Валовое

Валовое

Одной из составляющих современного Старополья является бывшее село Валовое (Ва-лово - место к юго-западу от храма, по главной дороге, где старые дореволюционные дома). Серьезного объяснения в справочных словарях этому названию нет.
Погост Валовой, по сведениям епархии, известен первым храмом 1622 года. Он был во имя Святого Георгия. Писцовая книга, упоминающая Валово, составлена в Осьминской управе в 1676 году. Согласно ей делается предположение, что в Валовом был контингент вольных служилых людей, поселенных сюда Иваном Грозным ввиду стратегической необходимости. Не исключается и более ранняя оборонная функция села. Погост был встарь не только храмом с кладбищем, но прежде всего административной единицей. Здесь сосредоточивалось управление местностью, в данном случае т.н. Старопольской сотней. Другая сотня была Долосская. Обе сотни входили в 1622 году в Сумерскую волость Старорусского уезда.
В последней четверти XVII века правительство несколько раз делало попытки произвести валовое описание земель Русского государства. «В марте 1677 года царь указал, и бояре приговорили послать во все государство из Поместного приказу валовых писцов, и переписчиком быть, им же и дворы переписывать преж валового письма». Окончилась та перепись по всей России в 1679 году. Валовое описание городов, подчиненных Новгородскому приказу, куда входил и Великий Новгород, относится к 1682 году. Царем тогда был Федор Алексеевич. Работы начались с 1 февраля, но были прерваны по весне. Всех писцов и подъячих взяли срочно к Москве, для переписных дел в центре. С апреля 1684 года и весь 1685 г. велась подготовка к отправке писцов в уезды. В числе 52 уездов, куда направлялись писцы, был и Новгородский уезд. Земли Валово как раз в него и входили.
Уезд считался большим и густонаселенным. По количеству пятин в уезд было направлено пять писцов (руководителей переписи). По нашей Шелонской пятине работал писец Иван Семенович Микитин и подъячий Семен Щеглов. Им полагалось: «Писать и мерить, и межевать помещиковы и вотчинниковы земли, также которые «смежны посацкие» (пригородные) тяглые земли с помещиковыми и вотчинниковыми землями». В неком указе государь писал: «Указали Мы, Великие Государи... послать валовых писцов ..., в которые городы ведомы в государевом Нашем Посольском и Новгородском приказах».
Для работы писцам отводились съезжие и постоялые дворы, для рассылки им давали служилых людей (по пять человек) и ослушников, «сколько человек пригож, да на меру вервь в длину 80 сажен». Это значило, что ослушники - это нетяглые люди разных чинов, владеющие незаконно тяглой землей, которые держали ее на оброке. Разбираться в тонкостях землевладения XVII века - тема иной статьи; здесь отметим, что валовым писцам была определена мерная единица - веревка в 80 сажен (около 170,6 м). Съезжий двор (здесь в Валовом), очевидно, съезжая изба, - присутствие. В съезжей избе производился набор войска, раздача денежного и хлебного жалованья, разверстание службы между служилыми людьми. Здесь через представителя воеводы обязаны были ловить воров, разбойников, преследовать беглых, принимать меры против пожаров, заразительных болезней, запрещенных игр, соблазнительных зрелищ, корчемства (продажи спиртного); должны были искоренять раскол, заботиться о том, чтобы духовенство исполняло свои обязанности, чтобы прихожане посещали церковь и говели своевременно. Здесь судили.
С первой попыткой произвести перепись во всех частях государства мы встречаемся лишь в начале XVII в. Мысль об этом была высказана на земском соборе 1619 г. ввиду крайней неравномерности распределения податного бремени. В 1684 г. еще раз предположено было произвести перепись как земель, так и крестьян и бобылей на пространстве всей России ввиду развившихся до крайности поземельных споров и установившегося правила, что запись в писцовых или переписных книгах за помещиком или вотчинником служит доказательством «крепости» им названных лиц (доказательством того, что кто-то попал к кому-то в крепость, в кабалу).
Сегодня обстоятельства переписи при Федоре Алексеевиче изучаются специалистами. Перепись государства в целом закончена не была. Это было вызвано смертью государя а новое правительство отступило от его линии. Кроме того, исполнителей отозвали в Москву для участия в первом Крымском походе (1687 г.).
В составленных переписных тетрадях приводились фамилии владельцев дворов, земель состав семьи, размер тягла (налога), имущественное положение и права на владение. В ходе работ писцы требовали предъявить документы на владения: купчие, закладные и всякие крепости. Для спорных вопросов привлекались старожилы, помнившие о начальном землевладении мест.
Следует пояснить, что такое тягло. Тягло на Руси - податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более легким, чем тягло. В термине тягло нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию.
При переписных мероприятиях не обходилось без злоупотреблений. Некие владельцы жаловались на какого-то писца, что он де «заставляет к тем данным приписывать. С купчих, закладных и крепостей требует (он) собирать лишние пошлинные деньги, данные (документы) дает не за рукою своею, а за печатью» (не подписывает собственноручно, а ставит печать, в законности которой местники очень сомневались). Дело доходило до судов, которые вершили сами писцы на месте. Спорщиков по поводу землеотвода было много. Иногда сносили чьи-то строения, которые самоуправно были возведены на чужих землях. Пошлины собирались тут же.
Грамотность помощников писцов была недостаточной. Не все дьяки, бравшиеся даже из храмов, умели писать и мерить. Иные были просто стары, иные без приписки (письменного утверждения в должности) сбегали. Факты говорят, что хорошие административные кадры были редки.
Поясним кое-что о писцах-дьяках: уже князь Иван Васильевич первою статьею своего Судебника (1497) предписывал, чтобы в суде бояр и окольничих присутствовали и (как надо заключить из других статей) участвовали дьяки. С учреждением приказов дьяки делаются их членами в качестве товарищей бояр или непосредственных начальников приказа. В XVI в. дьяки играют видную роль и в местном управлении, являясь товарищами (заместителями) наместников по всем делам, кроме предводительства войском (в отдельных случаях, впрочем, дьяки участвовали и в военном деле), и сосредоточивая исключительно в своих руках финансовое управление. В местности Старополье (в Курешах) некогда стояли какие-то воинские подразделения. Сведения о них только косвенные, через епархию. Другие воинские подразделения бывали в Пенино.
Низший слой приказных людей, собственно писцы, уже отделился в какое-то время от дьячества под именем подьячих; более приближались к последним и земские дьяки, явившиеся с организацией Иваном IV земских учреждений.
Некогда князья были вынуждены искать себе опоры в неродовитых служилых людях, все это привело к возвышению дьяков, - грамотных, деловитых, худородных и вполне зависимых от воли государя.
Несмотря на всю важность некоторых должностей, с дьяками связывалось понятие об отсутствии у них родословной чести; в местнических счетах даже второй половины XVII в. противники укоряли иногда друг друга дьячеством, как должностью очень низкой. Со временем дьяки способствовали разрушению понятия о «чести», как о чем-то неподвижно связанном с родом, и своею деятельностью подготовили полную победу бюрократических принципов в управлении.
Царев наказ о перемерии (о межевании) содержал более 50 инструктивных статей. Зимой мерили в Новгороде, а летом в уезде (в Новгородской земле). В городах, кроме всего, замеряли, описывали и, возможно, чертили планы крепостных стен, башен, церквей и кладбищ при них. Чертили планы садов, огородов, лавок, производств и прочее.
По многим местам Новгородчины жили инородцы - чудь, водь, ижора, лопь, весь, - народы, которые едва знали русский язык. Так у села Валовое находилась деревня Чудская Гора, а у Самро - деревня Чутка. Сами названия указывают на финский элемент.
По некоторым сведениям, восток Самро чересполосно заселяли ижоры. Сложная языковая ситуация сложилась в Ямбургском окологородье, в районе Котлов (Катилла), Ополья и по берегу Финского залива. Там везде жили водь, ижоры и даже финны.
Писцам Федора Алексеевича вменялось межевать земли. Для межевания вкапывали межевые столбы, рыли межевые траншеи и ямы, выгоны и поля помечались приметными камнями с метками, а лесные угодья метились зарубками на деревьях. Сегодня межевые знаки старины очень редки и представляют безусловный исторический интерес. Их надо обязательно фиксировать и описывать для потомства. У нас, кстати, существуют деревни Межник и Намежки. Другая деревня Межник существует к востоку от села Заянье.
В статье 53 «Писцового наказа» (закона о переписи) приводились правила составления писцовых книг: «Которого дня что будет описано, измерено и того же дня тое описку (описание) всем товарищам велено закрепить (подписать всей группой писцов) своими руками и отдать переписывать набело, а как перепишут набело и тое белое письмо справить (сверить) с черновым (черновиком), и те черные (черновые) тетради держать у себя за печатью (запечатанными у главного руководителя), а белые (чистовые записи) отдавать товарищам (заместителям) своим и держать за печатью же, чтоб черные тетради бес переписки многих дней не лежали. И не отделав одного дела, иных дел не писать, чтоб не вышло из памяти». Инструкция государя призывала не распыляться в таком щепетильном деле, как перепись. Даже при современной грамотности перепись требует крайней сосредоточенности и аккуратности.
Из приведенного ясно, что Валовое приобрело свое название в период глобальной валовой переписи всей России в конце XVII века. До Валового храмовым селом являлись Куреши, где от времен незапамятных до 70-х годов XX века сохранялся реликт - алтарный камень, одетый церковью. Этот объект археологии не что иное, как древний поклонный камень язычников - чуди. Он находился, по обычаю, вблизи чтимого источника, поименованного со временем в Попов Ключ. Здесь же располагались курганы древнерусского типа. К сожалению, сегодня алтарный камень из Курешей уделан в полотно дороги. Это возмутительное деяние, если учесть, что ученые разыскивают и паспортизируют поклонники от Эстонии до Урала. Со временем на объекте необходимо произвести раскопки. Для этого надо локализовать место его первичного стояния, а сам камень выкопать. Обряд у камня важно хотя бы зафиксировать сегодня.
Литература:
Воскобойников Н.П. «Описание Великого Новгорода в 1680-х гг».
Новгородский исторический сборник. 6( 16). СПб, 1997.
Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent