столбы. В 1851 г. устроены хоры, на которые ведет чугунная винтовая лестница. К 1875 г. относится перестройка южного придела и сооружение северной пристройки и паперти, растеска окон барабана. К 1900 г. относятся последние переделки храма. Дата переделки первоначальной восьмискатной кровли на 4-скатную точно неизвестна.
Архитектурные особенности:Схема композиции: четверик, притвор со звонницей, разделенный большими арочными проемами на 3 части: придел с южной стороны, пристройка с северной стороны, паперть. Четверик одноапсидный, прямоугольный в плане, 4-х столпный. Основные его конструкции: крестово-купольная система перекрытий с пониженными подпружными арками. На восточной стене сохранились голосники. Помещения притвора перекрыты коробовыми сводами, с подпружными арками. В центральной части притвора коробовой свод направлен перпендикулярно к западной стене четверика, а северная и южная части притвора перекрыты коробовыми сводами, идущими параллельно своду галереи. Южный придел одноапсидный с плоским перекрытием. Северная пристройка состоит из трех помещений, перекрытия их плоские. Декор фасадов четверика скромный: фасад делится лопатками на 5 части, соединенными вверху двухлопастными арками. Апсида четверика имеет вверху геометрического характера узорный поясок, состоящий из трех рядов: между рядами, "поребрика" ряд с узором "бегунца". Барабан украшен таким же узорным пояском, как и апсида, но в отличие от нее сверху проходит аркатурный поясок, и выше два ряда зеленых поливных изразцов конца XVII в. На западной стене притвора двух пролетная звонница. Фасады южного Никольского придела решены приемами, характерными для эклектичной архитектуры конца XIX в.: фронтообразные, сложной конфигурации лепные наличники над спаренными большими окнами, рустовка в нижней части стен, и рустованные лопатки, окна с полуциркульным завершением и арочным обрамлением. Крыльцо с аркой на столбах с шарообразными утолщениями и двухскатной кровелькой. Первоначальная объемно-пространственная композиция храма слагалась из основного объема четверика, завершенного одной главой, пониженного притвора со звонницей. Возвышенное место над уровнем протекающей близ церкви р.Великой, делало храм доминирующим и легко обозримым в окружающем его пространстве. Основные габариты церкви: длина четверика по оси 3-В 9,25 м Ширина = 9 м длина притвора = 5,25 м ширина - 11,5 м дл.южного придела = 25 м ширина - 7,5 м дл.сев.пристройки= 15 м ширина - 6,25 м. Храм выложен из местной известняковой плиты на известковом растворе. Крыльцо деревянное оштукатуренное. В церкви сохранились древние иконы и иконостас XVIIIв. в Никольском приделе. Иконостас XVIII в. в Никольском приделе - 3-х ярусный, деревянный, четырехугольной формы, с позолоченными узорными деталями. По-видимому, неоднократно подновлялся. По составу икон весьма разнороден (иконы XVII,XVIII,XIXвв.). Значительную художественную ценность в нем представляют "царские врата", двустворчатые, резные с позолотой по левкасу. Резьба их - сквозная, основной узор - вьющийся стебель с завитками. На створках сохранились медальоны с живописными изображениями "Благовещения" и "евангелистов" (хорошего академического письма). "Царские врата" могли принадлежать в XVIII в. иконостасу главного храма. Древние иконы, взятые на учет и включенные в охранный договор: 1 Варлаамий Хутынский в ротс. XV в. Р:167х70 2 Архангел Михаил XVII в. Р:127х42 (Никольский придел) 3 Вседержатель на престоле XVIIв. Р:88х66 (притвор) 4 Чудо Георгия о змие XVIIв. Р:76х61 (притвор) 5 Архангел Михаил XVII в. Р:155х62 (Ущаковский тип) 6 Вознесение XVII в.Р:95х64 (кладовая) 7 Преполовение пятидесятницы XVIIв. Р:94х62 кладовая 8 Сошествие св. духа XVIIв. Р:94х65 кладовая 9 Преображение XVIIв. Р:90х65 кладовая 10 Воскрешение Лазаря XVIIв.Р:94х63 кладовая 11 Жены Мироносцы XVIIв. Р:90х65 кладовая 12 Пророки (2) с навершием Р:155х71 кладовая 13 Пророки (2) с навершием Р:155х71 кладовая 14 Пророки (2) с навершением Р:157х71 кладовая 15 Благовещение к XVIIв. Р: 36х31 кладовая 16 Пророки Даниил и Моисей поясные Р:58х88 конца XVIIв. кладовая 17 Богоматерь на троне с предстоящими XVIIв. Р:65х88 18 Иоанн Предтеча XVII в. Р: 33х30 В Никольском приделе сохранились росписи потолка и стен по штукатурке масляной краской конца XIX в. На сев. стене Василий Великий в рост и "Нагорная проповедь Христа". Р:475х250. Южная стена: в простенках между окнами - святые мученицы и митрополиты. На потолке св. троица - Новозаветная и 4 евангелиста с символами. В четверике - такая же роспись купола, барабана и подпружных арок (розетки в квадратах). В сев. части притвора поновленная в послевоенное время роспись свода, выполненная масляной краской.
Общие сведения:Церковь Варлаама Хутынского " на званнице" XV в. является для Пскова примером типичного небольшого одноапсидного храма. В отличие от других памятников подобного круга, церковь имеет необычные для Пскова XV в основные конструкции - пониженные подпружные арки. Это обстоятельство обращало на себя внимание многих исследователей древнерусской архитектуры и породило различные точки зрения. Так К.К. Романов считал этот памятник "устарелой Новгородской конструкцией", построенным по типу того храма, в котором почивали останки Варлаама Хутынского ( под Новгородом). А.А. Некрасов рассматривал его как признак "колебания Псковского типа, то в сторону Новгородского, то в сторону архаизма". Ю.П. Спегальский отмечает, что для решения вопроса, какие причины вызвали появление в церкви XV в. пониженных подпружных арок, нужно обстоятельное и натурное исследование памятника, которое до сего времени еще не произведено.
Предметы особой охраны: Древние иконы и настенная живопись
Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: хорошее
Персоны: Варлаам Хутынскийво имя его в 1495 г поставлена церковь
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмер
Библиография: Государственный архив Псковской области, ф 22, оп 1,е.х.260, л.229; е.х. 328, л.286,756; ф 39, оп. 1,св.43, е.х. 416 - клировая ведомость за 1810 г.Лебедев А., Историко-статистический очерк.,Псков. 1885, Псковоградская Варламовская церковь.ЛОИА, фотоархив, Ф. Р-III д.5442 ( Метрика).Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с 204-208Псковские летописи. М.,1941, с 82,101Спегальский Ю.П. Памятники культуры. Л.,1960, № 2, с 31-32,41 Происхождение пониженных подпружных арок.Спегальский Ю.П. Псковские каменные жилые здания XVII в. Л.-М., 1963., с 251-252ЦГАДА, ф 280, оп. 3,е.х. 466 ( опись церкви Варлаамия Хутынского).

Церковь Варлаама Хутынского на Званнице

Церковь Василия на Горке

Церковь Василия на Горке
Дата постройки: 1413 г.
Адрес: Псков г./Октябрьский пр-кт, 5
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Первая церковь во имя Василия была построена на горке, у подножия которой протекал ручей в 1377 г. В 1597 г. горка в летописях уже именуется Васильевой. В летописях под 1415 записано: "В лето 6921 поставлена бысть церковь камена святого Василья на Горке". Эту же дату подтверждает и первая Псковская летопись. Далее Псковские летописи упоминают о церкви Василия на Горке под 1562 годом по случаю большого пожара. "Лета 7070-го таков пожар не бывал николи в Пскове... а так же бог помиловал... да Василия Великого...". Возле церкви проходила стена среднего города с Васильевской башней. Здесь же висел "Сполошный" колокол. - "8 сентября 1581 г. в 5 часу дня, тогда... войско Батория двинулось на приступ... Увидя "великие многие полки с знаменами на проломанные места идуще, государевы бояре и воеводы и все воинские люди и псковичи в осадны колокол звонити висяще в среднем городе на стены градовной у великого Василья на Горке... весть дающе литовского к городу приступа всему псковскому народному множеству...". "В 1786 году церковь Василия с горки (в виду малочисленности прихода) была приписана к церкви Николая со Усохи". А в 1820 г. в числе других церквей Пскова назначена к уничтожению: "К уничтожению назначается ... церковь Василия Великого. Кровля на оном ветха, в стенах и сводах трещины, стоит в заулке, прихода не имеет..." (Из рапорта губ.архитектора Франца Ябса Псковскому губернатору.) Далее из того же документа следует: "На главе церкви Василия Великого крыша из чешуи, сгнивши, при оной придел вроде кладовой каменной, ветхой и крыши сгнивши, при которой церкви каменная стена на лицевую улицу вовсе ветхая и угрожает падением. Однако из документов 1829 г. следует: "Иоакимо-Аннинскую и Василия Великого с Горки, яко оставленные в своем существовании... дозволено починкой исправить".В 1830 г. упала от ветхости северная теплая придельная церковь Алексея Человека Божьего, а к 1857 г. вся церковь, в том числе и придел были возобновлены. С 1875 г. церковь была приписана к Иоанно-Богословскому Крыпецкому монастырю - стала его подворьем в Пскове. В 1896 г. был произведен ремонт церкви, в результате которого четверик, придел и колокольня "были покрыты новым листовым железом и окрашены медянкою". "Тогда же храм увенчан куполом с крестом". Из описания церкви 1915 г. следует: - "... при сей церкви нет ни часовни, ни ризницы и нет библиотеки. Все нужное для богослужения во время крестного хода привозится из монастыря. (Крыпецкого)... В главном холодном храме... особо чтимая икона св.Василия Великого старинной живописи в серебряной ризе и позлащенным венцом..." В клировой ведомости 1920 г. - опись колоколов ц.Василия на Горке. "Первый - 40 пудов второй - 30 пудов 3-й и 4-й - по 12 пудов и два под звонка по 1 пуду. Один из подзвонков был разбит и увезен в монастырь (Крыпецкий). Под 1921 г. значится: "В настоящее время все имущество (принадлежащее церкви), состоит в управлении домового комитета, а церковь взята на учет Псковским Губернским археологическим обществом по охране памятников искусства и старины". Прежде всего изменению подверглось покрытие храма. Первоначальное покрытие церкви было позакомарным, перекрытым по 3-м полукружиям с каждого фасада. Это предположение подтвердилось при расчистке одного из карманов покрытия четверика (юго-западного), где западная закомара повторяет наружный абрис соответственного свода в интерьере, а южная закомара - ложная, существующая в кладке южной стены четверика. Ее абрис хорошо прослеживается. Хорошо видны следы водостоков: угловых и в стенах между закомарами. Найденные гвозди, остатки дерева и сопоставление разниц в отметках верхнего подпружного свода и следов центральных закомар на фасадах дают основание полагать, что покрытие закомар было по деревянным кружалам и обрешетке. Сохранившиеся на стенах четверика пяты завершений центральных закомар соответствуют абрису и отметкам повышенных сводов церкви, "что отвергает предположение исследователей о ступенчатости центральных закомар". Значительно переделан и упавший по ветхости в 1830 г. и возобновленный в 1857 г. северный Алексеевский придел. Скорее всего, это могла быть бесстолпная с повышающимися к световому барабану сводами церковка, построенная за одну связь с основным объемом храма - четвериком. С западной стороны к церкви примыкает крытая паперть, пристроенная, очевидно, позже. Из колокольни видна наружная обработка средней части паперти, повышающимися лопастными арками, следовательно, есть данные предполагать, что покрытие паперти было пощипцовым. "На западной стене северного придела до ремонта, проводившегося в 1948-1950 гг. была видна пята арки, судя по которой можно предполагать, что первоначальная галерея во втором ярусе (приделов) была открытой, с широкими проемами. На северной стене придела до его оштукатурки были видны внизу остатки пят двух арок, указывавшие, что к нему примыкала пристройка с широкими открытыми проемами, перекрытыми арками... Западная часть храма совершенно искажена, к ней в ХVIII в. пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница... За ХVIII в. этот выдающийся памятник творчества псковских каменщиков пришел в такую ветхость, что "по неудобности к исправлению и безобразному виду" был назначен на слом. Лишь по счастливой случайности он не был уничтожен. При ремонтах XIX в. он потерял старый иконостас, а затем и резной клирос ХVII в. Глава на храме целиком сделана в XIX в."
Архитектурные особенности:В настоящее время композиция памятника включает в себя четверик обстроенный приделами с южной и северной сторон, притвором с запада и новой колокольней над папертью. Все здание церкви стоит на высоком подклете. Основной объем памятника - четырехстолпный трехапсидный четверик, перекрытый полуцилиндрическими повышенными подпружными сводами, несущими световой барабан. Западные столбы в плане круглого сечения на значительную высоту почти до пят нижних подпружных сводов, где посредством прокладной плиты большего сечения они переходят в квадратные. Восточные столбы скруглены с восточной стороны и переходят в квадратные в обычном уровне; с запада эти столбы плоские - к ним прислонялись тябла иконостаса, для которых в северной и южной стенах церкви сохранились гнезда. Оконные проемы в барабане четверика не ориентированы по странам света, т.е. их шесть, вместо обычных четырех или восьми. Они не растесаны. Не растесанными в позднейшее время остались здесь и основные оконные проемы в западной, северной и южной стенах четверика. Растесаны лишь центральные оконные проемы в алтаре и жертвеннике. Остальные сохранились в древнем виде. Это - щелевидные проемы с очень большими откосами внутрь; подоконники их ступенчато поднимающиеся. Проемы дают мягкое освещение интерьера. Древняя северная придельная церковь в плане квадратная с одной апсидой. Квадрат ее был перекрыт перекрещивающимися ступенчатыми арками. Нижние арки были перекинуты с северной стены на южную, следующие над ними с востока на запад, затем опять с севера на юг, что подчеркивало стремление вверх к свету. Центральную часть перекрывал световой барабан. В настоящее время этот древний северный придел имеет плоское деревянное перекрытие. От сводов сохранились лишь пяты нижних арок. Алтарь заложен, западная стена растесана. Северный придел, примыкающий к нему с запада имеет плоское перекрытие. В южном приделе - свод коробовый, по замку которого проходит продольная трещина в направлении восток-запад. Древний притвор имеет трехчастное деление в плане, центральная часть которого перекрыта полуцилиндрическим сводом в направлении восток-запад, а боковые - отделенные от центрального свода арками - ползучими сводами в сторону северного и южного приделов. Ярус колокольни в отметке притвора перекрыт коробовым сводом с распалубками над входными и оконными проемами. В юго-западном углу помещения - остатки каменной лестницы, которая вела к верхнему ярусу со звонами. Церковь на высоком подклете, вход в который с северной стороны. Стены подклета, четверика, приделов выложены из псковского известняка на известковом растворе. Интерьер подклета обмазки не имеет. В настоящее время основной объем храма - четверик покрыт позднейшей четырехскатной кровлей. Фасады четверика разделены соответствующими внутренним столбам лопатками на 3 части, каждая из которых увенчана полукружием. Апсиды увенчаны традиционным трехчастным псковским орнаментом, состоящим из треугольников и впадинок. Барабан четверика имеет тот же узор.
Общие сведения:Церковь Василия на Горке занимает исключительное место в истории развития русской архитектуры и имеет большое градостроительное значение как для старой, так и для новой планировки г.Пскова. Это интереснейший и единственный в Пскове памятник с позакомарным покрытием при обычной планировке интерьера.


Состояние объекта: аварийное

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурно-археологический обмерконсервационные
Библиография: Василев И.И. Историко-статистический указатель Пскова и его окрестностей. Псков,1898, с.143.ГАПО, Ф.20, оп.1, д.649, лл.13.43.ГАПО, Ф.1767, оп.2, д.48. л.14.ГАПО, Ф.22, оп.1, д.328, лл.276,754 об.ГАПО, Ф.567, оп.1, д.16, л.28.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1251, л.6,40.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1246, лл.2,3,6.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1148, л.3.Грабарь И.Э. О русской архитектуре.,1969 Зодчество Новгорода и Пскова, с.136.Евлентьев К.Г. Городская летопись. Псковские губернские ведомости 1871 г., № 33.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.25,53,55,64,69,85,133,167.Повесть о прихождении литовского короля Стефана. Чтения 1847 г., с.23, М.-Л., 1952, Изд-во АН СССР, с.65.Псковские летописи. М.,1941, т.1, с.33.Псковские летописи. М.,1955, т.2, с.105.30,36,242.Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с.140,141,153,154,175,181,182,184,186,187,191,201,202,288,316,317,329,351,352,363,386,391.Спегальский Ю.П. Псков. Архитектурные памятники. Л., Ленииздат, 1972., с.128,130.

Церковь Василия на Горке

Церковь Вознесения (новое) бывшего Нововознесенского девичьего монастыря

Церковь Вознесения (новое) бывшего Нововознесенского девичьего монастыря
Дата постройки: 1373-1375 гг.
Адрес: Псков г./Некрасова ул, 20
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Фондохранилище музея - заповедника
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Летописных сведений о времени основания Ново-Вознесенского монастыря и построении церкви нет. Л.А. Творогов относит основание монастыря и создание храма ко 2-й четверти ХIV в.. на основании данных синодика Нововознесенского монастыря /конца XVII -начала ХVIII вв/ . Ю.П. Спегальский датирует церковь XVI в. Самые ранние упоминания о Ново-Вознесенсном женском монастыре относятся к 1584-87 гг. В связи с описанием его земельных владений в писцовых и оброчных книгах. Он называется "…Вознесенья Господня с Полонища… ", …Вознесенский новодевич монастырь, что во Пскове на Полонище у Нового креста..", "…что во Пскове на Романихе…" По описи монастыря 1763г, в нем значатся церковь с придельною - каменные, с престолами /в придельной - во Богоматери Одигитрии Смоленской/, с левой стороны палатка небольшая каменная, церковь крыта тесом, главы /две/ обиты "белым" железом, кресты железные, один из них позлащен". Колокольня каменная, с четырьмя колоколами /из них два малых/ главный и придельный имели притворы. Под церковью были два каменных погреба. Все монастырские строения были деревянными: это - две кельи настоятельницы монастыря, с двором, шесть монашеских келий, житница, одна и небольшой сад. Вокруг монастыря была деревянная "в стобы забранная" ограда с двумя воротами и караульной избой. По штатам 1764г. Ново-Вознесенский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую. К концу XVIII в. церковь сильно обветшала, особенно ее придел, в котором с 1817г, службы не велось. В конце XVII в. церковь была сильно перестроена: ее разобрали до половины, выломали 4 столба, сделали новый свод, главу, новые окна /больше старых/ с железными решетками, а, также переделано было частично и внутреннее убранство церкви. В 1710г. на церкви горела глава с крестом и была починена. В 1820г. был разобран обветшавший придел во имя Богоматери Одигитрии Смоленской. С 1887 по 1890 гг. производился ремонт церкви; была устроена новая глава и вместо деревянной кровли сделана железная, оштукатурен и выбелены наружные стены, устроено новое деревянное крыльцо- закрытое с дверьми.
Архитектурные особенности:Церковь представляет из себя сложную композицию, состоящую из четверика, притвора с западной стороны и крыльца, переделанного в XIXв. в закрытое помещение. С северной стороны четверика имеется палатка с притвором, к которому с запада примыкает 3-столпная 2-пролетная звонница, возведенная на кладовых и погребах. Четверик двух апсидный, одноглавый безстолпный кубической формы, перекрытый сомкнутым сводом. Над оконными проемами - распалубки. Стены стянуты связями. Притвор почти квадратный в плане, перекрыт коробовым сводом с распалубками над оконными проемами. Палатка с левой стороны четверика, видимо, в древности, это была придельная церковка, прямоугольной формы в плане, вытянутая по оси восток-запад, перекрыта сомкнутым сводом, переходящим в коробовый свод в западной части. К палатке примыкает притвор, перекрытый сомкнутым сводом, переходящим в коробовый в южной части. В северо-западной части храма устроена трех столпная, двух пролетная звонница. Первый этаж ее, сообщающийся с храмом, представляет собой почти квадратное в плане помещение перекрытое коробовым сводом, с распалубком над дверным проемом. На второй этаж звонницы ведет лестница в южной стене, которая в настоящее время заложена на западной и северной стене, на уровне 2-го этажа, щелевидные оконные проемы. В подклет звонницы ведет лестница с западной стороны. Это небольшое помещение, перекрытое коробовым сводом. В южной стене его окно со ступенчатым подоконником, на восточной стене распалубка. Церковь из-за поздних переделок не сохранила древнего декора. Но фасады ее членятся традиционно лопатками на три части, на декоративном не световом барабане три ряда геометрического узора: над двумя рядами "бегунца" ряд поребрика. Над щелевыми окнами бровки. Основные размеры: 24 х 14 м.
Общие сведения:Церковь Вознесенье Новое несмотря на значительные переделки не утратила своей художественной ценности: в первоначальном виде сохранилась звонница, она опубликована во многих изданиях и приобрела большое значение, как одна из наиболее характерных и красивых древних псковских звонниц. Четверик, хотя и переделывался при реконструкциях, в основных пропорциях, в членениях фасадов и других деталях сохранил образ древних псковских храмов.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: среднее

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: противоаварийные работы
Библиография: Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831, ч.III, с 202Государственный архив Псковской области, ф 39, оп.1, е.х. 1084: е.х. 4920: е.х. 1127 - клировые ведомости церкви за 1798,1814,1817,1820,1827,1830,1858,1884,1887-1896,1900 ггГрабарь И. Э. История русской архитектуры. М., 1909, т.1 с 266,267Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с 164Псковский музей.Древлехранилище., № 11411Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913Спегальский Ю.П. Псков, Искусство, Альбом, 1968, с 197-199Творогов Л.А.Сб. Архитектурное наследство.,1963, № 15, с 182-184ЦГАДА, ф 280 ( офицерские описи) оп.3, е.х. 99, 1763 г. Синодик Ново-Вознесенского монастыря. XVII-XVIII вв

Церковь Вознесения (новое) бывшего Нововознесенского девичьего монастыря

Церковь Вознесения (старое)

Церковь Вознесения (старое)
Дата постройки: XV в.
Адрес: Псков г./Советская ул, 64-а
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Первое упоминание о церкви дают Псковские летописи под 1420 годом. "Того же лета бысть Знаменье велие в Чирсках от иконы... и весь Псков выдоша с кресныи и оусретоша икону матере господня за старым Вознесением, иде же и ныне крест в тыноу". Далее под 1433 годом в той же летописи упоминается о пожаре близ старого Вознесения. ... месяца иоуня в 14 от грому и от молния много людеи и иконеи поби, и за рекою, противу Снетной горе двор сожже, а другии двор противоу Старого Вознесения сожже..." Под 1460,1468,1472,1486 гг. летопись повествует о встречах и проводах именитых гостей Пскова: князя Юрия, владыки Ионы, царевны Софьи, архиепископа Новгородского, вллладыки геннадия и других. "... И все священство и посадники Псковские с множеством народа сретоша его с кресты из Старого Вознесения и въеха во град..." "...сретоша с кресты противоу Старого Вознесения на Поли..." "... сретоша перед враты градными за старым Вознесением..." Данных о времени построения каменной церкви эта летопись не дает, но в библиографииической справке на ц.Вознесения в Пскове на Полонище у Великих ворот, составленной архитектором К.К.Романовым на основании Полного собрания русских летописей (под 6975 91467 г.) сказано о том, что заложена каменная церковь Старое Вознесение. В подтверждение этому в метрике, хранящейся в рукописном архиве ЛОИА написано: ... церковь Вознесения Господня основана в 1467 году" - Основание датировки из другого источника - истории Княжества Псковского. Таким образом, на основании этих документов дата закладки каменной церкви Старое Вознесение - 1467 год. До этгоо времени существовала деревянная церковь, окруженная тыном. Была ли она с самого начала монастырской - не известно, т.к. нигде об этом нет упоминаний. Церковь неоднократно подвергалась действиям пожаров, довольно частых на Полонище - 1536-1544, 1777 гогды. Следы последнего были видны на стенах церкви в 1862 г., о чем свидетельствует в описании монастыря его настоятельница игуменья Агния. Сразу после пожара 1777 года в 1778 году в монастыре была произведена опись имущества - первый наиболее подробный документ, касающийся архитектуры памятника. "В том монастыре церковь с сводом каменная во имя Вознесение, при ней на правой стороне другая церковь придельная с совдом каменная во имя Рождества. При тех церквах притвор и паперть с сводом каменные. На левой стороне церкви две палатки с сводом, каменные ж. С паперти в притвор с западу дверь входная железная с личиною, на ней две наметки... Оные церкви и притвор ит палатки все крыты тесом. При той церкви на паперти колокольня круглая. На ней больших и малых шесть колоколов. Крыта тесом, на ней крест деревянный, обит жестью... В том притворе над крыльцом... полка деревянная. В том же притворе одно окно с решеткою, крышка деревянная... Хоромного деревянного строения: ... по левую сторону церкви настоятельницы две келии на каменном фундаменте в том числе одна с перерубом, между ими сени. Крыта драницами мерою длинницу восьми сажен с аршином по поперечнику три сажени с половинкою... На тои же левой стороне монашеские две келии на каменном фундаменте с сенями. В них два чулана мерою длиннику девять сажен с аршином, крыта драницами...По правою сторону оной церкви монастырских 3 келии на каменном же фундаменте с сенями.... Вокруг того монастыря ограда деревянная, забрана в столбы. Таким образом, из этого интересного и чрезвычайно важного документа следует, что церковь ко времени описания ее в 1778 году состояла из следующих частей: четверика, притовора, южной придельной церкви Рождества Богородицы, северного придела, где помещались две палаты, трапезная и ризница. (уже само слово "палатка" говорит о том, что стояла она на возвышении на сводах, что и было доказано натурными исследованиями паперти, над которой возвышалась колокольня.) Более ранних сведений об архитектруном облике церкви ни в одном из архивов Пскова, Ленинграда и Москвы обнаружено не было. Из топографического описания Псковского наместничества 1784-1790 гг. следует: "...церквоь большая во имя Вознесения Господня, при ней придельная рождества Пресвятыя Богородицы каменные, под ними два погреба" (подклет под четвериком делится поперечной стеной на две самостоятельные части с самостоятельными же входами с востока возле северной и южной стен четверика) и палатка с сводом каменная." В этом описании не упоминается о трапезной, притворе, паперти и колокольне над ней, хотя в это время они существовали. Из описания монастыря настоятельницей игуменьей Агнией II в 1862 г. следует: "Около 1765 года монастырь за неимением средств не был даже огражден, в последующие годы ограду с двух сторон восточной и западной составил т.н. частокол. Несколько маленьких деревянных келий, в беспорядке разбросанных по территории монастыря представляли собою приют отшельниц, число которых было самым минимальным от 5 до 10, вместе с игуменьей. Монастырь не имел никаких угодий. Каждая из послушниц должна была сама заботиться о своем содержании". Колокольня построена не позднее начала XVIII века. Уже в начале XIX века монастырь постепенно выходит из состояния запущения. В 1805 году построены деревянные кельи с некоторыми службами и возобновлены прежние называемые "гостиними". В 1808 году были построены в лучшем против прежнего вида деревянные кельи и поставлена с двух сторон монастыря, вместо частокола, новая деревянная, но весьма низкая ограда". В 1812 году была разобрана "за ветхостью" трапезная Вознесенской церкви. С 1814-1817 гг. была "исправлена" Вознесенская церковь. Тогда же вместо прежних ветхих келий были построены новые деревянные на каменном фундаменте, и вместо деревянной ограды с западной и восточной сторон каменная ограда длиною 52 сажени. В 1825 г. и придел Рождества Богородицы и Северная палатка - ризница были разобраны за ветхостью. В 1833 г. вместо разобарнного в 1825 г. тесного и ветхого придела Рождества Богородицы в монастыре была построена отдельно стоящая новая церковь Рождества Богородицы - интересный памятник русского провинциального зодчества XIX в. С 1833 г. по 1845 г. в монастыре функционировала только эта церковь, а Вознесенская "была неоднократно возобновлена по частям, немного переделана, распространена и окончательно возобновлена в 1845 году". В чем заключалась переделка церкви в эти годы нигде не сказано, но если принять во внимание, что одним из основных материалов в монастыре в эти годы был кирпич, то при внимательном осмотре памятника, сопоставлении размеров кирпича здесь и и на новой церкви Рождества Богородицы - станет очевидным, что под текстом возобновляемая по частям, немного переделана скрывается немалая утрата памятником его древних форм. В это время были растесаны северное и южное оконные проемы четверика, проемы алтаря, жертвенника и диаконника, был заложен кирпичом западный оконный проем в четверике, который с устройством хор был поднят выше. В 1848 г. в церкви Старое Вознесение был устроен новый иконостас, а прежний потемневший от молнии 1805 г. был перенесен в притвор и соотвественно с рамерами помещения - переделан. Полы в церкви в эти годы были крашеные, деревянные, паперть под колокольней была выложена кирпичом, сводчатое перекрытие притвора было заменено перекрытием по горизонтальным балкам. В 1848 году при монастрые была открыта домашняя церковь Богородицы Тихвинской. Находилась она в восточной стороне каменных настоятельских келий во 2 этаже. Кельи были построены в 1847 г. В 1854 году при игуменье Агнии II за алтарем новой церкви Рождества Богородицы была построена новая четырехъярусная колокольня, от которой в настоящее время сохранился только 1 ярус. В 1880 г. к вознесенской церкви с южной стороны был пристроен новый очень большой по площади и по объему придел во имя Всех Святых. "Здание каменное одноэтажное, имеет в длину внутри 10 сажен, а в ширину до иконостаса 5 сажен, а в алтаре же около 3-х сажен". "... часть сего здания в запалдной стороне примыкает к алтарю, Рождества Богородицы храма. Новое здание... освещается восемью окнами с железными решетками. отопляется тремя кафельными печами, из коих одна в алтаре." Построен придел был в основном из кирпича: перекрытие горизонтальное по балкам, для чего вдоль южного фасада древнего четверика был сооружен облицовочный слой в 12 кирпича - опора для горизонтальных балок перекрытия нового придела 1880 года. Устройство приедал повлекло за собой переделку притвора Вознесенской церкви. Центральная часть его южной стены вместе с существующими здесь древним проемам была растексана до 2 м шириной. Новый проем был выполнен в кирпиче. В это же время на месте дверного проема в северной стене притвора был выполенн в кирпиче большой оконный проем, близкий по размерам к оконным проемам нового придела. Тогда же в 1880 г. был заложен плитой и кирпичом арочные проемы паперти под колокольней XVII в., а с двух сторон к колокольне были пристроены палатки, одна из которых - южная была позднее разробрана, а другая существовавла до 1958 года. Во время Великой Отечественной войны церковь утратила барабан с главой над четвериком XV в., был разрушен и придел 1880 г. С 1956 по 1960 гг. на церкви Старое Вознесение XV в. проводились исследовательские и реставрационные работы. В результате тщательных натурных исследований, раскопок, сопоставления их с архивными данными был найден изначальный план памятника XV века, включающий в себя единовременный комплекс сооружений: четверика, притвора, приделов северного и южного, паперти под колокольней XVII в., а также крылец-сходов в подклет четверика, что и было восстановлено в натуре. Автор проекта реставрации архитектор ПСНРПМ В.Лебедева.
Архитектурные особенности:Бывший Старовознесенский женский монастырь расположен у древней крепостной стены окольного города, близ Великих ворот. В настоящее время композиция древнего памятника XV в. ц.Старое Вознесение состоит из четверика, обстроенного с южной и северной сторон приделами, а сзападной - притвором. Приделы включают в себя крыльца-сходы в подклет четверика. Колокольня конца XVII начала XVIII века над древней папертью к сожалению не сохранилась. Она обрушилась в 1972 году при попытке укрепить древнее очень рассевшееся основание столбов паперти. Над западной стеной притвора открылись следы 3-столпной звонницы XV в., которая может быть восстановлена. Основной объем памятника - четырехстолпный треапсидный четверик перекрытый полуцилиндрическим повышенным подпружными сводами, несущими световой барабан. Западные столбы курглого сечения в плане на значительную высоту почти до пят нижних подпружных сводов, где посредством прокладной плиты большого сечения они переходят в квадратные. Восточные столбы скруглены с восточной стороны и переходят в квадратные в обычном уровне. С запада эти столбы плоские - к ним прислонялись тябла иконостаса, для которых в северной и южной стенах четверика сохранились гнезда. Основной объем памятника - четверик - перекрыт повышенными подпружными сводами - арками, на которых покоится барабан. Разница отметок верхней и нижней подпружной арки составляет здесь 60-70 см. К моменту реставрации сохранилась нижняя часть барабана с основаниями оконных проемов, которые ориентированы здесь по странам света - их четыре. Оконные проемы барабана восстановлены в первоначальных формах. Не растесанным остался западный оконный проем в четверике. Южный и северный оконные проемы растесаны, но по сохранившемуся одному из откосов и основанию были восстановлены. Четверик имеет 3 портала: западный, обработанный со стороны притвора валиком, северный и южный. Порталы сохранились первоначальными. Четверик на подклете, со сходами с востока. С западной стороны к четверику примыкает первоначальный притвор с деревянным помостом и крыльцом-подъемом в четверик. По несколько ступеней помоста с севрной и южной сторон ведут соответсвенно в северный придел - трапезную палатку и ризницу и южную придельную церковь ождества Богородицы - разобранные в 1814 и 1825 гг. и ныне восстановленные. притвор перекрыт полуцилиндрическим сводом и распалубками над южным и северным входными проемами, ведущими в южный и северный приделы церкви. Свод при реставрации 1960-х годов выполнен в дереве, по кружалам с подшивкой. Не были восстановлены древние коробовые своды с распалубками в приделах церкви. В настоящее время они перекрыты горизонтально по балкам. Алтарь южного придела и ризница северного находятся на отметке пола основного четверика, что вызвано их местоположением над сводами крылец - сходом в подклет. На 60 см ниже отметки пола, что составляет 3 ступени находятся отметки пола самого придела и трапезной палаты, а еще ниже на 3-4 ступени - пол притвора, который в свою очередь выше отметки земли на 2 ступени (40 см), включенные в паперть: находившуюся перед притвором. В 1973 году паперть, основание которой не выдержало вышележащей кладки колокольни XVII в. под ее тяжестью рассыпалось, обнажив остатки основания трехстолпной звонницы над щипцом западной стены притвора, практически над древней папертью. Фасады четверика обработаны лопатками, выступающими из плоскости стен и своим положением на фасадах, отвечающим внутренней планировке храма со столбами. Наверху прясла стен образованные лопатками завершаются: крайние - двухчастным лопастным скруглением, среднее - трехчастным. Барабаны и апсиды церкви обработаны традиционным трехчастным поясом геометрического орнамента, верхний и нижний из которых представляют собою ширинки, средний - треугольники. Стены притвора и приделов гладкие, за исключением западной стены притвора, которая под древней звонницей имеет небольшой уступ со стороны фасада, заверешнный трехчастным лопастным членением, подобно среднему членению фасадов четверика. В центре уступа вверху и по бокам - внизу устроены киоты. Покрытие четверика восьмискатное тесовое, притвора - двускатное тесовое, пиделов - односкатное, являющееся продолжением линии кровли притвора. Глава луковичной формы, покрытая деревянным лемехом. Над южным приделом - глухой барабан с небольшой главкой, покрытой также деревянным лемехом. Крест над центарльной главой кованый четырехконечный, выполненный в 1960 годах по сохранившимся образцам крестов XV-XVI вв. материал памятника - местная известняковая плита. Основные габариты: 18 х 20 м.
Общие сведения:Церковь Старое Вознесение имеет большое историческое и градостриотельное значение в древней планировке города. Раположенная на возвышении у Великих ворот, она первая встречала именитых гостей Пскова, представляя собою лицо города. Церковь является интересным памятником XV века.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: хорошее
Персоны: Агния IIприказала построить келии
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурно-археологические исследованияпроект реставрацииреставрация
Библиография: ГАПО, ф.74, оп.2, л.8,1784-1790 гг. Топографическое описание Псковского наместничества.ГАПО, ф.238, д.7, лл.64,66,72. Дело о земле 1825 г.ГАПО, ф.567, оп.1, д.3, 1872-1897 гг. Фонд Благочинный монастттырей Псковской епархии.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.5828. 1878-1886 гг. Дело о пристройке теплой церкви во имя Всех святых.ГАПО ф. 39, оп. 1, дд.1041,1042,1040,1039,1044,1045,1106,1046,1047,1049,1132,1133. Клировые ведомости. 1808-1817 гг. дд.1033,1145,1148,1150,1151,1154,1155,1159,1172. Клировые ведомости. 1818-1840 гг.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.5689. Дело по прошению прихожан.1817 г.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.515, л.86, Клировые ведомости.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.364, лл.3,4. Дело об имуществе монастырей.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.35, лл.1-17. Опись имущества. 1778 г.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.351, л.13. Опись имущества. 1778 г.ЛОИА, Метрика церкви 1887 г. д.5428, л.14.Псковские летописи. М.,1955, вып.II, с.37,43,51,69,147,166,180,191,229.

Церковь Вознесения (старое)