Дом жилой-110

Дом жилой.
Дата постройки: 1957 г.
Адрес: Псков г./Октябрьский пр-кт, 29
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Современное использование: Жилой дом


Историческая справка:Дом по Пролетарскому бульвару №29 (ныне - Октябрьский просп., 29) был постро-ен в 1957 г. по проекту Алексея Афанасьевича Ларкина (1912-1958 гг.). Впервые этот про-ект был разработан для строительства дома №19 по Октябрьскому просп. (1955 г.), затем кардинально переработан в части решения фасадов с привязкой к ситуации участка строи-тельства для дома №15 по Октябрьскому просп. (1956 г.). Для дома №29 по Октябрьскому просп. было разработано совершенно иное архитектурное решение фасадов, чем в преды-дущих проектах. В 1959-1960 гг. проект был еще раз применен для строительства дома №14 по Рижскому шоссе (ныне - Рижский просп., 14) (1). В проекте дома №29 по Октябрьскому просп. в уровне подвала предусмотрены 2 убежища гражданской обороны, прачечная; часть помещений с входами из лестничных клеток - для использования жильцами дома под кладовые. В уровне 1-го этажа размести-лась стоматологическая поликлиника с входом со стороны главного фасада; поликлиника использует также часть помещений подвала. Часть 1-го этажа была занята квартирами. Во дворе дома были распланированы два участка т.н. декоративного сада, часть территории двора занимал грунтовый двор. Во дворе были предусмотрены две постройки аварийных выходов из убежищ Гражданской обороны (2).
Архитектурные особенности:Дом находится на одной из главных городских магистралей - Октябрьском про-спекте, в квартале, ограниченном улицами Металлистов, Я.Фабрициуса, Гагарина и Ок-тябрьским проспектом. Дом расположен в северо-восточной части квартала. Главным протяженным фасадом дом выходит на "красную" линию Октябрьского проспекта. Дом каменный, "П"-образный в плане, состоит из 5-ти этажной средней части, слегка выдвинутой вперед, и 4-х этажных "Г"-образных в плане крыльев, с подвалом под всем домом. Крыши вальмовые. Главный фасад имеет симметрично-осевую композицию без выделения оси сим-метрии. Композиция фасада решена в 40 осях и состоит из 5-ти этажной части в середине в 20 осей и 4-х этажных крыльев по 10 осей. Края композиции на 4-х этажных крыльях зафиксированы двумя неглубокими ризалитами. Средняя 5-ти этажная часть выделена ритмично расположенными неглубокими эркерами на высоту 3-го - 5-го этажей. Ритм эр-керов продиктован секционным строением 5-ти этажной части дома с 4 лестничными клетками, выходящими на главный фасад, которые выделены нишами парадных входов и треугольными сандриками над окнами лестниц в уровне 5-го этажа. На эркерах сосредо-точена большая часть лепного декора. Они решены с зауженными спаренными окнами, объединенными по вертикали широкими профилированными обрамлениями. Простенки между окнами в уровне 3-го этажа оформлены каннелюрами, 4-го этажа - филенкой, а в уровне 5-го этажа декоративной композицией с вазами и розетками с пятиконечными звездами. Под окнами 3-го и 4-го этажей расположены декоративные композиции: под окна-ми 3-го этажа имитирован балясник, где балясины представлены в виде колонн иониче-ского ордера; под окнами 4-го этажа - из листьев аканта с включением "рогов изобилия" и советской символики - серпа и молота со звездой над ними. Над окнами 5-го этажа прямо под выносом карниза помещены декоративные "ва-зы", а между ними фигурные филенки с лавровыми ветвями по сторонам. Эркеры "опи-раются" на креповки межэтажной тяги, представленные в виде сандриков с кронштейна-ми, украшенными листьями аканта. Карниз эркера над окнами 4-го этажа профилирован-ный, под карнизом пропущена профилированная тяга, украшенная иониками и пальмет-тами. Крайние ризалиты фасада также насыщены декором в уровне верхних 3-го и 4-го этажей, объединенных парными пилястрами "большого ордера". С каннелированными стволами и капителями, украшенными листьями лотоса, иониками и пальметтами. Про-стенки между спаренными окнами также обработаны каннелюрами и филенками. Под ок-нами 4-го этажа помещены композиции с гирляндами и лентами, в центре которых - звез-да, серп и молот. Под окнами 3-го этажа - такой же балясник с ионическими колонками, как на эркерах. Ризалиты увенчаны прямоугольными аттиками, края которых имитируют широкие "столбики"; края и середина аттиков обработаны филенками. В 1-м этаже центрального 5-ти этажного корпуса в пролетах между