Дом жилой Хмелинского МС

Дом жилой Хмелинского М.С.
Дата постройки: XVII в.
Адрес: Псков г./Герцена ул, 6-а
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Дом жилой-100

Дом жилой.
Дата постройки: 1956 г.
Адрес: Псков г./Яна Фабрициуса ул, 27
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Современное использование: Жилой дом


Историческая справка:В 1955 г. были объединены Дновское и Псковское отделения Октябрьской желез-ной дороги. Значительная часть сотрудников Дновского отделения была переведена на работу в Псков. Для их размещения в Привокзальном районе началось активное строи-тельство каменных жилых домов. Застройка велась от площади железнодорожного вокза-ла вдоль трассы вновь образованной улицы, которая с 1951 г. носила имя Я.Фабрициуса. Дом (№27) по ул. Я. Фабрициуса, построенный в 1956 г. стал второй жилой постройкой в данном районе (первый жилой дом №28 был построен в 1953 г.). Оба дома были ведомст-венными жилыми для Псковской дистанции гражданских сооружений НГЧ-9 Псковского отделения Октябрьской железной дороги. Дом проектировался в мастерской "Псковобл-проект" под руководством А.А. Ларкина. В проектировании дома использован типовой проект №204-6, переработанный в разделе фасадов, исходя из градостроительной ситуа-ции. Дом разработан на 20 квартир с двумя помещениями магазинов в 1-м этаже. Аналогами этого дома в Пскове являются дома по ул.Л.Поземского, 62 (1954 г.); 64 (1956 г.); по ул. М.Горького, 10/10 (1955 г.), а также дом 28 по ул. Я.Фабрициуса, распо-ложенный напротив дома № 27 и построенный раньше остальных, в 1953 г. В разное время в 1-м этаже дома располагались магазины тканей, мебели, булочная и ателье по пошиву одежды. В 2000 г. на основании договора купли-продажи от 28.03.2000 г. помещения мага-зинов в 1-м этаже перешли в собственность ЗАО "Балтийский банк", а на основании Рас-поряжения Администрации г.Пскова №313-р от 01.02.2001 г. жилые квартиры 1-го этажа, также приобретенные банком, были переведены в нежилые помещения. Реконструкция помещений 1-го этажа для "Балтийского банка" была закончена к 14.06.2001 г. Согласно Распоряжению Администрации г.Пскова №3140-р от 19.09.2002 г. дом, в составе 44 ведомственных объектов Псковского отделения Октябрьской железной дороги, был передан на техническое обслуживание городских коммунальных структур. В распо-ряжение КУМИ г.Пскова, дом передан по акту от 23 декабря 2005 г., который утвержден решением арбитражного суда от 29 марта 2006 г.
Архитектурные особенности:Дом расположен в Привокзальном районе г. Пскова, на ул. Я.Фабрициуса, ось ко-торой ориентирована на ось здания вокзала. Дома №27 и 28 совместно играют роль свое-образных пропилеев при въезде на ул. Я. Фабрициуса со стороны вокзала, а также обра-зуют в этом месте локальный общественно-торговый центр. Главным фасадом дом выхо-дит на "красную" линию ул. Я. Фабрициуса. Дом "П"-образный в плане, каменный, трехэтажный с подвалом и вальмовой крышей сложной формы. На крышу выходят каменные печные трубы и слуховые окна. Стены оштукатурены и окрашены в светло-песочный тон с выделением декора белым цветом. Цоколь штукатурный, окрашен в серый цвет. Главный фасад решен в 15 осях. Композиция фасада симметрично-осевая с выде-лением главной оси и двух второстепенных осей симметрии. Центральная часть фасада в 3-х осях выделена крупным щипцом, поднятым над основным карнизом. Центральная ось симметрии подчеркнута главным парадным входом в подъезд; балконами в уровне 2-го и 3-го этажей, арочным завершением двери балкона 3-го этажа и круглым слуховым окном и тимпане щипца. В уровне 3-го этажа она поддержана балконами оп сторонам оси. Боковые части фасада решены в 6 осях с самостоятельными осями симметрии, яв-ляющимися второстепенными по отношению к главной оси. Они выделены входами в ма-газины, подоконными полочками 2-го этажа, балконами, арочным завершением дверей балконов 3-го этажа, а также деревянными слуховыми окнами на крыше. В уровне 3-го этажа эти оси также подчеркнуты симметричным расположением балконов по сторонам осей. Горизонтальными элементами композиции фасада выступают цоколь и венчающий карниз. Цоколь разновысокий: между второстепенными осями он проходит под витрина-ми и имеет простой профиль с отливом. На флангах цоколь повышен, имеет кордон в виде вала с каблучком и профиль, фиксирующий высоту пониженной части цоколя. Венчаю-щий карниз расположен над боковыми частями, его свес поддерживается литыми фигур-ными кронштейнами. Главный парадный вход в дом на центральной оси имеет широкий профилирован-ный наличник и подчеркнут прямым профилированным сандриком и кронштейном, под-держивающим консольную площадку балкона 2-го этажа, стилизованным под замковый камень. Крупные проемы витрин магазинов по сторонам парадного входа имеют лучковые завершения и украшены штукатурными профилированными наличниками, соединенными между собой профилированной тягой на простенках. Прямоугольные проемы входов в ма-газины первоначально были обрамлены профилированными наличниками (ныне частично утрачены), кроме того, они на второстепенных осях симметрии выделены профилирован-ными наличниками с лучковым завершением, повторяющими обрамления витрин. Про-филированные наличники имеют также и арочные проемы балконных дверей на второсте-пенных осях симметрии, а проемы окон 2-го этажа под балконами выделены подоконной профилированной полочкой. Балконы 3-го этажа на главной и второстепенных осях сим-метрии выполнены с бетонными площадками, опирающимися на фигурные литые бетон-ные двухступенчатые кронштейны, украшенные профилированными тягами, волютами, листьями аканта и цветочными композициями. Балконы, расположенные в уровне 3-го этажа по сторонам осей симметрии и бал-кон 2-го этажа на центральной оси выполнены с консольными бетонными площадками с малым выносом по типу "французского" балкона. Ограждение балконов из металлическо-го круглого и витого профиля, с решетками из вертикальных стержней. Для решеток бал-конов на осях симметрии характерны дополнительные орнаментальные украшения, а для решеток "французских" балконов - стержни с выкружкой в нижней части. Оконные рамы двухстворные, имеют характерную расстекловку трехчастную по вертикали, а полукруг-лые фрамуги дверей балконов - лучевую расстекловку тонкими горбыльками. Торцовые фасады решены в 4-х осях с признаками осевой симметрии, которые вы-ражены в зауженных простенках на центральной оси. Цоколь и карниз такого же вида, как на главном фасаде. Окна прямоугольные без обрамлений. Дворовый фасад построен также на основе центрально-осевой симметрии. Цен-тральная ось выделена незначительно - нишей в уровне 2-го этажа и проемом входа в ле-стничную клетку со двора. Фланги композиции подчеркнуты ризалитами, значительно выступающими и придающими зданию "П"-образное очертание. Венчающий карниз и цоколь на ризалитах такие же, как на главном и боковых фасадах. Цоколь между ризали-тами низкий упрощенный штукатурный, а венчающий карниз не имеет кронштейнов. В углах ризалитов решены входы в крайние лестничные клетки из лоджий с одним угловым столбом. Над ними в уровне 2-го и 3-го этажей решены лоджии квартир с арочными про-емами на две стороны. Низ этих проемов отмечен профилированными полочками. Лоджии 2-го этажа имеют металлические ограждения, такие же как на "французских" балконах главного фасада. В уровне 3-го этажа решетки имеют такие же ограждения, как на балко-нах, расположенных на осях композиции главного фасада. Входы в крайние лестничные клетки сохранили подлинные филенчатые двери внутри входных тамбуров. Планировочная композиция дома также симметрична и соответствует структуре фасадов. Основными стержнями её являются три лестничные клетки, расположенные со стороны двора на трех осях симметрии главного фасада - парадный вход в дом и входы в магазины, расположенные в 1-м этаже между лестницами. Торговые залы выходят на главный фасад. Торцы занимают квартиры (по две с каждой стороны) с входами с крайних лестниц. Здесь использована часть типовой крайней жилой секции с квартирами, сблоки-рованными санузлами и кухнями. В уровне 2-го и 3го этажей применены полные крайние секции и средняя с квартирами, также сблокированными санузлами и кухнями с крайними секциями. Планировочная структура подвала, в основном, повторяет композицию 1-го этажа. Здесь в юго-восточном торце расположено помещение котельной (оборудование демонти-ровано) с входом со двора; в северо-западном - кладовые жильцов; к юго-востоку от цен-тральной лестницы - спецподвал ГО, а к северо-западу от него - подвал магазина (ныне он и спецподвал ГО затоплены водой). В интерьерах магазинов сохранилось частично первоначальное декоративное уб-ранство потолков. Перекрытие опирается на систему поперечных железобетонных балок, связывающих столбы каркаса. Балки украшены профилированными тягами, поясом иони-ков и поясом из листьев лотоса. "Капители" столбов декорированы поясом из листьев ло-тоса, углы - листьями аканта; ниже поясом поребрика и цветочными розетками; в компо-зицию декора включены тяги различного профиля. Оформление "капителей" столбов в магазинах несколько отличается, но использованы одинаковые элементы декора в разном сочетании. Лепные украшения на потолке в местах крепления светильников - поздние, наклеенные при ремонте. Во всех лестничных клетках сохранились одинаковые ограждения лестниц, выпол-ненные из металлических стержней квадратного профиля и волнообразной полосы в рав-номерном чередовании. Поручни лестниц деревянные точеные, ступени с мозаичным по-крытием сохранили профиль на кромках проступей. В интерьерах лестничных клеток сохранились потолочные карнизы с падугами уп-рощенного профиля. В интерьерах квартир (в малой части) сохранились потолочные кар-низы более сложного профиля в комнатах и упрощенные в кухнях и коридорах, а также филенчатые полотна дверей, глухие и остекленные, и филенчатые двери встроенных шка-фов-кладовых. Высота помещений подвала - 2.27 м; 1-го этажа - 4.35 м; 2-го - 2.93 м; 3-го - 2,98 м. Фундаменты ленточные каменные; стены из кирпича; перегородки кирпичные и деревянные; перекрытия деревянные отепленные; крыша - деревянные стропила с обре-шеткой; кровля - шифер; лестницы - сборные с железобетонными ступенями по откры-тым металлическим косоурам (оштукатуренным); полы дощатые, цементные; двери фи-ленчатые; окна двойные створные, Отделка: штукатурка, окраска, побелка, обои. Общие габариты в плане: 58.2 м х 16.3 м.
Общие сведения:Градостроительно оформляет въезд на ул. Я.Фабрициуса со стороны вокзала со-вместно с домом №28 и образует с ним локальный общественно-торговый центр. Является примером удачного сочетания приемов проектирования жилых домов послевоенного строительства в Пскове на основе типовых секций с индивидуальной раз-работкой фасадов и интерьеров магазинов в духе формального историзма, свойственного архитектуре СССР в конце 1940-х - 1950-х гг. Отличается стройностью и уравновешенно-стью объемно-пространственной и фасадной композиции.
Предметы особой охраны: 1. Объемно-пространственная структура дома. 2. Архитектурная композиция фасадов: расположение и габариты дверных и окон-ных проемов; форма лоджий и балконов. 3. Архитектурный декор фасадов: профиль цоколя, профили обрамлений дверных проемов и витрин, профили подоконных полочек и площадок балконов; ограждение бал-конов и лоджий, их рисунок и материал; элементы венчающего карниза - выносной про-филь и фигурные кронштейны. 4. Первоначальные конструкции оснований и фундаментов, стен, перекрытий 1-го этажа. 5. Архитектурный декор интерьеров магазинов. 6. Потолочные карнизы и филенчатые двери в интерьерах квартир. 7. Конструкция и ограждения лестниц.
Материалы: ГП БТИ Псковской области.
Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: Материалы ГП БТИ Псковской области.

Дом жилой-100

Дом жилой Степанова И

Дом жилой Степанова И.
Дата постройки: 1899 г.
Адрес: Псков г./Леона Поземского ул, 3/2
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Жилой дом с магазином
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: кирпичный стиль
Историческая справка:Участок с постройками на углу улиц Варлаамской (Нарвской, ныне Л.Поземского) и Богоявленской (ныне Герцена) в конце XIX в. принадлежал псковской купеческой вдове Варваре Васильевне Гуляевой. На участке находился полукаменный 2-х этажный дом с пристройками, оценивавшийся в 2375 руб. (1). В 1898 г. крестьянин Степанов Иван за ссуду в 10500 рублей до 1906 г. заложил свое имущество, заключавшееся "в строениях с землею под ними находящегося в г.Пскове в III части на Запсковье по Нарвской и Богоявленской улице" в Санкт-Петербургско-Тульском Поземельной банке. (2). Из дела не видно, какие именно строения находились на участке в момент залога в 1898 г., был ли уже построен дом, или ссуда была взята для строительства нового дома под залог участка и ранее существовавших строений. В Раскладочных ведомостях за 1899 г. имеются сведения о том, что на данном участке уже существует каменный 2-х этажный дом и полукаменный 2-х этажный флигель. ПОСТРОЙКИ оценены в 5075 руб. (3). Следовательно, датой постройки дома следует считать 1899 год. В 1906 г. Степанов И. на сумму 13500 руб. застраховал в Псковском обществе взаимного от огня страхования свое имущество, состоящего в доме каменном двухэтажном с мезонином, крытом железом. В доме было: внутренних капитальных стен поперечных - 2, продольных -1. Строение прочное. Длина дома составляла - 12 саж., ширина 7-5.1/2 саж., вышина 4.1/2 саж. Окон больших значилось 41, средних 11, дверей двухстворчатых столярных 29, одностворчатых столярных 22, двухстворчатых плотницких - 8, одностворчатых плотницких - 1, лестниц каменных - 3. В доме было печей голландских изразцовых - 3, печей русских - 6, печей круглых с железными чехлами - 10, плит кафельных с 2 кубами - 1, лежанка -1, отхожих мест - 1, ватерклозетов - 7, водопроводных раковин, устройств - 7. Комнат оклеенных обоями было 13, балконов -1. Во дворе также был флигель смешанный 2-х этажный крытый деревом. В нем внутренних капитальных стен поперечных 1. Деревянная пристройка составляла вход. Строение значилось прочным. Длина его 5.1/2 саж., ширина - 4 саж., вышина 1-1.1/3 саж. Больших окон в доме было 3, средних 8, малых 4. Дверей двухстворчатых столярных - 4, одностворчатых столярных - 5, одностворчатых плотницких - 9. Лестниц деревянных - 2, печей голландских изразцовых - 1, печей русских - 2, печей круглых с железными чехлами - 2. Отхожих мест -2, водопроводных раковин.устройств - 2. Комнат оклеенных обоями - 4. Зонтов над парадными подъездами - 1. В состав застрахованного недвижимого имущества входили также кладовая смешанная 2-х этажная крытая деревом с деревянной пристройкой; прачечная каменная 1-этажная крытая железом. Двор закрывался воротами деревянными в каменных стенах. (4). Отдельные квартиры в доме сдавались в наем. Так, по переписи 1910 г. в доме, принадлежащем Степанову И. по ул.Нарвская, 3, значится проживающим раввин Псковской еврейской синагоги, вилленский мещанин Гинцбург Рихман Залманович и псковский мещанин Герасимов Василий Павлович. (5). Степанов страховал усадьбу до 1915 г., причем опись и оценка не изменялись. К 1917 г. дом, очевидно, был продан некой Ривке Лейзеровне Итровой, поскольку в переписи населения 1917 г. Степанов владельцем дома уже не значится, а Р.Л.Итрова страхует усадьбу с 13 августа 1918 г. (6), (7) . В 1919 г. в доме разместилась еврейская трудовая школа. (8). После Великой Отечественной войны и до настоящего времени дом используется под жилье, в 1 этаже находится магазин. С 2000 г. часть здания являемся собственностью Клотиниса Р.Э., а часть является муниципальной собственностью. Первые перестройки, изменившие первоначальную композицию фасадов, произведены еще в начале XX века: к восточному фасаду пристроен объем лестницы на 2-й этаж; который закрыл по четыре оконных проема в 1-м и 2-м этажах и нарушил первоначальную симметрию фасада; частично заложен дверной проем 1-го этажа северной части западного фасада и превращен в окно. Необходимо отметить, что эти переделки выполнены аккуратно, в тех же материалах, которые использоались при строительстве, и с учетом архитектурного решения фасадов. В дальнейшем, вероятно, при приспособлении под коммунальное жилье, были заделаны и превращены в окна дверные проемы 1-го этажа в южной части западного фасада и в восточной части южного фасада; здесь переделки выполнены грубо и искажают первоначальную композицию фасада. На фасадах утрачены первоначальные крыльца со ступенями на 3 стороны, дверные и оконные заполнения, ставни окон 1-го этажа, частично, железные фартуки кирпичных "тяг". Утрачена первоначальная конструкция крыши и ограждение мансарды, кровельное железо заменено на шифер. В интерьерах произведены перепланировки за счет легких перегородок. В 2000-2001 гг. сделана дополнительная пристройка с лестницей в подвал, которая значительно исказила южный и восточный фасады своим архитектурным решением, выполненным без учета архитектуры памятника. Выделение ярким цветом угловой части 1-го этажа существенно исказило цветовой строй памятника, являющийся одним из признаков стиля. На территории двора имеются значительные утраты; не сохранились все дворовые постройки, каменная ограда с арочным проемом и деревянными воротами.
Архитектурные особенности:Дом и двор расположены на углу улиц Л.Поземского и Герцена. Дом вытянут вдоль ул. Л.Поземского, торцовым фасадом выходит на ул.Герцена. Фасады дома хорошо просматриваются при выезде с Советского (Троицкого) моста на Запсковье по ул.Л.Поземского. Дом в плане прямоугольный, 2-х этажный с пристройками к восточному фасаду и с мансардой над восточной частью. Крыша вальмовая. На территории двора находятся поздние постройки дровяных сараев. Фасадная композиция, рассчитанная на восприятие в движении с моста, по улице, раскрывается в полной мере на пересечении улиц. Центром композиции выступает здесь срезанный угол дома с парадным входом в 1-м этаже и балконом во 2-м. Благодаря концентрации этих деталей на углу здания, угол пересечения улиц получает активный организующий акцент. Южным торцовым фасадом здание "ведет" на живописную улицу "губернского" масштаба (ныне Герцена). Западный фасад начинает древнюю дорогу Званицу (Л.Поземского), являясь первым, четко воспринимаемым объектом после частично закрытого мостом дома N 1, стоящего южнее. Основную роль в композиции фасадов играет принцип осевой симметрии. Интересно взаимное расположение осей симметрии на двух перпендикулярных фасадах, решенных в единой системе: западный протяженный фасад имеет три оси симметрии, закрепленные тремя расширенными парадными входами 1-го этажа (2 из них превращены в окна с частичной закладкой по ширине), которые фиксируют накладывающийся "модуль" на 5 осей, где центром является проем входа. Угловой вход находится на оси симметрии уже двух фасадов, и также является центром "модуля" на 5 осей. Еще сложнее система симметрии на южном фасад, который первоначально был задуман также на 5 осей, как бы повторяя половину перпендикулярной ему плоскости. На крайней с востока оси был устроен дверной проем (ныне превращен в окно), который при фронтальном обзоре уравновешивался дверным проемом срезанного угла, а осью симметрии фасада служил расширенный простенок между окнами второй и третьей оси. По прошествии небольшого периода времени, вероятнее всего вскоре по завершении строительства зданий, оно получило с востока пристройку лестничной клетки и, вместе с ней, шестую ось на южном фасаде, которая оказалась симметричной таковой же на западном фасаде. С появлением идентичной по декору пристройки (на фасаде четко читается шов без перемычки) фасад вытянулся по горизонтали, но распределение его масс осталось уравновешенным, так как левую (западную) сторону утяжеляет балкон на углу. При различных углах зрения оси симметрии меняются. В итоге, не имея зеркальных повторений, фасадные плоскости постройки разделены на классически сгармонированные части. Декор фасадов упорядочен также с использованием норм классицизма и подчеркивает горизонтальные членения композиции: протяженная лента гранитного цоколя, подоконные и междуэтажные кирпичные "тяги" и венчающий стены антамблемент, состоящий из тонкого архитрава, широкого фриза и развитого карниза. Стройные пропорции окон задают четкий ритм фасадам, напоминая шаг колоннады. Кладочный узор составляет второй план декоративного убранства. Здание построено в смешанной технике из кирпича с известковой плитой и именно этот материал является средством художественной выразительности фасада. Оконные и дверные проемы с лучковыми перемычками исполнены в кирпиче, простенки - из плиты. Перевязанные ряды различного кладочного материала организуют на плоскости своеобразное геометрическое сочетание фактур. Швы тесаного известняка затерты известковым раствором, в простенках окон они кое-где расшиты на квадры. Поверхность стены слегка тонирована под цвет кирпича. Здесь творческий метод "рационального" направления в архитектуре России конца XIX в. декларирует красоту в правде и естественности материала и конструкции стен, выстраивая эту систему по классическим канонам. Укрупненный масштаб лаконичного антамблемента выдает стилистическую направленность классических предпочтений. В нем можно видеть близость к несколько гипертрофированной неоклассике начала XX века. Важная роль в композиции фасада отведена угловому балкону, который первоначально был открытым с металлическим ажурным решетчатым ограждением на углах которого и теперь сохранились маленькие столбики с "головками" (боковые решетки утрачены). Несколько позже (судя по фотографиям начала XX в. к 1916 г.) появилась деревянная конструкция, которая несет важную эстетическую нагрузку в композиции фасада: внутри металлического ограждения были поставлены деревянные изящно резные столбы, поддерживающие деревянную крышку. Вверху промежутки между столбами и стенами заполнены вставками деревянного растительного орнамента, выполненного в технике плоскорельефной, пропильной резьбы. Также, как и применение местной плиты в сочетании с кирпичной кладкой в декоре стен, деревянная резьба является здесь этнографическим элементом стиля, органично вписываясь в приемы "рационального" направления в архитектуре конца XIX в. Дворовый восточный фасад решен с той же мерой ответственности перед задачей преобразования утилитарного в прекрасное, как и уличные фасады. Его южная часть закрыта поздними пристройками, но в стене фасада сохранились проемы, позволяющие судить о его первоначальном композиционном строе. Здесь также применен принцип осевой симметрии, где ось зафиксирована широкими проемами входа и окон лестничной клетки. Из-за уширения этих проемов и пространства лестницы северная часть фасада получила не 5, а 4 оси. Декоративное решение дворовой стены такое же, что и стен парадных фасадов, только в композиции горизонтальных членений отсутствуют подоконные "тяги". Планировочная композиция в габаритах несущих стен трехчастная с продольной несущей стеной. Под частью дома расположен подвал. Вход в южную часть подвала, состоящего из двух больших помещений с плоским балочным перекрытием, был устроен с лестницы. Вход в северо-западное помещение подвала - через люк в полу 1-го этажа. Перекрытие деревянное с деревянным брусом, поддерживаемым каменными столбами. В уровне 1-го этажа в центре; находятся "парадные сени" и лестница, связывавшая все уровни дома. "Сени" перекрыты коробовым сводом с распалубками над дверными проемами и печными нишами. Помещения 1-го этажа предназначавшиеся, вероятно, под магазины имели непосредственные выходы на улицу и в "сени". Между помещениями северной части имеется широкий арочный проем (ныне заложен). Лестничные площадки устроены по кирпичным сводикам. Сохранились ступени лестницы, тесаные из известняка. В уровне 2-го этажа трехчастная схема сохраняется только с восточной стороны дома; на западный фасад выходят два больших помещения в габаритах несущих стен. Западное большое помещение, освещавшееся с западного и южного фасада, играло роль "парадной залы", имело выход на балкон через остекленную 2-хстворчатую дверь (утрачена). Из декора "залы" частично сохранились лепные потолочные тяги. Первоначальное деление других частей 2-го этажа на более мелкие помещения легкими перегородками не сохранилось, как и убранство их интерьеров. Над восточной частью дома расположена мансарда с окнами, выходящими во двор. Помещения мансарды разделены на две части лестницей. Их планировка также не сохранилась, как и первоначальные конструкции деревянных стен. Фундаменты бутовые, стены сложены из камня с отделкой проемов и углов кирпичом, перекрытия деревянные по балкам. Крыша стропильная первоначально крыта железом (ныне шифер). Габариты в плане: 25.6 х 14.2 м, первоначальная пристройка: 10.8 х 2.5 м.
Общие сведения:Является интересным и уникальным для Пскова вариантом "кирпичного" стиля, отражая закономерности и приемы "рационального" направоления в архитектуре России конца XIX века. Играет заметную и важную градостроительную роль, иллюстрируя художественные принципы периода эклектики в преддверии периода стиля модерн. Является опорным объектом для района Примостья в объемном и историко-культурном плане.

Материалы: кирпич
Состояние объекта: плохое

Доступность: доступ затруднен
Реставрационные работы: инструментальная съемка и фотофиксацияреставрационные работы не проводились
Библиография: ГАПО, ф.50, оп.1, д.1165; д.583; ф.116, оп.1, д.44, 88.Псковские губернские ведомости, 1874, 1891 г., 1899 г.Псковский набат, № 41, 1919 г.

Дом жилой Степанова И