Дом жилой Ендржеевского ВА

Дом жилой Ендржеевского В.А.
Дата постройки: Начало ХХ века.
Адрес: Псков г./Металлистов ул, 15
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:К концу XIX века городская застройка Пскова вышла за пределы крепостной стены Окольного города. В этот период стали активно застраивать земельные участки в районах Петровского посада, Пановой и Александровской слобод. Наиболее интенсивное строительство велось на территориях, примыкавших к Кахановскому бульвару (Октябрьский проспект), имевших на рубеже веков преимущественно деревянную застройку. Первое каменное здание – казенный винный магазин - на перекрестке Кахановского бульвара и Пановой улицы (ул. Металлистов) было построено в 1897 году (ныне на его месте жилой дом – Октябрьский пр., 44). В 1903 году на противоположной стороне бульвара владелец псковского механического завода Штейн А.К. построил собственный двухэтажный жилой дом (Октябрьский пр., 27). В 1904 году на другом углу перекрестка псковский губернский инженер Станкевич Г.Ф. возвел каменный трехэтажный доходный дом. Судя по страховым документам начала XX века, слева по ул. Пановой к домовладению Станкевича Г.Ф. примыкало домовладение Ендржеевского В.А.. Точная дата строительства каменного жилого дома Ендржеевского В.А (ул. Металлистов, 15) не установлена. Впервые дом упоминается в адресной книге Пскова в 1905 году. Ендржеевский Владислав Антонович служил в 93 пехотном Иркутском полку. В 1901 году он числился в списке офицеров полка в чине штабс-капитана. В 1905 году Ендржеевский В.А. уже командовал 2-й ротой, а в 1910 году, получив звание подполковника, был назначен командиром 2-го батальона полка. Накануне 1-й Мировой войны подполковник Ендржеевский В.А. возглавил хозяйственную часть 93-го пехотного Иркутского полка. Из плана г. Пскова 1930 года следует, что домовладение Ендржеевского В.А. располагалось в квартале между улицами Пановой (ул. Металлистов), Старо-Новгородской (ул. Л.Толстого), Алексеевской (ул.Гражданская) и Кохановским бульваром (Октябрьский проспект). Земельный участок был вытянут в направлении от ул. Пановой к ул. Алексеевской. Главный жилой дом располагался вдоль красной линии ул. Пановой. За ним в глубине дворовой территории находились хозяйственные постройки домовладения. На ул. Алексеевскую выходил фруктовый сад. Въезд на территорию домовладения был устроен со стороны бокового юго-западного фасада главного дома. К противоположному северо-восточному боковому фасаду дома примыкала постройка соседнего домовладения. Автор проекта дома неустановлен. Однако сложность фасадной отделки постройки и ряд характерных особенностей планировки позволяют предположить возможное участие в строительстве здания владельца соседнего домовладения гражданского инженера Станкевича Г.Ф. После Великой Отечественной войны здание было восстановлено как жилой дом. С конца 1950-х годов и по сегодняшний день в здании размещается детский сад.
Архитектурные особенности:Здание расположено в центральной части города Пскова вблизи перекрестка ул. Металлистов и Октябрьского проспекта. Главный фасад постройки ориентирован вдоль красной линии улицы Металлистов. Здание каменное, двухэтажное с подвалом под частью дома. В плане прямоугольное с выступающим объемом лестничной клетки «черного» входа со стороны дворового фасада. Крыша двухскатная. Композиция главного фасада симметрична. Решена в 7 осей. Центральная часть фасада в одну ось оформлена композицией, напоминающей двухъярусный портик, образованный пилястрами со стилизованными капителями и завершенный прямоугольным аттиком. На центральной оси между пилястрами расположен парадный вход в здание. Дверной проем парадного входа оформлен высоким профилированным рамочным наличником с филенкой в верхней части. В поле филенки – лепной барельеф в виде гирлянды. Над входом в уровне 2-го этажа находится большое окно по форме близкое к квадрату. Внешний подоконник центрального окна опущен ниже уровня подоконников других окон этажа. Оконный проем оформлен профилированным рамочным наличником. Над окном расположена узкая горизонтальная филенка с включенным в нее лепным барельефом с изображением «бегущей волны». По бокам от филенки- консоли в форме валют. Оконные проемы, расположенные по обеим сторонам от центральной оси, имеют прямоугольную форму. Окна 1-го этажа по высоте превышают окна 2-го этажа дома. Оформление оконных проемов в уровне каждого из этажей различно. Оконные проемы 1-го этажа опираются на подоконную тягу и имеют рамочные профилированные наличники с ушками. В завершении наличника вместо замкового камня использованы стилизованные консоли в форме волют, такие же как над дверным проемом парадного входа в здание. Оконные проемы 2-го этажа также опираются на подоконную тягу. Они оформлены рамочными профилированными наличниками простой формы. Над окнами - узкие горизонтальные филенки с включенными в них лепными барельефами с изображением «бегущей волны». На 2-й и 6-й осях фасада в уровне 2-го этажа расположены балконы. Дверные проемы балконов оформлены так же, как окна 2-го этажа. Балконная плита бетонная со сводиками по металлическим балкам. Ограждение балконов выполнено из чугунных литых секций. Углы фасада в уровне обоих этажей закреплены пилястрами со стилизованными капителями. Горизонтальные элементы композиции фасада представлены ступенчатым цоколем, облицованным гранитными плитами, профилированной подоконной тягой 1-го этажа, междуэтажным поясом, образованным широкой профилированной междуэтажной тягой и узкой подоконной тягой 2-го этажа, фризом и венчающим карнизом, раскрепованным над центральными и угловыми пилястрами. Композиция бокового юго-западного фасада симметрична. Завершена фронтоном, образованным двумя скатами крыши и венчающим карнизом. В центре фронтона – круглое окно с полуциркульным профилированным наличником. Композиция фасада решена в 6 осей. На 1-й, 3-й и 6-й осях расположены оконные проемы, на 2-й , 4-й и 5-й осях их заменяют ложные окна, решенные в виде ниш. Габариты оконных проемов и ниш повторяют габариты окон боковых осей центрального фасада. Оконные проемы и ложные окна 1-го этажа имеют профилированные рамочные наличники простой формы. Оформление оконных проемов и ложных окон 2-го этажа повторяет оформление центрального окна главного фасада. Исключение составляют горизонтальные надоконные филенки, расположенные в поле фриза: на боковом фасаде они лишены лепного орнамента. Западный угол фасада в уровне 1-го этажа скошен в виде фаски. Горизонтальные элементы композиции представлены междуэтажным поясом, фризом и венчающим карнизом. Композиция дворового фасада несимметрична. Решена в 7 осей. Третьей оси справа соответствует выступающий в сторону дворовой территории объем лестничной клетки. Углы 2-х этажной пристройки скошены. Стена пристройки, параллельная основной плоскости дворового фасада, прорезана рядом широких оконных проемов, сдвинутых по горизонтали относительно других окон фасада. В боковой стене пристройки справа устроен «черный» вход в здание. Слева от 2-х этажной пристройки в уровне 2-х жилых этажей по 4-м осям расположены оконные проемы. По 2-м центральным осям цоколь прорезан выходящими в приямки окнами подвала. Все окна дворового фасада, за исключением окон лестничной клетки, повторяют габариты окон бокового юго-западного фасада. Оконные проемы дворового фасада не имеют декоративного оформления. Декор на дворовом фасаде ограничен горизонтальными элементами композиции: цоколем, широкой междуэтажной тягой, разорванной междуэтажным окном лестничной клетки, гладким фризом (в правой части фасада и на выступающем объеме) и венчающим карнизом. Северо-восточный боковой фасад здания глухой. Представляет собой оштукатуренную брандмауэрную стену со щипцовым завершением. Планировка и архитектурное убранство интерьера дома сохраняет черты, характерные для зданий начала XX века. Особенности внутренней планировки дома позволяют говорить о том, что в здании первоначально располагались две равноценные квартиры (по одной на каждом этаже). Продольная капитальная стена делит пространство дома на две части – парадную и жилую. В центре парадной части, расположенной вдоль главного фасада здания, двумя поперечными капитальными стенами выделен объем лестничной клетки парадного входа. Парадная лестница каменная, двухмаршевая, с забежными ступенями в уровне 1-го этажа. Лестничная площадка 2-го этажа представляет собой бетонную плиту со сводиками по металлическим балкам. Площадки парадной лестницы и пол вестибюля выстланы метлахской плиткой. Лестничные марши снизу подшиты, оштукатурены и декорированы профилированными тягами. Ограждения парадной лестницы литые чугунные с деревянными поручнями. Тамбур парадного входа оформлен деревянными филенчатыми панелями. Со стороны дворового фасада капитальными поперечными стенами выделен объем лестничной клетки «черного» входа и примыкающие к ней помещения туалетов. Ось лестничной клетки «черного» входа смещена от оси лестничной клетки парадного входа в сторону бокового юго-западного фасада. «Черная» лестница каменная с забежными ступенями. Лестничные ограждения поздние. Из объема «черной» лестницы устроены входы в подвал и на чердак. В центре дома расположен продольный коридор, соединяющий обе лестничные клетки с другими помещениями этажа. Коридор первоначально имел естественное освещение за счет оконных проемов, располагавшихся рядом с входами в квартиру на лестничных площадках 1-го и 2-го этажей. Широкие оконные проемы были устроены и на площадках «черной» лестницы. Перед парадным входом в каждую из квартир был устроен тамбур, ограниченный двустворными дверями со стороны квартиры и лестничной клетки. Высота помещений: подвал – 2 м; 1-й и 2-й этаж – 3,6 м. Фундамент - ленточный бутовый; стены – кирпич; перегородки – кирпичные и деревянные; стропила и обрешетка – деревянные; кровля - шифер; полы – дощатые, метлахская плитка, линолеум; лестницы - каменные; окна - двустворные; двери- деревянные филенчатые, железные; внутренняя отделка- штукатурка, обои. Общие габариты в плане: 20,7 м х 16,3 м.
Общие сведения:Один из наиболее интересных образцов эклектичного направления в архитектуре дореволюционного Пскова, в композиции фасадов которого использованы художественно переработанные мотивы и отдельные декоративные элементы архитектуры классицизма. Пример хорошо сохранившегося жилого двухквартирного дома начала XX века.

Материалы: ГП БТИ Псковской области.Памятная книжка Псковской губернии 1905-1906 годов, Псков, 1905, с. 66.Памятная книжка Псковской губернии 1914 г., Псков,1914, с. 46.Памятная книжка Псковской губернии., Псков, 1901, с. 7.Памятная книжка Псковской губернии., «Памятная книжка Псковской губернии 1910 г» Псков, 1910, с.59.Псковские губернские ведомости, 1895, № 17, с. 114.



Реставрационные работы: Реставрационные работы не проводились.
Библиография: Материалы ГП БТИ Псковской области.Памятная книжка Псковской губернии 1905-1906 годов, Псков, 1905, с. 66.Памятная книжка Псковской губернии 1914 г., Псков,1914, с. 46.Памятная книжка Псковской губернии., Псков, 1901, с. 7.Памятная книжка Псковской губернии., «Памятная книжка Псковской губернии 1910 г» Псков, 1910, с.59.Псковские губернские ведомости, 1895, № 17, с. 114.

Дом жилой Ендржеевского ВА

Дом жилой доходный Федулова ВС

Дом жилой доходный Федулова В.С.
Дата постройки: 1913 г.
Адрес: Псков г./Первомайская ул, 30
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Жилой дом
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:На планах Пскова предреволюционного времени и1926 года квартал на Запсковье по левой стороне Образской (Первомайской) улицы между Ильинской и Мешковской (на-против Образской церкви) имел № 80. Изучением архивных дел о страховании строений, находившихся на Образской улице в этом квартале (1), установлено, что домовладения на ней располагались в следующем порядке (глядя от Ильинской улицы слева направо): Ко-ноновой, Федулова, Грохальского, Логинова (продано Даниилу Аману), Яшпон, Фёдоро-вых. При этом чертёж и описание домовладения Василия Семёновича Федулова, страхо-вавшегося им с 14 августа 1913 года (дело 1309), соответствуют сохранившимся строени-ям дома № 30 по Первомайской улице. Из "Раскладочных ведомостей оценки недвижимых имуществ домовладельцев г. Пскова", ежегодно публиковавшихся в "Псковских губернских ведомостях" (2), видно, что на этом месте полтора десятилетия, до 1900 года, находились деревянный одноэтаж-ный дом и две ветхие деревянные избы, принадлежавшие псковской мещанке Варваре Семёновне Сафроновой. В 1900 году собственником домовладения (в этом же составе) указана крестьянка Александра Петровна Макеева, а с 1902 года - крестьянин Василий Семёнович Федулов. В 1910-1913 годах в описании домовладения Федулова добавились каменный одноэтажный флигель и каменная кладовая. Согласно архивному делу № 1309, в Псковском обществе взаимного от огня стра-хования В. С. Федулов с 1913 года в продолжении шести лет страховал три новых ка-менных строения, крытых железом: А - двухэтажный дом, Б - кладовую с прачечной и В - двухэтажную кладовую, а также прежние постройки, крытые деревом: ещё одну камен-ную кладовую в глубине двора, два навеса (каменный и деревянный) и деревянный сарай. При этом исчезли деревянный одноэтажный дом и две ветхие избы. Страховая оценка всего домовладения Федулова в августе 1913 года составила значительную сумму 11900 руб. Представление об источниках его доходов дают "Журна-лы генеральных проверок торговых и промышленных предприятий и личных промысло-вых занятий" (3), в которых указано, что крестьянин Гдовского уезда В. С. Федулов имел на Образской улице в собственном доме бакалейную лавку и льняной амбар. Это под-тверждается и Памятными книжками Псковской губернии 1905 и 1913 годов издания (4). Становится понятным, зачем Федулову было нужно столько кладовых. В том же 1913 году, когда он завершил строительство новых зданий на Образской улице, у В. С. Федулова хватило средств и на приобретение домовладения на завеличен-ской Конной улице. Прежде это домовладение в 126 квартале (неподалёку от "Четырёх углов", на месте современного дома № 20 по Петровской улице), оцененное в 2600 руб. и состоявшее из двухэтажного деревянного дома, одноэтажного деревянного флигеля и над-ворных построек, по объявлению от 10 ноября 1906 года страховала Мария Гавриловна Антропова. При этом за неё, как неграмотную, подписался В. С. Федулов (5). Какое отно-шение он имел к М. Г. Антроповой, из дела не видно. По купчей крепости, утверждённой старшим нотариусом Псковского окружного суда 25 сентября 1913 года, домовладение перешло к Федулову. Он же заново страховал свои постройки на Конной 10 апреля 1918 года, причем указал, что сам проживает в собственном доме на Образской, куда следует адресовать переписку для него. Как видно на плане Пскова 1930-х гг. (6), в это время в составе двора Епифанова по ул. Первомайской входили каменные постройки: дом, пристроенные к нему со двора объ-емы кладовых и одна кладовая в глубине двора. Дальнейшая судьба дома до послевоенного времени неизвестна. Вероятно, в 1945-1946 гг. (дата на фасаде) он был передан для восстановления под жилье тресту Горжил-коммунстрой, так как в 1952 г. именно он являлся владельцем дома (8). С 1957 г. дом на-ходился в пользовании Псковской жилищно-коммунальной конторы, согласно Решения Псковского облисполкома от 4 июля 1957 г. и Приказа начальника Управления строитель-ства и стройматериалов №1 от 10 июля о передаче ведомственного жилого фонда ПЖКК. Согласно Решения Псковского Горисполкома №447 от 14 декабря 1960 г. о приня-тии на баланс ЖЭУ ведомственного жилого фонда, он был передан ЖЭУ №11 (8). Дом и постройки во дворе использовались под жилье. В 2005 г. ввиду аварийности квартиры в 1-м этаже дома и в дворовых постройках были отселены.
Архитектурные особенности:Дом находится на Запсковье в квартале, ограниченном улицами Первомайской (быв. Образской), Труда (быв. Ильинской), Школьной (быв. Посниковской) и О. Кошевого (быв. Мешковской), напротив церкви Спаса Нерукотворного Образа. Дом каменный двухэтажный с каменными пристройками со стороны двора. Дом в плане "Г" - образный; пристройки в плане трапециевидные и близкие к прямоугольным. Крыша дома двухскатная, частично односкатная; крыши пристроек двухскатные и одно-скатные. Кровля - железо (ныне - шифер). Архитектурная композиция построена на основе осевой симметрии в 9 осях с цен-тральным и двумя крайними ризалитами неглубокого выноса. Центральная ось композиции подчеркнута положением парадного входа, выделен-ного имитацией щипца с дентикулами; во втором этаже ось подчеркнута оконным про-емом с трехгранным верхом; над окном - филенкой, вписанной в тимпан щипца, завер-шающего ризалит, и акцентирована простой розеткой над датой на филенке. Ризалит фланкирован рустованными лопатками в первом этаже, во втором - лопатки гладкие, вни-зу - ступенчатые, а сверху, переходящие в завершение ризалита. Проем парадного входа с лучковой перемычкой и замковым камнем, включенными в обрамление верхней части проема. Граненый верх окна 2-го этажа подчеркнут наличником в верхней части. Крайние ризалиты в 1-м этаже фланкированы рустованными лопатками; во 2-м этаже (в отличие от центрального ризалита) лопатки сливаются с полем стены. Оси под-черкнуты имитацией замкового камня дверного (?) проема 1-го этажа, импостом спарен-ных окон с граненым верхом 2-го этажа, щипцовым завершением ризалита и "розеткой" в филенке. Симметрия несколько нарушена расположением сквозного проезда во двор справа от центрального ризалита, выделенного справа рустованной лопаткой, а также разными габаритами проемов - слева более крупных (видимо входа и витрин бакалейной лавки). Горизонтальные составляющие композиции представлены лентой цоколя (ныне в земле), рустовкой стены 1-го этажа, профилированной междуэтажной тягой и венчающим карнизом (частично утрачен). Оконные проемы 1-го этажа - прямоугольные; 2-го - имеют лучковые перемычки с имитацией замкового камня, включенные в обрамление верхней части окна; подоконники 2-го этажа имеют "кронштейны" и "доски" вместо филенок. Дворовые фасады дома и пристроек завершены профилированным карнизом. Окна дворового фасада дома, в уровне 2-го этажа имеют лучковые перемычки. Торцовые стены являются брандмауэрами и имеют подлинные оконные проемы только в уровне чердаков; эти окна частично прикрыты решетками из кирпича. На северо-западном торцовом фасаде в уровне 1-го этажа имеется один оконный проем с лучковой перемычкой. Планировочная композиция дома в габаритах несущих и капитальных стен в своих очертаниях подчинена границам участка застройки и несколько скошена, относительно линии главного фасада. В уровне 1-го этажа она делится на две части сквозным проездом, через который переброшены балки, соответствующие несущим продольным стенам. В ле-вой части выделены поперечными несущими стенами парадная лестничная клетка и кори-дор, ведущий к "черной" лестнице, которая была помещена в пристройке со стороны дво-ра (ныне демонтирована). В правой части продолжение несущей стены дворового фасада, вероятно, разобра-но (в целях экономии площади и необходимости устройства оконного проема в торцовой стене) во время послевоенного ремонта. Правая часть выступает в сторону двора еще на половину ширины корпуса. С левой и правой стороны к дому в уровне 1-го этажа примыкают объемы кладо-вых (кладовая с левой стороны имеет заложенный ныне проем ворот во 2-й этаж со дво-ра). В уровне 2-го этажа планировочная схема дома та же, что и в 1-м этаже, но в ней отсутствует часть поперечных капитальных стен. В интерьере парадной лестницы сохранились подлинные лестничные марши со ступенями, тесаными из известняка и уложенными по металлическим косоурам, скрытым под штукатуркой. Сохранились также подлинные кованые перила лестницы с орнаментом в виде завитков и точеным деревянным поручнем. На потолках лестничной клетки сохра-нились подлинные карнизы с падугами. Подобные карнизы с падугами сохранились в помещениях правой части 2-го этажа со стороны главного фасада. В сквозном проезде сохранились подлинные кованые подставы для полотен ворот и петли для крепления полотен в открытом состоянии. Высота помещений дома - в уровне 1-го этажа: в левой части - 2,95 м; в правой - 3,02 м; в уровне 2-го этажа: в левой части - 3,44 м; в правой - 3,34 м. Дом: фундаменты - бутовые ленточные, стены кирпичные, перегородки деревян-ные оштукатуренные; перекрытия деревянные по балкам из бревен; крыша по деревянным стропилам; кровля - железо, в 1946 г. - черепица, ныне - шифер; полы дощатые по лагам; окна двойные створные, двери филенчатые; отделка наружная и внутренняя - штукатурка, окраска, обои. Хозяйственные кладовые: фундаменты - бутовые ленточные, стены из плитняка с оформлением проемов кирпичом, частично кирпичные; перекрытия чердачные деревян-ные отепленные; крыша с деревянными стропилами; кровля - железо; полы дощатые по лагам; отделка наружная и внутренняя - штукатурка, окраска, побелка. Общие габариты дома в плане: 20,85 м х 18,6 м.
Общие сведения:Дом имеет градостроительное значение, поддерживая своим объемом линию исто-рической застройки ул. Первомайской (быв. Образской) вблизи церкви Спаса Неруко-творного образа. Единственный на Запсковье хорошо сохранившийся двор постройки 1913 г. с жи-лым доходным домом и хозяйственными кладовыми, характеризующий торговые занятия владельца. Пример архитектурного решения жилого доходного дома в комплексе с хозяйст-венными кладовыми в г. Пскове, исполненный в духе эклектики нач. ХХ в. с использова-нием приемов и элементов декора классицизма.

Материалы: ГП БТИ Псковской области.Материалы из фондов, Левина Н.Ф.Памятная книжка Псковской губернии., 1905 г., 1913 г.Псковские губернские ведомости, 1874, 1885-1900 гг.
Состояние объекта: плохое

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: ГАПО, ф.50, оп.1, д.1308, 1309,308,76, 1440; ф.58, оп.2, д.2156,2184,1038-1039Материалы ГП БТИ Псковской области.Материалы из фондов, Левина Н.Ф.Памятная книжка Псковской губернии., 1905 г., 1913 г.Псковские губернские ведомости, 1874, 1885-1900 гг.

Дом жилой доходный Федулова ВС

Дом жилой доходный Станкевича ГФ

Дом жилой доходный Станкевича Г.Ф.
Дата постройки: 1904г.
Адрес: Псков г./Октябрьский пр-кт, 42
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:В 1876 году псковской городской Думой был утвержден план застройки городского места на шоссе от Сергиевских ворот до линии железной дороги. Предполагалось заменить существовавшую здесь бревенчатую посадскую застройку каменными обывательскими домами. В сентябре 1898 года псковский губернский инженер Станкевич Г.Ф. купил на перекрестке Кохановского бульвара (ныне Октябрьский проспект) и ул. Пановой (ныне ул. Металлистов) участок земли площадью 325 саженей для строительства собственного доходного дома. К окончанию строительного сезона 1904 года имущество Станкевича Г.Ф. было перевезено из съемной квартиры в собственный дом на Кохановском бульваре. Известно, что в 1906 году часть помещений в доме Станкевича Г.Ф. занимало губернское акцизное Управление. С начала второго десятилетия XX века в доме разместилась аптека «Кахановская», принадлежавшая провизору И.П. Розенбергу. К середине второго десятилетия XX века Станкевич Г.Ф. продал дом. В документах 1915 года здание уже фигурирует как дом «бывший Станкевича, ныне Карамышева». В 1917 году дом покупают в совместную собственность В.Г.Гродзинский и И.Ш. Изразлит. Из страховых документов, составленных в 1917 году, следует, что дом был каменным 3-х этажным, крыт железом. Длина крыла здания по Кохановскому бульвару равнялась 20 саженям, по ул.Пановой -13 саженям. Ширина и высота обоих крыльев была одинаковой: ширина - 8 саженей , высота - 7,5 саженей. В доме насчитывалось: печей голландских изразцовых - 27, русских- 8, круглых в железных чехлах - 16. Основную часть помещений дома сдавали под жилье. Исходя из того, что в здании ко времени его постройки были установлены 6 плит для приготовления пищи, столько же ватерклозетов, ванн и раковин, можно предположить, что первоначально в доме насчитывалось 6 квартир. Собственный доходный дом был не первой постройкой Станкевича Г.Ф. в Пскове. В 1902 году по его проекту было построено здание банка псковского уездного земства. (Октябрьский пр. Отдельные декоративные мотивы, примененные в фасадной отделке банка, были использованы Станкевичем Г.Ф. и при проектировании собственного доходного дома. Однако, в отличие от здания банка, фасады которого решались в неоренессансном стиле, в новой работе архитектор обратился к стилю модерн. Асимметрия, усложненная ритмика фасадов, новый декор резко выделяли дом Станкевича из архитектурной среды города начала XX века. Не случайно, «дом инженера Станкевича» вскоре после его постройки был запечатлен на нескольких видовых открытках, рекламирующих наиболее яркие достопримечательности дореволюционного Пскова. Композиция фасадов дома во многом определялась его местоположением. Угол постройки, обращенный в сторону перекрестка, был акцентирован цилиндрическим эркером. Башнеобразный объем эркера завершался витым шпилем, значительно возвышающимся над венчающим карнизом постройки. В завершении ризалитов использовались аттики с горизонтальными лепными барельефами. В уровне 2-го этажа эркер и примыкающие к нему ризалиты были композиционно объединены одним большим балконом. Ажурные кованые ограждения балкона контрастировали с поддерживавшими его мощными фигурными кронштейнами. Эркер был главной вертикальной доминантой в композиции здания. Роль дополнительных вертикалей играли разновеликие ризалиты обоих парадных фасадов, завершенные высокими аттиками. В настоящее время 1-й этаж здания занимает магазин женской одежды, аптека, мебельный магазин и ателье по пошиву одежды. В подвале под крылом, ориентированным вдоль ул. Металлистов, расположена мастерская по ремонту обуви. Станкевич Герард - Клеменс Фортунатовым - гражданский инженер. Выпускник Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров. Более 25 лет проработал на различных должностях в строительном отделении Псковского губернского правления. По его проектам в Пскове были построены: доходный дом Шпаковской, 1897 г.( ул. Ленина, 8), здание банка Общества взаимного кредита Псковского уездного земства, 1902 г.( Октябрьский пр.,8), доходный дом Сафьянщикова И.А., 1912 г. (Октябрьский пр., 18) и другие здания. Один из лучших архитекторов, работавших в Пскове в конце XIX - начале XX веков.
Архитектурные особенности:Дом находится в центральной части города Пскова на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Металлистов. Здание имеет два главных фасада. Парадный вход устроен со стороны Октябрьского проспекта. Дом каменный трехэтажный с подвалом под частью здания. В плане близок к «Г"- образному. Крыша вальмовая. Композиция юго-западного фасада, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта, асимметрична. Три разновеликих ризалита разбивают плоскость фасада на несколько частей. Каждый из ризалитов решен в одну ось и первоначально был завершен аттиком (сохранился лишь аттик левого ризалита). Композиция каждого из ризалитов самостоятельна. Центральный ризалит в уровне 1-го этажа имеет видимое расширение в нижней части, напоминающее пилон. Дверной проем парадного входа, расположенный в центральном ризалите, сохраняет лучковое завершение. В уровне 2-х верхних этажей углы ризалита закреплены рустованными лопатками, опирающимися на широкий междуэтажный пояс. В уровне междуэтажного пояса над парадным входом в здание располагается балкон. Габариты балконного дверного проема с примыкающими к нему одностворными оконными проемами повторяют габариты дверного проема парадного входа в здание. Балконное ограждение кованное, с повторяющимся мотивом кольца и пересекающим его по вертикали стебля растения со стилизованными листьями и небольшим цветком. В уровне 3-го этажа над балконом расположено окно, по форме напоминающее греческую букву «2» (омега). Оконный проем имеет рамочный профилированный наличник с замковым камнем. Подоконное пространство занимает ниша с профилированным наружным подоконником и расположенным под ним барельефным изображением четырех цветков розы. Плоскость стены по бокам от окна и над ним оформлена лепниной с мелким растительным орнаментом. На рустованных лопатках по обе стороны от окна расположены вертикальные лепные композиции, изображающие ветку пальмы, обвитую в основании лентой и имеющую в завершении маскарон в виде женской головки. Заглубленные части фасада, расположенные по обе стороны от центрального ризалита, имеют одинаковую композицию. Каждая из них построена в 3 осях. На каждой из осей расположены вытянутые по вертикали прямоугольные оконные проемы. Габариты окон одинаковы для всех этажей этой части фасада. В уровне 3-го этажа на центральной оси композиции расположен небольшой балкон. Пространство между оконными проемами оформлено рустованными лопатками, охватывающими два верхних этажа фасада. Лопатки имеют завершение в виде лепной зеркальной композиции из крупных листьев растения (кукурузы ?). Оконные проемы 1-го этажа оформлены штукатурным рустом и стилизованным веерным замком, центральный камень которого декорирован барельефом с растительным орнаментом. Подоконное пространство до уровня цоколя решено в виде неглубокой прямоугольной ниши, по ширине равной ширине окна. В верхней части ниши расположен широкий профилированный наружный подоконник (использован в оформлении всех подоконных ниш уличных фасадов). Подобным же образом - с использованием рустовки, замкового камня, подоконных ниш с наружными профилированными подоконниками - оформлены все оконные проемы уличных фасадов 1-го этажа здания. Оконные проемы 2-го и 3-го этажей не имеют наличников. Главную роль в их оформлении играет декор подоконных ниш с включенными в них лепными барельефами: с изображением женских головок в окружении стилизованных цветков лотоса в уровне 2-го этажа и с изображением стилизованного цветка розы в уровне 3-го этажа. Левый ризалит, самый узкий на фасаде, сохраняет высокий аттик, прорезанный трехчастным «оконным» проемом с лучковым завершением. Первый этаж ризалита в нижней части имеет небольшое трапециевидное расширение. В уровне 1-го этажа ризалита расположен прямоугольный оконный проем. Он оформлен так же, как все остальные оконные проемы 1-го этажа уличных фасадов. От двух верхних этажей 1-й этаж отделен широким междуэтажным поясом. Плоскость стены в уровне 2-х верхних этажей оформлена ленточным рустом. Узкий оконный проем 2-го этажа не имеет наличника. Пространство между окном и междуэтажным поясом оформлено гладкой нишей с профилированным наружным подоконником. Прямоугольный оконный проем 3-го этажа шире других окон ризалита. В его оформлении использован замковый камень и барельеф с изображением цветка розы в подоконной нише. Между подоконной нишей 3-го этажа и оконным проемом 2-го этажа расположено декоративное лепное панно со стилизованным изображением букета ирисов в центре. Часть фасада, расположенная у западного угла дома, имеет самостоятельную композицию, решенную в одну ось. В уровне 1-го этажа плоскость стены прорезает широкий прямоугольный оконный проем, оформленный так же как другие оконные проемы 1-го этажа. Над ним в уровне 2-го этажа находится балкон. По обе стороны от балконной двери расположены одностворные оконные проемы. Окна отделены от дверного проема узкими простенками- стойками. Подобные стойки использованы в оформлении трехчастного оконного проема 3-го этажа. Окно 3-го этажа имеет лучковое завершение. В декоре этой части фасада использованы мотивы, характерные для оформления центрального ризалита: рисунок кованого балконного ограждения, рустованные лопатки в уровне 2-х верхних этажей с расположенными на них лепными вертикальными композициями с мотивом пальмовой ветви и маскарона, лепнина над окном 3-го этажа, подоконная ниша с лепным барельефом и т.д. Правый ризалит фасада является частью композиции южного углового объема здания. В уровне 1-го этажа его прорезают два близко расположенных друг к другу одностворных оконных проема, оформленных рустом. Над ними в уровне 2-го и 3-го этажей находятся по одному широкому прямоугольному оконному проему. Углы ризалита в уровне двух верхних этажей закреплены рустованными лопатками, оформленными барельефами, повторяющими барельефы на лопатках центрального ризалита. Под окном 2-го этажа - широкий профилированный наружный подоконник, под окном 3-го этажа -ниша с барельефным изображением двух цветков розы. В завершении оконного проема 3-го этажа использован замковый камень. с растительным орнаментом. Подоконное пространство до уровня цоколя решено в виде неглубокой прямоугольной ниши, по ширине равной ширине окна. В верхней части ниши расположен широкий профилированный наружный подоконник (использован в оформлении всех подоконных ниш уличных фасадов). Подобным же образом - с использованием рустовки, замкового камня, подоконных ниш с наружными профилированными подоконниками - оформлены все оконные проемы уличных фасадов 1-го этажа здания. Оконные проемы 2-го и 3-го этажей не имеют наличников. Главную роль в их оформлении играет декор подоконных ниш с включенными в них лепными барельефами: с изображением женских головок в окружении стилизованных цветков лотоса в уровне 2-го этажа и с изображением стилизованного цветка розы в уровне 3-го этажа. Левый ризалит, самый узкий на фасаде, сохраняет высокий аттик, прорезанный трехчастным «оконным» проемом с лучковым завершением. Первый этаж ризалита в нижней части имеет небольшое трапециевидное расширение. В уровне 1-го этажа ризалита расположен прямоугольный оконный проем. Он оформлен так же, как все остальные оконные проемы 1-го этажа уличных фасадов. От двух верхних этажей 1-й этаж отделен широким междуэтажным поясом. Плоскость стены в уровне 2-х верхних этажей оформлена ленточным рустом. Узкий оконный проем 2-го этажа не имеет наличника. Пространство между окном и междуэтажным поясом оформлено гладкой нишей с профилированным наружным подоконником. Прямоугольный оконный проем 3-го этажа шире других окон ризалита. В его оформлении использован замковый камень и барельеф с изображением цветка розы в подоконной нише. Между подоконной нишей 3-го этажа и оконным проемом 2-го этажа расположено декоративное лепное панно со стилизованным изображением букета ирисов в центре. Часть фасада, расположенная у западного угла дома, имеет самостоятельную композицию, решенную в одну ось. В уровне 1-го этажа плоскость стены прорезает широкий прямоугольный оконный проем, оформленный так же как другие оконные проемы 1-го этажа. Над ним в уровне 2-го этажа находится балкон. По обе стороны от балконной двери расположены одностворные оконные проемы. Окна отделены от дверного проема узкими простенками- стойками. Подобные стойки использованы в оформлении трехчастного оконного проема 3-го этажа. Окно 3-го этажа имеет лучковое завершение. В декоре этой части фасада использованы мотивы, характерные для оформления центрального ризалита: рисунок кованого балконного ограждения, рустованные лопатки в уровне 2-х верхних этажей с расположенными на них лепными вертикальными композициями с мотивом пальмовой ветви и маскарона, лепнина над окном 3-го этажа, подоконная ниша с лепным барельефом и т.