крайними па-радными входами, расположены витрины, спаренные и сдвинутые с осей вышерасполо-женных окон и эркеров. Горизонтальными составляющими композиции фасада являются: штукатурный цо-коль с профилированной полкой, ступенчатая междуэтажная тяга в уровне перекрытия 2-го этажа и выносные венчающие карнизы. Карниз 5-этажной части решен более парадно. Его профилированный вынос поддержан изящными кронштейнами с филенками между ними. Под выносом пропущена профилированная тяга. Над эркером креповки карниза без кронштейнов. Карниз 4-х этажных крыльев тоже имеет выносную профилированную пли-ту, под которой пропущен пояс из дентикул, иоников и пальметт. Парадные входы 5-ти этажной части устроены в высоких нишах с лучковым за-вершением и штукатурной имитацией перемычки из крупных камней. В верхней части ниш над дверными проемами помещены окна для освещения лестниц. Дверные проемы имеют широкие профилированные обрамления, над ними прямоугольные филенки, в ко-торые вписаны розетки со стеклянными плафонами светильников (ныне сохранились два плафона). В 4-х этажных крыльях в уровне 1-го этажа парадные входы отмечены имита-цией прямых каменных перемычек, сандриками и профилированными обрамлениями. Над входами - стеклянные плафоны в форме полушара. Окна по сторонам от парадного и да-лее через одно, включая окна крайнего ризалита, отмечены такими же имитациями пере-мычек, а также композициями под окнами, состоящими из кронштейнов, на которые "опи-раются" подоконные полочки, и гирлянд с лентами и звездами. На этих же осях под окна-ми 4-го этажа помещены филенки. Окна подвала также имеют имитации каменных пере-мычек. Все окна фасада имеют профилированные подоконные полочки, а все окна 3 - 5-го этажей и профилированное обрамление. Один из парадных дверных проемов 4-этажной части сохранил первоначальные филенчатые дверные полотна с остеклением в верхней части. Стены в уровне 1-го и 2-го этажей, а также цоколь, имеют рустовку по штукатурке, имитирующую каменную кладку из крупных блоков. Боковые фасады решены одинаково - с окнами в 4-х осях, сгруппированными по-парно в средней части фасада (ныне на северо-западном фасаде два окна превращены в двери и устроены поздние крыльца). Горизонтальные элементы композиции и оформле-ние окон, стен и цоколя те же, что на главном фасаде 4-х этажных крыльев, но без декора под окнами первого этажа. На торцовых фасадах отсутствует рустовка; окна расположены только на одной оси ближе к боковым фасадам. Карниз такой же, как на боковых фасадах. Дворовые фасады почти лишены декора, но и здесь сохранена межэтажная тяга в уровне перекрытия 2-го этажа. Цоколь без рустовки, но с профилем под полкой. Венчаю-щий карниз оформлен профилированной тягой под выносной плитой. Все окна имеют профилированные подоконные полочки. Над входами в лестничные клетки имеются пря-мые сандрики. Балконы в уровне 3, 4 и 5-го этажей на 5-этажной части расположены на осях лест-ничных клеток и симметрично в середине между ними еще по два балкона. На 4-х этаж-ных крыльях в уровне 3-го и 4-го этажей балконы равномерно распределены через ось. Балконы на бетонной плите с профилированным краем, опирающейся на литые из бетона фигурные консоли. Решетка ограждения балкона простого рисунка из металлического профиля с выгнутой наружу верхней частью. Планировочная композиция подчинена осевой симметрии, сформирована из рядо-вых и угловых жилых секций. В 5-этажной части 4 рядовые секции развернуты лестница-ми в сторону главного фасада и сблокированы между собой санузлами и кухнями. В 4-этажных крыльях - по одной рядовой секции с угловыми секциями на флангах развернуты лестницами во двор и также сблокированы санузлами и кухнями. В доме 101 квартира, из них 8 квартир 3-х комнатные, остальные - двухкомнатные. Планировка жилых 2 - 4-го этажей одинакова, как и планировка 5-го этажа повторяет план средней части 2 - 4-го этажей. Планировка 1-го этажа также секционная, первоначально была частично жилой - в крыльях находилось 9 квартир (ныне частично приспособлены под магазины). Централь-ная часть и, частично, крылья заняты помещениями стоматологической поликлиники. Планировка подвала включает в себя убежища ГО, располагающиеся между лест-ницами крыльев, подсобные поликлиники, прачечную. Часть помещений подвала обору-дованы под кладовые жильцов. В интерьере лестничных клеток - лестницы из сборных бетонных ступеней по ме-таллическим косоурам. Ограждения лестниц с литыми из чугуна элементами геометриче-ского рисунка. В квартирах частично сохранились первоначальные потолочные карнизы, лепные розетки, филенчатые и остекленные двери с профилированными наличниками. Высота помещений подвала - 2,50 м; 1-го этажа - 3,45 м; 2-го - 3,25 м; 3-го - 3,30 м; 4-го - 3,00 м; 5-го - 3,30 м. Фундаменты бутовые ленточные; стены кирпичные; перегородки дощатые ошту-катуренные; перекрытия деревянные отепленные и железобетонные; перекрытия подвала из монолитного железобетона по железобетонным балкам; крыша - деревянные стропила с обрешеткой; кровля - шифер; полы дощатые; окна двойные, створные; двери филенча-тые. Отделка наружная - штукатурка, окраска; внутренняя - штукатурка, побелка, окра-ска, обои. Общие габариты в плане: 131,4 м х 20,20 м. Глубина корпуса - 13,15 м.
Общие сведения:Дом имеет большое градостроительное значение для формирования фронта за-стройки Октябрьского проспекта. Один из наиболее ярких примеров творчества архитектора А.А. Ларкина, в котором сочетаются принципы типового проектирования с индивидуальным подходом к решению фасадов. Отражает приемы формального историзма, характерного для архитектуры СССР 1930-х - 1950-х гг.
Предметы особой охраны: 1. Объемно-пространственная композиция дома. 2. Планировочная композиция дома. 3. Архитектурная композиция фасадов: габариты дверных и оконных проемов и витрин; расстекловка оконных и балконных переплетов. 4. Элементы декора фасадов: профили тяг и обрамлений окон; рустовка стен и цо-коля; орнаментальные декоративные композиции; "перемычки" дверей и окон; тяги и кронштейны венчающего карниза и эркеров. 5. Конструкции оснований, фундаментов, стен. 6. Подлинные филенчатые дверные полотна.
Материалы: ГП БТИ Псковской области.
Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: Каган-Розенцвейг М.Л. Записки строителя. Псков, 2001,, с.28. 29Материалы ГП БТИ Псковской области.

Дом жилой-110

Дом жилой-111

Дом жилой.
Дата постройки: 1953 г.
Адрес: Псков г./Октябрьский пр-кт, 14
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Современное использование: Жилой дом


Историческая справка:Послевоенный восстановительный период в Пскове завершился к концу 1940-х годов. С начала 1950-х годов в центральной части города на местах разобранных завалов началось активное строительство жилых и общественных зданий, возводимых на основе специально разработанных проектов. Проект застройки участка на перекрестке ул. Пушкина и Октябрьского проспекта был выполнен в архитектурно-проектной мастерской при управлении Главного архитектора г.Пскова одним из первых. Автором его был псковский архитектор Ларкин А.А.(1). В первоначальном варианте проекта, датированном 1950 годом, здание представляло собой "Г"-образную в плане постройку со скошенным углом, обращенным в сторону перекрестка. Крылья его были ориентированы вдоль красной линии улицы Пушкина и Октябрьского проспекта. Новое здание должно было связать два жилых дома довоенной постройки, создав сплошную линию застройки квартала. Въезд на территорию просторного внутреннего двора устраивался через два сквозных проезда со стороны ул. Пушкина. В первом этаже здания предполагалось разместить ателье по пошиву одежды, столовую, парикмахерскую, помещения домоуправления и детский сад. Лишь незначительная часть помещений первого этажа предназначалась для жилья. Композиция фасадов отличалось дробностью, неоправданной для здания подобного масштаба. Два широких междуэтажных пояса делили фасады по горизонтали на три части. Первый пояс располагался между 1 и 2 этажами, второй - между 4 и 5 этажами. Плоскость стены в уровне 1-го этажа должна была обрабатываться ленточным рустом. Устройство балконов предусматривалось лишь в уровне 4-го этажа. В качестве стилеобразующих были использованы художественно переработанные элементы архитектуры классицизма. Впоследствии, при доработке проекта, решено было отодвинуть часть крыла, поставленного вдоль ул.Пушкинской, на 10 м вглубь дворовой территории и соединить его торцовый фасад с торцовым фасадом дома , расположенного на перекрестке ул. Ленина и ул. Пушкина (ул.Ленина,11). При этом отодвинутый от красной линии ул. Пушкина корпус возводился в 4-е этажа и предназначался исключительно для жилья. Проездные арки во двор были устроены по одной со стороны Октябрьского проспекта и ул. Пушкина. Корректировке подвергся не только план, но и архитектурное решение фасадов здания. В выборе стилевого прототипа для оформления фасадов 5-ти этажного объема в окончательном варианте предпочтение было отдано архитектуре итальянского Возрождения. Причиной тому стало, по-видимому, желание связать фасад вновь строящегося здания с фасадом соседнего дома, возведенного в 1896 году в стиле неоренессанса по проекту псковского городского архитектора Нестурха Ф.П. (Октябрьский пр.,12).С целью придания зданию большей монументальности, были укрупнены горизонтальные членения его фасадов. Появились дополнительные балконы и эркеры, усилившие пластику фасадов. Строительство здания было завершено в 1953 году. Дом стал одной из первых и наиболее интересных построек архитектора Ларкина А.А. в городе и положил начало серии так называемых "ларкинских домов" в Пскове. Одну из квартир в жилом корпусе на ул. Пушкина получила архитектор "Облпроекта" Эльза Павловна Штольцер. В 1954 году в ее квартире, превращенной на время в мастерскую, архитекторы Штольцер Э.П., Русинов В.И. и Миляускас А.И. в свободное время работали над проектом мавзолея Сталина. Из 1000 работ, представленных на конкурс, объявленный Союзом архитекторов, совместный проект группы псковских архитекторов вошел в число 100 лучших (была фотография в печати). В 1968 году по семейным обстоятельствам Штольцер Э.П. вынуждена была покинуть Псков и ухать в Ленинград. Ее псковскую квартиру занял вернувшийся в город из Ленинграда архитектор-реставратор Ю.П.Спегальский(2). Однако, прожил он в ней недолго. Уже в начале 1969 года Ю.П.Спегальский умер. В 1986 году по инициативе его вдовы архитектора О.К.Аршакуни в квартире был открыт мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству архитектора-реставратора. В настоящее время музей-квартира Спегальского Ю.П. является филиалом Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В июне 1990 года на фасаде 5-ти этажного крыла здания, развернутого вдоль ул. Пушкина, была установлена мемориальная доска с горельефным портретным изображением Спегальского Ю.П. и текстом: "В этом доме жил и работал Юрий Павлович Спегальский (1909-1969), ученый и исследователь средневекового русского зодчества, архитектор - реставратор, художник". Автором доски был псковский художник Кириллов А.Д. В конце 1990-х - начале 2000-х годов квартиры 1-го этажа жилого 4-х этажного корпуса были выведены из жилого фонда, а помещения переоборудованы под торговые зала и офисы. В настоящее время в здании размещаются: магазин "Фиорд", салон-парикмахерская "Людмила", магазин "Время цветов", кафе "Снежинка", служба социологической и маркетинговой информации, муниципальное предприятие г.Пскова "Псковская коммерческая палата", музей-квартира Ю.П.Спегальского, магазин -салон "Мария", магазин "Кожгалантерея и комиссионный", муниципальное предприятие города Пскова "Северо-Западный центр социологии и маркетинга".Дом находится на балансе МУМРа № 5 г. Пскова. Спегальский Юрий Павлович (1009-1969) Исследователь древнего зодчества Пскова, реставратор. Родился в Пскове. Окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно- строительного института. Работал в отделе памятников Ленинградского областного исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся и в архитектурно-художественных мастерских. В 1944 году Ю.П.Спегальский приехал в Псков и возглавил областную инспекцию по охране памятников. В 1945- 1946 годах создал проект планировки архитектурных заповедников в Пскове. В 1946 году открыл организовал в городе реставрационные мастерские. В 1948- 1968 годах жил и работал в Ленинграде. В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию "Псков. Каменная жилая архитектура XVII века". Издал две монографии: " Псков. Художественные памятники"(1963) и "Псковские каменные жилые здания XVII века"(1963). В 1968 году вернулся в Псков, где стал работать главным архитектором псковских реставрационных мастерских, осуществляя разработанный им "Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова". Похоронен на Мироносицком кладбище города Пскова. (3) Кириллов Алексей Дмитриевич (1938) Член Союза художников СССР с 1972 года. В 1961 году окончил Ленинградское художественное училище им. В.А.Серова. С 1954 года жил в Пскове. Работал в технике масляной живописи, акварели, пастели, в области монументально-декоративного искусства (чеканка). В 1990-х годах эмигрировал в Германию (4).
Архитектурные особенности:Дом располагается в историческом центре Пскова в квартале, ограниченном Октябрьским проспектом, улицей Пушкина и улицей Ленина. Главные фасады здания ориентированы вдоль красной линии улицы Пушкина и Октябрьского проспекта. Глухие торцовые фасады примыкают к дому № 12 по Октябрьскому проспекту и дому № 11 по улице Ленина. Дом каменный, ломанный в плане, состоящий из 5-ти этажного и 4-х этажного объемов. Под всем зданием имеется подвал. Над 5-ти этажной частью со стороны дворового фасада возвышается двухъярусный объем смотровой вышки. Крыша над 5-ти этажным объемом вальмовая, над 4-х этажным - двухскатная, над вышкой- плоская.. Композиция главного фасада 5-ти этажного объема близка к симметричной, складывается из трех частей: центральной, обращенной в сторону перекрестка и двух одинаковых боковых крыльев, ориентированных вдоль Октябрьского проспекта и улицы Пушкина. Центральная часть фасада решена в 7 осей. Парадный вход оформлен в виде мощного стилизованного портика, четыре пилона которого охватывают фасад на уровне 2-х первых этажей. Пространство между пилонами по бокам от центральной оси в уровне 2-го этажа решено в виде неглубоких лоджий с ограждениями из литых бетонных балясин. Центральная ось, на которой расположен парадный вход в здание, в уровне двух верхних этажей выделена объемами балконов, габариты которых превышают габариты остальных балконов дома. Балконы центральной оси объединяют попарно узкие одностворные оконные проемы и балконные двери. В уровне 3-го этажа балконные двери заменены одностворными окнами. В уровне 5-го этажа балконы меньших размеров располагаются так же на 2-й и 6-й осях центральной части фасада. Все балконы дома выполнены из бетонных литых элементов. Площадки с профилированным краем опираются на мощные кронштейны. Балконные ограждения из фигурных литых балясин. По углам установлены прямоугольные в сечении столбики, поддерживающие широкие поручни балкона. Все оконные проемы центральной части 5-ти этажного объема в уровне 1-го этажа решены как витринные, имеют лучковое завершение и оформление в виде веерного замка. При этом витринные окна по бокам от центрального входа, несколько уже, чем окна, расположенные за пределами портика. Оконные проемы жилой части, исключая арочные окна 5-го этажа, имеют прямоугольную форму. Оформление окон в пределах каждого из этажей одинаково. В оформлении окон 2-го этажа использованы подоконные полочки, поддерживаемые кронштейнами в форме валют. Оконные проемы 3-го этажа имеют рамочные профилированные наличники и фигурные сандрики в форме лучкового фронтона. Окна 4-го этажа оформлены рамочными профилированными наличниками и профилированными подоконными полочками. Оконные и дверные проемы 5-го этажа имеют арочные завершения, декорированы рустовкой, и профилированные подоконные полочки. Фасад крыла, ориентированный вдоль Октябрьского проспекта, решен в 9 осей. В уровне 4-х жилых этажей его композиция центрально - симметрична. На 3-й, 5-й и 7-й осях в уровне двух верхних этажей расположены балконы. В уровне 2-го этажа балконы заменила их имитация, выполненная с использованием накладных балясин. Характер оформления оконных проемов жилой части такой же, как и в центре фасада. Симметрия в композиции крыла, ориентированного вдоль Октябрьского проспекта, нарушена в уровне 1-го этажа. На крайней оси слева у глухой торцовой стены находится арка сквозного проезда. В проеме арки со стороны уличного фасада установлены ажурные 2-х створные ворота из сварного металлического прута. На 3-й и 8-й осях располагаются входы в здание. В центральной части фасада на 4-6-й осях расположены три широких витринных окна. Два узких витринных окна расположены по бокам от правой двери фасада. Все витринные окна и дверные проемы 1-го этажа, включая проем проездной арки, имеют лучковое завершение и оформление в виде веерного замка. Оконный проем справа от проездной арки повторяет габариты окон 2-го этажа. В его оформлении использована профилированная подоконная полочка, подоконное пространство оформлено профилированной филенкой. Композиция фасада правого крыла 5-ти этажного объема, развернутого вдоль ул. Пушкина, с небольшими изменениями повторяет композицию левого крыла. Фасад правого крыла решен в 8 осей. Вместо 9-й оси оставлено глухое пространство стены, декорированное в уровне 2-го этажа литой бетонной панелью квадратной формы с барельефом с использованием советской символики. Также как и на левом крыле, в центре фасада правого крыла на 4-6-й осях в уровне 1-го этажа расположены широкие витринные окна. Размещение остальных оконных и дверных проемов 1-го этажа отличается от их расположения в левом крыле здания: узкий витринный проем находится на 1-й оси слева, на 2-й и 3-й осях располагаются дверные проемы, на 7-й и 8-й осях находятся два окна, габариты которых соответствуют габаритам большинства окон жилого этажа. Характер оформления оконных и дверных проемов правого крыла такой ж, как на левом крыле здания. Горизонтальные элементы, играющие важную роль в композиции фасада, представлены низким штукатурным цоколем, широким междуэтажным поясом, состоящим из гладкого фриза и профилированного междуэтажного карниза и профилированного венчающего карниза небольшого выноса, который поддерживают кронштейны, декорированные стилизованными листьями аканта. Горизонтальная составляющая в композиции фасада усилена за счет обработки плоскости стены в уровне двух нижних этажей цементной штукатуркой и ленточным рустом под "шубу". Плоскость стены в уровне 3-5 этажей оштукатурена краской охристых тонов, элементы декора выделены побелкой, углы фасада декорированы рустом. Горизонтальные элементы композиции, использованные в уровне двух первых этажей 5-ти этажного объема здания, нашли свое продолжение в композиции 4-х этажного корпуса, объединив оба объема (5-ти и 4-х этажный) в единое композиционное целое. Композиция главного уличного фасада 4-х этажного объема близка к симметричной. Симметрию нарушает широкий проем сквозного проезда справа у глухой стены торцового фасада. Металлическая решетка, преграждающая въезд на территорию двора, такая же, как на воротах проездной арки со стороны Октябрьского проспекта. Центральную часть фасада по 4-й,7-й, 10-й и 13-й осям в уровне двух верхних этажей разбивают трехгранные эркеры, завершенные балюстрадой, расположенной над профилированным венчающим карнизом. Плоскость стены эркера между окнами 3-го и 4-го этажей оформлена прямоугольными профилированными филенками. Оконные проемы 2-го этажа, расположенные под эркерами, имеют сложное обрамление. Широкий рамочный наличник по обе стороны от окна декорирован рельефными литыми вставками с изображением гирлянды из листьев лавра. Подоконная полочка поддерживается сдвоенными кронштейнами в форме стилизованных валют. Подоконное пространство между кронштейнами оформлено профилированной горизонтальной филенкой. Характер оформления остальных оконных проемов такой же, как на фасадах 5-ти этажной части здания. Исключение составляют окна 3-го этажа, в которых лучковые сандрики заменены сандриками в виде полочки, поддерживаемой кронштейном в форме стилизованной валюты. В простенках между окнами 2-го этажа вмонтированы четыре одинаковых литых бетонных барельефа, рисунок которых, несмотря на близость тематики, отличается от рисунка барельефа, расположенного на правом крыле 5-ти этажного объема здания. Композиция дворового фасада складывается из композиции фасадов 4-х этажного и 5-ти этажного объемов, объединенных в единое целое широкой междуэтажной тягой. Рисунок междуэтажной тяги такой же, как на уличных фасадах здания. Композицию дворового фасада завершает профилированный венчающий карниз, рисунок которого повторяет рисунок венчающего карниза уличного фасада 4-х этажного объема здания. Ритм оконных проемов дворового фасада ровный, нарушаемый