Дом Связи

Дом Связи
Дата постройки: 1960 г.
Адрес: Псков г./Советская ул, 20
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Современное использование: Почтамт Административное здание и дом фольклора областного центра народного творчества


Историческая справка:"Дом Связи" стал одной из первых значительных общественных построек послевоенного Пскова. Местом для его строительства был избран северный участок вновь образованной Октябрьской площади, возникшей по плану послевоенного восстановления города на месте развалин жилых домов XIX века. До Великой Отечественной войны на этом месте стоял каменный трехэтажный дом псковского купца С.Н.Хмелинского, в котором в 1902 году родился В.А.Каверин (Зильбер). Проект "Дома Связи" разрабатывался псковской областной проектной конторой. Автором проекта был В.И. Русинов(1). Началу строительных работ в 1954 г. предшествовали археологические раскопки, которые проводились экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Г.П. Гроздилова. Раскоп был разбит только под западной частью здания. Это были первые ар-хеологические исследования в Пскове вне Кремля. Вопреки сложившемуся мнению о плохой сохранности построек и вещевого материала в культурном слое Пскова, материа-лы раскопа Гроздилова Г.П. доказали перспективность и необходимость изучения не только территории Кремля, но и городских кварталов за пределами стен Довмонтова го-рода. Впервые в раскопе на улице Советской были выявлены деревянные постройки хо-рошей сохранности и отмечена наилучшая сохранность дерева в слоях XV-XIII вв. К со-жалению, интересы строителей не позволили закончить раскоп и, можно предполагать, что ниже отметки заложения фундаментов еще сохранились остатки культурного слоя Х-XI вв. - времени первоначального освоения данной территории (мощность культурного слоя на ближайших раскопах составляет более 6 м) Строительство "Дома Связи" было начато в 1954 году, а закончено в 1960 году. За столь длительный срок менялись условия строительства, видоизменялся и сам проект (2). В первоначальном варианте Русинов предполагал оформить главный фасад 34 колоннами, в нижней части арочных оконных проемов использовать невысокие кованные ажурные ограждения, над венчающим карнизом установить аттики и балюстраду. В окон-чательном варианте от всех этих элементов пришлось отказаться, сделав фасады более простыми и строгими. Работы производились силами строительно- монтажного управле-ния № 2 треста "Псковстрой" с привлечением специализированных подрядных организа-ций: СМУ -6 треста "Севзапэлектромонтаж" и СМУ Радиофикации на правах субподряд-чиков. (3) . Здание "Дома Связи" поддержало масштаб существовавшей к 1950-м годам за-стройки в этой части города. Однако по отношению к масштабу самой площади высота "Дома Связи" была признана недостаточной. Проблему частично удалось решить, разра-ботав проект благоустройства территории перед парадным фасадом здания. Сквер с вы-сокими деревьями к югу от "Дома Связи", несколько сократил размеры Октябрьской пло-щади и помог более гармонично вписать "Дом Связи" в окружающую среду. Впоследст-вии масштаб "Дома Связи" был закреплен другими зданиями, возведенными вдоль восточной и западной границ площади. Русинов Вениамин Иванович. Родился в 1913 году. С 1929 по 1932 учился в Омском коммунально - строительном техникуме Министерства коммунального хозяйства РСФСР и закончил его по специальности проектировщика по жилым и общественным сооружени-ям. Участник Великой Отечественной войны. С 25 мая 1948 года работал в Пскове в должности главного архитектора комплексного проектного отдела Псковской областной проектной конторы(1). По его проектам в городе построены "Дом Связи" (ул.Советская,20), здание поликлиники (Комсомольский переулок,3) совместно со Штольцер Э.П. большой жилой дом (Октябрьский пр.,15).Вместе с Миляускасом А.И. и Штольцер Э.П. участвовал в конкурсе на составление проекта мавзолея Сталина И.В.. Неоднократно принимал участие в выставках псковских художников как график. Каверин (Зильбер) Вениамин Александрович. Родился в 1902 году в Пскове в семье капельмейстера Омского пехотного полка. С 1912 по 1918 год учился в псковского муж-ской губернской гимназии. Образ Пскова отразил в своих произведениях - "Освещенные окна", "Открытая книга", "Два капитана", "Загадка".
Архитектурные особенности:Здание расположено в центральной части г.Пскова на слиянии Октябрьского про-спекта с ул. Советской, где в послевоенное время организована большая Октябрьская площадь. Здание "Дома Связи" своим объемом организует северную часть фронта за-стройки площади, выходя на неё протяженным главным фасадом. Фасады боковых крыль-ев выходят на ул. Советскую и в безымянный переулок, соединяющий Октябрьскую пло-щадь с ул.Ленина. С северной стороны расположен внутренний двор с въездом с ул. Со-ветской и из переулка. Во дворе у сквозного проезда имеются два изначально построен-ные небольшие здания одноэтажные прямоугольные в плане - дизельная с поздней при-стройкой и трансформаторная. В глубине двора у северной стены здания находится позд-няя постройка мастерских ныне занятая гаражами. Здание "Дома Связи" каменное трехэтажное с подвалом, "П"-образное в плане; крыша вальмовая, крыта железом. Композиция фасада построена на основе центрально-осевой симметрии с одним неглубоким центральным ризалитом на 13 осей. Фланги фасада оставлены глухими, что придает всему объему монументальность. Ризалит решен в виде имитации колоннады большого ордера лопатками на высоту 2 и 3-го этажей. Ось симметрии закреплена боль-шим проемом парадного входа и балконом в уровне 3-го этажа. Горизонтальные элементы композиции представлены высоким цоколем с кордоном в виде полувала междуэтажной профилированной тягой под окнами 2-го этажа и развитым венчающим карнизом. Актив-ную горизонтальную направленность композиции фасада придает облицовка цоколя и стены 1-го этажа. Цоколь имеет камень с гладкой пиленой поверхностью, а стена - камень с рваной фактурой. Штукатурная поверхность стены 2 и 3 этажей и трехступенчатых ло-паток ризалита имеет рустовку, имитирующую кладку из крупных каменных блоков, при-чем, горизонтальный руст крупнее вертикального. В композиции выдержан принцип об-легчения кверху. Окна 3-го этажа ниже окон 1 и 2 этажей. Элементы декора фасада отлиты из бетона с крупной гранитной крошкой наполни-теля. В уровне 1-го этажа они оставлены неокрашенными и хорошо сочетаются с гранит-ной облицовкой. Парадный вход выделен широким профилированным наличником, укра-шенным листьями аканта.. Балкон над ним в уровне 3-го этажа также бетонный с профи-лированной площадкой, опирающейся на кронштейны. Парапет украшен филенкой. Арочные оконные проемы 1-го этажа, кроме имитации замка из гранита имеют еще бе-тонное профилированное обрамление и профилированные филенки под окнами, также от-литые из бетона. Прямоугольные окна 2-го и 3-го этажей имеют профилированные рамоч-ные наличники. Окна над парадным входом на оси симметрии дополнительно выделены узкими лопатками. Окна 2-го этажа имеют более сложный профиль обрамления, чем окна 3-го этажа. Между ними расположены прямоугольные панели с профилированным краем. Окна 3-го этажа имеют профилированные подоконные полочки. Боковые фасады решены с таким же декором по принципу осевой симметрии, ко-торая частично нарушена на флангах северной части фасадов, где на фасаде, выходящем в переулок, устроен сквозной проезд во двор, а на фасаде по ул. Советской эта часть отсут-ствует. В отличие от главного фасада, на боковых фасадах визуально имитировано выде-ление крайних ризалитов за счет углубления пространства между лопатками. Лопатки здесь двухступенчатые, их лицевая поверхность находится на одном уровне с поверхно-стью стен "ризалитов". Центральная ось композиции выделена парадными входами, ор-наментальными барельефами на панелях между окнами 2-го и 3-го этажей, а так же об-рамлением окон 2 и 3 этажей. Окна ризалитов также имеют обрамление, более сложное в уровне 2-го этажа, где окна еще увенчаны прямоугольными сандриками. Все окна 3-го этажа имеют профилированные подоконные полочки. Вход решен в виде портика "дори-ческого" ордера и увенчан профилированной лучковой аркой с волютой, имитирующей замковый камень. Проем сквозного проезда увенчан прямым сандриком. Все горизон-тальные боковые элементы декора боковых фасадов такие же, как на главном фасаде; та-кие же пропорциональные соотношения высоты окон; форма и обрамление окон 1-го эта-жа. Торцовые фасады обработаны одноступенчатыми лопатками с углублением стены между ними. Облицовка нижней части стены гранитом сохранена только на флангах на толщину стены. Остальная поверхность оштукатурена с рустовкой. Горизонтальные эле-менты композиции те же, что не главном и боковых фасадах. Арочные окна 1-го этажа на главном и боковых фасадах сохранили подлинные деревянные оконные заполнения с пер-воначальной расстекловкой. Дворовые фасады решены по принципу осевой симметрии с ризалитами на боко-вых крыльях, которые с внутренней стороны фланкированы полукруглыми в плане баш-нями лестничных клеток. Профиль горизонтальных элементов декора такой же, как на ли-цевых фасадах. Южная стена имеет в 1-м этаже арочные оконные проемы операционного зала, остальные окна прямоугольные. Цоколь с кордоном выполнен из бетона. Оконные проемы 3-го этажа имеют профилированные подоконные полочки. Поверхность стен гладко оштукатурена. Над входами в лестничные клетки устроены консольные навесы из бетонной плиты, а над входами в полукруглые лестницы - сандрики. Планировочная композиция этажей, в основном, одинакова в габаритах несущих и капитальных стен, общими организующими элементами которой являются лестничные клетки служебных лестниц, расположенные во внутренних углах с выходом во двор, а также лестничные клетки крыльев, сочетающие парадные входы с улицы и служебные со двора. План подвала частично решен по коридорной схеме (в крыльях). В планировке 1-го этажа совмещена коридорная и зальная схемы. Центральную часть занимает операционный зал с тамбуром входа (частично демонтирован). Зал имеет двухстороннее освещение большими арочными окнами. Во 2-м этаже также совмещены коридорные и зальные приемы планировки: в центральной части и в крыльях - зальные помещения, а в углах небольшие кабинеты и коридоры между лестничными клетками. Планировка 3-го этажа коридорная с кабинетами по сторонам и залом заседаний в цен-тральной части со стороны главного фасада. Первоначальное убранство интерьеров сохранилось частично в уровне 1-го этажа крыла, выходящего на ул. Советскую, где еще можно видеть профилированные потолоч-ные карнизы, деревянные переплет витража лестницы в коридоре. В угловой лестничной клетке здесь также сохранились потолочные карнизы более простого профиля, чем в ко-ридорах и помещениях. В западной угловой лестничной клетке сохранилось единственное подлинное полотно филенчатой двери на выходе во двор. Перила угловых лестниц из квадратного профиля и полосы простого рисунка с точеным деревянным поручнем. В ле-стничных клетках крыльев и в коридоре 1-го этажа перила лестниц также простого рисун-ка из квадратов и полосы с рапортным расположением вертикальных стержней. Средний стержень рапорта украшен волнистыми элементами из квадратного профиля, приварен-ными к стержню. Перила также имеют точеный деревянный поручень. Лестничные марши выполнены по металлическим косоурам из швеллеров, по которым уложены сборные бе-тонные ступени с мозаичным покрытием проступей и площадок. Перекрытие подвала под операционным залом опирается на мощные металличе-ские балки, сваренные из двух швеллеров высотой 20 см. Высота помещений: подвала - 1,98 м; 1-го этажа - 3,53 м; 2-го - 3,90 м; 3-го - 3,40 м. Фундаменты бутовые ленточные; стены кирпичные; перегородки кирпичные и де-ревянные; перекрытия из сборных железобетонных элементов; крыша по деревянным стропилам, кровля - оцинкованное железо. Полы дощатые, паркет, линолеум; окна двой-ные створные; двери филенчатые. Внутренняя отделка: облицовка гранитом, штукатурка, окраска по штукатурке. Общие габариты в плане: 57,5 х 43,3 м
Общие сведения:Здание "Дома связи" имеет большое градостроительное значение, организуя про-тяженным объемом северную часть фронта застройки Октябрьской площади. Является ярким примером формального историзма в архитектуре г.Пскова конца 1950-х гг., направления характерного для архитектуры СССР в 1930-1950-е гг. Первое здание в Пскове, в котором применены перекрытия из сборных железобе-тонных элементов.
Предметы особой охраны: 1. Объемно-пространственная "П"-образная композиция здания. 2. Архитектурная композиция фасадов: соотношение архитектурных элементов композиции - ризалита и флангов, лопаток 3-х, 2-х и 1- ступенчатых, гранитной облицов-ки 1-го этажа и оштукатуренных с рустовкой стен верхних этажей; форма и размеры оконных и дверных проемов. 3. Элементы декора: профиль кордона, рисунок гранитной облицовки; профилиро-ванные тяги и венчающий карниз; балкон 3-го этажа; декоративные панели и филенки; обрамления оконных и дверных проемов; "портики" входов боковых крыльев; сохранив-шиеся потолочные карнизы кабинетов и лестниц; подлинные перила лестниц с деревян-ными точеными поручнями; деревянный витраж двери лестницы в 1-м этаже (западное крыло); филенчатое полотно двери западной угловой лестницы. 4. Планировочная композиция в габаритах несущих и капитальных стен. 5. Конструкции оснований фундаментов стен, перекрытий, лестниц.
Материалы: ГП БТИ Псковской области.
Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступ затруднен

Библиография: ГАПО, ф. Р- 1781, оп. 1,д. 396, 1958, л. 2; д. 421, 1959, л.л. 1,44,46Каган-Розенцвейг М.Л. Записки строителя. Псков, 2001,, с.45Материалы ГП БТИ Псковской области.

Дом Связи
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent