Банк Государственный Российской Империи Псковское отделение

Банк Государственный Российской Империи. Псковское отделение
Дата постройки: 1910 г.
Адрес: Псков г./Советская ул, 44
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Музыкальная школа
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Государственный банк России был создан по указу императора Александра II от 31 мая 1860 года (все даты по старому стилю). Псковское отделение Госбанка открыло свои действия через пять лет - 8 сентября 1865 года. Благодаря содействию губернатора графа К. И. Палена помещение для него отвели в Губернских присутственных местах. Однако с расширением деятельности банка там ему стало тесно, и с 1870-х годов отделение снима-ло помещение в частных домах. Четверть века, до постройки собственного здания, оно размещалось в двухэтажном каменном доме на углу улиц Архангельской (Ленина) и Гу-бернаторской (Некрасова), последними владельцами которого были купцы Дервины (ныне это дом № 17 по ул. Ленина напротив Дома Советов и Кутузовского сада). Занимаемые отделением банка три квартиры в этом доме, из которых в одной на втором этаже жил управляющий отделением, совершенно не удовлетворяли потребностям банка. 13 ноября 1888 года "Псковский городской листок" высказал предположение, что в следующем году будет строиться собственный дом для помещения банка и ещё один - под квартиры для семи семей служащих. Однако тогда надежды не оправдались. 9 июня 1891 года управляющий отделением через ту же газету просил домовладельцев города предлагать в наём свои дома для размещения банка, но подходящих предложений не по-лучил. 15 февраля 1895 года Городская дума отклонила его ходатайство об отводе места под постройку дома в центре города (на Торговой площади или в Кутузовском саду). 9 сентября 1897 года газета поместила объявление банка о желании купить у домовладель-цев пустопорожнее место или здание с участком. Поиски приемлемых вариантов продол-жались ещё пять лет. Только в 1902 году купец Дементий Боговский продал Госбанку за 30 тыс. руб. южную часть своего обширного домовладения на юго-восточном углу Вели-колуцкой и Пушкинской улиц с домом, в котором находился мебельный магазин Василье-ва. Его хозяин был вынужден поместить в "Псковском городском листке" от 25 сентября 1902 года объявление о распродаже всего товара со скидкой в 25 %. Однако он явно пото-ропился, т. к. строительство не начиналось ещё 6 лет. Проект по заказу Госбанка России делал, очевидно, столичный архитектор (фами-лия неизвестна), и по нему строились аналогичные здания также в других губернских го-родах. Кредит на расходы по строительству в 135 тыс. руб. удалось получить от столично-го начальства лишь в 1908 году. 7 июня на заседании учётного комитета отделения Гос-банка избрали строительную комиссию, а для технического контроля за ходом работ ре-шили пригласить городского архитектора Эдуарда Гермейера. 25 июня через газету "Псковская жизнь" заказчик объявил о вызове лиц, желающих принять на себя подряд на постройку здания и служб. Его без торгов сдали за 127 тыс. руб. городскому голове А. А. Агапову, купцам Е. П. Карузину и А. Ш. Ильяшеву, занимавшимся и строительными ра-ботами. Разборка старого здания, рытьё глубокого котлована и укладка бутового фунда-мента производилась с сентября того же года. Торжество закладки здания состоялось 3 мая 1909 года в присутствии 60 высших чиновников во главе с губернатором графом Ад-лербергом, которых затем угостили званым обедом, на что подрядчики потратили тысячу рублей. Одновременно с главным зданием, выходившим фасадом на Великолуцкую ули-цу, во дворе строился трёхэтажный флигель с квартирами для служащих банка. Их стали заселять уже в сентябре 1910 г., когда в служебных помещениях банка еще завершались отделочные работы. Клиентов банка через газеты "Псковская жизнь" и "Псковский го-лос" заранее известили, что 21-22 октября в связи с переездом в новое помещение их об-служивать не будут. С 23 октября отделение Госбанка и находящаяся при нем сберкасса стали производить свои операции в собственном помещении на Великолуцкой улице. Только 8 ноября в новом здании отслужили молебен, устроили праздничный обед с мно-гочисленными тостами и пожеланиями долголетия (2). Это здание бывшего Псковского отделения Госбанка действительно благополучно простояло почти век, однако банковские операции совершались в нем лишь 7 лет и 4 ме-сяца. Перед немецкой оккупацией 1918 г. ценности банка вывезли, но их значительную часть разграбили около станции Торошино. Деятельность банка в это время не возобнов-лялась, а в здании разместилась немецкая комендатура (8). В начале 1920-х гг., до восста-новления здания бывшего кадетского корпуса и превращения его в Дом Советов, здесь по адресу ул.Великолуцкая, 50 находились Губфинотдел и контора государственного страхо-вания, а во флигеле - Губздравотдел, швейная починочная мастерская и т.д. (4). С переез-дом губернских учреждений в Дом Советов, переименованием улиц и уточнением нуме-рации домов здание получило новый адрес: улица Советская, дом №44. В 1930-е гг. в нем размещался Рабочий клуб, окружной Совет профсоюзов и некоторые отраслевые проф-союзы, а к 1940 г. - профсоюз и клуб Госторговли (5). Ещё до окончания войны, с января 1945 г., Псковская строительная контора при-ступила к ремонту здания на ул. Советской, 44 с приспособлением под кинотеатр. В нем смонтировали две стационарные звуковые киноустановки, так что кинотеатр имел два за-ла: большой и малый (6). Решением Горисполкома от 2 апреля 1945 г. кинотеатру при-своили название "Родина" (7). В декабре 1945 г. завершился послевоенный ремонт Дома Советов, и по решению облисполкома от 24 декабря 1945 г. "О размещении областных организаций в связи с переездом Облисполкома и Обкома ВКП(б) в Дом Советов" (ГА-ПО, ф.Р-903, оп.1, д.78, л.537) из дома №44 по Советской ул. выехали несколько учрежде-ний, временно размещавшихся там. Впрочем, некоторые учреждения продолжали рабо-тать в дворовом флигеле. В 1950-е гг. в доме № 44 по Советской улице вместе с кинотеат-ром "Родина" находилась детская музыкальная школа, а в 1960-е гг., после постройки на главной площади города кинотеатра "Октябрь", оказавшийся лишним кинотеатр "Роди-на" был ликвидирован. С появлением в городе других музыкальных школ оставшаяся в д.№ 44 музыкальная школа получила № 1 и имя композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Архитектурные особенности:Здание банка находится в историческом центре Пскова, на одной из центральных улиц - ул. Советской (бывшей Великолуцкой). Главный фасад выходит на "красную" ли-нию. Северный боковой фасад является брандмауэром; южный боковой фасад выходит на небольшой озелененный участок, имеющий каменную ограду по "красной" линии. В ог-раде имеется проем ворот у южного фасада банка. Проем калитки, расположенный в сред-ней части ограды - поздний. Здание каменное, двухэтажное с полуподвалом под всем объемом; крыши двух-скатные. Объемно-пространственная композиция в определенной степени обусловлена су-ществовавшими границами участка, а также функциональным назначением внутреннего пространства. Здание выглядит составленным из несколько повышенного центрального объема прямоугольного в плане, который несет в себе информацию об основных помеще-ниях банка - пространствах операционного зала, и двух боковых объемов трапециевидных в плане, связанных с парадным входом для клиентов (слева) и служебных помещений (справа). Композиция главного фасада трехчастная, близкая к симметричной. Симметрия на-рушена смещением парадного входа на левый фланг, а также наличием здесь архитектур-но обработанного торца северной брандмауэрной стены, западающей относительно плос-кости стены левого фланга фасада. Широкий центральный ризалит, решенный в семи осях, имеет второй этаж несколько повышенный относительно флангов. Он также решен в системе симметрии: края ризалита в уровне второго этажа иллюзорно представлены в ви-де "портиков", лопатками, рустованными под кладку из каменных блоков, креповками фриза и карниза, а также маленькими треугольными фронтонами с дентикулами в тимпане на фоне небольших прямых аттиков, соответствующих по ширине лопаткам. Простенки между "портиками" оформлены филенками с полосками меандра в уровне верха окон второго этажа. Центр композиции обозначен в уровне крыши большим центральным ат-тиком, равным по ширине трем оконным проемам с четырьмя простенками, что также подчеркнуто креповкой венчающего карниза. Уровень операционного зала второго этажа обозначен уширением оконных проемов и введением фрамуг, завершенных "лежачей" аркой, опирающейся на маленькие колонки. Фланги фасада решены в трех осях, в едином контексте, однако левый фланг вы-ступает как ведущий, благодаря парадному входу, достаточно активно выделенному ими-тацией портика, образованного двумя рустованными лопатками и прямым сандриком. Над ним помещен люнет с фрамугой, отмеченный имитацией веерного замка и рустовкой. Общие горизонтальные направления композиции фасада заданы лентой штукатур-ного цоколя с отливом; тягой над окнами полуподвала, состоящей из двух полочек прямо-угольного профиля - узкой, более выступающей, и широкой; междуэтажной тягой, орна-ментированной меандром; четким ритмом оконных проемов полуподвала, первого и вто-рого этажей, имеющих общую высоту по горизонтали на ризалите и флангах. Активной горизонталью выступает также череда декоративных филенок под окна-ми второго этажа, которая проходит по флангам фасада и по ризалиту, прерываясь на его крайних лопатках. Это неслучайное прерывание подчеркивает активную горизонталь ри-залита в уровне перемычки между окнами и фрамугами, и тонко выделяет ризалит, под-черкивая его особенную роль в композиции. Это главенство усиливают четкая профили-рованная тяга над фрамугами и венчающий карниз ризалита и флангов. На ризалите фриз имеет более насыщенный, чем на флангах, декор из элементов классицизма - листьев ака-нита, триглифов с каплями, иоников, дентикул, филенок и т.д., стилизованных в духе мо-дерна, графически продолжающий до карниза "лопатки" и придающий им иллюзорный вид капителей. На флангах фасада нет фризовой части, но масса примененных здесь элементов (включая оконные обрамления с веерными замками, композиции из листьев аканта, фраг-менты тяг с меандром, дентикулы под карнизом) создает зрительное впечатление "сжато-го" фриза, подчеркивая тем самым высоту и значимость ризалита. Над крыльями сохра-нились фигурные столбики (их декор утрачен) и ажурные решетки ограждения крыши с орнаментом модерна. Информация о назначении внутренних помещений заложена также в размерах и форме оконных проемов и их оформлении: низкие окна полуподвала зрительно "придав-ливаются" крупной для них имитацией лучковой перемычки. Стройность окон 1-го слу-жебного этажа ризалита и флангов зрительно увеличивается веерным замком сверху и де-коративной фигурной композицией с каплями и "бутонами" снизу. Окна ризалита второго этажа, вмещающего операционный зал, шире и кажутся выше и значительнее за счет фра-муг. Расстекловка окон, играющая большую роль в композициях модерна, здесь посте-пенно усложняется кверху, получает трехчастное развитие в верхних фрамугах окон пер-вого этажа и фрамугах ризалита второго этажа, и только одна фрамуга, расположенная на центральной оси второго этажа имеет вместо двух вертикальных горбыльков круг - един-ственный элемент на фасаде, фиксирующий его центральную ось. Активную роль в обозначении иерархии элементов композиции фасада играет рус-товка простенков и лопаток, различная по размерам, рисунку и глубине руста. На про-стенках первого этажа сохранились отверстия для забора воздуха действующей и ныне системы вентиляции. Вторым по значению является южный боковой фасад, который благодаря своему развороту, хорошо обозревается с улицы. Он имеет по краям два ризалита разных по габа-ритам, вносу и оформлению, так как они выполняют разные информационные функции: западный ризалит визуально воспринимается как продолжение главного фасада, на его фоне воспринимались ажурные полотна ворот (утрачены), внутри в угловых помещениях располагались, вероятнее всего (по аналогии с планом земского банка) хранилища. Оче-видно, всем этим обусловлено то, что ризалит оформлен крупным рустом, как правый фланг главного фасада и имеет те же тяги в уровне перекрытий полуподвала и 1-го этажа. В уровне 2-го этажа края ризалита оформлены рустованными лопатками с декоративными элементами в верхней части, такими же, как на флангах главного фасада. Ризалит не имеет оконных проемов. Средняя часть фасада в 6-ти осях и крайний узкий ризалит с входом в "черную" лестницу, отнесены к дворовым фасадам. Плоскость стен здесь гладко оштука-турена, а из декора имеются междуэтажные тяги, венчающий карниз, рамочные профили-рованные обрамления окон 1 и 2 этажей и лучковые перемычки над окнами полуподвала. Ризалит лестницы уже не имеет тяги в уровне перекрытия полуподвала. Такое же скромное оформление имеют все восточные и северный фасады, выходя-щие во двор. Их композиционное решение является следствием функциональной органи-зации внутреннего пространства: левый южный ризалит большого выноса с глухой вос-точной стеной "черной" лестницы противостоит слабо выраженному правому северному узкому ризалиту главной парадной лестницы. Эти ризалиты ниже центральной части так же, как фланги главного фасада, так как являются их пространственным продолжением. На северном ризалите имеется самое большое окно, освещающее парадную лестницу. Оно имеет оригинальную расстекловку, характерную для модерна с мелкой графичной разбив-кой верхней части. Оконные проемы средней повышенной части фасада разбиты анало-гично главному фасаду, и несут информацию о внутреннем пространстве с залами для клиентов в 1-м и 2-м этажах. Планировочная композиция четко функциональная и соответствует пространствен-но-декоративной композиции фасадов. В габаритах несущих и капитальных стен она оди-накова в полуподвале и этажах, состоит из прямоугольной в плане средней части и двух боковых частей трапециевидных в плане, слегка сдвинутых относительно центральной части, образующей ризалит главного фасада. Центральная часть разделена продольной несущей стеной на две половины; в северной части продолжение этой стены сдвинуто восточнее и является опорой для большой парадной лестницы, а в южной части находится на оси центральной продольной стены; западнее в боковых частях устроены еще несущие стены в продольном направлении; в южной части наружная восточная стена имеет про-должение; в северной части парой поперечных стен выделена лестница парадного входа; в южной части вдоль восточной стены устроена клетка "черной" лестницы. В полуподва-ле в центральной и южной частях большие помещения были разделены на комнаты лег-кими перегородками. Вход в полуподвал был организован со стороны двора, а также под парадной лестницей и из "черной" лестницы. В первом этаже северная часть занята лестницами и парадным вестибюлем. В цен-тральной части с восточной стороны расположен зал, а с западной - кабинеты управляю-щего банком и руководящего персонала. Юго-западный угол занимает помещение с коробовым сводом и распалубками над оконными проемами. Восточнее этого помещения имеется небольшая комната (такая пара помещений есть на всех трех уровнях). Вероятно, это были специально укрепленные кла-довые для денег и ценностей, а при них - комнаты охраны. Между ними и "черной" лест-ницей на 2-м и 3-м этажах устроены служебные комнаты и коридор, разделенные легкими перегородками. Среднюю часть второго этажа занимает большой операционный зал, со-стоявший из двух частей: восточная часть - для клиентов банка, а западная - для сотруд-ников. Они были разделены перегородкой с прилавком и стеклом с окошками для клиен-тов. Обе эти части операционного зала связаны широкими дверными проемами с помеще-ниями северной и южной частей и парадной лестницей. Наиболее насыщенное декоративное убранство стен и потолков сосредоточено в зоне для клиентов: в помещении лестницы парадного входа, вестибюле, в объеме большой парадной лестницы и в операционном зале. В кабинетах руководящих чиновников банка и залах 1 и 2 этажей имеются потолки, украшенные лепными композициями геометрическо-го и растительного орнамента. Коридор при кабинетах западной стороны центральной части имеет профилированные потолочные карнизы с падугами. Мотивы композиций де-кора частично заимствованы из классицизма и интерпретированы в духе модерна. Часть помещений имеет декор, свойственный модерну. В помещении лестницы парадного входа и парадном вестибюле в декоре стен использованы мотивы классицизма, примененные в композиции декора главного фасада: рустовка стен, филенки, меандр, фриз из листьев аканта, триглифы с каплями, а также всевозможные профили в тягах и карнизах. Наряду с этими элементами использованы орнаментальные композиции модерна в помещении ле-стницы парадного входа и в объеме большой парадной лестницы. Люнет над парадным входом сохранил подлинное деревянное заполнение фрамуги с волнообразной линией нижней обвязки на которой сохранились фрагменты декора мо-дерна в виде круглых накладок по углам. Наиболее пышную отделку имеет операционный зал. Для него первоначально были характерны прозрачность большого зального помещения, повышенная освещенность с запада и востока, наибольшая высота помещений. Зал разделен на две пространственные зоны мощной балкой перекрытия, соответствующей продольной несущей стене. Балка опирается на четыре столба. Этим делением обусловлен несколько различный подход к оформлению потолков и стен в пространственных зонах, имеющих разную функцию. Композиция декора обеих зон одинакова по структуре и графически связана с расположе-нием столбов, декор которых повторен на простенках наружных стен, а плафоны разделе-ны тягами на три части, решенные симметрично и оформленные филенками. Верхняя часть стены обнесена одинаковыми карнизными тягами с дентикулами и падугами по всему периметру и по сторонам центральной балки. На плафоне в центре ка-ждой филенки помещена розетка для люстры. Дверные проемы в капитальных стенах оформлены в виде порталов в духе модерна и имеют одинаковые дверные полотна с рез-ным растительным орнаментом, который повторен на дверях всех основных помещений и залов 1 и 2 этажей. На плафонах и стенах использованы одинаковые элементы. Так же как на фасаде, здесь применяется широкий набор элементов классицизма, стилизованных в духе модерна: филенки; различные тяги - профилированные в виде гирлянд, меандра и т.д.; дентикулы, капли, венки, розетки. Они органично и виртуозно вписаны в декоратив-ную композицию, выдержанную в целом в духе модерна. Наибольшая насыщенность декора наблюдается в восточной части в зоне клиентов банка, в западной части в зоне для сотрудников банка оформление потолка несколько проще. Полы в залах были паркетные, уложены в "елку"; в основных кабинетах - фигур-ный паркет; в остальных помещениях дощатые и цементные. Площадки лестницы парадного входа, полы вестибюля и площадки большой па-радной лестницы выложены цветной мозаичной цементной плиткой с одинаковым гео-метрическим орнаментом и бордюром в виде меандра. Перила парадной лестницы ажурные кованые, с растительным орнаментом в духе модерна, с точеными поручнями; ступени из дикого камня - известняка по металлическим косоурам. Низ площадок обработан тягами. Перила служебной и "черной" лестниц одинаковые кованые из квадратных в плане стержней и полосы, ступени из камня-известняка по металлическим косоурам. Низ пло-щадок "черной" лестницы обработан рустом. При входе в неё из двора устроен тамбур. На дверях в операционном зале и в малом зале первого этажа сохранились дверные ручки изогнутой формы из латуни (в количестве 8 штук); на дверях кабинетов 1-го и 2-го этажей - тоже латунные граненые прямые дверные ручки (в количестве 6 штук). Имеются еще две одиночных ручки - деревянная точеная на металлических держателях (одна) и литая с орнаментом металлическая (одна) на дверях кабинетов второго этажа. В здании действует первоначальная система вентиляции. Во многих помещениях и в коридорах имеются вентиляционные решетки-жалюзи, штампованные из тонкой жести со звездчатым рисунком отверстий и с полукруглыми рычажками устройства для закры-вания выхода в вентканал. Высота помещений в полуподвале - 2,8 м; в 1-м этаже - 3,7 м; в боковых частях 2-го этажа - 3,95 м; в центральной части в операционном зале - 5,4 м. Фундаменты - бутовые ленточные; стены - кирпичные; перегородки - дощатые (поздние - кирпичные); перекрытия подвала - кирпичные сводики по двутавровым метал-лическим балкам; перекрытия 1 и 2-го этажей - по деревянным балкам отепленные; кры-ша по деревянным стропилам, крыта железом; полы - паркет, цементная плитка, дощатые (позже - линолеум по доскам и паркету), цементные; окна - глухие и створные в 2 пере-плета; двери - филенчатые и с резным орнаментом; отделка - штукатурка, архитектурная лепнина, окраска. Общие габариты в плане: 40,0 м х 26,8 м.
Общие сведения:Один из лучших в Пскове образцов банковского здания, отражающий черты ретро-спективизма и модерна в русской архитектуре конца 1-го десятилетия ХХ в. Его облик отличается монументальностью и гармоничной уравновешенностью и соединяет в себе черты представительности и стабильности, выраженные приемами архи-тектуры классицизма и неудержимого стремления к новому, более прогрессивному, к по-вседневной красоте повседневной жизни путем переработки исторического наследия классицизма творческими методами модерна. В его объемно-пространственной композиции и декоре фасадов и интерьеров от-ражены характерные для модерна приемы четкой взаимосвязи всех архитектурно-художественных построений с функциональными требованиями. Виртуозное владение искусством декоративной орнаментации создает возможность выразительной передачи информации об особенностях и глубинной взаимосвязи внешнего облика здания с задача-ми его внутреннего пространства. Единственный в Пскове памятник архитектуры модерна, сохранивший до наших дней первоначальную гармоничную целостность объемно-пространственного решения и декора фасадов и интерьеров.
Предметы особой охраны: 1. Объемно-пространственное решение здания банка в целом. 2. Фасады: 2.1. композиционное и архитектурно-декоративное решение. 2.2. расположение, форма, габариты проемов; 2.3. материал заполнения оконных проемов (дерево); 2.4. расстекловка оконных заполнений; 2.5. материал фасадной поверхности; 2.6. первоначальный колер фасадной поверхности (устанавливается в процессе рестав-рации); 2.7. декоративные элементы лицевого, боковых и дворового фасадов: фронтоны, кар-низы, карнизные тяги, штукатурные наличники декоративно оформленные пере-мычки оконных проемов, лепные декоративные элементы; рустовка; портал па-радного входа, аттики, столбики и решетки на крыше. 3. Габариты помещений полуподвала в пределах несущих и капитальных стен; конфигу-рация помещений; капитальные стены, основания и фундаменты; конструкции пере-крытий; кирпичные своды по металлическим балкам; расположение, форма и размеры дверных проемов в подлинных капитальных стенах. 4. Габариты помещений 1-го и 2-го этажей и их конфигурация; капитальные стены, под-линные перегородки; расположение, форма, размеры оконных и дверных проемов; конструкции, ступени и ограждения парадной и "черной" лестниц; своды с распалуб-ками и металлическими связями в помещениях кладовых ценностей. 5. Декоративное оформление помещений 1-го и 2-го этажей: 5.1. лепные карнизные потолочные тяги; 5.2. фигурная обработка углов дверных проемов; 5.3. лепной орнаментальный декор стен, потолков; 5.4. покрытие пола и лестничных площадок из каменной цветной орнаментальной плитки; 5.5. рисунок и материал паркета; 5.6. металлические штампованные решетки воздуховодов; 5.7. подлинные филенчатые и орнаментированные дверные полотна с подлинными коробками, навесами и латунными дверными ручками; 5.8. фрамуги; 5.9. остекленные проемы в стенах. 6. Материал и конструкция фундаментов, подлинных стен, перекрытий.
Материалы: ГП БТИ Псковской области.Псковская правда., 06.01.1945 г.Псковский вестник, 1918 г. № 20, 45Псковский городской листок,Псковский справочник 1923 г., с.6,16,32,66
Состояние объекта: удовлетворительное
Персоны: Ильяшев Абрам Шимелевичподрядчик на строительство

Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: ГАПО, ф.Р-2, оп.3, д.10, л.3; ф.Р-903, оп.1, д.78, л.537Левин Н.Ф. Личный архив, историческая справкаЛевин Н.Ф. Псков на старых открытках. Псков,, вып.1 с.74Материалы ГП БТИ Псковской области.Псковская правда., 06.01.1945 г.Псковский вестник, 1918 г. № 20, 45Псковский городской листок,Псковский справочник 1923 г., с.6,16,32,66

Банк Государственный Российской Империи Псковское отделение

Башня Гремячая (Косьмодемьянская) с пряслом крепостной стены

Башня Гремячая (Косьмодемьянская) с пряслом крепостной стены.
Дата постройки: XVI в.
Адрес: Псков г./Гремячая ул
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Гремячая башня построена в 1525 - 1526 годах: "В лето 1525. Повеле кн. вел. Василий Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину поставити стрелницу каменную на Гремячей горе, над Псковою рекою на кручи" ... и "в лето 1526. Сделаша стрелницу на Гремячей горе". (1). Первоначально башня называлась Козьмодемьянской. Это название дала ей стоявшая рядом церковь. По указу Москвы, взявшей с 1510 года заботу о Пскове и его укреплениях, были построены из камня и Верхние решетки у подножия Гремячей горы. В XIX веке Гремячие ворота с их башней исчезли, так как крепость утратила оборонное значение и не ремонтировалась. И имя Гремячей башни постепенно перешло к сохранившейся неподалеку Козмодемьянской. По предположению Седова Вл.В. в постройке башни принимал участие итальянский мастер Иван Фрязин, посланный царем в Псков восстанавливать кремлевские стены. (2). При возведении башни строителям не пришлось заботиться о сооружении фундамента. Ее поставили на выровненной площадке природной известняковой скалы, которая служила и полом для первого яруса башни. Своеобразием башни стала пристроенная вплотную к ее западной стене каменная лестница с выходами в башню, на крепостные стены и к реке. В первом ярусе были только две бойницы, а выше их число увеличивалось. Так что в верхнем для ружейной стрельбы сделали восемь. Бойницы нижних ярусов изнутри запирались ставнями, причем для некоторых устроили углубления в стене сбоку, куда заходили открытые ставни. Гремячей башне предназначалось важное место в системе обороны Пскова. Она прикрывала доступ в крепость по реке. По описанию Псковской крепости 1655 года в Гремячей башне был "подлаз", который "по Пскове-реке заделан камнем". (3). В 1929 году в выпущенном путеводителе по Пскову о Гремячей башне можно прочитать следующее: "Кузьмодемьянская-Гремячая наугольная башня самая красивая и изящная башня Пскова. Особенно грандиозное впечатление она производит, если на нее смотреть с мостика через ров, или с берега Псковы у самой башни. Высота ее около 19 метров, диаметр у земли - 14 метров. Когда-то башня имела 6 ярусов-этажей: нижний- почти в скале берега-с каменным сводом; остальные ярусы были отделены друг от друга деревянными полами. В стенах видны гнезда для балок. Толщина стен нижнего яруса достигает 5 метров. В помещение нижнего яруса ведут две лестницы: наружная - отдельная пристройка и внутренняя - в стене башни. Вход во второй ярус- из наружной пристройки. На высоте этого входа пристройка имела сообщение со стеною Верхних решеток и со стеною Запсковья, так что по переходам со стен можно было попасть во 2-й ярус башни. Из пристройки же был вход в 3-й ярус. Вход в 4-й ярус был прямо с галереи Запсковской стены. В 5-й ярус подымались по внутренней лестнице. В одной из юго-западных амбразур 5 яруса начинается лестница в 6-й ярус, расположенная в стене башни. Кроме наружных лестниц, ярусы, за исключением первого, имели внутренние сообщения по деревянным лестницам через люки пола. Площадь пола каждого верхнего этажа была несколько более площади под ним лежащего, так как стены кверху постепенно делались тоньше. При осмотре развалин лестниц пристройки и башни следует обратить внимание на уступчатый вид сводов (такой же, как и в стенных лестницах Поганкиных палат). Уступчатые своды строились во избежание оползания от крутизны уклона. От пристройки к Пскове шла крытая галерея - "подлаз", от которой не осталось и следов". (4). К середине XV века посад за пределами стен Среднего города значительно вырос и у псковичей появилась необходимость в строительстве новой более обширной стены. В 1465 г. была возведена, как записано в Строевском списке псковской летописи 5-я деревянная стена укреплений "в единоу неделю", защитившая Полонище и Запсковье. "…В 6973…, заложиша стену деревянноу Великой реки от монастыря от покрова Святеи Богородицы, да и до Псковы реки, от Пскове реки на Запсковье заложиша от Гремячеи горе да до Великой реке до Святого Варлаама…и поставиша тою стеноу всю в единоу неделю". (5). Эта стена была построена в ожидании новгородской рати. Деревянная стена существует на протяжении всего XV века. В 1518 году летописец отметил, что осенью "делаша псковичи стену в песках на прудах к Гремячей горе и песком посыпали, а чаяли Литвы под Псков". (6). На ее месте другую также деревянную "стену делаша в Песках чрез Пскову реку к Гремяцкому костру" в 1535 году. Восстанавливается, очевидно, сгоревшая во время пожара 1520 года стена у Гремячей горы, другая часть Запсковлянской стены укрепляется деревом изнутри. В 1563 году "против Гремячеи горы к пескам стену каменную почаша делати деревянои вместо, что была деревянная через реку Пскову да сгорела в пожар, как город горел". Грандиозный пожар, спаливший Псков случился 28 апреля 1562 года. (7). Следовательно, каменная стена на этом участке Запсковья была построена во второй половине XVI века. С Гремячею башнею, до расчистки ее нижнего яруса, был связан целый ряд легенд о спрятанном в этом подземелье кладе и о спящей красавице, ждущей своего освободителя от чар многовекового сна. Одна из легенд образно называется "Заколдованная княжна". С незапамятных времен в тайном, спрятанном глубоко под землей склепе Гремячей башни, за двумя тяжелыми железными дверями стоит гроб, установленный на крытом черным бархатом постаменте. В гробу лежит совсем юная красавица, княжеская дочь. Красавицу ту будто бы в свое время прокляла родная мать, за что - неизвестно: то ли ослушалась родительского наказа, то ли по другой какой причине. Только лежит она теперь без движения в золоченом саркофаге в самом расцвете девичьих сил, с открытыми глазами и ярким румянцем на щеках, не в силах вымолвить ни звука. Все пространство зловещего и вместительного склепа занимают бочки с золотом, вплотную подступившие к гробу, а вход в башню и склеп стережет нечистая сила. Однако есть средство расколдовать злые чары, наложенные на княжну. Для этого надо, чтобы отыскался добрый молодец, который смог бы 12 дней и ночей кряду отчитать без отдыха псалтырь над изголовьем девушки. Злые чары тогда рассеются, нечистая сила отступится, и тому молодцу достанется красавица в жены вместе со всем золотом склепа. Многие горячие молодые головы в попытке разбогатеть пытались выполнить условия заклятья, но едва приближались ночной порой к заветному месту, как такой жуткий страх закрадывался в душу, что навсегда пропадала охота и к золоту, и к красавице, - своя жизнь дороже! И все же однажды выискался такой отчаянный смельчак. Ровно в полночь подошел он к башне. С грохотом упали перед храбрецом замки и цепи, со страшным скрежетом отворились железные двери, открывая юноше путь к таинственной усыпальнице. По сырым, заплесневелым ступенькам, обдаваемый замогильным холодом, спустился молодец в склеп и замер пораженный. Прямо на него был устремлен молящий взор прекрасных очей молодой княжны-красавицы, лежащей в золоченом гробу. Боль, отчаяние, надежда смешались в ее молчаливом взгляде, и заробевший было юноша, покоряясь ему, достал из кармана заранее припасенный псалтырь и стал по нему читать. Как только начал юноша читать, страшные видения стали осаждать его со всех сторон. Вся нечисть, что находилась в башне, словно сговорилась между собой в изощренных попытках вселить ужас в душу читающего, показывая всю гнусность, мерзость и отвратность своей сатанинской натуры. А молодец крепился изо всех сил, старался не смотреть по сторонам, чтобы не видеть всей этой гадости, и все читал, читал, читал... Шесть дней и ночей отчитал, а когда пошли седьмые сутки, не выдержал и задремал. В ту же минуту ликующая нечисть со злобным воем набросилась на юношу и выбросила вон из башни. Только и успел он заметить скорбно-безутешный взгляд красавицы княжны. Нашли его ранним утром возле самого края обрыва без чувств. Двое суток после своего неудачного похода юноша не мог вымолвить ни слова. Да и оправившись, не прожил долго и вскоре умер. А красавица княжеская дочь так и осталась в мрачном подземелье и поныне лежит там, окруженная золотом и нечистой силой, в надежде, что сыщется однажды юноша и сумеет освободить ее от злых чар. Вот этот-то звон золотых монет и слышат иногда в полночь некоторые псковичи. (8). Другая легенда называется "Тень князя". Когда-то, давным-давно, псковичи не только сеяли хлеб, занимались ремеслом и торговлей, строили дома и храмы, растили детей. Едва ли не постоянно, с мечом в руках, приходилось отражать, им набеги рыцарских и прочих орд, вбивших себе в головы несбыточную мысль завладеть свободолюбивым народом. Так было и в тот раз: словно стая коршунов, налетели на древний град злые, беспощадные тевтоны. Только выбрали, поганые, удобную для себя минуту. Застав псковичей врасплох, тевтоны в короткой, но жестокой схватке овладели городом, перебив немногочисленную дружину, а израненного, теряющего сознание псковского Князя схватили, заковали в тяжелые цепи и привели к самому магистру Тевтонского ордена. Надеялись, убогие, что преклонит колена гордый Князь, признает свое поражение и запросит о пощаде. Но только не добились, как ни старались палачи-подручные, разъяренный магистр от Князя ни просьбы о пощаде, ни рабской покорности, даже стона его не услышали. Приказал тогда магистр своим псам-рыцарям выстроить на крутом берегу реки, там, где воды Псковы разбиваются о серый каменистый выступ, высокую-превысокую башню и заточить в нее мужественного пленника, чтобы тот постоянно видел и слышал с высоты темницы муки и страдания своего народа. Уж год прошел, и даже больше, а псковичи все терпели издевательства, изнывали от тяжкого ярма орденских поработителей, и все чаще с надеждой обращали взоры к неприступной тюрьме, где томился закованный в железо, но не сломленный Князь. Каждый стон, каждая обида, нанесенная его народу, доносилась до сердца Князя сквозь толщу каменных стен, жгучей болью отдаваясь в изболевшейся душе. И поднимался он тогда с холодного каменного пола, подходил, гремя тяжкими оковами, к узкому проему окна-бойницы и обращался к псковичам с призывом восстать против ненавистных захватчиков, не щадить жизней ради обретения долгожданной свободы. Призывы Князя подслушали тевтонские стражники и донесли об этом своему начальнику. Рассердился тот и испугался одновременно и в паническом страхе перед восстанием приказал тайно умертвить непокорного Князя. Но ничто уже не могло остановить бурной волны народного гнева. Каждый, кто только мог держать в руках оружие, бросился на заклятых врагов, если не было под рукой оружия - голыми руками терзали закованных в броню тевтонцев. Долго, яростно, молча бились псковичи с врагами целый день, не остановились и темной ночью. И уже чуть было не взяли тевтоны верх над восставшими. Но тут произошло чудо. Ослепительная молния разрезала напополам ночное черное небо, и не успели стихнуть последние раскаты оглушительного грома, как на стене, на самом верху башни, появилась тень Князя. Смертельный ужас объял тевтонов, а ободренные псковичи с удвоенной силой бросились на врага, разбили его наголову и изгнали далеко за пределы псковской земли. Правда, много и псковичей полегло в той страшной битве. Всех их с почестями похоронили на каменистом речном выступе, возле стен построенной башни-темницы. Вспомнили псковичи и своего верного Князя и хотели найти его тело, чтобы предать земле. Но пусто было в башне, только тяжелые, поржавевшие цепи змеями распластались на каменном полу. С тех пор слава великая о Князе стала передаваться из поколения в поколение, дошла и до наших дней. Только не всякий о том знает. Но зато каждый год, в ночь смерти народного героя, доносится из башни тихий и печальный звон. Многие утверждают, что самолично слыхали его. А башню оттого и стали называть в народе Гремячей. (9).
Архитектурные особенности:Гремячая (Косьмодемьянская) башня, сооруженная в системе укреплений Окольного города. Расположена на обрывистом северном берегу реки Псковы близ впадения в нее Колокольничьего (Гремячьего) ручья. С севера вдоль прясла стены и башни, проходит улица Застенная. Юго-восточнее стены и башни, внутри крепости, находится церковь Косьмы и Дамиана (1383 г.). Нижняя часть башни выходит непосредственно на берег реки к воде; здесь некогда подходили к башне конструкции Верхних решеток. С северо-запада к башне примыкает прясло крепостной стены, а с юго-запада - каменная пристройка с лестницами и выходами в башню, на стену, и к реке (ныне частично разрушена). Башня круглая в плане, имеет небольшое сужение кверху, накрыта временной крышей. На стенах башни имеются наружные отверстия амбразур, расположенные на основных направлениях удара: в сторону реки, дороги, направленные на стену, Верхние решетки, а также внутрь крепости. Амбразуры имеют лучковое завершение, а в верхнем ярусе - прямоугольное (позднее ремонтное). По предположению реставраторов, шатер, венчавший некогда каменную часть башни, имел высоту 14.7 м основанием башни служит прочная известняковая скала, обеспечивающая его незыблемость и сохранность башни. Нижняя часть башни, ее основание, защищено от паводковых вод бетоном и каменной кладкой в ходе противоаварийных вычинок. Башня имеет 6 боевых ярусов, которые сообщаются между собой каменными лестницами, расположенными в толще стен и в пристройке изнутри крепости. Некогда же ярусы, кроме 1-го, были оборудованы деревянными настилами, от которых в стенах остались гнезда для деревянных балок. Настилы имели в центре люки и деревянные лестницы для связи между ярусами. Первый ярус перекрыт каменным сводом и отделен от верхних ярусов, расположенных в стволе башни, расширяющемся кверху на уровне каждого из ярусов, уступами в кладке. В стенах ярусов расположены каморы боя амбразур. Первый ярус глухой, второй имеет три амбразуры для подошвенного боя в северном, восточном и южном направлениях. Третий ярус имеет четыре амбразуры: две в северо-западном направлении для защиты стен. Третья в северо-восточном для защиты берега Псковы; четвертая в юго-восточном направлении для защиты верхних решеток. Амбразуры четвертого яруса поддерживают направления третьего яруса. Пятый ярус имеет четыре амбразуры направленные на северо-запад, север, восток и юго-восток. Восемь амбразур шестого яруса расположены по кругу, исключая юго-западное направление (внутрь крепости), где находится внутристенная лестница. Стены башни, свод над ее первым ярусом, своды внутристенных переходов сложены из темно-серого тесаного известняка. Камни крупные, правильной формы, толщиной около 0.2 м. сложены на очень крупном известковом растворе. В нижнем ярусе в кладку вкраплены гранитные валуны. Общая высота каменной части от нижней ее точки - 22.6 м; средний диаметр - 13.1 м; толщина стен нижнего яруса - 4.5 м; а верхнего, 6-го, яруса - 1.5 м. Прясло стены проходит вдоль улицы Гремячей, следуя ее повороту. Поворот улицы контролировался устроенными в стене вылазными воротами с арочным каменным завершением и двумя амбразурами подошвенного боя по сторонам ворот. Ныне арка ворот разрушена, пролом заложен кирпичом. Несколько западнее в стене имеются еще одни небольшие ворота с арочным верхом, также заложены кирпичом. Северо-восточная часть прясла стены (от башни до поворота дороги) осыпалась, нижняя часть покрыта дерном, поросла самосевными кустарником и деревьями. Северная часть прясла (от поворота до ул.Герцена) сохранила следы фрагментарных вычинок облицовки стены. На западной оконечности прясла, вблизи ул.Герцена, находятся еще одни вылазные ворота с арочным верхом. Ворота изнутри имеют прямоугольное углубление в стене. Стена в этом месте и ворота имеют вычинки облицовки. Кладка стены на подходе к ул.Герцена частично разобрана. Длина северо-западной части прясла (от башни до поворота дороги) - 110 м; длина северной части - 190 м.
Общие сведения:Гремячая башня с пряслом крепостной стены является наиболее сложным и загадочным сооружением в системе оборонительных стен г.Пскова, являя собой сплав опыта русских и итальянских мастеров фортификации. Имеет огромное значение как памятник военной истории России. Ныне является мощным градостроительным акцентом в силуэте набережной реки Псковы.


Состояние объекта: плохое

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: обследованиереставрационные работы не проводились
Библиография: Лабутина И.К. Историческая топография Пскова XIV-XVвв, М.,1985Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. Псков,Псковские летописи. М.,1955Седов Вл.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996 г.,Степанов Ю. Легенды и предания Псковщины. Псков, 1993 г.

Башня Гремячая (Косьмодемьянская) с пряслом крепостной стены

Баториев Пролом - место героической обороны города против войск Стефана Батория в 1581 г

Баториев Пролом - место героической обороны города против войск Стефана Батория в 1581 г.

Адрес: Псков г./Свердлова ул, прясло стны Окольного города от Покровской до Свинузской башни

Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Основная причина Ливонской воины /1558-1582 гг./ - борьба России за выход к Балтийскому морю. Польша, Литва, Швеция, Дания, и Ливонский орден - фактически установили морскую блокаду Московского государства что наносило ему значительный урон и тормозило его экономическое развитие. Как указывал К.Маркс:-"… сознательной целью Ивана Грозного было -дать России выход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения с Европой", Вначале война была удачна для России. Но объединение Литвы с Польшей, окончание шведско-датской войны и вступление в войну Швеции, когда силы России были уже истощены, позволило польскому королю Стефану Баторию, одному из лучших полководцев Европы, перейти от обороны к наступлению. В 1579 г. по решению Варшавского сейма, и с благословения Папы Римского Григория ХIII, состоялся первый поход Батория на Россию. После героического сопротивления русских был захвачен Полоцк. Начатые в 1580 г. мирные переговоры были прерваны Стефаном Баторием, вскоре захватившем г.Великие Луки. Главным в плане кампании 1581 г. был захват г.Пскова. Взятие Пскова открывало бы дорогу на Новгород, и затем на Москву. Иван Грозный догадывался о плане польского короля, поэтому в Пскове было сосредоточено большое количество оружия, фуража, боеприпасов, присланы лучшие полководцы того времени. Летом 1581 г. стотысячная армия Стефана Батория двинулась на Псков. Более половины армии польского короля /до 60000 чел./ состояло из наемников: шведов, венгров, датчан, румын, французов, шотландцев и т.д. Вскоре были взяты крепости-пригороды Воронич и Остров и 26-го августа войска подошли к Пскову с юга. Участник осады Пскова личный секретарь Ст.Батория ксендз Пиотровский записал в своем дневнике:-"Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам, боже, с ним справитья. Для устрашения псковичей был проведен парад-смотр войск, принимал его польский король Ст.Баторий и главнокомандующий армии коронный гетман Ян Замойский. Поляки долго не могли выбрать место для лагеря поскольку псковская артиллерия, заслужившая похвалы самих неприятелей, ежеминутно беспокоила их. После поисков с 28 августа начали строить лагерь у монастыря Св. Пантелеймона /в Промежицах/. 0 величине армии Ст.Батория говорит и тот факт, что этот лагерь заполнялся непрерывно входящими в него войсками 14 часов. От своих разведчиков Ст.Баторий узнап о количестве войск у псковичей /3500 княжеских стрельцов, 4000 конницы, а из 50 тысяч беженцев и городского населения, способных держать оружие - 10-12 тысяч/. В действительности защитников Пскова было не более 20 тысяч. В это время Псков готовился к обороне. Главным воеводой в Пскове был В.Ф.Шуйский-Скопин, но командование обороной города Иван Грозный поручил Ивану Петровичу Шуйскому, более опытному и талантливому полководцу. Кроме них в Пскове были воеводы: Н.И.Очин-Плещеев, князья А. И. Хворостинин, В. И. Бехтяров- Ростовский, В.М. Лобанов-Ростовский. За артиллерию отвечал дьяк пушечного приказа Терентий Лихачев. По приказу И.П.Шуйского, псковичи выжгли весь посад за пределами городских стен, лишив тем самым поляков, жилья и строительных материалов, а также улучшив этим пространственный обзор местности. Поляки готовились к штурму. На одном из совещаний в ставке Батория было решено произвести штурм на участке крепостной стены между Свинузской и Покровской башнями. С 1 сентября начались осадные работы. К выбранному участку стали рыть траншеи, 4 сентября начали ставить туры, срубы и другие укрытия, для отражения вылазок псковичей, а также для установки артиллерии. С русской стороны ответственным за этот участок стен был назначен воевода Андрей Иванович Хворостинин - отличавшийся большими способностями и незаурядной смолостью. Не надеясь на старую стену, псковичи выкопали за ней глубокий ров и возвели деревянную стену. Штурм начался с арт.подготовки. Три батареи - 20 тяжелых осадных пушек с утра 7-го сентября начали обстрел крепостной стены между Покровской и Свинузской башнями. Было уничтожено до основания 24 сажени наружной стены. У Свинузской башни полностью был уничтожен захаб; повреждена верхняя часть башни. Более 69 саженей стены было разбито в других местах. 8 сентября в 5 часов утра начался генеральный штурм. Отрядам Ст.Батория удалось захватить Свинузскую и покровскую башни, но прорваться в город они не смогли, т.к. путь им преграждал глубокий ров, который они не смогли преодолеть. Тогда лучшая пушка Пскова "Барс", стоявшая на похвальной горке стала бить по Свинузской башне, обрушив ее на неприятеля. Заложенный пороховой заряд под этой же башней взорвал ее и засевших в ней врагов. На место убитых псковичей вставали женщины и дети. Вскоре была освобождена от врагов Покровская башня. К 3 часам ночи 9 сентября - участок стен был очищен от неприятеля. Генеральный штурм был отбит. Ожесточенный бой закончился поражением войск Стефана Батория. Захватчик потеряли 5 тыс. убитыми, 1620 ранеными. Псковичи, не теряя ни минуты, стали возводить деревянную стену, к утру перед изумленными врагами, на месте брешей была уже стена. После этого штурма в Дневнике Пиотровского появилась новая запись: - "Мне, кажется, что мы с мотыгой спускаемся на солнце. Не так бы нам следовало идти на Псков". Но Стефан Баторий не желал уйти из Пскова. Предпринимается еще ряд штурмов, много военных хитростей. Но все они кончались неудачно. Пытался Баторий взять город при помощи "лести". На стреле была пущена в город Королевская грамота с обещаниями, рассчитанная на измену командования или бояр, но псковичи с негодованием и смехом отвергли "лесть" короля. Захватчики пытались взорвать крепостные стены при помощи минных галерей, подкопов, но в Псков перебежал бывший русский стрелец Игнатий и указал их расположение. 24 сентября псковичи подвели свою контр-минную систему и взорвали вражеские подкопы. Всего их было 9. Тогда Баторий приказывает сжечь город. Целый день 24 сентября батарея, расположенная рядом с Мирожским монастырем, обстреливала город, раскаленными ядрами. Но вспыхнувшие пожары вскоре были потушены. В конце октября ночью большой отряд захватчиков подошел к стене и стал прорубать ее так, чтобы она рухнула в реку. Но псковичи сами применив военную хитрость отогнали неприятеля. Наступившие ранние холода принесли много неприятностей захватчикам, которые не рассчитывали на зимнюю кампанию. Не хватало боеприпасов, фуража, продовольствия. Участились случаи дезертирства. Непрерывные вылазки псковичей наносили огромный урон. Активизировались действия русских партизан. В конце октября Стефан Баторий получил подкрепление из Риги и стал готовиться к новому генеральному штурму города. Артиллерийская подготовка длилась целых пять дней. Утром все кто мог держать оружие пошли на приступ. Но, вступив на лед реки Великой, были разогнаны псковской артиллерией. Убедившись в тщетности штурмов, Стефан Баторий 5 ноября приказал войскам отойти в лагерь. Началась блокада Пскова. Несмотря на тяжелое положение в городе псковичи мужественно терпели все невзгоды. Иван Грозный посылал в Псков несколько отрядов, но пробиться смог только стрелецкий голова Мясоедов с 500 человеками. Стефан Баторий теперь уже и сам искал мира с Москвой. Иван IV, еще ранее желая мира, прибег к посредничеству папы Григория XIII. И в ноябре в ставке Батория появился посланник папы Антоний Поссевино, который передал ему предложения о мире Ивана Грозного. 1 декабря Стефан Баторий уехал в Литву для переговоров, поручив Яну Замойскому сжать кольцо блокады и вынудить псковичей сдаться. Но 4 января 1582 г. псковичи произвели самую последнюю и самую большую вылазку, в которой участвовало около 2 тысяч бойцов. Завоеватели потеряли 80 знатнейших панов и несколько тысяч гайдуков. О заключении мира в Пскове узнали 17 января 1582 г. Эту весть принес в Псков боярский сын Александр Хрущов. Но только 4 февраля 1582 г., когда ушли последние посрамленные отряды захватчиков, псковичи открыли городские ворота. За пять месяцев героической обороны псковичи отразили 31 приступ и сами произвели 46 вылазок. После ухода захватчиков псковичи заложили "пролом" кирпичем. Но вследствие роста Успенской улицы, кирпичная закладка была разобрана.
Архитектурные особенности:Так называемый "Баториев Пролом" - место генерального штурма Пскова, был образован в стене Окольного города 7 сентября 1581 г. артиллерийскими снарядами неприятеля. Пролом включает: уничтоженный до основания захаб Свинузской башни (сама башня была взорвана псковичами вместе с засевшим в ней неприятелем) и 50 метров (24 сажени) прясла стены от Свинузской к Покровской башне. Прясло стены от Покровской башни до "пролома", не сохранило облицовочного слоя и по высоте несколько выше ходовой части. От засыпанной Свинузской башни ( в 1701-1702 г. она была превращена в земляной полубастион) до ул.Советской, прясло стены полуразрушено, сохранилась забутовка до ходовой площадки. В конце XVIII в. Успенская улица (ныне ул.Калинина) через "пролом" соединяется с Кузнецкой улицей. В настоящее время "пролом" обозначается шириной улицы Калинина. В 50 м к югу от Баториева пролома в 1881 г. установлен памятник в честь трехсотлетия героической обороны г.Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Общие сведения:Героическая оборона Пскова сорвала захватнические планы Стефана Батория и Россия смогла заключить мир на благоприятных для нее условиях.


Состояние объекта: руинированное


Реставрационные работы: не проводились

Банк Государственный Российской Империи Флигель банка

Банк Государственный Российской Империи. Флигель банка

Адрес: Псков г./Советская ул, 44-а
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения