В.В. Седов Древнерусское языческое святилище в Перыни

В. В. Седов
Древнерусское языческое святилище в Перыни



Урочище Перынь находится в 4 км южнее г. Новгорода. Оно занимает небольшой плоский холм на левом берегу р. Волхова, около его истоков из оз. Ильменя.1 Господствующее положение над северными низменными и безлесными берегами Ильменя придает Перынскому холму, увенчанному кольцеобразной сосновой рощей, величественность и исключительную живописность. С восточной и северо-восточной сторон Перынский холм омывается водами Волхова, а к южному склону холма подходит приток Волхова р. Веряжья. С запада и северо-запада от коренного берега Волхова холм отрезан заболоченной низиной, которая во время весеннего половодья заполняется водой и превращает Перынь в островок. Местные предания,2 доживший чуть ли не до наших дней обычай бросать в Волхов монету при следовании мимо Перыни («жертва Перуну») и само название связывают урочище с главным языческим богом славян Перуном. По словам третьей Новгородской летописи, в Перыни стояла деревянная статуя Перуна, которая в 988 г. была срублена и сброшена в Волхов 3. Все это давало полные основания предполагать, что здесь был один из центров языческой религии древней Руси.
Подробнее

В.В. Седов Межевой камень XIV в. из Изборска


В.В. Седов
Межевой камень XIV в. из Изборска


В окрестностях Изборска постоянно встречаются межевые камни. Это валуны с плоской или уплощенной верхней поверхностью, на которой обычно высечен простой крест. Такими камнями местные жители до не давнего времени обозначали границы своих земельных владений — пахотных участков и сенокосных угодий.
Обозначение камнями рубежей земельных участков в Северной Руси восходит к древнерусскому времени. В обводной межевой книге 1391 г. на р. Шале близ оз. Онеги упомянуты «три камня большихъ плоскихъ, а на сириднемъ ками насиченъ крестъ» [1]. В Древней Руси межевые камни, как и другие межевые знаки, назывались межниками[2].
В 1972 г. при раскопках Изборского городища (называемом обычно Труворовым) в развале камней от монастырских построек, существовавших здесь в XVI—XVII вв., найден межевой камень с надписью. Его размеры около 30 X 22 см, толщина до 15 см. Сделан межник из светло-серого известнякового камня. Верхняя поверхность его плоская, гладкая, остальные — рваные. Нижний правый угол камня отбит.[3]
На верхней поверхности процарапана надпись, состоящая из двух частей, оконтуренных прямыми линиями в виде прямоугольников. В первой части написано одно слово «меза», т. е. «межа», означающее, что это порубежный знак. Во второй части, состоящей из двух строк, написано «наса чсть воротькова», т. е. «наша часть Воротькова». Часть — участок земельного владения[4]. Владелец участка — Воротько (или Воротков, т. е. сын Воротыш). Это сокращение от имени Воротислав, распространенного на Руси [5].
Смешение ж и з, ш и с (межа > меза, наша > наса) является характерной особенностью псковских говоров. Древнейшие псковские тексты, относящиеся к XIV в., широко отражают переход шипящих ш и ж в свистящие С и З [6]. Эта фонетическая особенность отмечается как в современных псковских, так и в некоторых других северорусских диалектах[7].
Написание слов с частицами жа и ша (межа, наша) с юсом малым находит параллели в памятниках древнерусской письменности. В частности, в Минее служебной за май месяц XII в. межа написана с юсом малым[8]. В новгородских берестяных грамотах ша и жа писались преимущественно через а, что, как отмечает В. И. Борковский, отражает все более закрепляющуюся орфографическую норму[9]. Вместе с тем в грамотах 112, 134, 141, 142, 222, 239, 246, 249 и 292 жа и ша написаны с юсом малым[10]. Самые поздние из них — грамоты 134 (XIV в.) и 249 (рубеж XIV и XV вв.), остальные датируются XI—XIII вв.
Подробнее

Седов Валентин Васильевич

Седов Валентин Васильевич


Седо?в Валенти?н Васи?льевич (21 ноября 1924, Ногинск — 4 октября 2004, Москва) — видный советский и российский археолог-славист, заведующий отделом полевых исследований Института археологии РАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН (1997), действительный член РАН (2003) и академик АН Латвии (1994). Выдающийся исследователь этногенеза и ранней истории славян.

Биография


Родился 21 ноября 1924 в городе Богородске (с 1930 года — Ногинск) Московской области в семье рабочих. Его отец Василий Васильевич Седов и мать Анна Фоминична работали на Истомкинской текстильной фабрике.

После окончания школы в 1941 году поступил в Московский авиационный институт. Но в связи с началом Великой Отчественной войны летом 1942 года был зачислен в Гомельское военно-пехотное училище, а в ноябре попал на фронт. Был командиром стрелкового и пулеметного отделений на Сталинградском, Южном, Степном, 1-м Украинском, 1-м Белорусском и Прибалтийском фронтах, участвовал в боях с Японией. За боевые заслуги был награждён орденом Красной Звезды[2] и медалью «За боевые заслуги».

Историей заинтересовался в конце 1945 года в Харбине, когда ему удалось ознакомится с книгами из библиотек русских эмигрантов, многие из которых не были доступны в СССР.

После демобилизации поступил на исторический факультет МГУ. Окончив обучение на кафедре археологии в 1951 году, принят в аспирантуру Института археологии (в те годы — Института истории материальной культуры).
[править] Научная деятельность

В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Кривичи и словене», в 1967 — докторскую диссертацию «Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья». Основные научные интересы ученого лежали в поле изучения этногенеза славян, финно-угров, балтов и их соседей, истории и культуры Киевской Руси.

С 1947 года участвовал во множестве археологических экспедиций (в центральные, западные и северо-западные регионы России, Беларусь), сам занимался организацией раскопок. В 1971 руководимая им экспедиция начала раскоп­ки Изборского горо­дища.

Был членом Редакционного Совета журнала «Российская (Советская) археология», ответственным редактором ежегодника «Археологические открытия». Являлся ответственным редактором более 80 книг по археологии. Автор более 450 научных работ.

Внёс значительный вклад в исследование этногенеза славян. Кроме того, Седов открыл языческое святилище в Перыни, убедительно интерпретировал конские черепа, лежащие под срубами новгородских построек, как остатки жертвоприношений. Обратил внимание на реальность возможности существования Русского каганата в начале IX века. Известен и своей многогранной издательской деятельностью].


Монографии

* Сельские поселения Смоленской земли VIII—XV вв. М., 1960.
* Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970.
* Новгородские сопки. М., 1970.
* Длинные курганы кривичей. М., 1974.
* Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
* Археология СССР: Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982.
* Очерки по археологии славян. М., 1992.
* Славяне в древности. М., 1994.
* Славяне в раннем средневековье. М., 1995.
* Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 1999.
* У истоков восточнославянской государственности. М., 1999.
* Изборск в раннем Средневековье. М.: Наука, 2007.

Седов Валентин Васильевич
Подробнее

С новым 2010 годом. Ура!!!!

Новый год 2010 - год желтого металлического Тигра.

Старинная бирманская легенда говорит, что однажды Буйвол победил в схватке Тигра и посмеялся над ним. C тех пор Тигр не выносит Быков (и Коров), поэтому, провожая 2009 год, нельзя хвалить его. Зато Новый 2010 год нужно встречать с уважением и надеждой – это Тигру по нраву. Тигр всегда идет вперед, презирает условности, иерархию и консерватизм ума. Тигр – знак необыкновенного действия, неожиданных ситуаций и исключительной судьбы. В любом случае, год желтого металлического Тигра – это год выдающихся личностей и битвы сильнейших человеческих амбиций, год достижений и испытаний на прочность всей жизни.

Удачи всем в Новом Году.
---
  • 3 713

Опрос.

Добрый день.
У администрации сайта имеется вопросы к вам:
Что ещё не хватает сайту?
Может нужен форум для сайта?
Требуется ли более жёсткая модерация комментариев?
---
Подробнее