д. Правый ризалит фасада является частью композиции южного углового объема здания. В уровне 1-го этажа его прорезают два близко расположенных друг к другу одностворных оконных проема, оформленных рустом. Над ними в уровне 2-го и 3-го этажей находятся по одному широкому прямоугольному оконному проему. Углы ризалита в уровне двух верхних этажей закреплены рустованными лопатками, оформленными барельефами, повторяющими барельефы на лопатках центрального ризалита. Под окном 2-го этажа - широкий профилированный наружный подоконник, под окном 3-го этажа -ниша с барельефным изображением двух цветков розы. В завершении оконного проема 3-го этажа использован замковый камень. Угол здания, ранее занимаемый эркером, скошен. Решен в одну ось. Благодаря повторяющимся элементам декора, в настоящее время он объединяет оба уличных фасада здания в единое композиционное целое. Композиция юго-восточного фасада, ориентированного вдоль улицы Металлистов, близка к симметричной. Состоит из трех частей. На флангах фасада расположены ризалиты, по 2 оси каждый. Левый ризалит является частью композиции, оформлявший угол здания и сохраняет декор, характерный для правого ризалита юго-западного фасада. Исключение составляют оконные проемы 2-го этажа, в подоконных нишах которых расположены лепные барельефы с изображением женских головок в окружении цветков лотоса. Композиция правого ризалита обнаруживает близость к композиции левого ризалиты юго-западного фасада. В уровне 1-го этажа ризалит имеет трапециевидное расширение в нижней части. Плоскость стены в уровне 2-х верхних этажей, отделенных от 1-го этажа широким гладким междуэтажным поясом, оформлена ленточным рустом. Подоконные ниши 2-го этажа декорированы профилированными наружными подоконниками. Оформление подоконных ниш 3-го этажа дополнено барельефами с изображением цветков розы. Аттик в завершении ризалита по рисунку близок к сохранившемуся аттику левого ризалита фасада парадного входа в здание. Между двумя ризалитами юго-восточного фасада расположена 3-х осевая композиция, повторяющая одну из композиций, расположенных по обе стороны от центрального ризалита юго-западного фасада. Габариты оконных проемов центральной части юго-восточного фасада характерны для всех окон данного фасада. Все части уличных фасадов имеют общие горизонтальные элементы композиции: низкий ступенчатый цоколь и венчающий карниз с модульонами. Кроме того, к горизонтальным элементам композиции относятся широкий фриз (применен на заглубленных частях фасадов и не использован на ризалитах) и междуэтажный пояс под окнами 3-го этажа, прерываемый вертикалями лопаток (отсутствует на левом ризалите юго-западного фасада и правом ризалите юго-восточного фасада). Большинство горизонтальных элементов богато декорированы лепниной. Междуэтажный пояс оформлен цветочной лепной гирляндой, обвитой лентой. По широкому фризу «разбросаны» ветки с мелкими цветами. Модульоны декорированы стилизованными листьями аканта. В отличие от построек предыдущего периода, все элементы лепного декора выделены более темным цветом, чем цвет основной плоскости фасада. Композиция бокового северо-восточного фасада состоит из двух частей. Правая часть фасада несколько шире левой и значительно выдвинута вперед. Обе части решены в одну ось, которой соответствует ряд одинаковых оконных проемов, не имеющих декоративного оформления. Горизонтальные элементы фасада ограничены низким цоколем и ступенчатым венчающим карнизом. Дворовый фасад дома складывается из трех основных частей, каждой из которых соответствует отдельный «черный» вход в здание. Композиция каждой из частей строится на ритме оконных проемов, включающих в себя окна междуэтажных лестничных клеток и окна жилых этажей здания. На дворовом фасаде крыла, ориентированного вдоль ул.Металлистов, вход находится на крайней оси слева. Над входом - окна лестничной клетки. Справа от входа на двух осях расположены близко отстоящие друг от друга двухстворные окна жилых помещений. На крайней оси справа фасад прорезают узкие одностворные оконные проемы. Такие же оконные проемы расположены по 4 осям в глубокой нише, расположенной на стыке двух дворовых фасадов. Эта узкая ниша в форме цилиндра, повторявшая в плане габариты эркера главного фасада, призвана была играть роль небольшого двора-колодца, освещавшего помещения, примыкавшие к внутреннему углу дворового фасада. Композиция дворового фасада крыла, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта, складывается из двух частей. Правая часть в 3 оси решена в виде ризалита, выдвинутого в сторону дворовой территории. Вход в подъезд расположен на крайней оси слева. Справа от него по двум осям плоскость стены прорезают близко расположенные друг к другу окна квартир. Левая заглубленная часть фасада решена в 4 оси. Вход также находится на крайней оси слева. Справа от него по 3 осям расположены окна квартир. Окна лестничных клеток, за исключением окон верхней междуэтажной лестничной площадки, по высоте превышают остальные окна дворового фасада. Декор на дворовом фасаде отсутствует. Горизонтальные элементы представлены низким цоколем и профилированным венчающим карнизом. Боковой северо-западный фасад решен в 2 оси. Габариты оконных проемов, расположенных на каждой из осей, повторяют габариты основных окон дворового фасада. Декор отсутствует. Горизонтальные элементы композиции те же, что на дворовом фасаде. Планировка дома сохранилась в габаритах капитальных стен. Помещение парадного вестибюля, расположенного на 1-м этаже в центре юго-западного фасада, соединялось с помещением парадной лестницы. Последняя примыкала к дворовому фасаду здания. На каждую из лестничных клеток парадной лестницы в уровне 2-го и 3-го этажей выходили по две квартиры. Парадные помещения квартир располагались вдоль уличных фасадов. Со стороны дворовых фасадов были расположены хозяйственные помещения и комнаты прислуги. К дворовым фасадам здания примыкали и объемы лестничных клеток «черных» входов в здание. На лестничную клетку «черной» лестницы в пределах каждого из этажей выходила дверь одной квартиры. Все лестницы в доме каменные, положенные на металлические закрытые косоуры. Ограждения деревянные из точеных балясин с деревянными поручнями. Под зданием находятся два подвала, не связанные друг с другом. Вход в помещения подвалов был устроен из лестничных клеток «черных» входов (заложены). Сохранилось первоначальное перекрытие помещений подвала кирпичными сводиками по металлическим балкам. Такие же сводики использованы в качестве междуэтажных перекрытий на «черной» лестнице со стороны северо-восточного бокового фасада. Высота помещений: подвала - 2,15 м; 1-3 этажей - 3,9 м. Фундамент - бутовый ленточный; стены - кирпич; перегородки - кирпичные, дощатые; перекрытия - деревянные; крыша - шифер; полы - линолеум, плитка, дощатые; двери - деревянные филенчатые, железные; окна - одно-двух- трех-створные. Общие габариты в плане: крыло по Октябрьскому пр. - 40,6 м х 16, 9 м крыло по ул. Металлистов - Дом жилой доходный Станкевича Г.Ф.
Общие сведения:Дом имеет важное градостроительное значение, закрепляя перекресток Октябрьского проспекта и улицы Металлистов. Пример крупного доходного дома с большими комфортабельными квартирами в застройке дореволюционного Пскова. Яркий образец стиля модерн архитектуре Пскова. Одна из лучших авторских работ*псковского губернского инженера Станкевича Г.Ф.

