Часовня в Выбутах
Часовня в Выбутах
Древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор заслужил веч-ную благодарность псковичей. В "Повести временных лет" он не забыл упомянуть, что киев-скому князю Игорю Рюриковичу привели жену "от Плескова" именем Ольга. Это событие отмечено в лето 6411-е от сотворения мира, что соответствует 903 году по современному летоисчислению. Более ранних известий о нашем городе историки не обнаружили. Вот почему у местной администрации появился повод праздновать в этом году 1090-летие Пскова.
Княгине Ольге досталась трудная, но почетная роль в русской истории. После смерти мужа она сумела расширить и укрепить Киевскую Русь, первой среди Рюриковичей обрела христианскую веру, воспитала храброго сына Святослава Игоревича и мудрого внука Вла-димира Святославовича, крестившего подвластных славян. Православная церковь назвала великих князей Ольгу и Владимира равноапостольными и причислила их к лику, святых.
С годами память о княгине Ольге не только не угасала, но, наоборот, росла и ширилась. Во времена Ивана Грозного для прославления правящей династии закончили составление Степенной книги царского родословия. Достойное место в ней отвели рассказу о слав-ной жизни нашей землячки, в том числе и о рождения ее в "веси Выбутской близь града Пскова" и о знакомстве Ольги с будущим мужем при переправе Игоря на другой берег Ве-ликой.
О том, что "на Выбуте" многие века существовала переправа через Великую, можно убедиться по псковским летописям. Здесь не раз происходили ожесточенные сражения. 18 августа 1407 года большое немецкое войско пришло в землю псковскую; не ожидая помощи от пригородов, псковичи вышли из города и встретили врагов "на Броду от Выбута". Четыре дня "поганые многажды хотяху перебрести реку и не возмогоша, поидоша прочь". 20 августа 1480 года немцы, не одолев Изборск, пришли под Псков, но псковичи сожгли Заве-личье, а войска из пригородов успели на реке Великой на Выбуте броды затворить.
С постройкой церкви во имя пророка Ильи Выбуты стали погостом. А народные предания заполнили окрестности Выбут множеством достопримечательностей, связанных с именем Ольги. К сожалению, часть из них исчезла бесследно.
Сейчас неизвестно, где именно неподалеку от Выбут находилась Ольгина гора, под ко-торой в августе 1393 года убили копорского князя Ивана, участвовавшего с новгородцами в походе на Псков. По свидетельству протоиерея Смиречанского, опубликовавшего в "Псковских епархиальных ведомостях" историческую справку о начале Пскова и о погосте Выбуты, противоположный берег Великой местные жители называли Ольгинским, а ро-диной будущей княгини они считали прибрежную деревню Волжино, Ольжино тож, что в двух верстах выше по течению.
В этой деревне (теперь Волженец Ядровского сельсовета) до сих пор пользуются удобным колодцем, выдолбленным в крутой береговой известняковой скале. Он до краев заполняется прозрачной холодной водой из "Ольгина ключа". По легенде, Ольга ходила сюда за водой и каждое утро умывала ею "свое светлое личико". В прежние времена источник считали чудодейственным: он исцелял глубоко верующих.
А чуть ниже Выбут быстрое течение Великой наталкивается на небольшой скалистый островок Богдановский (по дореволюционному владельцу — Шацкий), покрытый нанос-ным песком и землей с сочной травой. Более глубокий рукав реки, обтекающий островок справа, считался Ольгиными воротами, а левую, мелкую протоку называли Ольгиными слудами (из-за наслоений известняка на дне реки). Тут же, в полусотне метров выше ост-ровка, из реки выступали большие гранитные валуны. Самый крупный из них в народе зва-ли Ольгиным: после купания Ольга любила отдыхать на нем.
Другой наиболее почитаемый Ольгин камень находился неподалеку от левого берега Великой, в трехстах метрах северо-восточнее Ильинской церкви, на пустынном низменном лугу. Эта громадная продолговатая гранитная глыба достигала в длину пяти с половиной метров, и в высоту и в ширину — более двух метров. Вокруг этого огромного камня сложи-лись самые удивительные, невероятные легенды, приписывающие Ольге сверхъесте-ственную, нечеловеческую силу и совсем не женские занятия. Одну из них в 70-е годы про-шлого века слышал и записал член Псковского археологического общества Н. К. Богушевский: святая Ольга несла на войну с "погаными" множество больших камней, но этот вывалился из ее прохудившегося платка. Археологу-любителю, учителю рисования местного реального училища Н. И. Соколову больше понравилось другое устное предание: святая Ольга строила мост через Великую и несла камень к берегу, но оставила его по дороге, услышав звон колокола к литургии...
В 1882 году новый преподаватель рисования того же училища Н. А. Пиватто в честь рождения дочери императора Ольги Александровны зарисовал Ольгинские места псковс-кой земли, в том числе и Ольгин камень. Только в 1914 году журнал "Русский паломник" воспроизвел этот рисунок. На камне виден восьмиконечный крест, а так же показывали след, оставленный в этой гранитной глыбе ножкой великой княгини.
Ольгин камень был очень популярен. Ежегодно в день памяти святой Ольги Российской 11 июля крестный ход, приходивший накануне из Пскова в Выбуты, на обратном пути останавливался у камня. После молебна хоругви из Ильинской церкви возвращались, а псковские иконы вновь отправлялись в дальнюю дорогу до кафедрального Троицкого со-бора.
Предположив, что Ольга вышла замуж, когда ей исполнилось двадцать лет, Псковское археологическое общество решило отметить тысячелетие со дня ее рождения в 1883 году. В Ольгин день на торжественной заседании ПАО члены общества устроили добровольную подписку на устройство в Выбутах во имя святой Ольги придела к Ильинской церкви. Но собрать удалось лишь 832 рубля. Идею гласного Д. И. Иванова ходатайствовать о все-российской подписке на сооружение храма в честь княгини Ольги Псковская городская дума обсуждала два года, но так и не поддержала, посчитав это дело трудным и дорогостоящим.
Помогла гласность. В июле 1886 года "Псковский городской листок" в очередной раз напомнил, что за три года на собранные деньги ничего не сделано. Только что назначенный губернатором барон Икскуль фон Гильденбандт, избранный и председателем ПАО, включил этот вопрос в повестку ближайшего заседания общества. По его запросу псковский епископ Гермоген сообщил, что Ильинский храм невелик и тесен, так что внутри его разместить придел затруднительно, а наружная пристройка потребует больших затрат и исказит архитектуру церкви.
Владыка предложил вместо придела соорудить часовню при Ольгином камне, посе-щаемом во время крестного хода, и посоветовал, чтобы камень стал задней стенкой этой ча-совни. На общем собрании ПАО 21 декабря так и решили, а губернатора просили собрать ко-миссию для разработки проекта и сметы памятника-часовни.
Молодой выпускник Академии художеств, псковский городской архитектор, пор-ховский дворянин Александр Николаевич Векшинский согласился безвозмездно составить проект часовни и руководить ее постройкой. 11 июня 1887 года его проект был принят, а через месяц, в день святой Ольги, сам епископ отслужил молебен при закладке часовни.
Через год каменная часовня "прекрасной архитектуры" (как выразилась местная газета) была сооружена. Внутри ее поставили образ святых князей Ольги н Владимира. Ее освящение состоялось не в Ольгин день, а на четыре дня позднее, так как 15 июля вся православная Россия торжественно праздновала тысячелетие крещения Киевской Руси. К 11 часам утра в Выбутах собралось все окрестное население и в экипажах подъехали вице-председатель ПАО барон К.К. Врангель, уездный предводитель дворянства (и поэт) А.Н. Яхонтов, председатель уездной земской управы Д. И. Иванов, будущий академик архитектуры А.Н. Векшинский... О состоявшемся освящении телеграммой сообщили покровителю Псковского археологического общества великому князю Сергею Александровичу.
Чтобы новая часовня не оказалась без присмотра, ПАО 18 августа 1889 года решило просить духовенство принять ее в свое ведение вместе с 20 рублями, оставшимися от стро-ительства. Очевидно, передать часовню не удалось, поскольку через десяток лет духовная консистория просила общество позаботиться о ее ремонте. ПАО отказалось, ссылаясь на отсутствие средств. Тогда сотню рублей отпустила археологическому обществу городская дума. Еще год потребовался, чтобы найти подрядчика на этот ремонт, пока не помог епархиальный архитектор В.Л. Назимов.
Ольгинскую часовню в Выбутах посещали известные в дореволюционные времена люди. Особенно много гостей собралось здесь в июле 1914 года, когда закладывался храм во имя святой Ольги. Среди них была и греческая королева Ольга Константиновна.
За несколько десятилетий до возведения часовни, когда неподалеку строился мост через речку Череху для железной дороги на Варшаву, хотели использовать гранит Ольгиного камня. Его сверлили и пытались взорвать, но не смогли. В народе говорили, что святая Ольга не допустила. А через три четверти века, в тридцатые годы нашего столетия, рядом с Выбутами ремонтировали железнодорожный путь на Витебск. И вновь дорожникам пона-добился камень. В эти антирелигиозные времена небесные силы не защитили святыню, и сильный взрыв разнес Ольгин камень вместе с часовней...
Н. ЛЕВИН, краевед.