лишь окнами лестничных клеток, смещенных по горизонтали по отношению к окнам жилых помещений здания. На оси лестничкой клетки левого крыла 5-ти этажного объема размещена двухъярусная смотровая вышка. Справа от этой оси в уровне 1-го этажа расположены два широких витринных окна с лучковым завершением. Все оконные проемы дворового фасада оформлены плоскими рамочными наличниками. Основная плоскость стены фасада оштукатурена цементной штукатуркой. Элементы декора - наличники, карниз, междуэтажная тяга - выделены побелкой. Сложное объемно-пространственное решение дома сказалось на его планировочной композиции (не всегда связанной с композицией фасадов здания). К шестигранной в плане центральной секции 5-ти этажного объема с двух сторон примыкают одинаковых прямоугольных секции. Две лестничные клетки расположены по бокам центральной секции, еще по одной лестничной клетке находятся в боковых секциях. На каждую лестничную площадку центральной секции выходят двери двух 2-х комнатных и одной 3-х комнатной квартиры. В боковых секциях размещаются только 2-х комнатные квартиры. Четырехэтажное крыло здания имеет 3 подъезда. На каждую лестничную площадку так же, как и в 5-ти этажном объеме, выходят двери трех квартир. В подъезде, расположенном около проездной арки, размещены две 3-х комнатные и одна 2-х комнатная квартиры, в двух других подъездах - все квартиры 2-х комнатные. Окна лестничных клеток всех секций обращены в сторону двора. Лестницы двухмаршевые с железобетонными сборными ступенями по металлическим открытым косоурам. Лестничные ограждения из металлических сварных прутьев с деревянными точеными поручнями. В интерьере сохраняются немногочисленные деревянные филенчатые двери. Потолки жилых помещений украшают лепные профилированные тяги. В оформлении интерьера коридоров квартир, расположенных вдоль лестничных маршей, использован мотив арки. Планировка 2-5 жилых этажей одинакова. Планировка 1-го этажа 5-ти этажного объема подчинена функциональному назначению расположенных в нем помещений. Подвалы здания частично заняты складскими помещениями магазинов, частично- кладовыми жильцов. Высота помещений: подвала - 2,2 м; 1-го этажа центральной части 5-ти этажного объема- 3,27 м, боковых крыльев - 2,9 м, 4-х этажного объема - 2, 72 м.; 2-го и 3-го этажей - 2,92 м; 4-го этажа - 3, 0 м; 5-го этажа - 2, 97 м.; смотровой вышки - 1-й ярус - 4,75 м, 2-й ярус - 2,2 м. Фундаменты - бутобетонные; стены - кирпичные; перегородки - дощатые; крыша - деревянные стропила; кровля- шифер; полы - дощатые; окна - 2-х створные; двери - филенчатые, железные. Общие габариты в плане: 4-х этажный объем - 55,7 м х 14 ,2 м 5-ти этажный объем - (30,2 м + 23,9 м + 30,2 м) х 13,7 м
Общие сведения:Имеет важное градостроительное значение, фиксируя перекресток Октябрьского проспекта и улицы Пушкинской. Яркий образец ретроспективного направления в архитектуре Пскова конца 1940-х 1950-х годов. Одна из лучших работ архитектора А.А.Ларкина в Пскове.
Предметы особой охраны: 1.Сложная объемно-пространственная композиция здания, состоящего из ломанного в плане 5-этажного объема и примыкающего к нему прямоугольного в плане 4-х этажного объема. 2. Композиция уличных фасадов (симметрия; четко выраженные горизонтальные членения; габариты и ритм оконных проемов, балконов, эркеров; габариты проездных арок) 3. Декор фасадов (рустовка, профилированные рамочные наличники, подоконные полочки, кронштейны, профилированные филенки, междуэтажные тяги, венчающий карниз, мотив веерного замка, литые барельефы) 4. Планировка здания в пределах капитальных стен. 5. Материалы и конструкции фундаментов и несущих стен.
Материалы: и конструкции фундаментов и несущих стен.Линейные размеры
Состояние объекта: среднее

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: Материалы ГП БТИ Псковской области.Псковская энциклопедия. 2003 г.Псковский биографический словарь. Псков, 2002 г.

Дом жилой-111