Материалы: ГП БТИ Псковской области.Новикова Н.Н. Прибалтийское влияние в архитектуре Пскова второй половины XIX - начала XX века., Сб. «Псков в российской и европейской истории» М., т. 2, 409Памятная книжка Псковской губернии на 1911 – 1912 годы. Псков, 1910, 152«Псков на старых открытках», Псков, 2004, 128-129



Реставрационные работы: Реставрационные работы не проводились
Библиография: Вестник Псковского губернского земства., 1898, № 11, 56Кремлев Б. Древний и настоящий г.Псков. Путеводитель по г.Пскову и его окрестностям... СПб., 1906,, 28Материалы ГП БТИ Псковской области.Новикова Н.Н. Прибалтийское влияние в архитектуре Пскова второй половины XIX - начала XX века., Сб. «Псков в российской и европейской истории» М., т. 2, 409Памятная книжка Псковской губернии на 1911 – 1912 годы. Псков, 1910, 152«Псков на старых открытках», Псков, 2004, 128-129

Дом жилой доходный Станкевича ГФ

Дом жилой доходный Сафьянщиковых ВЯ

Дом жилой доходный Сафьянщиковых В.Я.
Дата постройки: кон. XVII в., кон. XVIII в., 1892, около 1903 г.
Адрес: Псков г./Герцена ул, 1/1
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Административное здание и дом фольклора областного центра народного творчества
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Первые сведения о застройке данного участка относятся к середине XVII века. На плане г.Пскова 1740 года вблизи перекрестка нынешних улиц Л.Поземского и Герцена обозначены две небольшие каменные постройки , которые исследователь псковской сред-невековой гражданской архитектуры Ю.П.Спегальский определял как подызбицы (1). Одна из побызбиц как часть подвала вошла в состав дома № 3/2 на перекрестке ул. Л.Поземского и Герцена. Вторая, по-видимому, была использована при строительстве до-ма № 1 по ул. Герцена. Из архивных документов известно, что домовладение справа за мостом через реку Пскову в конце XVIII века принадлежало известному в городе купцу старообрядцу Якову Яхнову. В 1780 году он покупает у вдовы псковского мещанина Ива-на Иванова сына Агонискова Пелагеи Осиповой дочери "в Житницкой сотне, в приходе церкви Козьмы и Дамиана с Примостья, двор с хоромным строением, каменными погре-бами и садом"(2). Под каменными погребами, скорее всего, подразумевалась подызбица, обозначенная на плане г.Пскова 1740 года. В межевом плане г. Пскова 1781 года на участ-ке Яхнова Я. обозначена каменная прямоугольная в плане постройка, главным фасадом ориентированная в сторону ул. Богоявленской (3). В 1809 году домовладение Яхнова Я. по ул.Нарвской, Богоявленской и набережной р.Псковы состояло из каменного дома и соло-довенного завода (4). В 1809 при доме Яхнова на Запсковье была открыта первая в городе старообрядческая моленная (5).После смерти Яхнова Я. дом у моста перешел к его млад-шему сыну купцу Алексею Яковлевичу Яхнову, а после смерти последнего, примерно в 1830-х годах, - к его сестре Фекле Яковлевне Яхновой - Булынниковой. Из плана 1857 года, составленного инженером Годовиковым И.Ф., следует, что к середине XIX века на участке Яхновых, по-прежнему, находился каменный жилой дом с деревянной пристрой-кой со стороны двора, поставленный на перекрестке ул. Нарвской и Богоявленской и ка-менный одноэтажный флигель, расположенный параллельно набережной р. Псковы. Въезд на дворовую территорию был устроен со стороны ул. Нарвской между жилым до-мом и флигелем (6). Подобная ситуация сохранялась до середины 1880-х годов, о чем сви-детельствует план г. Пскова, составленный псковским губернским инженером С.Ф.Езеровским в 1887 году. В 1870-х годах домовладение принадлежало внучкам Якова Яхнова сестрам Анне Алексеевне Боярской и Вере Алексеевне Яхновой. В 1874 году на ул.Нарвской они со-вместно владели каменным двухэтажным домом и двумя флигелями, оцениваемыми в 4000 рублей (7). В 1880- годах домовладение состояло из каменного двухэтажного дома, двухэтажного флигеля и одноэтажного флигеля, общей стоимостью в 4220 рублей (8). В 1892 году в псковскую Городскую Управу поступило прошение от личного дворянина Николая Николаевича Боярского с просьбой разрешить на дворовом его месте на Нарв-ской улице на берегу р.Псковы перестроить каменный двухэтажный флигель и сделать к нему такую же пристройку. Представленный в Управу проект перестройки был утвержден псковским городским архитектором Ф.П.Нестурхом в июне 1892 года (9). В результате проведенных строительных работ над каменным двухэтажным флигелем был надстроен третий этаж, о чем свидетельствовала дата "1892" в аттике на углу здания (утрачена в хо-де ремонта 1990-х годов). Одновременно между перестроенным флигелем и первоначаль-ным домом на ул.Богоявленской был возведен новый трехэтажный флигель и все три по-стройки были объединены под одной крышей. Стоимость домовладения Боярского на ул. Нарвской к 1895 году увеличилась до 7147 рублей (10). В 1897 году домовладение Н.Н.Боярского купил известный псковский купец, один из наиболее крупных местных домовладельцев Василий Яковлевич Сафьянщиков. Первые сведения о домовладениях Сафьянщиковых в Пскове относятся к концу XVIII века. В 1800 году Михей Сафьянщи-ков основал на Запсковье за Варлаамовскими воротами собственный кожевенный завод с жилым домом при нем (11). После смерти Михея его имущество унаследовал сын Яков Сафьянщиков. На протяжении всего XIX века семья Сафьянщиковых проживала в своем доме за Варлаамовскими воротами (ныне наб. Советская, 9). Здание располагалось в непо-средственной близости к церкви Варлаама Хутынского и с середины XIX века Сафьян-щиковы (Яков - Александр - Василий - Илья) бессменно на протяжении жизни трех по-колений занимали должность церковного старосты храма (12). После смерти Якова Сафь-янщикова основными наследниками стали два его сына - Александр Яковлевич и Василий Яковлевич Сафьянщиковы. Александр Яковлевич рано умер, оставив на попечении сво-его брата Василия Яковлевича Сафьянщикова малолетнего сына Илью. В 1905 году, после смерти дяди, Илья Александрович Сафьянщиков унаследовал основную часть родового капитала, в том числе недвижиое имущество, среди которого были два домовладения на Завеличье, одно на Новгородской улице, одно на Сергиевской улице и шесть домовладе-ний на Запсковье (13). К числу последних относилось и домовладение на перекрестке улиц Богоявленской и Нарвской. На снимке, сделанном Псковским фотографом О.Парли в 1900 году, зафиксирована часть домовладения Сафьянщикова В.Я., обращенная в сторону ул. Нарвской и набережной реки Псковы. На фотографии четко просматривается трех-этажный объем здания, расположенного вдоль ул. Нарвской, перестроенный в 1892 году, и примыкающий к нему со стороны набережной двухэтажный флигель. Около 1903 года двухэтажный флигель на берегу реки Псковы был перестроен и объединен в один объем с соседним трехэтажным флигелем. Тогда же со стороны ул. Богоявленской был построен новый двухэтажный жилой флигель (ул.Герцена,3) и все здания, входившие в состав до-мовладения Сафьянщикова В.Я., получили единую стилевую обработку уличных фасадов. В 1904 году, накануне смерти Сафьянщикова В.Я., его домовладение состояло из камен-ного трехэтажного дома, каменного трехэтажного флигеля и каменного двухэтажного флигеля (14). В таком виде без серьезных утрат домовладение дошло до наших дней. В 1898 году перед домом Сафьянщикова велись работы по разборке старого дере-вянного Американского моста и установке на его месте нового металлического моста, по-лучившего название Троицкого. При смене мостов были укреплены гранитным камнем береговые устои и сделана подсыпка насыпи. В результате уровень пешеходной и проез-жей части моста пришелся на уровень второго этажа дома СафьянщиковаВ.Я.. После за-вершения строительства моста В.Я.Сафьянщикову было предоставлено право "на остав-ление площадок- сходней с мостовой насыпи" к его дому (15). Сходни вели с моста в по-мещения второго этажа, расположенные у правого угла фасада, обращенного в сторону ул. Нарвской. Дом Сафьянщиковых был доходным. В начале ХХ века в здании размещалась ап-тека и аптекарский магазин "Троицкий", принадлежавший Гитцу Ивану Ивановичу(16). Вывеску аптеки можно видеть на дореволюционных открытках. Сам Гитц И.И. жил в этом же доме на втором этаже в квартире № 5 (17). С середины 1890-х годов в доме находилось два трактира. После революции вся недвижимость Сафьянщиковых была национализиро-вана. Сам хозяин с детьми переехал в Петроград, где до сегодняшнего для проживают его потомки. В годы Великой Отечественной войны дом, по-видимому, был частично разру-шен и восстановлен в середине 1940-х годов. В настоящее время бывшее домовладение Сафьянщиковых на перекрестке ул. Гер-цена и Л.Поземского имеет два адреса: Герцена 1 и Герцена 3. Дом № 1 по ул. Герцена до 1980- годов использовался под коммунальное жилье. В помещениях бывшей аптеки Гит-ца до 1990-х годов располагалась оптовая аптека, обеспечивавшая все больницы города лекарственными препаратами. В 1981 году владельцем дома являлось Горжилуправление г. Пскова: здание нахо-дилось в ведении ДУ № 1, позднее - ЖЭУ № 11 (18) . Решением Псковского Горисполко-ма № 252 от 28.04.82 дом был признан ветхим и отселен. Здание пустовало и разрушалось до 1988 года. В 1989 году дом был передан на баланс Генеральной дирекции "Псковре-конструкция" на время ремонта с целью приспособления его для работы Археологическо-го центра Псковского музея-заповедника. В 1992 году был частично отремонтирован трехэтажный флигель, выходящий на реку Пскову и в его помещениях разместился Ар-хеологический центр. Работы внутри дома велись строительной организацией ЗАО Ремст-рой (руководитель Данилов С.Н.). Фасады не ремонтировались. В 1997 году работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования и не возобновлены до сих пор. В на-стоящее время в здании хозспособом на средства Археологического центра производятся ремонтные работы в интерьере и противоаварийные работы на фасадах постройки. Общие габариты в плане: 25.1 м х 41.2 м.
Архитектурные особенности:Дом находится в районе Запсковья. Расположен на правом берегу р.Псковы у съез-да с Советского моста на ул. Л.Поземского. Занимает северо-западную часть квартала, ог-раниченного Нижней Набережной р.Псковы (быв.Розовый переулок, впоследствие - Лет-ний переулок), ул.Л. Поземского и ул.Герцена. С востока по ул.Герцена к нему примыкает 2-х этажный с подвалом дом 1903 г., который первоначально как 2-х этажный флигель входил в данное домовладение Сафьянщиковых. Постройки дома в уровне нижнего этажа встроены в береговой рельеф. Дом каменный, двухэтажный с полуподвалом и подвалом, сложный в плане. Он со-стоит из трех разновременных частей и пристроек со стороны двора. Крыши двухскатные, частично вальмовые. Разновременные постройки выходят главным фасадом на ул.Герцена, Л.Поземского и Нижнюю набережную р.Псковы. В декоре фасадов, которые, вероятно, были отделаны в 1903 г., заметно стремление объединить разновременные постройки в общую композицию. На заведомо ассиметрич-ной основе сделаны попытки найти ведущие оси композиции приемами, характерными для симметричных композиций фасадов эклектики. На главном фасаде по ул.Л. Поземско-го филенчатыми лопатками выделен асимметрично расположенный парадный вход в ап-теку Гитца, который подчеркнут во 2-м этаже двумя арочными окнами. Лопатками выде-лен скругленный угол. На фасаде со стороны реки лопатками зафиксированы торцы стен части 1892 г., выделен парадный вход в правой части фасада и закреплен угол. Все лопат-ки выполнены одинаковыми с фигурными филенками на 2-м этаже. Горизонтальные элементы декора: межэтажный пояс и венчающий карниз имеют одинаковый профиль. На фасаде в сторону реки, под окнами полуподвала имеется цоколь из гранитных плит. Оконные проемы всех уличных фасадов в уровне 2-го этажа имеют одинаковые об-рамления. Окна 1-го этажа со стороны реки и на скругленном углу украшены каплями в нижней части обрамлений и филенками под окнами. Простенки в этой части фасада также украшены филенками. Окна 2-го этажа фасада по ул.Л.Поземского также имели филенки под окнами (утрачены). Часть окон полуподвала сохранила лучковое завершение. Декор дворовых фасадов ограничен венчающим карнизом и скруглением углов пристроек 1903 г. Часть окон имеет лучковое завершение. Планировочная композиция сложная, составлена из разновременных построек и пристроек, конфигурация которых намечена исходя из очертаний участка застройки. Пла-нировка сохранилась только в габаритах несущих и капитальных стен. В интерьерах на нижних поверхностях площадок лестницы, выходящей к реке, со-хранились остатки декора, плафоны потолка и профилированных карнизов на стенах. В остальных помещениях дома декор интерьеров уничтожен при ремонте 1988-1997 гг. В помещениях подвала (1892 г.)сохранились оконные проемы, отделанные кирпи-чом в каменной кладке (заложены). Одно окно сохранило подлинную деревянную короб-ку. В подвалах древнего дома сохранились каменные коробовые своды с распалубка-ми, лучковые перемычки окон и ворот из известнякового камня, а также сохранился один первоначальный оконный проем во двор с волнисто-ромбической решеткой и свечная ниша в стене. На двух проемах дверей сохранились железные подставы и петля для замка. Часть среднего помещения со стороны ул.Герцена занято скалой, выходящей на 1 м выше уровня пола; помещения по сторонам от среднего недоступны для осмотра. Высота помещений подвала - 2.1 м; 1-го этажа - 2.5 м (в древней части) и 3.3 м; 2-го этажа - 3.45 м. Фундаменты бутовые ленточные; стены из местной плиты, кирпича и смешанной каменно-кирпичной кладки; перегородки кирпичные и деревянные; перекрытия: в подва-лах - каменные своды и сводики из кирпича по металлическим балкам, в 1 и 2-м этажах - деревянные отепленные. Крыша по деревянным стропилам крыта железом; полы доща-тые; окна двойные створные и глухие, двери филенчатые. Наружная отделка: штукатурка, окраска, лепной декор; внутренняя отделка - штукатурка, тянутые карнизы и плафоны по-толков, побелка, окраска.
Общие сведения:Дом имеет важное градостроительное значение для формирования панорамы за-стройки Запсковья, является примером сочетания построек разных периодов строительст-ва и объединения их в единое целое приемами и декором периода эклектики конца XIX - начала ХХ вв. Одно из многочисленных домовладений широко известного в Пскове купеческого рода Сафьящиковых.
Предметы особой охраны: 1. Объемно-пространственная композиция дома, состоящая из разновременных по-строек. 2. Планировочная композиция этажей в габаритах несущих и капитальных стен. 3. Архитектурная композиция фасадов асимметричная, выделение парадных входов и конфигурация оконных и дверных проемов. 4. Декор фасадов: цоколь из гранитных камней, межэтажный профилированный пояс, венчающий карниз, филенчатые лопатки, обрамления окон, филенки под окнами. 5. Остатки декора интерьеров под площадками лестницы (1903 г.): плафон и карни-зы потолка. 6. Конструкция основания и фундаменты, стены разных периодов: каменные, сме-шанной каменно-кирпичной кладки, кирпичные, своды из известнякового камня, сводики кирпичные по металлическим балкам, перемычки лучковые из известнякового камня и кирпичные; ниша в каменных стенах подвала; волнисто-ромбическая решетка окна в под-вале; подставы и петли ворот в подвале.

Состояние объекта: среднее

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: ремонтно-ресставрационные работы
Библиография: Вестник Псковского губернского земства., 1899, №10, с. 85.ГАПО, ф. 580,оп.1, д. 108, л.63 об; ф. 20, оп.1,д.273,л. 545; ф. 116, оп 1, д. 23, л. 28 об; ф. 23, оп.1, д. 75 а, л.5 об.;ф.46, оп.1, д. 811, л.3 об.; ф. 58, оп.2,д. 2156, л. 360.; ф. 116, оп.1, д. 83, л. 4.Древлехранилище ПГОИАХМЗ, ф.Годовикова И.Ф., № 28006/31.Годовиков И.Ф., Краткое историческое обозрение г. Пскова и его древних достопримечательностей с атласом рисунков. Псков, 1866 (рукопись); н/в 3095/5.Ефимов А.Н. Псковские старообрядцы.\"Псков", 2001, № 15, с.135-155Лебедев А.Е. "Историко-статистический очерк Псковоградской Варлаамовской церкви", Псков, 1895.Псковские губернские ведомости, 1874, 1874, № 14, с. 146; 1887, № 15, с. 109; 1895, № 18, с. 123;Спегальский Ю.П. Псковские каменные жилые здания XVII в. Л.-М., 1963.

Дом жилой доходный Сафьянщиковых ВЯ

Дом жилой доходный Кербера БЮ

Дом жилой доходный Кербера Б.Ю.
Дата постройки: 1910 г.
Адрес: Псков г./Октябрьский пр-кт, 30-а
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Жилой дом Кафе
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Первые сведения о застройке данного участка относятся к середине XIX века. Из плана И.Ф.Годовикова 1857 года следует, что на этом участке земли размером 26 х 79 м, вытянутом перпендикулярно улице Сергиевской (нынешний Октябрьский пр-т). размещались три деревянные постройки принадлежавшие одному владельцу. Главный жилой дом был поставлен вдоль красной линии улицы. Два других располагались за ним, в глубине дворовой территории. Из документов известно, что в последней четверти XIX века домовладение это являлось собственностью первого псковского фотографа Ивана Васильевича Дмитриева. После смерти Дмитриева, в 1866 году оно перешло к его вдове Юлии Адамовне Дмитриевой. В 1895 году домовладение Дмитриевой на улице Сергиевской состояло из полукаменного двухэтажного дома и двух флигелей. (2). В первом десятилетии XX века хозяином участка становится Бернард Юлиусович Кербер (страховой агент). (6). В 1909-1911 годах сохраняющийся полукаменный дом Дмитриева-Кербер по улице Сергиевской сдается внаем: первый его этаж занимает кондитерский магазин Ф.Я.Вилемсона (5), а на втором размещается фотоателье известного псковского фотографа Отто Ивановича Парли. (4,5). Смена владельца повлекла за собой значительные перемены в застройке участка. К концу первого десятилетия XX века был снесен старый жилой флигель в глубине двора. На его месте в 1910 году Б.Ю.Кербер возвел каменный трехэтажный дом на вместительном подвальном этаже. (1,3). Автор проекта постройки не установлен. Здание предназначалось для жилья и сдачи внаем. Судя по страховым документам, в новом доме Кербера первоначально разместили три квартиры. Об этом говорит наличие трех кухонных плит, трех ванных комнат. Трех ватерклозетов. Все помещения дома были покрашены, полы в жилых комнатах имели паркетные покрытия. Комнаты отапливались двенадцатью голландскими печами, изразцы для которых были приобретены в фирме "Братья Лейтнекеры. Новогрудок". В здании насчитывалось 41 большое, 2 средних и 10 малых окон. Количество дверей равнялось 64, из них 28 были двухстворчатыми, 36 одностворчатыми. В здании было устроено три входа. Парадный располагался справа на фасаде, обращенном в сторону улицы Сергиевской. Черный вход был устроен параллельно парадному, со стороны двора. На боковом фасаде слева находилась пристройка, оформлявшая вход в подвал.
Архитектурные особенности:Здание расположено в историческом центре Пскова, на центральной улице - Октябрьском проспекте возле пересечения с улицей Свердлова, рядом с крепостной стеной Окольного города. Здание поставлено с отступом от "красной" линии улицы в глубину квартала. Представляет собой небольшую прямоугольную в плане трехэтажную постройку из красного кирпича с подвалом. Крыша над всем зданием вальмовая трехскатная. На крышу выходят кирпичные печные трубы. Характер внешней отделки здания во многом определялся его местоположением. Основной декор сосредоточен на главном фасаде. Декор северо-восточного фасада (со стороны черного входа) и северо-западного фасада (с входом в подвал) ограничивался рустованными лопатками на углах дома и с карнизом с выпусками кирпича для мотива аркады, без штукатурного декора. Боковой юго-восточный фасад со стороны лестничных клеток решен как брандмауэрный. В композиции главного фасада использованы отдельные формы ренессансной архитектуры. Однако, характерное для ренессансных и эклектических построек деление фасадной плоскости по горизонтали, в доме Кербера сменилось стремлением к вертикальному. В прорисовке декоративных элементов основного объема заметно влияние модерна. О последнем говорит и новый подход к цветовому решению фасада, а также интерес к сочетанию различных по архитектуре поверхностей. Декоративное решение фасадов построено на контрасте красных необлицованных кирпичных стен с расшивкой швов, белой штукатурной отделки и накладных деталей. Членение фасада соответствует пространственной и конструктивной схеме здания. Рустованные лопатки делят фасад на две части - основную жилую и лестничную клетку. Окна каждого этажа имеют свое декоративное обрамление профилированными, объединенными в верхней части профилированной тягой. Наиболее богато украшены проемы второго этажа - это штукатурные наличники, сверху переходящие в арки с орнаментом внутри, а внизу украшенные штукатурными рамами с круглыми розетками. Во 2-м и 3-м этажах устроены балконы с металлической ажурной решеткой.. Боковая часть с парадным входом и лестничной клеткой имеет свою композицию проемов: с арочным парадным входом с имитацией флорентийского окна во 2-м этаже, двойным окном в 3-м. этаже, сверху завершается фигурным щипцом с круглым чердачным окном-люкарной. В плане здание близко к квадрату, слегка вытянуто в сторону двора. Планировка этажей и подвала одинакова. Капитальные стены внутри дома отделяют две лестничные клетки вдоль юго-восточной стены и одна продольная несущая стена делит основной объем на две неравные части. Кроме того, в каждой части роль несущих конструкций играют два пилона в которых находятся дымоходы и вентканалы. Дальнейшая разбивка на помещения за счет деревянных перегородок. Планировка здания - трехквартирный жилой дом. По одной квартире на этаже, парадный вход с лестницей с улицы и "черный" выход с лестницей во двор. Высота помещений подвала - 3.52 м; 1-го этажа - 3.45 м; 2-го этажа - 3.4 м, 3-го этажа 3.3 м. Фундамент - ленточный из бутового камня с подвалом. Наружные стены и внутренние капитальные стены из кирпича, внутренние перегородки - деревянные оштукатуренные. Перекрытия междуэтажные и чердачные - деревянные утепленные. Крыша - деревянная стропильная система. Кровля - железо (ныне оцинкованное). Полы - паркет (ныне дощатые). Окна створчатые с двойными рамами. Двери филенчатые. Внутренняя отделка - штукатурка, побелка, покраска. Отопление - первоначальное печное. Габариты дома в плане: 15.2 х 16.3 м.
Общие сведения:Построенный в конце первого десятилетия XX века, дом Б.Ю.Кербера может считаться одним из наиболее интересных образцов эклектичного модерна в жилой застройке дореволюционного Пскова.


Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: Бесплатный псковский листок объявлений., 1911 г., № 8, с.2ГАПО, ф.50, оп.1, д.1250Новикова Н.Н. Прибалтийское влияние в архитектуре Пскова второй половины XIX - начала XX века., \Псков в Российской и европейской истории. М., 2003 г., т.2, с.409Памятная книжка Псковской губернии., 1905-1906 гг., с.392, 348Псковские губернские ведомости, 1874, 1895 г., № 18, с.121Псковские губернские ведомости, 1874, 1910 г., № 24

Дом жилой доходный Кербера БЮ